134 Кесарь Иоанн Дука (о котором еще неоднократно будет идти речь), брат императора Константина Χ Дуки, – весьма колоритная фигура в византийской истории того времени. В государстве он играл вторую роль после императора. Состоявший с кесарем в переписке Михаил Пселл восхищался его умом, высокими чувствами и практичностью (PG, 122, col. 1181–1185). После смерти Константина Иоанн Дука становится воспитателем его детей, в том числе и будущего императора Михаила. В период правления Романа Диогена Иоанн отходит от государственных дел и даже отправляется в изгнание. Однако сразу же после низвержения Романа Диогена в 1071 г. кесарь вновь принимает самое активное участие в решении судеб империи. Благодаря стараниям Иоанна Дуки на престол возводится его воспитанник и племянник Михаил. Во время возвышения Никифорицы – фаворита слабовольного Михаила VII – кесарю приходится опять удалиться в Малую Азию. В 1073 г. вместе со своим сыном Андроником Иоанн участвует в походе против Руселя, попадает в плен, и Русель провозглашает его императором (см. прим. 32). Выкупленный из плена Михаилом, в страхе перед наказанием Иоанн принимает постриг. Однако на этом не заканчивается политическая карьера кесаря. Источники этого времени (Михаил Атталиат, Никифор Вриенний, Продолжатель Скилицы, Зонара) неоднократно упоминают его имя. Кесарь – постоянный вдохновитель всевозможных интриг и инициатор политических браков. Кесарь – ловкий и неутомимый интриган, его действия отличаются смелостью, решительностью и размахом. Такой образ Иоанна Дуки создает и «Алексиада». Дата смерти кесаря неизвестна, его имя исчезает со страниц наших источников после 1081 г. Причина понятна: хотя кесарь и присоединился к перевороту Комниных 1081 г., тем не менее, как свидетельствует Анна (III, 6, стр. 126 и сл.), главную роль в государстве играла старая противница Дук – Анна Далассина. Видимо, для Иоанна при дворе Алексея не нашлось места. Судя по замечанию Анны (II, 7, стр. 103), что ей приходилось немного видеть Иоанна, он умер не раньше конца 80-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

134 Пселл имеет в виду, видимо, церемонии ежедневного приема императором должностных лиц, право участвовать в которых он получил. Эти торжественные церемонии ему представляются таинством. 135 Большой императорский дворец представлял собой комплекс различных зданий и построек, соединенных между собой и окруженных галереями, портиками и т. п. Трудно сказать, что имеет в виду Пселл под «внешней галереей» (e exo stoa). 136 О разрушении домов царских родичей сообщает и Атталиат, который при этом добавляет, что народ забрал богатство, «нажитое на слезах и страданиях бедняков» (Аттал., 15). 139 Феодора была по настоянию Зои пострижена в монахини Петрийского монастыря еще при Романе III. Совершая эту акцию, Зоя, по сообщению Скилицы (Скил., 385), желала обезопасить себя от заговоров. Вокруг Феодоры группировалась недовольная знать. Дальнейшие рассуждения Пселла о «смирении» Феодоры – явное преувеличение. 140 После возмущения на площади (см. выше, прим. 15) часть народа бросилась в церковь св. Софии, где находились патриарх Алексей и некоторые из синклитиков. По их совету толпа доставила в храм Феодору, которая тут же и была провозглашена царицей (вечер 20 апреля). Во главе толпы находился патрикий Константин Кавасила. 141 Студийский монастырь Иоанна Крестителя был расположен на берегу Пропонтиды в самой юго-западной части города. От Большого дворца по прямой до него более 4 км. Царь и новелисим Константин бежали в монастырь утром 21 апреля. О том, что толпа ворвалась во дворец и разграбила его, Пселл умалчивает. 145 То, что инициатива ослепления свергнутого царя исходила от Феодоры, подтверждается также и сообщением Скилицы (Скил., 420). 146 Экзекуцию над бывшим императором и его дядей совершил отряд под командованием нового эпарха города в месте под названием Сигма. «Недостойное» поведение Михаила засвидетельствовано также Скилицей. 148 По сообщению Скилицы (Скил., 420), встреча сестер состоялась еще до ослепления Михаила. Зоя пыталась оттеснить Феодору от власти и согласилась на совместное правление только по настоянию толпы. Таким образом закончилось это необычное для Константинополя XI в. восстание. Несмотря на короткую продолжительность, оно имело большой размах (3 тыс. убитых, по Скилице) и широкий социальный состав участников. Восстание обладало всеми характерными чертами средневековых городских бунтов: народ выступает вначале под династическими лозунгами, настроение толпы быстро меняется, в ходе восстания находят выход социальные страсти и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60 См. Aл.,III, 2, стр. 119. 61 Мария Аланская (Цец называет ее «абхазкой Мариам» – Tzetzes, Chil., V, 590–591) была женой Михаила VII. И Мария и родственники Михаила VII (особенно кесарь Иоанн Дука) благосклонно встретили узурпацию Никифора Вотаниата. Матфей Эдесский сохранил даже легенду, будто Мария, недовольная аскетизмом своего мужа, подстрекала Никифора к перевороту. После того как Вотаниат занял престол, он, побуждаемый кесарем Иоанном, женился на Марии, тем самым обеспечив себе поддержку знатного рода Дук. Однако брак императора с супругой его предшественника, еще остававшегося в живых, вызвал недовольство многих (см. Leib, Nicéphore III Botaniates..., р. 134 sq.). 62 Во второй половине XI в. дукой именовали военного наместника обширной области, обладавшего также правами гражданского администратора (см. Glykatzi-Ahrweiler, Recherches sur administration..., p. 61 sq.). Список дук Диррахия в XI в. см.: Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 220 и сл.; Ζακυθηνο, Μελεται..., σελ. 210 εξ. 63 Никифор Вриенний (Nic. Br., III, 7–8) в отличие от Анны утверждает, что мятежник Никифор Вриенний Старший объявил себя императором вопреки собственному желанию, уступая настояниям своего брата Иоанна, которому и принадлежала инициатива восстания. Анна в данном случае, по-видимому, не разделяет точки зрения мужа, который явно хотел преуменьшить роль своего отца (или деда?) в восстании. Характерно, что современник этих событий Михаил Атталиат, так же как и Анна, ни словом не упоминает о том, что инициатива восстания исходила от Иоанна. 64 Вотаниат стремился достигнуть соглашения, предлагая усыновить узурпатора и даровать ему титул кесаря (Nic. Br., IV, 3). Вриенний отверг эти предложения, заявив, что он не доверяет окружающим императора лицам. 65 Доместик схол ( δομστικος των σχολων) – главнокомандующий императорской армией. «Алексиаде» вообще не свойственна строгость терминологии. Анна именует своего отца также «великим доместиком» (I, 7, стр. 69; I, 8, стр. 72), «великим доместиком схол» (I, 5, стр. 66), «доместиком западных войск» (II, 1, стр. 92) и даже «доместиком западных и восточных войск» (VII, 2, стр. 206). Этот последний титул, по мнению Е. Штейна, Анна приписывает отцу по ошибке (Stein, Untersuchungen..., S. 51, Anm. 2. Ср. также: Guilland, Le Domestique des Scholes).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

76 «Только обратившийся к поэтическим произведениям» – т. е. начавший изучать гомеровские поэмы. «Поэтом» византийцы именовали Гомера, «поэтическими произведениями» – «Илиаду» и «Одиссею», которые были основным предметом школьного преподавания. Фраза эта вызывает некоторые недоумения. К 16 годам (а Пселл в год смерти Романа находился именно в этом возрасте) штудирование Гомера обычно уже заканчивалось, о чем недвусмысленно свидетельствует и сам писатель: «Мне было 16 лет, и я только закончил слушать поэмы» (Сафа, V, с. 28. 26–27). 77 В отличие от Пселла Скилица говорит о разных «благодеяниях», которые Роман оказал народу: он отменил обременительный аллиленгий (обязанность соседей платить налоги за выморочные участки), освобождал от долгов и даже раздавал деньги голодающим. 78 Высоко оценивает царя Михаила и Михаил Атталиат (Аттал., 9). Скилица тоже благожелательно отзывается о нем, хотя и утверждает, что этот император был совершенно бездеятелен, а всеми делами вершил Иоанн Орфанотроф. 79 У Михаила были четыре брата: Иоанн, Никита, Константин и Георгий. Все они, за исключением Никиты, были евнухами. Императорские братья занимали высшие государственные посты. 80 «Выходы», т. е. посещение царем в сопровождении торжественной процессии константинопольских храмов, были одним из важнейших церемониалов византийского двора. 81 Согласно позднеантичным и византийским риторическим руководствам, одним из высших достоинств оратора было умение менять стиль в зависимости от предмета речи и обстоятельств ее произнесения. Сам Пселл, теоретик риторики, ценит это достоинство выше всех прочих. «Кротость» Зои Пселл, видимо, преувеличивает: по сведениям Скилицы, царица даже пыталась отравить Иоанна Орфанотрофа. 83 Властителем фатимидского Египта был в те годы малолетний Мустансир, наследовавший власть от своего отца ал-Захира. Под персами Пселл имеет в виду турок-сельджуков, а под Вавилоном, как и в других случаях, – Багдад. Таким образом, «вавилонец» – это багдадский халиф. 84 Августа – т. е. императрица Зоя. Август и августа – титулы императорских особ в Римской империи, не вышедшие из употребления и в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Edidcrunt W. Wassiiewsky et V. Jernstedt (Зап. Ист. фил. фак. СПБ. Уп. ч. XXXVIII, СПБ. 1896) В. Б.]. § 21. Михаил Атталиат (Mιχαηλ " Ατταλειτης) своим прозвищем, вероятно, обязан городу Атталии в Памфилии, откуда он был родом, так что ’Аτταλειτου не было собственно его фамилией. Предположение Сафы (Меσ. βιβλ., I, стр. 3), что Михаил родился в Константинополе, основано на замечании в его Διταξις, что по наследству ему не перешло в Константинополе никакого имущества; но следующая непосредственно за этим фраза, не приведенная Сафой, доказывает, что Михаил несомненно родился не в столице. Рано, по всей вероятности, в сороковых годах XI века, Михаил переселился со своей родины в столицу, где занялся адвокатурой. Ловкими спекуляциями на постройках и землях в Константинополе и Родосто он приобрел весьма значительное состояние. Государственной службы Михаил не добивался, но все же был призван, в виду его всеми признанной деловитости, по всей вероятности, при императоре Константине Х Дуке (1059–1067) в государственный совет и в высший императорский суд при Ипподроме (он стал ες τν τς συγκλτου βουλς и κριτς το βλου κα π το πποδρμου). В качестве военного судьи (κριτης στρατοπδου) Михаил сопровождал в походах Романа IV Диогена; в это время он был пожалован чином и саном патрикия. При Михаиле VII Парапинаке свое положение Михаил удержал, по свержении же этого государя, присоединился к Никифору III Вотаниату, который пожаловал ему титул «магистра» и утвердил устав основанного им незадолго перед тем дома для бедных. О последних годах его жизни нам известно только то, что он еще раз получил повышение, а именно, был сделан проедром. К кругу друзей Михаила принадлежали врач и переводчик Симон Сиф, государственный муж Мануил Вутумит и, по всей вероятности, Феофилакт, архиепископ Охридский. 1 .  Михаил составил по поручению Михаила Парапинака в 1072 г. юридическое руководство: Πνημα νομικν τοι  σνοψις πραγματικ. Этот небольшой труд, сохранившийся во многих рукописях, хотя в нем были недостаточно приняты во внимание новеллы, обнародованные после издания Вазилик, имел все же значительный успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Для нас он служит дополнением к пробелам Вазилик. С этим Σνοψις’ом, кажется, тождественно находящееся в одной из рукописей Ватопедского монастыря на Афоне Пρχειρον νμων. 2 .  Другим трудом Михаила является устав для основанного им дома для бедных и монастыря: Διταξις π τ πaρ» ατο συστντι πτωχοτροφε κα τ μοναστηρ. Это завещательные распоряжения и инвентарная опись, составленная для основанных Атталиатом в 1077 году дома для бедных и монастыря. Этот объемистый учредительный акт по многочисленным подробностям имеет очень важное значение для культурной истории Византии XI-ro века. Очень интересен, например, список книг, пожертвованных в монастырскую библиотеку. 3) В конце 1079 года или в начале 1080 г. Михаил закончил посвященную императору Никифору Вотаниату «Историю» времени с 1034 до 1079 г.: στορα κτεθεσα παρ Μιχαηλ αδεσιμωττου κριτο π το πποδρμου κα το βλου το " Ατταλειτου (таково заглавие в Парижской рукописи). В этом труде описывается роковое для Византии, омраченное бесконечными интригами, дворцовыми переворотами и господством женщин переходное время, обнимающее конец великой Македонской династии и расцвет Комнинов и Дуков. Как видно из послесловия, Михаил собирался продолжить свой труд за второй год правления Никифора; смерть ли автора, внезапное ли свержение его царственного покровителя разрушили эти намерения, – мы не знаем. Атталиат, подобно Льву Диакону, описывает большею частью события, которые он сам наблюдал и пережил (стр. 8–13 СВ). Никифор Вриенний дополнил и продолжил его труд, а Иоанн Скилица использовал его для своей хроники. Дополнением к Атталиату служит исторический труд Пселла; но трезвый и правдивый рассказ Атталиата, в котором отразились и острота наблюдений, и присущий судье дух справедливости, заслуживает, без сомнения, предпочтения перед панегирическими оборотами вылощенного царедворца. При характеристике изложения Михаила не нужно принимать во внимание высокопарное посвящение и замысловатое введение. В самой «Истории» он, правда, нагромождает – вопреки своим уверениям, что желает рассказать сжато и просто (βραχε τινι ματι κα πλοκ)– кучу плеоназмов, картин и поэтических прикрас, как это делали после Агафия почти все историки; но в общем пишет языком более плавным и гибким, нежели его предшественники Лев и Генесий; произведение Атталиата в отношении языка стоит уже на переходной ступени между далеким от античности периодом от VII-ro по Х-й в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Закон (лат. lex, греч. «номос») – нормативно-правовой акт, изданный или утвержденный императором. Основные византийские нормативные источники: Кодекс Феодосия II – появился в 438 г.; Свод гражданского права (Corpus juris civilis) – публиковался комиссией из юристов при Юстиниане I в течение пяти лет (528–533 гг.) и состоял из Кодекса Юстиниана (компиляция законов, действующих с 196 г), Дигест, Институций, Новелл (законы, принятые после Кодекса Юстиниана); «Законы об обычаях в Палестине» Юлиана Аскалонита (VI в.), относимые к разряду эпархи- ка; Эклога – выборка законов, сделанная Львом III Исавром и Константином V в 741 г.; Земледельческий закон – Номос георгикос (создан между 533 и 572 гг., активно действовал в VII-VIII вв.), Морской закон – Номос навтикос (создан на основе Родосского морского закона, включенного в Дигесты), Стратиотский (Военный) закон, Моисеев закон (постановления церковно-назидательного характера, почерпнутые из Библии); Приложение к Эклоге (середина VIII в.); новеллы василиссы Ирины (790-е гг.), Эклогадий, или Распространенная Эклога (время правления Никифора I Геника); Частная Распространенная Эклога (конец VIII – первая половина IX в., или 829–870 гг., возможно, южноиталийского происхождения); Эпанагога (она же Исагога) (появилась, скорее всего, в 879–886 гг.); Номоканон (собран в VI в., издан в 883 г.); 60 книгВасилик и собрание 113 новелл Льва VI (конец IX в.); Прохирон – краткое руководство к праву (907–908 гг., либо 870–879 гг.); Книгаэпарха (официально оформлена в 911 г. для константинопольских торгово-ремесленых объединений и заново отредактирована в правление Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия); Эклога первых десяти книг Василик (середина Х в.); Эклога, измененная по Прохирону (середина Х – середина XII вв.); Эпитома законов (920-е гг.); Большой синопсис Василик – обзорный алфавитный справочник к Василикам (середина – конец Х в.); Эклога законов (последняя треть Х в.); Эпанагога aucta (конец Х в.); Пира (дословно с греч. «опыт, учение») – собрание по юриспруденции, записанное со слов константинопольского судьи Евстафия Ромея (первая треть XI в.); стихотворный «Синопсис законов» Михаила Пселла ; «Поима номикон» – юридический трактат Михаила Атталиата (около 1074 г.); Типукит (дословно с греч. «Что есть где») – предметный указатель к Василикам, составленный судьей Михаилом Патцисом (конец XI в.); анономные схолии XI-XII вв. к выдержкам из первых десяти книг Василик; Малый синопсис Василик (XIII в.); «Гексабиблос (Шестикнижие)» судьи Константина Арменопула (примерно 1345 г.); Распростаненный Прохирон (конец XIII – начало XIV вв.). См.: простагма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Искусством в переписывании рукописей отличался и игумен Псамафийского монастыря Евфимий, впоследствии патриарх Константинопольский. В Императорской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится Евангелие, которое, по преданию, было написано восстановительницей иконопочитания императрицей Феодорой в то время, когда она жила в монастыре Гастрии, где была пострижена своим сыном, императором Михаилом III. В 1037г. монах Иоанн, по приказанию императора Михаила Пафлагона, переписал «Лествицу» св. Иоанна Климака, и т. д. Таким образом, византийские монахи весьма ревностно занимались перепиской рукописей. Они изготовляли их в громаднейшем числе. Эти рукописи расходились по всей Византии. Но прежде и больше всего они поступали в пользование самих монахов и в распоряжение монастырей. Монастыри, по естественному ходу дела, были главными хранителями рукописных произведений византийских монахов, и неудивительно, что почти каждый из монастырей имел свою библиотеку, – тем более что собирание книг производилось различными способами. Монастырские библиотеки состояли из книг самого разнообразного содержания. Для примера можно указать на опись книг монастыря Всемилостивого Спаса в Редесто, сохранившуюся в уставе ктитора Михаила Атталиата (1077г.). Одни из книг этого монастыря были подарены ему игуменом Михаилом, другие пожалованы ктитором, иные приобретены или переписаны монахами. Кроме книг Св. Писания и богослужебных, в описи содержатся кодексы творений св. отцов, рукописи экзегетического и аскетического содержания, жития святых, Номоканон, Патерик и т. п. В библиотеке монастыря Николая Казола близ Отранто, кроме многих священных, святоотеческих и богослужебных книг, были сочинения Аристотеля и Аристофана, словарь, «Вопросы и ответы» богословского содержания и пр. Вообще, в монастырских библиотеках находились преимущественно книги церковно-богословского характера, а наряду с ними помещались и кодексы содержания философского, исторического, естественно-научного и других областей знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

По поручению императора Михаила VII Дуки (10711078) Атталиат составил обширный юридический труд, подробно изучив различные источники со времен римской республики (VI в. до н.э.) до правления Константина VII Багрянородного. Центральное место в нем занимает рассказ об открытии «музея законоведения» – юридического училища, основанного по поручению Константина IX Мономаха, и высшей императорской школы. В этом труде также нашли отражение политические события времени: подавление мятежа Георгия Маниака, поражение русского флота, угрожавшего Константинополю в 1043 г., восстание Льва Торника в 1047 г. Михаил Глика (Сикидит, XII в.ок. 1204) историк, поэт, государственный деятель, приверженец рационализма. Он не верил в воскресение из плоти и в нетленность даров евхаристии. Михаил Глика был секретарем при дворе Мануила I Комнина (11431180), но после участия в дворцовом заговоре в 1159 г. его ослепили и заключили в тюрьму. Он – автор всемирной хроники, теологических и астрологических трактатов, «Тюремных стихов», сборника пословиц и поговорок, которые он, как и его друг Феодор Продром, собирал на протяжении нескольких лет. Сборник открывается энкомием в честь военной победы императора Мануила I. «Хроника» Михаила Глики начинается от Сотворения мира до смерти Алексея I Комнина (1118 г.) и состоит из четырех частей: Сотворение мира, Иудейско-восточная история, Римская история от Юлия Цезаря до Константина I Великого и Византийская история. Помимо сочинений Зонары, Пселла, Манасси, Скилицы Глика использовал рассказы из «Физиолога», данные из сочинения Элиана «О природе животных» и различные поучения. Поэма «Тюремные стихи» написана в форме прошения о помиловании. Поэт объясняет императору причину своего заключения донос соседа, сравнивает тягостную тюремную обстановку с подземным царством мертвых Аидом. В его камере «не светит ни единый луч, ни слова не услышишь», «все мрак густой объемлет,/Друг друга видеть не дает, узнать не позволяет». «Тюремные стихи» изобилуют народными поверьями («Коль ворон сядет близ тебя, то это означает смерть и горькую разлуку»), пословицами и поговорками («До самой старости учись и становись смиренным», «Лягался осел, а избивают седло, чтоб впредь не лягалось» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010