Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Имп. Павел I стал оказывать помощь заштатным мон-рям. С 1797 г. М. м. получал ежегодное подаяние в 300 р., с 1798 г. владел мельницей и рыбной ловлей на р. Рессе, при с. Тараскове близ г. Мосальска, а с 1801 г.- 30 дес. земли близ ограды. В XIX в. земельные владения были еще расширены: в 1851 г. мон-рь получил ок. 69 дес. леса в урочище Бурдыкино Мосальского у., в 1861 г. по указу Калужской духовной консистории взамен этого участка - ок. 72 дес. на казенной даче Каменка Перемышльского у., а по завещанию помещика Н. М. Егорова - ок. 101 дес. при с. Никитине Мещовского у. При М. м. были посажены фруктовые сады площадью 4 дес., а также березовая роща. К 1914 г. денежный капитал М. м. в банке составлял 55 901 р. 81 к. ( Осипов В. И. К вопросу об экон. деятельности мон-рей Калужской губ. (сер. XIX в.- 1917 г.)//Вопросы археологии и истории В. Поочья. Калуга, 1989. С. 63). В 1802 г. в М. м. был введен общежительный устав. Важным событием стало торжественное погребение в июне 1812 г. в монастырской средней вост. башне блж. Андрея Мещовского . Рядом положили его топорик, к-рый он всегда носил с собой. На могиле стали служить панихиды, были зафиксированы случаи исцелений. Башню после этого стали называть Андреевской. 24 сент. 1816 г. в 2-этажном каменном здании, специально построенном в мон-ре, открылось Мещовское ДУ. В 60-х гг. XIX в. смотрителем ДУ был прот. Валентин Амфитеатров . В XIX в. обсуждался вопрос о переводе уч-ща из мон-ря в город; оптинский старец Амвросий (Гренков) призывал «очистить обитель от училищного населения». Перевод состоялся в 80-х гг. XIX в., в училищном корпусе была размещена братская трапезная с кухней. 24 сент. 1916 г. настоятель М. м. иером. преподобноисп. Георгий (Лавров) участвовал в праздновании 100-летия училища. В 1819-1820 гг. вместо разобранной обветшавшей колокольни при храме была возведена колокольня с часами. От сильной бури в 1833 г. пострадала одна из башен, а в 1836 г.- все здания обители. Синод выделил более 19 тыс. р. на их восстановление. Настоятель (1842-1853) иером. Никодим (Демутье) занимался перестройкой мон-ря. Со старого 2-этажного храма были сняты 4 угловые главы, он был оформлен фасадом в итал. стиле, полностью переделан изнутри и расписан. Колокольня стала выше и была увенчана шпилем. Были перестроены ограда (шатровые верхи на некоторых башнях заменены надстройками с бойницами), св. ворота (разобрана надвратная Вознесенская ц.), келейный корпус, конный двор. Иером. Никодим строго следил за соблюдением монастырских правил, в храмовые праздники обители устраивал обеды для 200 нищих.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Верейский кн. Михаил Андреевич дал ок. 1486 г. грамоту на с. Тарутинское в Заечкове в Малоярославецком у. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 1. Рубрика 1. 30/4; ДДГ. С. 315). В духовной грамоте (1521) кн. Димитрия Иоанновича Углицкого, брата вел. кн. Василия III Иоанновича , обитель упоминается на 1-м месте среди жен. мон-рей Москвы: «Вознесенье Христово да Рожество пречистые, што были надо Рвом, да Алексеи человек Божьи…» (ДДГ. С. 409). Древнейшие упоминания о деловой активности крестьян из владений М. В. м. относятся к 1549 г., когда в Дмитров была наравлена грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного о содействии сбору таможенных пошлин в связи с отменой монастырских тарханных грамот (ААЭ. Т.1. С. 213. 224). В Дмитровском у. земли М. В. м. соседствовали с владениями Троице-Сергиева мон-ря, согласно «полюбовно» составленной разъезжей в 1553/54 г. (РГАДА. Ф. 281. Дмитров. 81/3794; Антонов. 1997. С. 204, 214). Из духовной грамоты кнг. Евдокии Ивановны, жены кн. Ю. И. Шемякина-Пронского 7073 (1565) г., известно, что она завещала обители свое платье из зеленого атласа (АРГ: АММС. 82. С. 00). В мон-ре хранили акты, удостоверяющие ту или иную собственность отдельных людей. Так по «сказке» боярского сына Б. Кошкина от 27 окт. 1633 г., документы на владения его семьи хранились в М. В. м. у родственницы («у племянницы моей у старицы Маремьяны Кошкиной») и были утрачены в пожаре 7142 (период до сент. 1633) г. ( Корецкий В. И. и др. Док-ты 1-й крестьянской войны в России//СА. 1982. 1. Прил. 10. С. 38). В XVII в. обители принадлежали угодья не только в округе Москвы, но и в др. землях: под 1634 г. упоминается вотчина в Мещовском у., с. Сухиничи в 70 верстах от Калуги, с. Чертень в Мосальском у. (Акты Моск. гос-ва/Ред.: Н. А. Попов. СПб., 1890. Т. 1: Разрядный приказ: Московский стол, 1571-1634 гг. С. 571, 608, 656). В ризнице М. В. м. к нач. XX в. хранились грамота на все монастырские владения времени царя Михаила Феодоровича (1637), выданная игум. Анастасии (Сабуровой), 1-я строка в ней была написана золотом; грамота царя Алексея Михайловича от 13 июня 1651 г. (текст без окончания и гос. печати) на имя игум. Александры, закреплявшая за обителью старинный двор в Кремле и огород за Покровскими воротами Земляного города; 3 выписки из монастырских книг: 2 были даны в 1682 г. игум. Феофании (Пашковой) и подтверждали права мон-ря на земельные владения в Белом городе на Кулишках и за пределами Земляного города Москвы, за Покровскими воротами, последняя выдана в 1688 г. игум. Варсонофии (Бутурлиной) на владение в Хамовниках, полученное в обмен на старинное владение за Покровскими воротами ( Пшеничников. 1894. С. 71-73).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

И. исповедовался прп. Амвросию. Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.) Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.) 8 апр. 1863 г. И. назначен скитоначальником и общим духовником. Под его руководством в скитской ц. св. Иоанна Предтечи была осуществлена задуманная прп. Макарием замена 2 нижних венцов, укреплен фундамент, устроен в память старца придел прп. Макария Египетского (освящен 7 сент. 1864 - в день кончины оптинского старца). В 60-х гг. XIX в. И. предлагали войти в состав Алтайской духовной миссии , занять должность настоятеля в Мещовском мон-ре Калужской епархии, а также в одном из мон-рей Таврической епархии, но он уклонился от этого. И. старался поддерживать порядки, утвержденные прп. Макарием. Пять раз в году, во время всех многодневных постов, в скиту совершалась подробная исповедь для всех относившихся к И. насельников. В остальное время (преимущественно после вечерней трапезы) свободно принимал братию для откровения помыслов. Также принимал многочисленных паломников: мужчин - в личной приемной келье, а женщин - в т. н. хибарке. Приходили к старцу и страдающие нервными и душевными болезнями. Свои беседы и исповеди И. строил так, чтобы уяснить причину душевного недуга, вопросами пробудить воспоминание о нераскаянном грехе, по невниманию человека обратившемся в порочный навык, вызвать сокрушение о грехах. И. был убежден, что полное искреннее покаяние есть лучшее лекарство от душевных болезней, т. к. их причинами часто бывают непримиримая вражда, семейные разногласия и тяжкие нераскаянные грехи. На нек-рых налагал епитимию, включавшую чтение покаянного канона и др. молитв, а также поклоны, раздачу милостыни и самое главное - прощение обид. По воспоминаниям мон. Порфирия (Севрюгина), «старец говорил большею частию не от себя, а приводил слова и примеры из Свящ. Писания или отеческих или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка о. Макарий.

http://pravenc.ru/text/389133.html

Архиерейский дом в Калуге. 1780–1809 гг. Фотография. 2007 г. Первый епископ, назначенный на Калужскую кафедру, Серапион (Александровский) , не успел явиться к месту служения: 21 окт. 1799 г. он был переведен в Казань уже в сане архиепископа. Открытием и начальным обустройством епархии занимался еп. Феофилакт (Русанов ; 1799-1809), прибывший в Калугу 8 янв. 1800 г. Калужский архиерейский дом, консистория и семинария размещались в калужском Лаврентиевом мон-ре, к-рым стал управлять эконом архиерейского дома. Еп. Феофилакт поселился в обители. По его ходатайству гражданские власти передали Церкви один из корпусов присутственных мест (1780-1809, архитекторы П. Р. Никитин, И. Д. Ясныгин). В это здание, в основном перестроенное, он перевел в 1800 г. консисторию и духовную семинарию. Позже к зданию семинарии было пристроено 3 новых корпуса. Здесь расположилась зимняя резиденция Калужских архиереев и были оборудованы семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова и Никольский собор. При еп. Феофилакте был значительно повышен уровень учебной подготовки в семинарии, началось преподавание философии, богословия, риторики, поэзии, математики, а также древнегреч., нем. и франц. языков. Стали возрождаться мон-ри епархии. В 1800 г. был возобновлен упраздненный в 1775 г. малоярославецкий Черноостровский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . В 1800-1900 гг. все настоятели обители в свое время были насельниками Оптиной пуст.; впосл. во мн. монастырях епархии (в Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , мещовском во имя великомученика Георгия , Троицком Лютиковом, Покровском Добром) сложилась традиция выбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст. Иером. Серафим (Кузнецов) приводил К. и Б. е. как пример епархии, «где Преосвященные заботились о замещении настоятельских мест монахами по призванию, там монашество поднялось очень быстро не только в нравственном, но и в экономическом отношении» ( Серафим (Кузнецов), иером. Монастырский муж. общежительный устав. М., 1910. Т. 1. С. XIII). По ходатайству еп. Феофилакта в 1801 г. Святейший Синод открыл в Калуге первый единоверческий храм.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

9 дек. 1918 г. ворвавшиеся в мещовский мон-рь большевики арестовали настоятеля. Г. обвинили в хранении в мон-ре оружия и принадлежности к «тайному заговору». 4 июня 1919 г. ревтрибуналом в Мещовске он был приговорен к расстрелу. В ожидании своей участи в камере смертников Г. сохранял самообладание, утешал заключенных, убеждая их не терять надежду. Когда тюремный сторож предупредил о расстреле в ближайшую ночь, во время молитвы Г. было видение калужского купца, к-рого он когда-то напутствовал перед смертью, а потом позаботился о его семье. Купец сообщил, что добрые дела не забываются и расстрела не будет. В связи с обращением верующих с телеграммой на имя В. И. Ленина с просьбой о пересмотре дела Г. был переведен из Мещовска в Москву. 30 сент. 1919 г. он подал прошение в Политический Красный Крест («Общество помощи политическим заключенным») с просьбой принять его дело для защиты в кассационном отделе при ВЦИК. По амнистии 5 нояб. 1919 г. расстрел заменили 5 годами лишения свободы. Г. отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах, работал тюремным санитаром. В заключении близко познакомился с настоятелем Данилова московского монастыря еп. (впосл. архиеп.) Волоколамским Феодором (Поздеевским) и митр. Казанским Кириллом (Смирновым) , от к-рого получил благословение на старчество. Преподобноисп. Георгий (Лавров) в ссылке. Худож. З. И. Осколкова. Нач. 30-х гг. ХХ в. (ч. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова Преподобноисп. Георгий (Лавров) в ссылке. Худож. З. И. Осколкова. Нач. 30-х гг. ХХ в. (ч. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова В 1922 г. по ходатайству еп. Феодора (Поздеевского) Г. был досрочно освобожден на поруки, принят в Данилов мон-рь и возведен в сан архимандрита. Мудрость, доброта и праведная жизнь Г. вскоре стали широко известны в Москве. В мон-ре ему предоставили келью на нижнем этаже храма в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. Напротив кельи находился домовый храм св. праведных Захарии и Елисаветы, где Г. по будням принимал приходящих на исповедь и за советом. В праздники он исповедовал в левом приделе Троицкого собора, за ракой с мощами св. блгв. кн. Даниила. На исповедь к нему обычно выстраивалась большая очередь.

http://pravenc.ru/text/164217.html

Кн. 2. С. 584). Разнообразные по содержанию и тональности, эти письма наряду с личными переживаниями новой жизни в Церкви или, как их характеризовал сам Л., возвращением к утраченной детской вере включали описания греч. и рус. мон-рей, греч. пения, типов монашеской жизни на Афоне, правил аскетики и, в качестве приложения, критику философии эвдемонизма - учения о счастье как главной цели земного человеческого бытия. Следующие 2 года Л. жил в К-поле и на о-ве Халки, где продолжил начатую на Афоне работу «Византизм и Славянство». «Афон,- писал Л.,- показал мне примеры высокого и даже страшного аскетизма;- старцы Руссика выучили меня послушанию, посту и молитве; заставили понимать жития Святых; раскрыли мне истинный дух Церкви.- Халкинские богословы познакомили меня с Канонами Церкви, с ее администрацией и с современным состоянием Церквей на Востоке» (Моя исповедь//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 232). В 1874 г. Л. вернулся в Россию. После непродолжительного времени, проведенного в Кудинове, в авг. 1874 г. Л. отправися в Оптину пуст., где познакомился со старцем Амвросием Оптинским и с иером. Климентом (Зедергольмом). В конце того же года был принят послушником в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские пища и обязанности подорвали здоровье Л. (см.: Избр. письма. 1993. С. 115); в мае 1875 г. по благословению настоятеля мон-ря архим. Пимена (Мясникова; 1810-1880) Л. оставил мон-рь. Существует и др. версия причины его отъезда из мон-ря - сложные отношения с архим. Пименом (Там же. С. 232-233). 16 июля 1875 г. Л. писал Страхову: «Долго без церкви и молитвы - я быть не могу, и на меня слишком часто в мирской обстановке находит нестерпимый ужас смерти и тоска» (Там же. С. 116). В авг. того же года Л. был в Оптиной пуст., в окт.- в Мещовском мон-ре вмч. Георгия. В 1879 г. Л. опубликовал в ж. «Русский вестник» ст. «Отец Климент Зедергольм». Воспоминания Л. об иером. Клименте переплетаются с размышлениями о первостепенной важности монашества и старчества для правосл. Церкви и с описаниями Оптиной пуст. В ст. «О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике» (1880) Л. подверг критике основные положения речи Достоевского 8(20) июня в Москве. Среди многочисленных упреков, сделанных в адрес Достоевского,- «космополитическое понимание любви», «вера в человека», «вера в мировую гармонию». Л. писал: «В христианстве между многими другими сторонами есть и гуманность или любовь к человечеству «о Христе», то есть не из нас прямо истекающая, а Христом даруемая и Христа за ближним провидящая, от Христа и для Христа. Гуманность же простая, «автономическая»... может вести к... самоуверенному утилитаризму» (ПССиП. Т. 9. C. 213). В 1882 г. Л. опубликовал ст. «Страх Божий и любовь к человечеству: По поводу статьи гр. Л. Н. Толстого: «Чем люди живы?»». Обе статьи, о Достоевском и Толстом, были изданы в 1882 г. в брошюре «Наши новые христиане».

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Церковь во имя преподобноисп. Георгия (Лаврова). 2002 г. Церковь во имя преподобноисп. Георгия (Лаврова). 2002 г. На территории М. м. действовала сельскохозяйственная коммуна «Искра». На месте монастырских захоронений возвели автозаправочную станцию, из надгробных памятников был выполнен фундамент колхозного свинарника близ мон-ря. Постепенно большая часть территории М. м. превратилась в свалку, здания находились в полуразрушенном состоянии, от ограды сохранилось лишь неск. фрагментов, некрополь разорен. В мае 2000 г. на месте М. м. был отслужен молебен с участием духовенства из Мещовска и Обнинска. После этого по благословению Калужского архиеп. Климента (Капалина) началось восстановление обители, ее настоятелем стал игум. (впосл. архимандрит) Георгий (Евдачёв). 6 мая 2001 г. состоялся крестный ход с участием духовенства из Мещовска и Обнинска от М. м. к Благовещенскому собору Мещовска, где был отслужен молебен преподобноисп. Георгию (Лаврову). 26 дек. 2002 г. Синод принял постановление об открытии мон-ря. В 2016 г. в М. м. проживало ок. 50 чел. братии, при мон-ре за его оградой - ок. 30 монахинь. С 2002 г. богослужения совершаются в новой ц. во имя преподобноисп. Георгия. К 2016 г. восстановлены Петропавловский собор, стены и башни, начата реставрация старого храма во имя вмч. Георгия и в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возведены часовня на месте захоронения Андрея Мещовского (в ней устроена костница для хранения останков, обнаруженных при восстановлении обители), братский корпус с домовым храмом во имя арх. Михаила, за оградой - больничный корпус с домовым храмом во имя вмч. Пантелеимона, трапезная, гостиничный корпус. Также за оградой устроено новое монастырское кладбище, на к-рое перенесены уцелевшие памятники из фундамента снесенного свинарника. М. м. обладает обширным хозяйством, включающим 1 тыс. га пахотной земли, молочную ферму, картофелеводческую лабораторию и т. д. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и ее сыну, царю Алексею Михайловичу. 2011 г. Скульпторы Н. Н. Любимов, П. Н. Щеглов и С. И. Фаркеева

http://pravenc.ru/text/2563152.html

При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ермоген (Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. 1965), архиеп. Донат (Щёголев; 25 нояб. 1965 - 17 апр. 1975), архиеп. Николай (Кутепов ; 17 апр. 1975 - 11 июня 1977), архиеп. Никон (Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982), еп. Илиан (Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990), митр. Климент (Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский (муж., близ Боровска, основан в 1444, закрыт в 1923, возрожден в 1991), Тихонова Успенская пуст. (муж., в с. Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. XV в., закрыта в 1918, возрождена в 1991), мещовский Георгиевский (муж., в Мещовске, основан в кон. XV в., закрыт в 1919, возрожден в 2001), Оптина Введенская пуст. (муж., близ г. Козельска, основана в XV в. (?), закрыта в 1918, возрождена в 1987), Воротынский в честь Преображения Господня (жен., в с. Спас в Калуге, основан в нач. XVI в. как мужской, закрыт в 1764, возрожден в 2000 как подворье калужского Казанского жен. мон-ря), калужский Лаврентиев (муж., в Калуге, основан в нач. XVI в., закрыт в 1937, возрожден в 1994 как архиерейское подворье), Черноостровский Николаевский (жен., в Малоярославце, основан в кон. XVI в. как мужской, в 1775 упразднен, восстановлен в 1800, закрыт в 1918, возрожден в 1991 как женский), калужский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в Калуге, основан в нач. XVII в., закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1992), Казанская Амвросиевская пуст. (жен., в дер. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990), Рождества Пресв. Богородицы пуст. (жен., в с. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995), Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (муж., в с. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001). Упраздненные: Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре. 2011 г. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1681 г. братия монастыря переселилась в Мещовск и управляла этим монастырем до 1764 г. См. Георгиевский мон. в гор. Мещовске. 764. Гербовецкий или Горбовецкий – Успенский, мужской, общежительный (с 1813 г.), Бессарабской губ., Оргеевского у., в 40 вер. к зап. от Оргеева, на лев. берегу верховьев р. Икеля. Основан в половине XVII ст. бежавшими от унии из Бершадского (Подольск. губ.) мон. иноками, начальником коих был Иоанникий Горбатый. Потом он, вероятно, был в запустении, и возобновлен в 1730 г. Молдавским боярином Конст. Карпузом. В церкви во имя Успения, построенной в 1816 г., находится особенно чтимая икона Божией Матери, именуемая Гербовецкою, которая ежегодно приносится в Кишинев к дню Покрова Богородицы. В 1869 г. разрешен крестный ход в Шабский м-рь. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Могилевский и Мстиславский Анатолий. Защук, “Бессараб. обл.», II, 219; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1869 г., 118 (учр. кр. хода); 1877 г., 24 (участие в Турец. войне); 1884 г., 235 (школа). 765. Глинская – Рождество – Богородицкая, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Курской губ., Путивльского у., в 36 вер. к сев. от Путивля, на правом берегу рч. Обесты, недалеко от впадения ее в р. Клевень. Основана в XVII ст. Молчанским-Печерским монастырем, и Петром I в составе Крупецкой волости подарена гетману Мазепе, который предоставил ее в заведование Киевской епархии. В 1736 г. она опять возвращена Молчанскому-Печерскому мон., и наконец, получила независимое управление. Н. Сомойлов, “Ист. опис. Глинской-Богород. пуст., состоящей в Курской губ., в Путивл. у.», СПб., 1835 г., в 2 частях; “Игум. Филарет, настоятель Глинск.-Богор. пустыни», СПб., 1856 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 696; Ратшин, 169; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г.; I, 190; “Опис. монаст.», 1817 г., 32; Ларионов, “Опис. Курск. намест.», 128; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1854 г., 12 (увелич. штата иноков 11 лицами); 1860 г., 12 (пожертв. дом с усадьб.); 1861 г., 21 (надел. лесом 100 десят.); “Курск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010