Заключим наше исследование. Петровский Монастырский Приказ был государственной мерой и попыткой к переводу церковных имуществ из-под власти Церкви во власть государства. Он подвинул дело вперед: доказал возможность перевода церковных вотчин в собственность государства, окончательно уничтожил отдельность и особность вотчин разных церковных учреждений, слил их в одно общее ведомство без различия разнообразных привилегий, которыми отдельные учреждения обладали до Петра, и установил общее и единое управление церковными вотчинами во всем государстве. В этих очень важных заслугах состоит историко-юридическое значение Монастырского Приказа петровских времен в истории русского права и государства. Но как государственная мера, им осуществляемая, отозвалась на благосостоянии церковных вотчин в XVIII столетии, церковных имуществ и лиц служащих Церкви, на устройстве самой Церкви и положении ее в государстве, – это показать – дело общей истории России. 646 Прил. док. Син. Арх. 6. Из составленных в Монастырском Приказе ведомостей оказалось, что в синодальных вотчинах в 1723 г. по переписным книгам 186 г. числилось 144, 492 / 2 двор. Оп. Синод. Арх. / 355 . 648 Всего послано было в 1722 г. в провинции 38 чел. См. Прил. 21 сн. Оп. Син. Арх. / 450 , / 449 , / 453 . 651 Прил. док. Син. Арх. 7. 9–12 сн. с Оп. Син. Арх. / 345 и др. и д. Син. Арх. за 1721 г. 356. 1 Не лишним считаем точнее указать значение слова «гражданский». В общеупотребительном русском языке это слово весьма часто противополагается слову «духовный», и в этом смысле оно – однозначащее со словом «светский». В юридических же науках слово «гражданский» противополагается терминам «уголовный» и «государственный» и, понимаемое в тесном значении, прилагается к личным, имущественным и обязательственным отношениям и правам, которые составляют предмет Гражданского права. Гражданский в смысле светский по-французски переводится laique, а в тесном значении civil. Мы во всем нашем рассуждении употребляем это слово в тесном значении. Об уголовной подсудности духовенства по преступлениям мы не говорим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

588 Михаил Киприанович Лунин, с 1761 г. президент Вотчинной Коллегти; с 1764 г. кавалер ордена св. Анны I класса; умер в 1776 г. тайным советником. См. о нем Р. Арх. 1866 г. с. 377–379. 591 Иван Иванович Козлов, в 1764 г. тайный советник, генерал-рекетмейстер и кавалер ордена св. Анны I класса; с 10 июля 1775 г. кавалер ордена св. Александра Невского; ум. 19 июня 1778 г. действительным тайным советником и сенатором. Это – родной дед поэта Ив. Ив. Козлова. 595 «Рандеву – объясняет С. Тучков – термин тактический, слово французское собрание; означает место и время, назначенное для собрания армии или какого-либо войска». См. Военный словарь, соч. Г. Μ. С. Тучкова. Москва. 1818 г. ч. II, с. 102. 604 Стоила тогда по 4 к. фунт. См. подл. ак. арх. Л.Гв.Изм.п. Книга: Коммисариатская часть походного батальона в 1740 г. 613 Подл. акты арх. Л. Гв. Изм. п., книга: Приказный журнал. 1740 г. см. 14 мая. Густав Бирен беспрестанно отдавал приказы об «экзерзицициях», которые приказывал производить и «в погожие дни» и «в нынешнее благополучное время», наблюдая при этом, чтобы «солдатство делали ровно, били руками крепко, стояли бодро» и проч. 614 Там же, книга: Входящие бумаги 1740 г., см. промемории из Конюш. и Егермейстер. Контор, 4 мая. 616 Недвижимые имения Волынского, казненного 27 июня1740 г., были отписаны на Ее Величество. Из них Клопинскую мызу, в Копорском уезде, Императрица пожаловала Густаву Бирену «доколе в службе Ее Величества находиться будет». См. Записка об Артемии Волынском, в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древ. за 1858 г. кн. II, с. 37 619 Князь Данило Андреевич Друцкой назначен вице-губернатором в Белгород из капитанов Л. Гв. Изм. полка. (Дед поэта Хераскова? П.Б.). 622 В «Объявлении из печальной комиссии, каким порядком по Ее Императорском Величестве траур во весь год быть имеет» в 13 пункте значилось: «Мужеские персоны 1 и 2 классов в первом квартале платья имеют носить: кафтаны суконные без шишек, с четырьмя пуговицами сукном обшитыми, и на камзолах пуговицы такие же до пояса; и на обшлагах вверху плюрезы шириной в 1 и 1/2 вершка, а на рукаве камзола плюрезы шириной в 1/2 вершка, а у плюреза, чтоб шов был в 1/4 плюреза; на шляпах висящий короткий флер, шпаги обшитые черным сукном, чулки гарусные, башмаки замшаные, пряжки черные, рубашки без манжет, наперед завязанные галстуки; кареты и сани обитые черным без гербов, шоры и хомуты обшитые черным, на лошадях печальные попоны длиной от земли 6 вершков; лакеям ливрея черная, без лент, пуговицы до пояса; в домах обивать черным по одной камере».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Любящий Вас а Михаил «Вопросы филос и псих » я выписываю себе. 30 апреля 1890 г. 32 Дорогой о Антоний! Скажите, пожалуйста, есть ли троицкие молитвы в отдельном издании? Если есть, не будете ли так добры прислать мне их? Здоровье мое очень хорошо. Ездил недавно в Симферополь к пр Мартиниану хлопотать за одного диакона. Поездка не особенно утомила. Привет братии. Прошу благословения у пр Антония. Я пред ним виноват: давно не писал ему. Но все некогда (!). То необходимо гулять, то хочется почитать что-нибудь, – так время и летит. Едет ли куда-нибудь В. К. Саблер на лето? Как прошли экзамены? Храни вас Христос. Любящий Вас арх Михаил 6 июня 1890 г. 33 Дорогой о Антоний! Не писал я Вам ничего на Ваши письма, потому что не находил, что писать. Все вещи печальные, на которые трудно установить взгляд издали, за тысячи верст. Теперь Вас назначили ректором Пет семинарии. 820 Нелегко Вам будет. Много неудобств может проистекать и для Вас, и для других. Но, Бог даст, Вы с Вашей энергией благополучно перемелете предстоящие Вам трудности. – Спасибо Вам за сообщаемые сведения. Я только через Вас и знаю кое-что. Жара у нас стоит невыносимая; есть, впрочем, надежда на скорое облегчение. Почему же о Арсения Конст 821 не назначили в Киев? Куда же его? Не знаете ли Вы: какие обязанности на нем лежат, кроме богослужебных? Неужели приходится вести хитрые политики и прочую ерунду? Это было бы печально. Впрочем, думаю, что навряд ли относительно меня придут к какому-либо решению ранее моего приезда: не успеют. Христос да хранит Вас! С любовью и всяческими благожеланиями арх Михаил Когда же Вас посвящают в архимандриты? 19 июня 1890 г. 34 Дорогой о Антоний! Простите, что долго не писал. С дороги устал. Рад, что Вы, по-видимому, благодушествуете. От всей души желаю, чтобы Бог все устроил к Вашему внутреннему и внешнему благополучию. Трудновато Вам будет, но Вам не занимать энергии. Рад, что и с о Никоном Вы мирны – он только слишком застенчив в выказывании своих лучших внутренних сторон; поэтому и недостатки его сильнее бросаются в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

13–14). Особенности внешнего изложения Речь пророка Захарии отличается краткостью и сжатостью, наполнена видений и символических действий и весьма трудна для понимания; язык чистый, свободный от арамейских и халдейских слов, изложение показывает живое воображение писателя и много следов близкого знакомства с писаниями прежних пророков. В первой части язык более подходит к прозе, во второй – к поэзии. Глава 1-я Ст. 8. Под мужем, сидящим на рыжем коне, разумеется Арх. Михаил, вождь народа Еврейского ( Дан. 10, 21 ). Под другими всадниками на разношерстных конях разумеются другие ангелы, исполнители Божественных повелений ( Зах. 6, 3 ; Евр. 1, 7 ). Кони – символ быстроты, разношерстность – разнообразие ангельского служения. Рыжие кони – символ крови, означают ангелов – исполнителей гнева Божия, белые,– символ милости. Сей стояше между горами осеняющими, Евр. между миртами, означает народ Еврейский, находящийся в униженном состоянии среди величественных вокруг его народов языческих. Ст. 11. Слова: населена земля и молчит по отношению к язычникам значат: язычники, будучи нечестивыми, благоденствуют (спокойны), по отношению к евреям: находятся в скорби. Ст. 12. Сие семидесятое лето, у 70 вместо слова сие стоит член, что указывает определенное число «семидесятилетний плен». Смысл стиха будет такой: Арх Михаил ходатайствует пред Богом за народ Еврейский: «долго ли Ты, Господи, не наградишь Евреев за те 70 лет, которые он страдал в плену». Ст. 13. На это ходатайство Господь дает утешительный ответ, что Он врагов иудеев накажет, а Евреев наградит Своими милостями. Этими словами утверждается христианское учение о ходатайстве за нас святых пред Богом (в опровержение протестантов). Ст. 17. Прелиятися – и другие города преисполнятся благами. 4 рози (рога) (ст. 18) – 4 страны света или все Боговраждебные народы. 20 ст. Древодел – кузнец; разумеются ангелы губители врагов народа Божия. Глава 2-я Ст. 4. Указание, что Захария был еще юноша. Ст. 6. Наставление, чтобы все шли из Вавилона и других стран в Иерусалим, где только и возможно спасение. Это воззвание необходимо было, чтобы сильнее побудить оставшихся в Вавилоне возвратиться в отечество, и потому, что многие переселившиеся из плена задумывали возвратиться опять в Вавилон из Иерусалима, где они постоянно подвергались нападениям врагов. Ст. 8. Вы так близки к Богу, говорит Захария Евреям, что оскорбивши вас оскорбляют и Его. Ст. 12. Участие – достояние. Глава 3-я. Видение о первосвященнике Иисусе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

«К сожалению, при всем своем старании, говорится по поводу чтений в Палестине и водительства паломников в отчете 1888–1890 гг., Обществу до сих пор не удалось привлечь к делу хорошего чтеца из лиц духовного звания». О. Анисимова сменил в 1889–90 гг. монах Феодосий, а на его место был послан иеромонах Александро-Невской лавры о. Михаил с правом проживать на новом подворье и с обязательством вести религиозно-нравственные чтения, но с освобождением от водительства паломников по св. местам. «Что касается до вождения поклонников, – писал по этому поводу арх. Антонину М. П. Степанов 19 июля 1890 г., – то при ныне сущестующем порядке оного, присутствие при этом духовного лица есть не более, как унижение для сего последнего, поэтому мы бы полагали впредь до устройства этого дела вполне воздержаться от назначения духовного лица при вождении поклонников, довольствуясь контролем пока светских лиц», т. е. кавасов, состоящих на службе Общества. О. Михаил, однако же, недолго пробыл в Иерусалиме и в январе 1891 года передал обязанности руководителя бесед тому же о. Феодосию, которого он вызван был сменить... Не были упущены Обществом из внимания даже и такие потребности быта паломников, как конфискация приобретенных ими в Палестине предметов (напр., икон, картин, рисунков и т. п.) одесской таможенной администрацией. Общество ходатайствовало перед министром финансов «о смягчении досмотра» багажа наших паломников, при их возвращении на родину. 2 Подробное изложение деятельности арх. Порфирия в Палестине см. в нашем очерке под заглавием: «Епископ Порфирий Успенский , как инициатор и организатор первой русской духовной миссии» в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока» (По поводу столетия со дня его рождения). Спб. 1906 г. Издан. Имп. Прав. Палест. Общества. 8 Общество это по примеру Российско-Американской компании поставлено было под Высочайшее Его Императорского Величества покровительство. Некоторые параграфы устава этого Общества, просуществовавшего уже 50 лет, довольно любопытны: § 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

дворе («Победа испанцев при Флёрусе» кисти Висенте Кардуччо, 1622, Прадо, Мадрид). В русле позднего маньеризма работал Хуан Фернандес Наварете, или Эль Мудо (Немой) («Авраам и три ангела», 1575, Национальная галерея Ирландии, Дублин; «Петр и Павел», 1577, Эскориал), много путешествовавший по Италии и писавший картины в эклектичной манере (напр., Авраам взят из картины Тициана «Денарий кесаря», 1568, Национальная галерея, Лондон; техника письма и колорит меняются в диапазоне от Пармиджанино до венецианцев). Видимо, трепетно-нервное маньеристическое видение и напряженный свет, к-рый появился в картинах видений и сцен чудес, оказались близки по духу религиозности монарха и испанцев этого времени. Начиная со 2-й пол. 80-х гг. и до 90-х гг. XVI в. ведущее место в придворной живописи принадлежало художникам, в работах к-рых заметны черты стиля барокко, с его патетикой и идеализацией образов: Лука Камбьязо («Арх. Михаил, повергающий сатану», 1584, Эскориал), Пеллегрино Тибальди («Арх. Михаил, повергающий сатану», 1592, Эскориал), Федерико Цуккаро (картины для главного ретабло Эскориала, совместно с Тибальди). Видение Иисуса Христа Бернарду Клервоскому. 1627–1628 гг. Худож. Франсиско Рибальта (Прадо, Мадрид) Видение Иисуса Христа Бернарду Клервоскому. 1627–1628 гг. Худож. Франсиско Рибальта (Прадо, Мадрид) Живопись Эль Греко (Доменикос Теотокопулос, грек по происхождению) свидетельствует о субъективности его мировидения. Она основана на отказе от эмпирического познания и впитала традицию визант. искусства позднепалеологовского периода, достижения итал. Высокого Возрождения, особенно венецианского колоризма (прежде всего идущего от Тинторетто) и его светозарность красок, формальные приемы маньеризма - искаженные пропорции фигур, перепады композиции и построения планов, изменение перспективы. Манера Эль Греко, крайне индивидуализированная, осталась для испан. искусства исключительным и одновременно показательным явлением - испан. искусство более чем др. европ. школы было открыто для экспериментаторства.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Арх. Михаил, воевода «небесных сил». Гравюра. 1668 г. (оттиск 30-х гг. XVIII в., РГИА) Арх. Михаил, воевода «небесных сил». Гравюра. 1668 г. (оттиск 30-х гг. XVIII в., РГИА) Выпуклая и углубленная Г. на металле может быть цветной. При 1-м способе на подготовленную металлическую доску тампонами наносят различные краски. 2-й способ заключается в создании отдельных досок для каждого цвета и в последовательной печати с этих досок на лист бумаги. Отпечатанные на бумаге оттиски нередко раскрашивались (особенно характерно для народной Г.). Литография (от греч. λιΘ - камень иγρφω - пишу — способ плоской печати, при к-ром оттиск получается с помощью плоской (нерельефной) формы. В литографии используются те породы известняка, к-рые не принимают краску после протравливания слабой кислотой. На камне выполняют рисунок специальным литографским карандашом, пером или кистью, употребляя литографскую тушь. Затем камень протравливается смесью кислоты и гуммиарабика — покрытые рисунком места легко принимают краску, чистая поверхность камня ее отталкивает. Печать производится на специальном станке на плотной бумаге. Литография бывает одноцветной и цветной (тоновая, с использованием до 4 камней разного цвета; хромолитография — от 4 до 40 камней). Г. на дереве появилась в Зап. Европе в нач. XV в. (в Китае ее возникновение относят к VI–VII вв.; самая ранняя датированная Г.— 868) и предшествовала книгопечатанию; 1-й датированный оттиск — «Брюссельская Мадонна» (1418). К тому же периоду относятся отдельные оттиски сатирического, учебного (донаты), аллегорического, поучительного характера. С 30-х гг. XV в. известны гравированные книги («Апокалипсис», «Библия бедных», «Искусство умирать» и др.), собранные в блок из отдельных оттисков с неск. досок,— блокбухи (впервые — в Нидерландах, Германии). С изобретением книгопечатания техника Г. стала применяться для получения орнаментальных украшений (впервые — инициалы в т. н. Майнцской Псалтири. Майнц, 1457 — Австрийская национальная б-ка, Вена). После включения А. Пфистером гравированных иллюстраций и инициалов в изд.: Boner U. Der Edelstein. Bamberg, 1461 — техника Г. на дереве начала активно вытеснять миниатюру из печатных изданий и вскоре стала основным способом иллюстрирования книги, сохраняя при этом значение и в станковых жанрах.

http://pravenc.ru/text/522141.html

Духа, и таинственно духовное сошествие Отца и Сына в душу верующего (ст. 23), и, наконец, пришествие Господа на суд, – должно принять с тою оговоркой, что эти моменты разумеются здесь, как іmplіcіme заключённые в победе Христа над смертью, возвещённой в явлениях по Воскресении. Так арх. Михаил, Stier: (Die Reden d. Herrn Iesu S. 171), Godet. 142 Арх. Михаил: «кажется, пришествие Господа к ученикам и взятие их к Нему нужно разделять по времени, а не представлять современными в том смысле, что Он придёт к ним и тот час-же возьмёт их к Себе»... 143 По Александрийскому чтению вместо: κα που γ πγω οδατε, κα τν δν οδατε, – читается так: κα που γ πγω, – οδατε τν δν. Также читают В С L Q X, почему его принимает и сам Тишендорф (ср. у Gebhardm’a). За такое-же чтение стоят: Olshausen-Ebrard, Haneberg, Luthard. Но 13 других древнейших Codd.: А Е D N Г Δ Λ Π и дрр., равно как и два древнейших перевода – Италийский и Сирский читают согласно Т. К. ( Tischend.). Александрийское чтение отличается тяжёлою конструкцией и могло образоваться чрез выпущение во втором случае οδατε, что в свою очередь легко могло произойти чрез смешение с первым οδατε ( Godet). – На γ в данном случае стоит особое ударение: я – с моей стороны, я – в противоположность другим ( Meyer). Это ударение и получаемый чрез него смысл легко объясняются чрез снесение со стт. 33 и 36 XIII гл., где Господь говорит, что тем путём, которым Он идёт, ныне за Ним Апостолам следовать нельзя. 144 Таким образом, нельзя согласиться с мнением Olshausen-Ebrard’a, утверждавшего, будто Фома в данном случае не понимал, что путь, предлежащий Господу, есть смерть Его, только под действием «временного омрачения», порождённого свойственным ему малодушием, или – под тяжёлым влиянием слов Господа о разлуке, как думает Keil. Напротив, – и в данном случае, как и в других, прежде бывших, обнаружился постоянный недуг Апостолов, до сошествия Св. Духа во многом не понимавших Учителя своего, когда речь Его касалась истин, требовавших высшего духовного разумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Новому обер-прокурору удалось наперед обеспечить значительное увеличение правительственной ассигновки. Удалось отыскать новые средства и на местах. И в 1866-м году был учрежден новый комитет для разработки духовно-школьных уставов, под номинальным председательством Киевского митрополита Арсения. Обыкновенно же председательствовал в комитете Нектарий, тогда епископ Нижегородский, присутствовавший в Синоде, бывший перед тем ректором Санкт-Петербургской академии. В состав комитета были введены снова и светские члены, представители других ведомств… Комитет почти без споров решил оставить общую схему старых уставов 1814-го года без изменений. Духовные училища оставлялись в качестве приготовительной ступени, и семинарии по-прежнему должны были быть школой общеобразовательной с богословскими предметами. План арх. Димитрия был оставлен без всякого применения… К нему возвращались только «два архимандрита» в своем особом мнении, — Филарет Филаретов, ректор Киевской академии, и Михаил Лузин, инспектор Московской академии. Разделением школы образовательной и пастырской архимандриты рассчитывали обойти слишком суровое ограничение числа казенных воспитанников или стипендиатов в единой школе, что должно было очень затруднить духовенство в воспитании их детей… При составлении окончательного проекта устава «два архимандрита» подали свой параллельный проект. В их мотивировке повторяются все основные доводы арх. Димитрия. Предлагали они ввести семиклассные гимназии с классическим курсом и трехгодичные несословные пастырские семинарии. Предложение «двух архимандритов» было отвергнуто комитетом. Казалось опасным обособлять богословскую степень. Многих ли такая обособленная богословская школа к себе привлечет? В гимназиях же ослабеет церковность, если слишком широко откроется доступ к светским состояниям. Впрочем, под влиянием протеста архимандритов, и в общекомитетском проекте устава было строже проведено разграничение богословских и общих предметов, и после окончания общих ступеней предоставлялась возможность выхода желающим. Еще в 1863-м году семинаристам был открыт доступ в университеты (закрыт был в 1879-м году по мотивам общеполитическим). Следует отметить, что при обсуждении предположений комитета 1860-го года Макарий Булгаков, тогда архиепископ Харьковский, решительно высказывался за разделение двух типов школ. Он даже предлагал передать предположенные духовные гимназии в общее ведение с тем, чтобы содержались они на государственный счет, но преподаватели в них определялись из духовных академий и епархиальный архиерей оставался почетным блюстителем. Только богословские училища подобает содержать на церковный счет. В духовных гимназиях следует возможно приблизиться к светским, чтобы устранить рознь и предубеждения, и даже начальствующих лиц следует определять из светских, однако — с академическим образованием. Кроме того, Макарий считал нужным расширить власть педагогических советов и ограничить власть начальников…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   Новому обер-прокурору удалось наперед обеспечить значительное увеличение правительственной ассигновки. Удалось отыскать новые средства и на местах. И в 1866-м году был учрежден новый комитет для разработки духовно-школьных уставов, под номинальным председательством Киевского митрополита Арсения. Обыкновенно же председательствовал в комитете Нектарий, тогда епископ Нижегородский, присутствовавший в Синоде, бывший перед тем ректором Санкт-Петербургской академии. В состав комитета были введены снова и светские члены, представители других ведомств...    Комитет почти без споров решил оставить общую схему старых уставов 1814-го года без изменений. Духовные училища оставлялись в качестве приготовительной ступени, и семинарии по-прежнему должны были быть школой общеобразовательной с богословскими предметами. План арх. Димитрия был оставлен без всякого применения...    К нему возвращались только “два архимандрита” в своем особом мнении, — Филарет Филаретов, ректор Киевской академии, и Михаил Лузин, инспектор Московской академии. Разделением школы образовательной и пастырской архимандриты рассчитывали обойти слишком суровое ограничение числа казенных воспитанников или стипендиатов в единой школе, что должно было очень затруднить духовенство в воспитании их детей...    При составлении окончательного проекта устава “два архимандрита” подали свой параллельный проект. В их мотивировке повторяются все основные доводы арх. Димитрия. Предлагали они ввести семиклассные гимназии с классическим курсом и трехгодичные несословные пастырские семинарии. Предложение “двух архимандритов” было отвергнуто комитетом. Казалось опасным обособлять богословскую степень. Многих ли такая обособленная богословская школа к себе привлечет? В гимназиях же ослабеет церковность, если слишком широко откроется доступ к светским состояниям. Впрочем, под влиянием протеста архимандритов, и в общекомитетском проекте устава было строже проведено разграничение богословских и общих предметов, и после окончания общих ступеней предоставлялась возможность выхода желающим. Еще в 1863-м году семинаристам был открыт доступ в университеты (закрыт был в 1879-м году по мотивам общеполитическим). Следует отметить, что при обсуждении предположений комитета 1860-го года Макарий Булгаков, тогда архиепископ Харьковский, решительно высказывался за разделение двух типов школ. Он даже предлагал передать предположенные духовные гимназии в общее ведение с тем, чтобы содержались они на государственный счет, но преподаватели в них определялись из духовных академий и епархиальный архиерей оставался почетным блюстителем. Только богословские училища подобает содержать на церковный счет. В духовных гимназиях следует возможно приблизиться к светским, чтобы устранить рознь и предубеждения, и даже начальствующих лиц следует определять из светских, однако — с академическим образованием. Кроме того, Макарий считал нужным расширить власть педагогических советов и ограничить власть начальников...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010