О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю. На вечерни и на утрени и на литургии поем якоже и святому имущему бдение: точию на благословении хлебов, Богородице Дево: трижды, Канон воскресен со ирмосом на 4: крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святаго на 6: аще ли два канона, на 8: а крестовоскресен оставляется. На литургии прилагаем тропарь и кондак, и храма святаго. О святем поемом на 6, аще прилучится в неделю. На велицей вечерни стихиры октоиха 6, и святаго 4: Слава святаго, и ныне, богородична гласа. Стиховна воскресна: Слава, святаго, и ныне, Богородичен воскресен. На утрени тропарь воскресен дважды. Слава, святаго, и ныне, Богородичен первый, по гласу тропаря святаго, и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4: крестовоскресен на два, и Богородицы на два, и святаго на 6. По 3-й песни кондак и икос, и седален святаго дважды, Слава, и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос воскресен. Светилен воскресен, Слава святаго: и ныне Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и святаго 4, аще имать: Слава, стихира евангльская, и ныне, Преблагословенна еси: На часех тропарь воскресен, Слава, святаго, кондак воскресен. На литургии служба, якоже и полиелейнаго святаго. О непразднуемом святом, или дву прилучающихся в неделю. На велицей вечерни стихиры октоиха 7, и святаго 3: аще ли два святых, октоиха: 4, и святым по три: Слава, святаго, аще есть, и ныне, Богородичен первый, гласа. На стиховне, стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть, и ныне, Богородичен. На утрени на Бог Господь, тропарь воскресен дважды, Слава, святаго: аще ли два святых, тропарь воскресен единожды, и святаго: Слава, 2-го святаго, и ныне, Богородичен 1-й и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, крестовоскресен на три, и Богородицы на три, и святаго на 4. Аще два святых, канон воскресен со ирмосом на 4, Богородицы на 2, и святых на 8. По 3-й песни кондак и икос, и седален святаго единожды, Слава, и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос воскресен, светилен воскресен, Слава святаго, аще имать, и ныне, Богородичен воскресен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздничная Минея содержит избранные службы из Месячной Минеи, в том числе последования праздников Господских, Богородичных, особо чтимых святых. Предназначена она для употребления в храмах, в которых нет полного комплекта Месячной Минеи. В таком случае она служит дополнением к Общей Минее. У греков эта книга называется ανθολογιον (νθος – цвет), т.е. Цветослов, Цветная Минея. Дополнительная Минея была издана в начале XX века в качестве дополнения к Месячной Минее. Она включала службы святым, канонизированным в XIX–XX веке. Службы этой Минеи вошли в состав Месячной Минеи, изданной в 70–80 годы XX века. Состав Минеи На каждый день в Минее имеется служба святому или празднику, отмеченному в данный день в Месяцеслове. В большинстве случаев каждый день в Минее имеет последование с изменяемыми молитвословиями для двух суточных служб – вечерни и утрени. Встречаются в Минее указания о совершении литургии, а также последования для повечерия и полунощницы. В конце Минеи содержатся четыре приложения с богородичными для стихир и тропарей. В богослужебных книгах молитвословия Минеи обозначаются словами «святого», «праздника». Исключением составляет период пения Цветной Триоди, когда словом «праздника» обозначают молитвословия не Минеи, а Цветной Триоди. Количество, виды молитвословий вечерни и утрени в Минее зависит от знака святого в уставе. Знак в уставе Вечерня Утреня Без знака 3 стихиры на «Господи, воззвах» с крестобогородичным, тропарь (может отсутствовать) Канон на 4, по 3 песни седален, по 6 – кондак, икос, по 9 светилен (может отсутствовать) Шестеричный 6 стихир на «Господи, воззвах», тропарь Канон на 6. Славословный 6 стихир на «Господи, воззвах», тропарь Канон на 6, хвалитные стихиры (4) Полиелейный 6 стихир на «Господи, воззвах», 3 паремии, стихиры на стиховне, тропарь Седальны по кафизмам, седален по полиелее, стихира после Евангелия, канон на 8 (иногда и канон Богородице), хвалитные стихиры (4) Бденный Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне. Великая вечерня: 8 стихир на «Господи, воззвах», 3 паремии, стихиры на литии, стихиры на стиховне, тропарь

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Мы же многолетствуем: Великаго господина: И бывает расход. В пяток на утрени Если утреня совершается отдельно от вечерни, глаголем двупсалмие. Если же утреня совершается накануне, сразу после вечерни, то вместо отпуста вечерни по обычаю священник произносит возглас на шестопсалмие: Слава святей: Обычное шестопсалмие и ектения великая, постовым распевом. Вместо Бог Господь: Возглашает священник Аллилуйя: со стихи: От нощи утреннюет: и прочая. И глаголем Троичен прилучившагося гласа, к немуже припеваем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. На Славу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. На И ныне: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас Кафисмы чтем 19-ю и 20-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха Крестны. По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. И абие канон. Канон Триодь излагает полный канон Кресту и трипеснец на 5, 8 и 9 песни. Сего ради перемещаются тропари канона Минеи из песен с трипеснцем. Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Триодь Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Крестобогородичен (Песнь) (Ирмос) (Тропари) (Тропари) (Тропари) (Катавасия) Октоих Октоих Минея 2 троп, из 4 песни, 2 троп, из 5 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Октоих Октоих Минея 2 троп, из 6 песни, 2 троп, из 8 песни Триодь (канон Кресту) Триодь (Очисти мя, Спасе:) Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Минея 2 троп, из 7 песни, 2 троп, из 9 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь (Чужде матерем:) И абие: Достойно есть: постовым распевом Малая ектения. Светилен постовой прилучившагося гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечания 1. Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. DevolverGallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 2. Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 3. Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. DevolverGallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 4. Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 5. Сл.18, 5; PG 35, 989–992=1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2–х томах). 6. Сл. 18, 12; PG 35, 1000=1.268. 7. Сл. 18, 27; PG 35, 1017=1.277. 8. Сл. 18,8–10; PG 35, 993–996=1.265–266. 9. PG 37, 979–980=2.55. Ср. PG 37, 1033–1034=2.351. 10. PG 37,1001–1003=2.61–62. Ср. PG 37, 1034–1035=2.351–352. 11. PG 37, 1036=2.352. 12. PG 37, 1367=2.71. 13. PG 37, 1369–1371=2.72. 14. PG 37,984–987=2.56. 15. PG 37, 1006=2.63. 16. PG 37, 992=2.59. 17. Сл. 7, 6, 1–2; SC 405, 190=1.162. 18. Сл. 43, 13; SC 384, 142–144=1.610. 19. Сл. 7, 6, 7–8; SC 405, 192=1.162. 20. PG 37, 1038=2.353. Ср. Gallay. Vie, 33–35. 21. Сл. 7, 6, 10–11; SC 405, 192=1.162. 22. См. Mango. Byzantium, 125–128. 23. PG 37, 1115=2.337. 24. PG 37, 1037–1038=2.352. 25. Литературная форма повествования близка к описанию бури в " " Одиссее " " . 26. PG 37, 1038–1040=2.353. 27. PG 37, 1041=2.353. 28. PG 37, 1041=2.353–354. 29. PG 37, 1043=2.354. 30. Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168=1.617. 31. Сократ. Церк. ист. 4, 26. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 2 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 3 Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 4 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 5 Сл.18, 5; PG 35, 989–992=1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2–х томах). 6 Сл. 18, 12; PG 35, 1000=1.268. 7 Сл. 18, 27; PG 35, 1017=1.277. 8 Сл. 18,8–10; PG 35, 993–996=1.265–266. 9 PG 37, 979–980=2.55. Ср. PG 37, 1033–1034=2.351. 10 PG 37,1001–1003=2.61–62. Ср. PG 37, 1034–1035=2.351–352. 11 PG 37, 1036=2.352. 12 PG 37, 1367=2.71. 13 PG 37, 1369–1371=2.72. 14 PG 37,984–987=2.56. 15 PG 37, 1006=2.63. 16 PG 37, 992=2.59. 17 Сл. 7, 6, 1–2; SC 405, 190=1.162. 18 Сл. 43, 13; SC 384, 142–144=1.610. 19 Сл. 7, 6, 7–8; SC 405, 192=1.162. 20 PG 37, 1038=2.353. Ср. Gallay. Vie, 33–35. 21 Сл. 7, 6, 10–11; SC 405, 192=1.162. 22 См. Mango. Byzantium, 125–128. 23 PG 37, 1115=2.337. 24 PG 37, 1037–1038=2.352. 25 Литературная форма повествования близка к описанию бури в " " Одиссее " " . 26 PG 37, 1038–1040=2.353. 27 PG 37, 1041=2.353. 28 PG 37, 1041=2.353–354. 29 PG 37, 1043=2.354. 30 Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168=1.617. 31 Сократ. Церк. ист. 4, 26. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17. 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й на 4 и апостола на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Преображения: «Лицы израильтестии…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й, кондак и икос апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й: «Молниями твоих словес...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Сокровенную молнию...» (см. в службе ап. Матфия). Примечание. Типикон умалчивает о седальне апостола, глас 2-й: «Незаходимое солнце явися...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 101 об.) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен праздника: «Свете неизменный...» (см. в службе ап. Матфия). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и апостола, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее (напр., в прокимне на Литургии). Стих 1-й: «Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их»; стих 2-й: «Небеса поведают славу Божию,/творение же руку Его возвещает твердь». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак апостола. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 4-я – 4, и апостола, песнь 6-я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь апостола; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-22/

Так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения для удобства также прилагаются к Часослову. Это тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению седмичного круга – для дней воскресных и седмичных и к богослужению годичного круга – для дней подвижных и неподвижных. Для певцов к Часослову приложен Месяцеслов. При нем бывают краткие жития святых и сказания о праздниках, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания и указания чтений из Апостола. Чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, присоединяются также Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник печатаются также в Типиконе и Псалтири следованной. Часослов в таком составе называется великим, или иногда большим. Часослов малый является сокращением последнего. Часослов малый употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении в храме служб: повечерия, полунощницы, часов, для которых нет молитвословий в Служебнике, а также при совершении богослужения вне храма. Потому в Часослове малом находится вкратце устав, что и как отправлять в дни, например, поста и т. д. Изменяемые молитвословия для Божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах. К изменяемым молитвословиям относятся: на вечерне – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, тропари по «Нынче отпущаеши»; на повечерии – канон; на полунощнице – канон и ипакои; на утрене – тропари по «Бог Господь», седальны по кафизмах, канон, по 3-й песни которого бывает седален, по 6-й – кондак и икос, по 9-й – светилен или ексапостиларий, стихиры на «Хвалите», стихиры на стиховне; на часах – тропари и кондаки; на литургии – антифоны, тропари по входе, прокимны, аллилуиарии, задостойники, причастны. В одних книгах находятся изменяемые молитвословия и песнопения дней седмичного круга богослужения, в других – для подвижных дней годичного круга, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит Октоих, ко вторым – Триоди постная и цветная, к третьим – Минеи месячные, Минея праздничная, Минея общая, к четвертым – Ирмологий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д: «Премудрость». X: «Благослови». С: «Сый благословен Христос Бог наш…». X: «Аминь. Утверди, Боже, Святую Православную веру…». Ч читает 1 час. Хвалитные псалмы – это древняя основа палестинской утрени. За свой характер они не отменяются и на Пасху. Данные псалмы входили и в утреннюю синагогальную молитву. Структура вседневной утрени после славословия почти целиком совпадает с окончанием вседневной вечерни. Отличается только то, что вместо вечернего «Ныне отпущаеши» тут читается «Благо есть…» (в Великом посту – дважды). Неизменяемые элементы вседневной утрени в будний день Тропарь на «Бог Господь» Святому из Минеи. Поется дважды. Богородичен отпустительный Из 4 приложения Минеи по гласу тропаря. Седален по кафизме Октоих Октоих (2) и Минея (1) Седален по 3 песне, кондак и икос по 6 песне Из канона Минеи Светилен по 9 песне Если святой без знака – из приложения Октоиха. Если святой шестеричный – из Октоиха и Минеи (на «Славу» и «и ныне»). Катавасия По 3, 6, 8, 9 песне. Ирмос последнего канона (Минеи). Стихиры на стиховне Октоих Тропарь в конце утрени Святому из Минеи Богородичен отпустительный Из 4 приложения Минеи по гласу тропаря Славословная утреня Дни совершения. Богослужебные книги, используемые при совершении славословной утрени Славословная утреня совершается в дни памяти славословных святых. Неизменяемые молитвословия славословной утрени содержатся в Часослове и Служебнике. Часослов используется чтецами и певцами, служебник – священнослужителями. Изменяемые молитвословия вседневной утрени содержатся в Минее и Октоихе. Некоторые изменяемые молитвословия находятся и в Часослове – богородичные отпустительные. Кафизмы для чтения в начале утрени подбираются в Псалтири в соответствии с расписанием чтения кафизм в Типиконе. На славословной утрене используется главным образом Минея. Из Октоиха берутся только два канона. Отличия славословной утрени от вседневной Если структура вечерни изменяется только при памяти полиелейного святого, то структура утрени изменяется уже в день памяти славословного святого. Славословная утреня отличается от вседневной главным образом четвертой своей частью. Славословная утреня приобретает так называемое праздничное окончание. После пения великого славословия следует тропарь с богородичным, сугубая ектения, просительная ектения и окончание с отпустом. При этом обычные для вседневной утрени стихиры на стиховне, «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш» опускаются.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Το Προφτου σου Ησαου τν μνμην Κριε (          ); кондак 2-го гласа: Τς προφητεας τ χρισμα (    ) с икосом; канон (общий И. и мч. Христофору) авторства Феофана без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (      ), нач.: Θτισν με Κριε (      ); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минеях). По рукописям сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 2 стихиры-подобна (РНБ. Соф. 202. Л. 41 об.- 42 об., XI в.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели/Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 342), дополнительный икос ( Амфилохий. Кондакарий. С. 183). Е. Е. Макаров Иконография Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Одно из самых ранних изображений И.- на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где он представлен старцем в белых одеждах, с густыми седыми волосами, длинными прядями, падающими на плечи, со свитком в руках, с золотым нимбом. На мозаике кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И. изображен в медальоне как молодой пророк с шапкой коротких черных курчавых волос и окладистой бородкой. Изображения пророков И. и Давида фланкируют сцену «Исцеление двух слепых в Иерихоне» в Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 29, VI в.); текст на свитке (Ис 35. 5), к-рый держит И., комментирует сцену из НЗ. Он показан юным, безбородым, в белом хитоне с клавом на рукаве и в желтовато-охристом гиматии. На миниатюрах из Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано, VI в.), построенных по сходной схеме (т. е. на них, как и на миниатюрах из Синопского Евангелия, тексты на свитках в руках у пророков являются аллюзией на представленную на том же листе новозаветную сцену), он дважды изображен юным, с коричневыми волосами и совсем короткой бородой (Fol.

http://pravenc.ru/text/674804.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010