257. Александр Петрович, царевич, сын царя (впоследствии император) Петра I Алексеевича 158), от первого брака с Евдокией Федоровной Лопухиной, в иночестве Еленой 80). – Род, в подмосковном селе Преображенском, 23 октября, и крещен в московском Чудове монастыре 1 ноября 1691 г.; ум. в Москве 14 мая 1692 т. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. 258. Александр Святославич 258. Александр Святославич, прозванием Дяшек , князь смоленский, третий из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца в 1386 г.: оставил сына Михаила, прозванием Зьяло, не бывшого уже удельным; и считается родоначальником угасших князей Дашковых. 258. Александр Семенович 258. Александр Семенович, удельный князь чернятинский, племени князей тверских, младший из трех сыновей Семена Ивановича, князя чернятинского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XV в., быть может, видел окончательное присоединение Твери к Москве, в 1482 г., и оставил сыновей, Андрея и Ивана, князей Чернятинских, уже не удельных. 259. Александр Юрьевич (Георгиевич) 259. Александр Юрьевич (Георгиевич), прозванием Нетша единственный сын Юрия (Георгия) Константиновича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, но своей бабке, со стороны отца, Евдокии Александровне 707), родной правнук св. Александра Невского 12). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, жил в первой половине XIV в.. князем не писался и оставил сыновей, прозванием Нетшиных: Ивана, родоначальника старшей ветви угасших дворян Петшиных ; Дмитрия, родоначальника дворян Дмитриевых-Мамоновых, Внуковых , и угасших Даниловых ; Семена, родоначальника младшей ветви угасших дворян Петшяных . 260. Александр Юрьевич (Георгиевич) 260. Александр Юрьевич (Георгиевич), из племени князей Святополков, происходящих несомненно от св. равноапостольного князя Владимира 54), младший сын князя Юрия (Георгия) Михайловича Свя-тополка ). – В начале XV в. поселился в местечке Четвертне, на р. Стыри, в нынешней волынской губернии, основал тут православный монастырь и сделался родоначальником князей Святополков-Четвертинских или, как писались они прежде князей Святополков на Четвертне-Четвертинских (ksiazeta Swiatopelk na Czetwertni Czetwertynski). 261. Александр Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1173 году торческий кн. Михаил (который управлял Киевом по воле кн. Андрея Боголюбского) поставил Всеволода Юрьевича и Ярополка Ростиславича наместниками в Киев. Однако через пять недель они были захвачены в плен кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем и его братьями. После переговоров Ростиславичи выпустили Всеволода Юрьевича, и в том же году он участвовал в новом походе на Киевское княжество , которое вновь организовал Андрей Боголюбский. Вместе с новгород-северским кн. Игорем Святославичем (героем «Слова о полку Игореве») Всеволод Юрьевич бился против рати блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго под Вышгородом, а затем участвовал в неудачной 10-недельной осаде города. В момент гибели Андрея Боголюбского (1174) Всеволод Юрьевич вместе со старшим братом Михаилом находился в Чернигове у кн. Святослава Всеволодовича . Их соперниками в борьбе за власть в Суздальской земле стали племянники - Мстислав и Ярополк , сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава, умершего при жизни отца. Поначалу при помощи ростово-суздальского боярства и рязанского кн. Глеба верх взяли Ростиславичи. Однако уже 15 июня 1175 года, поддержанные черниговским кн. Святославом, Михаил и Всеволод Юрьевичи нанесли поражение войскам Мстислава и Ярополка в пяти верстах от Владимира . Михаил стал правителем Владимира, население и духовенство которого были на стороне сыновей Юрия Долгорукого, в день их победы в Успенском соборе Владимира был отслужен благодарственный молебен. Вскоре власть Михаила Юрьевича признали Суздаль и Ростов . Всеволод Юрьевич получил в княжение Переяславль-Залесский . После победы и утверждения своей власти в Северо-Восточной Руси братья предприняли поход против рязанского кн. Глеба , союзника Ростиславичей. На р. Мерьской (совр. р. Нерская, приток р. Москвы) Михалко и Всеволод Юрьевич встретили рязанские послы, которые сообщили им о признании правителем Рязани своей вины и готовности вернуть вывезенное им в 1175 году из Владимира, в т. ч. из Успенского собора, имущество.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

“Он выкупал украденные иконы и возвращал их”. Что ждет Музей русской иконы после гибели основателя Деятели искусства вспоминают мецената Михаила Абрамова 21 августа, 2019 Деятели искусства вспоминают мецената Михаила Абрамова Об основателе Музея русской иконы, бизнесмене Михаиле Абрамове, погибшем 21 августа, вспоминают деятели искусства. Он рассказывал об этой уникальной иконе с большим чувством Наталия Горькова, заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Музей русской иконы. Наталья Горькова — Мы, сотрудники музея, понимаем, что осиротели и эта утрата невосполнима, ушел великий человек. Михаил Юрьевич Абрамов – всегда был полон невероятных светлых идей, которые были связаны с созиданием. Если он за что-то брался, загорался чем-то, то пытался убедить абсолютно всех в том, что нужно обязательно подключаться, поддерживать и популяризировать, он умел заражать своими идеями окружающих. Яркий пример – его любовь к древнерусскому искусству. Он увидел и понял для себя его ценность, а затем уже всячески стал распространять в мир эту идею о том, что древнерусское искусство — это наше достояние, культурные и духовные корни и его надо собирать, изучать и сохранять. Его опыт создания Музея русской иконы – уникальное, беспрецедентное явление. Причем все свои начинания, порывы он, не будучи искусствоведом, сверял с экспертным мнением специалистов, которых привлекал к работе. Михаил Юрьевич очень тщательно относился к подбору специалистов, доверял только тем людям, которые действительно могут реализовать его идеи, поддерживают их и обладают квалификацией в области искусства, с ним всегда работали люди — единомышленники и профессионалы очень высокого уровня. Создавая коллекцию, Михаил Юрьевич обращался к ведущим ученым в области древнерусского искусства — таким, как Лев Исакович Лившиц, Энгелина Сергеевна Смирнова и другим крупным ученым их уровня. Михаил Юрьевич был не только собирателем и создателем прекрасного музея, он также финансировал исследования ученых-специалистов по древнерусскому искусству, издавал их труды.

http://pravmir.ru/on-vykupal-ukradennye-...

Приехал в ту пору в Новгород князь Дмитрий Юрьевич и пришел в Клопский монастырь благословиться у Михаилы. И говорит он: «Михайлушка, скитаюсь вдали от своей вотчины – согнали меня с великого княжения!» А Михаила в ответ: «Всякая власть дается от Бога!» И князь попросил: «Михайлушка, моли Бога, чтобы мне добиться своей вотчины – великого княжения». И Михаила говорит ему: «Князь, добьешься трехлокотного гроба!» Князь же, не вняв этому, поехал добиваться великого княжения. И Михаила сказал: «Всуе стараешься, князь, – не получишь, чего Бог не даст». И не было Божьей помощи князю. И в то время спросили у Михаилы: «Пособил Бог князю Дмитрию?» И Михаила сказал: «Впустую проплутали наши!» Записали день, в который это было сказано. И так оно и оказалось. Опять прибежал князь в Великий Новгород. И опять приехал он в Клопский монастырь братию кормить и у Михаилы благословиться. Накормил и напоил старцев, а Михаиле дал шубу, с себя сняв. Когда стали князя провожать из монастыря, то Михаила погладил князя по голове да промолвил: «Князь, земля по тебе стонет!» И трижды повторил это. Так и случилось – накануне Ильина дня князь преставился. Раз исчез из монастыря олень и Михаила с ним. И три недели неведомо где пропадали, и Михаила, и олень. А накануне Покрова дня преставился Феодосии. И послали за владыкой Евфимием, чтобы проводил Феодосия, а тот не поехал. И три дня лежал Феодосии непохороненным. И собрались люди добрые из города, игумены честные и попы и понесли Феодосия к могиле хоронить; смотрят, идет Михаила, а олень за ним, ничем не привязан: только у Михаилы клочок мха в руке, и олень за клочком мха идет. И положили Феодосия в могилу, и честно погребли его. В декабре месяце на Саввин день разболелся Михаила, но в церковь не ходил. А стоял справа у церкви, на дворе, против могилы Феодосия. И стали спрашивать его игумен и старцы: «Почему, Михаила, не стоишь в церкви, а стоишь на дворе?» И он им ответил: «Тут я хочу полежать». И до преставления своего прожил он в монастыре пятьдесят лет и шесть месяцев. А постели и ничего другого не требовал себе, а спал на песке, а келью топил мусором и конским навозом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Это – наглая акция устрашения «Русское Собрание» просит руководство силовых структур провести проверку травли Михаила Щеглова 01.08.2022 2539 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлено М.Ю. Щегловым 27 июля прошли демонстративные обыски на квартире и по месту работы председателя Казанского отделения «Русского Собрания» Михаила Юрьевича Щеглова, о чём Русская народная линия сообщала . «Русское Собрание» решило обратиться к Генеральному прокурору РФ И.В. Краснову, председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину и Министру внутренних дел РФ В.А. Колокольцеву с просьбой провести проверку и наказать виновных в наглом преследовании известного общественного деятеля. Письмо, подписано председателем «Русского Собрания», главным редактором Русской народной линии А.Д. Степановым и отправлено адресатам. Редакция доводит его содержание до внимания общественности. Уважаемые Игорь Викторович, Александр Иванович, Владимир Александрович! Обращаюсь к Вам от имени членов Международной общественной организации «Русское Собрание». Надеемся на Вашу принципиальность в отстаивании национальных интересов России, которые Вы, мы это видим, демонстрируете в своей практической деятельности. Речь идёт о вопиющем факте устрашения со стороны правоохранительных структур Республики Татарстана в отношении нашего товарища, известного общественного деятеля, председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отделения «Русского Собрания» Михаила Юрьевича Щеглова. М.Ю. Щеглов известен как последовательный сторонник и защитник традиционных культурных и духовно-нравственных ценностей русского и других коренных народов нашей страны. Его бескомпромиссная позиция в отношении проявлений этнонационализма и сепаратизма, ущемления русской культуры со стороны чиновников Татарстана многим не нравится. Его острые публикации имели резонанс в республике и одновременно вызывали ненависть со стороны татарских националистов и покровительствующих им чиновников.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/01/et...

В декабре 2014 года благодетелями монастыря Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой, Юрием Юрьевичем Зеленько и Натальей Васильевной Семенцовой с семьей обители подарены иконы Воскресения Христова, Двунадесятых праздников и Святых Жен-Мироносиц. По благословению высокопреосвященнейшего Иоакима, архиепископа Пражского и Чешских земель, вечером 21 декабря 2014 года, накануне празднования монастырской почитаемой иконы Божией Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», впервые в истории монастыря совершен монашеский постриг. Постриг в мантию приняла благочинная монастыря - инокиня Маргарита/Мария Малета/с наречением имени Марионилла в честь святой мученицы Мариониллы Египетской. Чин пострижения совершил родной брат монахини Мариониллы, архимандрит Венедикт/Малета/, наместник Потоцкого Антоние-Феодосиевского мужского монастыря Кременчугской епархии, Украинской Православной Церкви. В марте 2015 года святой обители подарены первые иконы в иконостас святых Архангелов Михаила и Гавриила - благодетелями монастыря Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой и Юрием Юрьевичем Зеленько. 26 апреля 2015 года, в Неделю Святых Жен-Мироносиц, святая обитель во главе с высокопреосвященнейшим Михаилом, архиепископом Пражским и Чешских земель, торжественно встретила икону Божией Матери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» подаренную преосвященнейшим Дамианом, епископом Фастовским (УПЦ); главные иконы в иконостас Спасителя и Богородицы, подаренные благодетелями Екатериной Викторовной Морозовой, Ириной Сергеевной Трушниковой и Юрием Юрьевичем Зеленько, а также житейные иконы Святых, подаренные Ксенией Леонидовной Горобец со чады. За усердные труды во славу Святой Православной Церкви и святой обители в этот же день высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Пражский и Чешских земель возвел в сан архимандрита духовника монастыря игумена Онуфрия/Томенюка/. По благословению высокопреосвященнейшего Михаила, архиепископа Пражского и Чешских земель, 24 апреля 2016 года снова в святой обители совершен монашеский постриг. Постриг в мантию приняла экономка монастыря инокиня Лидия/Анна Малета/с наречением имени Ангелина в честь святой праведной Ангелины, деспотиссы Сербской. Чин пострижения совершил высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Пражский и Чешских земель во время Божественной Литургии в Неделю ваий.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в честь Архангела Михаила. Кроме того, в Византийской столице Архангела Михаила почитали как покровителя воинов и императорской власти. Девять византийских императоров носили имя Михаил. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. В начале IV века Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с Архангелом Михаилом – 8 ноября. В католичестве праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. У католиков есть и еще один праздник, связанный с явлением Архангела Михаила на Монте-Гаргано. Коптские христиане посвятили Архангелу Михаилу главную реку Египта – Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь Архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание Архангела Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь Архангела Михаила и в благодарность за разлив реки. В иудейской традиции Архангел Михаил именуется Михаэль. Он один из четырех ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. В исламской традиции Архангел именуется Микаилом и имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. Он упоминается как ангел, который раздает творениям Божиим пропитание. Также известен как ангел милосердия. В Древней Руси почитание Архангела Михаила было также распространено. Один из первых киевских храмов – Михайловский Златоверхий собор – был освящен в честь Архистратига Михаила. Свидетельства помощи Архангела упоминаются во многих русских летописях. Считалось, что именно он был тем ангелом, который помог Владимиру Мономаху одолеть половцев и который явился у гробницы преподобного Феодосия. Впоследствии Архангел Михаил был изображен на гербе Киева. Так же как и в Византии, имя Михаил было очень популярно среди русских князей: очень часто оно становилось вторым, крещеным княжеским именем. С именем Михаил были крещены: Святополк Изяславич, князь Киевский († 1113); Олег Святославич, князь Новгород-Северский († 1115); святой князь Михаил Муромский (XII b.); Ростислав Мстиславич, князь Смоленский († 1167); Ростислав Рюрикович, князь Киевский († 1205); Михаил Юрьевич, князь Владимирский († 1176).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как говорить с Тобой. Поэзия Михаила Кукина 4 мин., 15.09.2022 Сейчас я, дорогой читатель наших «Строф», сделаю маленькое догадливое признание. Мне давно кажется, что Михаил Юрьевич Кукин  — один из земных ангелов-хранителей нашей русской поэзии. Той, настоящей, которая еще существует, дышит. А заодно он внимательно приглядывает и за классической европейской живописью (его  «путешествия» внутрь великих картин на страницах «Фомы», знаю, полюбились). Что же до постоянного друга-партнера «Строф» — нашего старейшего «Нового мира», — то именно в этом журнале без малого три десятилетия тому назад было опубликовано стихотворение «Коль колесо времён свершило полный круг…» Там Михаил Юрьевич напрямую и очень сердечно обратился из полунебесного своего Коньково — к Гавриле Романычу Державину. Загляните в Интернет, прочитайте. Особливо — строфы со второй по четвертую. «…И странно ли сие? Ты, живший на холме,/Над синим Волховом, от дел уединённо,/Как вдуматься, так впрямь во многом сроден мне,/Глядящу утром восхищённо//На ширь и даль небес…» Ну и так далее, вплоть до обращения к собратьям «коньковской школы» поэтической, — о чем мне написать — и места уже нету. Михаил Кукин. Фото Бориса Модестова …А люди-то какие чудные, что дельвиг да батюшков твой — Константин Гадаев да Игорь Фёдоров. Поэты лицейского, считай, замесу. Мне искусство этих мастеров когда-то открыл дядька Николай Филимонов, изумительный издатель и дивный разговорщик. Тем же, кто захочет узнать поэта, филолога, искусствоведа, культуролога и прочая (самое главное — поэта! ) — Михаила Кукина поближе, послушайте его и на сайте радио «Вера» (в «Светлом вечере»), например. А завершу я это вступление старыми словами (из 2006-го) — другого моего любимого хранителя  — Андрея Анпилова. «…И то, что b XXI веке есть те, для кого дух поэзии пушкинской плеяды — не пустое слово, — греет». Это — из размышлений и о  Кукине. В одной своей недавней статье Михаил Юрьевич «по-простому» сказал, что «…в конечном счете, хорошие стихи всегда описывают мир».

http://foma.ru/kak-govorit-s-toboj-pojez...

Из суздальских бояр Андрея Боголюбского упоминается воевода Борис Жидиславич, участвовавший во взятии Киева; взявши в соображение перемену его отчества Жидиславич на Жирославич, можно предположить, что это был сын известного Жирослава Иванковича. Наконец, упоминаются имена лиц, неизвестно, к чьей дружине принадлежавших, например Давыд Борынич, который подтверждал известие Василя Настасьича на счет замыслов Владимира Мстиславича; потом в битве с половцами убит был Константин Васильевич, Ярунов брат, и Константин Хотович взят в плен.  ГЛАВА ШЕСТАЯ Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. - Характер Андрея и его поведение на севере. - Владимир-на-Клязьме. - Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. - Война его с Мстиславом Изяславичем. - Смерть обоих соперников. - Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. - Ссора Ростиславичей с Андреем. - Мстислав Ростиславич Храбрый. - Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. - Ярослав Изяславич княжит в Киеве. - Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. - Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. - Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. - Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. - Возобновление борьбы по смерти Михаила. - Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. - На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. - Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. - Святослав утверждается в Киеве. - Слабость киевского князя перед суздальским. - Борьба Ярослава галицкого с боярами. - Смерть его. - Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. - Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. - Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. - Гибель Берладникова сына Ростислава. - Насилия венгров в Галиче. - Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Москва. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом 10). На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.

http://sobory.ru/article/?object=05174

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010