Матфей, митр. Киевский, поставляет архим. Симона во епископа Владимирского и Суздальского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 759 об.) Матфей, митр. Киевский, поставляет архим. Симона во епископа Владимирского и Суздальского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 759 об.) После смерти в 1212 г. вел. кн. Всеволода Большое Гнездо последовал длительный период междукняжеских конфликтов во Владимиро-Суздальской земле. Поэтому можно предполагать, что миротворческие усилия М. не ограничились только вышеназванным случаем, имевшим место в 1210 г., хотя они были, по-видимому, менее успешны. После политического деления Владимиро-Суздальской земли была проведена реформа церковного управления в Сев.-Вост. Руси. В 1214/15 г. произошло учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем выделения из Ростовской. После того как Ростовский еп. Иоанн «отписася епископьи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 430), добровольно или будучи изгнан с нее владимирцами (Там же. Т. 41. С. 132), на Ростовскую кафедру 10 нояб. 1214 г. был рукоположен духовный отец ростовского кн. Константина Всеволодовича Пахомий (а после смерти последнего, в нач. 1216 г.- Кирилл I ). Первым Владимирским епископом по инициативе св. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (в княжество которого Ростов, где находилась офиц. епископская резиденция, не входил) в 1214/15 г. стал архимандрит владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон (постриженик Киево-Печерской лавры , один из авторов Киево-Печерского патерика ), который был отправлен в Киев к М. на поставление. Вероятно, отказ еп. Иоанна от кафедры являлся актом неприятия грядущего раздела его епархии (см.: Назаренко А. В . Территориально-политическая организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X - XII в.)// Он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. С. 173, 203. Примеч. 102). В 1214 г. произошла венг. оккупация Галицкой земли: «...король Угорьскыи посади сына своего в Галичи, а епископа и попы изгна из церкви, а свое попы приведе латиньскые на службу» (ПСРЛ. Т. 25. С. 110). Все это сопровождалось попытками осуществления унии церквей. Венг. король Андраш II обещал прислать рус. епископов на Латеранский IV Собор (1215). Лишь в 1219 г. прибывший в Юго-Западную Русь из Новгорода кн. Мстислав Мстиславич Удатный вместе с кн. Владимиром Рюриковичем смог выгнать венгров из Галицкой земли, но война шла до 1221 г., когда Мстиславу удалось одержать победу.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

10 дек. 1193 г. новоизбранный Новгородский владыка был хиротонисан в Киеве, хиротонию возглавил митр. Никифор II; 16 янв. 1194 г. М. вернулся в Новгород. В июне 1194 г. (в Неделю всех святых) в Новгороде произошел большой пожар, уничтоживший 3 церкви и множество дворов (ранее в том же году горел г. Ладога (ныне с. Ст. Ладога Ленинградской обл.), после Новгорода от пожара пострадала родина М. Руса). В 1194-1195 гг. М. поставил 2 игуменов: Юрьева новгородского мужского монастыря - Савватия, Аркажа (Аркадиевского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - Панкратия. Закладка свт. Мартирием Новгородским ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы на городских воротах и ц. Воскресения мон-ря в Людине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.) Закладка свт. Мартирием Новгородским ц. Положения Ризы Пресв. Богородицы на городских воротах и ц. Воскресения мон-ря в Людине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.) Зимой 1194/95 г. «печаловахутся в Новегороде князь и владыка и всь Новъгород» (Там же. С. 233), ожидая сведений о новгородцах - участниках похода за данью в Югру (Сев. Урал), к-рый несомненно благословил М. (во главе новгородцев был воевода Ядрей, скорее всего отец Добрыни Ядрейковича, впосл. Новгородского архиеп. Антония ). Как выяснилось впосл., большая часть новгородской рати погибла. В 1198 г. возглавленный кн. Ярославом Владимировичем поход на Полоцк новгородского, псковского, новоторжского и ладожского войск закончился примирением на оз. Каспле: «Бог бо не вда кръви пролитья крестьяном межи собою» (Там же. С. 44) - записал владычный летописец, выражая, несомненно, мнение самого М. М. проявил себя прежде всего как активный церковный строитель, основатель новых новгородских и пригородных монастырей, организатор росписи храмов. В 1193/94 г. в Новгороде «срубиша» 2 деревянные церкви: во имя св. Апостолов «на Хълме Живогложю» и во имя св. Иоанна Милостивого на Воскресенских воротах Детинца (Там же. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

От брака с неизвестной Д. С. имел по крайней мере 1 сына - Ярослава, ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Д. С.- «князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго», зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Сев.-Вост. Руси с ордынцами на Смоленск ( Приселков. С. 363)). Под 1269 г. в летописях и во вкладной книге юрьева во имя арх. Михаила муж. мон-ря описывается постриг Д. С. перед кончиной «в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия», а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Д. С. заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине Д. С. присутствовали белозерский кн. св. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна. Д. С. был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» (Там же. С. 329-330). Почитание Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Д. С., началось не позднее XVII в. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 г. «О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии», возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском («при алтаре по левую сторону») имеются 2 почитаемые гробницы, мощи в которых «нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал». Одна из них почиталась как гробница Д. С., его мощи покоились «в земле в гробе», гроб был «закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды» (цит. по: Малицкий. С. 22). В 1809 г. усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 г. к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В нач. XX в. прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: «Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий». В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII в., озаглавленная «Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском» (см.: Малицкий. С. 26).

http://pravenc.ru/text/178227.html

Новгородскому еп. Аркадию , который в 1156 г. первым из местных иерархов был избран в Новгороде с участием горожан, пришлось более 2 лет ожидать своей хиротонии, которая состоялась в Киеве 10 авг. 1158 г. По всей видимости, промедление было вызвано как новизной процедуры избрания владыки, так и первоначальным желанием К. видеть на рус. кафедрах своих, а не местных кандидатов. В 1156/57 г. на Переяславскую кафедру (Переяславля Русского) был поставлен Василий (Василец). Черниговским епископом не позднее 1159 г. стал Антоний Гречин, также, вероятнее всего, поставленный К. Возможно, К. поставил и Туровского еп. Георгия - преемника упомянутого последний раз под 1146 г. Иоакима и предшественника хиротонисанного не позднее 1169 г. свт. Кирилла II Туровского . Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) Свт. Константин, митр. Киевский, наставляет еп. Черниговского Антония о своей кончине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 152 об.) К. внушал князьям понятие о милости, печаловался о несчастных. В 1157 г. митрополит с духовенством молил княжившего в это время в Киеве Юрия Владимировича не выдавать кн. Ивана Берладника его врагу - галицкому кн. Ярославу. «Он же, послушав их, пусти опять Суждалю окована» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 488). М. Д. Присёлков полагал, что К. канонизировал св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , убитого киевлянами в 1147 г. и погребенного в 1150 г. в Чернигове, однако местное почитание святых в то время не требовало обязательного утверждения в митрополии. 15 мая 1157 г. кн. Юрий Долгорукий скончался в Киеве и был погребен, вероятно с участием К., в Спасской ц. в пригородной княжеской резиденции Берестово. Преемник Юрия кн. Изяслав Давидович в 1158 г. был изгнан из Киева сыновьями кн. Изяслава Мстиславича Ярославом и Мстиславом. В решении вопроса о будущем Киевской митрополии церковные нормы переплелись с семейными обстоятельствами княжеских родов. Изяславичи предложили киевский престол старшему в роде - своему дяде смоленскому св. кн. Ростиславу Мстиславичу . Он выдвинул условие, что Климент Смолятич не будет при нем митрополитом («не хочю Клима у митропольи видети, [зане не] взял благословения от святыя Софья и от Патриарха»). Напротив, Мстислав Изяславич, настаивая на кандидатуре Климента, не соглашался на первосвятительство К.: «Не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; Т. 25. С. 66; основанное лишь на данном тексте мнение нек-рых исследователей, что К. анафематствовал Изяслава, аргументировано недостаточно). В марте 1159 г. князья приняли компромиссное решение просить в К-поле о поставлении нового предстоятеля Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Эти события ускорили консолидацию вокруг монарха правящей элиты, убедившейся в необходимости проведения реформ. Мысль о неизбежности преобразований царю внушили близкие к нему люди - свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и костромской сын боярский А. Ф. Адашев. Первым важным шагом на этом пути стал созыв в февр. 1549 г. т. н. Собора примирения, на к-ром молодой царь обратился с речью, адресованной как правителям, так и населению. Прощая совершенные в прошлом проступки, монарх призвал обе стороны воздерживаться от насилия, обещал скорый и справедливый суд. Тогда же было принято решение о подготовке нового свода законов - Судебника. Особым указом дети боярские были освобождены от суда наместников и волостелей, кроме случаев, когда они обвинялись в тяжких уголовных преступлениях. В июне 1550 г. новый Судебник был принят. Он сделал обязательным присутствие на суде наместников и волостелей, выборных из среды местного населения, устанавливал кары для судей за взятки и др. проступки. Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) По-видимому, первоначально в Москве рассчитывали сохранить старую адм. систему, но в сер. 50-х гг. XVI в., в ходе т. н. земской реформы, эта система управления на большей части территории страны была ликвидирована и власть на местах перешла к выборным представителям местного населения: в черносошных волостях и на посадах - к выборным земским старостам и земским судьям, а в районах, где преобладало дворянское землевладение,- к губным старостам, выборным из среды местных дворян-землевладельцев. Эти реформы, устранив важные причины недовольства крестьян, способствовали укреплению общественного порядка. Ряд проведенных в 50-х гг. XVI в. реформ содействовал увеличению ресурсов, находившихся в распоряжении гос-ва, и укреплению гос.

http://pravenc.ru/text/Иоанну IV ...

И. поехал к Балтийскому м. через Тверь и Новгород, в обоих городах ему был оказан торжественный прием. К Рождеству И. приехал в Псков, где находился 7 недель. Митрополит назначил своим наместником в Пскове архим. Геласия, фактически изъяв Псковскую землю из подчинения Новгородскому архиепископу (к-рым тогда был свт. Евфимий II Вяжицкий ). 14 мая 1438 г. митрополит прибыл в Любек. Оттуда он намерен был отправиться в Базель, но узнал, что папа вопреки мнению членов Базельского Собора перенес место работы Собора в Италию, куда уехало греч. духовенство. В авг. 1438 г. рус. делегация во главе с И. прибыла в Феррару - место заседаний Собора (см. Ферраро-Флорентийский Собор ), где часть спутников И. умерла от чумы. И. был назначен одним из 6 ораторов греч. стороны во время соборных дискуссий, составил ряд речей догматического содержания, однако произнести их ему не удалось. Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481) Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481) Когда к дек. 1438 г. выяснилась бесплодность споров о правомочности Римской Церкви вносить дополнения в Символ веры, большая группа греческих участников Собора предложила прервать его работу, но император при поддержке И. и Никейского митр. Виссариона настоял на ее продолжении. Дискуссии возобновились после переезда участников Собора во Флоренцию в нач. 1439 г. Начиная с 30 марта на совещаниях греч. делегатов Собора Виссарион, И. и протосинкелл Григорий Мамма (см. ст. Григорий III Мамма ) выступили за скорейшее заключение унии и допустимость прибавки Filioque к Символу веры. И. лично убеждал нек-рых епископов согласиться на это. 1 июня по поручению имп. Иоанна VIII И. вел переговоры с папой о посылке войск для защиты К-поля. И. входил в состав делегации 4 прелатов, которые обсуждали с папой вопросы о совершении Евхаристии , о чистилище , об эпиклезе , о примате папы. Во время дискуссий И. отстаивал греч. т. зр. в вопросе об эпиклезе, в др. случаях он выступал за уступки латинянам. По настоянию митр. Виссариона и И. в готовившийся текст декрета было внесено постановление о наказаниях для тех, кто будет им противодействовать. 6 июля вместе с др. греч. участниками Собора И. подписал акт унии («с любовью соглашаясь и одобряя, подписываю»).

http://pravenc.ru/text/674888.html

Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом. В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима . Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Свадьба кн. Петра Дмитриевича и Елены Полиевктовны Вельяминовой. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 697 об.) Свадьба кн. Петра Дмитриевича и Елены Полиевктовны Вельяминовой. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 697 об.) П. Д. был отпущен на удел ок. 1401-1402 гг. (маловероятно, что в 1399), когда вел. кн. Московский Василий I заключил с ним и др. своим братом, кн. Андреем Дмитриевичем, «докончание», определившее их статус как «меньшой братии», круг их политических (прежде всего в сфере междукняжеских отношений) и служебных обязанностей как верных вассалов Московского вел. князя. Еще в московско-тверском договоре 1399 г. имен П. Д. и Андрея Дмитриевича нет, а в московско-рязанском договоре от 25 нояб. 1402 г. они уже фигурируют как «меньшая братия» Василия I (ДДГ. 15. С. 41-43; 18. С. 51-52; 19. С. 52-53). В тексте «докончания» к уделу П. Д. был отнесен только Дмитров, при этом князь получил нек-рые компенсации за потерю территорий, в т. ч. 2 галичские волости из удела звенигородского кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , а также верейскую вол. Илемна из удела кн. Андрея Дмитриевича, в итоге закрепившуюся за П. Д. В февр. 1406 г. Василий I отправил П. Д. «з бояры» (надо думать, великокняжескими) в Новгород «в помощь псковичем» против вел. кн. Литовского Витовта , который ранее захватил псковский пригород Коложе и разорил ряд волостей. В Новгороде П. Д. пробыл 1,5 недели ( Присёлков. 1950. С. 460; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 399). Вскоре события переросли в московско-литовскую войну 1406-1408 гг. Несомненно, что П. Д. с отрядами своего удела участвовал в военных кампаниях московских войск, в т. ч. в стоянии на Угре в сент. 1408 г. В кон. лета 1408 г. дмитровские волости затронуло моровое поветрие. Во время набега на Московское вел. княжество ордынских войск во главе с беклербеком Едигеем и 4 царевичами вел. князь Василий I Димитриевич с семьей укрылся в Костроме, а П. Д. вместе с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым и старшим братом Андреем Дмитриевичем возглавлял оборону столицы во время ее 20-дневной осады в дек. Одновременно в нояб.-дек. ордынцы разорили центральные регионы, в т. ч. сожгли Дмитров и разграбили волости удела П. Д. ( Присёлков. 1950. С. 467-468; ПСРЛ. Т. 25. С. 237-239).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

Блгв. кн. Мстислав Мстиславич после осады в Торческе целует крест кн. Всеволоду Чермному. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 665) Блгв. кн. Мстислав Мстиславич после осады в Торческе целует крест кн. Всеволоду Чермному. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 665) В 1210/11 и 1212 гг. М. М. совершил победоносные походы на чудь (эстов). В 1212 г. он принял участие в событиях в Юж. Руси. Киевский князь из черниговской ветви Ольговичей Всеволод Святославич решил изгнать из Киевской земли двоюродных братьев М. М., «Ростиславлих внуков» Ростислава и Владимира Рюриковичей; они обратились за помощью к М. М. и др. своему кузену, смоленскому кн. Мстиславу Романовичу. М. М. с новгородцами отправился в поход, но под Смоленском произошла ссора между новгородцами и смолянами, после чего новгородцы отказались идти дальше, и М. М. продолжил поход только со своим двором. Однако посадник Твердислав уговорил новгородцев догнать князя и присоединиться к нему. Военные действия под Киевом закончились успешно для «Ростиславлих внуков»: Всеволод Святославич бежал в Чернигов и в Киеве был посажен Мстислав Романович Смоленский. Затем союзники двинулись к Чернигову и после 12 дней стояния под городом заключили с черниговскими князьями мир (НПЛ. С. 51-53). В 1215 г. М. М. оставил княжение в Новгороде и отправился в Юж. Русь. Сменивший его блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович , брат Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича , вскоре вступил в конфликт с новгородцами, и в нач. 1216 г. новгородцы вновь призвали к себе на княжение М. М. Вернувшись в Новгород, М. М. начал военные действия против Ярослава. Вскоре они переросли в крупную войну, где вместе с М. М. и новгородцами выступали смоляне и псковичи со своими князьями, а также старший брат Юрия и Ярослава Всеволодовичей ростовский кн. Константин Всеволодович , а на стороне Ярослава - его братья Юрий, Святослав и Владимир. 20-21 апр. в Липицкой битве близ Юрьева-Польского, в пределах Суздальской земли, М. М. и его союзники наголову разбили противников. Повесть о битве на Липице, вошедшая в состав новгородско-софийских летописей, особо подчеркивает доблесть командовавшего войском победителей М. М., к-рый проехал «сквозе полкы княжи Юрьевы и Ярославли, секучи люди, бе бо у него топоръ с паворозою на руце, и тем сечааше». Затем союзники подступили к Владимиру, после чего Юрий Всеволодович капитулировал и на владимирский стол был возведен его брат Константин (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 263-274; НПЛ. С. 53-57).

http://pravenc.ru/text/2564288.html

Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) В 1540 г. из Ржева в Москву для поклонения были принесены чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста, их встречали И. с Освященным собором, вел. князь и Боярская дума. Перед этим митрополит соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон (Сказания и повести о святых чудотворных иконах/Предисл.: [архим. Леонид (Кавелин)]//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). На месте сретения чудотворных образов по повелению Иоанна IV был заложен храм, для к-рого вел. князь приказал написать копии икон. Появление святынь в Москве, возможно, было связано с возвращением по просьбе И. вел. князем митрополичьему дому отобранной ранее части Ржевской десятины (АФЗХ. Ч. 3. 58. С. 98). В 1540 г. И. ходатайствовал перед Иоанном IV за кн. И. Ф. Бельского, князь был освобожден и возвращен в Боярскую думу. В 1541 г. по просьбе И. Ф. Бельского И. «печаловался» о брате последнего кн. С. Ф. Бельском, в 1534 г. бежавшем из страны и с 1537 г. находившемся у крымского хана. Ходатайства митрополита вызвали гнев противника Бельских кн. И. В. Шуйского, к-рый «на митрополита и на бъяр учал гнев дръжати и к великому князю не ездити... и промеж бояр велик мятеж бысть» (ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133, 136-137). 20 дек. 1540 г. по ходатайству И. и членов Боярской думы вел. князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю св. кн. Димитрия Андреевича Угличского. В дек. 1540 г. по печалованию И. были освобождены из заточения двоюродный брат царя удельный старицкий кн. Владимир Андреевич с матерью кнг. Евфросинией Андреевной. Летом 1541 г., во время нашествия крымского войска на Москву, И. служил молебны в Успенском соборе. На совете в великокняжеских палатах первосвятитель высказался за то, чтобы государь и его брат Юрий оставались в Москве ради их безопасности. По мнению И., малолетние князья не могли собрать войско для защиты столицы, как это делали взрослые государи.

http://pravenc.ru/text/578036.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010