Выражаю глубокую благодарность инокине Нине (Ларионовой) за важные и ценные замечания, а Сергею Леонидовичу Лещеву и Антону Викторовичу Хрусталеву – за прекрасное художественное оформление этой работы. Священноинок Симеон. Текст канонов приводится согласно старопечатным изданиям: Минея служебная на август (Москва, 1646) и Минея праздничная (Москва, 1650). Нами были использованы также современная греческая Минея (неизвестного года издания) и сербская Минея праздничная издания Божидара Вуковича (Венеция, 1538). Текст ирмосов, для удобства читателей, знакомых со знаменным пением, заимствован из наречных певческих книг гуслицкого извода. В древности текст разделяли не только по смысловым единицам, но иногда и по структуре распева или погласицы. Поэтому в нашем издании, которое не предназначено для богослужебного использования, а имеет лишь справочный характер, для лучшего уяснения смысла, в ряде случаев изменена расстановка знаков препинания, а иногда вводятся знаки, которые не применялись в древнерусских книгах (тире, восклицательный знак и др.). Параллельные места из проповедей Дамаскина на праздник Успения приводятся по изданию: Творения прп. Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты, слова на богородичные праздники. Пер. и комментарии свящ. Максима Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., Мартис, 1997 (серия «Святоотеческое наследие»). Каноны празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии с переводом и комментарием. Тропарь. Глас 1. В рожестве девство сохранила еси, и во успении мира не остави, Богородице: престави бо ся к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душа наша. Кто является автором тропаря празднику Успения, доподлинно неизвестно. Сохранившийся в древней грузинской рукописи устав иерусалимских церквей 7 века свидетельствует о том, что в то время рассматриваемый нами тропарь не был еще известен, а в употреблении были другие, впоследствии оставленные и забытые. Первое упоминание о пении на праздничной службе тропаря «В рожестве девство сохранила еси» содержится в уставе константинопольского храма Св. Софии 9 века. О канонах в этом уставе речи еще нет. И вообще наследие палестинских песнописцев (которые и явились творцами такого жанра церковной поэзии, как канон) в храмах столицы Византии привилось далеко не скоро. Этот тропарь не принадлежит перу Дамаскина († около 777 г.) или Козмы, а сочинен, возможно, раньше их времени. Но своей главной мыслью он перекликается со словами проповеди прп. Иоанна Дамаскина на Успение Божией Матери:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

В перечне 1494 г. названы 24 манускрипта: к перечню 1493 г. добавлены 3 книги из уже посланных на Соловки и 4 рукописи, заказанные, но еще не отосланные в мон-рь. Почти все они имеют экслибрис Д.: Минея «новым чудотворцам», 1494 г. (РНБ. Солов. 518/537); Устав, 1494 г. 1128/1238); Житие свт. Иоанна Златоуста, не позднее 1494 г. 199/199); Житие блж. Андрея Юродивого с прибавлениями, не позднее 1494 г. 216/216); сочинения и Житие свт. Афанасия Александрийского, не позднее 1494 г. (РГБ. Овчин. Ф. 209. 791); Минейный сборник на сент., не позднее 1494 г. (РГБ. Гранков. Ф. 711. 63); Минея-Четья на окт., не позднее 1494 г. (РНБ. Солов. 503/522; отождествление предположительное). В перечне 1514 г. помимо 24 книг, названных в перечнях 1493 и 1494 гг., перечислены 19 рукописей (итого 43 книги), но в конце утверждается, что «всех книг Дософеева данья пятдесят без четырех», т. е. 46 рукописей. 8 из 19 книг, поступивших в мон-рь от Д. в 1495-1514 гг., могут быть предположительно отождествлены. Экслибрис Д. помещен в Торжественнике праздничном, кон. XV в. (РНБ. Солов. Анз. 83/1448), и в Псалтири с толкованиями свт. Афанасия Александрийского, кон. XV в. (РНБ. Солов. 1044/1153). Остальные 6 книг отождествлены следующим образом: Минея служебная за дек., пергамен, XV в. (РНБ. Солов. 519/538, отождествление М. В. Кукушкиной); Синаксарь триодный, кон. XV в. 800/910, отождествление Кукушкиной); Пятикнижие Моисеево, кон. XV в. 74/74); Измарагд, кон. XV в. 270/270); Скитский патерик, XV в. 635/643 либо 647/705); Псалтирь, кон. XV в. 708/816). Не отождествлены названные в перечне 1514 г. рукописи: 6 томов Октоихов, 2 толковых Евангелия, «Ефрем Сирин в десть», «Онтиох Семен Новый» и Патерик египетский. Помимо книг, упомянутых в перечнях 1493, 1494 и 1514 гг., в составе Соловецкого собрания сохранились 7 рукописей, имеющих экслибрис Д., к-рые, по-видимому, входили в его келейную б-ку: Апостол, кон. XIV в. 27/27); библейские книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Есфирь, кон. XV в. 75/75); «Златая чепь», кон. XV в. 258/258); Псалтирь, кон. XV в. 754/864); «Книга Геръман», 2-я пол. XV в. 802/912); Служебник, XV в. 1024/1133); Номоканон в XIV титулах, 2-я пол. XV в. 1056/1165).

http://pravenc.ru/text/180327.html

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Обрезания) бывает неодинаково и простирается от 1го до 9ти дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день (а от субботы Лазаревой — нет попразднства); Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня; Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней; Преображение и Воздвижение креста Господня — 7 дней; Сретение — неодинаковое число в каждый год (от до 7 дней); Богоявление и Вознесение — 8 дней; Успение Божией Матери — 9 дней; недвунадесятые великие праздники — 1 день. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большею торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника. 2. Средние праздники различаются двух видов: В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни — «Блажен муж» 1й антифон, на «Господи воззвах» стихиры на 6, от произвола же на 8, чтения (т.е. паремии) 3, и стихиры на стиховне; на утрени — полиелей и Евангелие, канон на 8 и славословие великое и проч. по Уставу». Впрочем, и на эти праздники», «аще хощет настоятель», может совершаться бдение. 3. Малые праздники также бывают двух видов: Дни, не имеющие никакого знака, к праздникам не причисляются. В такие дни положено по Уставу: на «Господи воззвах» — стихиры на 3 и канон на утрени — на 4. Богослужебные книги Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно; Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания, и святые предания отцами и учителями Церкви. Таковы суть: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений. 9. Книги священно-богослужебные

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Кирилл Александрийский , свт. Творения: В 15 ч. М., 1880 – 1912. Кирилл Александрийский , свт. Творения: В 3 т. М., 2001. Климент Александрийский , свт. Педагог. Ярославль, 1890. Ключарев Г. М., свящ. История ветхозаветного священства до заключения священного канона (вторая половина Vb. до Р.Х.): Магист. дис./КДА. Ставрополь, 1903. Князев А., свящ. Иуда и Фамарь//Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 140 – 154. Кобрин М. П. День очищения в Ветхом Завете: Магист. дис./МДА. Холм, 1902. Кряжимский А. Сердце как орган мистического познания в Библии//Странник. 1916. 1. С. 17 – 26. Лебедев В. Ф., прот. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении: Историко-апологетическое исследование. Пг., 1916. Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. СПб., 1849 – 1851. Макарий Великий , прп. Духовные беседы, послание и слова. М., 1855; М., 2007. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию//Богословский Вестник. 1916. 5–6; 1917. 1–3, 8–12 (То же: Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 2). Максим Исповедник , прп. Творения. СПб., 1991 (То же: В 2 кн. М., 1993). Минея. Декабрь: В 2 т. М., 1982. Минея праздничная. М., 1914. Минея. Сентябрь. М., 1978. Октоих, сиречь Осмогласник: В 2 кн. М., 1981. Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894. Олесницкий И. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души. М., 1883. Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви//Странник. 1898. Т. 5, 8, 9. Павлович А. Вопрос о счастье при свете библейской мудрости//Странник. 1900. Т. 1. С. 3 – 16. Пархомов Л. Объяснение главнейших обетовании и пророчеств о Мессии – Иисусе Христе, содержащихся в Пятикнижии и Псалтири. Кишинев, 1884. Пасманик Д. С. Научные основы библейской критики//Вестник Европы. 1912, май. С. 159 – 180. Покровский А, И. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетического исследования: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину. Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня. В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной. Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи. Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году. На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования. Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого. Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

3. Служебные минеи полезны для агиолога еще историческими сведениями о святых, которые сообщаются в службах. Жития некоторых святых не дошли до нас и единственный источник сведений о них суть службы, во славу их составленные; впрочем сии сведения большею частию общи. Приступим к более частному исследованию о минеях служебных. Минеи служебные двоякого рода: праздничные и повседневные. Праздничные минеи по происхождению своему естественно древнее повседневных; ибо сначала песнопения слагались на великие праздники и во славу особенно чтимых святых. Так как дошедшие до нас каноны древнейшие на праздники и великим святым относятся к VII-VIII векам, то и начало праздничных миней, подобных настоящим, должно относить к сим векам. Древнейшая праздничная минея, нам по имени известная, относимая к IX веку, есть сирская, содержащая важнейшие праздничные службы за месяцы декабрь, январь (февраля нет), март, август, находящаяся в Ватиканской библиотеке 214 . Другие две праздничные минеи, проф. Болотовым названные сирофиникийскими, одна IX в., содержащая 41 службу, другая X века с 54 службами, описаны им в Христианском Чтении (1893 г. ч. 1 стр. 185 и след.). Первая минея монофизитским митрополитом г. Дамаска Иоанном подарена была некоему Якире, а этот мар Якира в 932 г. пожертвовал ее игумену скитскому Моисею Низикийскому. Из них извлечен Болотовым месяцеслов сирофиникийский, во многом от нашего отличный как в самых памятях, так в днях празднования святым. Месяцеслов им дополнен и объяснен словами Иоанна Златоустог о (387–391 г.) и Севира антиохийского (512–518 г.). Мы приведем здесь более замечательные памяти или неизвестные по другим месяцесловам или стоящие под другими необычными числами. Янв. 1 Василия Великого и Григория Богослова , 23 янв. муч. Вавилы (и 3 отроков, но есть и в Еклагадионе). 1 февр. Ефрема Сирина (тоже в запад. древних), 8 февр. Севира антиохийского, февр. 14 Сретение. Марта 24 (sic) Благовещение Богородицы. Мая 15 Богородицы над колосьями (моление о сохранении выколосившегося хлеба от невзгод).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие). Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16). Задостойник Пасхи. 1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393. 2 Служба ап. Иакова Зеведеева в этом случае может быть перенесена по усмотрению настоятеля. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 6 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 9 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147. 10 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-13/

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

сосуды оловянные, пожертвованные тем же Преосв. Иоасафом в 7183 (1675 г.). Ковчег серебряный, пожертвованный в 1-й день января 1761 г. дому Тверского Архиерея дворянином Даниилом Васильевичем Поздеевым. Сосуды серебряные беспробные, весом со всеми принадежностями в 4 фун.; зол., пожертвованы священником Алексием Ивановым в 1757 г. Из книг, пожертвованных в Никольскую церковь, замечательны следующие: Минея общая без означения места и времени напечатания, в лист. Из надписи, на ней сделанной, видно, что она пожертвована в Никольскую церковь Преосв. Иоасафом, Архиепископом Тверским 7183 (1675 г.) года. Минея праздничная (Москва, 1748 г.); из надписи на ней видно, что она пожертвована в Никольскую церковь княгиней Еленой Алексеевной Долгорукой 1751 года. Розыск, напечатанный в Москве в 1755 г.; книга эта, как видно из надписи, пожертвована в Никольскую церковь секретарем Консистории Андреем Поздеевым 1761 г. Им же пожертвованы пролог; и напрестольный серебряный, вызолоченый крест. По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 1877 г. 10 . Описание церкви за 1904 год. Церковь на площади близ кафедрального собора на берегу р. Волги, именуемая Никола-Капустник. Первоначально Никол. каменная церковь " на городке " была построена сыном вел. князя Михаила Александровича Иваном Михайловичем в 1403 году, и этот храм был освящен св. Арсением, епископом Тверским. В писцов. книгах П. Нарбекова (1628) о церкви св. Николая (что в Капустниках) сказано: " Чрез 8 дворов (от архиепископ. дома) храм во имя Николы чудотворца, древян клецки " (Твер. Еп. Вед., 1885 г., 8, 270). В переписн. книге Мих. Чирикова 1677 г. об этом храме сказано: " Церковь Николая чудотворца; у ней во дворе поп Василий Григорьев " (Твер, Еп. Вед., 1889 г., 3, 74). Но была ли на этом месте прежде Никол. церковь - неизвестно. В 1661 г. в Твери был сильный пожар, от которого сгорел архиер. дом со Всеми надвор. постройками, совсем сгорели церкви св. Николая чудотворца (бывшая там, где ныне Никол. церковь, что в Капустниках) и Происхождения честных древ креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=34496

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010