Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.) Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.) В течение полутора лет со времени смерти свт. Алексия († 12 февр. 1378) М. являлся наместником митрополичьей кафедры и фактически исполнял функции ее главы (за исключением поставления епископов). На этот период приходится начало миссионерской деятельности свт. Стефана Пермского, к-рому М. оказывал всестороннее содействие. Коломенский еп. Герасим поставил Стефана во пресвитера «повелением» М. По приказу вел. князя свт. Киприан, направлявшийся в Москву после смерти митр. Алексия, был задержан и не допущен в город. Самоуправство М. вызывало осуждение со стороны авторитетных представителей рус. монашества (в т. ч. и прп. Сергия Радонежского), не одобрявших также усиление вмешательства великих князей в дела Церкви. С целью упрочить свое положение еще до митрополичьей интронизации М. с согласия и при поддержке вел. кн. Владимирского созвал Собор великорусских епископов. В соответствии с нормами канонического права Собор должен был поставить М. епископом. Однако этому плану решительно противодействовал еп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий свт. Дионисий , находившийся в конфликте с М. из-за чрезмерных амбиций последнего и объявивший о неправомочности подобного акта без санкции патриарха. Полемизируя с Дионисием, М. составил подборку изречений отцов Церкви «от Пчелы правоверия… еже о иноцех-властолюбцех» (найдена в 1863 И. И. Срезневским , текст не опубликован, совр. местонахождение рукописи неизвестно). Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.) Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.) В кон. июля 1379 г.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Монашеский постриг вел. кн. Димитрия Александровича перед смертью. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 176) Монашеский постриг вел. кн. Димитрия Александровича перед смертью. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 176) Осенью 1281 г. против Д. А. выступил его младший брат городецкий кн. Андрей, который при поддержке новгородцев получил в Орде ярлык на Владимирское вел. княжение и привел на Сев.-Вост. Русь ордынские войска. Д. А. был вынужден бежать, города великого княжения и Тверь были разорены. На стороне Андрея вместе с татарами выступили ростовские князья и ярославский кн. Феодор Ростиславич. 19 дек. был взят штурмом Переяславль Залесский. Д. А. пытался найти приют в Копорье, но новгородцы, пригласив на княжение Андрея, отобрали это владение у Д. А. и разрушили поставленную там крепость. По-видимому, князь-изгнанник нашел убежище в Пскове. Во всяком случае его зять псковский кн. св. Довмонт (Тимофей) оказал ему поддержку, отобрав в янв. 1282 г. у новгородцев захваченное ими имущество Д. А. В февр. 1282 г. Д. А. вернулся в Переяславль. Андрей выехал за помощью в Орду. Против Д. А. выступили также его младший брат московский кн. Даниил Александрович и тверской кн. Святослав Ярославич. Однако, когда Д. А. с войском вышел им навстречу, они не решились на сражение и заключили мир. Андрей привел на Русь новое татар. войско, разорившее земли Сев.-Вост. Руси. Д. А. обратился за помощью к Ногаю, могущественному правителю зап. части улуса Джучи, к-рый неоднократно сажал на ордынский трон своих ставленников. Когда в следующем году Д. А. вернулся, Андрей вынужден был заключить мир и уступить великокняжеский стол. Советник Андрея Семен Толигнеевич по приказанию Д. А. был убит. Св. вел. кн. Александр Невский сажает Димитрия наместником в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 22 об.) Св. вел. кн. Александр Невский сажает Димитрия наместником в Новгороде.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Эти события ускорили консолидацию вокруг монарха правящей элиты, убедившейся в необходимости проведения реформ. Мысль о неизбежности преобразований царю внушили близкие к нему люди - свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и костромской сын боярский А. Ф. Адашев. Первым важным шагом на этом пути стал созыв в февр. 1549 г. т. н. Собора примирения, на к-ром молодой царь обратился с речью, адресованной как правителям, так и населению. Прощая совершенные в прошлом проступки, монарх призвал обе стороны воздерживаться от насилия, обещал скорый и справедливый суд. Тогда же было принято решение о подготовке нового свода законов - Судебника. Особым указом дети боярские были освобождены от суда наместников и волостелей, кроме случаев, когда они обвинялись в тяжких уголовных преступлениях. В июне 1550 г. новый Судебник был принят. Он сделал обязательным присутствие на суде наместников и волостелей, выборных из среды местного населения, устанавливал кары для судей за взятки и др. проступки. Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) По-видимому, первоначально в Москве рассчитывали сохранить старую адм. систему, но в сер. 50-х гг. XVI в., в ходе т. н. земской реформы, эта система управления на большей части территории страны была ликвидирована и власть на местах перешла к выборным представителям местного населения: в черносошных волостях и на посадах - к выборным земским старостам и земским судьям, а в районах, где преобладало дворянское землевладение,- к губным старостам, выборным из среды местных дворян-землевладельцев. Эти реформы, устранив важные причины недовольства крестьян, способствовали укреплению общественного порядка. Ряд проведенных в 50-х гг. XVI в. реформ содействовал увеличению ресурсов, находившихся в распоряжении гос-ва, и укреплению гос.

http://pravenc.ru/text/469782.html

Патриарх К-польский свт. Никифор I объявляет о вступлении на престол имп. Михаила I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10v) Н. остался верен имп. Никифору I во время заговора патрикия Арсавира в 808 г., в к-ром были замешаны представители К-польского Патриархата ( Theoph. Chron. P. 483). После смерти Никифора I (26 июля 811) и тяжелого ранения законного наследника престола Ставракия Н. оказался перед выбором: сохранить лояльность династии Никифора I (Ставракий рассчитывал передать власть своей жене Феофано) или примкнуть к группе во главе с магистром Феоктистом, выдвигавшей в качестве претендента на престол зятя Никифора I куропалата Михаила Рангаве. После длительных колебаний Никифор принял сторону магистра Феоктиста (Ibid. P. 492-493). Краткое правление Михаила I было отмечено в судьбе Н. 2 событиями. Во-первых, он отправил интронизационное послание к папе Римскому Льву III, которое не смог послать раньше из-за конфликтов Никифора I с Римом (RegPatr, N 382; Alexander. 1958. P. 105-110; Mainka. 1964; O " Connell. 1972. P. 68-78). Во-вторых, Н. организовал кампанию по борьбе с павликианами и афинганами, добившись от императора разрешения применять в их отношении смертную казнь ( Theoph. Chron. P. 495; RegPatr, N 383-384). Др. успешное решение Н.- окончательно запретить смешанные монастыри, о котором мы знаем только от Игнатия Диакона ( Boor. 1880. P. 159-160), датировать невозможно. Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Военные поражения Михаила I привели к резкому падению его популярности. Согласно Д. Тернеру, именно Н. стоял во главе властной группировки, к-рая возвела на трон Льва V (813-820) ( Turner. 1990). Однако уже при вступлении на престол Лев V продемонстрировал, что будет проводить полностью независимую политику, и не уступил требованию Н.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

1473 г. митр. Филиппа I 23 апр. Собор избрал новым митрополитом всея Руси Г. На митрополичий двор он был введен 4 июня, интронизация состоялась 29 июня. За время управления Г. Русской Церковью ее единство не было восстановлено. После смерти в 1472 г. митр. Григория Болгарина не ранее 1475 г. главой Западнорус. митрополии был избран Смоленский еп. Мисаил , вскоре вступивший в переговоры с Римом об унии. 15 сент. того же года К-польский патриарх Рафаил I поставил Киевским и всея Руси митрополитом тверского мон. Спиридона . Не принятый в 1476 г. польск. кор. и литов. вел. кн. Казимиром IV , Спиридон вскоре оказался в заточении. Обстоятельства и время его перехода в Московскую Русь неизвестны, но здесь он между 1483 и 1503 гг. (возможно, при Г.) был задержан и отправлен в Ферапонтов мон-рь. Тверской еп. Вассиан (Стригин-Оболенский) в написанной при его поставлении в дек. 1477 г. грамоте Собору дал обещание «к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане... или кто будеть иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Г. предпринял попытку наладить отношения с Иерусалимским Патриархатом. В июне 1480 г. Иерусалимский патриарх Иоаким , находясь в Каире при дворе егип. султана, принял купца Григория Русина, к-рый просил его написать послание Г. «в порадование и приятельство». Патриарх направил грамоту в Москву с благословением митрополита и его паствы (РФА. Ч. 2. 101. С. 306-307; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством с пол. XVI до кон. XVIII ст.//ППС. 1895. Вып. 43. С. 4-5). Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.) Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.) При Г. начался новый этап формирования ансамбля митрополичьего двора в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/text/164853.html

17 янв. 1389 г. в Москве М. участвовал в архиерейском Соборе во главе с митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388), во время которого вместе с Рязанским еп. Феогностом, Сарайским еп. Саввой и титульным Звенигородским еп. Даниилом М. (в Новгородской первой летописи ошибочно назван Даниилом) совершил хиротонию Иоанна (Стухина) во архиепископа Новгородского. В Москве 11 апр. 1389 г., «в Неделю вербную», по всей вероятности, М. участвовал в избрании настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Павла в епископа Коломенского. 13 апр. 1389 г., «на тои же недели в трети день во вторник на страстнои недели», вместе с митр. Пименом и настоятелем московского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Сергием (Азаковым) (впосл. епископ Рязанский) тайно от Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского М. покинул Москву и отправился в К-поль. В сент. 1389 г. в грамоте К-польского патриарха Антония IV о соборном решении по делу митр. Пимена отмечалось, что М. был его свидетелем («послухом») в соборном суде против свт. Киприана , поставленного в митрополита Киевским патриархом Филофеем в 1375 г., и нового архиеп. Ростовского Феодора (ПДРКП. Доп. 5. Стб. 423). Однако вскоре, по-видимому благодаря посредничеству владыки Феодора, М. наладил отношения со свт. Киприаном и был им оставлен на Смоленской кафедре. Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) 1 окт. 1389 г. вместе со свт. Киприаном и его многочисленной свитой М. покинул К-поль и отправился морем (где их застала сильная буря) на Русь. В февр. 1390 г. они прибыли в Киев. Весной того же года вместе с митр. свт. Киприаном, Адрианопольским митр. Матфеем Гречином, Газским митр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

X в. Первые городские укрепления Суздаля датируются 1-й пол. X в. Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 90-х гг. X в., с кон. этого столетия захоронения в данном регионе уже совершались по христ. обряду. О раннем Крещении Ростово-Суздальской земли свидетельствуют находки крестов (тельников и энколпионов) рубежа X-XI вв. Об этом же говорят факты сопротивления местного населения христианизации: в 1024 г. и в 70-х гг. XI в. язычники поднимали восстания против властей. (В Новгородско-Софийском летописном своде 1-й пол. XV в. говорится о том, что Суздальская земля крестилась при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче , к-рый основал Владимир и построил в городе Успения Пресв. Богородицы собор. Эта версия широко представлена в памятниках позднего летописания. Большинство историков считают данное сообщение недостоверным.) Более сложно протекал процесс христианизации Муромской земли, также начавшийся в кон. X - нач. XI в. В этом регионе язычники длительное время занимали доминирующее положение, христианство здесь утвердилось в сер. XI в. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) К нач. XIII в. пространство буд. В. е. входило в епархии Ростово-Суздальскую (учреждена не позднее 70-х гг. XI в., затем непродолжительное время являлась частью Переяславской епархии) и Муромо-Рязанскую (учреждена после 1187, ранее территория управлялась Черниговскими епископами). В 60-х гг. XII в. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем) . К-польский Патриарх Лука Хрисоверг не согласился с планами князя, впрочем разрешив пребывание Ростовского епископа во Владимире, если «хотети начнет и епископ в нем быти».

http://pravenc.ru/text/154964.html

В 1367 г. вел. кн. Владимирский и Московский св. Димитрий Иоаннович , поддерживая Василия Михайловича и клинского кн. Еремея Константиновича, начал военные действия против М. А. Пострадали и волости Тверского владыки, поддерживавшего М. А. В окт. того же года в ходе ответных действий М. А., пришедшего с литов. войсками на тверские земли, были взяты в плен супруга и бояре Тверского князя. Войска М. А. двинулись к Кашину. Однако Василий Михайлович отправил навстречу ему послов, и при посредничестве Тверского епископа был заключен мир. Уже в год своей смерти, в 1368 г., Василий вновь «собрал был рать к Микулину на своего братанича на князя на Михаила и опять распустиша» (Там же. Стб. 75). В «Предисловии…» указывается, что к действиям против М. А. Василия Михайловича побуждала супруга кнг. Елена Иоанновна, считавшая, что племянник «хощеть княжи(ти) на град(е) сем» (т. е. в Твери). Обосновывая серьезность позиций М. А., она отмечала, что он «старшаго ти брата сын, и ест муж доблии, сладок всем, и весь град Тверскыи любит его» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 468-469). Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.) Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.) В нач. 1368 г. М. А. заключил мир с Московским князем. Однако в сер. 1368 г. вел. князя Тверского пригласили на переговоры в Москву, где он был схвачен и арестован, как и его бояре. По всей видимости, московское правительство добивалось от М. А. согласия на передачу Еремею Константиновичу Городка и отчины кн. Семена Константиновича. Неожиданный приезд в Москву ордынского посольства привел к освобождению М. А. (по-видимому, московское правительство посчитало, что ордынцам не нужно знать о княжеских конфликтах), к-рый все же лишился части бывш.

http://pravenc.ru/text/2563716.html

великокняжеские воеводы совершили поход за Урал, на Югру, попавшие в плен югорские князья обязались платить дань. Теперь с богатой пушниной Югры дань поступала не в Вел. Новгород, а в Москву. Рождение вел. кн. Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 538 об.) Рождение вел. кн. Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 538 об.) В кон. 60-х гг. XV в. московско-новгородские отношения обострились. И. В. требовал возвращения волостей, занятых новгородцами вопреки условиям Яжелбицкого мира, выплаты доходов, положенных ему как новгородскому князю, новгородцы же отказывались идти на уступки. И. В. заявил, что «более того терпети не хочет». В ответ в Вел. Новгород в кон. 1470 г. прибыл как служилый князь Михаил Олелькович, двоюродный племянник кор. Польского и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика . В случае войны И. В. мог столкнуться не только с новгородскими, но и с литов. войсками. Однако в марте 1471 г. Михаил Олелькович покинул Вел. Новгород, рассчитывая овладеть Киевом после смерти своего брата Семена, и И. В. объявил Вел. Новгороду войну. Новгородские бояре приняли решение о переходе города под власть Казимира и подготовили проект договора, предусматривавшего выступление Великого княжества Литовского в защиту Вел. Новгорода. Быстрые действия И. В. не дали возможности осуществить эти планы. В ходе военной кампании обнаружилась внутренняя непрочность Новгородского гос-ва. Мобилизованные для участия в войне простые новгородцы не хотели умирать за интересы бояр, которые своими действиями вызвали войну. Когда начались сражения, «коневая рать не пошла пешей рати в срок в пособие», т. к. Новгородский архиепископ запретил своему полку выступать против войск великого князя. В результате в июле 1471 г. в сражении на р. Шелони большое новгородское войско было разбито авангардом армии И. В., в плен попали оба командующих, десятки знатных людей. В том же месяце другое новгородское войско было разбито на Сев.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Смуты, к-рые привели в нач. 60-х гг. XIV в. к распаду Орды на ряд враждующих между собой политических образований, открыли для московских князей возможность возобновить борьбу за великое княжение. В 1362 г., получив ярлык от одного из соперничавших между собой ханов, московские бояре со своим 12-летним князем, его младшим братом Иваном, а также его двоюродным братом св. кн. Владимиром Андреевичем Храбрым собрали войско и выгнали вел. кн. Димитрия Константиновича из Владимира. Московское войско подступало уже к Суздалю, когда Димитрий Константинович, обзаведясь новым ярлыком, попытался вернуться во Владимир. Под военным нажимом суздальский князь был вынужден согласиться с переходом великокняжеского стола к 13-летнему Д. И. После того как Московский вел. князь помог Димитрию Константиновичу вернуть себе нижегородский стол, к-рый во время борьбы за великое княжение захватил его младший брат кн. Борис Городецкий, между московским и нижегородским князьями был заключен не только прочный мир, но и династический союз, скрепленный в янв. 1366 г. браком Д. И. и младшей дочери Димитрия Константиновича - св. Евдокии Димитриевны (Евфросинии); ее старшая сестра Мария тогда же была выдана замуж за Микулу Васильевича, одного из 4 сыновей влиятельного московского тысяцкого В. В. Вельяминова. Димитрий Иоаннович получает ярлык на Владимирское великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 536 об.) Димитрий Иоаннович получает ярлык на Владимирское великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 536 об.) В 1363-1364 гг. войско вернуло Москве утраченные было галичские и ростовские земли. Ряд княжеских столов, напр. в Ростове и Стародубе, был занят князьями, ориентировавшимися на Москву. Все это означало утверждение политической гегемонии московского князя в Сев.-Вост. Руси, полное восстановление утраченных ранее позиций. Раздробленная Орда оказалась не в состоянии помешать происшедшим переменам.

http://pravenc.ru/text/178205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010