На состоявшемся в Троицком подворье заседании Комиссии были утверждены Регламент и план работы Комиссии. Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, его члены избираются сроком на четыре года: соответственно было необходимо определить приоритетные темы для рассмотрения в 2010 году.  После активной дискуссии было принято решение в первую очередь рассмотреть положение о монастырях и монашестве (с включением вопроса критериев открытия монастырей); далее – внутренний устав монастырей, а также чрезвычайно актуальные вопросы поступления в монастырь и случаев оставления монастыря и монашества. По каждому из вопросов были назначены ответственные исполнители, которым необходимо к следующему заседанию Комиссии уже предоставить на рассмотрение материалы предварительного изучения вопроса. Второе заседание Комиссии по организации жизни монастырей и монашества планируется провести в Киево-Печерской Лавре. На следующий день, 24 февраля, в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание другой комиссиибогословской, работу которой возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии. Перед комиссией также стояли вопросы как организационного, так и содержательного характера. В составе комиссии — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, другие архипастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ, а также известные своей научно-исследовательской деятельностью миряне. В результате продолжительного обсуждения членами комиссии было принято решение рассмотреть в 2010 году все четыре темы, предложенные Президиумом Межсоборного присутствия, а именно: богословское осмысление творения мира и человека; соотношение науки и веры; отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Очевидно, что каждая из тем требует основательного изучения с участием самого широкого круга специалистов как в области собственно богословия, так и смежных наук. Для реализации такой задачи было предложено провести семинары на базе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Института философии РАН.

http://pravmir.ru/pervye-zasedaniya-komi...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию алфавитных томов, изданных в 2011 году 11 ноября 2011 г. 22:22 11 ноября 2011 г. в  кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  состоялось очередное, 24-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общественного совета спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Б.В. Грызлов  и председатель Попечительского совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В заседании участвовали:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Учебного комитета  при Священном Синоде Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений ; руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк ; председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор  Киевских духовных школ   архиепископ Бориспольский Антоний ; ректор  Санкт-Петербургских духовных школ   епископ Гатчинский Амвросий ; руководитель  Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . В числе присутствовавших были также академик, член Президиума Российской академии наук Е.М. Примаков, председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов , директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, специальный представитель Главы Российского государства по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ОАО «Газпром» Е.Г. Катаева и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1672243.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возглавил открытие Международной богословской конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 26 ноября 2013 г. 14:36 26 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», которая проходит в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве. В президиуме форума также присутствовали: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  митрополит Волоколамский Иларион ; управляющий делами  Украинской Православной Церкви , ректор  Киевских духовных школ   митрополит Бориспольский и Броварской Антоний ; председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья; ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам форума с Первосвятительским словом. Митрополит Волоколамский Иларион представил программный доклад «Переводы Библии и современность». На первом пленарном заседании с докладами также выступили митрополит Бориспольский Антоний («Переводы Священного Писания на украинский язык: история и современность») и архиепископ Винченцо Палья («Роль Библии и современных библейских переводов в жизни Католической Церкви»). Конференция, организованная  Синодальной библейско-богословской комиссией , продлится до 28 ноября. Среди ее участников иерархи и священнослужители, ученые-библеисты из России и из-за рубежа, представители синодальных отделов, церковных учебных заведений, светских учебных и научных структур, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Среди важнейших тем богословского форума — вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки. Ряд заседаний предполагается посвятить современным историко-филологическим исследованиям Библии, а также современной библейской археологии. На конференции также будут представлены традиционные для российской библеистики темы: святоотеческая экзегеза Священного Писания, Библия в православном богослужении.

http://patriarchia.ru/db/text/3393949.ht...

В Минске прошла международная научная конференция, посвященная 1700-летию Миланского эдикта 6 апреля 2013 г. 15:56 5 апреля 2013 года в Институте теологии Белорусского государственного университета в Минске состоялась международная научная конференция «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношений Церкви и государства в современных условиях». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета в конференции принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион . В составе президиума конференции — митрополит Минский и Слуцкий Филарет, ректор Минской духовной академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , ректор Белорусского государственного университета академик С.В. Абламейко, первый проректор Института теологии БГУ епископ Бобруйский и Быховский Серафим , архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич (Римско-Католическая Церковь), уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко. Перед началом конференции состоялось торжественное расширенное заседание Совета Института теологии. Заседание возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Члены Совета единогласно постановили присудить степень почетного доктора Института теологии БГУ митрополиту Волоколамскому Илариону «за выдающийся вклад в богословскую науку и образование, укрепление межхристианского и межрелигиозного сотрудничества». Почетного доктора приветствовали митрополит Минский и Слуцкий Филарет и ректор Университета академик С.В. Абламейко. В приветственном адресе ректор особо отметил, что «Белорусский государственный университет давно знает митрополита Илариона как талантливого богослова и церковного историка, автора монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, и трудов по догматическому богословию». Ректор также выразил председателю ОВЦС благодарность от лица преподавателей и студентов «за внимание и духовное покровительство, за наставления о необходимости постоянно помнить о бесценном даре жизни, о величайшем доверии к человеку и его нравственным силам, об идеях толерантности и взаимопонимания, которые по праву являются жизненно необходимыми и спасительными для всех народов».

http://patriarchia.ru/db/text/2892616.ht...

Предстоятель Русской Церкви возглавил открытие Международной богословской конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» 26 ноября 2013 г. 11:44 26 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», которая проходит в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве. В президиуме форума также присутствовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион ; управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний ; председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья; ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам форума с Первосвятительским словом . Митрополит Волоколамский Иларион представил программный доклад «Переводы Библии и современность» . На первом пленарном заседании с докладами также выступили митрополит Бориспольский Антоний («Переводы Священного Писания на украинский язык: история и современность») и архиепископ Винченцо Палья («Роль Библии и современных библейских переводов в жизни Католической Церкви»). Конференция, организованная Синодальной библейско-богословской комиссией , продлится до 28 ноября. Среди ее участников иерархи и священнослужители, ученые-библеисты из России и из-за рубежа, представители синодальных отделов, церковных учебных заведений, светских учебных и научных структур, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Среди важнейших тем богословского форума — вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки. Ряд заседаний предполагается посвятить современным историко-филологическим исследованиям Библии, а также современной библейской археологии. На конференции также будут представлены традиционные для российской библеистики темы: святоотеческая экзегеза Священного Писания, Библия в православном богослужении.

http://patriarchia.ru/db/text/3393477.ht...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию алфавитных томов, изданных в 2011 году 12 ноября 2011 г. 09:14 11 ноября 2011 г. в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось очередное, 24-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общественного совета спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлов и председатель Попечительского совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В заседании участвовали: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений ; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк ; председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний ; ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий ; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец . В числе присутствовавших были также академик, член Президиума Российской академии наук Е.М. Примаков, председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов , директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, специальный представитель Главы Российского государства по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ОАО «Газпром» Е.Г. Катаева и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1672085.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание президиума Синодальной библейско-богословской комиссии и Рабочей группы по подготовке катехизиса Русской Православной Церкви 6 сентября 2012 г. 09:39 5 сентября 2012 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона в здании Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» состоялось заседание рабочего президиума Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус; проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, доцент МДА протоиерей Владимир Шмалий; доцент ПСТГУ и МДА, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец ; заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия» К.В. Неклюдов; заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент РГГУ М.Г. Селезнев; преподаватель кафедры библеистики МДА А.А. Ткаченко. В ходе заседания была рассмотрена концепция деятельности Синодальной богословско-библейской комиссии, утвержденная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Обсуждался вопрос создания Института богословия и библеистики. Члены президиума рассмотрели план проведения в следующем году богословской конференции Русской Православной Церкви, выделили наиболее актуальные темы для обсуждения. Прозвучало предложение провести предваряющие конференцию тематические семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и ряде других городов. Собравшимися также обсуждалось состояние диалога Русской Православной Церкви с миром науки. Митрополит Иларион проинформировал присутствующих о ходе работы над катехизисом Русской Православной Церкви. По окончании заседания С.Л. Кравец ознакомил председателя Синодальной библейско-богословской комиссии с работой ЦНЦ «Православная энциклопедия». Затем митрополит Иларион возглавил заседание Рабочей группы по подготовке катехизиса Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2450020.ht...

Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безызвестно, что нелегко нам склонить к такому же образу мыслей прочих наших епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать символ с прибавкою, чтобы не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало-помалу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить символ. Итак, твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего церкви нашей тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращение к истине уклонившихся от нее, да с нами купно получить награду». Иоанн. VIII Послан. к Фотию: духовн. бесед, т. 7, стр. 2–4. Спб. 1859 г. 167 Некоторые полагают, что символ с словами «и (от) Сына» принят был в Риме или в девятом веке при папе Николае I, или же в десятом, при папе Христофоре I или Ceprue III (Каве Истор. пвсател. церк. т. 1, стр. 464. Базель, 1741 г. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 1, стр. 253, примеч. 4. Литтих, 1850 г.); но неверность сего предположения можно видеть из двух предыдущих примечаний. Не принимают его и некоторые из латинских же писателей. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. Брюссель, 1848 г. 173 Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 265. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 428. Брюссель, 1848 г. 174 «Следуя сим святым и блаженным пяти соборам, я признаю одно и единственное определение Веры, и знаю одно учение и символ, – тот самый, который премудрым и блаженным, исполненным божественного вдохновения, никейским собором трех сот осьмнадцати богоносных отцев, по внушению Духа Божия, изречен, и константинопольским собором ста пятидесяти богодухновенных отцев утвержден, и первым ефесским собором двух сот богопросвещенных отцев подтвержден, равно принят и подтвержден собором халкидонским, состоявшим из шести сот тридцати святейших отцев, на котором ясно повелено хранить сей символ неизменно, непреложно и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древний волоколамский собор и её святыня Комментарии и обсуждение Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком. Фрагмент росписи Воскресенского собора с изображением IV и V Вселенских соборов. Кон. XV в. Школа Дионисия. В 2005 г. группой московских реставраторов под руководством Г.В. Попова. Фреска была снята с соборного столпа, реставрирована, и сейчас её можно увидеть в Волоколамском музее. 18 февраля 2010. Верх собора возобновлялся в 1693. Нижняя церковь Сретения Господня устроена в 1742 г., при ней придел преп.Иоифа Волоцкого в 1824. Колокольня собора (отдельный объект) строилась в 1886-90-х гг. по проекту архитектора Н.П.Маркова. 9 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00395

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010