К этому вероопределению все отцы собора приложили руки и единогласно провозгласили: «все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера православная. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописью, тому анафема! Кто не лобызает икон, как сделанных во имя Господа и святых Его, тому анафема!» Вероопределение это было выводом из свидетельств Свящ. Писания св. отцов и соображений разума. Явилось оно голосом вселенской церкви, а потому и получило силу обязательного для всех верных чад Церкви правила и руководства на все времена. Положен был конец сомнениям и колебаниям. С такими мыслями и покинули отцы Седьмого вселенского Собора приветливый и мирный город Никею. Но полного успокоения умов пришлось еще ожидать долгое время. Много было недовольных соборным вероопределением. Конечно, более всех вооружились против него иконоборцы. Но до времени они должны были хранить молчание 53 . По окончании соборных заседаний игумен Платон возвратился в свою Саккудионскую обитель. Тихо, мирно, по заведенным порядкам потекла жизнь иноков. Не ожидалось пока ни откуда бед и напастей. Церковь , казалось, умиротворилась. Государством правит пока счастливо императрица Ирина с сыном, Константином. Так недавно полководец ее Ставракий окончил походы на славян. Некоторые князья славянские приведены были в столицу пленниками, а другие обязались платить дань (783 г.). Но беда шла с той стороны, откуда многие ее и не ожидали. 34 Братья Феодора: Иосиф, впоследствии Архиепископ Фессалоникский, и Евфимий, умерший иноком в сравнительно молодых годах. 40 Огласительные поучения пр. Феодора Ст. в русском переводе, издание Козельской Введенской Оптиной пустыни 125 – 26 стран. 49 В другой биографии преп. Феодора, известной по изданию Сирмонда с именем монаха Михаила, или Феодора Дафнопата или даже монаха Иоанна, вместо Антония называется Евфимий, вероятно, брат Феодора (и. 12 по Migne t. 99, 129 col.) 51 Подробности см. в «Jgnaii diaconi Vita Tarasii Archiepiscopy Constantinopolitani ed. J. Heikel Helsingforsiae 1889 an.» 53 Подробные сведения о седьмом вселенском Соборе можно читать в нашей книге: «Св. Тарасий патриарх Цареградский и Седьмой вселенский Собор». СПБ. 1893 г. Читать далее Источник: Преподобный Феодор Студит и его время (759-826 гг.) : (Перепеч. из еженед. духов. журн. " Пастыр. собеседник " за 1895 г.)/Свящ. Василий Преображенский. - М. : Типо-литогр. Ермакова, 1896. - IV, 356 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В России нас воспринимали неоднозначно. Для некоторых мы были «билетом» заграницу или источником получения гуманитарной помощи. Для других - настоящими русскими, преемниками дореволюционной, изгнанной России. Для третьих - чужаками, идейными противниками. Но обычно при более близком знакомстве даже те клирики, которые поначалу к нам относились с большой опаской - меняли свою точку зрения. Мы становились если не друзьями, то соратниками во Христе, людьми, вместе болеющими за Церковь и родину. Из духовных лиц, которые в 90-е годы стали для меня близкими, с кем я продолжал общение много лет, могу назвать протоиерея Льва Лебедева из Курска, протоиерея Анатолия Яковина из с. Великодворья Гусь-Хрустального района Владимирской области, протоиерея Михаила Женочина из Гдова в Псковской области, протоиерея Василия Ермакова из Санкт-Петербурга. Вы много лет служите в кафедральном соборе в Сан-Франциско, где почивают нетленные мощи святителя Иоанна, великого архипастыря русского рассеяния. Наверное, вам доводилось быть свидетелем чудес, совершавшихся по его молитвам? - Все годы моего священства я служу в одном храме - в кафедральном соборе в Сан-Франциско - и никогда не перестаю удивляться этой милости, которой Господь сподобил меня и мою семью. И при хиротонии архиерейской и при рукоположении иерейском, новопоставляемый обручается своей епархии и своему приходу, подобно тому, как муж и жена обручаются друг другу в таинстве венчания. И конечно, особая милость Божия - служить в храме, где служил один из величайших святителей Русской Церкви ХХ века, св. Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. И не только служить, но быть свидетелем его почитания, открытия его мощей, торжества его прославления, ежегодной «Пасхи среди лета» - дня его памяти. И, конечно, ежедневных чудес по его молитвам. Мы, священники кафедрального собора, видим и слышим о таком количестве чудес, что это для нас не что-то из ряда вон выходящее - это уже норма. Не помню, чтобы кто-то из людей, припадающих к мощам св. Иоанна и просящих его молитвенного предстательства, не получил от него явной помощи и утешения. Бывает, люди получают не тот ответ, которого ожидают, - но всегда тот, который приносит пользу просящему. А большинство получает именно и конкретно то, о чем просит - в том виде, в каком хотелось.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/21/...

Тверь, 2001. Кн. 5. С. 427-428. 9 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 2. М.: Новоспасский монастырь, 2013. С. 538-539. 10 ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 192. Л. 51. Машинопись. 11 Там же. Л. 50. Рукописный вариант карточки арестованного. 12 ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 34923. Л. 9. 13 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 5. М.: Новоспасский монастырь, 2016. С. 577, 580. 14 Записки священника Сергия Сидорова. С. 40. 15 В исторической литературе встречается утверждение, что митрополит Петр (Полянский), ожидая репрессий, составил завещание, в котором на случай своего ареста вторым в списке архиереев — его заместителей (после митрополита Сергия (Страгородского)) поставил имя архиепископа Николая. В связи с арестом архиепископа Николая завещание было переписано. См.: Аракелова А.С. Через Крест к свету: Жизненный путь священномученика архиепископа Владимирского Николая (Добронравова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. С. 203-204. Из опубликованных документов известно, что актом от 6 декабря 1925 года в случае прекращения по каким-либо обстоятельствам деятельности Патриаршего местоблюстителя временное исполнение обязанностей Патриаршего местоблюстителя поручалось митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому), а в случае невозможности их воспринятия последним временное несение обязанностей Патриаршего местоблюстителя возлагалось на митрополита Михаила (Ермакова) или архиепископа Иосифа (Петровых). 16 Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 431. 17 Записки священника Сергия Сидорова. С. 42-43. 18 Там же. 19 Там же. 20 ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 255. С. 186. 21 В память вечную будет праведник: миссионерский проект Норильской епархии/автор проекта епископ Агафангел (Дайнеко). Норильск, 2018. С. 112-171. 22 ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 19597. Л. 15-15об. 23 ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 1580. С. 120-121. 24 Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. М.: Храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, 2005. С. 45-46. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5890746.ht...

Со времени освящения Введенского храма службы в общине совершались по монастырскому чину. В церкви служили клирики Киево-Печерской лавры, в т. ч. иеромонахи Мардарий, Макарий, Павлин, Дионисий, Адам, Алипий I и Алипий II. В окт. 1887 г. игум. Евфалия обратилась к митр. Платону с прошением определить в общину постоянного священника, к-рому предлагались жалованье 350 р. в год, бесплатная квартира. Вскоре на служение в К. м. был назначен свящ. (впосл. прот.) Павел Загродский ( 1899). В дальнейшем духовниками К. м. служили, как правило, клирики из числа белого духовенства Киева, в т. ч. священники Кодрат ( 1903) и Андроник Кобылковские, с 1903 г.- Хрисанф Коцюбинский, с 1906 г.- Макар Сергеев, с 1907 г.- Василий Коломейцев, с 1915 г.- Зиновий Гребентский, Андрей Колбус. Обитель посещали: 12 окт. 1883 г.- патриарх Иерусалимский Никодим I , 8 авг. 1881 г.- архиеп. Палладий (Раев) , Киевские митрополиты и викарии, др. архиереи Русской Церкви, несколько раз - вел. кнг. Александра Петровна Романова (см. Анастасия Киевская , мон.), 21 авг. 1912 г.- вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 1921-1992 гг. В 20-х гг. XX в. сестры и клирики обители подвергались гонениям. 28 янв. 1921 г. насельницы подали в Отдел управления Киевского губ. революционного комитета заявление на регистрацию церковной общины и утверждение нового устава, согласно которому она организуется для «взаимного содействия удовлетворению церковно-религиозных потребностей ее членов под руководством епископа». 14 марта 1922 г. в общину был назначен свящ. Владимир Попов. 24 июня того же года указом временного управляющего Киевской епархией архиеп. Михаила (Ермакова) на служение в общину был назначен прот. Борис Квасницкий, пользовавшийся авторитетом среди прихожан. Но 20 сент. 1928 г., после отказа в поддержке Декларации митр. Сергия (Страгородского) , митр. Михаил (Ермаков) отстранил прот. Б. Квасницкого от должности монастырского духовника. Впосл. протоиерей примкнул к иосифлянскому движению, служил в принадлежавшей иосифлянам Покровской ц. на Подоле. Известно, что его деятельность вызвала раскол в общине К. м.: неск. монахинь ушли с ним из обители и стали нести служение при Покровской ц. на Подоле ( Шкаровский. 1999. С. 93). В 1930 г. прот. Б. Квасницкий был арестован по обвинению в принадлежности к «Киевской группе Истинно православной церкви». По нек-рым сведениям, незадолго до 2-го ареста (янв. 1931) клирик признал каноническое священноначалие РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Следует заметить, что негативную роль в церковной смуте 20-х годов сыграл Вселенский Патриархат, а также поддержавшие его Александрийский и Иерусалимский Патриархи. В Мае 1924 г. Вселенский Патриарх Григорий VII, руководствуясь весьма далекими от поиска истины побочными соображениями, выпустил постановление о признании обновленческого Синода. 287 Тогда же им была направлена в Москву делегация для расследования церковных дел. В данной ей инструкции указывалось на желательность удаления на покой Патриарха Тихона, «ради единения расколовшихся». 288 В связи с этим Патриарх Тихон справедливо указывал в письме Вселенскому Патриарху: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с нами, как с законным представителем и главой всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви...». 289 Между тем и далее, вплоть до конца 30-х годов Константинопольский и Александрийский Патриархи продолжали контакты с обновленцами, а их представители в Москве присутствовали на разного рода соборах, съездах и совещаниях. Именно обновленцам отведена была роль представлять Русскую Церковь на так и не состоявшемся Всеправославном Соборе в Иерусалиме, намеченном на Пятидесятницу 1925 года. Но в Русской Церкви в это время появились и другие нестроения. В 1921 г. для упорядочения церковной жизни на Украине Синод принял решение о создании Украинского экзархата. Поскольку законно-избранный митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) вынужденно оставил кафедру и оказался в эмиграции, то в силу чрезвычайных обстоятельств на неё был назначен Патриаршим указом архиепископ (впоследствии митрополит) Михаил (Ермаков), становившийся одновременно Патриаршим экзархом Украины. В дальнейшем положение Церкви на Украине оказалось достаточно сложным. В Октябре 1921 г. там появился раскол т.н. самосвятов (липковщина), зашедших в своём «реформаторстве» ещё дальше, чем впоследствии обновленцы, которые (гл. образом группа «Живая Церковь ») также активно развернули там свою деятельность, причем ими опять был поднят вопрос об Украинской автокефалии. А весной 1924 г., воспользовавшись временным отсутствием находившегося в ссылке экзарха митрополита Михаила, часть украинских епископов во главе с архиепископом бывшим Харьковским Иоанникием (Соколовским), отделившись от Патриарха, решила организовать самостоятельную Украинскую Церковь . Этот раскол (Лубянский) частично охватил Харьковскую, Полтавскую, Киевскую и некоторые другие епархии. Сознавая, сколь пагубным может оказаться такое разделение, Патриарх Тихон 6 Апреля 1924 года принял на себя временное управление всеми церквами на Украине, о чём известил епископат, клир и мирян специальным посланием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ваш Александр 192 . Телеграф 28 в Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 62/604 со станции Птргф. 26/V 1882 г. Принял Буцевич ТЕЛЕГРАММА No 368. Подана 26/V 11 ч. 25 м. пополун. Прошу Бас приехать ко мне завтра, четверг, в 11 1 / 4 часов утра Александр 193 . Телеграф 11 в Пбг. Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 63/604 со станции Птргф. 2/VI 1882 г. Принял Длиев ТЕЛЕГРАММА No 418. Подана 2/VI 8 ч. пополун. Благодарю сердечно. Радость огромная. Счастлив. Александр. 194 . Телеграф в Орнб. из Петергофа. Принята с аппарата No 27/502 со станции Пбг. 19/VIII 1882 г. Принял..... ТЕЛЕГРАММА No 983. Подана 19/VIII 9 ч. 56 м. пополун. Приезжайте завтра в 1 час к завтраку Александр. 195 . Вы получите от Танеева 800 р. на просимое Вами дело. Чирикова мне не удалось видеть тот раз, не было времени. Пришлите его в понедельник в 12 ч. 4 сентября 1882 г. А. 196 . Прочтите эти два замечательных письма В. А. Жуковского к покойному батюшке. Я уверен, что с тем же удовольствием и с тем же чувством прочтете их, как и я. Конечно, письмо от 30 августа 1843 г., из Берлина, в особенности, замечательно именно тем, что оно от Жуковского, личности столь честной, правдивой и светлой. Тогда подобные личности были не редки, а теперь это огромная редкость, а пожалуй и есть, да из ложного стыда скрываются. По прочтении верните мне письма обратно. А. 197 . 500 р. получите от Танеева, я ему написал. Можете ли заехать ко мне завтра в 12 ч., давно не видались, и есть о чем переговорить. А. 8 декабря 1882 г. 198 . 14 дек. 1882 г. Гатчино. Очень благодарен за сообщенные сведения о. Добровольном Флоте, судьбой которого я очень интересуюсь. На счет названия нового парохода «Кострома» я ничего не имею; имя совершенно подходящее и русское. Очень рад за бедного Чирикова, что ему дают новый пароход. Непременно поддержу ваше ходатайство у министра финансов о ссуде в 500.000 р., которую, впрочем, я уверен, Бунге не затруднится дать. Ваш Александр. 199 . 18 дек. 1882 г. Гатчина. Вопрос о закавказском транзите действительно-весьма важен и меня очень занимает. На днях собирается большая комиссия под председательством в. кн. Михаила Николаевича, в которую входят: министры финансов, государственных имуществ, путей сообщений, Сольский, Ермаков, Обручев, Гейтерн, гр. Баранов, кн. Дондуков-Корсаков, гр. Лорис-Меликов, Старицкий и еще несколько лиц. Дело далеко еще не решенное, н весьма будет интересно знать, к какому результату еще придет совещание. Я почти уверен, что большинство будет против транзита.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

35 В настоящее время это здание отдано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Домовый храм там восстанавливается, и над ним возвышается золотой купол, видный издалека. 36 Платон (в миру – Порфирий Федорович Рождественский; 1866–1934) – с 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский, с 1922 г. – управляющий Северо-Американской епархией. 37 Михаил (в миру – Василий Федорович Ермаков; 1862–1929) – с 1905 г. – епископ Гродненский, с 1924 г. – митрополит Киевский. 38 Пещерный храм, освященный в 1913 г. во имя святителя Гермогена, находился в подклете монастырского собора, освященного в честь Чуда архангела Михаила. Там же пребывали останки убиенного великого князя Сергея Александровича. 39 Неясно, был ли это епископ Екатеринбургский Владимир (Соколовский-Автономов), либо епископ Белостокский Владимир (Тиховицкий). Они оба участвовали в работе собора. 40 Святитель Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру – Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918). Окончил Киевскую Духовную академию в 1874 г., с 1888 г. – епископ Старорусский, с 1892 г. – архиепископ, экзарх Грузии, с 1898 г. – митрополит Московский, с 1912 г. – митрополит Санкт-Петербургский, с 1915 г. – митрополит Киевский и Галицкий. Зверски убит в Киеве 25 января 1918 г. Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1992 г. Память 25 января/7 февраля. 44 Константин Васильевич Розов (1874–1923) был протодиаконом Большого Успенского собора Московского Кремля, имел мощный бархатный бас широкого диапазона. В 1921 г. был удостоен небывалого в России звания «Великий архидиакон». 46 Сщмч. Кирилл (в миру – Константин Иларионович Смирнов; 1863–1937) митрополит Казанский и Свияжский. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. Овдовев, в 1902 г. принял монашество и был направлен в Персию начальником Умрийской духовной миссии. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский перед своей кончиной просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл. С 1913 г. – архиепископ Тамбовский и Шацкий. Владыка был членом Поместного Собора в 1917–1918 гг. С 1920 г. – митрополит Казанский и Свияжский. В своем завещании патриарх Тихон поставил его первым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего престола. В 1922 г. митрополит Кирилл был впервые арестован и выслан в Красноярский край. Затем его сослали в Туруханский край. В 1937 г. снова арестован и сослан в Казахстан, в Чимкент. 20 ноября 1937 г. митрополит Кирилл был расстрелян. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Память 7/20 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Однако в мае 1922 г. вся Русская Церковь оказалась в крайне тяжелом положении после того, как патриарх Тихон был привлечен советскими органами к судебной ответственности и помещен под домашний арест, а созданное при поддержке властей обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) объявило себя единственной законной высшей властью в Русской Православной Церкви. Митр. Михаил находился в сложной ситуации, поскольку его полномочия как патриаршего экзарха после устранения патриарха от управления Церковью могли быть поставлены под сомнение. Чтобы противостоять обновленцам, пытавшимся подчинить себе и епархии на территории Украины, митр. Михаилу требовалась поддержка и подтверждение его полномочий со стороны представителей укр. духовенства и мирян. Собором епископов Украины была предпринята еще одна попытка созвать Всеукраинский церковный Собор. Как сообщал летом 1922 г. информатор ГПУ, митр. Михаил придавал предстоящему Собору решающее значение. По его мнению, в работе Собора главное место займут вопросы: 1) отношение к автокефалистам; 2) отношение к «Живой Церкви» ; 3) формы церковного управления. При этом митр. Михаил заявил, что «он враг отделения Церкви Украинской от Великороссийской и что достаточно для Украины автономии» (Малоизвестные страницы церк. служения Экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова). М., 2009. С. 89). Проведение Собора было назначено в Киеве на 1 сент. 1922 г. Предполагалось, что на Собор прибудут 400 делегатов от всех епархий Украины, но из-за противодействия местных властей к назначенному сроку в Киев смогли приехать лишь ок. 60 делегатов (в последующие дни прибыло еще более 20 чел.). Созыв Всеукраинского Собора вновь был отложен на неопределенное время, однако собравшиеся приняли решение провести если не Собор, то собрание части его делегатов. Власти Украинской ССР дали согласие на организацию представителями епархий «частного совещания по вопросам церковно-религиозной жизни на Украине» для обмена информацией и обсуждения предполагавшихся церковных реформ и новых церковных течений.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

Преданность и стойкость в выпавших испытаниях, несомненно, помогли архимандриту Киприану завоевать высокий авторитет в глазах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского. Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри. При нем закончен и освящен центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией. В самом Тобольске владыка Киприан перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, «яже в Великом Новеграде», после чего монастырь получил название Знаменского. В 1620 году основал Тобольский Тарский женский монастырь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ранее 1624 года были основаны: Тобольский Тарский Спасский и Тобольский Туринский Никольский мужские монастыри. Основаны две слободы – Устьницынская и Тавдинская. С именем владыки Киприана связывают начало сибирского летописания. Как сказано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, «во второе лето престольства своего» архиепископ Киприан расспрашивал ермаковых казаков о том, «како они приидоша в Сибирь, и где с погаными были бои, и ково где убили погании на драке». В ответ ему принесли «Написание» казаков о походе Ермака, на основе которого при владыке Киприане был создан «Синодик ермаковым казакам» и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия. Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан, знаток «соборного и келейного чина», который и позднее в Москве сочинял тексты служб по благословению патриарха. Владыка Киприан участвует во многих начинаниях патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник. Владыка принимает участие и в приеме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню. Автор «Нового Летописца» замечает: «Патриарх же Филарет повеле Крутицкому митрополиту Киприяну сложите стихеры и канун» (ПСРЛ. Т. 14, с. 152). Владыка Киприан лично принимает участие в прославлении новой святыни. В Новгороде при митрополите Киприане были составлены «Чиновник Новгородского Софийского собора» и описание новгородских святынь «О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[ Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М.: Правосл. Св.-Тихон. богословский ин-т, 1999. С. 7. Перший православний Церковний Собор УАПЦ 14–30 жовтня 1921 р.: документи К., «Жовква», 1999. 560 с. Декларация митрополита Сергия 29 июля 1927 года//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд. Библейско-Богословский институт святого Апостола Андрея. М. 1996. С. 224-228. С. О. Жураковський йосифляни. Документальне К.: НАН 2008. С. 62. Яснопольская В. Н. Счастливый случай: Воспоминания/авт. ст. «Происхождение текста» и примечаний П. Г. Проценко//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: 1918–1932: Свидетельства. Мемуары/сост. П. Г. Проценко. Н-Новгород: Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2004. С. 511. Архимандрит Спиридон (Кисляков, 1875−1930) — известный киевский проповедник, миссионер, религиозный публицист. После идейного сближения с прот. А. Жураковским, объединяют вокруг себя одну из самых крупных иосифлянских общин, не признавших «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского). См. о нем: Малоизвестные страницы церковного служения Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) в 1922-1923 годах (По материалам следственного дела). Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:1 (30). Глаголева-Пальян Магдалина. Воспоминания об отце Александре и отце Алексее и их окружении//Глаголев А.,свящ. Купина Неопалимая. К.: Дух 2002. С. 232. Л[опушанская] Е. Епископы исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 89-90. Цит. по: Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в Киеве в первой половине 1930-х гг: священник Димитрий Шпаковский и епископ Дамаскин (Цедрик)//ТКДА. 14. К., 2011. С. 209-210.  Глаголев Алексей Александрович (1901−1972 гг.) — учился в Киевском Подольском духовном училище и в Киевской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии учился в Киевской 3-й Гимназии, а также в Киевском Институте Внешних Сношений, где занимался изучением языков, но институт не окончил. Состоял слушателем Киевской Православной Богословской Академии до ее закрытия в 1924 году. Первый арест (7-15 мая 1932 г.) — освобожден. На момент ареста работал от конторы Киевкомунбуда в Зоологическом саду в качестве чернорабочего−бетонщика. 1941 г. — состоялась священническая хиротония Алексия Глаголева./См. о нем: Патока Л. Священник, сын священника: к столетию со дня рождения Алексия Александровича ми. 4-5. 2001. С. 38-41.

http://bogoslov.ru/article/3248265

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010