Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР КЛАРОНЦАН [Греч. Νικηφρος Κλαροντζνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV , который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей. В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис . Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом ( Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες . 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г. Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

V. Прекращение христианского правительства в византийской империи в половине XV в. Свобода церковной власти в турецкой империи. Положение в Турецкой империи католиков и униатокатоликов. Реформа внутреннего управления православной церкви в пределах турецкой империи на началах гатти-гумайюна После взятия Константинополя турками, грековосточная церковь подпала игу победителей. Победители, находя более выгодным для себя держать покорённое христианское население у себя в рабстве и пользоваться трудами его рук, чем предать его поголовному истреблению, вместе с жизнью оставили ему и его веру и церковные учреждения. Если бы рассуждать так как рассуждает г. Суворов, то выходило бы, что с падением византийской империи грековосточная церковь испытала такую перемену в своём положении, которая должна касаться самого существа её устройства и угрожать правильному отправлению её внутренней жизни. Ведь лишившись покровительства византийского императора, церковь, по Суворову, осталась без «верховного субъекта церковного правообразования»; иноверный глава государства не мог входить в церковь в этом качестве. Между тем на самом-то деле перемена тесалась внешнего положения церкви в государстве, внутренняя же жизнь церковная шла и теперь идёт обычным порядком и под игом турок, как шла прежде при христианском правительстве. По-прежнему в ней продолжалось правообразование правильно и свободно, продолжались и другие отправления внутренней церковной жизни. Прежде всего, с прекращением христианского правительства, не оказалось никакого пробела в организации церковного правительства греко-восточной церкви. Как прежде, так и теперь высшая власть в церкви православной усвоялась, после Главы церкви – Христа, собору епископов, или за его отсутствием – собору епископов главных кафедр – патриархов. Это всегдашнее учение православной церкви православные пастыри не раз и в этом периоде жизни церковной имели случай заявлять и защищать по поводу сношений с католиками и протестантами (например, в исповедании веры Митрофана Критопула изд. 1625 г.; в исповедании патриарха Досифея на иерусалимском соборе 1672 г.; в сочинении патриарха иерусалимского Нектария против папства изд. 1782 г. в Яссах. Puchler. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident: В. I. p. 464–486). И это учение не ограничивалось только теорией, а осуществлялось в практической жизни, в области церковно-юридических отношений. Все важнейшие церковные вопросы решались собором патриархов с участием и других епископов. Соборы созывались большей частью по приглашению константинопольского патриарха как первого по чести иерарха восточной церкви и происходили большей частью при его кафедре. Известнейшие из этих соборов следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состояние восточной церкви, современное Кириллу Лукарису, представляет печальную картину. Мафа в своем «Историческом списке Константинопольских патриархов» так изображает состояние восточной церкви в эту эпоху: «весь почти 17-й век был временем многих и великих скорбей для церкви. Нечестие некоторых пастырей и разнообразные происки и хитрости вторгавшихся отвне еретиков, покровительствуемых варварским и корыстолюбивым турецким правительством, поставили церковь в затруднительное положение. Возобновились насильственные низложения патриархов, которые повторялись чаще, чем неправильные и беззаконные удаления пастырей церкви, бывшие при еретических императорах… Церковь подвергалась ужаснейшим страданиям. Происки лжебратий, вторгавшихся отвне, постоянно вступавших в союз с самыми недостойными или самыми легкомысленными из архиереев, поджигали в них тщеславное искание патриаршества: а еретики, хотя и неразумно и тщетно, но все-таки надеялись с помощью преданных им патриархов действовать ко вреду догматов восточной церкви. С другой стороны, корыстолюбивое турецкое правительство легко принимало всякую клевету, смотря на смену патриарха как на средство получить деньги. Доблестные и добрые пастыри были лишаемы своих кафедр, будучи не в силах противодействовать ни ненасытному любостяжанию властей, ни наветам чужеземцев, которые, при посредстве европейских посольств, разжигали страсть к патриаршеству в тщеславных епископах. Церковь стенала, долг возрастал, патриархи менялись один за другим 29 . Современники той эпохи еще более сгущают краски при изображении мрачной картины бедствий восточной церкви. «Господь один ведает, – писал в Россию в 1603 году сам Кирилл Лукарис, – с какими нуждами и теснотою боремся мы, чтобы утвердилась православная вера, и никакого утешения и помощи ниоткуда не имеем» 30 . Очень часто этот патриарх извещал русских о тех убийствах, грабежах и насилиях, о той бедности и тяжести долгов, которые нес на себе православный восток, и вообще о весьма печальном положении его 31 . Современник Кирилла Лукариса Митрофан Критопул, касаясь несколько восточных христиан в своем исповедании веры, говорит, что «жизнь их горька и тяжелее самой смерти» 32 . Причиною такого печального состояния восточной церкви были враги ее: турки, латиняне и протестанты. Рассмотрим, в частности, отношения каждого из них к восточной церкви. Глава первая. Отношение турок к восточной церкви 33

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεργιος Κορσσιος] (после 1566 или 1570 - после 1659/60), греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея. После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос ). Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы). 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К. С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского). К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Св. Даров , Транссубстанциация ) с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса , в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К. В результате диспутов с Лежером К. составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении , а также посвященные учению о Евхаристии . После сент. 1638 г. К. по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла Лукариса.

http://pravenc.ru/text/2057264.html

Категория : Великобритания Материал из Азбука паломники Успенский кафедральный собор в Лондоне Великобритания (русское название от англ.  Great Britain); полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ.  The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, по-английски обычно сокращается до «United Kingdom» [jnaitd kdm]— «Соединённое Королевство») — островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков. Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия. Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии. Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр. Государственный язык — английский. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Великобритании [ править править код ] Общее число православных в стране оценивается в 250 тысяч, что включает в себя прихожан Русской, Константинопольской, Сербской, Антиохийской и других поместных Церквей. История [ править править код ] Начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол от семидесяти Аристовул. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым Архиепископом Кентерберийским. Церковь в Великобритании и Ирландии прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев. После того, как Византия пала под ударами турок и образовалсь Османская империя в XV веке, в Англии появились греческие беженцы, купцы, а позднее — студенты. Так, в Оксфорде в 1617—1624 годы учился Митрофан Критопулос, будущий Патриарх Александрийский. В 1699—1705 годы действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в настоящее время Вустер-колледж).

http://azbyka.ru/palomnik/Великобритания

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИТРОФАН КРИТОПУЛОС Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена) Митрофан (Критопулос), патриарх Александрийский. Гравюра Исаака ван дер Хейдена. 1627 г. (Австрийская национальная б-ка, Вена) [Греч. Μητροφνης Κριτπουλος] (ок. 1589, Веррия - 25.04.1639 (по др. версии, 20.05.1639), Валахия), патриарх Александрийский (с сент. 1636), греч. богослов. Жизнь Род. в знатной семье, имя отца - Феодор. Начальное образование получил в родном г. Веррия. С детства был предназначен к церковной карьере и уже в 12-летнем возрасте стал протапостоларием Веррийского митр. Арсения. Позже переехал к дяде по матери в Фессалонику и вместе с ним ок. 1606 г. постригся в монахи в афонском Иверском монастыре . С сент.-окт. 1613 г. приблизительно до июня 1614 г. сопровождал в поездке по Молдавии и Валахии Кирилла I Лукариса , в то время Александрийского патриарха, с к-рым познакомился на Афоне. Предположительно тогда же стал протосинкеллом Александрийской Православной Церкви . В авг. 1615 г. вместе с патриархом Кириллом М. К. отправился в К-поль, а оттуда, в авг.-окт., через о. Родос - в Александрию и Каир (Emendationes et animadversiones. 1787. P. 75; Σθας. 1868. Σ. 297; Davey. 1987. P. 1-33; Τσιρπανλς. 1990. Σ. 235). В 1617 г. (до июня) благодаря договоренности между патриархом Кириллом Лукарисом и архиеп. Кентерберийским Дж. Эбботом М. К. отправился учиться в Англию ( Παπαδπουλος Χ. Α. Επιστολ Κυρλλου το Λουκρεως πρς τν Αρχιεπσκοπον Αββοτ//Να Σιν. 1906. Τ. 3. Σ. 5-6). Проехав через Кос, Хиос, Веррию, К-поль и Закинф, он прибыл в Лондон и оставался в Англии c лета 1617 до 1624 г. 6 сент. 1617 г. М. К. переехал в Оксфорд, где начал учиться в Оксфордском ун-те (Бейллиол-колледж), в 1622 г. он также посетил Кембридж. Целями пребывания М. К. в Англии были изучение святоотеческих сочинений, получение богословской подготовки, которая позволила бы полемизировать с католическими теологами и сторонниками церковной унии, а также установление контактов с представителями Англиканской церкви . Однако он не мог получить в Оксфорде ученую степень, поскольку это требовало признания англиканской доктрины. Подробности о пребывании М. К. в Англии и его дружеских связях этого периода известны из написанных им тогда писем ( Θμελης. 1909; Marshall. 1926; Davey. 1970; Τηλλυρδης. 1974; Davey. 1987. P. 71-111; Τσιρπανλς. 1990. Σ. 205, 235; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 220-221; Idem. 2005. Σ. 287-288).

http://pravenc.ru/text/2563454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ богословские диалоги XVIII-XX вв. Предыстория Приезд англ. посла Р. Ченслора в Москву и поездка рус. посла О. Непеи в Лондон. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Никоновская летопись. 2-я пол. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 245 об.) Приезд англ. посла Р. Ченслора в Москву и поездка рус. посла О. Непеи в Лондон. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Никоновская летопись. 2-я пол. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 245 об.) В сер. XVI в., в период формирования англикан. Церкви , представления англичан о Православии были основаны на средневек. итинерариях и космографиях и не отличались широтой и полнотой. Архиепископы Кентерберийский Томас Кранмер и Винчестерский Ланселот Эндрюс , уделявшие большое внимание изучению творений отцов Др. церкви, тем не менее считали совр. им правосл. Церковь еретической. Политика веротерпимости кор. Англии Якова I (1603-1625) способствовала тому, что к Православию перестали относиться как к еретическому исповеданию и рассматривали правосл. вероучение прежде всего как альтернативный Риму источник церковного Предания; в своем «Отчете о состоянии религии» архиеп. Йоркский Эдвин Сандз писал даже о возможности соединения Православия и англиканства в одной церкви. В то же время интерес к Православию в Англии повышался с развитием торговли с Османской империей, под властью к-рой находились правосл. страны Ближ. Востока и Сев. Африки. В Стамбуле, при дворе султана, послы католич. и протестант. гос-в боролись за торговые привилегии для своих стран, искали партнеров среди греч. купцов и союзников среди правосл. иерархов. Одним из них был Патриарх Александрийский Кирилл Лукарис , к-рый в письмах (1612 и 1614) к Архиепискому Кентерберийскому Джорджу Эбботу называл кор. Якова I защитником христ. единства и просил разрешения направить на обучение в Англию греч. студентов. По его мнению, греч. священники, получившие образование в некатолич. стране, могли бы ослабить влияние иезуитов, обучавших греч. молодежь в своих школах. Просьба была удовлетворена, и в Оксфорде и Лондоне в 1617-1624 гг. учился Митрофан Критопул (впосл. Патриарх Александрийский). Он общался с представителями англикан. духовенства и составил краткое описание вероучения, обрядов и организации Греческой Православной Церкви для капеллана Томаса Гоуда.

http://pravenc.ru/text/115118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

13 Здесь Григорий решился до тех пор быть в подчинении избранному им старцу, пока собственным опытом не укрепится во внутренней борьбе, и не изведает средств к духовной победе над врагами спасения. Сперва он избрал своим наставником в духовных подвигах старца Никодима, который вскоре, вероятно, и воспринимал его при пострижении в монашество 14 , а после его смерти – Никифора 15 . В продолжение восьмилетнего пребывания с последним, Палама научился умному трезвению и умной молитве. Когда же и Никифор скончался, Палама, уже приобревший довольно опытности в монашеских подвигах, не избирал для себя нового, духовного отца, и решился подвизаться без постороннего руководства, только не в том монастыре, в котором он первоначально поселился, а в самой лавре св. Афанасия Афонского . Скоро, впрочем, он оставил и лавру, не потому, что ему не понравилась жизнь тамошних монахов, но потому что он желал подвизаться в совершенном уединении. В пещере близ скита Верри, Григорий десять лет провел в непрестанной молитве, слезах, посте и бдении. Здесь-тο он столько усовершился в подвигах духовных, что неоднократно сподоблялся особенных Божественных откровений и озарений свыше 16 . Самым же сильным и для всех очевидным свидетельством присутствия, в этом великом подвижнике, особенной благодати Божией были чудеса и пророчества. Так на Афоне еще и теперь указывают те места полей и виноградников, которые молитвами св. Паламы из бесплодных сделаны плодоносными 17 . Патриарх Филофей в 12-ой речи против Григораса говорит, что, когда однажды св. Палама плыл по морю, Ангелы сопутствовали ему с пением, и это пение слышали как бывшие на корабле, так и стоявшие на берегу, к которому корабль приставал 18 . А Митрофан Критопул, в своем исповедании Веры, удивляется событию пророчества св. Григория Паламы о раздроблении Римской церкви на многи части 19 . Но по мере того, как внутренний человек Григория обновлялся, – тлел и готов был разрушиться – внешний. Десятилетняя, необыкновенно строгая жизнь св. Григория в пещере, расстроила, наконец, и без того слабое здоровье его до того что он едва не умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010