Волге. Почитание После кончины М. Ю. для поминания его имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, синодики др. соборов и монастырей Владимирской епархии. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть позже была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси, напр. в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре (основан в 30-х гг. XIV в.) в составе помянника под киноварным заголовком «Вєликые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети». Погребение вел. кн. Михалки Юрьевича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 332 об.) Погребение вел. кн. Михалки Юрьевича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 332 об.) В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, которую А. В. Маштафаров датировал 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей. Один из ее ныне утраченных списков был известен еще в сер. XIX в. Он хранился во владимирском Успенском соборе. Согласно грамоте, полагалось «правити по государеву указу средния понахиды против того как на Москве по удельных князех». Кроме того, был определен состав духовенства, к-рый должен был принимать участие в службе. В случае отсутствия архимандрита (очевидно, владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря ) полагалось, что службу должно было вести «протопопу з братиею и протодьякону, и игуменом, и попом, и дьяконом, всем 84 человеком, больших и средних служить понахиды всем собором туто, где кто лежит» ( Виноградов. 1905. С. 52). Во 2-й трети XVII в. почитание М. Ю. развивалось вслед за канонизацией и распространением почитания его племянника вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича (по инициативе Московского патриарха Иосифа 22 янв. 1645 в присутствии царской семьи мощи этого св. князя были перенесены «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну» - Сиренов .

http://pravenc.ru/text/2563752.html

Явление ангела блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 705) Явление ангела блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 705) О последних годах жизни Е. Д. важные сведения сохранило «Въмале сказание», где описано явление вел. княгине арх. Михаила , «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ арх. Михаила, в к-ром Е. Д. узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по приказу Е. Д. в Кремле, в недавно основанном ею жен. мон-ре, где вел. княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во «Въмале сказании», когда Е. Д. шла из Успенского собора в мон-рь на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Е. Д. в мон-рь исцелилось 30 чел. Приняв постриг с именем Евфросиния, вел. княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, к-рый после ее смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во «Въмале сказании» говорится, что после смерти Е. Д. у ее гроба много раз сами собой загорались свечи. Возможно, по заказу Е. Д. была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной ее стороне изображен свт. Николай Чудотворец, на другой - мц. Евдокия и прп. Максим Исповедник, небесный покровитель сына Е. Д. Андрея, в крещении Максима (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6: К 75-летию акад. Л. В. Милова. С. 203. Примеч. 91). Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна) исцеляет слепых. Икона. Ок. 1907 г. (частное собрание) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна) исцеляет слепых. Икона. Ок. 1907 г. (частное собрание) Почитание

http://pravenc.ru/text/187095.html

Образование в Вост. Европе такого крупного политического образования, как Л. в. к., привлекло внимание папской курии. 3 февр. 1317 г. папа Римский Иоанн XXII обратился к Гедимину с предложением принять христианство. В 1323 г. Гедимин сообщил папе, что в Вильно находятся мон-ри доминиканцев и францисканцев, к-рые свободно исповедуют свою веру. Затем последовала серия посланий, в к-рых Гедимин приглашал поселиться в Л. в. к. крестьян, ремесленников, купцов, служилых людей и духовных лиц, обещая им разные льготы и выгоды. 2 окт. 1323 г. в Вильно был заключен договор с архиепископом Риги, ее горожанами и др. союзниками в Ливонии, а также с орденом об установлении мирных отношений и развитии торговли. В авг. 1324 г. договор был утвержден папой Римским. Осенью 1324 г. в Ригу прибыли папские легаты, чтобы крестить «короля литвинов и рутенов», но решение о крещении не было принято. Гедимин был вынужден считаться с мнением язычников-жямайтов и «русских» подданных, число к-рых за время его правления заметно увеличилось. Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Важной частью политики Гедимина стали попытки создать для его «русских» подданных особую правосл. Литовскую митрополию . Она была учреждена ок. 1316-1317 гг. Ее центром стал Новгородок. Возможно, в ее состав кроме подчиненных митрополиту земель Чёрной Руси входила Полоцкая епархия. Киевскому митр. Феогносту удалось добиться закрытия этой митрополии, вероятно, после смерти Литовского митр. Феофила (ок. 1330). Ко времени Гедимина относятся сведения о принятии Православия его сыновьями, правившими на рус. землях. Так, крестился с именем Глеб его сын Наримант, сидевший в Пинске, и Кориат (Михаил), сидевший в Новгородке. Сохранилась запись в Евангелии, принадлежавшем Лавришевскому мон-рю, что «повелением» Кориата (Михаила) была построена ц. св. Николы и наделена землей. Христианином был и младший сын Гедимина - Любарт (Димитрий), женившийся на дочери одного из волынских князей и поселившийся на Волыни. Он делал щедрые пожалования Луцкой епископской кафедре. Известны и нетитулованные представители знати, бывшие православными. Примером может служить наместник Гродно Давид.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Митрополичья область в XIV в. включала территорию бывш. Владимиро-Суздальской епархии (упразднена в 1299 в связи с переходом под управление Киевского митр. св. Максима) и Киевскую землю (см. в ст. Киевская епархия ). Несмотря на усиление в XIV в. Москвы как гос. и церковного центра Руси, территория Митрополичьей обл. в этом столетии сокращалась. От нее отделилась Суздальская кафедра (в первые годы XIV в. или во 2-м десятилетии XIV в.). В кон. 1352 - нач. 1353 г. была образована Коломенская епархия . Коломенский епископ, имея свой диоцез, выступал ближайшим помощником митрополита. Освящение Успенского собора в Москве Ростовским еп. Прохором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30-1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора в Москве Ростовским еп. Прохором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30-1. Л. 320 об.) В церковном управлении и в богослужебной жизни Москвы и прилегающих территорий участвовали архиереи, не имевшие своих диоцезов. Это могли быть либо архиереи на покое, либо архиереи, помогавшие митрополиту. 6 дек. 1352 г. свт. Феогност , получивший Киевскую кафедру после свт. Петра, «постави наместника своего в епископы Алексия владыку в Володимир, а по своем животе благословил его в свое место на митрополию» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 62). Свт. Алексий после смерти Феогноста был утвержден Русским митрополитом. В 80-90-х гг. XIV в. упоминается Звенигородский еп. Даниил , к-рый ранее был Смоленским епископом, но был вынужден переселиться в Москву (см. также Звенигородское викариатство ). Имеются сведения XIV в. о том, что Москву посещали архиереи из иных правосл. Церквей и совершали там богослужения. Так, первым среди архиереев, отпевавших вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского 20 мая 1389 г., отмечен Трапезундский митр. Феогност Гречин (Там же. Стб. 156). Не позднее XV в. в Москву была перенесена постоянная резиденция Сарских и Подонских (Крутицких) епископов, к-рые, подобно Коломенским, выступали помощниками и заместителями пребывавших в Москве митрополитов Киевских, что было закреплено Стоглавым Собором 1551 г. ( Емченко. 2000. С. 360 (гл. 68)).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой гос-ва церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Г. и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Г., как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в к-рой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Г. и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра» - РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведение по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы , затем Симона , а также смещение митр. Зосимы в 1494 г. Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) В 1478/79 г.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Несомненно, без санкции М. такой институт возникнуть не мог; в то же время повседневное управление делами монашества требовало нек-рой автономии от владычной администрации. Черное духовенство по правовым нормам (в т. ч. по Уставу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ) подчинялось владыке; в сообщениях о церковной деятельности М. отсутствуют сведения о существовании независимой от его власти организации черного духовенства (см. выше), что также подтверждается данными последующего времени, приведенными В. Ф. Андреевым ( Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Л., 19892. С. 103-106), О. В. Кузьминой ( Кузьмина О. В. Новгородская архимандрития в XIV-XV вв.//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 2005 г. Вел. Новг., 2006. С. 53-56) и Д. Г. Давиденко ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 311-317). При М. ведение новгородской владычной летописи было продолжено; как показал лингвистический анализ Гиппиуса, этим занимался тот же летописец, к-рый работал при архиеп. Гаврииле вслед за Германом Воятой . После кончины М. летописание, связанное с периодом его архиепископства, подверг редакторской обработке новый владычный летописец, что отразилось в годовых статьях НПЛ как старшего, так и младшего изводов. Согласно исследованию Т. В. Гимона, годовые записи при М. велись достаточно регулярно, кроме единственного исключения, вносились ежегодно, как правило по итогам строительного сезона. Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) Известны владычные печати М. с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и русской надписью, прочтенной Яниным как «Мартирии еп[иско]п новгородскыи»,- на другой (Актовые печати.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

Это стало особенно опасно, когда в 1375 г. на землях совр. Зап. Украины была создана лат. митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове). Кроме того, Ольгерд угрожал обращением своим и своих языческих подданных в католичество, если его требования не будут удовлетворены. Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) В результате было принято решение о восстановлении Л. м., Киприан был возведен на эту кафедру в дек. 1375 г. Наряду с традиц. территорией Л. м. под власть Киприана были переданы и епископства «Малой Руси»; часть этих кафедр - Холмская, Туровская, Перемышльская, Владимиро-Волынская - в мае 1371 г. была присоединена к восстановленной Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ), глава которой должен был бороться с нестроениями в церковной жизни. В 1375 г. было принято решение передать эти епархии более авторитетному с т. зр. К-поля руководителю. Под власть свт. Киприана перешел и центр Киевской митрополии - Киев. 9 июня 1376 г. Киприан прибыл в Киев. В патриаршем постановлении отмечался временный характер этого решения: после смерти митр. Алексия Киприан должен был занять его кафедру, и т. о. общерусская митрополия была бы восстановлена. Однако, когда после смерти митр. Алексия Киприан направился в Москву, вел. кн. Димитрий Донской отказался его принять. Лишь сравнительно ненадолго, в 1381-1382 гг., общерусская митрополия была восстановлена, но окончательно патриаршее решение было выполнено только в 1390 г. На протяжении этого периода власть Киприана не признавали епископы не только Сев.-Вост. Руси, но и Смоленска и Чернигова. После своего вступления на кафедру, зимой 1375/76 г., Киприан направил послов в Новгород, призывая подчиниться его власти, но ему предложили сначала добиться признания в Москве; в дальнейшем таких попыток Киприан не предпринимал.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546) Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546) В последующие годы деятельность И. была связана с борьбой за утверждение унии на территории Византийской империи, прежде всего в К-поле. Здесь уже в нач. 40-х гг. XV в. имелось много противников унии, опиравшихся на поддержку 3 вост. патриархов. Первую поездку с целью насаждения унии И. совершил в 1443 г., после смерти 1-го униат. К-польского патриарха Митрофана. После поставления в 1445 г. нового униат. К-польского патриарха - Григория Маммы - была предпринята 2-я поездка. И. выехал из Рима 22 дек. 1445 г. и вернулся туда 12 февр. 1448 г. Помимо пропаганды унии И. собирал и копировал древние рукописи, содержащие творения св. отцов и деяния Вселенских Соборов. Цитаты из этих текстов он использовал для аргументации в полемике с православными по вопросам исхождения Св. Духа, примата папы и др. К 1446-1448 гг. относится единственный сохранившийся след контактов И. с духовенством Киевской митрополии. Кандидат на Владимиро-Волынскую кафедру Даниил совершил путешествие в К-поль, где И. поставил его в епископы, а Даниил дал ему свое «исповедание». Связи прервались, когда в янв. 1451 г. вел. кн. Литовский Казимир и его рада передали Киевскую митрополичью кафедру поставленному в Москве митр. св. Ионе . После того как в 1450 г. униат. патриарх Григорий Мамма, будучи не в состоянии победить противников, покинул К-поль, И. был направлен туда в мае 1452 г. как папский легат и в кон. окт. прибыл в столицу Византии с небольшим вооруженным отрядом. Имп. Константину XI и его окружению дали т. о. понять, что, лишь приняв унию, они могут рассчитывать на помощь зап. стран. 12 дек. 1452 г. в Софии Св. соборе в Константинополе была совершена служба с поминанием папы и отсутствовавшего патриарха, затем были зачитаны решения Флорентийского Собора. Софийский собор был передан сторонникам унии. И. находился в городе до его взятия османами, совершил последнее христ. богослужение в Софийском соборе. И. попал в плен и, как известный человек, был выкуплен знавшим его генуэзским купцом.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Не позже начала XV века на Руси стали использовать восьмиконечную форму для запрестольных крестов. На иконе первой половины XV века «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») из с. Курицкое на запрестольном пятидисковом кресте дополнена наклонная подножная перекладина, так что получается восьмиконечный крест 142 . В мастерских Троице-Сергиевского монастыря в XV веке мастером Амвросием с помощниками был изготовлен большой деревянный восьмиконечный крест, на котором были помещены 28 икон, резанных на кости 143 . Крест назначался для монастырских ходов. Тема иконостаса на кресте – образе христианского мироздания была продолжена на запрестольном кресте второй половины XVIbeka из Благовещенского собора Московского Кремля 144 (илл. 6). В средокрестии помещен литой образ распятого Спасителя со сдвоенными литыми поясными фигурами предстоящих. На лицевой стороне укреплено 19 литых серебряных киотчатых рамок с литыми иконками в них. Столько же икон и на оборотной стороне. С этим крестом священники царских домовых церквей исходили из Благовещенского собора на Соборную площадь и направлялись в Успенский собор. Рис. 3. Крестный ход на освящение церкви св. Архангела Михаила. Миниатюра летописного лицевого свода. XVI век Рис. 4. Сретение Владимирской иконы Богоматери. Миниатюра летописного лицевого cboдa.XVI век В новгородском Софийском соборе хранилось несколько широкополосных шестиконечных крестов для святительского богослужения. Самым знаменитым из них является несохранившийся крест архиепископа Антония, вид которого известен благодаря фиксационному рисунку Ф. Г. Солнцева, выполненному в 1830-х годах. Летопись за 1211 год сообщает: «Пришел… Добрыня Ядрейкович из Царяграда, и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижеся на Хутине у святого Спаса, и волею Божиею възлоби и князь Мъстислав и вси Новгородьци, и послаша и в Русь ставиться, и приде поставлен архиепископ Антоний» 145 . На лицевой стороне обложенного серебром креста, в средокрестии, помещен ковчег с частицами истинного Крестного Древа, очевидно тоже привезенного Добрыней Ядрейковичем из Константинополя. Отметим, что ковчег выполнен в форме четырехконечного креста с чуть расширенными концами, то есть он имеет вид победного константиновского креста. Напрестольный крест был изготовлен до 1238 года 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Рис. 6. Торжественная встреча князя Всеволода крестным ходом во главе со св. епископом Симоном. Миниатюра Радзивилловской лицевой летописи конца XV века Когда святительский крестный ход приближался к монастырю, то из ворот монастыря навстречу выносили воздвизальный крест на блюде. Святитель «благословит себе крестом и властей… и того монастыря игумена и священников и диаконов, которые в облачении, а братию благословляет рукою» 151 . Напрестольные кресты, согласно определенной в Византии церковной символике и сформулированной Симеоном, архиепископом Фессалоникийским, передавали образ орудия Христова подвига. Поэтому большинство древнерусских напрестольных крестов сделаны восьмиконечными. Они были деревянные или деревянные и покрытые окладом. Оклады применяли бронзовые, серебряные или золотые. Обратим внимание на то, что кресты изготовлялись из дерева не в целях экономии средств, а в воспоминание Крестного Древа Христа. Многие древнерусские приходские церкви и даже монастыри имели простые деревянные напрестольные кресты обычной восьмиконечной формы. В 1363 году преподобный Сергий Радонежский дал деревянный напрестольный крест на основание Ростовского Борисо-Глебского монастыря первосторителям Федору и Павлу. В середине XVIbeka крест был оправлен басменным серебром с небольшим литым изображением Распятия Христова и тремя дробницами 152 . Подобные воздвизальные кресты в серебряном позолоченном окладе XVI века хранятся в собрании ГИМа 153 и во многих других собраниях. Рис. 7. Благословение войска великого князя Дмитрия в воротах Московского Кремля. Миниатюра летописного лицевого свода XVI века Использование напрестольных крестов в крестных ходах отражено на миниатюрах летописей. В Радзивилловской летописи на миниатюре о встречи князя Всеволода крестным ходом из Золотых ворот Владимира князь прикладывается к восьмиконечному воздвизальному кресту 154 (рис. 6). На миниатюре летописного лицевого свода о проводах в Кремле войска великого князя Дмитрия на Куликово поле воинов окропляют св. водой и благословляют восьмиконечными напрестольными крестами 155 (рис. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010