Далее записаны великие князья, начиная с Ярослава и оканчивая Василием, во иноцех Варлаамом, и великие княгини от Анны до Софии и Елены. Из числа знатных родов первым помещен род болярина Бориса Васильевича Шереметева, в роде коего значатся боляре: Борис, Василий, Иоанн, Борис (относительно коего на поле замечено: Мальтийский свидетелствованный кавалер), Михаил и Петр; болярыни: Иулиания, Параскева, две Анны и княгиня Евфимия, в схиме Евдокия. Потом идут роды: болярина князя Георгия Алексеевича Долгорукаго, Василия Ромодановского, Димитрия Петровича Пожарского (особенно большой), Шуваловых, окольничего князя Симеона Романовича Пожарского, стольника Василия Андреевича Ржевского, князя Василия Васильевича Голицына, князя Петра Иоанновича Пронского, думного дворянина Феодора Полиевктовича Нарышкина, князя Василия Петровича Ахамашукова-Черкасского, окольничего Михаила Юрьевича Татищева, княгини Марии Юрьевны Долгоруковой, гостя Ивана Матвеевича Сверчкова и его жены, гостя Панкратия Сверчкова, гостя Алексея Сверчкова, гостя Кирилла Яковлева, гостя Логина Добрынина, гостя Алексея Евстафиева, гостя Надеи Светейшникова, москвитянина Стефана Голика, дьяка Алексея Протопопова, москвитина Димитрия Осипова, гостя Петра Гурьевых, гостя Бориса Никитникова, гостя Василия Шорина, гостя Василия Шапошникова, гостей Алексея да Иоанна Юрьевых, москвитина Спиридона Шапошникова, москвитина Онисима Щербакова, москвитина Иоанна Пряслова, москвитина Сретенской сотни Леонтиева, подъячего Пушкарского приказа Дениса Жагрина, Феодора Турчанина, Емельяна Неврева, Трофима Щуркова, Захара Козьмина, Махаила Ветошникова и пр. Эти и многие другие роды значатся записанными из Москвы. Из сего явствует, что в старые годы многие именитые люди Москвы и купцы московские имели частые и тесные отношения к Архангельску, и через то и к Архангельскому монастырю. Многие лица из знатных родов занимали в Архангельске разные служебные положения, как например Алексей Александрович Курбатов, бывший Архангельским вице-губернатором, род которого тоже отнесен к московским. К Москве же относятся роды дьяка Козьмы Перфильевых, дьяка приказа Михаила Родостамова, Якова Татаринова, бывшего восприемником Алексея Курбатова, Иосифа Дудина, Андрея Сапогова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Если в Древнем Патерике один из старцев говорил: «Да не зайдет солнце во гневе твоем», – то солнце всходило и заходило, а старец Михаил был благодушен. Рассказывает старшая сестра Гремячева Свято-Успенского монастыря монахиня Михаила (Осипова): Этот человек живет Небом! Наш любимый старец и наставник, схиархимандрит Михаил (Балаев), насельник Троице-Сергиевой лавры, был человеком духовным. Еще при жизни батюшки о нем говорили, что он – самый сокровенный старец, а посетивший его духовник с Афона сказал о нем: – Этот человек живет Небом! Сам старец советовал нам: – Все духовное должно быть хорошо припрятано, чтобы никто не знал. Батюшка скрывал свои духовные дары, но Сам Господь открывал их духовным чадам И наш батюшка скрывал свои духовные дары, но Сам Господь открывал их братии и духовным чадам. Мне хочется поделиться рассказом о нашем старце и его наставлениях со всеми, кто пожелает напитаться его мудростью и духовным рассуждением, приобретенными за долгие годы молитвы и монашеских трудов. Детство Сначала немного расскажу о детстве нашего батюшки. Он родился 7 июля 1924 года в подмосковном селе Богородское, в 29 км от Сергиева Посада, в семье крестьян Феодора и Аграфены Балаевых. Младенец получил в Святом Крещении имя Виктор. Село Богородское издавна, еще с XVI века, славилось мастерством резных игрушек, в которые играли дети и простых людей, и знатных. Отец и мать Виктора тоже занимались резьбой по дереву, и все их дети окончили ремесленное училище по этой специальности и стали искусными мастерами. Огненное испытание Такой молитвы, как на войне, такой близости к Богу он потом уже никогда не ощущал Когда началась война, Виктору было всего 17. Через год юношу взяли в танковые войска и даже сделали командиром. Наш батюшка не любил вспоминать об этом времени: слишком много боли и человеческих смертей ему пришлось пережить. Но он прошел такое огненное испытание, что закалился духом и на всю жизнь остался мужественным воином и командиром – потом уже духовным воином в монашеском чине. Неслучайно при монашеском постриге ему дали имя Михаил – в честь великого Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила.

http://pravoslavie.ru/118217.html

Новый митрополит Елевферий (Воронцов) (1959) на рукоположение доцента Горного института, автора многих научных трудов, не решился, поскольку это грозило ему серьезными осложнениями в отношениях с Отделом по делам религии. Скорее всего, в отделе уже знали о планах Михаила Мудьюгина и не хотели дать им осуществиться. Проблему разрешило давнее, еще детское знакомство Михаила Николаевича с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) (1961), который рекомендовал его епископу вологодскому Гавриилу (Огородникову) (1971). Архиепископ Гавриил был человеком очень мягким, интеллигентным, прожившим половину жизни в эмиграции в Китае – с ним Михаилу Николаевичу было нетрудно найти общий язык. С митрополитом Николаем Михаилу Николаевичу удалось встретиться в 1957 году. Теперь было необходимо выждать удобный момент, уволиться под благовидным предлогом со светской работы и «исчезнуть» из Ленинграда. 7 июля 1958 года Михаил Николаевич Мудьюгин уволился из горного института с официальной формулировкой «по взаимному соглашению с администрацией (Ст. 44 п. «а» КЗОТ)». В связи с начинавшейся в стране новой волной антирелигиозной кампании и уже планировавшимися демонстративными отречениями некоторых священнослужителей от сана (самым громким стало отречение в начале 1959 года профессора Ленинградской духовной академии, бывшего проректора по воспитательской работе протоиерея Александра Осипова) поступок перспективного ученого был демонстративно вызывающим. В воскресный день 21 сентября 1958 года, на праздник рождества Пресвятой богородицы, Михаил Николаевич Мудьюгин был рукоположен епископом вологодским и Череповецким Гавриилом (Огородниковым) во диакона, а через неделю, 28 сентября – во священника. Новопосвященный иерей Михаил был оставлен клириком кафедрального Богородского собора Вологды, где впоследствии закончилась его святительская деятельность. Ленинградские газеты, включая газету горного института «Горняцкая правда», не заметили этого события. Впрочем, религия тогда была настолько вытеснена на периферию общественной жизни, что о ней писали мало. в ленинградских газетах о религии вспоминали в это время крайне редко. в «Ленинградской правде» и «Смене» антирелигиозных статей в 1958 году не было вообще, а в «Вечернем Ленинграде» за весь год было напечатано только двенадцать атеистических статей, начавших выходить с июня 1958 года. Правда, все они были опубликованы летом, как будто в напутствие, когда будущий архиепископ увольнялся из горного института и перебирался в Вологду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Память погибших пожарных молитвенно почтили на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга 24 февраля 2017 г. 11:27 На Серафимовском кладбище у мемориала пожарным, погибшим в 1991 году в гостинице «Ленинград», 23 февраля 2017 года состоялись траурный митинг и возложение венков. Панихиду по погибшим совершил сотрудник отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством иерей Георгий Сычев. Более десяти лет отец Георгий, полковник МЧС в отставке, ежегодно принимает участие в траурной церемонии. «Когда произошел пожар в гостинице, я был лейтенантом пожарной охраны, — рассказал священник корреспонденту ИА " Вода живая " . — В тушении пожара я не участвовал, но помню, как девушки-диспетчеры плакали, узнав, сколько погибло людей». В слове после панихиды священник напомнил евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). «Мало помнить о погибших, надо самим быть достойными подвига, — сказал он. — Молодые люди, которые приходят служить в пожарную охрану, знают, что в любой момент может потребоваться пожертвовать жизнью ради спасения людей». К мемориалу были возложены венки от правительства Санкт-Петербурга, региональных управлений МЧС и ГУВД, Университета пожарной службы, районных администраций. В петербургском гарнизоне пожарной охраны 23 февраля отмечают как День памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга. В этот день в 1991 году загорелась гостиница «Ленинград». Из огненной западни огнеборцы вывели более 250 человек, 36 из них — на руках. Платой за спасение людей стали жизни девяти пожарных: Сергея Капитонова, Виктора Гомонова, Михаила Соловьева, Вадима Самойлова, Александра Глатенка, Владимира Осипова, Михаила Стельмаха, Кирилла Соколова, Юрия Терехова. Спустя два года после трагедии был открыт мемориал, на гранитном обелиске которого высечены слова «Ради жизни на земле». В траурном списке сегодня 55 погибших на боевом посту в послевоенные годы. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (10.03.1629-29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых , сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А. М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет - письму, а с 9 - церковному пению (столповому знамени, а также строчному пению и демественному пению - у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А. М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А. М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих. Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с. Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А. М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению и исключительная любознательность. А. М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила - «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления. Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) В 14 лет А. М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А. М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим».

http://pravenc.ru/text/82384.html

Подведём итог: в Твери сегодня находится рака 1748 года (без сени). Рака 1902 года, сконструированная в древнерусском стиле по эскизам князя М. С. Путянина, утрачена вместе с мощами и сенью. Кроме раки святого благоверного князя Михаила Тверского в соборной ризнице находились 23 ковчежка, в которых хранились в специальных ящичках залитые в мастику частицы мощей других святых, в том числе святителя Арсения, основателя Желтиковского монастыря и Патриарха Иова. В соборе также было захоронено 14 тверских иерархов, в том числе епископ Варсанофий, отпевавший тело князя в монастыре и сопровождавший его в Спасо-Преображенский собор. Считалось, что «мощевая благодать» хранит и благославляет наш город. В 2014 г. с благословения митрополита Тверского и Кашинского Виктора начались работы по воссозданию святыни на прежнем месте. В апреле 2017 г. в Тверской области по инициативе губернатора Игоря Рудени и благотворительного фонда «Спас» начался марафон по сбору средств на строительство Спасо-Преображенского собора в Твери. И вот сегодня солнце вновь сияет на четырёх звездных куполах и центральном позолочённом куполе Святого Спаса. Фото Панорама центра Твери - территория бывшего тверского Кремля с восстановленным на прежнем месте Спасо-Преображенским собором, расположенным рядом с Императорским путевым дворцом. 18 июля 2020 г., в день тридцатилетия возвращения городу Калинину исторического имени Тверь по ходатайству инициативной группы «Возвращение» в Спасо-Преображенском соборе состоялось богослужение о здравии и благополучии богохранимого города Твери. Символично, что члены инициативой группы принадлежат к поколению людей, которому, по замыслу Н.С. Хрущева, предназначено было жить при коммунизме. Именно они сделали выбор в пользу исконного имени города, древней истории страны и государственного деятеля, способного отдать свою жизнь за «други своя», за всех своих подданных, несмотря на их национальные, имущественные, сословные и классовые различия. Фото Торжественное открытие памятника юному князю Михаилу Тверскому, которого тверской епископ Симеон благословляет строить каменный Спасо-Преображенский собор. Город Тверь, 5 декабря 2023 года . Фото Владимира Осипова

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Владыка отметил, что первая Литургия в возрожденном храме — исторический момент: «Помимо храма, здесь мы открываем и музей православной культуры, к которой сейчас приобщаются многие иностранцы, приезжающие в Россию. Я благодарю ректора, Елену Владимировну, которая выступила с инициативой возродить то, что было утрачено, вернуть былой облик этой аудитории, этому храму. Когда наше предложение соединено с волей Божией, получается так, что мы сами удивляемся — это чудо Божие, милость Божия к нашей стране. Сейчас происходит возрождение севера, университета, человеческих душ. Мы слышим в храме множество детских голосов, значит, жизнь жительствует!» Митрополит Даниил поблагодарил всех, кто потрудился над созданием домового Иоанно-Богословского храма и Центра православной культуры при САФУ. Глава Архангельской митрополии особо отметил труды ректора вуза Елены Кудряшовой и после первой Литургии наградил ее епархиальной медалью Архангела Михаила I степени. Юбилейных медалей святителя Тихона, Патриарха Московского, удостоены Владимир и Игорь Беляевы, Вадим Лохов, Галина Осипова. Архиерейские грамоты владыка вручил Сергею Евдокимову, Антону Верещагину, Григорию Угловому, Максиму Подречникову, Леониду Чапыгину, Владимиру Рябову, Ирине Овчинниковой и Алексею Журавлеву. Губернатор Архангельской области поблагодарил митрополита Даниила и Елену Кудряшову за восстановление исторической справедливости. «Сегодня праздник для всех, кто любит наш край, поскольку то, что закладывали наши предки, создавая этот храм как храм веры и знаний, вернулось на нашу благословенную землю, — сказал Игорь Орлов. — Я с особым трепетом присутствовал на этой службе, слушал проповедь владыки и присоединяюсь к его благодарностям к тем неравнодушным людям, которые потрудились здесь». Ректор САФУ Елена Кудряшова после богослужения также отметила непреходящее значение сегодняшнего события: «Историческая справедливость восторжествовала в стенах этого замечательного учебного заведения. Не важно, что сначала оно было духовным, потом светским, главное, что мы с вами восстановили храм-читальню.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

10.               диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при Центральной клинической больнице ОАО «РЖД» (6 мая); 11.               диакона Сергия Куксова, сотрудника личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси (3 июня); 12.               диакона Николая Куренкова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (8 июля); 13.                 диакона Георгия Михайлова, студента Московской духовной семинарии (12 июля); 14.               иеродиакона Валериана (Кузьменко), насельника Троице-Сергиевой лавры (18 июля); 15.               диакона Сергия Петрова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (21 июля); 16.               диакона Павла Целищева, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (22 июля); 17.               протодиакона Александра Агейкина, клирика Храма Христа Спасителя (при совершении таинства хиротонии отец Александр был возведен в сан протоиерея с возложением креста с украшениями) (9 сентября); 18.                 диакона Бориса Осипова, клирика храма Живоначальной Троицы при бывшем Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) (23 сентября); 19.               диакона Бориса Думу, клирика храма Покрова Божией Матери при Московской духовной академии (18 ноября); 20.               иеродиакона Герасима (Войцеховского), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (25 ноября); 21.               диакона Михаила Ильина, клирика храма святителя Николая Чудотворца в Зеленограде (2 декабря).            Освящения, совершенные Патриархом в 2012 году:            29 января – великое освящение храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в г. Москве; 2.                   26 февраля – великое освящение храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше в г. Москве; 3.                   1 марта – чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское г. Москвы;

http://pravoslavie.ru/58458.html

3) Синодик 1735 года, переписанный при о. игумене Ефреме со старых синодиков, из которых первый был устроен в 1718 г. Синода обер-прокурора Львова, св. синода обер-секретаря Леванидова, полковника Ивана Карпова, полковника Стефана Козадавлева, Войска Донскаго полковника Ивана Андреевича, князя Григория Путятина, дьяка Михаила Воинова, дьяка Феодора Маслова, с.-петербургских купцов: Саввы Яковлева, Зимина, Майданова, Роговикова, Чуркина, Бармина... Роды с города Выборга: выборгскаго протопопа Мокия Лавреньтева, выборгскаго губернатора Афанасия Стефановича Исаакова, подполковника Воронина,... Роды с города Олонца и Одонецкаго уезда: олонецкаго собора протопопов: Дометия Петрова и Леонтия Андреева; священников; олонецких купцов: Анцыфирова, Баршина, Чогина, Мегрецкаго, Шагевскаго, Осипова, Борикова и других; роды с города Кексгольма и его уезда: кексгольмскаго собора протопопов: Иоанна Федорова и Никифора Григорьева, священников и причетников; Войска Донскаго полковников Андреева и Хрисанова..., роды с Кексгольмскаго уезду Якимварскаго погоста, Сердобольскаго погоста, Шуйстомской волости, Имбилахты, Шуезерскаго, Салминскаго. Роды с города Ладоги: священника Василия Григорьева, купцов: Артемия, Шарова, Богатырева, Барсукова...; роды с Сермаксы и разных других городов, и 4) Синодик, составленный при о. игумене Назарии с братиею в 1801 году, писанный полууставом; в нем заключаются 1486 родов благотворителей. Он украшен четырмя картинами; на первой изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские чудотворцы; на второй – два монаха над костями почившаго брата; за ними смерть с косою в одной руке и эмблемою скоротечности времени в другой, кругом надписи: „летит время сие часами, во дни и в нощи яко крылами”. – „Ох, три вещи содержат мя печали века сего: первая – яко имам умрети, вторая – яко не вем когда, третия – не вем, где тамо обрящуся”. „О любимый брате, зри на сию главу, сердцем умилися, очами прослезися, – сия глава сама о себе сказует и подобие нам свое показует: аз бых, яко же ты, ты же будешь, яко же аз”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010