В Костроме в день Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы состоится общегородской крестный ход Кострома, 24 августа 2007 г. В Костроме 29 августа, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, состоится общегородской крестный ход, сообщает сайт Костромской епархии . Феодоровская икона Пресвятой Богородицы – святыня не только Русской Православной Церкви, но и всей России – является одной из древнейших русских икон. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле, в пределах младшего брата Александра Невского − князя Василия Ярославича (Квашни). В 1613 году перед чудотворным ликом Феодоровской иконы в стенах костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря произошло призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. С этого времени икона стала почитаться покровительницей Царского Дома и российской государственности, помощницей в семейном благополучии, в рождении и воспитании детей. С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. В 2001 году она была в Москве и Екатеринбурге, в 2002 году посетила Архангельск, Соловецкие острова и Санкт-Петербург, в 2004 году – Нижний Новгород, Казань и Тверь. Осенью 2004 года по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек. С 20 июня по 15 июля 2006 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха Алексия пребывала в пределах Краснодарского края и Республики Адыгея. Сотни тысяч православных верующих юга России впервые получили возможность поклониться этой древней святыне. По пути в Краснодар икона побывала в Москве, где к ней в рабочей Патриаршей резиденции на Чистом переулке приложился Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II. Его Святейшество совершил молебен и передал в дар для этой иконы новую драгоценную ризу – копию утраченного в революционные годы оклада, который в 1891 году при личном участии императора Александра III был изготовлен на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России.

http://pravoslavie.ru/23666.html

В Нижнем Новгороде торжественно почтили память святого основателя города 17 февраля 2020 г. 18:57 17 февраля 2020 года в Нижнем Новгороде почтили память основателя города — благоверного князя Георгия Всеволодовича. В соответствии с уставом города, 17 февраля объявлено днем особого почитания этого святого князя. Дата приурочена ко дню его канонизации Русской Православной Церковью. Утром  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в соборе в честь Архангела Михаила в Нижегородском кремле. Главе Нижегородской митрополии сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель Михаило-Архангельского собора протоиерей Василий Спирин, другие клирики Нижегородской епархии. В это же день в кремле у памятника князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому, установленного рядом с Михаило-Архангельским собором, был отслужен молебен. Богослужение совершил митрополит Георгий. На богослужении молились викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель Михаило-Архангельского собора протоиерей Василий Спирин, руководитель епархиальных отделов по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями и культуры протоиерей Михаил Сторонкин и другие клирики епархии. На молебне присутствовали исполняющий полномочия губернатора Нижегородской области Евгений Люлин, председатель Законодательного собрания региона Евгений Лебедев, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Александр Мурзин, глава Нижнего Новгорода Владимир Панов, исполняющий полномочия председателя городской думы Нижнего Новгорода Николай Сатаев, другие представители органов власти и общественных организаций, преподаватели и студенты Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Петрозаводске проходит выставка «Православные храмы Карелии» Петрозаводск, 20 сентября 2007 г. 14 сентября в Петрозаводске, в Музее изобразительных искусств открылась экспозиция. Она посвящена 175-летию освящения заводской церкви (кафедральный собор во имя св. Александра Невского) и проводится в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 780-летию крещения карел новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. Организация выставки поддержана Петрозаводской и Карельской епархией и Министерством РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями. В экспозиции представлены древние иконы из запасников музея. Среди них – старинная икона святителя Николая, Архиепископа Мирликийского в житиях из Покровского храма острова Кижи, датируемая второй половиной XVI века, иконы святых апп. Петра и Павла и другие святые образы письма северных мастеров, сообщает сайт епархии. Художественность выставки выразилась в наличии в экспозиции целого ряда прекрасных работ художников Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга из фондов Музея изобразительных искусств, одну из них предоставила Петрозаводская и Карельская епархия. Наряду с известными работамикарельских художников Алексея Авдышева, Бориса Поморцева, Бориса Акбулатова, Константина Буторова, Екатерины Пеховой, Евгения Судакова, на выставки представлены картины ученицы Павла Филонова, Т. Глебовой, Я. Крестовского, Л. Оскорбина из Санкт-Петербурга. Из произведений московских художников выставлено полотно И. Сорокина. Древняя земля Карелии, ее уникальные деревянные храмы всегда привлекали творческих людей. Можно сказать, что за многие десятилетия создана настоящая художественная галерея православных храмов Карелии. Их образы в изобразительном искусства – тема неисчерпаемая. Впервые часть своей богатейшей коллекции представил Национальный архив Карелии. Это документы Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, Александро-Невской заводской церкви, Олонецкой духовной консистории. Здесь планы и чертежи старинных церквей и монастырей, дореволюционные документы о богослужении на карельском языке. Привлекло внимание первых посетителей выставки письмо Михаила Ридигера, отца Святейшего Патриарха Алексия II, монаху Валаамского монастыря Луке, в котором он благодарит за прием, оказанный ему монастырской братией, и рассказывает о впечатлениях, которые произвел на него древний северный монастырь. Письмо было написано в 1936 году. На выставке представлены и копии старинных и современных фотографий соборов Петрозаводска и Карелии.

http://pravoslavie.ru/24022.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855, с. Можаров Майдан Курмышского у. Симбирской губ.- 6.11.1918, Н. Новгород), сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Род. в семье псаломщика. По окончании Симбирской ДС учился в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. Преподавал в Нижегородской ДС. Активный член миссионерского антираскольнического братства во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 1886 г. рукоположен во священника к Верхнепосадской ц. во имя свт. Николая. С 1888 г. в церкви ДС проводил собеседования со старообрядцами, имевшими большой успех. 15 июля 1893 г. назначен настоятелем собора во имя арх. Михаила, возведен в сан протоиерея. Возглавлял 2-й епархиальный миссионерский съезд в 1901 г. (см. Съезды миссионерские ). В 1902 г. назначен сверхштатным членом Духовной консистории по делам раскола. С 12 апр. 1905 г. настоятель кафедрального собора Н. Новгорода, вскоре назначен председателем попечительского совета Серафимовского дома призрения заштатных священнослужителей и нес послушание благочинного соборов и домовых церквей Н. Новгорода. В авг. 1912 г. избран в члены Гос. совета от духовенства, однако через год подал в отставку с этой должности. Вместе со сщмч. Лаврентием (Князевым), еп. Балахнинским, вик. Нижегородской епархии, возглавил съезд духовенства Нижегородской епархии 7 июня 1918 г., на к-ром было принято воззвание, призывавшее протестовать против закрытия храмов, мон-рей и конфискации церковного имущества. Обвинен в призыве к контрреволюционной деятельности. Расстрелян вместе со сщмч. Лаврентием и мч. Алексием Нейдгардтом. Реабилитирован в 1991 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Лушин А. Н. Жизнеописание новомученика российского протоиерея А. А. Порфирьева. Н. Новг., 1993. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Стригин-Оболенский Василий Иванович; † 23.05.1508, Тверь), еп. Тверской. Сын московского боярина и воеводы И. В. Стриги-Оболенского из рода тарусских князей - потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Иоасафа , архиеп. Ростовского. До поставления во епископа В. был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (по-видимому, с 1461, когда настоятель этой обители Геннадий (Кожин) стал Тверским епископом). 6 дек. 1477 г. в Москве В. был хиротонисан на Тверскую кафедру, хиротонию возглавил митр. Геронтий , при совершении таинства присутствовал вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой , старший сын и соправитель вел. кн. Иоанна III Васильевича . Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Иоанна III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении В. дал митр. Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в к-рой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые последним «по святым правилом» и «соборне». При В. произошло присоединение Твери к Москве. В нач. июля 1485 г. к Иоанну III прибыло тверское посольство во главе с В., имевшее целью урегулирование напряженных отношений с вел. князем. Однако оно не было принято Иоанном III, в авг. московские войска выступили на Тверь. 11 сент. В., тверские служилые князья и бояре из осажденного города явились в ставку Иоанна III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, В. остался на Тверской кафедре до своей смерти. В. являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в кон. XV - нач. XVI в.: 12 сент. 1490 г. он присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы , 17 окт. участвовал в Соборе на жидовствующих , в 1495 г.- в избрании (6 сент.) и поставлении (20 сент.) митр. Симона , 18 дек. 1496 г.- в хиротонии Сарского и Подонского еп. Евфимия, 4 февр. 1498 г. присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Димитрия Иоанновича , внука вел. кн. Иоанна III, в авг.- нач. сент. 1503 г. участвовал в Соборе, на к-ром, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении.

http://pravenc.ru/text/149881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРФА (в миру Романова Ксения Иоанновна; † 26.01.1631), царица-инокиня, мать царя Михаила Феодоровича - см. в ст.Михаил Феодорович МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МИНИН Кузьма (Козьма Минич; † 1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН († 1142), свт. (пам. 27 июля), еп. Черниговский (не ранее 1123-1142). Занимал Черниговскую кафедру после кончины 6 авг. 1123 г. свт. Феоктиста . Происхождение и место иноческого пострижения П. неизвестны. В Киево-Печерском патерике он как постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) не упоминается, в то время как его предшественник на кафедре был игуменом этой обители. Хиротонию П., вероятнее всего, возглавил занимавший в 1122-1126 гг. Киевскую кафедру митр. Никита . Единственное упоминание П. в источниках находится в Ипатьевской летописи, где говорится о его кончине, причем почивший епископ назван «блаженым» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 309). На годы архиерейства П. между тем приходится начавшийся после кончины в 1132 г. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича Великого продолжительный период княжеских междоусобиц, связанных с борьбой за киевский стол старших князей Мономашичей (потомков блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха во главе с кн. Киевским Ярополком Владимировичем) и черниговских Ольговичей (потомков кн. Олега (Михаила) Святославича во главе с кн. Всеволодом Ольговичем). Известно о попытке примирения враждующих сторон, предпринятой митр. Киевским Михаилом I (II) и еп. Новгородским свт. Нифонтом зимой 1135/36 г., однако П. в связи с этими событиями не упоминается. Вполне вероятно, что, будучи выдвинут на Черниговскую кафедру местными князьями, П. всецело поддерживал их политику. По предположению М. Д. Присёлкова (1913), косвенное упоминание П. имеется в Киево-Печерском патерике, в «Слове» о прп. Николае Святоше ( ок. 1143), происходившем из рода черниговских князей. В тексте говорится, что кн. Изяслав Давидович, брат преподобного, излечившийся по его молитвам, собирался ехать к нему в Киево-Печерский мон-рь, «но удръжан бысть от тогда сущих епископ» (Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 31; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Изд. подгот.: Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 86). Мнение исследователя о том, что о П. говорится, «как о лице, проникнутом враждою к усилению греческого влияния на русскую церковь» ( Присёлков. 2003. С. 196), не имеет серьезных оснований как по причине общей искусственности концепции Присёлкова о русско-греч. церковном противостоянии в то время, так и потому, что неизвестно, был ли Феодосий Грек печерским игуменом в период архиерейства П. Маловероятно и само косвенное упоминание в данном рассказе именно П., т. к. Изяслав скорее всего был исцелен в Киеве, а не в Чернигове (о чем свидетельствует упоминание в указанном контексте монастырского колодца Печерской обители и гробницы прп. Феодосия Печерского), чем, видимо, объясняется и упоминание не одного епископа, а 2 или нескольких, что было обычно для центра митрополии.

http://pravenc.ru/text/2578842.html

Нижний Новгород. Кремль. Собор Спаса Преображения (старый). Спасо-Преображенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1647 и 1652. Год утраты:1828 (разобран из-за ветхости и заменён новым) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кремль, на месте здания Администрации Нижнего Новгорода (Кремль, д. 5) Координаты: 56.328359, 44.006004 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Впервые храм под названием Спас Святой был основан в 1225 году князем Георгием Всеволодовичем, освящен в 1227 году. В 1352 году Великим князем Нижегородским Константином Васильевичем был сооружен и освящен новый храм Преображения Господня, взамен прежнего, разрушившегося от старости Спаса Святого. В 1377-1378 годах храм разорялся татарами: сначала Арапшей, затем Мамаем. Естественно, все, что можно было унести и увезти, нападавшие захватили с собой. В конце семидесятых годов XIV века сын Константина Васильевича, Дмитрий (Дмитриевская башня!) возобновил Спасо-Преображенский храм, назвав его собором. Собор опять разоряли татары, в 1399,1408 и 1412 годах. Но князья и нижегородские граждане каждый раз восстанавливали его. В начале XVII века Спасо-Преображенский собор настолько обветшал, что отправлять в нем службы стало опасно: храм в любой момент мог рухнуть. И тогда по приказу царя Михаила Федоровича и его отца, патриарха Филарета, в 1632 году началось строительство нового храма, субсидируемое из " государевой казны " . Храм должен был быть, по мысли царя, выражением благодарности за заслуги нижегородцев во главе с Козьмой Мининым в деле освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Собор был закончен и освящен при царе Алексее Михайловиче, в 1652 году. В 1829 году храм разобрали из-за многочисленных трещин, образовавшихся в стенах, отремонтировать которые уже не представлялось возможным.

http://sobory.ru/article/?object=50555

Скнятиново (Никольская с/а). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Село Скнятиново известно с 13 века, когда им владел сын Алексндра Невского (1221-1263) Андрей Александрович (ок. 1255-1304). Затем оно принадлежало ростовским князьям Приимковым. Церковь Казанской иконы Божией Матери с четырьмя приделами, из которых два поздние, была построена на месте деревянной в 1693 году. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Скнятиново-Яыковых, владельческое село, отстоящее от Ростова на 15 верст. Оно лежит по левую сторону московского шоссе при реках Попове и Телятнике; в нем 81 двор, 223 души и то же число наделов. Каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь основана в 1693 г. и имеет пять престолов: Казанской Пресвятой Богородицы, Собора архистратига Михаила, св. Митрофана, св. Николая и св. Димитрия, Ростовского чудотворца. К церкви приписано 36 десятин земли. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. В живописном месте, на холме, белеет стройная церковь села Скнятиново, видная за многие километры. На месте Скнятиново в XIII веке находился терем ростовского князя Константина Всеволодовича. Как утверждает ростовский краевед А.Я. Артынов, ростовский князь вполне мог выбрать это красивое место для своей загородной резиденции. Факт этот не подтверждён другими историками, но и не опровергнут. Наибольшую известность Скнятиново достигло, когда им владел сын Александра Невского Андрей. Свой след в развитие села оставили ростовские князья Приимковы. А вот следующие владельцы Скнятиново Языковы выстроили здесь каменную церковь. Церковь Казанской иконы Божией Матери с четырьмя приделами была выстроена на месте деревянной, к тому времени довольно обветшавшей. Архитектурный декор храма, увенчанного гармонично скомпонованным пятиглавием, характерен для своего времени. Разорванные фронтоны наличников и восьмигранные окна в верхней части храма живо напоминают о том, что эта сельская церковь построена в период расцвета архитектурного стиля московского или нарышкинского барокко. Однако различные по форме наличники нижних окон храма, выполненные из лекального кмрпича, их ассиметричное расположение на южном фасаде делают его близким группе более ранних произведений культового зодчества. Колончатые же пояски с зубчатой каймой, опоясывающие глухие барабаны глав, скромный поребрик, проходящий под карнизом, и металлическая чешуя глав как бы предвещают близость величественных памятников Ростовского кремля. Вероятнее всего, храм строили ростовские мастера. Облик скнятиновского храма не портят ни поздние пристройки с северной стороны, ни колокольня в стиле классицизма, удачно вписавшаяся в объёмно-пространственную композицию Казанской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03230

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Михаил Черниговский: как политик и нищий князь нищего княжества расстался с жизнью за веру 5 мин., 03.10.2023 В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси. Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке. Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец. Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный. С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь. Черниговский переулок. Фото: mos.ru Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке. Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский. В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010