3. (Что обозначает прикосновение) «к кости мертвого человека» или «к гробу мертвеца»? – «Костью» называются отступившие от веры и не являющиеся членами Церкви, но отсеченные ( Ин. 15, 2 ) и умершие, потерявшие всякое движение жизни и лишившиеся пречестной Главы – Господа нашего, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое ( Еф. 4, 16 ), «возрастает в святой храм в Господе» ( Еф. 2, 21 53 . 4. «Гроб» и «могила» – это лицемеры, ибо они украшают себя извне, будучи внутри злыми. И Господь уподобил таких (людей) окрашенным гробам ( Мф. 23, 27 ). 5. Прикоснувшемуся к тому, что запрещено законом, закон повелевает очищаться. Хорошо, согрешив хотя бы в малом, вскоре же очищаться, прежде чем мы погрузимся в глубину зол. 6. «Седьмой день» ( Чис. 19, 19 ), в который нечистый объявляется чистым, обозначает время от греха до исповеди, (поскольку) не наступило (еще) совершенное исполнение времен. Ибо, если бы не были исполнены эти семь дней, то в конце времен не нашлось бы места покаянию 54 ( Евр. 12, 17 ). (Пусть) седьмой день, то есть конец жизни, окажется чистым. 7. Пепел ( Чис. 19, 17 ) обозначает смирение, как и Давид сказал: «Сердце сокрушенное Бог не отвергнет» ( Пс. 50, 19 ). И Ниневитяне покаялись во вретище и в пепле 55 ( Ион 3, 6 ). Так и Эсфирь, пеплом и прахом посыпав голову ( Эсф. 4, 17 ), умолила Господа о своих соотечественниках. Так и Авраам (воззвал) к Богу: «Я, прах и пепел» ( Быт. 18, 27 ). И в сто первом псалме сказано: «Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» ( Пс. 101, 10 ); (этим) показывается великое смирение, приносимое от всего сердца. И еще (сказано) о том же: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс. 105, 1 ). Глава 15 1. Таковы истинные очищения боящихся Бога и таковы окропления тех, которые усовершают себя 56 Христовым Телом, очищающим лучше, чем кровь телицы и прочие законные очищения, не только тела, но и души. «Кольми паче, – сказал апостол, – Кровь Христа... очистит совесть вашу от мертвых дел для служения Богу Живому» ( Евр. 9, 14 ). Ему слава ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

5 БО 484–485.. Таким образом Отец послал ангелов возвестить пришествие Христово, ибо, если закон Моисею был преподан чрез ангелов ( Гал. 3, 19 ), – а закон предвозвещал Христа, как и Сам Господь указал (на это), сказав: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он говорил о Мне " ( Ин. 5, 46 ), – и поскольку Христос есть сияние славы ( Евр. 1, 3 ) Отца, постольку и ангелы, возвещая Моисею закон ( Дан. 8:16, 9:21 ; Иезек. 40, 3; Зах. 1,9 ), возвещали славу Божию. Так, ангел изъясняет глубины и Даниилу и Иезекиилю, а также Захарии и всем пророкам. Имею показать тебе и другое небо 14 , возвещающее славу Божию, – Гавриила, возглашающего Пречистой Деве: " Радуйся, Обрадованная» ( Лк. 1, 28 ) и т. д. 6. И что я еще скажу тебе (о том, как) и Новое и Ветхое (Писание) свидетельствует, что ангелы служат таинствам домостроительства ( Евр. 1, 14 ) 15 . 7. Если удобно, (то можно выразить эту мысль) более возвышенным образом 16 . Душа мудрого есть малое небо 17 , всюду имеющая в себе светлые мысли, истинное ведение, сияющие дела, так что ими прославляется Бог. 8. Если же кто-нибудь может найти истолкование более правильное, чем это, пусть расскажет (о нем). 9. А я думаю, что в (словах псалма) – «И о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 2 ) – твердью названа Церковь , ибо она утверждается нетлением. Так и святой Павел говорит (в послании) к Тимофею: «Чтобы... ты знал, как тебе должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ). 10. Если же славу Божию проповедуют «небеса», эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то есть благоволение (Божие) к нам, (бывшее) прежде спасительного (Христова) пришествия, то под «твердью» необходимо подразумевать Церковь , возвещающую о делах рук Его. Таким образом мы (утверждаем), что о пришествии (Христа) с небес в (человеческое) тело возвещают ангелы, а о человеческих путях Его и о всех делах говорит Церковь . Глава 8 1. (Это) может быть истолковано (и) иным образом (по отношению) к уму и к чувству; так, под «небом» (можно) подразумевать чистый и высокий, возвышенно богословствующий (ум), возвещающий славу Божию, а под «твердью» – чувство, не разрушаемое похотениями, но твердо им сопротивляющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

5. Глас, бывший Петру, можно понимать и (так, что он относится) к язычникам, так как Бог не позволяет исключать из веры никого. Так и великий Петр, беседуя с Корнилием, сказал: «Вы знаете хорошо, что непозволительно мужу иудею молиться с мужем язычником. Но мне Бог открыл, чтобы я не почитал нечистым ни одного человека ( Деян. 10, 28 ), приходящего к вере». 6. Итак, не этим только уничтожилось соблюдение обычаев о пище, но и тем, что изрек Господь. А для того, чтобы, объявляя закон отменяемым постепенно, не вдаваться в многословие, отвергнем его совершенно, как апостолы. Не следует, сказали они, уверовавшим впрягаться в то ярмо, которого не могли снести и наши отцы ( Деян. 15, 10 ). 7. Ибо, когда произошло разногласие в Церкви, и когда говорили, что уверовавшим должно обрезываться ( Деян. 15, 2, 5 ), как сказано в Деяниях, «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела. И встав Петр сказал всем: мужи и братия, вы знаете, что Бог... избрал из вас от давних дней, чтобы из моих уст язычники услышали Евангелие... И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого» ( Деян. 15, 6–8 ). И вскоре Иаков сказал: «Я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от скверны языческой, от идолопоклонничества, от прелюбодеяния, от удавленины и крови " ( Деян. 15, 19–20 ). И вскоре затем: И угодно было апостолам, избрав доверенных людей, послать (их) к язычникам – Павла и Варнаву и Иуду и Силу, называемого Варсавою, «написав (и) вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры... братиям, находящимся в Антиохии и в Сирии... – радоваться. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас тем, чего мы им не поручали, то нам заблагорассудилось, собравшись вместе и избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, людьми, предавшими души свои за имя... Иисуса Христа» ( Деян. 15, 22–26 ). И вскоре: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас большего бремени, но только воздерживаться от идоложертвенного и прелюбодеяния и удавленины» ( Деян. 15, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

5. Если же захочется (точно определить) 46 эти слова, которые изречены в законе о умерших, (а именно) о том, что действительно нечист уже тот, кто прикоснулся к мертвецу, то мы скажем: почему же следует считать пребывающим в нечистоте того, кто прикоснулся к умершему? Как это (следует понимать)? Так ли, что мы, будто и нам не надлежит умереть, гнушаемся телами умерших? Или же так, что и нам надлежит умереть? Если так, будто (нам) не надлежит умереть, то мы ничего не скажем. А если так, что (и нам) надлежит умереть – ведь ни для кого невозможно не вкусить смерти – (то) какая это несообразность» 47 – гнушаться телами умирающих, как будто и (мы) не должны будем сделаться такими же, каковы умирающие! А умершие значительно чище нас, если (они) не обременены 48 грехами, так как избежали поводов 49 к греху. «Ибо умерший, – сказано, – оправдался 50 от греха " ( Рим. 6, 7 ). 6. Если бы оно (­­тело) не было чисто, то захотел ли бы Господь воскресить его и удостоить Небесного Царства? А о воскресении мертвых Господь сказал 51 , беседуя с Моисеем ( Исх. 3, 6 ): «Бог не есть (Бог) мертвых, но живых» ( Мф. 22, 32 ). Итак, если Бог есть (Бог) живых – живыми же являются тела, расставшиеся с жизнью, так как они имеют надежду воскресения, – то они не осквернены, ибо о них промышляет Бог. 7. Как же кости Иосифа ( Исх. 13, 19 ) не оскверняли приближавшихся к ним? Ведь весь народ шел с ними. Глава 14 1. И всякий, кто пройдет сквозь поле мертвых или прикоснется к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет ( Чис. 19, 16 ). 2. Что такое «поле мертвых»? «Поле мертвых» – это помысл невоздержания, многим причинивший вред. Бесчисленны те, которых он умертвил, принося призрачные наслаждения. О том, чтобы избежать этих козней 52 , молился и мудрый Сирах, говоря: «Господь, Отец и Владыка жизни моей! Не оставь меня на волю их... Пожелания чрева и сладострастие да не овладеют мною» ( Сир. 23, 1, 5 ). " Блажен поистине муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1, 1 ) и издалека отвращается от злых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

6. Плотское сделай бесплодным, ибо оно противится духу ( Гал. 5, 17 ). Приобрети образ Христа ( Гал. 4, 19 ), находящегося в тебе, чтобы и ты мог с дерзновением сказать: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Глава 2 1. Для начала слова пусть будет достаточно (сказанного), чтобы нам не показаться как бы препятствующими слову; обратимся же к намеченному (нами), предлагая духовное истолкование. Сделаем здесь начало. 2. Будем сначала говорить о названии (рассматриваемой) Книги. (Она) называется «Притчи» по той причине, что говорит притчами, представляя сказанное сравнением одного предмета с другим. А чтобы мне не показаться говорящим без доказательства, буду говорить с доказательством. 3. В книге Судей ( Суд.9 ) говорится о том, что, после убиения сыновей Иероваала, младший сын, убежав, взошел на гору Гаризим и восклицает, понося (жителей) Сихема, так как они забыли Иероваала, мужа доблестного и многократно хотевшего умереть за своих людей, (которые) вместо него пожелали (иметь) царем того убийцу. (Он говорил) так: «Двинувшись, деревья... пошли поставить над собою царя и сказали маслине: Царствуй над нами» ( Суд. 9, 8 ). Но она не захотела. Тогда стали просить смоковницу. И она решительно отказалась. Понуждали виноградную лозу; (потом), так как и она не захотела ( Суд. 9, 9–13 ), сказали терновнику: Царствуй над нами. И сказал терновник: Если вы действительно поставите меня царем над собою, то идите (ко мне) и надейтесь на мою защиту. Если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские ( Суд. 9, 14–15 ) и т. д. 4. (Поскольку) об этом сказано таким образом, (постольку) надлежит, конечно, понимать, что не о деревьях говорится в этой притче, но о чем-то ином. Для тех же, кто очищен духовно и (освобожден) от плотского Божиим светом, эти слова могут быть понятными. 5. Поэтому и мы помолимся Всещедрому Богу чрез Иисуса Христа во Святом Духе, Который из брения возвышает нищего ( 1Цар. 2, 8 ), чтобы Он научил нас истинному разумению. Ибо уже пора говорить об этом. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

6. С удовольствием спросил бы я их: «как они велят нам исполнять закон – так ли, как нам повелевает сам закон и Дух Святой, или так, как они сами понимают исполнение (закона)»? Если так, как они (понимают), то они предписывают не что иное, как нарушение закона, ибо закон (повелевает), чтобы прикоснувшийся к мертвой кости или к мертвецу, если он не очистится, был бы истреблен из своего народа; (это заповедано), чтобы они не прикасались к святыне. А они, прикасаясь к мертвецам и к костям, не только не очищаются, по оскверняют и святыню, приближаясь к ней. Если же (они велят исполнять закон) так, как повелевает Святой Дух, то разве они не являются самыми бесстыдными (людьми)? 7. Еесли они велят нам жить по (предписаниям) Духа, то они, очевидно, (сами) поступают вопреки этому, ибо не тот иудей, кто внешне таков, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, не по букве, а по Духу; ему и похвала не от людей, но от Бога ( Рим. 2, 28–29 ). Глава 11 1. А таинство телицы сохраняется среди нас, содержащих закон не по букве, но духовно, и служащих уже не теням и подобиям и образам, но действительно самой истине. 2. Ибо эти символы изобрела человеческая немощь, вкладывая в них свою слепоту, (и) чрез них 32 воспринимает истину. Человечество, будучи еще немощно и пребывая вне Божественной благости, по причине случившегося прежде 33 прельщения, приняло символы истины, чрез которые оно познает (самую) истину. А те, чьи души здравы и могут познавать Творца чрез красоту небес, не нуждаются ни в символах, ни в изображениях. Поэтому необходимо было, чтобы в законе прежде всего указывалось, как от него возможно будет (восходить) к духовным (предметам), о которых нас поучает Господь наш Иисус Христос , говоря, что вкусившие истины будут поклоняться Богу не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, но будут в духе и истине ( Ин. 4, 21, 23 ) воздевать к Нему чистые руки ( 1Тим. 2, 8 ). 3. Святое, не (объемлемое) местом и пространством, оскорбляется 34 таким почитанием и служением, когда явилась истинная Телица, подобием Которой была та (ветхозаветная), и когда явилось истинное Очищение. " Смотри, – сказано, – сделай все по тому образцу, какой показан тебе» ( Исх. 25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

7. Апостол в послании к Тимофею говорит: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, ...терпении, любви, молчании, в гонениях, в страданиях» ( 2Тим. 3, 10–11 ). Усердно буду наставлять тебя в уразумении этих слов, потому что не ему одному (сказано это). Это наставление изречено для всех нас, ибо нам велено помышлять о горнем ( Кол. 3, 2 ). Глава 6 1. Мы достаточно сказали здесь о тех, которые терпят ради правды ( Мф. 5, 10 ). Надлежит сказать и о том, о чем ты спрашиваешь в послании, говоря о мертвеце, скончавшемся в доме. А это изречение таково: 2. Если человек умер в доме, то входящий в дом и то, что в доме, нечисто будет семь дней; и всякий открытый сосуд нечист. И пусть возьмут (пепла) сожженной телицы и смешают с водою и очистят сосуд. И пусть возьмет иссоп чистый муж и омочит в воде и окропит дом, и сосуды, и живущих, и всех, бывших в доме этом. И пусть окропит чистый муж нечистых в третий и в седьмой день. И человек, который не очистится, пусть будет истреблен из сонмища своего, ибо он осквернил святилище Господа, ибо не окроплен водою окропления; поэтому он нечист. И да будет (это) вам уставом вечным. И кропивший водою окропления пусть вымоет одежды свои; и (тот, кто) прикасается к воде, будет нечист ( Чис. 19, 14–21 ). 3. Надлежит понять, что установивший эту заповедь Спаситель наш не позволяет разуметь ее просто. «Не нуждается, – сказал Он Петру, – омытый в ином очищении» ( Ин. 13, 10 ). Ясно, что очистившийся однажды вторым рождением не оскверняется ничем из того, что установлено 21 в (Моисеевом) законе, а именно – мертвецом или костью мертвеца или иным чем-нибудь. Не подобает омывать внешность чаши ( Мф. 23, 25 ) и пренебрегать внутреннею чистотою, то есть душевною. 4. Различение (родов) пищи отменяется не только гласом, бывшим с неба, который сказал Петру: «Что Бог очистил, ты тем не гнушайся» ( Деян. 10, 15 ), но и тем, что Господь сказал Своим ученикам: «Не то, что входит в... человека, оскверняет человека, но то, что выходит» ( Мф. 15, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

7. Для чего же Писание называет Христову смерть перстью ( Пс. 21, 16 ) и пеплом ( Чис. 19, 17 )? (О том, что Христос пострадал не призрачно, но действительно). – Для того, чтобы поистине явно было, что не призрачно, но в действительности претерпел Христос спасительные страдания, без изменения восприняв нашу плоть, Он действительно вкусил смерть подобно нам [ Рим. 6, 5 ]. Поэтому уверовавшие в Него, но не проповедающие о том, что Он действительно ради нас претерпел страдания, пребывают еще в грехах ( 1Кор. 15, 17 ). 8. По этой причине народу (израильскому) не предписано пользоваться пеплом иной телицы, если недостаточно будет первой, дабы явно было, «что Христос умер за нас» ( Рим. 5, 8 ) для спасения 44 мира. Умерший, говорит Апостол, Он «уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» ( Рим. 6, 9–10 ), вводя плоть в вечную жизнь. Глава 13 1. Что же сказано далее: ибо надлежит рассмотреть и последующее? – И вот закон: если человек умрет в доме, то всякий, кто придет в тот дом, нечист будет, и все, что в нем ( Чис. 19, 14 ). Здесь говорится не об обыкновенной смерти, но о душевной: ведь и душа умирает – не временною смертью , но вечною, как и пророк говорит: «душа согрешающая – та умрет» ( Иез. 18, 4 ). 2. Это для нее истинная смерть, а именно (смерть) от грехов. Ибо красота души и одеяние и украшение – добрая жизнь по Писанию. «Мудрые жены, – сказано, – устроили дома» ( Притч. 14, 1 ). Потому и Господь, повелевая каждому из нас созидать дома добродетелями, уподобляет нас мудрому мужу ( Мф. 7, 24 ), созидающему свой дом на камнях, называя Камнем Себя, а домом крепость веры. 3. Если же человек умрет душевною смертью и ты войдешь в его дом ( Чис. 19, 14 ), то есть в (его) привычки и в дела, то ты сразу же осквернишь свою совесть и затемнишь рассудок. Однако, если ты покаешься, прежде чем зло успело растлить тебя в душе и в теле, (то) ты придешь и очистишься Святым Телом. 4. И всякий открытый сосуд и необвязанный нечист ( Чис. 19, 15 ). Так всякая душа, повязанная «повязанием» 45 любви ( Кол. 3, 14 ) и закрытая, не может принять ту нечистоту. А что открыто слабостью и что не имеет на себе знамения Христова ( 2Тим. 2, 19 ), то будет осквернено обманами лукавого. Так и Иеремия возвестил народу о том, что смерть входит в двери ( Иер. 9, 21 ) их, называя дверями чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело... 40 .3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших 41 , как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» ( Ис. 61, 10 ); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная 42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди ( 1Пет. 5, 2 ). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд ( Быт. 3, 21 ).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11, 2 ). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» ( Лев. 21, 13–14 ) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя ( 2Кор. 4, 16 ), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения 43 , то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» ( Песн. 1,2 ) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно». Глава 16 1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» ( Ис. 61, 10 ) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус...

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

в праведности и в неправедности, а узы удерживают от неправды. Поэтому, как я говорю, надобно допустить одно из двух: или мы от начала согрешили вместе с телом, и не представляется времени, в которое бы мы были без тела, и следовательно тело вместе с душою есть вина и добрых и худых дел; или мы согрешили, когда жили без тела, а посему тело совершенно не виновно во зле. Но душа без тела не побеждается неразумным сластолюбием, а между тем первозданные побеждены, быв уловлены неразумным сластолюбием; следовательно душа была соединена с телом еще до греха. Глава 35 Мне кажется, я уже вполне и со всякою убедительностью доказал, что нельзя думать, будто тело стало узами в наказание за преступление, дабы душа, облекшись в мертвенность, несла, по их мнению, непрестающее и постоянное наказание. Посему несостоятельно и невозможно то положение, будто тело есть сеть и узы, и будто Бог заключил души в эту сеть в наказание, свергнув их с третьего неба, за то, что они нарушили заповедь. Ибо на каком основании можно поверить таким опрометчивым словам их? И в Псалме этого нет, а они натянуто изъясняют его... Но я представлю самые слова, там находящиеся, дабы обнаружилась лживость толкования их, как они не хотят правильно понимать Писания. Эти слова следующие: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положим оковы на чресла наши; посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65:10–11 ). Они тотчас присовокупляют: это сказано о душах низверженных с третьего неба, где рай, в это тело, как в сеть, как бы для подвига. Ибо, говорят, слова: «мы прошли чрез огонь и воду» означают: или вшествие души в мир чрез утробу матернюю, так как она пребывает там как бы в пламени и влаге; или – ниспадение с небес в эту жизнь, совершающееся чрез источники огненные и воды, находящаяся над пространствами тверди. Против них-то я и нашел нужным выступить. Ты, Аглаофон, сам дай за них ответ, что они будут говорить? Глава 36

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010