Рукописи изготавливались на заказ в монастырских или епископских скрипториях. Существенные изменения произошли в культуре письма. На смену меровингскому письму (полуунциал) пришел каролингский минускул, сформировавшийся в скрипториях Сев. Франции во 2-й пол. VIII в. В IX в. унификация богослужебных книг в ходе литургической реформы Каролингов способствовала распространению нового стиля письма по территории Франкской державы. К лучшим образцам каролингских рукописей относятся Евангелие Карла Великого (Евангелие Годескалька; придворная школа, 781-783), Евангелие из Сен-Медара (придворная школа, ок. 800), Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Сен-Мартен в Туре, 845-846), Вторая Библия Карла Лысого (Эльнон, 871-877), Псалтирь Карла Лысого (придворная школа, до 869), Сакраментарий Карла Лысого (придворная школа, 869-870), Евангелие Луазеля (Реймс, 1-я пол. IX в.), Евангелие Эббона (Овиллер, 20-30-е гг. IX в.), Сакраментарий Дрогона (Мец, 844-855) и др. Античная традиция и каролингская литература Формальное возрождение империи, потребность в новом идеологическом обосновании власти и ее церемониальном оформлении, унификация богослужения и богослужебной лит-ры способствовали росту интереса к наследию рим. культуры. С кон. VIII в. поиск, копирование и тиражирование памятников античной лит-ры стали целенаправленной гос. политикой. Ряд произведений античных авторов являлся обязательным для изучения в школах («Энеида», «Георгики» и «Буколики» Вергилия, стихотворения Горация, прозаические и поэтические произведения Овидия, речи Цицерона, пьесы Теренция, эпическая поэма «Фарсалия» Аннея Лукана, «Сатиры» Ювенала и проч.); в IX в. эти сочинения во многих экземплярах встречаются на всей территории державы Каролингов. Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) В кон. VIII - IX в. активно переписывались исторические труды многих античных и раннесредневековых авторов, как христианских, так и языческих.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

В повествовании о древнейших епископах Меттиса Павел Диакон указывал, что заимствовал сведения из устной традиции (ut ferunt) и опирался на свидетельства жителей города (denique asseverant qui eiusdem loci cognitionem habent; ср. в рассказе о чудесном событии у гробницы епископов Руфа и Адельфа : sicut ad nos usque cucurrit relatio; см.: Hari. 2010. Vol. 1. P. 61). По-видимому, Павел не стремился изложить все доступные сведения о городе и о епископской кафедре. Отбор информации был подчинен основным целям сочинения - представить Мец как духовный центр державы Каролингов и подвести историческую основу под церковную политику архиеп. Хродеганга и его преемника Ангильрамна. Хродеганг, советник королей Пипина Короткого (752-768) и Карла Великого (768-814; император с 800), стремился реорганизовать Церковь в гос-ве Каролингов по рим. образцу. Мец стал центром распространения рим. богослужения и церковного пения, здесь была организована система стационального богослужения . Получив от папы Римского персональный титул архиепископа, Хродеганг возглавил неск. Соборов, на к-рых были определены основные направления церковных преобразований. Его преемник Ангильрамн также получил титул архиепископа и был назначен архикапелланом (см. Капеллан ) ( Ewig E. Saint Chrodegang et la réforme de l " Église franque//Saint Chrodegang: Communications présentées au colloque tenu à Metz à l " occasion du 12e centénaire de sa mort. Metz, 1967. P. 25-53; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf., 1983. P. 174-179; Claussen. 2004). Кроме того, Мец представляли как «родину» династии Каролингов, т. к. еп. Арнульф был предком Пипина Короткого и Карла Великого; история Мецской кафедры соединялась с историей франк. правящей династии. Павел Диакон доказывал, что христ. община в Меттисе имела апостольское происхождение и была основана миссионерами, пришедшими из Рима. Т. о., епископская кафедра с самого начала была тесно связана с Папским престолом, и Хродеганг пытался восстановить эту связь, ослабленную из-за вторжений варваров. Опираясь на предания о происхождении кафедры и династии Каролингов, Павел Диакон хотел подтвердить право Меца на статус духовного центра Франкского гос-ва (см.: Goffart. 1986; Idem. 1988; Kempf. 2004. P. 295-298; Idem. 2012. P. 6-7; CSLMA. AI. P. 217-218; Hari. 2010. Vol. 1. P. 24-133).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

В 799 г. «римское воинство» (exercitus romanus) изгнало папу Льва III из Рима. Для его возвращения потребовалось вмешательство Карла Великого, который прибыл в Рим и на Рождество 800 г. был коронован императором Зап. Римской империи. Имп. коронация Карла была представлена как возрождение Римской империи (renovatio imperii Romanorum), папа Лев III подчеркивал роль Карла как «нового Константина», восстановившего христ. империю. Папа Пасхалий I, пытаясь проводить независимую от франков политику, изгнал из Рима тех представителей рим. знати, к-рые были сторонниками имп. Людовика Благочестивого. Но в 824 г. имп. Лотарь I вернул в город изгнанных аристократов и добился возвращения им права одобрять избрание нового понтифика. В «Римском уложении» (Constitutio Romana, 824) Лотарь пытался выстроить отношения между Папским престолом и императором по визант. образцу: император через уполномоченных (missi) должен был надзирать за процедурой избрания папы, которому надлежало получить от него одобрение и принести ему клятву верности. Папе принадлежало право помазания нового императора, а тот обеспечивал защиту папы во время происходивших в Риме смут. Недовольство имп. политикой проявилось в янв. 844 г., когда на Папский престол без согласия императора был возведен Сергий II (844-847). Имп. Лотарь направил в Рим уполномоченных - своего сына, кор. И. Людовика II (844-875, император с 850), и Мецского еп. Дрогона, архикапеллана империи, к-рым надлежало выяснить подробности событий и организовать избрание нового папы. В ходе переговоров было достигнуто соглашение: папа поклялся императору в верности, а его избрание было признано законным. В связи с этими событиями в Риме состоялся Собор (лето 844), в работе к-рого приняли участие архиепископы Милана и Равенны и др. прелаты из Сев. Италии, постановивший, что папа должен приносить клятву верности только императору, тогда как др. итал. епископы - императору и королю лангобардов. Тогда же папа Сергий II совершил помазание на царство Людовика II, ставшего последним королем И., к-рый использовал титул «король лангобардов».

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Мейер М. С. – Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М. 1991. Мец А. – Мец А. Мусульманский ренессанс. М. 1973. Миронович А. – Миронович А. Деятельность иерусалимского патриарха Феофана III в Речи Посполитой/Каптеревские чтения. Т. 7. М. 2009. С. 115–128. Михайлова А. И. – Михайлова А.И. Лицевая арабская рукопись перевода греческого хронографа XVII века/ПС. Т 15 (78). М.-Л. 1966. С. 201–207. Морозов Д.А. Арабское Евангелие Даниила Апостола. – Морозов Д.А. Арабское Евангелие Даниила Апостола/Архив Русской истории. Вып. 2. М. 1992. С. 193–203. Морозов Д.А. Вифлеемский экземпляр арабского Евангелия. – Морозов Д.А. Вифлеемский экземпляр арабского Евангелия Даниила Апостола/Архив Русской истории. Вып. 8. М. 2007. С. 645–651. Муравьев А.Н. История. – Муравьев А.Н. История святого града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб. 1844. Т. 1–2. Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. – Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб. 1858. Т. 1. Муркос Г.А. – Муркос Г.А. О рукописном сборнике XVII века на разных восточных языках из собрания графа А.С. Уварова/Древности Восточные. Т. 1. Вып. 2. С. 212–222. М. 1891. Наумов Е.П. – Наумов Е.П. Османское государство и сербская православная церковь /Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М. 1986. С. 117–135. Николаев Б. Западные паломничества. – Николаев Б. Западные паломничества во Св. землю в средние века/СИППО. 1914. С. 391–407. Николаевский П. Ф. – Николаевский П.Ф. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII столетия/Христианское чтение. 1882. 1–6. С. 245–267, 732–775. Опарина Т.А. – Опарина Т.А. Греческий чин приема католиков в православие в сербских и украинско-белорусских памятниках и его влияние на русскую традицию/Вестник церковной истории. 2010. 1–2 (17–18). С. 215–231. Панченко К.А. Антиохийская православная церковь и Рим в эпоху Контрреформации. Полемический ответ папе римскому Анастасия ибн Муджаллы (В печати).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Бартольд В.В. Рецензия. С. 590–591; Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. С. 655; Яхья. С. 237, 239; Медников Н.А. Т. 1. С. 857–860. 121 Бартольд В.В. Рецензия. С. 592; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях. С. 295; Яхья. С. 252; Мец А. С. 46. 128 Annales Yahia ibn Said Antiochensis./CSCO. Scriptories Arabici. Ser. Tertia.-Tomus VII. Beryti – Parisiis, 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sáid d " Antioche, continiateur de Sáid-ibn-Bitriq. Editee et tradiute en francais par J. Kratchkovsky et A. Vasiliev./PO. Bd. XVIII. Fasc. 5, Bd. XXIII. Fasc. 3. Paris. 1924, 1932. 129 См., в частности, Розен В.Р. С. 036–048; Мец А. С. 139–141; Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. С. 266–7. 131 Habib Zayat. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna. Document inedit du Xe siecle./Proche-Orient Chretien. 2 (1952). P. 11–38, 333–366. 143 Runciman S. T. 1. P. 195–217, 235–250, 261–287; Рансимен С. С. 67–9; Успенский Ф.И. Т. 3. С. 107–115. 153 Runciman S. T. 1. P. 257. Р. Бернс, однако, утверждает, что в городе до прихода крестоносцев был православный епископ (Burns R. Monuments of Syria. P. 57). В этом случае разделение православных и католических церковных институтов на Востоке следует отсчитывать уже с осени 1098 г. 160 Даниил. С. 123; Runciman S. T. 1. P. 294–295; Рансимен С. С. 69–70; Ришар Ж. С. 150–160; Pahlitzsch J. P. 35–39. 170 Runciman S. T. 1. P 320–321; T. 3. P 87–91, 99–100, 135–138, 231; Рансимен. С. 71–75; Успенский Ф.И. Т. 3. С. 149–155, 205–220; Karalevskij С. Antioche. Col. 618–619. 181 Савва Неманич. С. 1–4, 17–21, 30–39; Pahlitzsch J. P 39; Pahlitzsch J. Athanasios II. P. 465–474; Grumel V. La chronologue des patriarches Grecs. P. 198–199. 190 Бат-Йеор. С. 56–59, 70–73, 75–81; Browne L. P. 174–178; Meinardus O. P. 12; Кораев Т.К. С. 44–45, 48–49. 201 Об исчезновении оседлого населения в Сирийской степи в XIII–XIV вв. см. Grabar O. P. 8, 11, 161. 203 Последнее известное нам упоминание монастыря как действующего принадлежит Савве Сербскому (1235 г.) (Савва Неманич. С. 22). Кроме того, триполийский епископ, а потом антиохийский патриарх в 1284–1286 гг. Арсений в молодости был монахом Мар Сам‘ана (Nasrallah J. Chronologue. 1250–1500. P. 7). Молодость Арсения гипотетически можно отнести не ранее, чем к 1240-м гг. Единственным аргументом против такой датировки запустения монастыря может служить сохранившаяся мелькитская рукопись, которую относят к XIV в., помеченная как вклад в монастырь св. Симеона Столпника (Troupeau G. n. 164). Не исключено, впрочем, что датировка рукописи не совсем точна или речь идет о другом монастыре св. Симеона, например, обители Мар Сам‘ан аль-Аджаиби под Бейрутом (см. гл. V).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он вступил в Мец, где 9 сент. 869 г. состоялась его коронация. Архиеп. Гинкмар Реймсский помазал К. Л. миром, которое, по преданию, было ниспослано свыше св. Ремигию для крещения кор. Хлодвига (Annales Bertiniani. 1883. P. 101-105). Вскоре к К. Л. прибыли посланники папы Адриана II (867-872). Папа запрещал королю вторгаться во владения Лотаря и тем самым нарушать права Людовика Итальянского. Король отверг требования папы и направился в Ахен, где заключил брак с Рихильдой, дочерью гр. Бивина, светского аббата Горце. Но Людовик Немецкий потребовал, чтобы К. Л. немедленно покинул Лотарингию. После переговоров короли заключили соглашение (авг. 870), по которому бóльшая часть Лотарингии, включая Ахен, Кёльн, Мец и Трир, осталась за Людовиком, К. Л. получил зап. часть Лотарингии с городами Туль и Верден, на севере - г. Камбре, а на юге - земли в среднем течении Роны с городами Лион, Вьен и Безансон. На протяжении многих лет К. Л. безуспешно пытался завладеть Ахеном и Мецем - местами, связанными с памятью о Карле Великом и др. предках династии Каролингов. В последние годы жизни, отказавшись от планов установить контроль над Лотарингией, он решил создать в Западнофранкском королевстве «Новый Ахен», или «Карлополь», к-рый должен был стать центром восстановленной империи. В королевском поместье Компьень, с 60-х гг. IX в. часто служившем зимней резиденцией К. Л., были построены дворец и капелла Девы Марии (по образцу Ахенской капеллы), к-рую освятил папа Иоанн VIII в присутствии мн. епископов. К. Л. богато одарил капеллу, основал при ней капитул из 100 каноников. В капелле были помещены мощи св. Корнелия , еп. (папы) Римского, а также перенесенные из Лиона мощи святых Киприана Карфагенского, Пантелеимона и Сперата (одного из Сциллийских мучеников ). Вскоре после вторжения К. Л. в Лотарингию его сын, аббат Карломан, потребовал передать эти земли ему в качестве особого королевства. Получив отказ, он заручился поддержкой нек-рых магнатов и поднял мятеж, который был жестоко подавлен королем.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

6. Итак, гунны вышли из Паннонии и, как утверждают некоторые, накануне Святой Пасхи пришли в город Мец 175 , опустошая все на своем пути. Они предали город огню, убивали народ острием меча 176 , а самих служителей Господних умерщвляли перед священными алтарями. Во всем городе не осталось ни одного неповрежденного места, кроме часовни блаженного Стефана, первомученика и диакона. Об этой часовне я и расскажу, не откладывая, то, что я узнал от некоторых. А именно рассказывают, что прежде чем прийти в город врагам, одному верующему человеку было видение, будто блаженный диакон Стефан беседовал со святыми апостолами Петром и Павлом о гибели города и говорил им так: «Молю вас, мои владыки, возьмите под свою защиту город Мец и не позволяйте врагам сжечь его, потому что в этом городе есть место, где хранятся мои грешные останки. Пусть лучше народ знает, что я что-то значу для Господа. Но если грехи народа настолько велики, что нет другого исхода, как предать город огню, то, по крайней мере, пусть хоть эта часовня не сгорит». Апостолы отвечали ему: «Иди с миром, возлюбленнейший брат, пожар пощадит только одну твою часовню! Что же до города, мы ничего не добьемся, так как на то уже есть Божья воля. Ибо грехи народа возросли и молва о его злодеяниях дошла до самого Бога; вот почему этот город будет предан огню». Нет никакого сомнения в том, что благодаря защите апостолов часовня осталась невредимой, в то время как город был разрушен. 7. Уйдя из города Меца, вождь гуннов Аттила опустошил еще много галльских городов. Осадил он и Орлеан, пытаясь захватить его с помощью мощных таранов. А в то время в упомянутом городе епископом был блаженнейший Анниан, человек замечательного ума и похвальной святости, о чудесных деяниях которого мы достоверно знаем 177 . Когда осажденные громко вопрошали своего епископа, что им делать, тот, уповая на Бога, уговаривал всех пасть ниц и с молитвой и слезами молить Господа о помощи, которую он всегда оказывает в нужде. И когда они так молили Господа, как наставил их епископ, он им сказал: «Посмотрите с городской стены, не сжалился ли над нами Господь и не подходит ли уже к нам помощь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Период независимости способствовал объединению нелат. общин на М. В 1968 г. Церковь Христа в Мадагаскаре, Малагасийская Церковь друзей и Церковь Благой вести в Мадагаскаре объединились для создания Церкви Иисуса Христа в Мадагаскаре, к-рая стала самой крупной протестант. орг-цией в стране. Первым ее председателем стал малагасиец Т. Расендрахасина. В 1970 г. число приверженцев этой Церкви составляло ок. 881,5 тыс. чел. К сер. XX в. МЕЦ, получившая совр. название еще в 1918 г., утвердилась на всем острове. В 1963 г. был поставлен 1-й англикан. епископ-малагасиец Ж. Марсель. В нояб. 1965 г. остров посетил Кентерберийский архиеп. М. Рамсей. С сер. 60-х гг. XX в. число англикан на М. стало быстро увеличиваться. В 1969 г. МЕЦ была разделена на 3 диоцеза - Тананариве, Таматаве и Диего-Суарес (ныне Анциранана), которые в общей сложности насчитывали ок. 500 тыс. верующих. Церковь стала частью образованной в 1973 г. провинции Индийского океана, в к-рую вошли также Маврикий, Сейшельские о-ва и Реюньон. В посл. четв. ХХ в. христ. Церкви и орг-ции пытались бороться с традиц. обычаем перепогребения мертвых (фамадихана), к-рый постепенно проникал в христ. богослужебную жизнь. Лидеры христ. деноминаций понимали, что заставить местных жителей полностью отказаться от культа предков невозможно, и поэтому стремились до определенной степени адаптировать элементы этого обычая к христ. богослужению с минимальным ущербом для последнего. В 1985 г. по этому поводу высказал мнение и президент Рацирака, к-рый во время одной из встреч, организованной Библейским об-вом, заявил, что, будучи христианином, он не может присутствовать на офиц. церемониях фамадихана. В 1975 г. состоялся Национальный синод Римско-католической Церкви на Мадагаскаре, подготовленный епархиальными синодами и призванный вовлечь в дела Церкви более широкие круги католич. общины. Католич. Церковь выразила свое отношение к фамадихана в 1987 г., когда католич. кард. В. Разафимахатратра в офиц. акте объявил, что 31 миссионер (малагасийцы и иностранцы), похороненный с 1956 по 1970 г., будет перезахоронен в соответствии с этим обычаем. Иезуиты взяли на себя труд по сближению основ католич. богослужебной традиции и малагасийской культуры. Большое значение имел перевод на национальный язык кн. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. В 1989 г., во время пастырского посещения Юго-Вост. Африки и островов Индийского океана, папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал известную малагасийскую покровительницу христианства Расуаманариву.

http://pravenc.ru/text/2561206.html

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евсевий 310. Мелхиад 311–314. Св. Сильвестр I 314–335. Марк 336 . Иулий 337–352. Ливерий 352–366. Феликс II антипапа 355– 365. Урсин антипапа 366–367. Дамас I 366–384. Сириций 384–398. Анастасий I 398–402. Иннокентий I 402–417. Зосима 417–418. Евлалий антипапа 418–419. Бонифатий I 418–422. Св. Келестин I 422–432. Сикст III 432–440. Св. Лев I Великий 440–461. Иларий 461–468. Симплиций 468–483. Феликс III 483–492. Геласий I 492–496. Анастасий II 496–498. Симмах 498–514. Лаврентий антипапа. Гормизда 514–523. Иоанн I 523–526. Феликс IV 526–530. Бонифатий II 530–532. Диоскор антипапа 530. Иоанн II 532–535. Св. Агапит I 535–536. Сильверий 536–537. Вигилий 537–555. Пелагий I 555–560. Иоанн III 560–573. Венедикт I 574–578. Пелагий II 578–590. Св. Григорий I Вел. 590–604. Савиниан 604–606. Бонифатий III 607. Бонифатий IV 608–615. Деусдедит (Бог дал) 615–618. Бонифатий V 619–625. Гонорий I 625–638. Северин (Зефирин II) 638–640. Иоанн IV 640–642. Феодор I 642–649. Св. Мартин I 649–653. Евгений I 654–657. Виталиан 657672. Адеодат (Богдан) 672–676. Дон (Донус) 676–678. Св. Агафон 678–681. Лев II 682–683. Венедикт II 683–685. Иоанн V 685–686. Конон 686–687. Пасхалий антипапа 687. † ок. 692. Феодор 687. Сергий I 687–701. Иоанн VI 701–705. Иоанн VII 705–707. Сисиний 708. Константин I 708–715. Григорий II 715–731. Григорий III 731–741. Захария 741–752. Стефан II 752. Стефан III 752–757. Павел I 757–767. (Константин II 767). (Филипп 768). Стефан IV 768–772. Адриан I 772–795. Лев III 795–816. Стефан V 816–817. Пасхалий 817–824. Евгений II 824–827. Валентин 827. Григорий IV 827–844. Иоанн антипапа 844. Сергий II 844–847. Лев IV 847–855. Венедикт III 855–858. Анастасий антипапа 855. Николай I 858–867. Адриан II 867–872. Иоанн VIII 872–882. Марин I 882–884. Адриан III 884–885. Стефан VI 885–891. Формоз 891–896. Бонифатий VI 896. Стефан VII 896–897. Роман 897. Феодор II 897. Иоанн IX 898–900. Венедикт IV 900–903. Лев V 903. Христофор 903–904. Сергий III 904–911. Анастасий III 911–913. Ландо 913–914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010