132 Haneberg говорит, что это усиленное подтверждение Господом мысли о бытии многих обителей вызвано распространением в массе саддукейских воззрений. Но могло-ли это иметь значение в отношении ближайших слушателей Господа, –Апостолов?.. 134 Migne t. LXXІV, Col. 181 и 184. Арх. Михаил: «приготовление обителей состоит, без сомнения, в возвышении человеческой природы Господа в состояние Божественной славы, ибо это есть необходимое условие прославления людей во Христе.» 135 В нашем славянском тексте ст. 3 читается так: и аще уютовлю место вам етс. а слова поиду и (и аще поиду и уготовлю) ставятся в сноске под строкой. В виду того, что подобное выпущение из текста данных слов не находит для себя никакого оправдания в древних Codd., равно как и в Техт. Recept., должно предположить, что обусловливается оно просто желанием по возможности ослабить мнимую тавтологию в конце 2-го и в начале 3-го стт. Olshausen-Ebrard утверждает, что второе κα в начале 3-го ст. (κα ν πορευθ κα τοιμσω τπον μν) не имеет прав на существование и должно быть опущено, потому что его не имеют А Е G К Δ. Н читает τοιμσω, а Д и М – τοιμσσι (см. у Tischendorf’a). Разница в обоих случаях получается та, что с κα – τοιμσω относится к protasis, а без κα оно составляет уже apodasis ( Olsh.-Ebrard Godet); но при таком чтении (и когда пойду, приготовлю вам место) возникает грубая тавтология, ибо и в ст. 2-м сказано: Я иду приготовить место вам. Вставка κα, посему, необходима, чтобы отнести τοιμσω к protasis (Vordersatz). Вопреки мнению Olshausen-Ebrard, последнее чтение (так L) имеет за себя, таким образом, достаточно также авторитетов (чтение Н Д и М выраж. ту-же мысль), почему следовать ему вовсе не значит исправлять текст тенденциозно. Мысль же при таком чтении получается действительно вполне ясная и определённая. Этого нельзя сказать о чтении без κα. Защищая последнее чтение, Olsh.-Ebrard требует на основании его, чтобы конец 2-го ст. был поставлен в зависимость от επον ν, т.е. чтобы после этого выражения было поставлено двоеточие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Подобно своему предшественнику, Кирилл V уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. За время его Патриаршества было построено 13 церквей, в т. ч. соборы св. Марка в Гизе (1877) и арх. Гавриила в каирском квартале Эс-Сакакини (1881). Произошло возрождение ряда мон-рей, заметно увеличилось число их насельников. С 1897 г. игумены крупнейших обителей возводились в епископский сан. При прямом участии Кирилла V были открыты 9 коптских школ для мальчиков и девочек, несколько больниц и богоугодных заведений. 29 нояб. 1893 г. начала функционировать Каирская ДС, имевшая филиалы в Александрии, Буше (ныне Насер) и Дейр-эль-Мухарраке (в В. Египте). Значительно оживилась книгоиздательская деятельность. Патриарх поощрял развитие богословия и межконфессиональной полемики (с протестантами и католиками), исследования по истории К. Ц., создание популярной духовной лит-ры. В 1884 г. по инициативе копт. издателя Тадруса Шенуды аль-Манкабади было основано Об-во сохранения коптской истории. Учрежденное в 1891 г. на средства богатых благотворителей Об-во примирения ставило своей задачей борьбу с невежеством, развитие сети образовательных центров и публичных б-к. Развивалась копт. светская публицистика, ориентировавшаяся на совр. европ. образцы. Христиане активно участвовали в становлении национальной журналистики, они составляли значительную часть сотрудников редколлегий и авторов, пишущих для егип. периодических изданий. В 1877 г. копт Михаил Абд ас-Сайид основал ежедневную газ. «аль-Ватан» (Родина), в 1895 г. Тадрус аль-Манкабади и выходец из Сирии христианин Адиб Исхак - газ. «Миср» (Египет). В противостоянии Патриархии и Совета общины «аль-Ватан» поддерживала Кирилла V, а «Миср» - его светских оппонентов. Одним из итогов «пробуждения» копт. общественно-политической и религ. мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах Филутауса Ибрахима и Джирджиса Филутауса Авада. Настоятель собора св. Марка и 1-й ректор Каирской ДС Филутаус Ибрахим считается крупнейшим копт. богословом кон. XIX в. Его перу принадлежит ряд антикатолич. трудов, штудий по вопросам личного статуса и истории К. Ц. Издатель «Коптского альманаха» Джирджис Филутаус Авад в 1896 г. по запросу Мин-ва юстиции составил свод законов по личному статусу, одобренный Советом общины.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Несмотря на то, что житие Афанасии Егинской 620 составлено было современным писателем, оно, изданное пока в одном латинском переводе, бедно историческими данными и столь неопределенно в приурочении времени, что мы в сущности не знаем, когда она с точностью жила. Судя по некоторым немногим историческим именам можно лишь догадываться, что Афанасия жила в IX в., и только. О времени её кончины ничего положительного сказать нельзя. По Сурию она скончалась ок. 850 г., по Кастелляну и арх. Сергию – ок. 860 года; но та и другая дата – одно предположение. Родители Афанасии, Никита и Ирина, имели свой дом на о. Егине (Αγινα), – в Сароническом заливе, южнее о. Саламина. – Дочь их Афанасия семи лет от рода изучила Псалтирь и занималась Св. Писанием. Когда она однажды ткала ткань (sola telam texeret), она увидела блестящую звезду, прошедшую ей в грудь и вышедшую из глаз. С того времени она возненавидела мир и желала иноческой жизни. Но родители, не желавшие этого, насильно выдали её замуж. С мужем она жила только 16 дней. Cum enim Maurisii (Μαυρουσων) barbari homines in illas regiones irrupissent, муж Афанасии пошел в бой с пиратами и был убит мечем (§ 1). – Без сомнения здесь разумеются Африканские арабы, свободно разгуливавшие на кораблях по Средиземному морю в VIII и IX столетиях. Указанное нападение на Егину предположительно можно отнести к концу VIII века. Спустя много времени Афанасия все помышляла об иноческой жизни. В это время неожиданно пришел царский указ, чтобы незамужние женщины или вдовы выходили замуж за местных, варварских жителей. 621 – Неизвестно, какой император и когда издал подобного рода указ; но что нечто подобное могло быть, видно из последующего времени, когда имп. Феофил повелел напр. грекам в Персии вступать в брак с туземцами (см. во 2-й части). – Афанасия, на основании этого указа, была выдана родителями снова замуж за одного варвара; впрочем она и теперь жила по-монашески, проводя время в делах благотворения. Во время голода она помогала не только христианам, но и безбожным, напр. Athinganis, изнуренным голодом (§ 2). – В византийское время под θγγανοι разумелась особая ветвь манихеизма, которая вместе с павликианством вышла из Фригии и имела многих последователей; к ней принадлежал сначала и имп. Михаил II Амориец (820–829). 622 В нынешнем греческом языке θγγανοι – цыгане.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

140 Дела Артил. арх. Списки генералитету, штаб и обер офицером 1762 году. Ос. Абр. Ганнибал и старший его брат, Петр, были тогда артиллерии поручиками. 141 Так, например, во время шведской войны, когда все русские, служившие на жалованье, не раз, за недостатком денег, подвергались известным вычетам или, вместо денег, удовлетворялись сибирскими товарами, иностранцы постоянно бывали изъемлемы из этой всеобщей меры и аккуратно получали все чистаганом. 142 При учреждении сената, в 1711 году, не было между сенаторами ни одного иностранца; а при кончине Петра, в 1725 году, оказывается только один, Девиер (впоследствии граф), хотя и португальский жид родом, но женатый на сестре князя Меншикова. 144 Dictionnaire universel d’Histoire et de Geographie, par Μ. N. Bouillet. Paris. 1757 г. c. 1035. 145 Anecdotes interessantes de Russie, tiréés de ses archives. Publiées par un voyageur, qui a séjourné treize ans en Russie. Londres. 1792 r. 148 Сражение Тоннинга тогда же вырезано на медном круге, с надписью: Марс у Тоннинга удивися мужеству Петрову. 1713 г. Точно так же увековечено и взятие Штетина, с надписью: Не стерпя силы Петровы Штетин покорился. 1713 г. Оба медные круга хранятся в кабинете Петра Великого. См. Кабинет Петра Великого. Спб. 1844 г., с. 12. 150 По переписке, сделанной в 1714 году всем домам новой столицы, их оказалось 34550. Там же, с. 118. 151 Именным указом 36-го декабря 1715 г., велено: «Взять из школы адмирала Апраксина таких детей, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека для науки молодых ребяток из всяких чинов и людей». 152 Die Heutige Historie oder der gegenwärtige Staat von Russland, nach dem Englischen und Holländischen des Hrn. Salmon und Hrn. van Goth ins Deutsche übersetzt von Elias Kaspar Reihard. Altona und Leipzig. 1752 г. c. 397. 153 См. статью: «Госпитальный спорт в 1757 году», помещенную в отделе Смеси июльской книжки журнала «Русское Слово». 1859 г., с. 13. 154 Тогда государь собственноручно выпустил около 20-ти фунтов воды у голландской купчихи Борсте, и больная через несколько дней умерла. Императрица шутя говорила, что за такую операцию императора следовало бы сделать доктором. Нет, не доктором, а хирургом – пожалуй», отвечал император. См. Дневник камер-юнкера Берхгольца, перев. с нем. И. Аммона. 1860 г. Ч. III, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

438 Etudes de Théologie, de. philosophie et d " histoire, par les pères Charles Daniel et Jean Gegarine. Paris, 1857 г. I, c. 440. 444 «С.-Петерб. Вед.» 1747 г., 10. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвивского богородицкого большого мужского монастыря. С.-Петербург. 1859 г. с. 36–37. 447 Существует и до сих пор в Лештуковом переулке, которому сообщил название; выходит на самую Фонтанку, неподалеку от Чернышева моста. Кроме дома, гр. Лесток имел дачу по петергофской дороге, вторую за Красным кабачком, на левой стороне. 451 Гр. Андрей Алексеевич Бестужев не имел ни дарований, ни заслуг своего отца, ум. действительным тайным советником в 1768 г. В мае 1748 г. он был посылан в Австрию поздравить Марию-Терезию с новорожденным сыном, и там осыпан подарками. 452 Обычай такого дарения, непонятного в наше время, заведен Петром I В архивных документах его царствования рассеяно немало любопытных данных по этому предмету. И все они, по большей части, характеризуются следующей выдержкой из письма гр. А. Г. Головкина, русского посланника при берлинском дворе, к царскому кабинет-секретарю Макарову, от 31-го декабря 1717 г.: «Прислано королю (прусскому) в подарок: в 1712 г. 36 чел., из Померании; да в 1714 г. – 80 чел., из Санкт-Петербурга; да в 1715 г. 100 чел., из Польши. Всего 216 чел. И из того в больших гренадирах 33 чел., да в кронрегименте 98 чел., а достальные розданы по разным полкам, из которых некоторые в дальних отсюды провинциях обретаютца. Сверх того несколько за болезнями отпущены, такожде померли и розбежались, и тако того человек с 60 в тех полках еще осталось» (Дела Гос. Арх. Каб. II. В., отдел II, 31, л. 643–644). Из дел Главной Артиллерии видно, что такие «великаны» отпускались на чужую сторону с особыми «великанскими» фузеями, которых, напр., 1718 г, Никита Демидов изготовил на своих тульских заводах, по берлинскому образцу, 65 штук (Дела Артил. Архива в С.-Петербурге, кн. 29, листы не нумерованы). 494 За дерзкие речи о государыне; перед отправлением в ссылку, наказан кнутом. См.Russ. Günstl., Helbig. c. 207–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Стихия мужского начала и мужествен­ности, так подчеркнутая Зауером в пруссачестве и вообще германстве, имеет параллель в общем отсутствии Богоматерного начала в протестант­ском мировоззрении. Вследствие этого получается лютерански-прусское искажение всего христианства. Последнее принимает насильнические черты под личиной «пограничного воинствования и мужествен­ности». Архангел Михаил и «ангелы его», как вождь воинства небесного в борьбе с драконом, имеет очевидно, рядом с собой и арх. Гавриила, вестника! Благовещения и в этом качестве ангела Богоматери! Но он забывается в этом мужском начале. Мирочувствие, имеющее воински-мужское начало в качестве основания, является асофийным и становится антисофийным. Стихия творчества, в которой осуществляет себя женственное, рождающее, не насильническое, но органическое начало жизни, здесь упраздняется и пользу мужского насилия, которое в силу того же является не отцовским или сыновним, вообще не органическим, но воинственно-насилующим. То начало психеи, которое составляло душу романтизма и под знаком «das ewig Weibliche» ведомо было также и Гете, упраздняется, раздавленное каблуком немецкого сапога. В этом состоит основное извра­щение национальной души германства в расизме, как и его творческая пустота и духовное бесси­лие, прикрываемое воинствующим воодушевлением и... дисциплиной. Но насильничество может внушать только страх, а не любовь, и в таком отношении – как это ни покажется неожиданным – расизм имеет большую аналогию с большевизмом. Оба они способны до времени увлекать и опьянять внешними успехами и государственными достижениями, но это здание, как построенное на песке, может рушиться от внешнего толчка, как не имеющее в себе внутренней связности. У самих пророков расизма прорывается против их воли это самосознание. Горделивые заявле­ния, что история человечества в нынешнюю войну определяется на 1000 лет вперед, чередуются с допущением возможности, что в случае военной неудачи вся эта храмина рассыплется. Теперешний германизм в своем милитаризме имеет внешние черты сходства с Римом, однако с той основной разницей, что Рим, невзирая на преобладание мужественности и слабо выраженную женственность, имел в себе все-таки органическое начало в своем происхождении из доброго, наивного, до-христианского язычества, и это до известной степени его охраняло, – по крайней мере, до времени – от окончательного идолопо­клонства государству и того человекобожия, которое проявилось лишь в императорский период в культе цезарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Примечательно, что указания древнерусских Служебников о чтении Евангелия в конце воскресной утрени противоречат предписаниям как Студийско-Алексиевского устава, так и древнерусских студийских Часословов 102 . Из этого можно было бы сделать вывод о том, что рубрики Служебников не отражают реальную литургическую практику Древней Руси. Но ряд фактов свидетельствует об обратном: прежде всего, практика чтения Евангелия в конце воскресной утрени была хорошо известна на Руси и после отказа от Студийского устава – в XV–XVII веках, в эпоху господства Иерусалимского устава 103 ; далее, в самих Служебниках соответствующая рубрика встречается достаточно часто и неизменно говорит об одном и том же; наконец, чин воскресной утрени с чтением Евангелия в конце службы засвидетельствован, помимо Служебников, еще в одной группе древнерусских литургических памятников – «студийских богослужебных сборниках» (другого специального названия у этих памятников нет). В одном из них, БАН. Арх. ком. 171 ИРЛИ. Кар. 476, устав чтения Евангелия в конце воскресной утрени описан достаточно подробно 104 , еще в семи других устав не описан, но предполагается тот же порядок службы 105 . Выявленное нами соответствие между Служебниками и «студийскими богослужебными сборниками» заставляет по-новому взглянуть на последние. Содержащиеся в них указания (особенно в отношении служб суточного круга) по целому ряду параметров отличаются от рубрик Студийско-Алексиевского устава и студийских Часословов. Это заставляло исследователей предположить, что «студийские богослужебные сборники» отражают не нормативные практики кафедральных соборов или общежительных монастырей, а своеобразные традиции древнерусского «келлиотского» богослужения 106 . Но согласие сборников с ключевой литургической книгой – Служебником – скорее указывает на то, что именно «студийские богослужебные сборники» отражают древнерусскую литургическую норму до XIV в. включительно. Можно предположить, что комплекс литургических книг, состоящий из Служебника и «студийского богослужебного сборника», появился на Руси раньше, чем были сделаны переводы Студийско-Алексиевского устава и студийского Часослова, а некоторые из особенностей богослужения согласно этому комплексу – в частности, чтение Евангелия в конце воскресной утрени – укоренились в русской литургической традиции настолько прочно, что сохранились даже и в эпоху господства Иерусалимского устава вплоть до реформ середины – 2-й половины XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1-4, на повествование о «сынах Божиих», вступивших в связь со смертными женщинами; аналогичное соотнесение присутствует в Енох 6-16 - источнике Иуд 6; см.: Waltner, Charles. 1999. P. 294), эту границу пытались переступить жители Содома (Иуд 7; Быт 19. 1-5), так поступают еретики, злословящие ангельские начала и власти (Иуд 8); и даже арх. Михаил, споря с диаволом, «не смел произнести укоризненного суда» (Иуд 9), не вынес суждение об ангеле, хотя и павшем, но предоставил суд Богу. И. п. приводит пророчество из книги Еноха о присутствии ангелов на Божественном суде над человечеством. Слова «душевные, не имеющие духа» могут означать, что лжеучители считали себя духовными людьми, равными ангелам, и именно с этим обстоятельством связана их хула в отношении небесных сил. Данная трактовка, убедительно объясняющая нек-рые неясные места И. п. (напр., Иуд 8 о злословии «высоких властей» или Иуд 10 - «а сии злословят то, чего не знают») и позволяющая по-новому оценить композиционную целостность И. п., тем не менее не может претендовать на раскрытие основной цели написания И. п.: призыв к чистоте христ. предания предполагает более широкую богословскую перспективу, чем ангелология. Остается без внимания этическое содержание И. п. (критика антиномизма). Из контекста Иуд 7-8 ясно, что аллюзия на библейское повествование о жителях Содома служит аргументом в обличении еретиков, «оскверняющих плоть». Мотив осквернения плоти фигурирует в И. п. вне связи с ангелологией (Иуд 4 - «обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству»; Иуд 23 - «обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью»). Патристическая экзегеза Древнейшим толкованием на И. п. являются краткие, но последовательные комментарии Климента Александрийского в сб. «Ипотипозы» (Наброски). Климент указывал на возможность обращения наказанных грешников (donec convertantur ad dominum - Clem. Alex. Hypotyposes in epistulam Iudae. 21-22// Zahn Th. Forschungen. 1884. Bd. 3. S. 83). Интересно толкование Иуд 6: «жилища» ангелов - это небо и звезды, место их падения - это земля, а узы, к-рые их содержат,- воздух (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

Творческая активность на территории Арагона приходится на 70-90-е гг. XV в. Можно предположить, что обучение Бермехо проходил в Нидерландах, однако сведения о его жизни отсутствуют до 1468 г. Возможно, художник родился в Кастилии в Кордове (судя по подписи «Cordubensis» на картине «Оплакивание», 1492, Музей собора, Барселона). Бермехо принадлежал к мастерам, к-рые «кочевали» по разным художественным центрам, поэтому его влияние получило широкое распространение. Он владел многообразными приемами и стилями, но все его произведения демонстрируют стремление к преодолению готического наследия. В Валенсии он создал первое известное подписное произведение - «Св. Михаил» (1468, Национальная галерея, Лондон). Работа являлась центральной частью алтаря ц. Сан-Мигель в Тоусе (пров. Валенсия) и была написана по заказу городского наместника Антонио Хуана. Согласно валенсийской традиции, изображение помещено на золотом фоне с тиснением и графленым фризом. Фигура арх. Михаила по контрасту с фоном написана объемно, в нидерланд. манере, темперными и масляными красками. Приемы, использованные Бермехо, те же, что и в алтаре Ханса Мемлинга «Страшный Суд» (1466-1473, Национальный музей, Гданьск, Польша): применение желтого пигмента для передачи металлического блеска доспехов; воинский нагрудник превращен в выпуклое зеркало. Данью готической традиции можно назвать удлиненные пропорции и изящный S-oбpaзhый изгиб фигуры. В 1474 г. Бермехо переехал в городок Дарока (совр. пров. Сарагоса), где получил заказ на создание главного ретабло для ц. Санто-Доминго. Сохранилась только центральная доска «Доминик Силосский» (Прадо, Мадрид). В этом произведении мастер словно собрал наиболее специфические и уникальные черты испано-фламанд. стиля. Доминик Силосский изображен в епископских одеждах, он восседает на троне в виде пышного готического сооружения, обрамляющего фигуру и украшенного аллегорическими фигурами добродетелей. Мастер изменил свой стиль в сторону большей репрезентативности и декоративности: фон, трон и одежды написаны золотом; кроме того, одежды украшены сложным орнаментом.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Справедливость требует заметить, что само воскресение мёртвых является с тем или другим характером, смотря по отношению воскресших к такому или иному приговору суда. Но значение последнего суда не исчерпывается ещё значением его как полного завершения предшествующих ему частных судов над родом человеческим. Более важное значение последнего суда Новозаветное Писание показывает, когда изображением его хочет вызвать в сознании читателей представление о высочайшей славе и истинном величии Лица Судии Богочеловека, о торжественной победе Его дела над силами ему противодействующими. Это бывает всякий раз, когда Новозаветное Писание вообще мыслит последний суд, неразрывным со 2-м славным пришествием Христовым, и в частности, когда обозначает нам, все отдельные черты учения о последнем всеобщем суде. Отношение последнего суда к Лицу Богочеловека и значение его как дела прославления, назначенного Богом Отцом Сыну Божию, показывают слова Самого же Нашего Божественного Учителя: «Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови да вси чтут Сына, якоже чтут Отца 373 » находящиеся в непосредственной связи со словами Его же о всеобщем, воскреснии. «Дело искупления человечества, говорит Арх. Михаил, по предвечному Совету Божию предназначено совершить Сыну Божию; вместе с сим, Ему принадлежит, власть совершить, без сомнения, в единении с волею Бога Отца, и суд над теми, кто не уверует в Него как Искупителя и, отвергнув Его, останется в состоянии неискупленных, следовательно подлежащих, гневу Божию за грех и осуждению 374 . На последнем суде обнаружится слава Искупителя нашего; как и в Евангелии Ионна замечается, что цель предоставления суда Сыну Божию та, чтобы все чтили Сына, т. е., воздавали Ему такое же почтение или славу, честь и поклонение, какое подобает Отцу, раз, поклонение Божественное. Та же мысль о славе Сына Божия на последнем суде выражается Новозаветным Писанием, когда говорится, что Сыну Божию дана власть производить суд, потому что Он есть Сын, Человеческий 375 . Наименование «Сын человеческий» употреблённое в Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010