Закрыть itemscope itemtype="" > Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг. 26.09.2010 435 Время на чтение 24 минут Доклад священника Александра Мазырина на конференции «Единство Святой Руси: прошлое, настоящее, будущее» (г. Бердянск Запорожской обл. 30 августа 2010 г.) посвящен важным эпизодам новейшей церковной истории, в которых выявилось единство православной иерархии России и Украины в борьбе с инспирированными богоборческой властью расколами - лубенским и григорианским. В первую половину 1920-х гг. церковная жизнь Украины была потрясена двумя большими расколами, поддержанными большевистской властью, - самосвятским-липковским и обновленческим. Первый из них, оформившийся в 1921 г., характеризовался радикальным разрывом с каноническим преданием Православной Церкви вплоть до отказа от сохранения апостольского преемства иерархии (отсюда название «самосвяты»). Второй на его фоне выглядел более прилично, но генетически был связан с российским обновленческим расколом и поэтому для церковного сознания также являлся беззаконием. Разумеется, ни провозглашенная в явочном порядке «автокефалия» «самосвятов», ни полученная от московских самочинников «автокефалия» обновленцев не были каноничными. Однако эти два раскола не вобрали в себя всех националистически настроенных украинских церковных деятелей, и в середине 1920-х гг. домогательства «канонической автокефалии» Украинской Церкви продолжились. Положение церковных дел на Украине в середине 1920-х гг. усугублялось еще и отсутствием там православного Киевского митрополита. Избранный в мае 1918 г. на Киевскую кафедру митрополит Антоний (Храповицкий) с 1920 г. находился в эмиграции. В 1921 г. Патриарх Тихон назначил Экзархом Украины и временно управляющим Киевской епархией митрополита Гродненского Михаила (Ермакова), но титул митрополита Киевского и Галицкого остался за митрополитом Антонием. Чтобы сместить его и утвердить митрополита Михаила новым Киевского митрополитом требовался Всеукраинский Собор, созыву которого препятствовали власти. Дело застопорилось, тем более что в 1923 г. за сопротивление обновленцам митрополит Михаил был из Киева выслан, Патриарх Тихон тогда тоже находился в заключении .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) (Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии. В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление.

http://pravenc.ru/text/2561328.html

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Гродно. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский кафедральный собор Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел  неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (ст.с.) 1907 года. Бурные политические события начала XX века (три революции, Первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых История чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в 17 веке в селе Борки. Все мы знаем, что Жировичский монастырь славится чудотворным образом Божией Матери «Жировичская». А не так давно стало известно, что и в нашем Ивацевичском районе, тоже когда-то была чудотворная икона Божией Матери, явившаяся слепому на сосне вблизи деревни Борки. На месте явления образа была построена в 1670 году церковь, которая за свою историю несколько раз по-новому сооружалась на том же месте, но до наших дней не сохранилась. Местное название места явления чудотворной иконы – Гай. 12 октября 1973 года церковь была сожжена, но люди окрестных деревень с тех пор поддерживают то место: установили крест, скамеечки, беседку. В какое именно время была утеряна чудотворная икона, осталось тайной, но до недавнего времени протоиерей Тарасий Витько, настоятель Любищицкого храма Святой праведной Анны, который поддерживая традицию несколько раз в году служил акафисты на приблизительном месте сгоревшего храма, и сам не знал и не ведал, что это место настолько прославлено. – Всё началось с телефонного звонка из экзархата, – рассказывает отец Тарасий, к приходу которого ныне относится и д Борки.– На том конце провода прозвучал вопрос: «Почему вы не восстанавливаете свою святыню – чудотворный образ Борецкой иконы Божией Матери?» Я был, честно сказать, ошеломлен услышанным. Ведь ничего о такой иконе никогда в Ивацевичском благочинии не упоминалось. И стали мы искать, перерыли горы литературы церковной, православные сайты и, Слава Богу, кое-что нашли. Отец Тарасий протянул мне отснятые страницы церковной летописи из книги отца Михаила (Ермакова) (1862-1929г.г.), митрополита Киевского, экзарха Украины, а с 1905 г. по 1915 г. – архиепископа Гродненского и Брестского. В главе «Рождество Пресвятой Богородицы», стр. 215-217, написано: «1. В с. Борках, Слонимскаго уезда, Бытенскаго благочиния, в приходской церкви, у сосноваго бора – Церковь деревянная, с таковою же колокольней, в деревянной ограде, – сооружена в 1778 году на месте прежней церкви.

http://pravicon.com/info-3917

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУБЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полтавской епархии, существовало в 1920-1928 гг. 14 окт. 1920 г. ректор Таврической ДС в Симферополе архим. св. Серафим (Соболев) указом Киевского и Галицкого митр. Антония (Храповицкого) в кафедральном соборе Симферополя был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Еп. Серафим на кафедру не прибыл, т. к. в нояб. 1920 г. был эвакуирован из Крыма в Стамбул. Замещение кафедры стало возможным в окт. 1921 г., когда в Киеве во епископа Лубенского был хиротонисан архим. Григорий (Лисовский) . После кончины в янв. 1922 г. Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) Лубенский еп. Григорий стал временно управляющим Полтавской епархией, жил в Полтаве. Киевское совещание 1922 г. под рук. Киевского и Галицкого митр. Михаила (Ермакова) 5 сент. приняло решение о назначении Григория (Лисовского) архиепископом Полтавским. Также было утверждено образование в епархии 4 викариатств, в т. ч. Лубенско-Миргородского (вместо ранее существовавшего Лубенского), на к-рое был рекомендован настоятель Всехсвятского кладбищенского храма в Полтаве свящ. Феофил Булдовский , выступавший за умеренную украинизацию и успешно боровшийся с автокефалистами. 14 янв. 1923 г. он был хиротонисан в Полтаве во епископа Лубенского и Миргородского. 29 дек. 1923 г. по инициативе еп. Феофила в Полтаве состоялось собрание духовенства и «приходских уполномоченных», посвященное вопросам украинизации. В нем участвовали кроме еп. Феофила архиеп. Григорий и викарий епархии Кобелякский еп. Николай (Пирский) . На собрании выступил обновленческий «епископ Уманский» Иосиф Кречетович, высказавшийся в пользу активизации движения за «каноническую автокефалию» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 74. Л. 20). По поручению архиеп. Григория в сент. 1924 г. еп. Феофил ездил в Москву к патриарху св. Тихону для обсуждения вопроса об автокефалии Украинской Церкви. В дек. 1924 г. еп. Феофил порвал общение с архиеп. Григорием, перестал поминать на богослужении также и патриарха и вступил в молитвенное общение с обновленческим «епископом Липовецким» (по др. данным, «епископом Ольгопольским», викарием Подольской епархии) автокефалистом Павлом Погорилко, вместе с к-рым хиротонисал в Полтаве во «епископа Сновского» черниговского прот. Сергия Иваницкого. Согласно отчету Полтавского отд-ния ГПУ, в 1923-1924 гг. Полтавский архиеп. Григорий также находился в общении с обновленцами, отмежевался от них в дек. 1924 г.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

Николаевич Четверухин (14.01.1886, Москва - 18.12.1932, Вишерский ИТЛ Уральской обл. (совр. Пермский край)), сщмч. (пам. 5 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи учителя Московской военно-фельдшерской школы. В 1904 г. окончил с золотой медалью 2-ю муж. гимназию в Москве и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Летом 1907 г. И. сдал экстерном экзамены за курс ДС и поступил в МДА. В 1911 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Жизнь и труды аввы Исаака Сирина». В том же году рукоположен во иерея, служил в храме при Ермаковской богадельне в Сокольниках. Исправлял должность законоучителя в Елизаветинском ин-те благородных девиц, позднее - в городском уч-ще в Сокольниках. Будучи талантливым художником, писал картины на религиозные сюжеты. Вместе со свящ. Павлом Флоренским и С. Н. Булгаковым (впосл. протоиерей) принимал участие в работе религиозно-философского «Кружка ищущих христианского просвещения» мч. Михаила Новосёлова. Осенью 1918 г. Ермаковскую богадельню закрыли, церковь разрушили. В июне 1919 г. И. был избран на должность настоятеля приходским советом храма во имя свт. Николая в Толмачах, где в течение 28 лет (до 1895) служил диаконом его духовный отец иеросхим. Алексий. Ко времени назначения И. многие прихожане, бывшие раньше благотворителями храма, либо умерли, либо уехали, диакон и псаломщик уволились, просфорницы, трапезника, сторожа и звонаря не было. Приходу не хватало самого необходимого (свечей, муки, вина, масла для лампад). Первую зиму храм не отапливался. Несмотря на трудности, И. служил каждый день. Вначале ему помогали только его дети и супруга, но постепенно церковное чтение и пение стали совершать прихожане, которые также звонили на колокольне, пекли просфоры и принимали участие в благоустройстве храма. Чтение в храме было неспешным, четким и громким. По возможности полно соблюдался богослужебный устав. По воспоминаниям сына И., Серафима, это привлекало в храм даже старообрядцев. Проповеди И. произносил не только за литургией, но и за др. службами. Он также толковал прихожанам тексты Свящ. Писания и читал им творения св. отцов. Исповедь И. проводил индивидуально и обстоятельно, предлагая советы и поучения. Среди прихожан были искусствовед В. Т. Георгиевский , ученый-ботаник мч. Николай Рейн, диаконом служил сщмч. Павел Понятовский.

http://pravenc.ru/text/389329.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при митрополичьих покоях. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь Киево-Печерской лавры, 1905 г. Построена по проекту архит. А. О. Ермакова как домашняя церковь митрополита. Примыкает к восточной стороне дома митрополита. С противоположной стороны пристроена к сохранившейся части трапезной XVII в. Возведена на месте одноэтажного каменного корпуса, соединявшего дом митрополита с трапезной. Церковь кирпичная оштукатуренная зального типа с цокольным этажом. В декоре фасадов использованы стилизированные формы рококо. Торцевые стороны завершены фронтонами, которые венчали главки (не сохранились). В конструкциях перекрытий, крыши, лестниц широко использован металл. Покрыта двускатной крышей. Главный северный фасад по оси раскрепован, пышно декорирован. Интерьер решен в виде двусветного зала с хорами, расположенными вдоль северной, южной и западной стен. На хоры ведут две винтовые чугунные лестницы. В цоколь ведет широкая гранитная лестница, здесь размещалась вторая Михайловская церковь. Этот этаж перекрыт сводами, опирающимися на стены и четыре ряда чугунных столбов. Пострадала в период Великой Отечественной войны. Восстановлена в 1951 г. В настоящее время используется для размещения экспозиции Государственного музея украинского народного декоративного искусства УССР. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 72-73 Деревянная церковь при покоях архимандрита изображена уже на плане 1638 г. Очевидно, она была основана Елисеем Плетенецким между 1599-1618 г.г. В 1776 г. при доме митрополита была построена новая, тоже деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но уже в 1783 г. вместо нее упоминается церковь Входа Господнего в Иерусалим. В 1840 г. рядом появилась еще одна деревянная церковь - св. Михаила. В 1905 г. на средства митрополита Флавиана Городецкого между домом митрополита и Трапезной палатой построена новая Благовещенская церковь (по проекту Евгения Ермакова), в цоколе которой находилась Михайловская церковь, а на хорах - придел во имя св.Митрофана Воронежского. Новая домовая церковь митрополичьих покоев - постройка зального типа на цокольном этаже; в конструкциях перекрытий, крыши и лестниц использован металл. Декор выполнен в стилизованных рокайлево-барочных формах. Особой пластичной насыщенностью выделяется симметричный по композиции с высоким фигурным фронтоном северный фасад. Фронтоны боковых фасадов венчали небольшие главки (не сохранились). Интерьер решен как двусветный зал с хорами, на которые ведут винтовые чугунные лестницы.

http://sobory.ru/article/?object=09801

Мысовые Челны. Часовня Михаила Архангела в колокольне церкви Серафима Саровского. Надвратная часовня-колокольня при Серафимовской церкви Часовня. Действует.   Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:2010. Архитектор:Н.А. Петрушин Адрес: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 3. Координаты: 55.702563, 52.327799 Проезд:Любым транспортом (автобус 1, 1а, 1б, 2, 2а, 6, 7, 8, 10, 10а, 22, 25, 42, 43а, трамваай 2, 6, 8, 12) до остановки " Микрорайон бумажников " . Автомобилем, въехав в город со стороны Казани через поселок ГЭС, налево по центральной улице (проспект Мусы Джалиля). После моста через реку Мелекеска слева будет церковь Серафима Саровского, часовня расположена в надвратной колокольне при входе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шаг за шагом продвигался проект церковного комплекса Серафима Саровского в реализации дальнейших планов и замыслов. Следующей святыней на подворье храма стала надвратная часовня-колокольня архистратига Михаила и небесных сил бесплотных. Сооружение этого объекта было осуществлено в 2010 году на средства генерального директора " Кориб " Олега Владимировича Коробченко и его семьи. Участие в строительстве принимали также челнинцы Георгий Ермакович Гасеев, Евгений Николаевич Задорожнев и Николай Станиславович Дубровин. Автор проекта надвратной часовни челнинский архитектор Николай Александрович Петрушин. От начала разработки проекта надвратной часовни до закладки ее фундамента прошло несколько лет. Причина этого понятна: ведь еще достраивался главный храм, и на все средств не хватало. Закладной камень в основание часовни с памятной капсулой с именами благотворителей был установлен 19 октября 2007 года. В июне 2008-го елабужская проектная фирма ООО " УНиКо " под руководством Николая Ивановича Уварова закончила расчетные работы по проекту часовни-колокольни, разработала кладочные планы, спецификации и схему расположения блоков под колокола. Благой мыслью взять на себя сооружение часовни буквально загорелся член попечительского совета храма Олег Коробченко. По словам мецената, ему захотелось использовать такую счастливую возможность оставить в городе о себе и своих близких память, освященную именем Серафима Саровского. Отец Михаил с радостью благословил своего прихожанина на сооружение надвратной часовни, которую по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского решено было посвятить архистратигу Михаилу. О. В. Коробченко пришлось также решать проблему изготовления колоколов. Еще более тонкой работой было собственно изготовление колоколов. Своими прекрасными звучанием и внешним видом колокола надвратной часовни обязаны, конечно, и мастерству литейщиков ЗАО " Пятков и Ко " - известного в России и за ее пределами завода по литью колоколов в городе Каменск-Уральский.

http://sobory.ru/article/?object=30180

Колянур. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела , Богоявления Господня Год постройки:Между 1760 и 1764. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Кировская область, Советский район, с. Колянур. Координаты: 57.418559, 48.79583 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По рассказам старожилов, Колянурская церковь была построена на средства жителей окрестных деревень и, конечно, самих колянурцев. Красивая была церковь, в округе таких не было. Всюду были художественные изображения святых великомучеников господних, ангелов Божьих. Говорили, что украшали церковь владимирские и суздальские художники. Но вся эта красота эта была разрушена в 1931 году. Именно тогда с куполов сняли кресты, а в 50-х годах прошлого века церковь была взорвана и разобрана на кирпичи. В селе Архангельская церковь, каменная двухэтажная, построена в 1760-1764 гг. В ниж­нем этаже находится теплый придел в честь Богоявления Господня. Верхняя часть храма восьмигранная. Отдельно стоящая ко­локольня соединена с храмом в 1839 г. В 1905 г. священником был Александр Сарычев. В 1857 г. при церкви открыто земс­кое народное училище.В 1950-х г.г: церковь разломана на кирпич. http://rodnaya-vyatka.ru/places/72358 8) Село Колянур – Архангельская церковь, каменная, построена около 1764 г.; расстоянием от гор. Вятки в 160 в., от уездного города в 60 в., от благоч. вь 21 вер.; часовня Ермаковская, каменная, постр. в 1875 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 8 д., пах. 86 д. 15 с., сен. 28 д., неудоб. 5 д. (под церк. площ. и кладб.); братский денежный доход: св. 993 р., диак. 662 р., пс. 331 р.; руги собир. на весь причт до 80 пуд. ржи, 150 п. овса и 80 п., ячменя; прихожан: прав. рус. 3595 м. п., 3783 ж. п.; приход состоит из 49 сел., расст. 1–14 в.

http://sobory.ru/article/?object=38640

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010