Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова. О раннем этапе исповедного учета в России (конец XVII – первая треть XVIII в.)     В России в XVII–XVIII вв. существовали три независимые системы учета населения – государственная, церковная и вотчинная. От функционирования каждой из них сохранилась соответствующая документация. Большой Московский церковный собор 1666–1667 гг. возложил на приходских священников обязанность вести записи венчаний, скоропостижных смертей, незаконной рождаемости и покаянной практики. Это были обязательные для «людей всех чинов, хто ни буди» явки на исповедь в периоды основных постов – Великого, Петровского, Успенского и Рождественского. Наиболее глубокий идейно-религиозный смысл прилагался к покаянию в период Великого поста. О нем можно говорить как о самом многочисленном по составу участников, систематическая фиксация которых и может рассматриваться как источник по исторической демографии. Практика учета исповедей в ряде епархий была известна еще до собора 1666–1667 гг., например, в северных уездах Ростовской митрополии (Белозерском, Устюжском, Сольвычегодском, части Двинского). В окружном послании митрополита Ионы (Сысоевича) на Белоозеро 1652 г., по времени почти совпавшим с началом церковной реформы, приходским священникам вменялось в обязанность следить, чтобы «никто не был б без отца духовного и без покаяния» (наряду с единогласным пением и трехперстным знамением) . В его же указной грамоте в Устюжский и Усольский уезды в феврале 1661 г. говорилось, чтобы «в нынешний 169-го года Великий пост православные христиане с женами, и с чады, и с домочадцы приходили к своим отцам духовным каяться грехов своих» . Как видим, акцент делается на семье – супруги–дети–домашние слуги (либо еще какие-то родственники). Противящихся этому «бесчинников» следовало приводить на архиерейские дворы и смирять, «смотря по вине». Если по государственному и вотчинному учету населения разновидности источников в научной литературе в целом разработаны (писцовые и переписные книги, вотчинные описания, а с петровского времени и далее, в XVIII–XIX вв. – материалы ревизий), то источниковедение церковной документации требует специального изучения: записные венечные книги, венечные разделы в архиерейских приходных книгах, метрические книги, исповедные росписи/тетради/ведомости, клировые ведомости. Значительный интерес в этой связи представляет и весьма разнообразная терминология данных источников, их «самоназвания»: великопостные сказки, именные реэстры, духовные росписи и проч. Известный историк-демограф В. М. Кабузан заметил, что церковные документы являются ценным дополнением к государственному и административно-полицейскому учету православного населения, так как порой только они содержат сведения о женской половине семей, да и к тому же там учитываются неподатные категории населения .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Краснинский. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О времени постройки церкви, о ее первых служителях мы узнаем из клировой ведомости «Краснинского отряда Михайло-Архангельской церкви» за 1861 год. «Церковь сия построена в 1860 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, теплая. Престол в ней один, во именование Архистратига Михаила. Утварью еще недостаточна. Причта положено по штату, священник и дьячок. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной в отводе не имеется, священноцерковнослужители сенокосными участками пользуются от прихожан малыми. Дома для священно-церковнослужителей получается от прихожан денежного жалования 160 рублей серебром в год, из коих священник получает 120 руб., а дьячок 40 руб. серебром. Частного хлебного сбора в год не более 70 пудов на причт, денежного сбора 50 руб. серебром. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет. Расстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного Благочинного в 200 верстах. Ближайшая к Сей церкви суть станицы Карагайской Вознесенкая в 25, станицы Петропаловской Петропаловская в 28, и отряда Арсинского Христорождественская в 22 верстах. Приписной церкви нет. Домовой церкви нет. Опись церковному имуществу есть, сделана 1861 года, скреплена членом консистории ключарем Священником Высотцким и утверждена печатию Духовной Консистории. Приходорасходные книги о сумме святой и церковной за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории выданы 1861 года, ведутся исправно и хранятся в целости. Копия с метрической книги за 1861 год хранится в целости. Исповедальная роспись за 1861 год имеется. Обыскные книги, выданные в 1861 году за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории, хранятся в целости, в них ненаписанных листов 194-ре. О причте означенной церкви: Священник Василий Павлов Ребрин, дьякской сын, по окончании курса в Уфимской семинарии 1844 г., уволен с аттестатом 2-го разряда и сего же года ноября 8-го дня Преосвященным Иоанникием рукоположен в священника Верхнеуральского уезда в Петропаловскую крепость к Петропаловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=52090

Бабаи. Церковь Михаила Архангела (утраченная). Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен Первый храм во имя Архангела Михаила был построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 года. В 1782 году губернским прокурором Петром Андреевичем Щербининым была построена каменная церковь с колокольней, освящённая во имя Архангела Михаила. Церковь была выдержана в формах «сельского» классицизма. Она имела довольно громоздкую круглую колокольню и полукруглый портик с колоннами, повторявший портик  церкви в с. Кузьмино (близ Царского Села), спроектированной знаменитым Дж. Кваренги  Храм имел низкий восьмигранный купол, увенчанный луковичной главкой с крестом. Церковь была закрыта и разобрана в 1930-е годы. И только в 2012 г. в селе была выстроена  новая каменная церквь , выдержанная в совершенно другом стиле. Источник: Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - Харьков, Факт. 2005 В грамотах и других бумагах с. Бабаи с 1653 г. обыкновенно называется так: «село Архангельское, Бабаи тож». Потому первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 г. В 1782 г. владельцем Бабаев Петром Андреевичем Щербининым построен ныне существующий каменный храм. В топографическом описании Харьковского наместничества 1785 г. сказано: «Помещика Щербинина село Бабаи, в коем церковь каменная с иконостасом лучшей работы». И здесь же сказано о тогдашнем уезде Харьковском, что в нём только «одна каменная церковь», т. е. бабаевская. В настоящее время экономия помещика снабжает св. храм ризницей и отоплением, но ныне, за отсутствием помещика, нельзя сказать того же о храме, что говорено о нём в 1785 г. Книги храма: Триодь постная м.п. 1696 г., Евангелие м.п. 1737 г., Минея служ. в 12 кн. м.п. 1741 г., Деяния церковные, Метрические книги в церковном архиве начинаются с 1744 г., а в архиве Харьковской консистории – с 1725 г. По переписи 1732 г. в Бабаях приходская школа, она поддерживается и ныне. Ныне в состав Бабаевского прихода входят: сельцо Ржавец, без храма, и село Филиппово, также без храма. Между тем с 1722 г. видим ржавецкий храм Зачатия Св. Анны и в числе прихожан его жителей Гиевки. Метрики его в архиве правления начинаются с 1725 г. А в книге «окладным церквам харьковскаго Иерофеевича Донца пишут: «Он Григорей за межами и гранями нашею землею владеет насильством своим по прежнему, и которых Черкас поселил он Григорей на той нашей поместной земли, и они Черкасы в то наше село приезжают и нас холопей ваших и женишек наших и детишек бьют смертным боем и в летнее время детишек они Черкасы на поли, на нашей даче, бьют и грабят и насильно лошадей и всякую скотину отымают, и с женишек наших и с дочерей всякия платья грабежем снимают». 

http://sobory.ru/article/?object=56830

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Каскелен. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Первый приход в Каскелене был образован в 1865 году. В 1900 г. был построен храм в честь Архангела Михаила. Здание было из дерева на каменном фундаменте, с колокольней над западным фасадом. В 1928 году храм был закрыт. Колокола сняты, колокольня разрушена. В настоящее время ведутся ремонтно-реставрационные работы. Освящены новые колокола. 10 колоколов были отлиты в городе Тутаев Ярославской области. Видеосюжет 13 июля 1867 г. Указом Его Императорского Величества Александра II на базе 9-го и 10-го полков Сибирского казачьего войска образовано самостоятельное Семиреченское казачье войско с целью охраны границ Семиречья от соседнего Китая. В конце апреля 1860 г. по приказу генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда 6-я сотня 9-го полка была собрана в станице Антоньевской и в конце месяца выступила единым отрядом в направлении Семиречья. Местом поселения губернатор выбрал долину реки Каскеленки близ ее истока в северной подгорной полосе Заилийского Алатау. Поселившись здесь, 6-я сотня образовала выселок Любовный (Любавинский), спустя некоторое время переименованный в станицу Каскеленскую. Это было последнее крупное переселение русских в Семиреченскую область во второй половине XIX века. Постепенно станица разрасталась. Переселенцы занимались хлебопашеством и скотоводством. Обустроившись на новом месте, казаки первым делом позаботились о своем духовном окормлении. Поскольку ближайшая церковь находилась только в укреплении Верном, было решено построить в своем поселке храм в честь Архистратига Божия Михаила, предводителя ангельского воинства, которого они особенно почитали. Имеются сведения о постройке первого храма — в 1866-1867 гг. Согласно архивным данным, храм был небольшой, однопрестольный, из дерева, сверху покрыт тесом. В Любавинской церкви с 1868 г. бережно хранились и исправно заполнялись приходо-расходные книги, метрические книги с 1867 по 1873 г., а также и исповедные ведомости с 1868 г., в которые вносились имена всех бывших и не бывших на исповеди прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=27169

Кудеверь. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца , Николая Чудотворца , Симеона Столпника Год постройки:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Псковская обл, Бежаницкий р-н, с.Кудеверь. Координаты: 56.766951, 29.407328 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Прошение Капитана Ивана Дубровского о разрешении построить каменную церковь в погосте Кудеверь Пусторжевского уезда.  Подано 7 ноября 1755 г. Также в деле: Указ Её Императорского величества Елизаветы Петровны. Копия Указа Её Императорского величества Елизаветы Петровны. Рапорт из Новгородской деховной консистории о получении указа. РГИА Фонд 796. Опись 36. Дело Церковь во имя Святого Великомученика Георгия была построена в 1764 г. помещиком генерал-майором Иваном Матфеевичем Дубровским. Церковь была каменная с двумя приделами: 1-й - Святителя и Чудотворца Николая (теплый), 2-й - Святителя Симеона Столпника (холодный). Согласно ведомости за 1813 г. отмежеванной церковной земли было 36 десятин, на которые плана и межевой книги не имелось. Приходских дворов было 149, в них проживало населения: мужского - 1201, женского - 1113. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1802 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г. На основании имеющихся клировых ведомостей за 1813 - 1822 гг. можно установить, кто составлял причт церкви Святого Великомученика Георгия. Священником церкви с 1801 г. являлся Матфий Алексеев. Вторым священником был родной брат Матфия - Петр, назначенный на эту должность в 1813 г. Дьяконом церкви состоял Петр Александров, определенный на должность в 1813 г., бывший зятем Матфию. В 1774 г. дьячком церкви был назначен Алексей Ильин, а в 1810 г. дьячком был определен Сергей Матфеев. Пономарем церкви Святого Великомученика Георгия с 1803 г. был Иоаким Матфеев, а в 1811 г. на эту должность был назначен Иван Иоакимов. В церкви некому было исполнять обязанности просвирни, а в 1822 г. ею стала пономарская дочь Акилина Матфеева.

http://sobory.ru/article/?object=10637

Спасское-Лутовиново. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Адрес: Орловская обл., Мценский р-н, с.Спасское-Лутовиново (Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева " Спасское-Лутовиново " ) Координаты: 53.3713, 36.63205 Проезд:По трассе Москва-Белгород, после въезда в Орловскую область через 1 км направо, на Мценск (не по обводной дороге), через 5 км по указателю направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Спаса Преображения была построена на средства владельца усадьбы И.И. Лутовинова в 1809 году. Она не выделялась среди многих других сельских церквей ни богатством, ни красотой. Фресковой росписи в церкви в то время не было. Ее стены раскрасили " под мрамор " и завесили иконами. В церкви был довольно богатый иконостас и хранилось старинное рукописное евангелие. В Спасской церкви в декабре 1813 года отпевали устроителя усадьбы И.И. Лутовинова. Два года спустя, 16 января 1816 года, здесь венчались отец и мать И.С. Тургенева. Сам писатель не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих, поддерживал знакомство со священниками (Геденовский, отец Алексей и др.). Рядом с церковью, на месте позже построенной церковной сторожки, стояла сельская школа. Храм Спаса Преображения Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная». В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года. И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».

http://sobory.ru/article/?object=02344

А.А. Мельников Алексей Анатольевич Мельников – старший преподаватель кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии (alexei.melnikov@yandex.ru). В статье поднимается вопрос о возможности и необходимости иметь ясные для понимания и удобные для чтения поэтические переводы кондаков прп. Романа Сладкопевца . Затрагивается тема сложного метрического строения кондака и его связи с музыкальной составляющей данного жанра. Высказывается мнение о целесообразности использования в переводах кондаков традиционных для русской поэзии размеров и предлагается перевод кондака на Святую Пасху, выполненный в этом ключе. Преподобный Роман Сладкопевец , будучи одним из наиболее известных и талантливых византийских церковных поэтов, на похвалы которому никогда не скупились ни его современники, ни исследователи нового времени, был отмечен и вниманием отечественных переводчиков. Их прошлые и нынешние труды отчасти компенсируют печальное историческое явление, до сих пор не нашедшее общепринятого объяснения: почти полное исчезновение кондаков прп. Романа (да и кондаков как жанра, вообще) из богослужения Православной церкви. Еще в конце XIX века кондаки прп. Романа начали переводить в России как на русский 1 , так и на церковнославянский язык 2 . В советское время писал об этом выдающемся гимнографе и переводил его в нескольких изданиях С.С.Аверинцев 3 , существуют некоторые переводы и статьи о нём известного литургиста Н.Д.Успенского 4 , архимандрита Платона (Игумнова) 5 . Уже в близое к нам время преподобному Роману и некоторым его пасхальным кондакам посвятил один из разделов книги «Христос – победитель Ада» митрополит Иларион (Алфеев) 6 . В печатных и электронных изданиях выходили и продолжают время от времени появляться новые переводы его кондаков на русский язык 7 . Надо отметить, что почти все существующие переводы кондаков прп. Романа сделаны прозой и часто очень близки к подстрочникам, что является достаточным и, вероятно, даже предпочтительным для целей изучения кондаков. Подобные переводы дают возможность следить за мыслью автора и отмечать поэтические особенности оригинала, но в то же время весьма затрудняют чтение и лишают перевод художественности. А от этого, на мой взгляд, тексты преп. Романа много теряют в выразительности и силе воздействия на читателя. В самом деле, кондак – это не только предмет исследования, но прежде всего – исторически – литературно-музыкальное произведение, предназначавшееся для слушателей (теперь, правда, только для читателей). И мы не вправе лишать читателя возможности обращаться к кондаку именно как к литературному произведению. Хотя вопрос о том, как следует переводить на русский язык кондаки, чтобы отразить их поэтическую природу, совсем не прост и не имеет однозначного решения. Слишком необычной является для нас поэзия, метрически организованная таким образом, как кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Большие Чучевичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Большие Чучевичи (белор. - агрогородок на юго-западе Белоруссии, в Лунинецком районе Брестской области. Является административным центром Чучевичского сельсовета. Большие Чучевичи находятся в 35 км к северу от города Лунинец и в 35 км к юго-востоку от города Ганцевичи близ границы с Ганцевичским районом. Поселение впервые упомянуто в 1557 году. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского, после второго раздела Речи Посполитой (1793) Чучевичи в составе Российской империи. В 1851 году в центре деревни была построена на средства князя Витгенштейна деревянная Покровская церковь. В 1908 году к церкви была пристроена колокольня. Сохранились сведения, что в деревне была и раньше церковь, но она сгорела в середине XIX века. В огне погибло много интересных документов об истории деревни и церкви. Церковь построили деревянную, в форме продолговатого креста с пятью куполами и колокольней с четырьмя колоколами - соответственно в 5,5, 2,5, 2 и полтора пуда, с двумя ярусами окон и тремя входными дверями. Крыша церкви - деревянная, тогда была покрашена в зеленый цвет. Печного обогрев не предусматривалось. Внутреннее пространство имело около 35 квадратных саженей, пол - деревянный. Дощатый иконостас состоял из 13 икон написанных на полотне расположенных в 2 яруса. Церковь имела один престол, была бедна посудой - мало всего несколько посребренных сосудов, жестяное паникадило, два креста: медный, посеребренный и позолоченный. На время записи в церкви насчитывалось 6 облачений для священника, но только 3 из них можно было одевать. Единственное богослужебное Евангелие было в металлическом обложении. В состав Чучевичского прихода входили большая и Малая деревни, Боровики, Кормуж и луга. Прихожане - 622 мужчины и 619 женщин - были крестьянами, занимались земледелием, скотоводством, выработкой торгового дерева. В Чучевичах кладбище находилось при церкви. Отмечалось, что " религиозная сторона прихожан развита в достаточной степени. Все святые почитаются, но особенно Покровы Пресвятой Богородицы... Прекрасных и местночтимых икон нет " . При новой церкви имелся небольшой архив, который чудом сохранился после пожара. В нем находились метрические книги с 1836 года. По штату 1876 года приход был одноклирным; состоял из священника и псаломщика. Годовой доход церкви - 30 рублей. Имелись и владения - 2 десятины земли при усадьбах, 16 - пахотной, которая была разбросана по 16-ти разным местам. Сенокосы и леса церковь ни имела. Дома и хозпостройки - гумно и два сарая " к тому же две старческие не пригодны для правки " .

http://sobory.ru/article/?object=38505

Борисоглебск. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» находилась на Хлебной площади рядом со Сретенским храмом. Ее разобрали в 1901 г. после того как был построен Сретенский храм. Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» Благодарные жители в ознаменование чуда избавления от эпидемии холеры решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть». Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице. Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало. К каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.

http://sobory.ru/article/?object=41118

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010