Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/133526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Николаевич Джордже; 20.04.1807, с. Язак, близ г. Нови-Сад - 20.02.1896, Сараево), митр. Дабро-Босанский в 1885-1896 гг. Из священнической семьи, основатели к-рой в сер. XVII в. переехали в Срем из г. Любине (Герцеговина). После нем. школы в Сремска-Митровице окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. В 1829 г. изучал философию в ун-те Пешта. В 1830 г. митр. Стефан (Стратимирович) по просьбе местной правосл. общины направил Г. учителем в серб. школу в Дубровник. В 1833 г. последовательно был рукоположен во диакона и иерея. Тайно переписал часть кириллических документов, хранящихся в Дубровнике, перед их отправкой в Вену. Позже эти копии были изданы как собственные П. Карано-Твртковичем ( П. Српски споменицы или старе дипломе, повеле и choшehuja босански, српски, херцеговачки, далматински и дубровачки царева, банова, деспота, кнезова, bojboдa и властелина... Београд, 1840). В 1843 г. возведен в сан протопресвитера. С 1858 г. профессор богословия в Задарской семинарии и член Задарской консистории. По ходатайству митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) 17 окт. 1882 г. с возведением в сан архимандрита переведен в Сараевскую консисторию и назначен временным ректором и преподавателем церковнослав. языка Сараевской семинарии. После отставки митр. Савва в прощальном Окружном послании от 16 сент. 1885 г. назначил Г. администратором Дабро-Босанской митрополии, 21 окт. он вступил в должность. Вскоре был хиротонисан во епископа и возведен на Сараевскую кафедру. В отличие от своего предшественника Г. старался не обострять отношений с австро-венг. властями требованиями смягчения их политики в отношении правосл. сербов (см. ст. Босния и Герцеговина ). В основном он занимался повышением уровня духовного образования. В это время правосл. молодежь епархии, как правило, училась в более доступных католич. школах, где учащихся склоняли к переходу в католичество или унию. Для противостояния этому Г. на личные средства открывал школы при мон-рях, учредил неск. фондов для финансирования серб. школ.

http://pravenc.ru/text/164275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне . термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 гг., самоназвание движения в кон. 20-х -30-х гг.- «истинно православные», реже «алексеевцы». Движение возникло в кон. 1927 г., вскоре после публикации «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского). В Воронежской епархии, к-рой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 окт. 1927 г. о богослужебном поминовении гос. власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 окт. 1927 г. в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельцев, 28 нояб.- прот. Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 янв. 1928 г. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись Акатов во имя свт. Алексия муж. и воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ри. Общее число «буевского» духовенства составляло более 400 чел.- меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 Б. окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко) , с авг. 1929 г. по янв. 1931 г.- Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов). Движение было разгромлено в 30-х гг., в основном в ходе арестов по 2 делам «Церковно-монархической организации «буевцев»». Следствие по 1-му делу продолжалось с февр. по июль 1930 г., были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к Б.), 11 были приговорены к расстрелу (на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каминский , иером. Косма (Вязников) , архим. Тихон (Кречков) , свящ. Сергий Гортинский, свящ. Феодор Яковлев, прот. Александр Архангельский , свящ. Георгий Никитин, иером. Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников). Следствие по 2-му делу проходило с окт. 1932 по март 1933 г. В ходе него было арестовано 202 чел., большую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сент. 1937 г. по делу «контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской обл.» было арестовано и осуждено 102 Б. Алексий (Буй) был казнен 3 нояб. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/153587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ВАРДАН [Аттик; греч. Γεργιος Βαρδνης, Αττικς] († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель. Род. в Афинах, где получил образование под рук. духовного наставника митр. Афинского Михаила Хониата († ок. 1222). Занимал должность секретаря Афинской митрополии. После захвата Афин крестоносцами (1205) последовал в изгнание вместе с митрополитом. Вскоре был рукоположен во диакона и назначен Михаилом Хониатом на должность хартофилака (начальника канцелярии). В 1214 г. Г. В. отправился в захваченный латинянами К-поль как представитель Афинского митрополита для переговоров об унии с легатом Пелагием Альбанским. Совершил неск. поездок в Никею (1214/15, 1217) и Македонию (1217), где архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан предложил ему занять Гревенскую епископию. В то же время митр. Навпактский Иоанн Апокавк , возглавлявший Церковь на территории Эпирского деспотата, предложил ему в управление епископскую кафедру Водицы. Г. В. отклонил оба предложения. В 1219 г. по указанию эпирского деспота Феодора Ангела Дуки и с одобрения Михаила Хониата он был избран Навпактским Синодом на кафедру Керкиры (Корфу). На этом острове после крушения Византийской империи развернулась политическая и религ. борьба между «франками» и греками; назначение на кафедру ученого и деятельного иерарха снизило эффективность католич. пропаганды, развернутой среди жителей острова лат. духовенством. Помимо пастырской деятельности Г. В. выполнял дипломатические поручения: деспот Мануил Дука отправил его в Италию для секретных переговоров с папой и герм. имп. Фридрихом II. После того как эпирский деспот был вынужден признать юрисдикцию Никейского Патриархата (1232), возведение Г. В. на кафедру стало считаться неканоничным, т. к. не было утверждено в Никее. Остаток жизни он провел на Керкире, игнорируемый офиц. структурами Патриархата. Г. В. оставил обширную переписку, являющуюся важным памятником эпохи. Среди его корреспондентов - патриархи Афанасий II Иерусалимский, Герман II К-польский, Симеон II Антиохийский, митрополиты Иоанн Навпактский, Михаил Хониат Афинский, Христофор Анкирский, аббат мон-ря Казоле в Отранто Николай (Нектарий) и др. известные лица.

http://pravenc.ru/text/164347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Александр (Орудов) (Орудов [Уродов или Арудов] Георгий Андреевич; 23.04.1876 (по др. сведениям, 4 апр. 1882), с. Невежкино Пензенской губ.- 14.08.1961, с. Соболево Санчурского р-на Кировской обл.), исп. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых), архим. Род. в крестьянской семье, по окончании земской школы 17 марта 1895 г. поступил в Санаксарский Темниковский мон-рь Тамбовской епархии. 30 авг. 1911 г. был пострижен в монашество с именем А. в честь блгв. кн. Александра Невского . 8 сент. 1911 г. еп. Тамбовским и Шацким сщмч. Кириллом (Смирновым) рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1913 г.- во иеромонаха. 6 авг. 1914 г. награжден набедренником. Братией мон-ря А. был избран и 20 июля 1915 г. архиеп. Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена. 10 апр. 1916 г. награжден наперсным крестом, 20 июля 1917 г.- палицей. В марте 1918 г. часть бунтарски настроенной братии обители, заручившись согласием большевиков на избрание нового игумена, восстала против А. и заключила его в неотапливаемую келью. В июле 1920 г. митр. Казанским Кириллом (Смирновым) А. был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пуст. , а 7 апр. 1922 г.- наместником Седмиозерной пуст. А. активно выступал против обновленчества в Казанском крае. При закрытии мон-ря в 1928 г. арестован, 30 окт. 1928 г. приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал срок в СЛОН, после чего еще 3 года (до 30 окт. 1934) находился в ссылке. Вел переписку со своим духовным отцом митр. Кириллом (Смирновым). Еп. Яранским Димитрием (Поспеловым), знакомым А. по Тамбовской епархии, 5 авг. 1935 г. был определен настоятелем церкви в с. Сретенском Котельнического р-на Кировской обл. В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую ц. с. Соболева Санчурского р-на Кировской обл., где служил до 30 нояб. 1937 г., не поминая за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (см. «Непоминающие» ). В 1937 г., не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 г., тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения. Затем, проживая в с. Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской ц. Вошел в юрисдикцию Московской Патриархии после избрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) . Духовником А. был игум. Димитрий (Роженцов), совершивший по благословению еп. Кировского и Слободского Поликарпа (Приймака) отпевание А. при огромном стечении народа. А. почитается в Казанской, Вятской и Марийской епархиях как прозорливый и духоносный старец. Известны чудотворения, совершавшиеся А. как при жизни, так и после кончины. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 6. 10. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/64272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Сибирских святых (10 июня) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ [греч. Γεργιος Γαλησιτης] (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец. Род. в Адрамиттии или в К-поле. С 1294/96 г. обучался риторике у родственника, ритора Мануила Оловола , затем, став служащим Патриархии (архонтом Великой ц.), по поручению патриарха Афанасия I (1303-1309) продолжил учебу у Георгия Метохита. Ок. 1310 г. сменил Георгия Пахимера на посту протекдика Св. Софии (защищавшего тех, кто искали в Св. Софии убежище от судебного преследования). Этот пост он сохранил до 1334 г., когда получил должность сакеллария (казначея) собора Св. Софии. В Патриаршество Исаии Г. Г. стал писцом патриарших грамот (ок. 1325) и оставался им при последующих патриархах вплоть до 1357 г. 15 авг. 1351 г. он зачитывал перед имп. Иоанном V Палеологом, патриархом Каллистом I и Собором томос, написанный митр. Филофеем Ираклийским, к-рый окончательно утвердил торжество паламизма. Существует предположение ( Hunger, Š ev enko. S. 33-34), что Г. Г., являвшийся с 1325 г. патриаршим писцом, был тезкой и племянником сакеллария и ритора. Из риторических трудов Г. Г. известны 3 монодии: на Феодора Ксанфопула, брата историка Никифора Каллиста Ксанфопула , на Мануила Оловола, на падение купола Св. Софии в 1346 г. В 1334 г., после победы объединенного западноевропейско-визант. флота над турками при Адрамиттии, он составил благодарственную молитву. Вместе с родственником Георгием Инаитисом Г. Г. написал упрощенный пересказ (метафразу) известного соч. Никифора Влеммида «Царская статуя». Сохранились также 2 его письма к другу митр. Фессалоникийскому Иеремии (после 1316). Соч.: Mai. NPB. 1853. T. 6/2. P. 412-422 [Монодия на Феодора Ксанфопула]; Κουροσης Σ. Ι. Α ντιλψεις Περ τν σχτων το κσμου κα τ τος 1346 πτσις το τρολλου τς Αγας Σοφας//ΕΕΒΣ. 1969/70. Τ. 37. Σ. 211-250 [Монодия на падение купола]; Laurent V. Action de prêces pour la victore navale à Adramyttion (1334)//Ες μνμην Κ. Ι. Αμντου. Αθναι, 1960. Σ. 25-41 [Молитва на победу].

http://pravenc.ru/text/164351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ († между 11.02.1515 и 1538, София), болг. мч. (пам. 26 мая). Первую дату кончины определяет время мучения Георгия Нового Кратовского , вторую - время прибытия в Москву афонских монахов Прохора и Митрофана. На основе их рассказа в 1539 г. в Пскове пресв. Илией была составлена рус. версия Жития Георгия Нового, в к-рой, вероятно, были смешаны сведения о 2 соименных мучениках. Год кончины Г. С. Н., предложенный Парфением, еп. Левкийским, 1534-й, вероятно, близок к истине, но способ его установления на предположении, что слав. писцы путали буквы I и Л, обозначающие 10 и 30, не выдерживает критики (см.: Калиганов. С. 82-83). Житие Г. С. Н. неизвестно, упоминания о нем содержатся в Житии Николая Нового, составленном Матеем Грамматиком . Матей со слов многочисленных очевидцев рассказывает, что уроженца Софии Г. С. Н. из-за зависти к его красоте мусульмане хотели обратить в ислам. После отказа его жестоко избили, заковали и бросили в темницу. На суде Г. С. Н. исповедал Св. Троицу, за что был осужден на повешение. Чтобы впосл. христиане не смогли объявить его останки мощами, судья приказал не снимать тело в течение 3 дней. Но, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскаленную печь, тело мученика благоухало. Рядом с Г. С. Н. во время мучений и казни и все 3 дня, пока тело висело, находилась его мать, к-рая через 40 дней умерла. Тело мученика было погребено благочестивыми христианами. Матей не сообщает год мучений Г. С. Н., но это было после смерти Георгия Нового, с к-рым автор его сравнивает. Версия Жития Г. С. Н., опубликованная Парфением ( Партений. С. 129-131), представляет переложение рус. жития Георгия Нового в редакции Димитрия , митр. Ростовского, произвольно отнесенное к Г. С. Н., хотя нек-рые сведения (о происхождении, месте погребения и присутствовавшем при этом софийском митр. Иеремии) могут характеризовать этого мученика. В целом вопрос о смешении 2 соименных и практически совр. друг другу софийских мучеников в Житии, написанном псковским пресв. Илией, нуждается в дополнительном исследовании.

http://pravenc.ru/text/164439.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТКОВИЦА Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии , находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи ), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев.

http://pravenc.ru/text/2580088.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010