Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большею частью словами «святаго», «праздника», например «стихиры святаго», «стихиры праздника», так что в Месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие для себя молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Песнопения воскресные, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например «дневными» («дне»), «воскресными», «гласа» и т. п. Минея праздничная. В книге, называемой Анфологион, Анфологий, Трефологион, Трефологий, Цветослов, Минея цветная, Минея праздничная, содержатся избранные из Миней месячных последования на праздники Господни, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. Между последованиями Минеи праздничной находятся и такие, которые принадлежат святым, не имеющим в Месяцеслове Типикона праздничного знака, но служба которым правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Иногда печаталось также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому праведному Иову – 6 мая. Минея праздничная назначена для употребления в случаях, когда есть Минея общая, но нет месячных, и потому Минея общая составляет как бы вторую часть праздничной. Минея общая. Минея общая содержит службы, или последования, для подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Церковь назначила всем вообще святым того или иного лика. Так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых каждого лика есть два общих последования: для одного святого и для двух или многих святых того же лика. Так, есть службы апостолу и апостолам и т. д. В Минее общей находятся также общие последования на праздники Богородичные, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам, воскресная служба Октоиха 6-го гласа и Служба Пасхи. Минея общая необходима и при наличии Миней месячных, когда требуется совершить службу святому, которому или совсем нет последования в Минеях месячных, или, хотя оно и есть, но не заключает всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении богослужения, например храмовому святому. Кроме того, Минея общая может восполнять недостаток других богослужебных книг, главным образом Миней месячных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа. Обратимся к следующей богослужебной книге, которая называется Минея. Это название происходит от греческого слова mhn – месяц. Минеи бывают разные. Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы. Минея общая – довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба – служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

313. Минея Праздничная , в четвертку, без конца, 249 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 314. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, 237 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете, разбита. Начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 20 – Алексию митрополиту (6 об.–19 об.); 2) мая 23 – Леонтию Ростовскому (29 об.–36 об.) и 3) июля 20 – Борису и Глебу (112–127). 315. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, неполная, 103 л., полууставом XVI в., с нижнею доскою от переплета; 52 лисг порван с ущербом для текста. На л. 103 об. запись полууставом: «Описана бысть сия книга канунник на Господские праздники и на Пречистыя Владычицы нашея Богородици лета 7119 (1611) июля 24 день на память святыя мученици Крестины и святых преподобных страстотерпец русских князей обою брату по плоти Бориса и Глеба нареченных во святом крещении Романа и Давида. А писал сию книгу многогрешный чернець Протасьище а писал со архаггельского переводу. И где буде описался или преступил в суетных мыслех света сего и вы Бога ради отци и братья собою исправляйте а не клените якож апостол рече: благословите, а не клените». На полях внизу листов 1–8 приписка позднейшею скорописью: «Книга Минея церкви Николая чудотворца что в Старом селе». 316. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 372 л., полууставом и скорописью разных почерков XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 38, 42, 49, 50, 70, 82, 96, 97, 99, 101, 131, 136–171, 176–180, 191, 201, 203–204. Начинаетея службою Покрову Богородицы, оканчиваетея службою 30-го мая. 317. Минея Праздничная , в лист, 516 лл., без начала и конца, полууставом XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Рукопись начинается продолжением службы 1-го сентября, а оканчивается неполною службою 29 августа. В числе других служба Борису и Глебу (472 об.–481 об.) 318. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 294 л., полууставом разных почерков XVI–XVII вв., без переплета. 1 и 3 листы порваны, некоторые листы подклеены. Руколись начинается продолжением службы на Рождество Христово, а оканчивается стихирами на «хвалитех» в службе на 26-е октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое – когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы: У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например – Храмовому святому. 3.3. Праздничная Минея (Анфологион) Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого – «цветослов»). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники – великие, средние и малые. Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам. 3.4. Дополнительная Минея Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX – начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы: В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения. Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в «Журнале Московской Патриархии». Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др. Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

А.И. Никольский Минеи Праздничные 305. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 496 лл., полууставом нескольких почёрков XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–5, 62, 214, 459, 473–476. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Книга Общая Минея от церкви пророка Илии что на Устюге». Службы русским святым: 1) сентября 25 – Сергию Радонежскому (65 об.–93) и 2) декабря 21 – Петру митрополиту (357–379). 306 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 265 лл., полууставом нескольких почерков XV в., без переплета. Много листов порвано, иногда с ущербом для текста. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 21-го яоября. 307 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 192 л., разными полууставными почерками XV в., в переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга от церкви Рожества Богородицы что на Устюге». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчиваетея службою в неделю Всех Святых. Между прочими служба Борису и Глебу (110–114). 308 . Минея Праздничная , в четвертку, 389 лл., разными полууставными почерками XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. Листы 313 и 314 более поздняго письма. На л. 389 об. запись скорописью: «Лета 7050 (1542) списана бысть сия книга при благоверном великом князе Василье Ивановиче и при епискупе Никоне Перьмском и Вологоцком». Приписки: 1) на полях внизу листов 1–9 позднейшею скорописью: «Сия книга Минея Праздничная церкви архангела Михаила что на Пухиде»; 2) на 389 л. скорописью XVI в.: «Лета 7050 (1542) яз поп Федор Гроб дал есми книгу сию архаггелу в дом попу Офонасью или иный по нем поп будег, а поминати им родители мои Козму да Марью да Васьяна инока да Офимью скимницу да Филимона да Евгинию да и меня грешного имрк. и на спасение а подписал сю книгу Васька Федоров сын Рожественской дияк а к си святой книге яз поп Федор руку приложил». 309. Минея Праздничная , в четвертку, 611 лл., полууставом конца XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что во Ларбе»; 2) полууставом: «Положил сию книгу Трефолой к Николе чудотворцу и к Рожеству Пречистые Феодор Ансиферов да и своею семею Ефросиниею по своих родителех и по своих душах в дом в вечной поминок». На 611 л. вкладная 7125 (1616) года. Между прочими служба преподобному Димитрию Прилуцкому (359 об.–389 об.). На лл. 135–138 скорописью ряд имен для поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц. МЕСЯЦЕСЛОВ - церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в служебнике и типиконе. МИНЕЯ - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная, минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святости святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память к.л. святого, отдельная служба которому отсутствует в месячной минее. МИРНИЦА - сосуд для хранения святого мира. МИРО - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской православной церкви - Патриарх). МИРОПОМАЗАНИЕ - таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов " Печать дара Духа Святого. Аминь " . В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование. МИРЯНЕ - часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Троичны Григория Синаита » – используются на воскресной полунощнице. Вместе с ними находится и молитва Святой Троице для воскресной полунощницы. Чтение ее указывается в Часослове, однако сам Часослов текста этой молитвы не дает и не говорит, где его можно найти. «Тропари воскресные по непорочных» – поются после полиелея на воскресной утрени при каждении всего храма. Ирмологий. Минея Ирмологий Ирмологий (ειρμολογιον) – церковно-богослужебная книга, которая включает изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые при богослужении традиционно поются хором. Эта книга была составлена для удобства в чтении и пении молитвословий за богослужением в тот период, когда тропари канона перестали исполняться хором. Ирмологий имеет нотное приложение. Основным содержанием Ирмология являются ирмосы, от которых и происходит наименование этой книги. Ирмосы располагаются в Ирмологии по гласам. Кроме ирмосов, тут имеются песнопения хора для всех трех литургий – Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ирмологий содержит и песнопения утрени – троичные гласа, тропари по непорочных, полиелей, величания с избранными псалмами, степенные антифоны, песнопения перед и после чтения утреннего Евангелия, припевы праздничные на 9 песни канона, хвалитные псалмы, славословие. Есть в Ирмологии и богородичные к стихирам – воскресные и вседневные восьми гласов. Минея. Виды Минеи Минея – церковно-богослужебная книга, содержащая последования с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней годичного богослужебного круга. Наименование Минеи (Μηναιον) происходит от греческого слова μην, μηνος – месяц. Существует три вида Минеи: Месячная, Общая и Праздничная. Кроме того, в прошлом была и Дополнительная Минея. Месячная Минея содержит богослужения для каждого дня каждого месяца – от сентября по август. Поэтому она включает 12 частей, что соответствует 12 месяцам. Общая Минея содержит последования с общими молитвословиями для святых одного лика. Общая Минея имеет двоякое назначение. Во-первых, она при необходимости может заменять Месячную Минею (при ее отсутствии). Во-вторых, она позволяет совершать богослужение в честь тех святых, которым службы не составлялись. В этой Минеи имеются последования служб в честь Иисуса Христа (с предпразднством и попразднством), Богородице, Кресту, Ангелам, Иоанну Предтече, Святым Отцам, пророкам, апостолам и т.д. Для каждого лика святых в Общей Минее дается по две службы (для одного святого и нескольких святых). Общая Минея отсутствует в Греческой Церкви. В московском издании этой Минеи 1600 года говорилось, что составить ее умыслил Кирилл Философ.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

296. Минея Общая , в восьмушку, без конца, 568 л.л., полууставом конца XVI в., в порванном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 11–13. На 1–2 листах оглавление. На полях внизу листов 18–21 приписка позднею скорописыо: «Архангельской церкви что в Коробове». 297. Минея Общая , в четвертку, без конца, 410 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без нижней доски); 1–3 листы писаны в конце XVII в. Порваны с ущербом для текста листы: 11, 32, 33, 95 и 115. На полях внизу листов 114 приписка: «Сия книга Минея Общая Вологодс уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». 298. Минея Общая , в четвертку, неполная, 256 лл., полууставом разных почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 14–23 приписка: «Сия книга глаголемая Минея святаго Прилуц монастыря села». Состав: 1) службы Общей Минеи (1–119 об.); 2) паремии пророку Илии (119 об.–129); последования царских часов: в навечерия: 3) Рождества Христова (130–151 об.); 4) Богоявления (152–171 об.) и 5) в великую пятницу (172–210 об.); каноны: 6) Ангелу хранителю (211–216 об.); 7) на плач Богородицы (216 об.–223); 8) на Боготелесное погребение (223–232); 9) на исход души, Андрея Критского , только начало (232 об.–233); 10) коленопреклонныя молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы (234–249 об.); 11) отпусты на каждый день седмицы и праздничные (250–255); 12) молитва Святому Духу патриарха Филофея, без конца (255 об.–256). 299. Минея Общая , в четвертку, без конца, 310 л.л., полууставом XVII в., в дощатом с остатками кожи переплете. На полях внизу листов 1–16 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы»; 2) полууставом: «Сию книгу Общую Минею продал в дом Воскресенью Христову Глушиц монастыря вотчины Леонтьевской поп Денис Иванов взял денег двацать пять алтын а купил староста церковный Филимон Дмитреев Билнивской а подписал сам своей рукою». Рукопись имеет следующее заглавие: «Последование Мении по уставу Иерусалимского святаго и преподобного отца нашего Саввы Освященного, избрание в всегодище празднуемым святым, которому по полиелеосе или бесполиелеоса». На лл. 310–310 об. Поучение о троичном пении, без конца. Начало: «Верующе в Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа в единици и разумевающим Божественная писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. 15 октября, 2012 В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Что такое — Минея? Минея (от греч. μηναα — мн. ч. от μηναον — «месячный, одномесячный, месячный, одномесячный, длящийся месяц») — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) книг. Минея содержит службы неподвижного годового богослужебного круга, число воспоминаний и светлых праздников очень велико. Некоторые дни включают в себя сразу несколько воспоминаний. Неподвижный годовой круг связан с солнечным календарем, в нем содержаться праздники и памяти святых, которые приходятся на фиксированные даты. Виды Миней Существует три вида миней: В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. В Минее общей службы располагаются по разрядам Святых или праздников. Богослужебные тексты здесь посвящены определенному типу Святых угодников: Также есть посвящения различным праздникам. Например —  служба праздникам Богородичным. Минея общая используется в случае, если Церковь вспоминает Святого, отдельной службы по которому нет. Минея праздничная — это краткая разновидность минеи месячной. В ней содержатся службы только по важнейшим праздникам и Святым. Минея праздничная включает: Четьи-Минеи — это небогослужебные сборники, в которых содержатся: Жития Святых, Поучительные тексты, предназначенные для домашнего или келейного чтения (отсюда и название — четьи). Минеи: история Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Ряд песнопений VII-VIII в.в., а также структуру и жанры Минеи позаимствовали у древнего византийского сборника Тропология. В отличие от этого сборника в Минею были включены службы на каждый день года.

http://pravmir.ru/mineya-chto-eto/

319. Минея Праздничная , в лист, 371 л., без начала и конца, южнорусским полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном порванном переплете. Рукопись начинается текстом паремии в службе 1-го сентября, а оканчивается тропарями 4-й песни канона в службе 31 августа. 320. Минея Праздничная , в четвертку, 568 лл., полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. 142-й лист порван; 190-й лист чистый. На полях внизу листов 1–12 приписка полууставом: «Леха 7117 месяца августа 18 сию книгу Трефолой святым мучеником Флору и Лавру в дом в село Живоначальныя Троицы Павлова монастыря во Фроловское при игумене Филарете и при священнике белом Ермолае положила старица в дом проскурниц(а) Александра по своей души и по своих родителех Парасковья Степано(ва) дочь Сокурова». В состав рукописи, кроме служб на праздники Господские, Богородичные н избранным святым, входит часть Цветной Триоди, а именно: службы с пятка шестой недели поста по неделю Пасхи включительно. 321. Минея Праздничная , в четвертку, неполная, 503 л., полууставом нескольких почерков XVII в., в кожаном пререплете. Листы 1–4 позднейшие, 459 лист чистый, на многих листах следы промочки. На полях внизу листов 1–5, 5–13 приписки: 1) «Сия книга Вологодского уезда из Заоникеевской пустыни»; 2) «Лета 7174 (1666) году кнкга глаголемая Минея Пречистыя Богороднцы Владимерския из Заоникиева лесу». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (98–109), 2) 21 декабря – Петру митрополиту (249–270), 3) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (460–475), 4) 17 апреля – Зосиме и Савватию (476–493 об.), 5) Житие этих святых, без конца (494–503). 322. Минея Праздничная , в четвертку, неполная, 292 л., полууставом XVIII в., в дощатом переплете; 162 лист чистый. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010