-Эти встречи - для чего они? -«Молодежка» не должна становиться второй школой или университетом, но в то же время не стоит превращать ее в место, где народ «клубится», как раньше говорили. Каждая встреча «Ладьи» условно делится на две части: сначала беседа со священником - о Священном Писании, о бого¬служении, на просветительские темы, потом свободное общение, когда ребята могут просто поговорить друг с другом. Каждую тему мы стараемся обсудить на одной встрече - поскольку постоянно приходят новые люди, планировать циклы бесед сложно. Темы абсолютно разные, и в основном их предлагают ребята. У нас был разговор и про Апокалипсис, и про монашество, и про святых отцов, и про тюремное служение. Еще есть формат «встреча с гостем», тогда тема определяется исходя из того, кто этот гость. Программы на год вперед у нас нет, она и не нужна - доля экспромта не помешает. Иногда просто смотрим и обсуждаем какой-нибудь фильм. Молодежь любит поездки - мы были на экскурсиях в Вольске, Петровске, в этом году все вместе ездили в Москву и Троице-Сергиеву Лавру. Многие из наших девушек и юношей участвуют в благотворительных акциях, которые организует общество «Ковчег» Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова, помогают в уборке могил на Воскресенском кладбище, помогают благоустраивать территорию Свято-Сергиевского монастыря в Алексеевке Базарно-Карабулакского района. И про наш Митрофановский храм не забывают: готовят его к Рождеству и Пасхе, чистят подсвечники, украшают цветами, на Крещение раздают воду. Когда человек чувствует свою причастность к храму, он гораздо внимательнее к тому, что в нем происходит. -Как Вы думаете, кто должен руководить молодежным обществом? Это должен быть молодой человек? -На мой взгляд, это должен быть прежде всего все-таки священник. Когда люди приходят на встречу, видят священника и имеют возможность задать вопросы, в том числе наедине, личные, это дает гораздо больший результат, чем когда священник говорит своему помощнику: «Ты проведи, а я поехал». Если люди видят личное участие, искреннее стремление к ним, то отвечают взаимностью.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/27/molo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР (КРЕМЕНЕЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Александр (Кременецкий) скончался после 1920 года . Существует предположение, что он был убит вместе со архиепископом Воронежским Тихоном (Никаноровым) 9 января 1920 года в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря, последним наместником которого он являлся . По другому предположению, в начале 1920-х годов был избран на Павловское викариатство Воронежской епархии . Сочинения Награды Литература Использованные материалы   Основная версия (Православная Энциклопедия); возможно 1843 или 1844 год - Выпускники Воронежской ДС, с. 141.   Никольский П.В., Справочная книга духовенства Воронежской епархии на 1900 год, под ред. прот. А. М. Спасского//Особое приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, - Воронеж: типография В. И. Исаева, 1900, с.117.   Александр Кременецкий, свящ., " Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане о. диакона Василия Петровича Азарова " , Воронежские епархиальные ведомости, 1911, 44 неофиц. часть, с. 1163-1164.   Николаев А.И., Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780-1880).//Воронежские епархиальные ведомости, Воронеж, 1883, с. 576.   За смертью священника Василия Полянского. См. " Епархиальные распоряжения "http://Воронежские епархиальные ведомости, 1867, 5, с. 135.   Сердобольский А. П., Пятидесятилетний юбилей о. протоиерея слободы Караяшника Острогожского уезда Иоанна Тимофеевича Самбикина//Воронежские епархиальные ведомости, 1889, 6 неофиц. часть, Ч.2., с. 303.   N., Некролог (+ Вера Гаврииловна Кременецкая)//Воронежские епархиальные ведомости, 1903, 18 неофиц.часть (15 сентября), c. 784-785.    " Распоряжения епархиального начальства "http://Воронежские епархиальные ведомости, 1908, 19, с. 384   Указом Св. Синода, от 12 марта с. г. за 4351, разрешено возвести в сан архимандрита и. д. наместника Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря//Воронежские епархиальные ведомости, 1913, 13 (31 марта), c.121; В воскресенье, 24 марта, за литургией, иеромонах Митрофанова монастыря, исполняющий должность наместника монастыря, Александр (Кременецкий) возведён Его Высокопреосвященством в сан архимандрита. Текущая жизнь, 1913, (7 апреля), неофиц. часть, с. 423.

http://drevo-info.ru/articles/22812.html

Ко дню возвращения мощей святителя Митрофана в соборную усыпальницу городские купцы установили для них семипудовую позолоченную раку из серебра. Год спустя великий подвижник был прославлен в лике святых РПЦ по инициативе архиепископа Антония (Смирницкого). Именно он в 1834 году предложил основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдётся поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители. Новоиспечённый Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный, благо его проектировали опытные зодчие. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники - поклониться нетленным мощам святителя Митрофана. Годы, последовавшие после революции 1917 года в России, стали драматичными страницами в истории Благовещенского собора. В новом Благовещенском храме и поныне свято чтится память священномученика российского православия Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Прославившись благими деяниями на родной новгородской земле, он был назначен на Воронежскую кафедру в мае 1913 года. Здесь он скоро тоже стал известен как мудрый пастырь и энергичный храмостроитель. Именно Тихон выступил с инициативой канонизировать в лике святых своего давнего предшественника, архиепископа Антония (Смирицкого). К предстоящему Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов были приготовлены необходимые для канонизации материалы, но помешали разразившиеся в стране революционные события. Согласно весьма устойчивому воронежскому преданию, 27 декабря 1919 года, на третий день светлого праздника Рождества Христова, архиепископ Тихон был повешен красноармейцами на царских вратах иконостаса Благовещенского храма после того, как части белой армии оставили город. По ряду других, более достоверных сведений, он скончался 27 февраля 1920 года во время эпидемии тифа, охватившей Воронеж.

http://sobory.ru/article/?object=49675

В списке значилось девяносто шесть икон в дорогих окладах, серебряная рака весом 9 пудов 36 фунтов, серебряные сени над крышкой раки - 23 пуда 6 фунтов. Остальные предметы перечислены без указания веса: семнадцать напрестольных крестов, шесть ковчегов и дарохранительниц, сто две лампады, десять кадил, двенадцать панагий в серебряных окладах. Ясно, что власти, в первую очередь, обратили взор на это серебро, и в 1922 году среди «закончивших изъятие» ценностей первым назывался монастырь. 3 февраля 1919 года по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святого Митрофана Воронежского с целью «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Присутствовать при этом кощунственном акте заставили архиепископа Тихона, игумена Владимира и иеромонаха Феону. После вскрытия мощи были оставлены в монастыре. В июле 1919 года в Митрофановском монастыре распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь... Действовал концлагерь до 1923 года. В начале 1920-х годов монастырь представлял собой странное сочетание религиозного центра с тюрьмой. Благовещенский и Архангельский соборы еще служили, здесь оставалась часть братии. Осенью 1921 года упоминается игумен Илиодор. Тут по-прежнему находилась резиденция главы епархии. Из публикаций зарубежной прессы известно, что 9 января 1920 года во время богослужения на третий день Рождества архиепископ Тихон IV (Никаноров) был повешен на царских вратах в Благовещенском соборе. Отпевание было совершено его преемником, епископом Владимиром (Шимковичем), в сослужении с епископом Верейским Модестом (Никитиным) 2 марта 1920 года. Причины и обстоятельства варварской расправы с 65-летним иерархом пока мне неведомы. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон прославлен как новомученик. В списке храмов губернии, составленном в конце 1922 года, сообщается о том, что в монастыре закрыты Архангельская, крестовая (в доме епископа) и трапезная церкви.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Заботами архиепископа Антония, еще в начале пребывания на Воронежской кафедре, был обновлен архиерейский дом, расширена Крестовая церковь, перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Лишь за последние 12 лет его управления епархией (с 1834 по 1846 год) построено 63 новых храма. В 1828 году восстановлен древнейший Дивногорский мужской Успенский монастырь, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов (Тюнинский) и Белогорский Воскресенский. 1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению архиепископа Антония первоклассный Митрофанов монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, священноархимандритом и настоятелем которой был назначен владыка Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833–1845 годах в Воронеже и епархии архиепископом Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 году владыка Антоний освятил Покровский храм, являющийся в настоящее время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в Рождество-Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре. Без архипастырского попечения не оставалась и современная ему богослужебная практика. В продолжение лучших лаврских традиций в 1830–1831 годах во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого Поста. Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами он недолюбливал, вызывая холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что, однако, не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло при архиепископе Антонии с 485 до 665, наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. Наибольшим уважением преосвященного пользовались ректоры семинарии: архимандриты Евтихиан (Лестев), Варлаам (Успенский), Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии ставший его викарием, Симеон (Авдуловский). Архиепископ Антоний постоянно посещал семинарские и училищные экзамены, на которые приглашал губернатора, предводителя дворянства, почетное купечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

32 Внешний и внутренний вид собора святителя Митрофана Воронежского Главная же и первая из построек в 1840-х годах, как уже замечено, был русский собор святителя Митрофана Воронежского , оконченный и освященный в 1846 году, 23 ноября. Отцу Парфению не привелось участвовать в освящении: по решительной заповеди старца-духовника Арсения, скончавшегося в 1846 году, со скорбью выезжал он в это самое время с Афона на всегдашнее жительство в Россию, где после долгого странствия был сделан иеромонахом и настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря Московской епархии 52 . 33 Купол Митрофановского собора 34 Святитель Митрофан Воронежский . Стенопись Митрофановского собора. XIX в. Митрофановский собор по объему не слишком обширен, но для тогдашнего русского братства был достаточен, светел и по своему внешнему виду и архитектуре – с наружной галереей и красивым фронтоном на четырех огромных колоннах – похож на российские храмы. На сооружение иконостаса и богатое внутреннее убранство храма были пожертвованы средства петербургским купцом С. М. Комаровым, оставшимся в обители, приняв постриг с именем Серафима. Освящение совершал митрополит Адрианопольский Григорий, пребывавший на покое в Ватопедском монастыре. Со времени освящения собора память святителя Митрофана празднуется обителью торжественно, также и греческим братством, которое для этого перевело себе его службу. С построением Митрофановского собора параклис во имя этого святого, уступленный русским еще во времена отца Аникиты, переименован был отцом Иеронимом во имя русского святого преподобного Сергия Радонежского. Близ этого параклиса старец тогда имел келлию и до смерти ее занимал. 35 Вход в параклис преподобного Сергия Радонежского. Справа – дверь в келлию старца Иеронима 36 Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Фотография П. И. Севастьянова. 1853 г. Вот что сделано и приобретено русскими в первое десятилетие их совместной с греками жизни в Русском Пантелеймоновом монастыре по расширению, обновлению и украшению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

6. Игнатий. 7. Филарет. 8. Антоний I 9. Евфимий I 10. (в схиме) Авель. 11. Евфимий II (в схиме Евсевий) – настоятельствовал между 1735 и 1745 годами 121 . Заботливость сего настоятеля незабвенна для Задонской обители, ибо он первый начал строить монастырь каменным зданием; к числу главных построек его времени принадлежит разобранный уже в 1846 году летний Владимирский собор. Имя схиигумена Евсевия и в настоящее время сохранилось в некоторых постройках и ризнице 122 . О нем первом свидетельствует Преосвященный Евгений Болховитинов . При снятии за ветхостью каменной летней Владимирской церкви в 1846 году гроб его обретен с нетленным телом и с разрешения Преосвященного Антония II тогда же по необходимости перенесен без всякой огласки в Митрофановскую усыпальницу, что ныне под алтарем Вознесенской церкви. 12. Антоний II – Настоятельствовал с 1745 года и умер 3 июня 1747 года. Архимандриты Неизвестно в какое время настоятельствовали эти лица в Задонском монастыре; неизвестно и то, когда они умерли и где погребены. Но имена сих настоятелей в таком порядке взяты из монастырского синодика. 13. схимонах Никита. 14. схимонах Иринарх I. 15. схимонах Пахомий. 16. схимонах Тихон I 17. схимонах Тихон II 18. схимонах Питирим. 19. Стефан. 20. Тихон III. 21. Афанасий. 22. Варлаам. 23. Лаврентий. 24. Варсонофий I – Настоятельствовал в Задонском монастыре в 1750 году и в том же 1750 году 22 августа умер. 25. Варсонофий II – Настоятельствовал в Задонской обители с 1751 году 123 . Сей архимандрит Варсонофий обмирал и во время летаргии слышал глас, что здешнее место будет прославлено одним Божиим угодником. 26. Корнилий (в схиме Кирилл). – Настоятельствовал в обители Задонской с 24 февраля 1763 года и в том же 1763 году 29 ноября умер. 27. Иринарх II – Настоятельствовал с 29 ноября 1763 года по 1765 год 124 . 28. Игумен Зосима. – Настоятельствовал с 17 августа 1765 года по 1767 год, что видно из определения Преосвященного Тихона I быть игумену Зосиме Преображенского Семилуцкого монастыря в Задонском монастыре игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ныне прославленная в лике святых преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна не раз присылала в Воронеж дары не только к раке цельбоносных мощей святителя Митрофана, но и к гробнице архиепископа Антония, а по посещении этого богоспасаемого града всегда заказывала панихиды по Владыке. Вскоре после кончины святителя Антония было составлено его первое жизнеописание, из которого известны многие чудеса по молитвам праведника. Позже стали появляться воспоминания современников о почитаемом иерархе, ходили устные предания насельников Киево-Печерской Лавры и воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря. Во всех воспоминаниях и жизнеописаниях святителя Антония его подвиги и духовные дарования ставились в один ряд с подвигами Воронежских святителей Митрофана и Тихона. Священномученик Серафим (Чичагов) в “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря” называл архиепископа Антония “благодатным рабом Божиим”, сравнивая его со святителем Московским Филаретом и преподобным Антонием Радонежским (Медведевым). В 1914 году тщанием архимандрита Благовещенского монастыря Александра (Кременецкого) и на пожертвования почитателей памяти святителя Антония были устроены над его могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено постоянное служение панихид. Известны слова священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского, произнесенные в 1915 году: “Святитель Антоний — накануне своего прославления”. Сам священномученик Тихон приложил много трудов к предполагавшемуся общецерковному прославлению святителя Антония на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Для этого в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Святителя было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. Однако тяжкие испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви, не позволили осуществиться предполагаемой канонизации.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Думают, что и первая церковь в честь св. Алексия в Акатовом монастыре была каменная, но это едва ли верно, так как постройка каменных церквей в XVII-XVIII ст. обходилась дорого, да и мастеров-строителей каменных церквей в России, особенно в провинциальных городах, было мало, и первый каменный храм в Воронеже, как известно, был построен св. Митрофаном – Благовещенский собор без пособия от правительства. Акатов монастырь был скуден и не имел в начале XVII ст. средств для постройки каменной церкви. Вторая церковь в честь того же святителя была каменная и, вероятно, построена к концу XVII ст., если не позже. О ней упоминается в указе от 1746 г. 19 марта, что она каменная, построена издревле, но так как от нетвердого фундамента во многих местах повредилась, то велено ее разобрать и основать на новом фундаменте и в то же наименование в честь св. Алексия. Во время постройки этой церкви богослужение отправлялось в малой трапезной церкви в честь Владимирской иконы Богоматери. В начале Алексеевская церковь была однопрестольная и одноэтажная. В 1748 г. Феофилактом, епископом Воронежским, было разрешено на каменной Алексеевской церкви построить верхнюю церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, а трапезная, прежде бывшая Владимирская, в 1746 г. была переименована во имя преп. Антония и Феодосия Киевопечерских. В 1796 г. архимандрит Амвросий испросил у епархиального начальства разрешение, вследствие оказавшихся ветхостей, разобрать церковь до основания, а на время на братской трапезе поставить деревянную церковь, купленную в Тавровской крепости. В 1798 г. эта церковь была окончена и освящена; верхний храм был по-прежнему посвящен Владимирской иконе Божией Матери, а нижний св. Алексию с приделом преп. Антонию и Феодосию. Митрополит Евгений в описании Воронежской епархии говорит, что каменная двухэтажная в Акатовом монастыре церковь построена в 1674 г. старанием игумена Иосифа Горяинова от вотчинных доходов и мирского подаяния. В 1835 г. нижняя церковь в честь св. Алексия была возобновлена, причем она была освящена архиепископом Воронежским Антонием в честь св. Митрофана Воронежского, при архимандрите Варлааме, так как в честь св. Алексия устраивался престол в новом храме. Нижняя церковь, прежде бывшая Алексеевская, а затем с 1835 г. Митрофановская, с устройством печей, была теплая и богослужение в ней отправлялась зимою, а летом и в верхней Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=05153

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010