Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИТРОФАН КРИТОПУЛОС Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена) Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена) [Греч. Μητροφνης Κριτπουλος] (ок. 1589, Веррия - 25.04.1639 (по др. версии, 20.05.1639), Валахия), патриарх Александрийский (с сент. 1636), греч. богослов. Жизнь Род. в знатной семье, имя отца - Феодор. Начальное образование получил в родном г. Веррия. С детства был предназначен к церковной карьере и уже в 12-летнем возрасте стал протапостоларием Веррийского митр. Арсения. Позже переехал к дяде по матери в Фессалонику и вместе с ним ок. 1606 г. постригся в монахи в афонском Иверском монастыре . С сент.-окт. 1613 г. приблизительно до июня 1614 г. сопровождал в поездке по Молдавии и Валахии Кирилла I Лукариса , в то время Александрийского патриарха, с к-рым познакомился на Афоне. Предположительно тогда же стал протосинкеллом Александрийской Православной Церкви . В авг. 1615 г. вместе с патриархом Кириллом М. К. отправился в К-поль, а оттуда, в авг.-окт., через о. Родос - в Александрию и Каир (Emendationes et animadversiones. 1787. P. 75; Σθας. 1868. Σ. 297; Davey. 1987. P. 1-33; Τσιρπανλς. 1990. Σ. 235). В 1617 г. (до июня) благодаря договоренности между патриархом Кириллом Лукарисом и архиеп. Кентерберийским Дж. Эбботом М. К. отправился учиться в Англию ( Παπαδπουλος Χ. Α. Επιστολ Κυρλλου το Λουκρεως πρς τν Αρχιεπσκοπον Αββοτ//Να Σιν. 1906. Τ. 3. Σ. 5-6). Проехав через Кос, Хиос, Веррию, К-поль и Закинф, он прибыл в Лондон и оставался в Англии c лета 1617 до 1624 г. 6 сент. 1617 г. М. К. переехал в Оксфорд, где начал учиться в Оксфордском ун-те (Бейллиол-колледж), в 1622 г. он также посетил Кембридж. Целями пребывания М. К. в Англии были изучение святоотеческих сочинений, получение богословской подготовки, которая позволила бы полемизировать с католическими теологами и сторонниками церковной унии, а также установление контактов с представителями Англиканской церкви . Однако он не мог получить в Оксфорде ученую степень, поскольку это требовало признания англиканской доктрины. Подробности о пребывании М. К. в Англии и его дружеских связях этого периода известны из написанных им тогда писем ( Θμελης. 1909; Marshall. 1926; Davey. 1970; Τηλλυρδης. 1974; Davey. 1987. P. 71-111; Τσιρπανλς. 1990. Σ. 205, 235; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 220-221; Idem. 2005. Σ. 287-288).

http://pravenc.ru/text/2563454.html

Другой пример ученого путешествия, предпринятого Греком в изучаемое нами время, представляет путешествие Митрофана Критопула, впоследствии патриарха александрийского. Критопул начал свое путешествие уже в зрелых летах и продолжал его целые годы. Этот эпизод из жизни указанного лица недавно обстоятельно описан греческим ученым Рениери в его сочинении: «Митрофан Критопул и его друзья в Англии и Германии» (16171628) 867 . Первою страною на западе, которую посещает Критопул, была Англия. Он предпринимает свое путешествие по инициативе Кирилла Лукариса, бывшего тогда патриархом александрийским. Избрана же была прежде всего Англия потому, что тогдашний английский король Uakob I изъявлял ранее согласие взять на себя попечения об образовании какого-либо греческого духовного лица, как об этом свидетельствует письмо Лукариса к Георгию Абботу, архиепископу кантерберрийскому (от 1 марта, 1616 г.). Митрофан прибыл в Англию в средине 1617 года и сначала учился в Лондоне в одной коллегии, где преподавалось богословие и другие —638— науки, а потом переехал в знаменитый оксфордский университет, в котором изучал разные науки, при нем языки латинский и английский он изучал у эллениста Эдуарда Сильвестра. Нужно сказать, что Критопул предпринял путешествие в зрелом возрасте, имея уже сан священника. С целью своего образования он оставался в Англии до конца 1622 года, следовательно, более 5-ти лет. В Критопуловом альбоме, о котором мы упоминали раньше, находим подписи тех лиц, у которых он учился с похвальными отзывами как относительно успехов его в науках, так и благонравия. Между подписями альбома встречаем имя и архиепископа Георгия Аббота. Перед тем, как отправиться из Англии, любознательный Грек представился королю Иакову и получил от него грамоту, которою внушалось подлежащим властям оказывать всякое внимание и содействие Митрофану, при его обратном путешествии. Пятилетнее пребывание его в Англии обошлось английскому правительству, как видно из одного письма архиепископа кантерберрийского, в 300 фунтов стерлингов слишком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И учреждения, и профессора оказывали Критопулу всяческое благоволение. Разумеется, богословие привлекало здесь особенное его внимание, как показывает и его альбом. Из указанных городов Критопул переправился в Гельмштадт, где был настоящий уже университет, и притом пользовавшийся большой славой. Во главе профессоров стоял Каликст, слывший за великого протестантского теолога. В его доме Критопул и прожил целую зиму, пользуясь его благорасположением и любовью; столь же он получал в доме другого профессора. Расходы на содержание греческого пришельца, по ходатайству университета, принял на себя сам герцог (Брауншвейг-Вольфенбюттельский). Любопытно отметить, что в доме Каликста вся семья говорила между собой по-латыни, как в наше время принято в некоторых домах изъясняться по-французски. Такое обыкновение было полезно для Критопула, давая ему возможность усовершенствоваться в латинском языке, так как и он был обязан разделять вкусы своего хозяина. Во время пребывания в Гельмштадте Критопул, по просьбе Каликста, составил обширное «Исповедание Православной Восточной церкви», которое впоследствии и было здесь же издано. Это произведение Митрофана Критопула иными считалось написанным в духе, благоприятном протестантским тенденциям, но гораздо правильнее отрицать в нем подобное поползновение, что и раскрыто в новейшее время. В альбоме Критопула встречаем много заметок гельмштадтских профессоров, в которых они выражают живые симпатии любознательному греку. В 1625 г. он прибыл в Виттенберг, желая зреть «эту гору Сион истинного лютеранизма», по выражению описателя путешествия Критопула. Здесь Митрофан пробыл недолго — лишь несколько недель. Имея рекомендации Каликста, греческий путешественник радушно был принят профессорской корпорацией и в этом городе. Затем Критопул появляется в Берлине, в герцогстве Брандебургском. Целью посещения им этого города была не наука. В здешних придворных кругах господствовала мысль о соединении лютеран и кальвинистов в одно общество. Во главе этого движения из числа протестантских богословов оказался Иоанн Берг, бывший профессор франкфуртского университета, а теперь придворный исповедник герцога Брандебургского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

После Берлина, Критопул продолжает посещение таких германских городов, которые славились своими университетами. Он появляется в Иене, где вращается в кружке университетских профессоров; не обходит Кобурга, в котором имелась лишь высшая гимназия; в октябре 1625 года его находим в университете в Алтдорфе, вблизи Нюрнберга. Отсюда он перебирается в Штутгарт. Впрочем, больше имеется известий о его пребывании в Тюбингене, университет которого влек к себе Критопула. Он оставался здесь от октября 1626 года до июня 1627. Тюбингенский университет того времени был прибежищем самого строгого лютеранизма, доходившего до большой нетерпимости. С точки зрения теологов тюбингенских, не только католики, но и кальвинисты, и крипто кальвинисты рассматривались, как еретики и враги религиозной истины. О некоторых из этих теологов, например, Луке Озиандере, принимая во внимание их неукротимый фанатизм, говорили тогда, что на них Дух Святый сошел, скорее, в виде ворона, чем голубя. Тем не менее, как показывает история Критопула, этот Тюбингенский фанатизм не простирался на греческую восточную церковь . Из Критопулова альбома видно, что, даже сам Лука Озиандер не преминул наименовать здесь греческого иеромонаха: dominus amicissimus et honorandissimus. В Тюбингене Критопул устроился очень удобно. Он содержался на счет герцога виртембергского. Мало того: он допущен был в т. н. collegium illustre, превосходный пансион, в который принимались, и в котором содержались юноши из высокопоставленных и благородных семейств, прибывавшие в Тюбинген для слушания лекций в здешнем университете. Таким образом, сотрапезниками скромного иеромонаха были, в течение десяти месяцев, князья, графы и дворяне. Впоследствии, Критопул особым письмом благодарил великодушного герцога за особливое внимание к себе. В этом письме Митрофан Критопул, благодаря за все, что сделано для него герцогом, много говорит о тех удобствах, какие были доставлены ему во время путешествия от Штутгарта до Страсбурга, куда отправлялся он после посещения Тюбингена. По словам греческого путешественника, герцог приказал дать ему лошадей до самого Страсбурга; на дороге везде принимали его с такой любовью и предупредительностью, по распоряжению герцога, что путешественнику даже хотелось, чтоб дорога до Страсбурга была продолжительнее обыкновенного; ибо ему казалось, что он не в пути находится, а великолепно проживает во дворце. Он очень доволен был и данными ему спутниками, в числе которых был и переводчик. Вообще, путешествие по Германии было счастливым эпизодом в жизни Критопула 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Значительно больший интерес представляет собою " Исповедание Восточной, Кафолической и Апостольской Церкви " Митрофана Критопуло, будущего патриарха Александрийского, 1625 г. Оно тоже имеет в виду лютеранство и может быть охарактеризовано как первая попытка богословской оценки лютеранства с православной точки зрения. В богословском отношении это – самый выдающийся символический памятник XVII в., наиболее удачно излагающий православное учение. Это не значит, однако, что в нем нет недостатков. В нем тоже недостаточно богословского синтеза и преобладает полемика по отдельным пунктам. Вместе с тем чувствуется некоторое влияние лютеранства, хотя в основе своей Митрофан Критопуло, конечно, православный. Например, учение о Церкви у него довольно неопределенное, о грехопадении и его последствиях он учит в духе блаж. Августина (отнятие donum superadditum, остается " чистая природа " ). В учении о таинствах особенно чувствуется влияние протестантизма или, во всяком случае, желание говорить на языке, для них приемлемом. Признаются только три необходимых таинства – Крещение, Евхаристия, Покаяние, остальные именуются " таинственными священнодействиями " , только по " икономии " называемыми Церковью таинствами. В частности, о миропомазании упоминается только мимоходом и не как о таинстве. Нет общего учения об Евхаристии, подчеркиваются больше подробности, хотя и существенные – квасной хлеб, причащение мирян под обоими видами, строгий евхаристический пост и т.д. Следуя св. Марку Ефесскому, Критопуло избегает схоластического выражения " пресуществление " (metousiwsiV) и говорит только о " преложении " (metabolh). Высказывается также против поклонения Св. Дарам вне совершения Божественной литургии. Определенно отвергает латинское учение о непорочном зачатии Божией Матери, И, что, пожалуй, наиболее положительно в его Исповедании, излагает учение об искуплении, хотя и без особого в него углубления и последовательности, но в общем духе святых отцов и без латинского учения о сатисфакции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Значительно больший интерес представляет собою “Исповедание Восточной, Кафолической и Апостольской Церкви” Митрофана Критопуло, будущего патриарха Александрийского, 1625 г. Оно тоже имеет в виду лютеранство и может быть охарактеризовано как первая попытка богословской оценки лютеранства с православной точки зрения. В богословском отношении это – самый выдающийся символический памятник XVII в., наиболее удачно излагающий православное учение. Это не значит, однако, что в нем нет недостатков. В нем тоже недостаточно богословского синтеза и преобладает полемика по отдельным пунктам. Вместе с тем чувствуется некоторое влияние лютеранства, хотя в основе своей Митрофан Критопуло, конечно, православный. Например, учение о Церкви у него довольно неопределенное, о грехопадении и его последствиях он учит в духе блаж. Августина (отнятие donum superadditum, остается “чистая природа”). В учении о таинствах особенно чувствуется влияние протестантизма или, во всяком случае, желание говорить на языке, для них приемлемом. Признаются только три необходимых таинства – Крещение, Евхаристия, Покаяние, остальные именуются “таинственными священнодействиями”, только по “икономии” называемыми Церковью таинствами. В частности, о миропомазании упоминается только мимоходом и не как о таинстве. Нет общего учения об Евхаристии, подчеркиваются больше подробности, хотя и существенные – квасной хлеб, причащение мирян под обоими видами, строгий евхаристический пост и т. д. Следуя св. Марку Ефесскому , Критопуло избегает схоластического выражения “пресуществление” (metousiwsiV) и говорит только о “преложении” (metabolh) . Высказывается также против поклонения Св. Дарам вне совершения Божественной литургии. Определенно отвергает латинское учение о непорочном зачатии Божией Матери, И, что, пожалуй, наиболее положительно в его Исповедании, излагает учение об искуплении, хотя и без особого в него углубления и последовательности, но в общем духе святых отцов и без латинского учения о сатисфакции. Латинское влияние чувствуется у него зато в учении о семи степенях священства, включая и низшие степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР КЛАРОНЦАН [Греч. Νικηφρος Κλαροντζνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV , который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей. В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис . Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом ( Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες . 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г. Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

Некоторое оживление церковной жизни наметилось уже в начале 16 в. В это время на Западе формируется лютеранское богословие, которое начинает проникать в православные регионы. Первая реакция на новаторские лютеранские представления обнаруживается в работе «Три ответа» константинопольского патриарха Иеремии II (1536–1595) 757 . Будучи верным последователем исихастской традиции, патриарх выступает с критикой Аугсбургского исповедания и настаивает на обязательности святоотеческого Предания для правильного толкования Священного Писания . Этой проблемы касается и патриарх Александрийский Митрофан Критопул 758 (1589–1639) в своем знаменитом «Исповедании веры» (1625 г.). Он опровергает одностороннюю протестантскую позицию по отношению к источникам Откровения. Субъективизму протестантов Критопул противопоставляет экклезиологический характер Св. Писания. Аналогичную богословскую точку зрения отстаивает и Досифей, патриарх Иерусалимский (1641–1707), пытавшийся разработать православную позицию в отношении богословских проблем своего времени 759 . Досифей активно противостоял кальвинистским взглядам Кирилла Лукариса, занимавшего в то время Константинопольскую патриаршую кафедру (1621–1638; до этого времени, в 1602–1621 гг., он был патриархом Александрийским; его трактат «Исповедание веры православной» вышел в 1629 г. в Женеве на латинском языке) и утверждавшего, что Священное Писание – от Духа Святого, а Церковь – от человека и потому свидетельство Писания «намного возвышеннее того, которым владеет Церковь » 760 . По этому поводу Досифей Иерусалимский и написал свое «Исповедание веры», утвержденное на соборе в Иерусалиме (1672). Взгляды, выраженные в «Исповедании» Лукариса, были осуждены на шести православных соборах – в Константинополе, в Яссах (1642) и на Поместном соборе в Киеве, на котором исключительное влияние имел митрополит Киевский Петр Могила , автор известного «Исповедания веры». Однако православная традиция страдает и у борцов против лукарисовского кальвинизма: и в «Исповедании» Досифея, и, особенно, у Петра Могилы ощущается определенное воздействие католического богословия 761 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестно, когда Кирилл познакомился с архиепископом Кэнтерберийским; но только из этого письма можно заключить, что Кирилл знаком был с ним прежде. В письме Лукариса к Абботу заключается свидетельство о тогдашнем состоянии Церкви Александрийской. Именно, Кирилл выражает Абботу свою радость, что он опять находится в Египте, который из всех греческих стран наслаждается приятным миром, где православные христиане свободно исповедуют свою веру, не терпят притеснений и насилий от иноверных властей; где нет двуязычных змей (латинян), для которых нет никаких средств к распространению тираннии Римского папы. Между тем, в Константинополе и подведомых ему церквах греки терпят притеснения от турок и латинян. Последние, как софисты, обманывают там народ своими хитрыми тонкостями, а простые греки часто не в состоянии бывают противостать им. Пришлось и мне, говорит при этом патриарх, с удовольствием претерпеть ради Христа раны от этих злодеев. – Из этого же письма открывается, что оно послано было через священника Александрийского Митрофана Критопула, которого Кирилл Лукарис послал в Англию для получения образования. В своем письме Лукарис просит примаса английского представить Критопула английскому королю и руководить его на чужой стороне. 188 В 1617 году или 1618 патриарх Кирилл Лукарис путешествовал в Константинополь на собор, созванный патриархом Константинопольским Тимофеем. Кроме Тимофея и Кирилла, на этом соборе присутствовали патриархи – Антиохийский Евфимий и Иерусалимский Софроний. Вместе с другими патриархами Кирилл Лукарис участвовал на этом соборе в определении низложения Лаврентия, епископа Синайской горы, за то, что, вопреки древнему преданию, совершал божественные тайны, не снимая митры с головы, как рассказывает Мелетий историк. 189 В 1620 году патриарх Кирилл Лукарис, заботясь о благосостоянии и просвещении России, подобно своему предшественнику Мелетию, послал «для науки и утверждения веры в Киев, Галич, Львов и на всю Белую Русь», своего ученого иеромонаха Иосифа, который два года занимался науками в этих городах, и в 1622 году представлялся Московскому государю Михаилу Феодоровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

464 Labb., t. VIII, p. 1106; Mansi, t. XVI, p. 140; Pichler, В. 1, S. 190–191; Барсов, стр. 228; Лебедев, стр. 158. 466 Pichler. В. 1, S. 261; Συνταγμα Pαλλη κα Поτλη IV, p.408–409. Курганов. Отношения между церковной и гражд. властью, стр. 119–120. 471 Это можно читать в сочинениях: Нила Кавасилы , архиепископа Фессалоникийского – «о причинах разделения церквей» (Pichler. В. 1, S. 368–369), в «Исповедании греческой церкви» Митрофана Критопула (Pichler. В. I, S. 464–465), в Пидалионе (Pichler., S. 487) и др. «Идея о высшей церковной власти патриархов, говорит проф. Лебедев, с тех пор (т. е. со времени своего появления) нерушимо хранится в восточной церкви» (Очерки внутренней истории виз.-восточ. церкви, в IX, X и XI вв., стр. 152). 472 См. Суждения о римской церкви Михаила Анхиала (Pichler., В. 1, S. 271), Зонары (толков. на 3-й кан. II соб.), констант. собора от 1168 г. (Mansi., t. XXII, 31), Митрофана Критопула (Pichler, В. 1, S. 464–465), Нектария иерусалимского (Pichler., В. 1, S. 477) и др. 480 Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточн. ц. в IX, X, и XI вв., стр. 146, 148; Очерки истории визант.-вост. ц. от конца XI до половины XV в., стр. 524; Богословский Вестник 1901 г., февраль-март; Барсов. Константинопольский патриарх и его власть над русскою ц., стр. 131; Порфирий (Успенский) . Путешествие по Египту, стр. 96–97. 481 И мы не можем не согласиться с замечанием проф. Лебедева относительно попытки проф. Барсова представить константинопольского патриарха правовой главой восточной церкви. «Идея о восточном папстве, – говорит проф. Лебедев, – сама по себе верна. Ошибка г. Барсова заключается не в допущении самой идеи, а единственно в том, что он старается обосновать её на канонических документах, тогда как доказывать её возможно только исторически» (История греко-восточной ц. под властью турок, стр. 23). Да и на практике бывали случаи, когда другие патриархаты давали отпор притязаниям константинопольского патриарха на власть над ними (см. Богословский Вестн. за 1901 г. февраль-март). Бывали случаи и низложения Константинопольского патриарха другими патриархами Востока. Наконец, необходимо иметь в виду, что константинопольский патриарх решал дела не единолично, a вместе с синодами и соборами епископата, и большое влияние константинопольского патриарха на дела восточной церкви было влиянием собственно константинопольского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010