Храм Архангела Михаила (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе. Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года. Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Ярославль (храмы) Материал из Азбука паломники Церковь Ильи Пророка (Ярославль) [ править править код ] Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви. Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Адрес: Россия, г. Ярославль, Советская пл., д. 7. Телефон : +7 (4852) 30-38-69 Социальная сеть ВКонтакте храма Ильи Пророка Подробнее... Храм Архангела Михаила (Ярославль) [ править править код ] Первое, полулегендарное, упоминание о храме Архангела Михаила содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль_(хра...

История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II Ксения Ермишина Икона «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых История России и династии Романовых тесно переплетена, так что всякое известие о новых фактах, связанных с царской семьей, становится историческим открытием общероссийского значения. До настоящего времени было известно два святых образа, которые ассоциировались с Царским Домом Романовых. Довольно неожиданно в наше время стало известно о существовании третьей царской иконы, которая разделила судьбу царственных мучеников. Икона претерпела поругание, забвение и вновь была явлена верующим людям в наше время. В создании иконографической композиции этой иконы принял участие последний русский император Николай II , который дал ей наименование. Икона исторически связана с Феодоровским образом Божией Матери, которым благословила на царствование первого царя Михаила Романова его мать – Ксения Ивановна Шестова (в иночестве Марфа). «Феодоровская» икона получила свое название по имени князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора), который был отцом св. князя Александра Невского . Образ по наследству перешел к сыну и был его моленной иконой. После окончания Смутного времени этот образ стал символом Царского Дома Романовых. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь русскими царицами, при крещении именно по этой причине получали отчество «Федоровна». Так, например, последняя русская царица в крещении получила имя Александра Федоровна подобно тому, как мать Николая II, дочь короля Дании, после принятия Православия стала Марией Федоровной. Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/95318.html

Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/db/text/138918.htm...

Нижний Новгород. Кремль. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский Кремлевский собор Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1628 и 1631. Архитектор:Лаврентий Возоулин, Антипа Возоулин (руководители артели) Ссылки:     Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Кремль Координаты: 56.328346, 44.001836 Проезд:любым общественным транспортом, идущим через площадь Минина и Пожарского, до одноименной остановки. Затем пройти пешком вглубь кремля около 300 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов. В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Ныне действующий храм. Нижегородский кремль – выдающийся образец древнерусского и европейского оборонного зодчества, один из первых каменных кремлей на Руси, рассчитанный на применение артиллерии. Он был возведен в 1500-1511 гг. и с точки зрения архитектуры, истории, археологии и градостроительства представляет особо ценный объект. На территории кремля находятся 15 памятников истории и культуры, из них 8 – федерального значения: Михайло-Архангельский собор, внутри которого находится могила Кузьмы Минина; Дворец губернатора; дом вице-губернатора; Дом Советов; Арсенал; Корпус присутственных мест; Обелиск в честь руководителей народного ополчения Минина и Пожарского. В Нижегородской губернии, в то время входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, по велению великого князя 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг. Юрия Всеволодовича было возведено несколько церквей. В 1225 году был построен белокаменный Спасский собор с декором зооантропоморфного типа, который простоял до 1670-х годов, был разобран и выстроен заново.

http://sobory.ru/article/?object=00894

Е.Н. Погожев Св. благоверный князь Михаил Черниговский и Св. боярин Феодор Св. благ. кн. Михаил Черниговский и Св. боярин Федор Усыпальница московских великих князей и царей, Архангельский собор, в особой гробнице хранит нетленные останки зарубленных в мученичестве за Христа тел Михаила князя Черниговского и его боярина Феодора. Благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский принял мученический венец в первые годы татарского ига. Батый требовал к себе по очереди русских князей. Когда пришел черед Михаила, духовник его епископ Иоанн сказал ему: многие князья ездили в орду и, прельстясь славой мира сего, ходили сквозь огонь, вкушали оскверненную пищу, но ты, князь, не подражай им. – Желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую, – был ответ князя. Он был один из тех цельных людей, которые не отступают ни на черту от того, что считают своими долгом, и как ревностный христианин считал мерзостью совершить какой-нибудь языческий обряд. Вместе с князем Михаилом то же решение в сердце своем положил и верный его боярин Феодор. Епископ Иоанн благословил их на смерть и дал им на случай муки за Христа запасные Дары. Вот уже Михаил в орде с юным внуком своим Борисом Ростовским и боярином Феодором. Батый приказал исполнить над ними все языческие обряды. Жрецы требовали, чтобы князь и боярин прошли сквозь огонь. Михаил отказался. Батый предложил ему выбор между языческим обрядом и смертью . – Готов поклониться царю, – ответил Михаил, – ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин, и не поклонюсь, чему кланяются жрецы. Внук князя, Борис, со слезами молит деда поберечь жизнь. Бояре ростовские вызываются принять на себя и на весь народ епитимью за этот грех князя, только боярин Феодор поддерживал его в твердости. Князь сбросил с плеч своих знак достоинства своего, княжескую шубу, и воскликнул: «Не погублю души моей порочной славой мира сего тленного, не хочу ее»! Вельможи татарские пошли донести Батыю этот решительный отказ князя, а князь с боярином Феодором в это время пели псалмы и приобщились запасными Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Феодоровская - описание По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона. В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону и назвали Феодоровской. Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне. С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой. С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а большинство иностранных принцесс, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

http://pravicon.com/info-526

«Сегодня день памяти и скорби» По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Свое название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского. Вскоре в Костроме им была построена церковь Феодора Стратилата и основан Феодоровский монастырь близ Городца. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью Царя Михаила – инокиней Марфой. Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского. В день памяти Феодоровской иконы Божией Матери в 1851 г. в Костроме, как символ единения Царя и Народа был открыт памятник Ивану Осиповичу Сусанину, снесенный в 1918 г. Приблизительно к этим же дням (между 21 февраля и 13 марта 1613 г.) относится и подвиг костромского крестьянина И.О.Сусанина. 21 февраля Михаил Феодорович Романов был избран Земским Собором на русский Престол, а 13 марта он находился уже в Ипатьевском монастыре в Костроме, куда к нему прибыла депутация Собора. По некоторым данным, 7 или 8 марта Сусанин завел в глухой лес польский отряд, шедший схватить и убить находившегося в своей родовой вотчине селе Домнино 16-летнего Царя. Подвигу Ивана Сусанина, ценою собственной жизни спасшего жизнь Государя, посвящена знаменитая опера Михаила Глинки «Жизнь за Царя».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/de...

Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1911-1914 годах. Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Официальное название — собор Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Содержание История [ править править код ] Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте. Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия . Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Феодоров...

В день памяти основателя Нижнего Новгорода глава Нижегородской митрополии совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе 17 февраля 2022 г. 16:47 17 февраля 2022 года, в день памяти святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин и другие клирики епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова). По окончании Литургии управляющий Нижегородской епархией совершил славление перед иконой святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича. Обратившись к собравшимся со святительским словом, митрополит Георгий поздравил всех с праздником — днем небесного покровителя Нижнего Новгорода и вспомнил историю  основания города святым князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским и Суздальским. «Для нового города была срублена деревянная церковь в честь Архистратига Божия Михаила, начальника воинства Небесного. В это же время была устроена и святая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая стала духовным маяком этого благословенного места. Всех вас поздравляю с днем Ангела Хранителя нашего города. Пусть святой град Нижний Новгород по молитвам своего основателя святого князя Георгия Всеволодовича служит Господу, Богохранимому нашему Отечеству, народу Божию», — сказал правящий архиерей. Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович (1189-1238) был сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году после смерти отца он унаследовал владимирский великокняжеский престол. Когда в 1237 году на Русь двинулись монголо-татарские орды Батыя, Георгий оставил стольный град Владимир на попечение воевод и своих сыновей Мстислава и Всеволода, а сам двинулся с войском на север, чтобы соединиться с другими князьями.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010