Есть авторы у нас, которые под эмансипацией женщины разумеют: «короткие волосы, синие очки, грязные воротнички и курение папирос». При звуках слов: «эмансипация женщин» в воображении их рисуется картина: «в комнате, наполненной густым облаком табачного дыма, сидит в вызывающей позе, громко смеясь, с сигарой или трубкой в зубах женщина и смеется над всем святым. Вокруг нее царит атмосфера кордегардии; речь ее окрашена цинизмом Парни и Дидеро; в движениях ее отражается развращенность; однако эта женщина гордо поднимает голову и говорит: я эмансипированная женщина!» (Э. Ожешко). С такой точки зрения, эмансипированные женщины – это «pessimum mulierum genus;» «это – только синие чулки, а чулок – мужеского рода. Синие чулки всегда подают в отставку от своего пола» 35 . Тип этот не выдуман; он не плод досужей фантазии автора. Как тип «кисейной барышни» был, в свое время, продуктом модного сантиментализма у нас, так и тип «синего чулка» явился результатом нового модного веяния, стремления женщин под флагом эмансипации копировать мужчину. «Женщина должна быть равна мужчине; у нее должна быть мужская голова, мужская психика, мужские манеры, мужские права... все, – вот «credo» этого типа женщин. «Женщина – факсимиле мужчины, копия его». Но «факсимиле» – справедливо говорит а. Михаил – никогда не равно автографу, оригиналу – и копия бесконечно дешевле прототипа». К чему же это обезьянье подражанье мужчине? К чему это стремленье отобразить, дать дубликат всего того, что отличает мужчину, как мужчину? Что обещает этот дубликат семье? Ведь женщина – факсимиле мужчины и мать –это жестокая кантрадикция. Бессердечной борьбой за существование общество атрофировало отцовское чувство и более тесную связь между отцом и детьми. «Мужчина в погоне за хлебом, в постоянной борьбе за существование, растерял свою душу, потерял внутреннего человека, живущего в нем. Душа его в конце концов истерлась, как медная монета, от времени» (арх. Михаил). Не то же ли ждет и «омужчинившуюся женщину? Тревожные симптомы этого, по крайней мере, уже указывают в современной прессе: «Параллельно с торжеством феминизма» – отмечается в «Нов. Врем.» – число бросаемых младенцев доходит до степеней поразительных; абортная практика врачей совершенствуется», и т. д. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Что волхвы пришли не прямо в Вифлеем, а в Иерусалим, это понятно: в Иерусалиме они, естественно, и надеялись найти новорождённого Царя. Но с другой стороны, в этом обстоятельстве нельзя не видеть особенного действия Промысла Божия: Бог привёл волхвов в столицу Иудеи, очевидно, для того, чтобы устами их возвестить самим иудеям о рождении ожидаемого ими Мессии и сделать их, таким образом, безответными за непринятие Его. «Было время, – говорит один из русских богословов 644 , – когда еврейские пророки торжественно предвозвещали судьбы царей и народов языческих. Настало время, что отдалённые мудрецы востока – язычники – торжественно возвещают потомкам сих пророков о рождении Царя Иудейского. Это значило, что участь Иерусалима была уже предрешена, что он сам себе готовил отвержение, что язычники предварят иудеев в царстве родившегося великого Царя». Прямо поставленным вопросом: где есть рождейся Царь Иудейский? волхвы торжественно возвещают Иерусалиму, что действительно родился ожидаемый ими Царь; а чтобы кто не подумал, что они руководятся каким-либо пустым соображением или мечтою, тотчас же указывают причину и цель своего пришествия: видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему. Что звезда, которую видели волхвы на востоке, была естественным небесным явлением, об этом у нас была речь впереди, а также и о том, как они могли узнать по ней о рождении Царя Иудейского. Выражение поклонитися – προσκυνησαι – надобно понимать здесь в смысле более обширном, чем оказать честь. Волхвы, очевидно, пришли почтить новорождённого Младенца как необыкновенного Царя, как посланника Божия, – это видно из их даров, – хотя, может быть, они и не имели точного понятия о Божестве Его. Выражение: видехом... на востоце обыкновенно понимают так: видели, когда мы были ещё на востоке, в своей стране (Арх. Михаил, Толк. на Евангелие от Матф., стр. 49). Но гораздо сообразнее с буквою и смыслом евангельского рассказа понимать так, что волхвы видели звезду именно на востоке – εν τη ανατολη 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В конце 1928 года Новоселов был арестован. 17 мая 1929 года Особым Совещанием при коллегии ОГПУ он был приговорен к 3-м годам лагеря по статье 58, п. 10 и отбывал срок в тюрьме города Ярославля. Уже в тюрьме 12 сентября 1931 года он получил новый срок – 8 лет, а 7 февраля 1937 года – еще 3 года за контрреволюционную деятельность. От одного из заключенных, Ахмета Ихсана, чудом вырвавшегося на волю, имеются сведения о пребывании Новоселова в тюрьме. Этот заключенный был турком, обращенным Михаилом Александровичем в православие и ставшим его духовным чадом. Среди своих соузников Новоселов пользовался большим уважением как человек твердый в вере, его почтительно называли аввой и богословом, – против последнего именования Новоселов неизменно возражал. В тюрьме Михаил Александрович продолжал отмечать все православные праздники, память святых. Множество людей тянулись к нему, жаждали его духовного руководства, хотя он и не был священником, просили его молитв. 26 июня 1937 года Новоселова перевели из Ярославской тюрьмы в Вологодскую, где возбудили против него новое уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». Как и ранее, Михаил Александрович держался спокойно и твердо, предъявленного ему обвинения не признал и 17 января 1938 года был приговорен Особым совещанием к расстрелу.   ИСТОЧНИКИ: ОР РГБ. Ф. 265, 195/25–26. ВЧК. Архивно-следственное Дело 30819 (Р-25733). ЦА ФСБ. Арх. Н7377, т. 2, т. 8. Таврический церковно-общественный вестник. 1909, 8. Новоселов М. А. Письма к друзьям. Предисловие, комментарий и научная подготовка текста Е. С. Полищука. ПСТБИ, М. 1994.    Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zabytyj-put-opytnogo-b...

825 Имения эти были: русских людей: Гомель – фельдмаршала Румянцева-Задунайского, Телешево – бригадира Симонова, Половцы – генерал-майора Ивана Васильевича Завадовского, имение (непоименовано) сенатора Козлова, Краснополь, Палужье – князя Алексея Михайловича Голицына; местечко Хаславичи и окрестные деревни – тайного советника Козьмина, Коптево – генерал-майора, Михельсона, Чечерск и окрестные деревни – графа Чернышева, староство жуковское – бывшего могилевского вице-губернатора Воронича, Захарово – камергера Ивана Николаевича Корсака-Римского. Там же, – ведомость. Крычев до 1787 года принадлежал Потемкину, а затем Любомирскому, русск. Арх. 1867 года стр. 1205. 827 Дело 1780 г., 294, л. 5. Этим же способом присоединены были приходы: села Долгого, Петуховки, Летяг. Там же, л. 1. Таким же способом присоединились местечки Чечерска (владения Чернышева) протопоп Михаил Бакоревич, села Несымкович священники – братья Иосиф и Павел Шункевичи, а за ними и их приходы. Там же, л. 13. Был случай, что приходилось разделять приход на два, православный и униатский. Так в Климовичах городские прихожане предтеченской церкви пожелали быть православными, а деревенские прихожане жители деревень: Тимонова, Кукусвы, Гориевич, угрозами владельцев были удержаны в унии; у них остался священник Михаил Пясковский, а в Климовичи назначен православный священник. Дело, 1781 г., 344, л. 9. 840 Там же, 99. Латинский перевод этого исповедания засвидетельствовал подписью и печатью митрополичий протонотарий Сушицкий. Русского подлинника мы не нашли. 842 Там же. На этой конгрегации обсужден был также проект избрать особые города для поселения сыновей священнических, не поступающих в духовитое звание. Кн. 72, III. Смогоржевский стал было поселять их у себя в Радомысле, но на конгрегации 1784. г. было заявлено, что они предпочитают жить в неволе (у панов) на хорошей земле, нежели на свободе на песках. Там же, 11. 845 Маршал Любомирский был дядей Ксаверия Любомирского – известного покровителя православных в Смилянщине, о котором будет речь ниже. На маршала Любомирского Смогоржевский и его друзья видно

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Кто» осуществляет этот выбор? «Кто» же выбирает? Естественно напрашивается ответ: решает человек - имя собственное или «Я». И тогда следующий вопрос: кто такой или что такое «Я»? Что это за активное начало в человеке, которое «владеет» своей природой, выбирает ту или иную жизненную стратегию? Я - выбираю. Я управляю своим телом, своими чувствами и мыслями. Я решаю, что мне делать. Философы и богословы говорят: «Я» - это надвременность, инаковость. «Я» - это сознающее себя бытие. «Я» - самосознание своего В психологии также часто отождествляют личность и Понятие личности совершенно неотделимо от понятия сознания, в которое входит как составная часть момент единства. Философы часто отождествляют «личность» и «Я». Личность есть то, что называется «Я». Я есть самоутверждение своего бытия. «Когда я говорю - Я, то осознаю себя, самоутверждаю свое бытие», - писал епископ Михаил Если «затемняется самосознание, затемняется и личность. «Я» мыслится непременно единым. Наше я для нас является причиною наших психических явлений», - рассуждает еп. Михаил «Самосознание, - пишет он, - ...есть бытие в себе, т.е. опирающееся на себя, призрачное для себя; по Канту - это трансцендентальная Личностное существование отличает от всех прочих форм существования, по мнению Х. Яннараса, самосознание и инаковость. Самосознание - это знание нашего присутствия в мире, уверенность в собственном бытии, обладающем особым характером, отличающим «Я» от всего существующего вне «Я». Это отличие и составляет абсолютную инаковость, уникальную Самосознание личности исконно и первично, оно есть выражение личностной свободы и неповторимости, ее самооткровения и творчества. Инаковость - это отличие моего Я от мира. «Я», по мнению П.А. Сапронова, самое фундаментальное, что в нас есть, - Арх. Платон Игумнов также определяет личность как самосознающее себя основная черта «личности-Я» - стремление к самоопределению, самоосуществлению (по Ш. Бюлер). Человек сам (Я) выбирает образ, способ своего существования. ИТАК, можно полагать, что «Я» - это форма, в которой личность открывает сама себя, и можно говорить о процессе этого открытия (или, как понимает процесс развития Ш.

http://bogoslov.ru/article/810292

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2). В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b). В Новом Завете термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

http://pravenc.ru/text/189733.html

Время студенчества пролетело быстро, и 1858 г. A. С. блистательно окончил курс Академии первым магистром (утвержден в степени 1 сентября 1858 r.). Однако вступление в жизнь не было для A. С. особенно благоприятным и на первых порах ему пришлось испытать неудачу: хотя A. С. окончил курс первым, но при Академии оставлен не был, не смотря на то, что бакалаврские вакансии тогда и были; произошло это не по вине молодого магистра, а по личному произволу нового ректора Академии арх. Иоанна, который, будучи недоволен всем найденным в Академии и, между прочим, прежним ее учебным направлением, наложил опалу на весь этот (VII) выпуск, да и вообще желал заместить все имеющиеся в Академии преподавательские вакансии лицами монашествующими . Таким образом А. С. был назначен на службу в Казанскую семинарию по классу общей и русской церковной истории. По счастью кафедра литургики и каноники, за отсутствием желающих занять ее лиц из монашеского состояния, осталась вакантною и ее все-таки пришлось заместить А. С., так что в Казанской семинарии он прослужил только одно полугодие. 10 января 1859 г. была первая его лекция no предмету литургики о задаче и характере этой науки, и с этого времени начались его одушевленные курсы, впервые возбудившие в Академии живой интерес к изучению обеих наук, считавшихся прежде одними из скучнейших в академическом курсе. A. C. Павлов с самого начала вступил на кафедру с настоящим научным навравлением и обнаружил себя вообще более ученым, чем профессором. Его занимали больше самостоятельные кабинетные работы, чем обыкновенные лекции, в которых нужно было передавать всякие сведения, и старые, и новые, и свои, и с чужих слов. Он любил работать, прокладывая в исследовании, какого бы то ни было предмета непременно новые пути, открывая в нем новыя стороны, еще не замеченные другими, и поправляя чужие исследования. Эта черта его ученого характера выражалась даже в манере его чтения лекций, ясной, экспрессивной, придававшей каждой мелочи и подробности какую-то особенную значимость. Направление этих лекций было историческое, какого держались и другие лучшие наставники того времени, времени сильнейшего возбуждения в Академии исторического интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Капелла Нотр-Дам в Рошане (арх. Корбюзье) Напомним, что Ле Корбюзье был откровенным атеистом, не желающим что-либо проектировать «для отживающей религии». Этот «шедевр архитектуры» выполнен в форме доисторического дольмена, что и выражает отношение автора к религии. Может быть, не стоило бы разбирать эти высказывания людей, далеких от Православия, но беда в том, что подобным заблуждениям подвержены очень многие люди, считающие себя специалистами в области архитектуры, в том числе определяющие ее политику. Поэтому предстоящий конкурс должен не только показать пути развития церковного зодчества, но и отделить позитивное от негативного, обосновать неизменность следования традиции, понимаемой как живое воплощение вечности в условиях меняющегося мира. Михаил Юрьевич Кеслер , архитектор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 7. Модернизация Православия - душегубство. Ускорение процесса экуменизации? Модернизация по западному образцу очень активно насаждается в православной музыке уже много лет. Теперь занялись зодчеством. Скоро будет объявлен конкурс на " новые современные решения в иконописи " ? Аля Пикассо, Шагал, Малевич? Раньше коммунисты старались догнать и перегнать Запад, теперь и священноначалие объединилось в этом со светской властью. 6. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма прот. Алексий Касатиков, http://www.mochaloff.ru/lubertsi/016.jpg согласитесь, совсем разные (по качеству архитектуры) проекты. Или нет? 5. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма Храмы, как и всё в церковном традиционном искусстве, отражает вещи высшей, духовной, вечной реальности. Они не могут быть порождением человеческой фантазии, к чему призывают " обновители " . Точно также портрет конкретного человека не может быть плодом чьей-либо фантазии. Эдак вскоре предложат конкурс (не дай, Господи!) на " новый образ Иисуса Христа! " Это уж точно будет антихристово действо, каковым, по сути, является и обсуждаемый конкурс на поиск " новых " архитектурных форм в православном храмоздательстве. А приведённые " шедевры " совсем не похожи на христианские храмы, как бы ни пытался кто-нибудь доказать обратное. Кто-то сетует на " уродливые повторения того, что уже было " , хотя никакие они не " уродливые " . А будут ли лучшими воистину уродливые произведения того, чего ещё " никогда не было " ? Да и нужно ли выдумывать то, чего " никогда не было " ? С одной стороны " нет ничего нового под солнцем " , а с другой стороны - если его не было, значит не Бог это сотворил.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/17/...

После нек-рого колебания К. обнародовал этот документ об отлучении митр. Евфимия. У него накопилось множество собственных претензий к неподконтрольному его власти митрополиту, начиная c неуплаты им податей и заканчивая венчаниями неканонических браков. Один из францисканских миссионеров в Дамаске, Томас Диас Кампайя, выступил посредником в примирении иерархов. Он убедил митр. Евфимия приехать в Дамаск и принести покаяние К. в обмен на снятие с него обвинений. Формальное примирение К. и митр. Евфимия произошло в кон. нояб. 1719 г., однако скрытая враждебность сохранялась. Многие верили, что именно по наущению митр. Евфимия патриарх был обвинен дамасскими властями в тайном венчании христианина и мусульманки и вынужден заплатить 3 тыс. киршей за свое оправдание. Вскоре после этого К. скончался от гангрены (видимо, вызванной диабетом), как о том сообщали в Рим францисканские миссионеры и митр. Евфимий. В правосл. историографии (свящ. Михаил Брейк) бытовала версия, что патриарх был отравлен Томасом Диасом Кампайей. Краткие воспоминания о К. оставили встречавшиеся с ним писатели-паломники: капеллан англ. фактории в Халебе Г. Мондрелл (1697) и черниговский иером. Ипполит Вишенский (1708), сообщающие также о церковной жизни христиан в Сирии этого периода. К. не имел хорошего образования, равно как и лит. дарований отца и деда. По собственному признанию и свидетельствам окружающих, он не владел греч. языком, поэтому атрибуция К. араб. перевода энциклики К-польского патриарха против митр. Евфимия Сайфи (1719) представляется неверной. Письменное наследие К. весьма ограниченно: помимо грамоты о прощении патриарха Никона и переписки с различными католич. корреспондентами 1715-1719 гг. он оставил ряд записей церковно-исторического содержания на полях сочинений своего деда патриарха Макария III в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227). Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. 1683. 2; ИВР РАН. В 1227. Л. 31-38 об., 129. Ист.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С.

http://pravenc.ru/text/1840391.html

В Смоленской г. Авраамиева монастыря, что в Смоленске, в Смоленском же уезде 159 дворов. Оброчных денег 95 руб. 31 алт. 4 д., за столовые запасы 186 р. 5 алт. 6 д. Итого 282 р. 4 алт 2 д. Хлеба в посеве бывает ржи 52 четверти, ярового 66 четвертей 6 четвериков, хлебных запасов 277 четвертей с полосминою. А по расписанию имеется на двор денег по 1 р. 25 алт. 5 д. хлебных запасов по 2 четверти без полосмины, да на посев ржаного и ярового по 6 четвериков. Вышеписанные положенные как со оных, так и с других синодальной команды вотчин доходы определены платить неровно, смотря по вотчинным угодьям и по крестьянскому семейству на тяглых их крестьянских жеребьях, по прежним до состояния Монастырского Приказа архиерейских домов и в монастырях от начальствующих определениям, а иным некоторым вотчинам против оного же чинено определение в Монастырском Приказе, а колико в которой вотчине тяглых жеребьев и сколько на каком тяглом жеребье крестьянских дворов и с тех тяглых жеребьев почему помянутых оброчных денег и хлеба и других монастырских доходов платить и пашни пахать, и сено косить и прочей монастырской работы работать определение, о том в Монастырском Приказе известия не имеется; а что вышеупомянутым по пропорции дворового числа расписанием оные доходы с дворового числа и показаны. Итого (кроме вышеписанной Воронежской губернии доходов) в сущую приказную верность принять не можно, потому что тем доходом оклад состоит не с дворового числа с крестьянских жеребьев, а оное расписание учинено до получения из синодальной команды подлинных ведомостей. 24. Выписка из доношения Патриаршего Дворцового Приказа Св. Синоду о платежах при патриархах натурой в патриарший дом с подмосковных вотчин Из дела Синод, арх. за 1723 год 527 В прошлых годах при бывших святейших патриархах Московского уезда и иных уездов синодальных подмосковных вотчин крестьяне платили в синодальной дом по окладу с осмака по фунту масла коровья, да по 40 яиц в год, да с выти по полуосмине орехов в год. И со оных вотчин крестьяне оные столовые запасы масло и яйца и орехи платили по 705 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010