ЖМП 2 февраль 2017 /  29 мая 2017 г. 17:29 Паллиативное решение вечной проблемы В БОЛЬНИЦЕ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ОТКРЫЛОСЬ НОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ НЕИЗЛЕЧИМЫХ БОЛЬНЫХ В длинном коридоре второго этажа третьего больничного корпуса специфический аромат. Цветов в паллиативном отделении много, но даже они не в силах заглушить тяжелый запах, в котором много боли и страданий. Начиная с осени здесь лежат самые проблемные пациенты. Ушедших записывают в специальный синодик. Однако не стоит думать, будто это толстая конторская книга. За первых два месяца в нем заполнены всего лишь двенадцать строчек. PDF-bepcuя Это не хоспис «Многие думают, что у нас находятся исключительно онкобольные в терминальной стадии, — рассказывает заведующая отделением Ирина Дарнопых, устроившая корреспонденту " Журнала Московской Пат­риархии " небольшую экскурсию по своим владениям. — Такие, конечно, есть. Но отождествлять нас с хосписом неверно. Мы работаем с неизлечимыми больными самых разных категорий. Например, не редкость у нас пациенты с болезнью Альцгеймера, различными неврологическими заболеваниями, недавно перенесшие инсульт. Иногда пораженные хроническими недугами больные поступают в больницу на обследование — их также определяют к нам. Попадаются и менее очевидные случаи». В стандартной шестиместной палате за немолодым пациентом ухаживает супруга. Ее мужа перевели сюда из Волоколамской районной больницы, где неверно диагностировали менингит. На самом деле случился отек головного мозга. Через три дня после соборования бедняга вышел из комы, но речь не восстановилась, да и сознание только проблесковое. Инвалидность оформить пока не успели, а прогнозы врачей, увы, неутешительны. Можно представить себе, сколько проблем доставило бы нахождение такого больного дома жене — она, кстати, и сама инвалид второй группы! В соседней палате лежит Ольга Иванова. У одинокой 55-летней москвички неожиданно отказали ноги. По результатам многочисленных обследований врачи так и не смогли точно поставить диагноз, и сюда пациентка попала из Центра паллиативной медицины при 11-й Московской городской клинической больнице.

http://e-vestnik.ru/reports/bolnitsa_svy...

— Но сами вы не хотели стать матушкой? — Передо мной был пример моей мамы, которая стала замечательной матушкой. Но себе я такой жизни не хотела. Ведь матушка, так же как и батюшка, а может быть отчасти и больше, несет ответственность и за семью, и за приход. Мудрая матушка — она не только левая и правая рука, шея, но и полголовы батюшки. Но при этом ее не должно быть видно, поскольку ее роль все-таки вторая. И потом, ты ведь не специально не становишься матушкой! Значит, тебе не встречается молодой человек, который хочет стать священником и с которым ты готова связать свою судьбу. Но я знаю священнические семьи, в которых ставят перед собой цель, чтобы сын стал непременно батюшкой, а дочь — матушкой. Это происходит, скорее всего, потому, что родители не видят другой возможности для детей спастись. Так привычнее, этот путь они знают. Я к этому отношусь настороженно: не считаю, что все дети священников должны автоматически повторять путь своих родителей. Семья и паства — Анна Шмаина-Великанова, дочь священника Ильи Шмаина, замечает в разговоре с вами, что хороший, настоящий священник приносит в свою семью несчастье: «Любовь к семье переливается на приход, а горе прихожан переливается в семью». Насколько универсально это утверждение? — Не могу сказать. Но мне об этой особенности жизни священника рассказывала не только Анна Ильинична, но еще несколько детей священников, поэтому можно говорить, что это частое явление. Некоторые священники принимают прихожан на дому, и это не может не сказываться на ­семье. Да, некоторые священники, что скрывать, выбирают путь хорошего семьянина, а не хорошего духовника, и тогда они ограждают свою жизнь от проблем прихожан. Но если священник действительно вовлечен в жизнь паствы, то на его детях это отражается самым разным образом. Надо сказать, что некоторые священники, прочитав мою книгу, сильно не согласились с этим. Скорее всего, они никогда об этом не задумывались, и им стало страшно от этой мысли. Но, может быть, хорошо, что им это открылось хотя бы сейчас. Один мой знакомый на днях написал, что закупил большое количество «Поповичей». Сказал, что будет дарить своим друзьям, которые собираются идти в священники, чтобы те прочитали и знали, что их может ждать в жизни.

http://e-vestnik.ru/interviews/glazami_p...

26 января 2018 г. 21:18 Историк Николай Борисов: Создавая научную биографию святого, автор должен с уважением относиться к чувствам верующих В рамках XXVI Рождественских образовательных чтений в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялся семинар «Исторические образы и сюжеты в современной литературе».          Открывая мероприятие иеромонах Феоктист (Игумнов) обозначил одну из основных тем семинара: грань объективного и субъективного. Насколько допустимо использование писателем-историком художественного вымысла, например, при написании биографии святых или исторических деятелей? Доктор исторических наук Алексей Алексеев отметил особую роль первоисточников в исторической науке и назвал их ее фундаментом. Заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки с сожалением отметил, что все меньше писателей, исследователей, студентов ходят в архивы, чтобы читать рукописи и другие исторические документы. «Историк, который не ходит в архивы, - не историк», - заключил он.            В своем выступлении д.ист. наук, профессор Николай Борисов поделился наблюдением, что для создания хорошего художественного произведения исторической направленности у автора должно быть развито как научное, аналитическое мышление, так и художественное, образное. Профессор истфака МГУ рассказал и об основных проблемах, с которыми встречается в своей работе автор, пишущий о Средневековье: это почти полное отсутствие источников личного характера (писем, мемуаров, путевых заметок и др.), выбор органичного той эпохе языка, передающего исторические реалии и особенности, лишенного, однако, излишней архаизации. «Никто не знает точно, как выглядели Александр Невский или Иван Калита, так как не сохранились их портреты», - отметил профессор. И напомнил, что у историка должно быть чувство ответственности за историческую достоверность.            Зачастую истинная мотивация поступков исторических фигур до конца не известна, поэтому автор не должен додумывать и оценивать их деяния с точки зрения современной морали. Касаясь темы литературы о святых, историк отметил, что, создавая научную биографию святого, автор должен с уважением относиться и к чувствам верующих. А также высказал пожелание, чтобы выходило больше книг о деятелях Церкви, которые были бы интересны

http://e-vestnik.ru/news/istorik_nikolay...

Вопросы построены так, что, не зная ответа, но обладая базовыми школьными знаниями по истории России, команда может прийти к решению путем логических размышлений. Потому что подсказка или ссылка заложена в самом вопросе. При этом авторы игры рассчитывают на то, что игроки внимательно прочитают вопросы, ведь для правильного ответа членам команды необходимо точно понять вопрос. Но проигравших у нас нет, потому что все получают новые знания», — поясняет Роман. Еще одна особенность игры в том, что она мультимедийная и сопровождается не только комментариями жюри, но и фотографиями и ­видеофайлами. Любопытно, что «Познай истину» популярна и у преподавателей, потому что молодые люди всего за 2 часа восполняют серьезные пробелы в эрудиции. «Например, в игре, посвященной 75-летию Великой Победы, речь шла о событиях, о которых не всегда можно рассказать на занятиях из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение Великой Отечественной войны, — говорит преподаватель истории Свердловского областного медицинского колледжа Эмилия Уланова. — Между тем очень важно показать человеческие качества наших соотечественников, их бескорыстное служение Родине». А преподаватель истории Уральского железнодорожного техникума Наталья Кузнецова подметила другую деталь: «Важно и то, что “Познай истину” направлена не только на обретение новых знаний, но и на понимание исторических событий и процессов, явлений культуры и причинно-следственных связей в русской истории». Мало кто знает, что идея игры родилась в церковной среде во время проведения в Вознесенском храме евангельских бесед, которые организовал нынешний настоятель Георгиевского храма Екатеринбурга протоиерей Александр Сандырев. «В начале нулевых у екатеринбургской молодежи был всплеск интереса к Православию, — говорит священник. — К нам в храм на евангельские беседы приходило до 100 человек. А чтобы включить их в интерактивный процесс изучения Библии, мы придумали эту игру». Поэтому тематика вопросов касалась истории Церкви, Библии, литургики.

http://e-vestnik.ru/reports/kak_sdelat_y...

По словам Алексея Леонидовича, эта встреча была очень трогательной и надолго запомнилась ребятам. «К сожалению, с каждым годом детей, для которых тема войны остается священной, все меньше и меньше, — делится наблюдениями Алексей Соловьев. — Но если ребята побывают в окопах, прикоснутся к военному грунту, найдут “сво­его” бойца, тема почитания павших становится им очень близка. Это видно по их лицам, когда они участвуют в перезахоронении и прощаются со своими товарищами, которых они “подняли”. Дети приезжают другими после Вахты памяти, в них внутренне что-то меняется. Они становятся более ответственными и серьезными. Равнодушия к истории и памяти о войне уже нет». Игра без проигравших «Какой танк, созданный еще в 1940 году, стал основой вооружения советских войск?», «Назовите автора и название самого известного средневекового живописного произведения, написанного на ветхозаветный сюжет», «Какое изобретение было создано нашим соотечественником в 1911 году под впечатлением от гибели человека на новом виде транспорта?» — примерно на такие вопросы, посвященные темам истории и культуры России, ищут ответы участники игры «Познай истину», которая особенно популярна у молодежи Среднего Урала. География игры постоянно расширяется, как и число ее поклонников. Сегодня их около 7 тыс. человек в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, Челябинске и Перми, Петербурге и Москве, Ханты-Мансийске и Ташкенте, а также небольших городах Среднего Урала. Рассчитанные на школьников и студентов правила просты: каждый вопрос «стоит» определенное число баллов. Ответ одной команды может дополнить другая, каждый отвечает только на один вопрос. Время на поиск ответа и сам ответ — по 1 мин. По словам одного из создателей игры, доцента Уральского федерального университета кандидата культурологии Романа Николаева, «Познай истину», несмотря на внешнее сходство, все же отличается от «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» или «Зерно истины» ( см.: ЖМП. 2017. : «Эти игры больше рассчитаны на эрудицию, а у нас — в значительной мере на просвещение.

http://e-vestnik.ru/reports/kak_sdelat_y...

ЖМП 11 ноябрь 2018 /  26 декабря 2018 г. 10:50 Пациенты «на глазах» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ОТКРЫЛИСЬ ДНЕВНОЙ ОНКОСТАЦИОНАР И ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ Две принципиально новые возможности теперь стали доступны пациентам Центральной клинической больницы Московской Патриархии . В структуре операционного отделения здесь появился офтальмологический центр, а онкобольные могут проходить процедуры химиотерапии в режиме дневного стационара. Обе новинки функционируют в формате обязательного медицинского страхования, то есть для обладателей российских медицинских полисов все предоставляемые услуги бесплатны. «Журнал Московской Патриархии» поинтересовался мнением врачей и пациентов новых подразделений и узнал, в чем их преимущество по сравнению с государственными и муниципальными аналогами. PDF-bepcuя Руководитель офтальмологического центра больницы святителя Алексия канд. мед. наук Виталий Чеглаков немного устал, хотя и не подает вида. Только что закончилась вторая из трех дебютных операций в возглавляемом им подразделении. Под операции на глазах отвели первую, самую дальнюю операционную оперблока на втором этаже одного из больничных корпусов. Пока лечебница получала лицензию на новый для себя вид деятельности, ее удалось укомплектовать по последнему слову техники. Здесь установлено самое современное дорогостоящее оборудование: операционный микроскоп и машина для хирургии переднего и заднего отрезков глаза. «Пациенты к нам попадают после специализированного амбулаторного обследования. Так вот оно ведется с использованием еще одного незаменимого в современной офтальмологии устройства — аппарата для ультразвукового АВ-сканирования, — рассказывает Виталий Юрьевич. — Сегодня мы оперировали трех первых пациентов. У всех осложненные катаракты; у одного — с оперированной глаукомой, еще у одного — с компенсированной». «Два года назад я познакомился с представителями благотворительного фонда семьи Тимченко. Оказалось, этот известный банкир, участвующий во многих меценатских программах, собирался выделять средства на новый собственный проект в офтальмологической хирургии. Но зачем начинать с нуля, если уже есть клиники, которые с благодарностью примут частные пожертвования?! — приоткрывает секрет успешного стартапа главный врач больницы Алексей Заров. — Наша лечебница как ведомственное медицинское учреждение остро заинтересована в решении максимально широкого круга вопросов, связанных со здоровьем пациентов. Именно поэтому мы создаем многопрофильную хирургическую службу. Сейчас, помимо традиционной для нас общей и сосудистой хирургии, оперируем больных по направлениям травматологии и ортопедии, урологии-гинекологии и колопроктологии. Офтальмология также очень востребована. Мы видели это по амбулаторному приему: поток пациентов стабилен, и многие из них нуждаются в хирургической коррекции глаз».

http://e-vestnik.ru/reports/patsienty__1...

- Александр I – один из самых сложных для описания персонажей русской истории. Начав свое царствование со слов, что теперь все будет как при бабушке, он менял в течение жизни людей в своем окружении и политических союзников на международной арене – причем зачастую на прямых антагонистов. Планы Александра Павловича по реорганизации государства трансформировались без очевидной логической последовательности, и ни один из них не был реализован. Видимо, не случайно правление Александра Благословенного завершилось  скоропостижной смертью, за которой последовали тайный манифест о престолонаследии, кризис преемственности и вооруженный бунт на Сенатской площади. Логическим продолжением его полной противоречий жизни и не ясных даже для ближайшего окружения замыслов было возникновение легенды о томском старце Федоре Кузьмиче, говорившем по-французски и обладавшем гвардейской выправкой, за которым якобы  скрывался  покойный император.  Вместе с тем именно эпоха Александра стала временем становления русского национального самосознания в формах литературного творчества и историко-политической рефлексии. Примечательной чертой личности  и правления Александра I было то, что в ряду других российских государей он выделялся многочисленными странствиями  по пределам своих владений. Содержание статьи игуменьи Варвары (Скворцовой) главным образом сосредоточено на описании визита Александра I в Вятку, состоявшегося в октябре 1824 г. и продолжавшегося с 8 по 11 октября. Автор использовал в своем тексте редкие и малодоступные широкой публике свидетельства очевидцев этого события, которые сами по себе являются уникальным памятником социального и религиозного сознания простых обывателей русской провинции первой четверти XIX. Эти аутентичные свидетельства органично вплетены в воссозданную со всеми возможными подробностями картину приема самодержца в далекой провинции, куда ранее не ступала нога персоны его ранга и статуса. В этой картине любознательный читатель найдет много занятного, забавного и грустного, свидетельствующего о  неизменности глубоких устоев отечественной политической и социальной жизни. Восстановление забытых деталей повседневности и голосов «маленьких» людей, зачастую игнорируемых большими историческими нарративами, можно считать главным достоинством этого материала, его этического послания.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_bl...

В ходе работ реставраторы удалили из алтаря пять наклеенных на холсты изображений (написанных, исходя из их общей стилистики, одним художником), декорировавших различные участки стен (все они сейчас проходят восстановительные процедуры и по их завершении вернутся на приход, но стенопись закрывать уже не будут). Под двумя из них, с изображением ангелов, скрывалась часть масштабной композиции «Царь царем» («Царь славы», илл. 1). «Как раз при раскрытии этого комплекса выяснилось: в 1980-е годы считавшиеся тогда позднейшими слои записи удалили не полностью, — продолжает Завгородний. — Теперь с полной уверенностью можно утверждать: перед нами самый старый красочный слой. Это подтверждают и результаты проводившихся параллельно с реставрацией физико-химических экспертиз. Но первозданным этот слой называть некорректно: долгое время алтарь каменной церкви был расписан так называемой альфрейной живописью, имитиру­ющей декор с орнаментальным узором. Позднее, в конце XVIII века, храм горел. А самые серьезные повреждения он получил при московском пожаре 1812 года, так что потом его пришлось капитально ремонтировать и отчасти реконструировать. Скорее всего, самые старые красочные слои, которые мы видим в престольной части, относятся как раз к послепожарной эпохе. С этим предположением хорошо согласуются и выводы, которые можно сделать из анализа общей колористики стен». В двух других объемах алтарной части — диаконнике и жертвеннике — отреставрировали более поздние слои. Причем в первом случае удалось сделать маленькое открытие: раскрыта композиция «Снятие со Креста» (илл. 2), о которой даже не подозревали. «Она скрывалась в простенке южной стены под многочисленными слоями покрасок и шпаклевок, — уточняет Завгородний. — Под ней прослеживаются три имитирующих мрамор красочных слоя. Вообще-то это копия известной картины голландского художника Питера ван Моля, в 1924 году поступившей в Государственный музей изобразительных искусств из Румянцевского музея (а до национализации пребывавшей в частных коллекциях). Так что эту роспись, возможно, сделали уже в советское время. На противоположной стене, симметрично южному окну, мы обнаружили фрагменты еще одной стенописи, известной по отчетам 1983 года, а ныне, к сожалению, утраченной, — " Приношение Авраама " . Возможно, в 1990-е годы (или даже чуть раньше) прямо напротив окна в северной стене пробили дверной проем, так что основная часть этой композиции погибла. Зато в жертвеннике мы восстановили две ростовые фигуры преподобных Сергия Радонежского и Феодосия Черниговского. Датируются они, скорее всего, рубежом XIX и ХХ столетий (канонизация преподобного Феодосия, как известно, состоялась при императоре Николае II в 1896 году)».

http://e-vestnik.ru/reports/uspenskiy_vr...

Главная особенность здания храма — его покрытие, важнейшими элементами которого являются купол и своды. В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, то есть его глава. Настоящее же определение следующее: купол — это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. В кирпичных храмах кирпичные купола выкладываются по опалубке, опирающейся на кружала и стены или на пониженные по отношению к ним подпружные арки. В купольном покрытии можно прибегнуть и к бетонным конструкциям. При бетонировании тонкостенных куполов применяется торкретирование. Сущность его заключается в том, что мелкозернистая бетонная смесь подается снизу к месту укладки (два слоя металлической сетки по сварной металлоконструкции свода) под давлением сжатого воздуха. Купола и главы на барабанах можно выполнить на основе металлического каркаса, чтобы уменьшить таким образом вес и сделать более удобным монтаж. Необходимые элементы изготавливаются на специализированных предприятиях металлоконструкций, затем их собирают и обшивают на земле прямо на стройплощадке, потом устанавливают на место с помощью крана. При устройстве куполов и глав применяются также деревянные конструкции. Все изделия из дерева должны быть защищены от гниения, пожара и насекомых. Глава в храмовой архитектуре — это декоративное покрытие, которое располагается над куполом и устраивается на световом барабане. Главка же завершает только декоративный (глухой) барабан. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Главы храмов могут быть различной величины и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. В древнерусском зодчестве они бывают шлемовидными или луковичными.

http://e-vestnik.ru/analytics/konstrukti...

По мнению Сергея Борисовича, основные выводы Концепции пока что в реализуемых реставрационных проектах никак не учитываются. Комплексно увязать их с отдаленной задачей восстановления Соловецкого архипелага как природно-культурного объекта, считает собеседник, позволило бы создание здесь национального парка. Для справки: этот статус предполагает создание особо охраня­емой территории федерального значения, деятельность в пределах которой регулируется в первую очередь природоохранным законодательством. Архипелаг в законе Тут не обойтись без небольшого отступления. Вообще коллизии между законами, охраняющими природную среду обитания, с одной стороны, и историко-архитектурное наследие человеческой цивилизации, с другой, — едва ли не самая острая тема в современной российской юриспруденции. На особо охраняемых природных территориях (а режимные ограничения в национальных парках очень строги — фактически заповедникам они уступают лишь тем, что допускают в своих пределах проживание людей и их традиционную хозяйственную деятельность) закон стремится как можно сильнее снизить нагрузку на биосреду. На территории же историко-культурного памятника, напротив, всё работает на максимальное привлечение туристов и на их комфортабельный отдых в рекреационных зонах. И не столь важно, о маленьком Нескучном саде в Москве идет речь или о больших Кижах в Карелии. Уже есть прецеденты включения древних обителей в состав национального парка: так недавно случилось с Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым монастырями в Вологодской области. Что это дало и насколько удачен опыт, рассуждать пока рано: национальный парк «Русский Север» слишком молод. С Соловками государственные органы предпочли пойти по другому пути. Здесь во главу угла решили поставить не природоохранное, а историко-культурное законодательство. Как и Валааму, Соловкам присвоен статус религиозно-исторического места — новой разновидности достопримечательного места, недавно появившейся в федеральном законе об охране памятников истории и культуры. А такого прецедента в России пока не было: методика охраны религиозно-исторического места в виде подзаконного акта только что увидела свет, и сейчас специализированными организаци­ями разрабатывается проект самого достопримечательного места — Соловки.

http://e-vestnik.ru/reports/solovetskoe_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010