Мефодия и Кирилла и св. благоверного Великого князя Александра Невского, чтобы таким образом не только увековечить память о чествовании важнейшего в истории России события - 900-летия Крещения русского народа, но и внушить каждому верующему, что это важнейшее событие обязано своим происхождением доброму изволению св. равноапостольного князя Владимира, что оно подготовлено проповедническими трудами святых братьев - Мефодия и Кирилла, которые гораздо раньше огласили братьев наших славян проповедью св. Евангелия на родном для них языке, славянском, что благодаря Святому Крещению и вере православной Россия со времен Крещения более и более укрепляется, развивается и достигла настоящего своего могущества, что это укрепление и развитие совершается под державою наших православных князей и царей, к числу которых принадлежит прославляемый церковью св. благоверный Великий князь Александр Невский, Небесный покровитель России и наших благочестивых монархов». На церемонии присутствовали губернатор В.З. Коленко, вице-губернатор граф О.Л. Медем, городской голова И.В. Титов, члены строительного комитета, жертвователи. В камень, высеченный в виде креста, епископом Анастасием была вложена доска с приличествующей надписью. Камень положен на месте главного алтаря и залит известковым раствором. Строительство собора продвигалось медленно. На время работ рядом построили даже временную деревянную часовню. Комитет изыскивал любые возможности раздобыть деньги. Купец Николай Игнатьевич Зубов пожертвовал в 1900 году двадцать тысяч рублей, заручившись обещанием похоронить его возле церкви (что и было исполнено два года спустя); Митрофановский монастырь с 1900 по 1912 год выделил двадцать две тысячи рублей. Поступали деньги от наследников купцов Титова и Клочкова, от священников со всей епархии, от жителей Воронежа («кружечный сбор»). Имена лиц, внесших свой вклад, независимо от суммы, на протяжении многих лет публиковались на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей». Рядом шли отчеты строительного комитета об использовании средств, где учитывались все траты, вплоть до копейки.

http://sobory.ru/article/?object=35371

Завершился третий автопробег «Надежда» в помощь бездомным 16 декабря 2015 г. 18:52 В Москве завершился 23-дневный автопробег «Надежда» в помощь бездомным. С 16 ноября 2015 года участники автопробега на специальном автобусе преодолели путь в 3850 км, посетив 10 городов страны. В Иваново, Ярославле, Вологде, Череповце, Тихвине, Выборге, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Пскове и Великих Луках более 200 бездомных получили зимнюю одежду и горячий обед, а также консультацию врача и социального работника. В ходе автопробега гости из Москвы посетили государственные и церковные приюты для бездомных, поделились своим опытом на семинарах с региональными волонтерами и социальными работниками. «Проблема бездомности для регионов Север-Западного федерального округа весьма актуальна, — говорит руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , глава благотворительного фонда " Помощник и покровитель " Илья Кусков. — Только в Ленинградской области, по официальным данным, находится около 5 тысяч бездомных». По его словам, церковные и государственные службы помощи бездомным наиболее успешно работают в Ярославле и Петербурге. «В Ярославле акция помощи бездомным проходила на территории Кирилло-Афанасьевского монастыря, пришло более 40 человек, — рассказывает Илья Кусков. — Там к нам обратилась пожилая женщина по имени Людмила, которая попросила устроить ее в приют для бездомных, но у нее даже не было паспорта. С помощью сотрудников социального отдела Ярославской епархии удалось оперативно оформить ей временное удостоверение личности и отправить в приют при Митрофановском храме в селе Хреновое Воронежской области». С участниками автопробега встретилась заместитель мэра Ярославля по социальной работе Елена Волкова, которая рассказала о сотрудничестве с Русской Православной Церковью по помощи бездомным. К примеру, местные власти выделили дополнительные точки для кормления бездомных в городе. В Череповце акция помощи бездомным прошла 23 ноября при Воскресенском соборе. Зимнюю одежду и обувь смогли получить все желающие. В ходе акции полностью переоделись в новую одежду 12 бездомных.

http://patriarchia.ru/db/text/4297762.ht...

При этом старец Золотовский был предварительно переодет в женское платье и затем повешен. В июне был утоплен в реке епископ Тобольский Гермоген с камнем на шее, а вместе с ним и делегация верующих, просивших об его освобождении. Царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей. Три православных иерея в г. Херсоне были распяты на кресте. В декабре 1918 года епископ Соликамский Феофан (Ильменский) был публично казнён путём периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, а в Самаре бывший Михайловский епископ Исидор (Колоколов) был посажен на кол. Епископ Пермский Андроник (Никольский) был захоронен в землю заживо. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был публично повешен вниз головой в севастопольском соборе. Епископ Сарапульский Амвросий (Гудко) был казнён путём привязывания к хвосту лошади; в Воронеже было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря. В Юрьеве топорами зарубили 17 священников и епископов. Перед убийством большевики глумились: напялили на них женскую одежду, пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. В Богодухове монахинь привели на кладбище к вырытой яме, отрезали им груди и истекающих кровью бросили в яму; сверху бросили также старика-монаха, крича, что «справляется монашеская свадьба»… В октябре 1918 года Патриарх Тихон отправил Совету народных комиссаров гневное послание, в котором говорилось: «Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью?

http://pravoslavie.ru/109948.html

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

В Воронежской епархии проходят мероприятия, посвященные 175-летию прославления святителя Митрофана Воронежского 16 марта 2007 г. 19:13 В августе текущего года Православная Церковь будет молитвенно воспоминать 175-летие со дня обретения мощей и прославления в лике святых великого угодника и чудотворца Божия святителя Митрофана Воронежского. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в память об этой знаменательной дате пройдут многочисленные мероприятия, такие как освящение и установка креста у главного корпуса ВГУ на месте разрушенного Митрофановского монастыря, межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского — выдающегося церковного и государственного деятеля», миссионерские встречи, концерты бардовской песни и многие другие. Но, пожалуй, самым значимым событием года для всех жителей области станет крестный ход с частицей мощей святителя Митрофана. Как и триста лет назад, во время пребывания на Воронежской кафедре, угодник Божий посетит каждый приход епархии, дабы укрепить духовно жителей Воронежской земли. 14 марта, в среду 4-й седмицы Великого поста крестный ход начался в Покровском кафедральном соборе . Литургию Преждеосвященных Даров в главном храме области в этот день совершил митрополит Воронежский Сергий. По окончании молебна святому рака с частицей его многоцелебных мощей была передана протоиерею Алексию Чибисову, благочинному Репьевского церковного округа, с посещения храмов которого святитель начал шествие по Воронежской земле. 16 марта в народном краеведческом музее р/ц Репьевка прошел семинар «Повышение уровня общей культуры и духовности», посвященный началу крестного хода с мощами святителя Митрофана. В его работе приняли участие руководители учреждений образования и культуры района, преподаватели курса «Основы православной культуры», воспитанники Воронежской православной духовной семинарии. В фойе музея была открыта выставка, повествующая о жизни епархии, духовной школы, епархиальных отделов и той значительной общественной работе, которую проводит духовенство области.

http://patriarchia.ru/db/text/214212.htm...

Архипастырь принимал многочисленных посетителей города Воронежа как личных гостей святителя Митрофана, говоря: “…Я — только последний его служка”. Владыка Антоний никого не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из творений святых Отцов, “Алфавита духовного”. Всех он внимательно выслушивал, каждому давал духовные советы и наставления. Получая по несколько десятков писем в день со всех концов России как от простых людей, так и от известных особ, прочитывал их и по возможности удовлетворял просьбы. Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых Отцов. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской Духовной семинарии. Наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. При личном отеческом окормлении архиепископа Антония семинария воспитала многих известных ученых, общественных деятелей и архиереев. Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, с детства пребывавшего в храме и имевшего искреннюю любовь к богослужению, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской Лавры и на воронежской земле. Во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре — еженедельное соборное чтение по субботам акафиста Божией Матери, а по четвергам — акафиста святителю Митрофану; последнее было возобновлено Высокопреосвященнейшим митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии. В 1832 году Преосвященный Антоний издал указ по епархии повсеместно “вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого”. В 1842 году при непосредственном содействии святителя Антония к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В 12 часов я выехал из монастыря и был у преосвящ. Никодима, архиеп. Фаворского на Иерусалимском подворье. Здесь встретил я редактора газеты «Восток» Н. Н. Дурново, К. К. Леонтьева , бывшего консула в Солуни (потом Члена Цензурного Комитета) и двух греков – из Парижа. Преосвященный предложил мне кофе по восточному обычаю. Отсюда отправился в Богоявленский Монастырь к преосвященному Муромскому Иакову. Он сказывал, что у него хранятся письма покойного митр. Филарета к преосвященному Могилевскому, архиеп Евсевию 835 , которому, по болезни, помогал в это время управлять епархиею преосвящ. Иаков. У него же в руках до 500 писем к преосвящ. Евсевию от разных других архиереев. Преосвященный передавал при этом, что на Московскую кафедру, по смерти Макария, имелся будто бы в виду архиепископ Могилевский Евсевий. 11-го ч. в 11 час. был у Прокурора Судебной Палаты С. С. Гончарова. Он принял меня в своем кабинете и рассказывал, между прочим, историю разыскания денег, похищенных из Опекунского Совета чиновником Хмельницким, затем показывал мне залы заседаний Судебной Палаты – Екатерининскую овальную и Митрофановскую (так названную от имени известной игумении Митрофании, которую в этой зале судили). – Был затем в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, превосходно возобновленной, и оттуда зашел к игумении Сергии (княг. Волконская) 836 , которая предложила мне чашку кофе. Из Кремля проехал на Поварскую к дочери H. П. Киреевской Марии Ивановне Бологовской; у ней завтракал. В 2 часа обедал дома с протоиереем С. И. Зерновым. Вечером был я у преосвящ. Алексия вместе с преосвящ. Иаковом и протоиереем М. Д. Никольским 837 (моим земляком). В отсутствие мое из дому приезжал ко мне ректор Московского университета Николай Саввич Тихонравов с приглашением на университетское празднество на другой день, по случаю храмового праздника в Университетской церкви. – He заставши меня дома, оставил печатный пригласительный билет. 12 ч. утром в 10-м часу посетил меня преосвящ. Никодим, архиеп. Фаворский. Жаловался мне на расстройство своего здоровья и на скудное содержание. По избрании нового Терусалимского патриарха, намеревался оставить Москву и поселиться в Константинополе; между тем, жребий избрания на патриарший престол пал на самого. Это произошло, как известно, не без влияния России.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В тот же день скончался в Петербурге Главный священник армии и флотов, протоиерей Петр Евдокимович Покровский, на 87 году от рождения 532 . В конце этого месяца вышла из печати составленная прот. В. Ф. Владиславлевым книга, под заглавием: «Празднование совершившегося 25-летия в сане Епископа Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского». – Книга эта напечатана на мое иждивение в пользу Братства Св. Благов. Вел. Кн. Михаила Тверского. Но немало экземпляров роздано и разослано было мною разным лицам в дар. 2 Марта среда сырной недели. День восшествия на престол Государя Императора. Литургию и обычный молебен служил в Кафедральном соборе. Затем, совершен был мною соборне в Крестовой церкви благодарственный молебен по случаю благополучного окончания четырехлетнего труда по изданию Мнений и Отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам блаженной памяти Митрополита Московского Филарета, в 8­ книгах; в конце молебна провозглашены были многолетия и «вечная память» –в следующем порядке: Многолетия: 1) Государю Императору и Царствующему дому. 2) Святейшему Синоду и Обер-Прокурору оного К. П. Победоносцеву . 3) Вечная память преосвященнейшему Митрополиту Филарету, и 4) Архиепископу Тверскому Савве и соучастникам его в общеполезном труде 533 , рабом Божиим Александру и Николаю – многая лета. К этому дню нарочито приехал из Петербурга главный сотрудник мой А. В. Гаврилов. После молебна предложена была мною некоторым избранным лицам праздничная трапеза. Вечер этого дня проведен был мною с приехавшим из Петербурга гостем в искренней и откровенной беседе о разных предметах и вопросах по делам церковного управления. Так он, между прочим, сообщил мне: об открытии в Ярославской епархии викариатства, вопреки желанию архиепископа Ионафана, и о назначении на это место архимандрита Московского Данилова монастыря Амфилохия 534 ; о воспрещении архиепископу Херсонскому Никанору, присутствующему в Синоде, говорить поучения в церкви на занимаемом им Митрофановском подворье и совершать т. н. пассии; об удалении Наместника Александро-Невской Лавры архимандрита Антония; об избрании на место Деревяницкой игумении Валентины (переведенной в Петербургский Воскресенский монастырь) монахини Киевского Флоро-Лаврского монастыря Серафимы; о странностях Американского епископа Владимира 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вот как писали об этом в журнале «Антирелигиозник»: «Когда безбожники в день пасхи объединились для проведения праздника “Первая борозда” в Центральном черноземном округе, кулачество, через своих агентов – попов и сектантов, кое-где восстановило часть населения против безбожников в день праздника. В Дальневосточном крае... был случай, когда над членами безбожной ячейки СБ по наущению попов был учинен самосуд. Виновные (3 человека) приговорены к расстрелу». Вместе с тем погромщикам порой тоже доставалось. Губельман в одной газете признает, что «на фронте религиозной борьбы у нас немало жертв – убитых, подожженных и т.п.». Было бы удивительно, если бы этих жертв не было. Отдельные организации безбожников устраивали социалистическое соревнование (даже записывая его в свои обязательства), кто больше закроет церквей и не даст людям праздновать православные праздники. С самыми яркими эпизодами деятельности Союза воинствующих безбожников я сталкивался именно в центральных областях России. По этим областям Ягода и Губельман рассылали особые директивы, которые касались прежде всего уничтожения святых мощей как «контрреволюционных объектов». С ними еврейские большевики боролись, как с главными врагами. В Благовещенском Митрофановском монастыре в Воронеже хранились мощи святого Митрофана Воронежского. Этот святой был особенно почитаем Петром I. Святой Митрофан благословил Петра на борьбу с врагами, не боясь порицать его за некоторые западнические акции, унижающие достоинство русских. Однажды святой отказался прийти во дворец Петра, пока на дороге к нему будут стоять скульптуры языческих богов. После смерти святого его гроб нес сам Петр I. «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю – отданием чести. Итак, вынесем его сами». Ежегодно на паломничество к мощам святого Митрофана приходили тысячи людей. Еврейские большевики привели к ним вооруженный отряд. Драгоценная рака святого была украдена, а мощи осквернены. При попытке православных защитить святыню чекисты застрелили несколько человек, а потом вытащили из машины мешки и начали обдирать драгоценности с икон, срывать серебряные ризы.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

Церковь освящена 9 сентября 1884 г. ректором семинарии А. Димитриевым в сослужении протоиерея Нижнедевицкого собора и местного благочинного о. Андрея Александрова, иеромонаха Митрофановского монастыря о. Никона, монастырского священника Федора Смирницкого и прежде бывшего при монастырской церкви священника Иоанна Сабинского. Трапеза монастырская помещается в особом деревянном доме под железною крышею; довольно обширная, в ней может поместиться до 70 человек. Столы расставлены в три ряда. При трапезной устроена монастырская ризница. Здесь же монастырская рукодельная: монахини ткут ковры, вышивают по канве, приготовляют св. одежды – облачения; здесь же выставлены образцы их работы. Монахини помещаются в нескольких деревянных домах, крытых железною крышею. Кельи монахинь содержатся весьма чисто. Большая часть келий украшена множеством икон, простых, украшенных фольгою, под стеклами. В монастыре имеются два деревянных дома, построенных любителями уединенного монашеского жития на свои средства. Богадельня у самых ворот. Вне ограды находятся: училище, оно помещается в деревянном доме под железною крышею, учатся большей частью девочки из деревни Сомовки, из этого училища – несколько послушниц (управляющая ныне монастырским хором обучалась в этом же училище); дом священника, деревянный, покрыт камышом, с усадьбой; есть дом для диакона, деревянный; гостиница для почетных посетителей, есть особая гостиница и для простого народа. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В деревне Сомовка Курской области, по инициативе местных казаков, был установлен поклонный крест на месте разрушенного после революции Нижнедевицкого-Варваринского женского монастыря. В народе его ещё называли Сомовским – по фамилии основательницы, вдовы местного помещика Варвары Петровны Сомовой. История расцвета этой обители насчитывает всего несколько дореволюционных десятилетий. Но интерес к этому месту не прекращался, даже когда оно стало заросшим бурьяном пустырем. Старинные подземелья, личные вещи насельниц и другие уникальные находки откапывают здесь и сегодня. Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36675

http://sobory.ru/article/?object=24838

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010