Г. А. Острогорский V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники На первое место следует поставить «Хронографию» Михаила (Константина) Пселла 710 . Пселл (род. 1018) был не только крупнейшим ученым и выдающимся умом своего времени, но и человеком искусства. Его «Хронография» является наиболее выдающимся мемуарным сочинением Средневековья, несравненным по своей интеллектуальной свежести, живости описания, тонкости психологического чувства и достоверности совершенных с художественной точки зрения характеров. Как государственный деятель, занимавший высокие посты, Пселл не только наблюдал вблизи историю своего времени, но также и делал ее. Этим, однако, объясняется предвзятость его изложения, которое многое замалчивает, а многое даже искажает. Произведение распадается на две части. Первая часть написана по настоянию друга, предположительно Константина Лихуда, примерно в 1059–1063 гг. и описывает время от Василия II до отречения Исаака Комнина. Повествование, которое в части, посвященной Василию II, чрезвычайно кратко, становится от царствования к царствованию все подробнее, особенно со времени Михаила V (1041–1042), при котором Пселл оказался при дворе в качестве императорского секретаря. Вторая часть, охватывающая время Дук (1059–1078), написана по высочайшему повелению еще при жизни Михаила VII, что сказывается на ее сильно тенденциозном характере. Далее, большое историческое значение имеют многочисленные письма, речи и сочинения по разным темам, принадлежащие перу Пселла 711 . Для интеллектуальной истории XI в. важными являются письма, проповеди и стихи ученого Иоанна Мавропода , митрополита Евхаитского 712 . На очень высоком уровне написано также историческое сочинение Михаила Атталиата , который занимал высокое положение при дворе и в качестве очевидца описал историю с 1034 по 1079 г. 713 В то время как Пселл был представителем гражданской партии, Атталиат был сторонником военно-феодальной аристократии; свой труд он посвятил Никифору Вотаниату (1078–1081). Его возвышение началось при Романе Диогене (1068–1071), и со времени царствования этого императора его изложение становится содержательней, но субъективнее. Большой ценностью обладает также заключительная часть уже упомянутой выше хроники Иоанна Скилицы , которая доводится до восшествия на престол Исаака Комнина. К ней примыкает составленное неизвестным автором продолжение для 1057–1079 гг., которое в целом восходит к труду Атталиата, подчас использует также и Пселла, однако в некоторых местах (например, при описании восстания славян в 1072 г.) от них независимо. Хроника Иоанна Зонары в соответствующих частях заимствует материал у Скилицы и Пселла, в меньшей степени у Атталиата. Наряду с ними Зонара также использует не дошедший до нас ценный источник, и это обстоятельство, а также его самостоятельность в использовании своих источников сообщает его труду значительную ценность 714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН III ЛИХУД [греч. Κωνσταντνος Λειχοδης] (ок. 1000, К-поль, по др. данным - Кузинас, близ Смирны, ныне Измир, Турция - 9/10.08.1063, К-поль), патриарх К-польский (со 2 февр. 1059). Основные источники для реконструкции биографии и деятельности К. Л.- произведения его близкого друга Михаила Пселла «Хронография» и «Энкомий» в честь К. Л. (не ранее 1075) ( Любарский. 2001. С. 505). Сообщения этих источников носят субъективный характер; образ К. Л. в них во многом идеализирован (Там же. С. 258-259). Дополнительные сведения содержатся в сочинениях историков Иоанна Скилицы (кон. XI в.), Продолжателя Скилицы, Михаила Атталиата (кон. XI в.) и Иоанна Зонары (2-я пол. XII в.). Сохранились также 3 послания Пселла, адресованные К. Л. Они малоинформативны: письмо с надписанием «протовестиарию Лихуду» ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 262-263) относится к эпохе правления Константина IX Мономаха (1042-1055), 2 других (Ibid. Σ. 299-300; Michaelis Pselli Scripta minora. 1941. P. 295-296) - к периоду Патриаршества К. Л. Также К. Л. могло быть адресовано послание Пселла с несохранившимся надписанием ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 455-456). К. Л. получил блестящее образование, рано начал придворную карьеру и был введен в состав синклита при имп. Михаиле IV Пафлагоне (1034-1041). Имп. Михаил V Калафат (1041-1042) признавал его таланты, однако не успел наделить его к.-л. офиц. титулами ( Σθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 398). В нач. 40-х гг. XI в. сын К. Л. патрикий Стефан исполнял обязанности стратига фемы Васпуракан (Закавказье) и ок. 1044 г. был захвачен в плен тюрками-сельджуками ( Scyl. Hist. P. 446). Формирование кружка придворных интеллектуалов, ядро к-рого составили К. Л., Михаил Пселл, буд. патриарх К-польский Иоанн VIII Ксифилин (1064-1075) и свт. Иоанн Мавропод , относится к периоду правления Михаила IV. К. Л. был старше остальных участников кружка и обладал более устойчивым положением при дворе, поэтому мог выполнять роль их покровителя и проводника их интересов.

http://pravenc.ru/text/2057020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН X ДУКА [греч. Κωνσταντνος Δοκας] (1006-22/23.05.1067), визант. имп. (1059-1067). Происходил из рода Дук , одного из знатнейших в империи. Участвовал в перевороте Комнинов, в результате к-рого имп. Михаил VI Стратиотик отрекся от престола в пользу Исаака I Комнина (1057-1059) (подробнее о заговоре и перевороте см. в ст. Исаак I Комнин ), был провозглашен кесарем, соправителем и фактически наследником императора, однако сложил с себя титул кесаря и уехал из столицы. Когда Исаак из-за болезни отрекся от престола, К. Д. при поддержке аристократии и чиновничества был провозглашен единоличным императором и положил начало почти 20-летнему правлению своей династии. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что к отречению Исаака I и возвышению К. Д. имел отношение влиятельный придворный чиновник и ученый Михаил Пселл, к-рый известил К. Д. о тяжелом состоянии здоровья императора и вызвал его в столицу ( Скабаланович Н. А. Византийское гос-во и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 2004. Кн. 1. С. 207-214). К. Д. был коронован 23 нояб. 1059 г., его тронная речь сохранилась в «Истории» Михаила Атталиата ( Mich. Attal. Hist. 70). Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) О карьере К. Д. до его появления в столице известно мало. Его семье принадлежали земельные владения в М. Азии (в Пафлагонии и во Фракисии), где он, вероятно, и провел 1-ю половину жизни. В первом браке был женат на дочери Константина Далассина. В 1034/35 г. по приказу имп. Михаила IV Пафлагона был арестован вместе с тестем и сослан на о-в Плата в числе других родственников Далассина. Покинул остров после воцарения Константина IX Мономаха (1042). Жил в К-поле, входил в состав синклита, носил титул вестарха. Овдовев, женился на Евдокии Макремволитиссе , племяннице патриарха К-польского Михаила I Кирулария .

http://pravenc.ru/text/2057054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАТАКСИС [греч. διταξις; лат. ordo], в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии). Наибольшую известность среди Д. в узком смысле слова получили Д. патриарха К-польского Филофея Коккина. Термин В древнегреч. языке словом διταξις могли обозначать: порядок (напр., солдат в строю; порядок, т. е. устройство, мира); распоряжения и приказы; завещания (см.: A Greek-English Lexicon/Comp. by H. G. Liddel, R. Scott; rev. and augm. by H. S. Jones. Oxf., 199610. P. 414). Этим же словом именовались некоторые имп. декреты, в т. ч. новеллы Юстиниана (Ibidem). В средневизант. эпоху слово «Д.» служило синонимом понятию «ктиторский Типикон», т. е. документ, где в первую очередь регламентировались особенности уклада повседневной жизни в основываемом ктитором мон-ре и экономические вопросы его функционирования. Среди этих Д. можно назвать Д. Михаила Атталиата ( Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate//REB. 1981. Vol. 39. P. 17-129) и Мануила, еп. Тивериопольского ( Petit L. Le monastère de Notre Dame de Pitié en Macedonine//ИРАИК. 1900. Т. 6. С. 1-153), к-рые гл. обр. посвящены устройству и внутренней жизни мон-ря, но не затрагивают литургических вопросов. Известен Д., составленный К-польским патриархом Мефодием I (843-847), о принятии отступников в Церковь (см.: Arranz. Eucologio. P. 283-284). Д. Божественной литургии получили распространение в Византии достаточно поздно; их появление было вызвано, вероятно, отсутствием в ранних Евхологиях рубрик, регламентирующих обрядовую сторону совершения литургии. В X-XI вв. на периферии Византии эти уставные рубрики начали активно развиваться в текстах Евхология, а уже в XII в. то же происходит и в К-поле ( Rentel. 2004. P. 46). Подтверждением этому служит перевод литургии свт. Иоанна Златоуста, выполненный после 1173 г. Львом Тосканом, в к-ром евхологические тексты перемежаются с неизвестным к-польским Д. X в. ( Strittmatter. 1961; Jacob. 1966).

http://pravenc.ru/text/диатаксисы.html

[греч. Αρμενπουλος] Константин (сер. XIV в.), визант. юрист и канонист. Точные даты жизни неизвестны. В 1345 г. был судьей в Фессалонике, к 1349 г. получил титул номофилакса и должность судьи «царского секрета». Автор «Шестикнижия» («Εξβιβλος»; др. название «Πρχειρον νμων» - Настольная книга законов) - свода визант. гражданского и уголовного права. Задумывалось оно прежде всего как практическое руководство для судей. В основу труда положен сб. визант. законов « Прохирон », в него были включены также выдержки из «Исагоги» , новелл императоров, законодательных актов Патриархов, трактата Юлиана из Аскалона о градостроительстве, сборников «Малого Синопсиса» (составленного из материалов Михаила Атталиата ) и «Пиры» (сборника судебных решений XI в.). А. провел реорганизацию этих материалов для своего сборника, сделав его построение более удобным. В сочинение входят 6 книг, к-рые в свою очередь делятся на титулы (главы), а титулы - на параграфы. Церковного права в «Шестикнижии» касаются законы о браке и 4-й титул добавления, где говорится о поставлении епископов и пресвитеров. А. составил также сборник канонического (церковного) права под названием «Краткое изложение Божественных и святых канонов». Это сочинение состоит из 6 разделов, каноны изложены в них кратко, прямыми словами определений Соборов и отцов Церкви, с указанием источников: 1-й - об избрании и поставлении епископов, 2-й - о поставлении пресвитеров, диаконов и иподиаконов, 3-й - о проч. чинах клира, 4-й рассматривает вопросы, связанные с мон-рями и монахами, 5-й - о мирянах, 6-й - о мирянах, в особенности о женщинах. Вскоре после появления сборник был снабжен краткими схолиями, нек-рые из них надписываются именем К-польского Патриарха Филофея Коккина , др., анонимные, вероятно, принадлежат самому А. ( Павлов. С. 100). Сохранилось неск. др. сочинений А., в т. ч. похвальное слово вмч. Димитрию Солунскому и трактат «О ересях». До сих пор не опубликованы «Алфавитный лексикон, содержащий синонимы глаголов», табель о рангах при имп. дворе и К-польском Патриархате и проч. ( Πιτσκης. Σ. κζ, σημ. 48).

http://pravenc.ru/text/76106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ V КАЛАФАТ Иисус Христос. Имп. Михаил V Калафат с ангелом. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1041–1042 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Михаил V Калафат с ангелом. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1041–1042 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Καλαφτης], визант. имп. (11 дек. 1041 - 21 апр. 1042). Основные источники сведений о биографии и кратком правлении М. К. содержатся в: сочинениях деятельного участника описываемых событий Михаила Пселла (5-я кн. «Хронографии», созданная ок. 1060, и речь к имп. Константину IX Мономаху , написанная в апр.-мае 1043); историографических сочинениях младших современников Пселла Михаила Атталиата и Скилицы Иоанна , к-рые не были очевидцами событий; поздневизант. кратких хрониках, восходящих в соответствующих эпизодах к несохранившимся средневизант. источникам ( Schreiner. 1977. S. 145). Наиболее полон подробностями и близок к описываемым событиям рассказ Пселла, однако в нем почти отсутствуют датировки, поэтому даты восстанавливаются по др. источникам, которые часто противоречат друг другу. Также о восстании 19-21 апр. 1042 г., в результате которого М. К. был низложен, упоминает присутствовавший в К-поле в то время Кекавмен . В Житии прп. Лазаря Галисийского (BHG, N 979), созданном вскоре после кончины святого в 1053 г., рассказывается о том, что Лазарь предрек восстание (Vita S. Lazari. 1910. Col. 539-540). Прозвище Калафат дословно переводится с греческого как «конопатчик», однако в действительности отец М. К. Стефан Калафат, вероятно, был либо судовладельцем, либо крупным подрядчиком, занимавшимся оснасткой судов ( Литаврин. 1972. С. 40). После возвышения М. К. положение его отца также изменилось, и он стал друнгарием флота. М. К. был ставленником влиятельного препозита Иоанна Орфанотрофа. Предположительно ок. 1035-1036 гг. Иоанн, обеспокоенный ухудшением здоровья своего младшего брата имп. Михаила IV Пафлагона , желая сохранить власть в руках своей семьи, убедил императора возвести в сан кесаря М. К.- сына Марии, сестры Михаила и Иоанна. В то время М. К. занимал пост главы имп. стражи. Иоанн и Михаил IV уговорили имп. Зою усыновить М. К. Это обеспечивало М. К. права на престол, поскольку Зоя была законной представительницей Македонской династии. Возведение в сан кесаря и усыновление состоялись одновременно на торжественной церемонии в храме Пресв. Богородицы во Влахернах. Однако вскоре Михаил IV раскаялся в своем решении и отдалил от себя М. К. По свидетельству Пселла, М. К. уже в это время питал ненависть ко всей семье Пафлагонов, задумывая расправиться и с Зоей, и с Иоанном ( Mich. Psell. Chron. IV 28-29). После кончины императора (10 дек. 1041) Иоанн Орфанотроф убедил императрицу короновать М. К. В отличие от Пселла Скилица упоминает об усыновлении М. К. Зоей после смерти Михаила IV и утверждает, что коронация М. К. была ее самостоятельным решением ( Scyl. Hist. P. 416).

http://pravenc.ru/text/2563708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI СТРАТИОТИК Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Στρατιωτικς], визант. имп. (22/31 авг. 1056 - 30 авг./3 сент. 1057). Фамильное имя - Вринга. Также в источниках М. С. упоминается как Старик, поскольку пришел к власти в пожилом возрасте («...жизнь его уже клонилась к осени» - Mich. Psell. Chron. VI 223). По свидетельству Михаила Атталиата , первоначально это прозвище было выдумано противниками М. С. ( Mich. Attal. Hist. P. 44). Прозвище Стратиотик связано со службой М. С. в ведомстве военного казначейства. Возможно, М. С. был логофетом стратиотиков ( Мохов, Боровиков. 2001. С. 13-14). М. С. был избран на престол в конце краткого самостоятельного правления последней представительницы Македонской династии - имп. Феодоры (пришедшей к власти в нач. 1055 в возрасте ок. 70 лет, ранее делившей престол со старшей сестрой Зоей и ее 3-м мужем Константином IX Мономахом ). Летом 1056 г. императрица заболела, и группировка влиятельных чиновников во главе с протосинкеллом Львом Параспондилом убедила ее избрать своим преемником М. С., надеясь, что им будет легко манипулировать. Согласно кратким поздневизант. хроникам, не восходящим к к.-л. известному средневизант. источнику, избрание М. С. состоялось 22 авг., а 27 авг. Феодора умерла ( Schreiner. 1977. S. 150). Сообщение Иоанна Скилицы о провозглашении М. С. императором 31 авг. ( Scyl. Hist. P. 481) вступает в противоречие с рассказом очевидца событий Михаила Пселла , к-рый утверждает, что императрица успела сама при жизни короновать М. С. При этом Пселл (в завуалированной форме) сообщает, что Феодора скончалась 31 авг. ( Mich. Psell. Chron. VI 224). Точная хронология событий не может быть восстановлена ( Shepard. 1977. P. 26-27, 30). Попытка Феодосия Мономаха, родственника Константина IX, поднять мятеж и не допустить М. С. к власти провалилась ( Scyl. Hist. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2563710.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница) " Достаточно редко, названием " Богородица Миропросительница " (Panagia Kosmosotira) именуют икону " Богоматерь из деисусного чина " со свитком в руке. Встречаются еще более редкие иконы с такой подписью, на которых свитка нет. Название это пришло в Россию из Греции, видимо, по названию некогда существовавшего одноименного монастыря в Фересе, где находился этот образ. Описания иконы Деисус (деисис) Источник: Сайт www.pravenc.ru Де " исус [греч. деисис - моление], образ, в к-ром разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Д. упоминает Михаил Атталиат († ок. 1085) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цит. по: Walter. 1982. Р. 183). Д. обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой - стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как лит. основу композиции можно рассматривать неск. литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, св. Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенск[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Bek:XIV. Место создания: Сербия. Место хранения: Кафоликон монастыря Хиландар, Афон. Размер: 98,5 х 64 см. Материал: Дерево, левкас, темпера. Иконографическая справка: Из деисусного чина иконостаса кафоликона монастыря Хиландар. Чин состоит из 11 икон, но центральная икона Спасителя утрачена. В состав деисуса входят также иконы Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, евангелистов Мафея, Луки, Марка и Иоанна. Наряду с деисусом из Ватопедского монастыря, это[...]

http://pravicon.com/icon-4003

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) [Греч. Ματθαος Βλσταρις] (ок. 1280 - ок. 1350), канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор «Алфавитной Синтагмы» - энциклопедии канонического права. М. В. был иеромонахом в мон-ре Перивлептос («ту кир Исаак») в Фессалонике, в к-ром провел большую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно не много; в рукописи ГИМ. Син. греч. 290(236). Л. 243 автором соч. «О Божественной благодати, или О Божественном свете» назван Матфей, к-рый был «в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего» ( Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308). В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях М. В. назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения «О должностях Константинопольского дворца» οκτρο μοναχο ταυτ Ματθαου θτου как ατρο (PG. 157. P. 129, 236). Эта ошибка отмечена и исправлена в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494. Достоверно подтвердить медицинские занятия М. В. не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой ( Πσχος . 1978. Σ. 69-72). М. В. был прекрасно образован, что видно из его сочинений, к-рые не только не сводятся к «Алфавитной Синтагме», но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: М. В. ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В «Алфавитной Синтагме», составленной в 1355 г., он использует «Номоканон XIV титулов», комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона , «Эклогу» , «Исагогу» , «Прохирон» , новеллы имп. Льва VI Мудрого , «Василики» , а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как «Частная эклога Пространной редакции», Большой синопсис «Василик», «Исагога Пространной редакции», «Прохирон Пространной редакции», Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πνημα νομικν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата .

http://pravenc.ru/text/2562688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВЕЗДИЦА Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон [греч. στερσκος; лат. stellula - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии . Представляет собой 2 перекрещенные под прямым углом на высоте 10-17 см металлические дуги, к-рые в ранних З. были изогнуты в форме параболы, в З. XVIII-XIX вв. преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос З. служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения последнего с евхаристическим Хлебом. Древнейший известный экземпляр - серебряная З. (сер. VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; см.: Boyd. 1992. P. 20. N 7. Fig. 57.1) из т. н. Сионского клада (коллекция утвари - дар еп. Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью мон-ря Св. Сиона, основанного Николаем Сионским в VI в. в Ликии). Эта З. в отличие от современных З. имеет полукруглую форму дуг, к-рые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений З. встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Св. Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (40-е гг. XI в.). В письменных источниках З. впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего мон-рь в Редесте в 1077 г. ( Nissen W. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077: Ein Beitr. z. Geschichte d. Klosterwesens im byzant. Reiche. Jena, 1894. S. 81). Кроме того, З., выполненные из драгоценных металлов, включены в 2 описи церковного имущества (βρβια), происходящие из афонского мон-ря Ксилургу (1143) и из церкви в Фессалонике (1189) ( Pétridès . 1907. Col. 3003). В толковании на Божественную литургию XII в., ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырем животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом» ( Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 5//PG. 87ϒ. Col. 3985B).

http://pravenc.ru/text/182741.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010