Евстафий, отец — Евстафий (Романовский Николай) (1809–1885) — выпускник Московской Духовной академии (1834); архимандрит, служивший и позже похороненный в Симоновском монастыре в Москве; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 287 Евстолия (Ерофеева) (1810–1886) — игуменья, настоятельница петербургского Воскресенского первоклассного женского монастыря (с 1866 г.); при монастыре находились золотошвейная и иконописная мастерские, в которых практиковались и девушки из токийской семинарии; подаренные игуменьей иконы украшали церковь Антония Римлянина в местечке Одавара, под Токио — 83, 90, 101, 108, 186, 187, 220–221, 291, 317 Евфимий Васильевич — см. Путятин Е. В. Екатерина — Екатерина II Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1725 г.) — 151, 158, 318 Екатерина Дмитриевна — см. Пеликан Е. Д. Екатерина Ивановна — см. Вениаминова Е. И. Екатерина Михайловна (1827–1898) — великая княгиня, дочь великого князя Михаила Павловича; председательница Санкт–Петербургского женского патриотического общества (с 1870 г.) — 119, 147, 188, 219, 241, 312 Елагин Николай Васильевич (1817–1891) — цензор Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (с 1848 г.); автор сочинений по вопросам религии и церкви — 292 Елена (ок. 244–327) — святая; греческая царица, мать византийского императора Константина, способствовала распространению христианства — 73 Елена Васильевна — см. Бюцова Е. В. Елизавета (Елисавета) Егоровна — см. Ламберт Е. Е. Елисавета (Елизавета) Петровна (1709–1761/62) — российская императрица (с 1741 г.), дочь Петра I — 285 Елисеев Григорий Петрович (1802–1892) — петербургский купец, учредивший вместе с братом С. П. Елисеевым (1806–1879) торговый дом «Братья Елисеевы» — 105 Ермаков Николай Андреевич (? –1897) — заведующий петербургским ремесленным училищем; тайный советник — 154 Ермакова Софья Ильинична (? –1885) — заведующая петербургским приютом Святого мученика Мефодия Патарского на Песках, начальница Мариинского приюта; жена Н. А. Ермакова — 149, 153, 154 Ершова — вероятно, Ершова Елена Сергеевна — председатель Московского благотворительного общества — 244

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

В февр. 1921 г. в Киеве был образован Собор (также именовался как синод) епископов Украины, в состав к-рого вошел и Н. Собор епископов принял ряд резолюций по поводу «отпадших от единства со Святейшим патриархом Тихоном». Опираясь на эти постановления, 25 марта 1921 г. Н. подписал указ о лишении Липковского священнического сана. 14 июля того же года Н. подписал обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского «Украинского церковного собора Киевщины». Н. управлял епархией до прибытия в авг. 1921 г. в Киев патриаршего экзарха митр. Михаила (Ермакова) . В сент. Н. был направлен к поддерживавшему связи с УАПЦ Полтавскому архиеп. Парфению (Левицкому) с патриаршим посланием, в к-ром архиерея призывали отмежеваться от автокефалистов. После этого архиеп. Парфений прекратил отношения с раскольниками и отказался участвовать в «епископской хиротонии» их лидера (в результате автокефалисты были вынуждены прибегнуть к антиканоническому самосвятскому «соборно-мирянскому рукоположению» Липковского в «архиепископа-митрополита Киевского и всея Украины»). В нач. окт. 1921 г. Н. был перемещен на новоучрежденную Радомысльскую викарную кафедру Киевской епархии. Н. не признал обновленчества и в кон. 1922 или нач. 1923 г. был уволен на покой постановлением обновленческого Высшего церковного управления . 25 янв. 1923 г. обновленцы назначили на Радомысльскую кафедру прот. Александра Раевского. Н. не согласился с увольнением и не признал прибывшего на Киевскую кафедру обновленческого «митрополита» Тихона (Василевского) . Митр. Михаил (Ермаков) в тайном завещательном распоряжении от 22 янв. 1923 г. о передаче управления Киевской епархией на случай своего устранения от должности указал Н. 6-м в списке преемников среди киевских викариев. 5 февр. митр. Михаил был арестован, а в ночь на 23 марта органами ГПУ был задержан и Н. (по др. данным, он был арестован в ночь на 4 апр. 1923 одновременно с епископами Димитрием (Вербицким ; впосл. архиепископ), Василием (Богдашевским), архим.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Гродно. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Покровский кафедральный собор Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел  неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (ст.с.) 1907 года. Бурные политические события начала XX века (три революции, Первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Отец Василий Ермаков получает награду. Воины знали, что батюшке дарить. Прапорщик Валерий Кустиков, друг Прокопова, сапёрную лопатку вручил. Он откапывал ею наших погибших на местах боёв Великой Отечественной. Лопатку и лжицу – ложечку, которой причащают. В окопе её нашёл. Валерий все отпуска проводил таким образом – искал таких же, как он сам, солдат. Роту поднял, не меньше. Однажды привезли батюшке фотографии из Парфинского, или, как его ещё называют, Демянского котла, где три полка наших бились с тремя дивизиями врага, в том числе с эсэсовской. Копать там можно только зимой – болота. На фотографии было снято освящение крестов на этом месте. Один – воину Евгению Родионову, остальные – десантникам. Священник освящавший в рукавицах – мороз стоял лютый. А ещё камера увидела то, чего не видел глаз. Волны света от крестов и белые точки, словно души погибших. – Вы не думайте, – сказал отец Василий, – что до них далеко. Они рядом стоят. И промежуток между нами и нашими предками очень маленький. И как стыдно будет, когда встретимся и услышим: «Мы погибли за вас. А вы...» Нередко офицеры подходили к отцу Василию и с тем, чтобы он благословил их уйти в отставку. – Я, что ли, за вас служить буду? – отвечал батюшка. – У меня те, кто любит нашу родину. Не нравлюсь – ищи другой храм, где тебя слушать будут, такого умного и хитрого. А хочешь со мной остаться – служи, пока не выгонят. Но пришла пора, и попросили из армии Михаила Фёдоровича. «Сорок пять лет – предельный возраст», – сказали ему. Батюшка благословил смириться, но, видать, помолился, чтобы Михаил-воин продолжил долг исполнять. Так оказался Прокопов на должности учителя начальной военной подготовки в профтехучилище. За восемь лет из его учеников не было ни одного отказника. Кого в десант взяли, кого в морскую пехоту, кого в танкисты. Умел Михаил Фёдорович на вопрос ответить, кого парню защищать. Не Ельцина, не Путина. «Ты видишь меня? – спрашивал он. – А мать у тебя есть? А любимая девушка? Вот нас и защищай. Ту землю, на которой стоишь. Было время, когда я этим делом занимался, теперь ваша очередь».

http://pravoslavie.ru/65878.html

В Питер удавалось вырываться время от времени. Но один такой визит остался в памяти навсегда. Решил Прокопов продолжить учёбу, и не где-нибудь, а в Военно-космической академии имени Можайского. Готовиться начал загодя. Съездил за благословением к священнику в село Молочково, это неподалёку от авиабазы. Тот велел: «Как приедешь в Петербург, дуй первым делом на Смоленское кладбище. Поставишь там свечку перед иконой преподобного Серафима Саровского ». Сделал, что велено. Ну, правда, не всё запомнил правильно. – Где тут Евгений Савойский? – спросил он у самого крепкого, большого батюшки в храме – отца Александра. – У тебя крест есть? – поинтересовался иерей. – Нет, – честно ответил Прокопов. – Нет? Надеть воину крест, – распорядился священник, а когда это было исполнено, сказал: – Запомни на всю жизнь: Евгений Савойский – это там, а у нас преподобный Серафим Саровский. А теперь иди к нему и проси, что тебе надо. Желательно на коленочках. Михаил Фёдорович так и сделал, недоумевая, как мог перепутать австрийского полководца со святым, которого, глянь-ко, сильно, видать, почитают на Руси. С академией он месяца на два припозднился. Время было упущено, все места заняты. Последняя надежда – на помощь космонавта планеты номер два Германа Степановича Титова, который в тот момент находился в Петербурге. На приёме у него больше пяти минут никто не задерживался, но с Прокоповым они проговорили два с половиной часа. О жизни. Космонавт подписал две книжки, дочери и сыну Михаила Фёдоровича, и напоследок сказал: «Поступить в академию трудно, а учиться ещё трудней. Запомни, ты слово дал мне, Герману Титову, так что крутись как хочешь, но чтобы всё было в порядке». – К бате потом уже попал, – вспоминает Михаил Фёдорович. – Познакомился тогда с одним капитаном – Женькой, он приехал из Плесецка на переподготовку. Потом сан принял. Заходим раз к другу – Юрке, он тоже был не питерский, спрашиваем: «Ты приболел, что ли? Выглядишь не очень». «Третий день пощусь», – отвечает. Жене его диагноз поставили: рак в последней стадии, а она молодая ещё совсем, деток у них двое. С чего постится? Собирается к отцу Василию Ермакову. Я тогда не понял, что он тот самый батюшка, которого я в Иоанновском монастыре видел. Спрашиваем: «А кто это такой?» Юрка смотрит на нас как на дураков. Это, говорит, Серафим Саровский наших дней. Тут я начинаю вспоминать.

http://pravoslavie.ru/65878.html

« То венчание было трогательным до слез ». Рассказывает Мария Львова - Белова, сенатор Российской Федерации. Основательница благотворительных проектов «Квартал Луи», «Дом Вероники» и «Новые берега». Мама 17 детей. Фото Михаила Ивановского. - С.53. В конце публикации – информация: Другие истории из проекта «От Пасхи до Пасхи» читайте на нашем сайте foma.ru (QR-koд) См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает пианистка Полина Осетинская //Фома. - — май 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Три дела месяца: 3 дела месяца. [«Знайте, когда вам трудно, вы всегда найдете пример в окружающей жизни, всегда найдете поддержку», - так говорил протоиерей Василий Ермаков, известный петербургский духовный пастырь. Он обращался к тем, кто переживает трудные времена. Примером и опорой для таких людей может стать любой из нас. Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-koды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]//Фома. - — май 2021. - С.54-55. - (раздел « Люди », рубрика « Три дела месяца »). - Содержание рубрики: 1. Помогите Серёже получить спасительное лечение . Серёже Привалову шесть лет, он растет в большой и дружной семье, в Московской области. Изучает английский, любит читать. Он очень артистичный, ему нравится смешить людей. Всё бы хорошо, но у Серёжи одно из самых редких заболеваний в мире — синдром NEMO. Если говорить простым языком, то у Серёжи очень слабый иммунитет. В организме мальчика попросту отсутствует естественная защита от инфекций. Единственное, что может дать Серёже шанс — химиотерапия и пересадка костного мозга. Успешные операции малышам с таким диагнозом проводят лишь в нескольких клиниках мира, одна из них — детская больница Цинциннати в США. Стоимость терапии и операции — больше 100 миллионов рублей. Но семья не теряет надежды. Фонд «География добра» ищет средства для того, чтобы дать Серёже шанс на здоровую жизнь. Вы тоже можете принять участие и внести свою лепту. Как помочь :(Номер с текстом для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «География добра», QR-koд). Фото. - С.54;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Перед самой Пасхой Тихон, уступая Сергию, собрал членов Синода: митрополитов Евсевия (Никольского) и Сергия Страгородского , архиепископов Серафима (Александрова) , Назария (Кириллова) и Михаила (Ермакова). Слушали дело бывшего архиепископа Пензенского Владимира. Тот был столь уверен в благоприятном исходе, что сидел в соседней комнате, балагуря и вслух строя предположения о своей дальнейшей судьбе, и видел себя в скором будущем чуть ли не митрополитом Казанским. Наконец открылась дверь и вышли члена Синода. Расстроенное лицо Сергия заставило Владимира насторожиться. – Ничего поделать было нельзя, – промолвил Сергий. – Пять против одного. Постановили, что Синод не правомочен решать вопрос о возвращении вам сана. Требуется решение Собора. Не ожидавший такого поворота событий, Владимир взорвался. – Я вас всех! – кричал он. – Нажму три кнопки телефона и полетите в тартарары… Напущу на вас ЧК, сядете!.. Разгоряченный, он тут же сел за стол, написал ругательный доклад на имя патриарха, грозя и «со стариком посчитаться». Бросил на стол секретарю. Митрополит Сергий, мягко обняв Владимира за плечи, увел в сторону, стал успокаивать: мол, не все еще потеряно, надо ждать и крепиться, нельзя сгоряча свершать необдуманные поступки. Уже от самой двери, несколько поостыв, Владимир вернулся и забрал свой доклад. Вскоре он покинул Москву и вернулся в Пензу, где продолжил возглавлять самочинную «народную» православную церковь . «Изъять из церковных имуществ…» Объявленный весной 1921 года партией большевиков курс новой экономической политики (нэп) не только повлек за собой конструктивные изменения в экономической и хозяйственной жизни страны, но и породил в церковной среде ожидание либерализации вероисповедной политики государства. К примеру, некоторые протестантские объединения обращались в Совнарком с просьбами об изменении декрета об отделении церкви от государства, в частности – разрешить приобретение в собственность зданий и другого имущества, ведение благотворительной и иной социальной деятельности. Однако ожиданиям не суждено было осуществиться, а все проекты религиозных организаций были отвергнуты. Государство в трудных условиях перехода к нэпу, когда резкий поворот политического курса надо было объяснить и совместить с широко распространенной в массах рабочих и беднейшего крестьянства революционно-разрушительной психологией, не смогло круто изменить церковную политику. Трудно было отказаться сразу от ставших привычными военно-административных мер ее проведения, так же как и трудно было отказаться видеть в религиозно-церковных организациях хотя и побежденных, но все же «политических врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Шишкин. Сущность. С. 89. Шишкин . Сущность. С. 86. Григорий Граббе, еп. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль. Н.Й., 1991. С. 33. Акты. С. 250. Дело. С. 162-163. Политбюро и Церковь. ч. 1-я. С. 257. Веденеев. Д. «…Тормозит работу по расколу духовенства». Судьба Патриаршего Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова). Православие в Украине. [Электронный ресурс]: (Дата обращения 10 июня 2019 г.) Путь моей жизни. С. 367-371. Кострюков . Русская Зарубежная Церковь. С. 243. Артемов. Постановление ном. 362. С. 161. Протокол 1 заседания Собора Русских православных архиереев заграницей в Сремских Карловцах с обсуждением Указа Святейшего Патриарха Тихона. Цит. по Кострюков. Русская Зарубежная Церковь. С. 294-295. Попытка проникнуть в образ мышления патриарха Тихона в отношении советской власти весьма затруднительна, так как основана на субъективной мемуаристке, а не на фактах. Например протопр. Василий Виноградов рисует образ патриарха Тихона-«антисоветчика»: «Но все, кто, как и я, имели счастье часто вести с патриархом личные, интимные беседы по разным церковно-общественным вопросам, могут свидетельствовать, что патриарх никогда ни единым словом не высказывал ни малейшего осуждения заграничным иерархам и духовенству, равно как не проявлял ни малейшей тени симпатии к советской власти или хотя какого-либо одобрения какого-нибудь из ее мероприятий. При всех беседах с патриархом до последнего дня его жизни патриарх исходил всегда из молчаливого, но совершенно определенного и нескрываемого представления, что советская власть есть чуждая для русского народа». О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Св. Патриарха Тихона (1923-1925). Мюнхен, 1959. С. 41. С другой стороны, кн. Г.Н. Трубецкой, получив отказ от Святейшего передать благословение одному из вождей Белого движения, рисует образ человека, хранящего лояльность властям предержащим не за страх, а за совесть: «Патриарх в самой деликатной и в тоже время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать, ибо, оставаясь в России, он хочет не только наружно, но и по существу избегнуть упрека в каком-либо вмешательстве Церкви в политику». Трубецкой Г., кн . Памяти св. патриарха Тихона. Путь 1. 1925. С. 117.

http://bogoslov.ru/article/5997903

В самом определении, в параграфе 3 говорится, что суждение о деятельности заграничных епископов надо иметь «по возобновлении нормальной деятельности Синода». Иначе говоря, определение вынесено при малом числе членов и в ненормальных условиях . А.А. Шишкин пишет, что в это время «[и]з всех членов тихоновского св. Синода и ВЦС в Москве находилось только три человека» . Когда 12 мая к находящемуся под домашним арестом патриарху явилась делегация обновленцев, то в качестве основания для передачи ей дел она указывала на фактическое отсутствие уже всякого церковного управления . В обвинительном заключении по делу патриарха Тихона сами чекисты пишут: «Соединенное же собрание, приняв эту резолюцию Тихона (о Карловацком Соборе) к сведению, вынесло постановление войти в обсуждение деятельности церковников Собора с преданием их церковному суду по восстановлении нормальной жизни Российского Синода. Фактически это означало отказ от всякого расследования и лицемерную отписку, вызванную официальным сообщением правительства» . 9 мая патриарх Тихон помещается под домашний арест и в тот же день дает показания ГПУ . Митрополита Антония «врагом трудового народа» он согласен считать только с 1922 г., когда митр. Антоний выступил в печати, призвав к борьбе против СССР . При этом митрополит Антоний ex officio оставался постоянный членом Священного Синода с сохранением за ним титула «митрополита Киевского и Галицкого». Последнее видно из назначения в конце 1921-го митрополита Михаила (Ермакова) «Патриаршим экзархом на Украине, с возведением его в сан Митрополита и предоставлением ему прав, принадлежащих Митрополиту Киевскому» .   Как указ был воспринят за границей? Указ от 22 апр./5 мая 1922 года был получен митрополитами Антонием и возведенным 30 января 1922 года в сан митрополита Евлогием, временным управляющим Западноевропейскими русскими приходами. Неудивительно, что в силу противоречивости содержания указа митрополит Евлогий не смог его выполнить. (Хотя и жалел впоследствии об этом .) Вот что он писал митрополиту Антонию 3/16 июля 1922 года: «Указ этот коробит меня своей неожиданностью и прямо ошеломляет представлением той страшной смуты, которую он может внести в нашу церковную жизнь. Несомненно, он дан был под давлением большевиков» . Сравнивая два указа, и (349), зарубежный исследователь истории Русской Церкви в ХХ веке приходит к следующему заключению: «Документ 1922 года пропитан мимикрией, которая была навязана требованиями тоталитарной власти. Наивное прочтение второго документа бессмысленно: наступила эпоха двоящихся слов и подтекстов» . Эта лингвистическая экспертиза – еще одно яркое свидетельство о различии опыта, переживаемого двумя частями разделенной Русской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5997903

П. в. С.-Петербургской епархии возобновлено по постановлению Синода РПЦ от 19 июля 2006 г., викарием был определен архим. Маркелл (Ветров) , настоятель Феодоровского собора в г. Пушкине (историческое название Царское Село) и преподаватель СПбДАиС. Его архиерейская хиротония состоялась 27 сент. того же года. 12 марта еп. Маркелл был назначен Царскосельским викарием, а титул «Петергофский» присвоен ректору СПбДАиС еп. Амвросию (Ермакову; с 1 февр. 2014 архиепископ). 14 июля 2018 г. последний был назначен архиепископом Верейским и ректором МДАиС, а ректором СПбДАиС с титулом «Петергофский» определен Люберецкий еп. Серафим (Амельченков) . 9 июля 2019 г. Синод постановил еп. Серафиму быть епископом Истринским, викарием Святейшего Патриарха, а также председателем Синодального отдела по делам молодежи; ректором СПбДАиС и епископом Петергофским назначен иером. Силуан (Никитин), ранее исполнявший обязанности ректора Сретенской ДС. 16 июля иером. Силуан был возведен в сан архимандрита, 18 июля 2019 г. состоялась его архиерейская хиротония. После возобновления П. в. является титулярным, имя архиерея за богослужениями поминается лишь в Петропавловском соборе и неск. храмах Петергофа; Ломоносовский р-н Ленинградской обл. ныне относится к канонической территории Гатчинской и Лужской епархии. Ист.: Андреев И. П. Мои воспоминания. Л., 1970-е гг. [Ркп.]//Собрание А. П. Агапова (Петергоф); Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы: 1925-1941: Восп. П., 1977; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2006. 8. С. 24; 2013. 4. С. 20; 2018. 8. С. 10; Малоизвестные страницы церковного служения экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг.: (По мат-лам следств. дела)/Публ., вступ. ст. и примеч.: А. Н. Сухоруков//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2009. Вып. 1(30). С. 79-122. Лит.: Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат: 1917-1945. СПб., 1995; Земля Невская Православная: Кр. церк.-ист. справ./Ред.: В. В. Антонов. СПб., 2000; Златоуст ХХ в.: Митр. Николай (Ярушевич) в восп. современников/Ред.-сост.: З. П. Староверова, Е. В. Урдина. СПб., 2003; Сурков С. А. Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытаний. СПб., 2005; он же. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 347-348, 436-437, 646. (МИЦ; 54). С. А. Сурков, А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580080.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010