Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) - пастырь, богослов, духовный писатель 23.02.2004 391 Время на чтение 28 минут 28 февраля 2000 г., на 88 году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его жизненный путь интересен и сложен; владыка стал свидетелем почти всех трагических событий ХХ века. Он целиком " уложился в ХХ-е столетие, со всеми его драмами и трагедиями. Ведь это был " век - волкодав " ... Юные годы. Архиепископ Михаил - в миру Михаил Николаевич Мудьюгин - родился в благочестивой семье служащего 12 мая 1912 года в Петербурге. Семья была верующая, и поэтому он с ранних лет приобщился к Церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую Лавру. Оно продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. Он принимал активное участие в жизни Афонского Андреевского подворья. В течение ряда лет он вел на подворье фактически жизнь послушника, правда, ночевал он дома. Потом, будучи уже взрослым, мечтал о том, чтобы служить Богу в Церкви. Основы веры будущий архиепископ постигал в воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Он был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками (1922). И еще с детских времен ему постоянно напоминали, что он должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, - ведь многие из них не знали славянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России и до последних дней сохранял яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Будущий владыка чувствовал, что Господь посылал ему навстречу людей, которые могли способствовать его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с моих семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, - вспоминал владыка. - Пески - это старинное название района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом с домом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/23/...

Скачать epub pdf 28 февраля 2000 года на 88-м году жизни почил о Господе проживавший на покое в Санкт-Петербурге Владыка Михаил (Мудьюгин) , бывший архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Родившись 12 мая 1912 года в Петербурге, Владыка стал свидетелем почти всех трагических событий XX века. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России, всю свою сознательную, наиболее активную часть жизни прожил в России советской, и кроме того, Господь дал ему возможность при кончине (а умирал он при абсолютной ясности сознания) переосмыслить все прожитое с точки зрения человека, увидевшего крушение горделивых замыслов безбожников. Владыка Михаил родился в благочестивой семье служащего. Уже в раннем отрочестве, возрастая при храме, он пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре и до последних дней сохранил яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую лавру, продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. В 1929 году будущий епископ Русской Православной Церкви окончил среднюю школу и поступил на завод «Красный путиловец» в качестве разнорабочего. Это давало право продолжать образование, и в 1933 году Михаил Мудьюгин окончил вечернее отделение Института иностранных языков. Но работая на заводе, он, как человек неординарных способностей, заинтересовался теплотехникой и стал сначала лаборантом, потом техником, конструктором и инженером. К 1946 году он заочно окончил энергетический факультет Института металлопромышленности, а с 1953 по 1957 годы, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском Горном институте. Эти успехи были достигнуты только благодаря необычайно кропотливому труду и, главное, с помощью Божией. Господь оберегал и хранил его в то нелегкое время. В 1930-е годы, не получив прописки в Ленинграде, Михаил Николаевич Мудьюгин вынужден был уехать на Урал, потом самовольно вернулся и был выслан в административном порядке за «сотый километр», как тогда говорили. В те годы он поселился со своей женой в Новгороде и работал теплотехником на Чудовском заводе «Красный фарфорист». Только с началом войны ему удалось выхлопотать себе разрешение проживать в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

протоиерей Константин Костромин Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина) Содержание Предисловие Детство и юность Инженер Посвящение в сан Учеба в Ленинградской духовной академии Из студентов в ректоры Епархиальный архиерей Снова в академии Экуменическая и общественная деятельность Мировоззрение и эстетические взгляды На покое Жизнь после смерти Использованная литература Рецензенты: Михаил Витальевич Шкаровский – доктор исторических наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Протоиерей Александр Ранне – кандидат богословия, доцент Санкт- Петербургской духовной академии, председатель отдела религиозного образования и катехизации новгородской епархии. Архиепископ Михаил (Михаил Николаевич Мудьюгин; 1912–2000), в прошлом ректор Ленинградской духовной академии и ее многолетний профессор, правящий архиерей Астраханской, а затем Вологодской епархий, активный участник богословских собеседований с представителями лютеранских церквей разных стран, был широко известен как яркий проповедник, искренний христианин, высокообразованный и весьма незаурядный человек. Родившийся до революции 1917 года, он успел побывать в тюремном заключении за исповедание веры, потрудиться в тылу в годы войны, стать музыкантом, инженером, ученым – кандидатом технических наук. В годы хрущевских гонений Михаил Николаевич Мудьюгин нашел в себе силы пойти «против течения»: он бросил успешную светскую карьеру и стал священником. во второй половине ХХ века архиепископ Михаил был одним из самых известных архиереев русской Православной Церкви, сохранявшим широкий круг общения и активность до последних своих дней. Книга кандидата исторических наук, кандидата богословия протоиерея Константина Костромина рекомендуется широкому кругу читателей, интересующихся историей русской Православной Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Скачать epub pdf ОБ АВТОРЕ Архиепископ Михаил (Мудьюгин) родился в Санкт-Петербурге 12 мая 1912 г. Он получил разностороннее образование, закончил Институт иностранных языков, Институт металлопромышленности, а в 1964г.– Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Трудовой путь будущего архиепископа начался с должности чернорабочего на заводе «Красный путиловец». Впоследствии он работал на производстве, в конструкторском бюро, занимался научными исследованиями, защитил диссертацию, был доцентом Ленинградского горного института. С детских лет приобщённый к вере, Михаил Николаевич в 1958 г. был рукоположен. Он служил в Вологодской епархии, а с 1965 г. начал преподавать в Санкт-Петербургской Духовной Академии и скоро стал её ректором. Возведённый в 1966г. в сан епископа, он был викарием Ленинградской митрополии, епископом Астраханским, а затем стал архиепископом Вологодским (в 1993 г. ушёл по возрасту за штат). Любовь ко Христу побуждает архиепископа Михаила неустанно проповедовать Благую весть . Перу богослова принадлежат многочисленные статьи, публиковавшиеся в церковных и светских изданиях. ОТ АВТОРА В послереволюционный период, в условиях ограничения церковной деятельности, богословские труды, как известно, в нашей стране почти не публиковались. Научные статьи и даже монографии, посвященные богословским проблемам, распространялись преимущественно «самиздатом». Именно таким образом пришли к читателю труды ныне покойных К. Сборовского и А. Шишкина, которые особенно ценны тем, что затрагивают многие мировоззренческие и философские проблемы, находившиеся тогда в «монопольном» ведении материалистов. Настоящая монография – дань благодарной памяти этим ученым. Также хочу выразить глубокую признательность моей ученице и духовной дочери Т. В. Кузнецовой, взявшей на себя труд редактора и корректора, а также моей бессменной сотруднице С. Н. Тетюшевой, которая в течение почти тридцати лет участвует в моей работе в качестве машинистки-референта. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) , декабрь 1994 г. ВВЕДЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

" Крутой маршрут архиепископа " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_15027.html 02 марта 2005 Архимандрит Августин (Никитин) " Крутой маршрут архиепископа " Михаил Мудьюгин прошел путь от инженера до архиерея Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии Пять лет назад, 28 февраля 2000 г., на 88-м году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви (РПЦ) архиепископ Михаил (Михаил Николаевич Мудьюгин). Начало пути Будущий архиепископ – свидетель многих трагических событий ХХ столетия – родился 12 мая 1912 г. в Петербурге, в семье чиновника. Отец его, Николай Алексеевич, дослужился до звания статского советника. Семья была верующая, поэтому Михаил рано приобщился к церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Мальчик принимал активное участие в жизни Свято-Андреевского Старо-Афонского подворья в Петербурге. Несколько лет он фактически вел здесь жизнь послушника, правда, ночевать приходил домой. В чтецы он был посвящен митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), расстрелянным большевиками в 1922 г. С детства Михаил слышал, что должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания верующих. Ведь многие из них не знали церковнославянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми! В детстве будущий архиерей встретил людей, которые способствовали его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, – вспоминал впоследствии архиепископ. – Пески – это старинное название старого района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://religare.ru/2_15027_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Мудьюгин Михаил Николаевич; 30.04.1912, С.-Петербург - 28.02.2000, там же), архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Из дворянской чиновной семьи. С ранних лет Михаил вместе с матерью посещал столичные церкви, в т. ч. храмы Александро-Невской лавры . В возрасте 8 лет, в 1920 г., был посвящен в стихарь Петроградским и Гдовским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) . Пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре, принимал активное участие в жизни Свято-Андреевского Староафонского подворья в С.-Петербурге. По воспоминаниям М., большое влияние на него оказали его 1-й духовник иером. Гавриил (Думяни; впосл. митрополит Латакийский Антиохийской Православной Церкви), к-рый в то время был священником в ц. иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Песках, и монахи Староафонского подворья. Мать Михаила Вера Николаевна (урожд. Шкарина) состояла в Александро-Невском братстве, в 1922 г. подвергалась за это аресту. В юности М. Мудьюгин получил муз. образование (до весны 1925 учился во 2-м муз. техникуме), хорошо играл на фортепьяно. В 1929 г. окончил среднюю школу, пытался поступить на химический фак-т Ленинградского ун-та, но не сдал экзамен по математике (в этот период детям дворян было трудно получить высшее образование) и поступил в 1-й муз. техникум. Не желая отказываться от веры, продолжал ходить в церковь. В 1928 г. стал посещать богослужения в рус. лютеран. общине Иисуса Христа (при ц. св. Михаила на Васильевском о-ве) и в окт. того же года прошел конфирмацию. Вскоре начал руководить работой одного из религиозно-ремесленных кружков рус. лютеран. 29 янв. 1930 г. был арестован по делу лютеран. пасторов Курта Мусса и Гельмута Ганзена и ок. 8 месяцев содержался в Доме предварительного заключения (бывш. Шпалерная тюрьма). 17 сент. 1930 г. приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе за участие в церковной жизни к 3 годам лишения свободы условно (т. к. был арестован несовершеннолетним), освобожден 21 окт. того же года. После освобождения работал чернорабочим, затем - шлифовщиком на заводе «Красный путиловец», а с нояб. 1931 по март 1933 г.- лаборантом в химической лаборатории Ленинградского Дизельного НИИ, одновременно учился в вечернем Ленинградском ин-те иностранных языков. В авг. 1932 г. женился на Дагмаре Александровне (урожд. Шрейбер), рус. немке, первоначально лютеранке, позднее перешедшей в Православие с именем Мария. 15 февр. 1933 г. окончил ин-т с дипломом преподавателя нем. языка и переводчика технической лит-ры и поступил на теплотехнический фак-т Заочного ин-та металлопромышленности, но вскоре получил отказ в выдаче паспорта. В связи с этим М. Н. Мудьюгину пришлось в 10-дневный срок покинуть Ленинград. Уехал в пос. В. Губаха Уральской обл. (ныне г. Губаха Пермского края), где преподавал в школе химию, биологию и нем. язык.

http://pravenc.ru/text/2563644.html

Духовное горение. К 100-летию архиепископа Михаила (Мудьюгина) Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! 15 мая, 2012 Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! Первый курс Вологодского Духовного училища тогда, в начале 1990-х, собрал самых разных людей и по возрасту и по профессии, и даже, если так можно выразиться, по «степени веры». Были люди воцерковленные, но немного, большая же часть пришла сюда из любознательности, пытаясь во вдруг освободившемся от всяких идеологических догм обществе отыскать пути к Богу. Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! Кое-кто из однокурсников имел высшее образование, и в дипломе значилась оценка по научному атеизму. Но и их привело в Духовное училище что-то — сомнение, неустроенность в жизни, стремление познать корни своего народа, недостаток пищи духовной…   Итак, собрались мы в обычном классе самой обычной городской школы, с трудом умещаясь за партами для первоклашек: своего помещения у Духовного училища еще не имелось. Состоялось первое знакомство с преподавателями — клириками епархии и мирянами, но одно обстоятельство заставило нас еще больше поволноваться: узнали, что лекции по Священной истории Нового Завета будет читать сам архиепископ Михаил, управляющий Вологодской епархией. С трепетом ждали его на первое занятие. Порог класса переступил, тяжело опираясь на посох, невысокий седовласый старец в скромном подряснике и с панагией на груди.

http://pravmir.ru/duxovnoe-gorenie-k-100...

МИХАИЛ, архиепископ Астраханский и Енотаевский, магистр богословия Говоря о провиденциальных изменениях, претерпеваемых миром в результате спасительного дела, совершённого Господом Иисусом Христом, лучше всего оперировать понятиями «преображение» и «преобразование». Первый из них мы будем применять преимущественно в эсхатологическом плане как термин возвышенный, относящийся, главным образом, к изменениям, выходящим за пределы, посюсторонности, а второй, более универсальный, описывает любые глубокие изменения в отдельном человеке и в человеческом обществе, происходящие под целеустремленным воздействием внешнего субъекта, в данном случае – под воздействием спасающей воли Божией. Смысл всего, что совершается Богом в целях преобразования мира, обусловлен греховностью мира. В результате грехопадения и дальнейшего развития греха, его укоренения в человеческой природе в форме усвоения и передачи – по закону наследственности – из поколения в поколение греховных навыков и привычек человечество не только оказалось обремененным виновностью перед своим Создателем, но подверглось глубокой нравственной порче, охватившей его духовную и физическую природу. «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ), – писал апостол Павел, а апостол Иоанн еще более обобщенно говорит: «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Грех настолько основательно извратил человеческую душу, что она мыслила, чувствовала и желала греховно и голос совести, равно как и свет Откровения там, где еще были его проблески, беспощадно подавлялись диавольскими силами идолопоклонства, рабовладельчества, угнетения и разврата. Ветхий Завет донес до нас поистине трагическую историю непрерывной борьбы отдельных светозарных личностей, боговдохновенных провозвестников откровенной истины с застилавшей весь земной шар греховной мглою, угрожавшей поглотить последние остатки истинного богопочитания, еще сохранявшиеся в избранном народе. Но и лучшие из лучших, всматриваясь в самих себя, не могли сказать о себе ничего более утешительного, как: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... не живет во мне... доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:15–20, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Епископ Гавриил (Огородников) И.М. Игнатова больше интересовала деятельность духовенства, в частности епархиального архиерея, нежели участие в процессах открытия церквей и различных скандалах, возникавших при отклонении заявлений. Он тщательно присматривался к епископу Гавриилу (Огородникову). В Русской Церкви второй половины ХХ века это был один из наиболее авторитетных и уважаемых архипастырей. Он родился 26 октября 1890 года в городке Солигаличе Костромской губернии. По окончании в 1908 году коммерческого училища поступил в училище военное. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. После войны выехал работать в Харбин, в Манчжурию, на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В 1926 году поступил в Российскую духовную миссию в Китае, изучал богословие и готовился к духовной деятельности. В 1930 году принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, в 1933 году – в иеромонаха . В 1943 году находился в Пекине в составе той же духовной миссии. С конца 1934 по 1938 год был настоятелем Михайло-Архангельской церкви в городе Дальнем (Дайрене). В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская Патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов Зарубежной Церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Гавриил, в то время уже в сане архимандрита, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым). 11 августа 1949 года владыка Гавриил был перемещен на Вологодскую кафедру. За время пребывания на Вологодской кафедре ему также поручалось временное управление Архангельской, Ижевской и Кировской епархиями. Архиепископ Гавриил организовал епархиальное управление, перевел всех священников на постоянные оклады, навел порядок в храмах епархии. За период его управления епархией не был закрыт ни один храм. Часто совершал богослужения, на которых присутствовало много верующих, в том числе молодежь, рукополагал в священный сан недостаточно «благонадежных», с точки зрения светской власти, кандидатов. Среди них будущий митрополит Николай (Кутепов) и архиепископ Михаил (Мудьюгин).

http://pravoslavie.ru/31686.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Владимир Воробьев: «Оклеветать человека - страшный грех» 28.01.2014 513 Время на чтение 6 минут Протоиерей Владимир Воробьев - Отец Владимир, корректно ли, с вашей точки зрения, утверждение о том, что на жизнь Церкви оказывает заметное влияние некое «гей-лобби»? - Я с влиянием такого «лобби» не сталкивался и никакой информации на этот счет не имею. Вообще раньше считалось неприличным вести разговоры об этих мерзостях и даже вслух называть их. Допускаю, что грешные люди встречаются и в церковном клире. Так было всегда, в любую эпоху. Вряд ли кто-либо думает, что грешных людей в Церкви может не быть. Ведь Господь Иисус Христос «пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние». Из этих грешников, призванных на покаяние, формируется и церковный клир. Но сделать из этого большевистский вывод: «Вера в Бога - опиум для народа, попы всегда обирали народ и т.п.», - это уже атеистическая пропаганда. То же самое - по смыслу - утверждать: «В Русской Православной Церкви активно действует голубое лобби ». Если бы это было так, то жизнь Церкви не могла бы быть такой, какой она сейчас является - благодатной, радостной, утешительной, вселяющей надежду на возрождение нашего народа, нашей страны. - От некоторых людей можно услышать: «Я знаю случаи, когда молодые люди подвергались домогательствам со стороны епископов...» Как вы могли бы это прокомментировать? - Комментировать что-либо здесь очень трудно: никаких надежных сведений по таким обвинениям, как правило, нет. Обычно это сплетни, чья-то безответственная болтовня... На протяжении всей истории христианства постоянно были попытки скомпрометировать священников и епископов. Еще в древних патериках описывается случай, когда бессовестная женщина заявляла, что беременна от монаха. И только Божиим чудом со временем выяснилось, что она монаха оклеветала. Обвинять епископа или священника в самых мерзких грехах - не новое дело. Даже Спасителя обвиняли, что Он бесовской силой исцеляет больных и изгоняет нечистых духов. Так всегда было в истории. Ведь признание Бога, Его святых и священнослужителей по логике требует идти вслед за ними, исполнять заповеди Божии. И, напротив, обвинив священнослужителей в глобальном обмане, человек освобождает себя от нравственной обязанности каяться в своих грехах, признавать Божий нравственный закон. Приснопамятный владыка Михаил (Мудьюгин) свидетельствовал о том, что всегда находится кто-нибудь, кто обвинит епископа в последнем непотребстве. Об этом знает и каждый священник по своему опыту. К сожалению, люди очень падки на внушения темной силы, а это ведет к тому, что одни начинают клеветать на других. Не только на клириков. Вспомните, как клеветали на императора Николая II и на императрицу Александру Феодоровну - и ведь это было еще до революции 1917 года. Пресса была полна грязных инсинуаций. Это была целенаправленная кампания. А разве мы не знаем, как сегодня проводятся подобные кампании?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010