Состоялась встреча, посвященная истории присутствия русского монашества на Афоне августа 2016 Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин , приветствовав собравшихся, отметил, что исследования Михаила Шкаровского о русском Афоне продолжают научные труды, начатые в XIX веке епископом Порфирием (Успенским), архимандритом Антонином (Капустиным) и профессором-историком Евгением Голубинским. " История святости Руси невозможна без духовности Афона, - подчеркнул священник. - Многие святые угодники Божии посещали Святую гору, некоторые жили там на протяжении длительного времени. Не всем известно, что преподобный Нил Сорский прожил там два десятилетия. Благодаря святому преподобному Паисию Величковскому были переведены труды афонских монахов, что помогло в дальнейшем появится такому духовному явлению, как оптинская святость. Знаменательна история жизни последнего настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина). В 1965 году на Афон было послано пятеро монахов из России, но возможность жить получили только двое, одним из них был схиархимандрит Иеремия, скончавшийся в начале августа этого года на 101-м году жизни. Встреча с ним помогла мне увидеть подлинную духовность, которая помогает людям, приезжающим на Афон, обрести мир и покой души " . Михаил Шкаровский рассказал об истории русского монашества на Афоне, подробно остановившись на XX веке. Знаменательно, что накануне 1917 года в Свято-Пантелеймоновом монастыре жили две тысячи монахов, а всего святогорцами были пять тысяч выходцев из России. Историю присутствия русского монашества в земном уделе Богородицы принято отсчитывать от 1016 года, к которому принадлежит документ, подписанный настоятелями афонских монастырей, в том числе настоятелем монастыря " росов " , то есть русских. После крещения Руси великий князь Владимир основал монастырь в Палестине и обитель Успения Пресвятой Богородицы на Святой горе. Она получила название Ксилургу, что значит " древодел " , сейчас является скитом Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В таком же смысле написал Государь три отдельные грамоты Патриархам: Александрийскому Мелетию, вновь поставленному на место умершего Сильвестра, Антиохийскому Иоакиму, прежнему своему приятелю, и Софронию Иерусалимскому . Патриарх Иов столь же пространно писал Константинопольскому Патриарху, излагая пред ним все действие своего избрания. «Бога Всемогущаго и во всех всячески действующаго, неизреченною, премногою милостию и человеколюбиваго и щедраго, в Троице славимаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и того Матери, пренепорочныя, пресвятыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, благоволением же скиптродержателя великаго Российскаго царствия, благовернаго и христолюбиваго, боговенчаннаго и Богом почтеннаго Царя, Иов, Патриарх Московский и всея Руси радоватися, и от Господа Вседержителя свыше благодать, мир и милость. Благодарение многое возсылаю Вседержителю Богу, и похваляю подвиги и тщание во всем о благочестии, которое явил нам в минувшее лето, когда было пришествие к Великому Государю нашему твоего святейшаго Архиерейства и бывших с тобою, Митрополита, Архиепископа и прочих.» За сим следует изложение царского совета о учреждении патриаршества в России, поскольку ветхий Рим пался и прочее, как в грамоте царской. Далее пишет: «мысль свою царскую о таком превеликом деле, Великий Государь объявил шурину своему, слуге и конюшему, боярину и наместнику Борису Федоровичу Годунову, и велел ту царскую мысль тебе святейшему Патриарху сказать, чтобы твоему святейшему Архиерейству, о начинании такого превеликого дела, посоветовать со мною, Государевым богомольцем, с Архиереями и всем освященным Собором Российскаго царствия, также и Греческаго, которые приехали с тобою; и ты, услышав о том, возблагодарил Бога и советовался со мною и всем Собором. И, благословением в Троице славимаго Бога, и по великому душевному желанию, по совету и соизволению Великаго Государя нашего, избранием вашего честнейшаго Архиерейства и всего освященнаго Собора Русскаго и Греческаго царствия, ты священный Иеремия, Вселенский Патриарх, в почесть Соборной, Апостольской Церкви царствующего града Москвы, поставил Патриархом в дом пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея успения, на престол великих чудотворцев: Петра, Алексия и Ионы, меня Иова, прежде бывшего Митрополита царствующаго града Москвы и, совершив такое великое богоугодное дело, соборною граматою уложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И еще столько же и более раз готово сердце наше ныне и всегда ублажать, величать и славословить Владычицу Деву – готово сердце наше. Токмо Ты, о всеблагомощная, Пречистая Госпожа, не отрини, но приими хвалу и приношение наше Тебе единой приличные; и буди нам в жизни сей, при смерти и наипаче тогда, по смерти – буди покров, прибежище, заступление, твердая надежда, да не токмо здесь в настоящем житие нашем, но и в будущей жизни, на веки избавльшеся от злых, вечно Архангельский воспеваем Тебе глас: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Но, возлюбленные, всякое ли взывание ко Господу приятно Ему? Не всякое, по слову сего Евангелия. Равным образом и Пречистая не всякое наше чествование благоволительно приемлет. Все мы многажды приветствовали Ее: радуйся. Но не всякое наше: радуйся, благоугодно и радостно Ее сердцу. Чье молитвенное взывание ко Господу приятно Господу, Он ясно изрек в сих словах: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ). А о том, кто взывал и взывает ко Пресвятой Богородице: радуйся, Невесто Неневестная, благоприятным Ей гласом, предложим вашему благочестию, в честь и славу Ее. Итак, кто благоприятно и достойно воспевает и величает Преблагословенную в женах Деву Марию? Тот, кто ясно понимает и право верует, что преестественно, по благовестию Архангела Гавриила, зачавшийся в Ней днесь, есть Бог Слово, второе лицо Пресвятой Троицы, Единосущный Сын Божий, кем сотворены сии небеса, земля, самые времена и веки, и хотя Он, еже во плоти, во времени зачинается, но вечен, яко Бог; хотя до истощения уничижает себя, но есть всемогущ; хотя в образе раба является, но есть Господь и Царь всяческих; хотя в матерь избрал Себе Деву безвестную, бедную, но Он есть сияние славы и образ Ипостаси Отца Бога. И хотя по рождестве Своем и по вступлении в великое служение Свое терпел поношения, гонения, мучения и, наконец, смерть, но терпел не за Себя и не для Себя, но за нас и для нас грешных. Кто взывает ко Пресвятой Богородице достойно Ее и благоприятно: радуйся, Невесто Неневестная? Тот, кто ясно разумевает и право содержит веру о Ней самой – о Пресвятом лице Пресвятой Марии Богоматери – именно, что Она и до рождества Дева, и по рождестве Дева, и по смерти жива, не токмо пресвятою душою, но и пречистым телом, будучи вознесена на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Необычная икона пророка Исаии, предсказавшего рождение Христа 2 мин., 12.01.2021 Датировка: около 1560 года. Происхождение: Образ Исаии из пророческого ряда иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. Пророческий — четвертый снизу ряд высокого иконостаса, появился в XV веке. В этом ряду изображены ветхозаветные пророки с развернутыми свитками пророчеств, а сам ряд изображает всю ветхозаветную Церковь. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Пророк Исаия: Жил в VIII веке до Рождества Христова. Был призван Богом к пророческому служению при иудейском царе Озии и пророчествовал около шестидесяти лет. Принял мученическую кончину. За пророчество о Рождестве Христа пророка Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. Исаия — один из четырех великих пророков. Церковь делит пророков на великих и малых — по объему написанных книг и значению пред­сказанных ими событий. Другие трое: Иеремия, Иезекииль и Даниил (слева направо). Читайте также: Библейские пророки «от мала до велика» Символические изображения на иконе: 1. Свиток с пророчеством – главное пророчество Исаии Надпись «Азъ про тя мних рекох яко от Девы роди…» — отсылка к пророчеству Исаии о рождении Христа от Девы: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14). О чем это пророчество? 2. Клещи и горящий уголь – видение пророка Исаии Клещами ангел-серафим положил в рот пророка горящий уголь с жертвенника Божия (Ис 6:1–7). С этого момента все, что Исаия будет говорить, — не от своего имени, но от имени Бога. С этого видения началось пророческое служение Исаии. Именно этот момент из жизни Исаии поэтически переложил Пушкин в стихотворении «Пророк»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… Видение Исаии можно трактовать и как прообраз Боговоплощения, где уголь — символ Христа, а клещи — символ Богородицы. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/neobychnaja-ikona-proroka...

В 1991 году во время праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Савва освятил первый крест, который был установлен на главном куполе храма. Крест с мячом в своей основе был около четырех метров высоты, а 31 мая 1992 года на четырех меньших куполах были установлены остальные кресты. В 1992 году храм приобрел свой окончательный внешний вид. Пять куполов были покрыты медными декоративными пластинами. Первая Божественная Литургия внутри нового храма проходила во время престольного праздника, 21 сентября 1994 года. На торжественное богослужение прибыл архиепископ Белостокский и Гданьский, Савва, который освятил семь колоколов, изготовленных в городе Воронеж, Россия. 1 августа 1995 года архиепископ Савва назначает протоиерея Анатоля Конаха настоятелем прихода «Святой Софии», протоиерея Анатолия Хайдучене викарным священником, а Димитрия Тихонюка - диаконом. 15 октября 1998 года храм «Святой Софии – Премудрости Божией» посетил Вселенский Патриарх Варфоломей I. Это был его первый визит в Польшу как патриарха. Он прибыл по приглашению предстоятеля Православной Церкви в Польше, а также польского правительства. Патриарха сопровождали митрополит Варшавский и всея Польши Савва, архиепископ Лодзинский и Познанский Симон, архиепископ Перемышльский и Новосондецкий Адам, архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, архиепископ Люблинский и Холмский Авель, епископ Гайновский Мирон, епископ Супрасльский Иаков, епископ Бельский Григорий Почетного гостя сопровождали также митрополиты греческой церкви. Торжественное освящение храма «Святой Софии» митрополит Варшавский и всея Польши Савва назвал важнейшей частью визита Патриарха в Польше. " Это от вашей Родины, от святых отцов, мы получили фундамент нашей веры " , - сказал митрополит Савва дорогому гостю. Во время торжества в храме «Святой Софии», патриарх рукоположил во священники молодого монаха Георгия (Паньковского), который в 2007 году стал епископом, а в 2010 года стал Православным Ординарием Войска Польского. Митрополит Савва выразил глубокую благодарность общине верующих за неоценимую помощью в строительстве храма, за работу п пожертвования тысячи людей. Особо Патриарх отметил протоиерея Александра Хилимонюка, который одиннадцать лет назад организовал строительство, протоиерея Анатолия Конаха, который продолжает этот труд, архитектора Михаила Балаша, а также профессора Константиноса Ксенопулоса, греческого иконописца из Афин. Приходу «Святой Софии – Премудрости Божией» принадлежат белостоцкие северновосточные рейоны - Багнувка, Ярошувка, Печурки, Выжыны, часть Выгоды. C 1992 года храм Святой Софии становится местом, откуда ежегодно 9 августа отправляется крестный ход, совершается паломничество в Благовещенскую Супрасльскую Лавру на праздник Супрасльской иконы Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия. Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова. Священное Писание нам приводит другие примеры Божественной помощи и освящения от утробы матери: Давид 3 , Иеремия 4 , наконец, Иоанн Креститель ( Лк.1,41 ). В этом-то значении Православная Церковь празднует с древних времен день зачатия Пресвятой Девы (9 декабря ст.ст.), как она празднует также зачатие святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Нужно отметить по этому поводу, что римский догмат устанавливает в том, что касается зачатия Пресвятой Девы Иоакимом и Анной, различие между «активным зачатием» и «пассивным зачатием»: первое из них есть естественный, плотский акт, акт родителей, которые зачинают, а второе является только последствием супружеского союза; характер «непорочного зачатия» относится только к пассивному аспекту зачатия Пресвятой Девы. Православная Церковь , чуждая этого отвращения к тому, что относится к плотской природе, не знает искусственного различия между «активным зачатием» и «пассивным зачатием». Прославляя зачатие Рождества Пресвятой Девы и святого Иоанна Крестителя, она свидетельствует о чудесном характере этих рождений, она почитает целомудренный союз родителей, в то же самое время как и святость их плодов. Для Пресвятой Девы, как и для Иоанна Крестителя, эта святость не заключается в какой-то абстрактной привилегии невиновности, а в реальном изменении человеческой природы, постепенно очищенной и возвышенной благодатью в предшествовавших поколениях. Это непрестанное возвышение нашей природы, предназначенной стать природой воплотившегося Сына Божия, продолжается и в жизни Марии; праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Предание свидетельствует об этом непрерывном Ее освящении, об этом охранении Ее Божественной благодатью от всякой скверны греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

И ныне: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница; ибо Ты родила Единого из неразделимой Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Царство Небесное. Песнь 8-я Ирмос . Коего воинства небесные славят, и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, все на земле — дышащие, сотворённые, — пойте, благословляйте и превозносите во все века! Согрешившего меня , Спасе, помилуй, возбуди мой ум к покаянию, прими кающегося, умилосердись к взывающему: «Согрешил я пред Тобою — спаси! Беззакония сотворил — помилуй меня!» Возничий Илия, на колесницу добродетелей взойдя, словно на небеса вознёсся превыше всего земного. О таком восхождении, душа моя, помышляй. В древности течение Иордана по обе стороны остановил Елисей плащом Илии. Ты же, о душа моя, не приобщилась сей благодати за невоздержание. Елисей некогда, приняв плащ Илии, получил от Господа двойную благодать. Ты же, о душа моя, не приобщилась сей благодати за невоздержание. Соманитянка некогда с добрым усердием праведника в дом свой ввела. Ты же, душа, не приняла в свой дом ни чужестранца, ни путника. За то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием. Нечистому нраву Гиезия подражала ты непрестанно, несчастная душа. Отринь же хоть и в старости сребролюбие его, избегни огня геенского, отступив от своих злодеяний. Озии ты, душа, уподобляясь, получила вдвойне проказу его: ибо недолжное помышляешь и беззаконное делаешь. Оставь же, чего держишься, и приступи к покаянию. Слышала ты, душа, о ниневитянах, каявшихся Богу в рубище и пепле. Но им не подражала ты, явившись упорнейшей всех, до закона и после закона согрешивших. Слышала ты, душа, как Иеремия в грязном рве с рыданиями взывал ко граду Сиону и слёз себе просил. Подражай же его плачу и жизни, и спасёшься. Иона в Фарсис убежал, предвидя обращение ниневитян, ибо знал, как пророк, о милосердии Божием, и беспокоился о том, да не окажется пророчество ложным. Слышала ты, душа, как Даниил во рве заградил пасти зверей. Узнала, как отроки, бывшие с Азариею, верою погасили пламень печи горящий.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (636) , (51) . в этом году (за прошлые годы с 2011-05-18) Происхождение изображения: Загружено 2011-05-18, анонимно. Описание: Икона «Богоматерь Семистолпная» - «София, премудрость Божья» Киево – Печёрского извода. Москва (?), 1820-30-е годы. Копия храмовой иконы киевского Софийского собора. В отличие от древней восточнохристианской иконографии Софии Премудрости, данная барочная «версия» знаменитой Соломоновой притчи сосредоточена на раскрытии символического значения упомянутого в ней числа «семь». Это семь Ступеней духовного Восхождения ( на иконе они надписаны: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благодать, слава) , семь пророков (царь Давид, Аарон, Моисей, Исайя, Иеремия, Изекииль, Даниил), семь столпов, поддерживающих храм Премудрости Божией (дар премудрости, дар разума, дар света, дар крепости, дар видения, дар благости, дар страха Божия) и семь архангелов (Рафаил, Варахаил, Михаил, Гавриил, Салафил, Иегудим и Уриил). Подобный сюжет для репертуара русской иконописи очень редок. В Москве эту икону можно увидеть, пожалуй, только в одном месте – храме Софии на Лубянке. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы София - Премудрость Божия (Киевская) " .

http://pravicon.com/image-12565

Море мирское, возвышаемое напастей треволнением, узрев,/последняя дворы возжелал еси,/и источник, рекою точащ слезы, людей твоих злобытства горце рыдати.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Смерть Избавителя предсказовал еси тайно, Богогласе:/якоже бо Агня, на Древо Христа воздвигоша, живота Начальника,/собор беззаконный иудейский, Благодетеля всея твари.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Слово, еже от Отца прежде век рождшееся безплотно,/из Тебе, Чистая, в лето плотски раждается,/и в сени Того вси поживем, якоже древле Иеремия прорече.  Кондак, глас 3 Очистив духом, великий пророче и мучениче,/твое светозарное сердце,/славне Иеремие,/пророчествия дар свыше приял еси/и возопил еси велегласно во странах:/се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/Иже, воплощся, на земли явился есть. Песнь 7 Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/попраша пламень дерзновенно/и на росу огнь преложиша, вопиюще:/благословен еси, Господи Боже, во веки.  Припев: Святый прорóче Иеремие, моли Бога о нас. Ты ныне не ктому в надеждах, но вещию, пророче,/прореченная, исполняема твоя зря, взываеши:/благословен еси, Господи Боже, во веки.  Припев: Святый прорóче Иеремие, моли Бога о нас. Орган Божественный явися, ударяемь рукою Утешителевою,/Небесныя гласы вещая и поя:/благословен еси, Господи Боже, во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Рыдания списуя, о пророче, не помрачи Божественнаго веселия,/егоже от младенства ясно насладился еси, зовый:/благословен еси, Господи Боже, во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Во чрево Девы внити якоже благоволил еси, человеки хотя спасти,/пророки яве научивый чудеси,/благословен еси, Господи Боже, во веки.  Песнь 8 Ирмос: Победители мучителя и пламене/благодатию Твоею бывше,/заповедей Твоим зело прилежаще,/отроцы вопияху:/благословите, вся дела Господня, Господа. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

30. Давид также говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1). Господь, говорит, Господеви Моему, ибо еще не было домостроительства воплощения, ради которого нужно было бы сказать: Бог Мой и Бог ваш. И: се дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14 и Матф. 1, 23). И тут еще не могло быть сказано: Бог Мой и Бог ваш. — И ты Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5, 2). Или по другим спискам: и ты Вифлееме, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, и упасет люди Моя Израиля (Матф. 2, 6). Видишь ли, что еще не было нужды говорить: Бог Мой и Бог ваш? Когда же исполнилось пророчество Иеремии, также как и Исаии, о том, что Слово родится от Девы и будет иметь плоть, как говорит Иеремия: и человек есть, и кто познает его (Иер. 17, 9)? тогда, соделавшись причастным плоти, образовав Себе без семени мужеского от Богородицы Марии эту самую святую плоть, согласно сказанному: раждаемый от жены (Гал. 4, 4), и сделавшись причастным нашего естества ради нашего спасения — тогда–то говорит: Бог Мой. А по причине вечности Своего родства с Ним по естеству говорит: Отец Мой, и по благодати Его к ученикам Своим: Отец ваш, а по естественному отношению между самими учениками в рассуждении Божества Его и между вечным Отцем Его: Бог ваш. Ибо Он был Бог учеников, но Отец Господа по естеству, Отец же учеников по благодати. Тот же Отец есть Бог Сына по плоти, а Отец по причине вечности и непостижимости Его рождения и родства с Ним; потому что Он есть воистину Его Отец, родивший Его безлетно и безначально по Божеству. Но Богом Он счел нужным назвать Его по причине домостроительства, ради нас совершившегося, будучи всегда рожденным от Отца безначально Словом, во плоти же от Марии в последние дни рожденным по плоти, от Марии Святые Девы чрез Духа Святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010