Когда же тот ответил: «Я из вашей свиты», его немедленно вытащили из часовни и допросили. Он тотчас признался, говоря, что его послала королева Фредегонда убить короля, и добавил: «Нас двенадцать человек, посланных ею, шесть прибыли сюда, а другие шесть остались в Суассоне, дабы ввести в заблуждение королевского сына 1747 . И пока я выжидал момента, чтобы в часовне предать убиению короля Хильдеберта, меня охватил страх, и я уже не помышлял о том, чтобы выполнить то, чего желал». После этих слов его тотчас подвергли жестоким пыткам, и он назвал остальных сообщников. После того как их отыскали в различных местах, одних заключили в темницу, других оставили в живых, отрубив им руки, а некоторым отрезали носы и уши и отпустили их на посмеяние. Однако многие из заключенных, страшась различного рода пыток, сами пронзили себя мечами, а некоторые умерли во время пыток – свершалось возмездие короля. 19. Суннегизила 1748 же вновь подвергли пыткам, каждый день его били плетьми и ремнями. Раны его гноились, но как только гной вытекал и раны начинали закрываться, пытки возобновлялись. Под пытками он сознался не только в причастности к смерти короля Хильперика 1749 , но и в прочих преступлениях. К этим признаниям он еще добавил, что соучастником составленного Раухингом, Урсионом и Бертефредом заговора по убийству короля Хильдеберта был Эгидий, епископ реймский 1750 . Епископа тотчас схватили и доставили в город Мец, несмотря на то, что он был сильно изможден длительной болезнью. И когда он там находился под стражей, король повелел созвать епископов для суда над Эгидием; и собраться они должны были в начале октября в городе Вердене. Поскольку другие епископы упрекнули короля в том, что он приказал увести Эгидия из города без расследования и заключить под стражу, король разрешил ему вернуться в свой город, разослав при этом, как мы сказали, ко всем епископам своего королевства письма, чтобы они прибыли в середине ноября в упомянутый город для слушания дела. В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Сохранилась также рукопись IX в., вероятно из г. Мец, с первоначальной редакцией «Хроники» (Berlin. Staatsbibl. Phillipps. 1828). Текст «Хроники» по этому списку впервые был издан в 1615 г. в Риме, однако наибольшее распространение получило издание Ж. Сирмона (1619), в к-ром была сделана попытка реконструировать утраченные фрагменты текста. Критическое издание «Хроники» осуществил Т. Моммзен (MGH. AA. T. 11. P. 3-36). Из средневек. авторов о «Хронике» И. упоминают Сигиберт из Жамблу и мон. Теодор, составитель «Annales Polidenses» (XII в.). В берлинской рукописи за текстом «Хроники» И. следуют консульские списки, к-рые, по мнению Сирмона, также были составлены хронистом. Эта гипотеза была принята Моммзеном, к-рый издал эти списки под заглавием «Константинопольская консулярия» (Consularia Constantinopolitana). В списках сохранились датировки по испан. эре, что свидетельствует об их испан. происхождении. Вначале они представляют собой простой перечень консулов от Брута и Коллатина (509 до Р. Х.), далее появляются краткие записи о важнейших событиях в истории Рима. С 330 г. больше внимания уделяется событиям в К-поле, с 395 г. начинается пространная хроника с консульской датировкой, к-рая обрывается на 468 г. (2-е консульство имп. Прокопия Анфимия). Ряд признаков указывает на то, что этот текст является результатом переработки офиц. источника. В его основе лежат различные рим. консульские списки, на основе к-рых была составлена т. н. Хронография 354 г. В кон. IV в. они подверглись ревизии в К-поле и получили офиц. статус. К-польская редакция списков была привезена на Запад, вероятно в 393-395 гг., т. к. до 395 г. консульский список И. полностью совпадает с офиц. греч. перечнем, вошедшим в «Пасхальную хронику». Соч.: Hydatius Lemicus. Continuatio Chronicorum Hieronymianorum ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 3-36; Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV cum additamento Hydatii ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//Ibid. T. 9. P. 196-249; Burgess R. W., ed.

http://pravenc.ru/text/293539.html

В позднее средневековье появились сказания о К. на франц. языке. Ок. 1303 г. датируется стихотворное Житие на лотарингском диалекте; в его состав входят сказание о перенесении мощей и о чудесах святого, а также 3 молитвы. Рукопись Жития К. на франц. языке, вероятно, из аббатства Сен-Венсан в Меце, украшена 72 миниатюрами со сценами подвигов и чудес святого ( Lionnet M. La «Vie de saint Clément», premier évêque de Metz: Étude analytique, descriptive et stylistique du manuscrit 5227, conservé à la Bibliothèque de l " Arsenal: Diss. [P.], 1996. 2 vol.). По рукописи 2-й пол. XV в. (утрачена в годы второй мировой войны) известен текст мистерии «Жизнь и чудеса св. Климента, епископа города Мец и апостола его жителей, которого вместе с многими другими прислал из Рима апостол Петр во времена Нерона, императора римлян» (изд.: Le Mystère de S. Clément de Metz. 2011). Здесь подробно изложены предания о К. в том виде, в каком они зафиксированы в его 4-м лат. Житии; в повествование включены дополнительные сцены и персонажи. Сцена торжества святого над драконом Граулли, предводителем ядовитых змей, являлась кульминацией представления, которое регулярно ставилось в Меце в XV-XVI вв. (оно длилось почти 18 ч., в нем участвовало более 100 чел.). В сочинениях мецских авторов XV-XVI вв. предание о К. было представлено в контексте легендарной истории города. Согласно распространенному в то время мнению, город был основан племянницей Ноя Азитой вскоре после Всемирного потопа и впосл. заселен беженцами из Трои. Название города произошло от имени рим. полководца Метина (Меция), к-рый по приказу Юлия Цезаря захватил и разрушил город, но затем восстановил его. По указанию имп. Октавиана Августа был воздвигнут амфитеатр, впосл. заброшенный и ставший убежищем для змей. При имп. Клавдии ап. Петр направил в Галлию проповедников, среди к-рых были К. и его ученики Целестий и Феликс. Далее в соответствии с сюжетом 4-го лат. Жития рассказывается о том, что сначала К. поселился в Горце, затем встретился с правителем города принцем Орием и воскресил его дочь.

http://pravenc.ru/text/1841341.html

Louvain, 1988. T. 2/2: 750 - Xe s.; 1983. T. 3/1: 969-1250; Макарий (Тайяр), архим. История Антиохийской Церкви от ее основания до нач. XX в.: Магист. дис./МДА. М., 1978. Т. 1; Griffith S. H. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. 1988. 1; Большаков О. Г. История Халифата. Л., 1989-1998. 3 т.; Бат-Йеор. Зиммии: евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. Т. 2; Кривов В. В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв.//Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 247-255; Bischöfe, Mönche und Kaiser (642-1054)/Hrsg. v. G. Dagron, P. Riché, A. Vauchez. Freiburg; Basel; W., 1994. (GChr; 4). S. 391-472; Todt K. -P. Notitia und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jahrhundert//Orthodoxes Forum. 1995. Bd. 9. S. 173-185; idem. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996-1997. 3 т. К. А. Панченко От османского завоевания до кон. ХХ в. Эпоха Османского владычества (1516-1918) В XIV в. в Вост. Средиземноморье началось стремительное возвышение новой державы - Османской империи. 29 мая 1453 г. османский султан Мехмед II овладел К-полем. В результате победоносных походов султана Селима I (1512-1520) турки уничтожили гос-во мамлюков. К сер. XVI в. весь Ближ. Восток и Сев. Африка, а также большая часть Вост. Европы, в т. ч. весь правосл. мир, за исключением России и западнорус. земель в составе Литвы и Польши, оказались под властью османов. Территория Сирии, завоеванной османами в 1517 г., была разделена на неск. провинций (эялетов, пашалыков); лишь Горный Ливан с преимущественно христ. и друзским населением оставался полунезависимым от Высокой Порты. На 4 столетия территория Антиохийского Патриархата вошла в состав Османской империи. В первые века существования Османское гос-во отличалось относительной веротерпимостью.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЙРАМ [тюрк. bayram - праздник], составная часть названия 2 мусульм. основных праздников: Курбан-байрам - праздника жертвоприношения и Ураза-байрам - праздника разговения по случаю завершения мусульм. поста, совершаемого в месяц рамадан по мусульм. лунному календарю. Оба праздника начинаются во 2-й пол. дня с совместной молитвы мусульман на открытом воздухе в специально отведенном месте или в мечети. После молитвы имам (мулла) произносит проповедь, затем следуют праздничная трапеза и раздача милостыни. Оба праздника обычно продолжаются 3-4 дня, мусульмане надевают лучшие одежды, дарят подарки, посещают друг друга, а также проводят мн. часы на кладбище, молясь об усопших. Курбан-б. (араб. аль-ид аль-кабир - большой праздник) начинают отмечать по мусульм. лунному календарю 10 зу-ль-хиджа - месяца, во время к-рого совершается хадж , т. е. паломничество, в Мекку . В день праздника в долине Мина рядом с Меккой паломники приносят в жертву овец и ягнят, вспоминая о том, как Ибрагим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (ср.: Быт 22). Жертвоприношение начинается с тасмии - обращения «Во имя Аллаха милостивого и милосердного», затем молятся прор. Мухаммаду, поворачиваясь при этом в сторону киблы, т. е. обращаются лицом к Каабе , главной мусульм. святыне, хранящейся в Мекке, и в заключение просят Бога о милостивом принятии жертвы. Треть жертвенного мяса мусульманин оставляет себе, остальное раздает в качестве садаки (добровольной милостыни). Ураза-б. (араб. аль-ид ас-сагир -малый праздник) приходится на 1 шавваля, сразу по окончании рамадана, но этот «малый праздник» по случаю прекращения поста обычно отмечается с большим размахом, чем Курбан-б. Лит.: Gr ü nebaum G. E. Muhammadan Festivals. N. Y., 1951; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 19772; Ниязи А. Ш. Священный Рамадан. М., 1993. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/77382.html

средневековой литературы, основанной на синтезе христианства, античности и народной германской культуры, закладываются англосаксонскими миссионе­рами с начала VIII века. 5 …искусство первых по благородству мысли и лучших мужей… — Речь идет о культурном подъеме во Франкии в царствование Карла Великого (к VIII — началу IX веков). Согласно приказу короля (789 г.), по всей стране при монастырях устраивались начальные и средние школы. В них необходимыми предметами были грамматика и риторика. В Аахене, при дворе Карла, также была создана школа, называвшаяся Академией. Членами Академии были многие талантливые поэты. Характерная черта этого времени — расцвет литературы, в особенности жанров агиографии и историографии, которые имеет в виду Вандальберт. 7 Гоар — аланское имя, означающее “добывающий скот”. Святой Гоар, этнический алан, родился в Аквитании, занимающей обширную территорию между Пиренеями (на юге) и Луарой (на севере) (Франция). Аквитания сначала была заселена иберами, затем кельтами. Зимой 406 года аланы (под предводительством своего вождя Гоара) и вандалы перешли Рейн, то есть восточную границу Римской империи, вытесняемые в прежних мест обитания гуннами и готами. Часть алан ушла вместе с вандалами в Испанию, другая часть, возглавляемая Гоаром, стала союзниками Рима, была расселена в Галлии и должна была охранять дороги и границы империи. Данные топонимики показывают, что большое количество аланских поселений находилось в Аквитании (с центром в Тулузе) и в области к северу от Луары между городами Амьеном и Аррасом на западе и Триром, Мецем, Тулем и Лангром на востоке (с центром в Реймсе). Трир и Мец и прилегающие к ним земли, где происходят события, описанные в “Житии святого Гоара”, окружены аланскими поселениями. Святой Гоар, вероятно, получил свое имя в честь вождя алан, приведшего их в Галлию. В V веке аланы приняли христианство. 8 Вандальберт Прюмский указывает, что святой Гоар родился во времена короля Хильдеберта (I) (511–558) и дожил до правления Сигиберта (I) (561–575). Интересно, что имена епископов, занимавших в это время Трирскую кафедру, известны: святой Ницетий (525/6–561) и святой Магнерих (561/5–578), а не Феликс и Рустик. Возможно, объяснение этого несовпадения может быть найдено в более раннем “Житии святого Гоара”.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Наконец, для христиан прямо заповедано: " И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах» (Коран 5: 47). Так мы и поступаем, но не потому, что слушаемся Корана, а потому, что это предписано в Библии и это же подсказывает здравый смысл. Однако даже мусульманам хорошо известно, что в том, что принес Мухаммед как якобы подтверждение Библии, находятся весьма существенные и даже кардинальные противоречия Библии. Мы уже показали это выше. Следовательно, и этому критерию не удовлетворяет Мухаммед. (Окончание следует.)   Мец А . Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 321–322. Вообще поэзия – это во многом дело вкуса. И собственно арабские поэты весьма скептически были настроены по отношению к художественным качествам Корана. Известный поэт Башшара ибн Бурд (убит в 783 г.) на многолюдном собрании в Басре, выслушав стихотворения современных ему поэтов, сказал о некоторых из них: " Эти стихи лучше любой суры Корана». А его младший современник поэт Абу ал-Атахия (750–825) не только не признавал несотворенности Корана, но считал, что некоторые из его собственных стихотворений по своим качествам намного выше коранических сур. Ар-Раванди (ум. в 906 г.) утверждал, что у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране. В это же время высокопоставленный чиновник Абу ал-Хусайн ибн Абу ал-Багл пишет книгу об имеющихся в Коране ошибках. Наконец, тогда же известный поэт Абу ал-Ала Маарри позволяет себе сочинить рифмованную параллель к Корану, полностью в манере " святой книги», разделив ее на суры и аяты.   Юрий Максимов 23/07/2007 Смотри также: Встреча с Православием Интернет-журнал  версия для печати Также в этом разделе: Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  20 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  20 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  18 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  18 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  17 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  17 января

http://pravoslavie.ru/put/070723175350.h...

Вернувшись из Англии, К. надеялся в качестве вознаграждения получить должность губернатора Пьемонта, вакантную после неожиданной кончины графа Энгиенского (1546; на него упал тяжелый сундук); не получив ее, он на неск. лет удалился в родовое имение Шатийон-сюр-Луэн. В окт. 1547 г. женился на Шарлотте де Лаваль, представительнице знатного бретонского рода, дочери Ги XVI, гр. де Лаваля, генерального наместника и адмирала Бретани. Начав новую войну с имп. Карлом V (в 1552, заручившись поддержкой протестант. князей, франц. армия во главе с герц. де Гизом вторглась в Лотарингию и захватила Мец, Туль и Верден), Генрих II вновь приблизил ко двору К. В 1551 г. К. был назначен губернатором Парижа и Иль-де-Франс, в нояб. 1552 г. получил коронный чин адмирала Франции, а после нескольких военных побед стал губернатором Пикардии (1555). Победа французов при Ренти (12 авг. 1554) стала причиной разрыва К. с герц. де Гизом, который считал, что победа принадлежит ему, тогда как адмирал приписывал ее себе. Вероятно, именно соперничество с герц. де Гизом, а также союз с принцами крови Бурбонами (в 1551 племянница К. Элеанора де Руси де Руа, вышла замуж за Людовика I де Конде, одного из предводителей гугенотов) повлияли на то, что впосл. он перешел в кальвинизм и примкнул к партии гугенотов. Во 2-й пол. 1555 г. К. вместе с гос. секретарем Клодом де л " Обепином участвовал в переговорах о мире с Габсбургами; в февр. 1556 г. в Воселе было заключено общее перемирие. Однако уже в 1557 г. военные действия возобновились: когда основная часть франц. армии выдвинулась на помощь восставшей против испанцев Сиены, испан. войска под командованием Эммануила Филиберта, герц. Савойского, вторгшись с севера, из Испанских Нидерландов, 2 авг. осадили г. Сен-Кантен в Пикардии (совр. деп. Эна). Несмотря на превосходящие силы противника, ошибки, к-рые допустил коннетабль де Монморанси, командовавший франц. войсками, и нежелание горожан сражаться, К. организовал защиту города, но после 17-дневной осады, полного разгрома французов под городскими стенами, пленения командующего, а также ок.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Одним из «образцовых» мон-рей был Лорш, основанный гр. Канкором и его матерью Виллесвиндой и порученный затем попечению св. Хродеганга, к-рый направил туда монахов из аббатства Горце . В 761 г. Хродеганг послал в Лорш мощи мч. Назария, полученные им из Рима, а в 772 г. Карл Великий принял мон-рь под особое покровительство. С именем св. Хродеганга связано оформление института каноников, ответственных за совершение богослужений в храме. При кафедральном соборе в Меце был создан капитул каноников, которые служили по римским литургическим книгам. Наряду с придворной капеллой в Ахене Мец сыграл важную роль в распространении римского богослужения, в т. ч. церковного пения, в государстве К. К. придавали особое значение распространению христианства. При поддержке франк. правителей действовали миссионеры во Фризии, в Зарейнской Германии, на скандинавских и славянских землях. Вопросы, связанные с проповедью среди язычников, были предметом особого внимания советников Карла Великого. Указывая на негативные последствия насильственного крещения саксов, покоренных Карлом Великим (мятежи, массовое отступничество), Алкуин отстаивал необходимость добровольного обращения и надлежащего пастырского окормления бывших язычников ( Alcuin. Ep. 107, 110, 112-113). В ходе совещания Аквилейского патриарха Павлина II и Зальцбургского архиеп. Арнона (796) обсуждались вопросы, связанные с пастырским окормлением аваров и подготовкой духовенства для миссии (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 172-176). Лит.: Lesne E. La hiérarchie épiscopale: Provinces, métropolitains, primats en Gaule et Germanie (742-882). Lille; P., 1905; Cabaniss A. Agobard of Lyons: Churchman and Critic. Syracuse, 1953; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter form the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966; Devailly G. La pastorale en Gaule au IXe siècle//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1973. T. 59. P. 23-54; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims (845-882). Gen., 1975-1976. 3 vol.; McKitterick R.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

М., 1930; он же. Основные вопросы археологии Москвы//МИА. 1947. Вып. 7. С. 7-22; Бадер О. Н.,Талицкий М. В. и др. Работы на строительстве канала Москва-Волга: Археол. памятники//Археол. работы Академии на новостройках в 1932-1933 гг. Л., 1935. [Ч.] 1. С. 39-65. (Изв. ГАИМК; 109); Коробков Н. М. Метро и прошлое Москвы: Очерки геологии, истории и археологии Москвы. М.; Л., 1935, 19382; По трассе 1-й очереди Моск. метрополитена им. Л. М. Кагановича: Архивно-ист. и археол. работы академии в 1934 г. М.; Л., 1936; Из истории Москвы: (Опись г. Москвы после пожара 10 апр. 1629 г.)//Красный архив. М., 1940. Т. 4(101). С. 197-227; Бадер О. Н. Мат-лы к археол. карте Москвы и ее окрестностей//МИА. 1947. Вып. 7. С. 88-167; Богоявленский С. К. Мат-лы к археол. карте Моск. края//Там же. С. 168-178; Горюнова Е. И. Итоги работ археол. надзора на строительстве 2 очереди Моск. метрополитена им. Л. М. Кагановича//Там же. С. 44-54; Мец Н. Д. Датировка черной лощеной керамики по собранию кладов нумизматического сектора ГИМ//КСИИМК. 1949. Вып. 24. С. 108-115; Фехнер М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и нач. XVI вв.//МИА. 1949. Вып. 12. С. 106-124; Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы: Мат-лы и исслед. М., 1950. [Т. 1]: 1147-1762; Качанова В. И. Топография кладов Москвы и ее окрестностей//Археол. памятники Москвы и Подмосковья. М., 1954. С. 131-152; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья: Нумизматика и эпиграфика. М., 1960. Т. 1. С. 3-77; 1962. Т. 3. С. 212-287; Воронин Н. Н., Рабинович М. Г. Археол. работы в Моск. Кремле//Сов. Арх. 1963. 1. С. 253-272; Рабинович М. Г. О древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан в XI-XVI вв. М., 1964; он же. Культурный слой центральных районов Москвы//Древности Моск. Кремля. М., 1971. С. 9-116; Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968; Беленькая Д. А. История заселения Китай-города (Москва), кон. XII - нач. XVII в.: АКД. М., 1972; Шеляпина Н.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010