«В настоящее время, – говорится в докладе, – в разных государствах обсуждается вопрос о том, позволительно ли т.н. «лечебное клонирование» с использованием эмбрионов?». Далее в докладе содержится ответ на тот вопрос: «Для нас, христиан, клонирование в лечебных целях является нравственно неприемлемым и недопустимым, так как им осуждается на смерть эмбрион, то есть человек в процессе развития, для несомненной пользы фирм и сомнительной пользы их взрослых ближних. Мы, как Церковь, как православные богословы, а также как и люди, уважающие и любящие Бога и ближнего, никогда не примем правило, согласно которому цель оправдывает средства, особенно когда этим средством является сама уникальная человеческая жизнь!» Архиепископ Христодул говорит, что некоторые защитники лечебного клонирования, в собственных целях, называют эмбрион, на ранних стадиях его развития, – «проэмбрионом» (early embryo). Такой термин с научной точки зрения ошибочен, и призван, прежде всего, успокоить и усыпить совесть людей, совершающих убийство. «Сторонники лечебного клонирования думают, что когда называют эмбрион другим именем, то этим они избегают критических и фундаментальных антропологических и этических вопросов, как то: имеет ли человек право убивать эмбрион на любой стадии его развития». По словам Предстоятеля Элладской Церкви, «истинным и приемлемым для каждого честного и искреннего ученого является то, что человеческий эмбрион имеет свою личность и уникальность и, следовательно, каждый человек должен относиться к нему с должным уважением и почтением». Здесь докладчик приводит слова православного ученого, специалиста по биоэтике американца Германа Энджерхальта: «…если кто-нибудь отрицает человеческое достоинство и человеческие права за эмбрионом под предлогом того, что он не имеет активного сознания, то тогда он вынужден отрицать все это и за тем человеком, который спит или находится в коме. Если отрицать человеческое достоинство за эмбрионом, то надо отрицать его и за маленьким ребенком» (H. Engerhaldt " The foundations of Bioethics " , New York, Oxford University Presss, 1986; Practical ethics, Cambridge University Press, Cambridge, 1993).

http://pravoslavie.ru/60.html

Не верь тем, кто сегодня распространяет ложное мнение, будто эмбрион – всего лишь часть твоего тела, с которым ты можешь делать всё, что хочешь. Современная наука и Слово Божие категорически противоположны в этом вопросе. Эмбрион – это развивающийся совершенно новый человек, независимый в будущем, самостоятельный, наделенный великим даром от Бога – свободной волей, который, подобно страннику, временно гостит в теле матери. Но этот крошечный «странник» в первые годы своей жизни непременно нуждается в нашей любви и защите. Эмбрион – это не часть женского тела, но развивающийся новый человек, независимый в будущем, наделенный от Бога свободной волей Эмбрион – это независимая сущность, имеющая бессмертную душу и тело уже с самого первого момента зачатия, как и Господь наш Иисус Христос стал совершенным Человеком с момента зачатия во чреве Своей Пречистой Матери, будучи совершенным Богом и Человеком, воплотившись ради нашего спасения. Даже многие современные медицинские исследования подтверждают, что эмбрион начинает самостоятельно жить и развиваться в утробе матери уже в самое короткое время, и аборт, несомненно, является для него физической смертью, происходящей без согласия жертвы, беззащитной и невинной. Я принимаю во внимание, что на тебя могут оказывать огромное влияние и давление твои домашние, твое окружение, обстоятельства, «добрые советники», врачи, но размысли над тем, что то, что тебе предлагают и советуют, станет твоим самым большим грехом в жизни. Подумай, что это решение станет неизгладимой, роковой ошибкой, травмирующей твою сущность навечно. Приди к нам в Церковь, прибегни, поспеши, и я уверен, что с большой любовью во Христе там выслушают твою проблему, поговорят с тобой, не отвергнут, помогут преодолеть твои страхи и беспокойство. Уверен, что люди преклонятся с отеческим интересом к твоему случаю, примут тебя, будущую мать, находящуюся ныне в немалом затруднении, с большой чуткостью и пониманием, учтя все особенности твоих обстоятельств. Поверь во всесильную отеческую любовь Христову; знай, что Промысл Его довлеет абсолютно над всеми созданиями.

http://pravoslavie.ru/131468.html

иерей Сергей Пометнев 16 марта 2020г. 07:53 Если плод (эмбрион) еще не человек (то есть, не личность), а бессмертную душу нельзя убить по определению, то в таком случае, аборт никак не убийство, и если и несет в себе нечто негативное, то лишь в нравственном плане. А по поводу терминологии, Вы правы. Каждый, не только из нас, но и из святых отцов, используя сложные богословские или философские термины вкладывает в них свое, личное понимание. Где то позиции пониманий очень близки, а где то просто несовместимы. Поэтому, обосновывать свою позицию лучше тем, что неизменно, то есть: Текстом Писания, догматами Церкви и здравой логикой. Геннадий, Санкт-Петербург 16 марта 2020г. 15:39 " Если плод (эмбрион) еще не человек (то есть, не личность), а бессмертную душу нельзя убить по определению, то в таком случае, аборт никак не убийство, и если и несет в себе нечто негативное, то лишь в нравственном плане. " (с) Убивая эмбрион, мать лишает человека возможности стать богоподобной Личностью, т.е. лишает его возможности спастись. Каким образом Бог будет спасать такого не рожденного человека, мы не знаем. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 17 марта 2020г. 10:21 " Если плод (эмбрион) еще не человек (то есть, не личность) " ...................... О. Сергий, я опять-таки не вижу пользы в употреблении здесь термина " личность " . Человек - это душа и тело (независимо от совершенства или несовершенства тела). Если мы признаём, что плод одушевлён, одарен от Бога человеческой душой - это совершенно тождественно признанию его человеком. И погубить тело, разлучить его с душой - это принципиально одинаковое действие в отношении как взрослого человека, так и плода во утробе. Что и называется убийством. иерей Сергей Пометнев 18 марта 2020г. 07:07 Нет, человек это не только душа и тело. И это не я утверждаю, а свт. Иоанн Златоуст: ««Писание говорит: “Ное человек”, он только человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, злою волей погубили благородство своей природы, и из человеков ниспали до неразумия животных… Писание называет их землею за то, что они совершенно предались земным помыслам… А в другом месте не называет их даже плотию, ни землею, не считает их даже существующими в настоящей жизни, за то, что они не творят добродетели» Поэтому, как свидетельствует Святитель, не каждый человек,Человек.//И погубить тело, разлучить его с душой - это принципиально одинаковое действие в отношении как взрослого человека, так и плода во утробе. Что и называется убийством.//Из приведенного выше толкования свт.Иоанна, следует, что Бог в Потопе не погубил ни одного человека, всех Человеков, он собрал в Ковчеге. Ваше же высказывание возлагает вину за убийство (разлучение души от плоти) взрослых и младенцев, в водах Потопа, на Бога. Конечно, можно «спрятать голову в песок», и просто не замечать подобных коллизий, но честно говоря, такой подход к богословию мне кажется неестественным.

http://bogoslov.ru/article/6025345

Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие человека и способность к восприятию благодати Святого Духа уже в материнской утробе. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл в утробе Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа (Лк. 1:13-15, 41-44). Святой апостол Павел в Послании к Галатам утверждает, что его призвание восходит ко времени пребывания в материнской утробе: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…» (Гал. 1:15). Все эти тексты Священного Писания подчеркивают, что с библейской точки зрения тождество личности человека непрерывно с момента, когда Бог дает жизнь в зачатии и до момента смерти.  2. Статус эмбриона 2.1 Биологический статус эмбриона С самого момента зачатия эмбрион — не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым: «Тот, кто будет человеком, уже человек», — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . С этой точки зрения некорректно называть человеческий эмбрион человеком в потенции. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя отождествить с органом или частью органа материнского организма. В связи с этим можно говорить, что эмбрион принадлежит своим родителям разве что в том смысле, что они ответственны за его развитие и защиту. Таким образом, аборт на любом сроке беременности является убийством человека. 2.2 Онтологический статус эмбриона Нерожденный ребенок является личностью как созданный по образу Божию и имеющий право на жизнь. Неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми. Из подобных определений проистекает отрицание человеческого достоинства эмбриона. Ошибочность подобного подхода заключается в смешении онтологического статуса с функциональным. Такая подмена с неизбежностью приводит к отказу признать, в том числе, личностное бытие человека, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, к примеру, после травмы головного мозга, приведшей к нарушению функций сознания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

В жидком азоте хранятся миллионы «лишних» эмбрионов, которые были заготовлены для имплантации в матку на случай неудачи предыдущих попыток. Что делать с ними по истечении «срока хранения»? Можно ли использовать человеческие эмбрионы в научно-исследовательских, терапевтических или промышленных целях? Позволительно ли прибегать к предимплантационной диагностике ради выявления возможных генетических дефектов или для определения пола будущего ребенка в том случае, если супруги желали бы, например, рождения мальчика, а не девочки? Можно ли пойти на определенные генетические манипуляции с целью появления на свет ребенка с желательными для родителей качествами (теоретически такой подбор свойств может оказаться осуществимым)? Относятся ли так называемые «репродуктивные права», то есть право иметь детей, и притом ровно столько, сколько хочется, к числу неотъемлемых прав человека? Является ли эмбрион личностью и в праве ли мы за него решать его судьбу? Технология ЭКО включает оплодотворение «большого количества» яйцеклеток  и последующее уничтожение большого числа эмбрионов при каждой произведенной процедуре. При каждой процедуре, как правило, используется 7–8 яйцеклеток и уничтожается 6–7 полученных эмбрионов. Когда в 2010 г. Нобелевская премия в области физиологии и медицины была присуждена Роберту Эдвардсу за разработку технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) , Римская Католическая Церковь немедленно выступила с публичным осуждением этого решения Нобелевского комитета. Такая позиция Ватикана обусловлена тем, что для богословия Католической Церкви ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по вопросам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life), категорически утверждают, что с момента своего зачатия при оплодотворении яйцеклетки — естественного, искусственного или при клонировании, — человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, что и любая другая человеческая личность .

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

В этом смысле развитие науки и прогресса, которые достаточно сложно остановить и притормозить, должно быть ограничено уже сегодня уставом караульной службы, как в армии. Необходимо сформировать некий кодекс красных линий, за которые нельзя заходить. Делать это надо заранее, так как потом мы столкнёмся с лавинообразным явлением в этом направлении. Более того, я не исключаю, что людей настолько подготовят к этому, что они будут против того, чтобы вводились какие-то ограничения, ничего плохого они видеть в этом не будут, и от умерших людей тоже будут рожать. Люди умерли 50 или 100 лет назад, а сегодня у них родится ребёнок. Вот с таким явлением мы можем столкнуться. И уже сталкиваемся при одном живом родителе. Это вопрос очень важный. На эту тему есть книга отца Сергия Филимонова о биоэтике и Православии. В нашей Церкви сегодня есть те, кто к процедуре ЭКО относятся положительно. На слушаниях присутствовали два священника, и я был в шоке от того, что они говорили. Это либерально-коммунистическое направление, видимо, тоже кем-то поддерживается и процветает. Они упорно, с аргументами убеждали, что если приходят молодые люди и хотят родить ребенка, но не могут, то разве они — священники могут не благословить их на ЭКО. На самом деле аргументы против этого простые и очевидные. Если Православная Церковь против убийства, против абортов, то значит, и против ЭКО, т.к. это такой же аборт. Потому что из 7-9-12 эмбрионов выбирается один самый сильный, а остальные выкидываются в корзину. То есть это убийство и никак по-другому это называться не может. Только эти священники приводили такие доводы, что они с этим согласны и можно брать только один эмбрион. Но здесь угадать невозможно, т.к. вероятность 1 к 7. Нет гарантии, что из одного взятого эмбриона получится ребёнок, да ещё и здоровый. Поэтому если взять только один эмбрион, при вероятности 1 к 7, и он не приживётся, то, соответственно, у женщины будет выкидыш. Это тоже процедура болезненная и даже смертельно опасная для женщины. Неужели 7 раз они будут подсаживать эмбрион, чтобы получить здорового ребёнка? Уверен, что больше 3 раз женщина не выдержит. Вот в чём вопрос!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/13/na...

Многие ученые задумывались над этической стороной дела и после серьезных научных исследований поняли, что они сделали. Из рядов сторонников и борцов многие вышли и стали смелыми противниками абортов. 3) Представителем таких ученых является американский врач акушер-гинеколог Бернард Натансон, бывший директор специальной клиники абортов. Натансон за два года работы сделал шестьдесят тысяч абортов! Но задумываясь о правильности своих действий, он применил современные технические средства (ультразвук, электронные исследования сердца эмбриона, эмбриоскопию, радиобиологию и другие), изучая следующий вопрос: КАКУЮ ЖИЗНЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭМБРИОН И КОГДА ЭТА ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ? После скрупулезных исследований Натансон понял и заявил, что " сегодня вопрос о том, что эмбрион есть отдельное человеческое существо со всеми своими особыми личными характеристиками, не есть уже вопрос веры " . Его исследования доказали, что это утверждение есть научая истина. Эмбрион - это сформировавшееся человеческое существо. Для подтверждения своих выводов Натансон прибег к ультразвуковой киносъемке аборта эмбриона 12-ти недель (трехмесячного). Этот фильм (видеокассета), который называется " Безмолвный крик " , доказывает, что зародыш 1) предчувствует угрозу со стороны инструмента, которым производится аборт, 2) чувствует опасность и выражает это тем, что а) двигается быстро и тревожно, б) учащаются удары его сердца со 140 до 200 ударов, в) он открывает широко рот, как во время крика, безмолвного крика. Этот фильм вызывает такой ужас, что один врач, который сделал самолично 10.000 абортов, с того момента, как увидел фильм, перестал их проводить. И одна феминистка, которая работала на съемке фильма, под воздействием того, что она увидела, сделала поворот на 180 градусов, полностью поменяла свои взгляды. А после этого мы спрашиваем: " Где же мракобесие средневековья? Кто его представляет? " Во всяком случае, не Церковь. Наука продвигается Сегодня выводы врача Натансона уже устарели. Наука идет дальше. Современная ядерная медицина сделала скачок в своем развитии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1993...

Таким образом, все позиции, которые предполагают возрастание ценности и правовой защищенности эмбриона по мере того, как он приобретает внешние черты, характерные для человека, являются своего рода антиподами 2го правила свт. Василия Великого. Внешнее сходство или несхожесть определяет видовую принадлежность эмбриона. Человек устроен так, что не может быть человеком сначала на одну десятую, потом наполовину, а затем уже целым. Во время внутриутробного существования происходит развитие. Эмбрион представляет собой настолько замкнутую систему, что извне, то есть из организма матери, он получает только воду, кислород и питательные вещества. Человек, будь то новорожденный ребенок или старик, как эмбрион или зигота, остается таковым независимо от того, сколько он весит, какой имеет возраст. Даже сам термин «развитие» не вполне подходит, так как предполагает изменение от простого, примитивного состояния к более сложному. В случае с эмбрионом скорее можно говорить о проявлении уже имеющихся, но скрытых свойств. В зиготе, оплодотворенной яйцеклетке, то есть в человеке, после зачатия есть все, что имеется у взрослого, только в одной клетке. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим сравнением: после оплодотворения (зачатия) начинается деление клеток. Сначала образуются две клетки, потом четыре, восемь и так далее — до самой биологической смерти. Когда из одной клетки образуются две, то ни одна из них никогда не будет более сложно устроена, чем та клетка, из которой они образовались. Происходит только дифференциация, узкая специализация клеток: из зиготы произойдут и жировые клетки, и клетки соединительной ткани, и все остальные, но ни одна из них не будет более сложно устроена, чем самая первая. Даже хромосомы соматических клеток с миллиардами генов будут идентичны тем, которые образовались в момент зачатия. Поэтому делить эмбрионы на более ценные и менее ценные невозможно. Любая установка, предполагающая возможность умерщвления человека в любом возрасте, начиная с зачатия, ведет к оправданию убийства.

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

5.  По полу . Как мужчина может быть частью женского организма? Пусть только и в половине случаев. Эмбрион находится в теле матери, как в инкубаторе, оптимально приспособленном для его развития на ранних стадиях, но ни иммунологически, ни генетически не является матерью . Он часть тела матери только геометрически, но по сути это с самого начала другой человек. По данным современной эмбриологической науки, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. В это время образуется уникальный генетический код, следовательно, эмбрион является биологически самостоятельным организмом и никак не может считаться частью тела матери, он получает от нее только кислород и питательные вещества. На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчеркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Через 20 дней после зачатия начинает биться сердце, спустя месяц появляются оформленные конечности. У нерожденного ребенка фиксируются электрическая активность мозга, сердца, отпечатки пальцев и другие признаки, характерные для взрослого человека и определяющие его индивидуальность. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Нерожденный ребенок чувствует боль. Если считать, что тот, кто не может жить без помощи других людей — ещё не человек, то и родившегося младенца невозможно считать человеком, а ведь за его убийство дают реальный срок. Библия о нерождённых младенцах Ещё в  Ветхом Завете имеются четкие утверждения о том, что прерывание беременности — это убийство человека. В первую очередь, в 6ой заповеди Декалога — “Не убий” . В Послании Иеремии 1:5 говорится: “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” — что говорит о том, что нерождённый младенец уже имеет бессмертную душу, находясь во чреве своей матери. И сам рост, и развитие зародыша происходит при участии Господа, о чем говорится в Псалме 138, стих 13:  “Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей”.

http://azbyka.ru/abort

Антоний 13 февраля 2016, 02:15 Добрый вечер, братья и сестры! Отец Димитрий, большое спасибо за Ваше интервью! Я комментирую почти все статьи об абортах, которые считаю величайшим злом. Поступлю так и сегодня. Недавно я поймал себя на довольно неожиданной мысли. А мысль эта состоит в осознании того, чем отличаются друг от друга новорожденный ребёнок и " зародыш " в нашем восприятии. Ведь тезис о том, что эмбрион не является ребёнком, весьма популярен у сторонников внутриутробного детоубийства. Энциклопедии не дают строгого определения термина " эмбрион " , говоря об организме " в ранних стадиях развития " . Но вряд ли кто-то слышал, чтобы ребёнка, которого хотят родить, которого любят еще до рождения, назвали зародышем. " Доктор, как там мой эмбрион? " , " Любимый, у нас есть зародыш! " - эти фразы звучат гротескно и нелепо. То есть вся разница - лишь в нашем отношении к ещё не родившемуся, но уже живому человеку. А все фразы наподобие " восстановление цикла " , " прерывание беременности " - это не более чем психологическая защита, помогающая сгладить истинную сущность совершаемой варварской казни ребёнка. Марина 13 февраля 2016, 00:17 Здравствуйте! На Украине была написана икона Божией Матери " Скорбящая о младенцах во чреве убиенных " . Возможно ли, чтобы эту икону привезли в Москву на поклонение? Спаси Вас Господь! Никодим 12 февраля 2016, 20:45 Прочитал комментарии. В голове не укладывается, как ПРАВОСЛАВНЫЙ человек, тем более ПРАВОСЛАВНАЯ ЖЕНЩИНА может оправдывать детоубийство??? Причем заход всегда один и тот же: " я сама против абортов, но... " , далее следую самые разные аргументы оправдывающие детоубийц. Причем что удивительно, в нашем обществе ведь все всех осуждают! Особым милосердием мы не отличаемся. Осуждают взяточников, осуждают казнокрадов, осуждают водителей-лихачей, требуют всех наказать " по всей строгости закона " ! Но как только речь заходит об абортах, так тут, как по мановению волшебной палочки, все проникаются духом всепрощения)). Вспоминают слова " кто без греха... " . Как объяснить такой феномен? По-моему, речь идет о понятии " классовой близости " . Абсолютное большинство наших граждан так или иначе причастно к этому постыдному греху детоубийства. Либо сами делали аборт, либо мамы-бабушки делали, либо дочь на аборт отправляли, а потому и грехом признавать это очень не хочется. Ну если уж и грехом, то самым простительным. Как то забывая, что убийство невинных младенцев является самым вопиющим к Богу об отмщении...

http://pravoslavie.ru/90498.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010