Я позволил себе не поверить и стал работать с архивом лично. За скромную плату мне удалось заполучить копии страниц метрических книг полков, действовавших в 1914-1915 годах на территории Восточной Пруссии. Оказалось, что полковые священники добросовестно отпевали и хоронили погибших, а затем заносили в метрические книги их воинские звания, фамилии, имена и отчества, возраст, домашний адрес, даты смерти и отпевания а также место погребения. Конечно, сохранились не все метрические книги. Но то, что удалось найти, превосходило все ожидания. Передо мною были данные о сотнях погибших российских офицерах и нижних чинов с точными местами их погребения. Число известных русских воинов, покоящихся в Фурмановске, возросло до 37-ми. Эти данные я смог прочитать (учтём отнюдь не печатные буквы и дореволюционную орфографию) и затем передал Валерию Гусарову, возглавляющему волонтерское движение холдинга «Технополис GS». Холдинг напряг свои финансовые возможности и в течение года с небольшим изготовил ещё одну гранитную плиту, на которой высечены имена этих 35-ти русских воинов. Она и была установлена в Фурмановке к 11 ноября сего года. В сообщениях о событии, опубликованных в социальных сетях, вся эта архивная работа приписана неким «участникам волонтерского движения» «Технополиса GS». Так же «Технополис GS» объявил, что с установкой в Фурмановке мемориальной плиты с именами 35 воинов стартовала федеральная акция «Тысячи имен», призванная параллельно с благоустройством воинских захоронений устанавливать биографии погребенных на них воинов, искать их потомков. Народ в этой фирме ещё тот... Всё им было предоставлено в готовом и максимально разжеванном виде. Но, приходиться не обижаться, так как кроме этого холдинга интереса к восстановлению воинских захоронений на территории Нестеровского района не проявляет ни одна крупная фирма или организация. У местной же администрации традиционно нет ни средств, ни интереса на увековечение памяти погибших при защите Отечества. В любом случае, воинское захоронение в Фурмановке «Технополис GS» благоустроил, за что достоин благодарности.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Вслед за приведенной нами выше выдержкой и метриках просители непосредственно добавляют: «незаписные раскольники, т.е. числящиеся православными, но не бывшие в течение десяти лет у исповеди и причастия, имели бы право, буде сами того пожелают, беспрепятственно записываться в установленные старообрядческие метрические книги». Здесь раскольники просят узаконить свободный переход из православия в раскол: это и есть истинная цель ходатайства о метриках. В стремлении к ней просители не хотят знать даже общих узаконений об охранении членов православной церкви от совращения в какое-либо неправославное или иноверное исповедание. «Как рожденным в православной вере, – говорилось доселе в наших законах, – так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить от нее и принять иную веру, хотя бы то и христианскую». Точно также прямую вербовку из православия в раскол, вербовку другого пути и формы, раскольники просят узаконить и в 5 пункте своих предъявлений. «Крещенным в господствующей церкви, – говорится здесь, – но фактически у ней не принадлежащим и состоящим в старообрядчестве, должно быть предоставлено право, при вступлении в брак, записывать себя, а после и детей своих от сего брака в старообрядческие метрические книги, буде изъявлять на это желание». VIII В 6 пункте своих предъявлений раскольники касаются школы и просят, чтобы, во-первых, раскольническим «приходам» были разрешены отдельные училища, с программами школ министерских и земских, но с преподаванием в них Закона Божия и церковного пения непременно самими «старообрядцами», и во-вторых, чтобы в существующих ныне народных школах дети раскольников были освобождены от слушания «тех уроков по Закону Божию, которые касаются церковного раскола». В вопросе об усилении или ослаблении раскола это – опять пункт громадной важности. Практические последствия той или иной постановки народной школы, того или иного ее направления всегда могут быть неисчислимы. Тем более нельзя игнорировать их в вопросе о русском расколе. В одном случае школа непременно ослабит раскольническую обособленность, в другом, напротив, усилит ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Примечание 1. Все изложенные выше формы метрических записей о крещенных, умерших и браком сочетавшихся, в основном своем виде, заимствованы нами из IX тома Свода Законов (издан. 1857 г., в приложении к ст. 1562), и в этом отношении для каждого священника и для каждой метрической книги обязательны безусловно (сравн. Уст. Дух. Конст. Издан. Ливанова, в приложениях, таблиц XXXVII–XXXIX). – С своей стороны мы только дополнили здесь указания о способе подведения месячных итогов в разных статьях и случаях согласно сделанным нами замечаниями (о крещ. Отд. VII, 58), чтобы по возможности еще более уяснить этот способ для желающих, по обычаю. Примечание 2. Срок представления беловых метрических книг от священнослужителей в Консисторию должен быть не позже 5 Января наступающего года (Ливанова изд. Уст. Дух. Консист. Приложен., XXXIX). Глава дополнительная. Б. К главе второй, о миропомазании Форма для записи в метрической книги о лицах из иноверных христиан, принимающих православие. (Отдел. II, к § 14). Примечание. Соответственно этому и к концу года, при подведении общих итогов о родившихся в известном году, священники должны писать следующее: Итого родившихся в 0000 году: Мужеска пола 00. Женска пола 00. А всего: 000 (Если в том же году были крещены из неверных, то к сему присоединяется): Да крестившихся из неверных: Мужеска пола 00. Женска пола 00. И наконец: И присоединений: Мужеска пола 00. Женска 00. А всего: 000 Подпись причта, по обычаю (сравн. выше, о крещении, отд. VII, § 58). Глава дополнительная. В. К главе третьей, причащении и литургии (К отдел. II, ст. 4, § 25) Канон, к причащению священником, иже с всяким вниманием в умилении, благоговейно, о благочестивый иерею, чти Глас 8. Песнь 1. Ирмос: Поим Господеви, Израиля древле от работы видимаго фараона преславно избавившому, и Моисеовым жезлом, яко по суху сквозе Чермное море пречудно проведшему, нас же от лести мысленного фараона, на конец веков, Своею Честною Крови спасшому, яко прославися. Сердце чисто сзижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Лица какие именно должны быть обязательно крещаемы у нас православными священниками (отд. II, § 43)? М. Мальчику если дано женское имя, как поступать (отд. VIII, §§ 69, 70)? Марки какие и как наклеивать на метрических свидетельствах или выписях, выдаваемых священниками (отд. VII, §§ 61, 62, 63)? Междорамие в каком месте тела находится, чтобы помазывать его елеем при крещении (отд. V, § 41). Менструации , или состояние женщины в периоде очищения, могут ли препятствовать женщине принять крещение в случае смертной опасности (отд. VI, § 51)? Мертворожденные младенцы никогда не крещаются (отд. II, § 13; сравн. отд. VII, § 57). Метрические записи кто должен вести по приходу (отд. VII, § 54)? – Как должны быть совершаемы метрические записи в случае, если бы вместо местного, приходского священника, за его отсутствием, совершал известную требу другой иноприходный священник (отд. VII, § 55)? Как записывать в метрику детей в случае крещения их с заглазными восприемниками (отд. IV, § 29)? Запись в метрику о крещении подкидышей или найденышей, также детей, крещаемых повивальными бабками, и т. п. (там же, §56). Форма метрической записи о крещении иноверцев, принимающих православную веру (отд. VII, § 57). Нужно ли записывать в метрику детей мертворожденных (там же)? Каким образом должны быть подводимы в метрических ведомостях итоги о родившихся, если, напр., дитя, родившееся в одном месяце, или в известном году, крещено в другом году или месяце (отд. VII, § 58)? Что должны делать священники в случае каких-либо почисток или помарок при записи метрических книг (отд. VII, § 59)? О записи в метрической книги детей, рождающихся по заключении брака ранее определенного срока или в отсутствии мужей, и т. п. (там же, § 60). Что делать в том случае, когда кто не записан в метрической книге или записан ошибочно (там же, § 64)? Форма записи о крещаемых в метрической книги (глава Дополнительная, приложение, под буквою А). Срок представления метрических книг в консисторию (там же, примеч. 2). Метрических свидетельств или выписей выдача для желающих как производится (отд. VII, §§ 61, 62)? О ведении священниками метрических выписей в силу нового закона о воинской повинности 1 января 1874 г. (там же, § 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Думы указание на право общин образовывать ссудо-сберегательные в торгово-промышленные товарищества по несоответствию этого указания самому назначению закона. Вообще Особая Комиссии Г. Совета по многим вопросам старается занять какое-то среднее положение, недостаточно определённое, и потому легко колеблющееся то в одну, то в другую сторону. Особенно заметно это отразилось на отношении Комиссии к вопросу о ведении старообрядческими общинами актов гражданского состояния. Г. Дума, как известно, сделала это обязанностью общин. Комиссия же Г. Совета, принимая во внимание возражения против возложения этой обязанности со стороны некоторых старообрядцев, предоставила, как при образовании общины по заявлению учредителей, так и впоследствии по ходатайству общины, освобождать её от обязанности нести метрические книги. Мало этого, если община по сложении с неё этой обязанности вдруг почему-либо раздумает и захочет снова принять её на себя, то она может просить об этом губернское правление, которое по признании ходатайства достаточно обоснованным опять предоставляет общине право ведения метрических книг. Желая возможно лучше обеспечить правильность ведения метрических книг, Комиссия вводит в закон новую статью. При обнаружении неправильного исполнения общинами этой обязанности губернское правление требует устранения неправильностей, а при безуспешности этого, делает распоряжение о передаче ведения книг указанным в законе общественным учреждениям или должностным лицам. Но и в этом случае общины могут ходатайствовать о восстановлении им права ведения метрических книг. Вообще Комиссия почему-то желает расположить старообрядческие общины к выполнению этого важного для государства дела и, чтобы не пугать старообрядцев новым для него названием ведение книг гражданского состояния» настаивает даже на замене его в законе выражением: метрические книги». Выше уже была разъяснена необходимость передачи ведения актов гражданского состояния каким-либо гражданским учреждениям и должностным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Комиссия Г. Совета, как видим, не только не стала на путь удовлетворения этой важной государственной потребности, но едва-ли ещё более не осложнила выполнение этого дела. Если общины не обязаны, а только могут нести метрические книги, если общины могут быть лишены этого права или по собственному желанию отказаться от него, а при согласии губернского правления снова заниматься этим делом, то спрашивается, в каком же положении окажутся, наприм., судебные учреждения при рассмотрении силы метрических выписей? Для обеспечения их законности и правильности придётся требовать представление при них ещё удостоверений губернского правления в том, что такая-то община ведёт метрические книги, а такая-то лишена этого права или сама отказалось от него. Всем этим Особая Комиссия лишний раз только подтвердила справедливость указания, что вопрос о ведении в России актов гражданского состояния ясно требует полного пересмотра и возможно скорого решения. По отношению же к возникающим религиозным общинам ведение этих актов должно быть немедленно поручено каким-либо гражданским учреждениям или лицам. Многие ссылаются на недостаток чиновников или нежелание общественных учреждений принимать на себя это дело. Но разве подобные обстоятельства могут служить основанием в столь важном вопросе и разве ими можно оправдать возможность допущения великой путаницы в гражданских правах населения России? В числе других изменений проекта Г. Думы, предположенных Комиссией Г. Совета, нельзя не упомянуть о включении новых статей по вопросу об освобождении духовных лиц старообрядцев от воинской повинности. Министерство Вн. Д., а за ним и Г. Дума, в своих законопроектах написали, что духовные лица, внесённые установленным порядком в реестр, освобождаются от призыва на военную службу. Таким образом выходит, что сколько бы духовных лиц у старообрядческих общин не оказалось, они все должны пользоваться важной в государственном отношении льготой. Легко вообразить себе, что могло бы получиться при доступности образования общины в 12 человек и при отсутствии ограничения в законе числа лиц, пользующихся такой соблазнительной льготой. И вот Комиссия в ограждение интересов государства признала необходимым установить норму для духовных лиц, освобождаемых от воинской повинности, в по отношению к ним ввести особую запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

21. Полученные капиталы должны быть сданы Советом раб. и крест. депутатов в местное казначейство не позднее, чем в трехдневный срок со дня их получения, для зачисления в доход Республики, причем квитанции о взносе этих капиталов должны быть приобщены к подлежащему делу. Совет раб. и крест. депутатов немедленно уведомляет Народные комиссариаты просвещения и государственного контроля о означенных суммах. 22. Если церковные или религиозные общества имеют капиталы в сберегательных кассах или в отделениях Народного банка, то книжки сберегательных касс и соответствующие банковские документы по первому требованию Совета раб. и крест. депутатов должны быть представлены их держателями; эти документы по совершению на них отметки об их аннулировании приобщаются к соответствующему делу, а подлежащим сберегательным кассам и отделениям Народного банка Совет раб. и крест. депутатов сообщает о немедленном перечислении этих капиталов в доход казны. Об этом также уведомляются Народные комиссариаты просвещения и государственного контроля. 23. За всякое незакономерное пользование имуществом, принадлежащим Республике, или за умышленную порчу его виновные в том лица подлежат уголовной ответственности. 24. Все действия по отобранию церковных или религиозных имуществ должны быть закончены не позднее, чем в 2-месячный срок со дня опубликования настоящей Инструкции, и сведения об ее исполнении должны быть представлены Народному комиссариату просвещения и в VIII отдел Народного комиссариата юстиции. 25. Всякий последующий спор о праве частных лиц на имущество бывших вероисповедных ведомств или религиозных и церковных обществ, национализированное в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и на основании настоящей Инструкции, разрешается в общегражданском исковом порядке. О метрических книгах 26. Метрические книги всех вероисповеданий за все годы, почему-либо не изъятые до настоящего времени из духовных консисторий, духовных управлений, городских управ (еврейские метрические книги) и прочих губернских хранилищ метрик, немедленно передаются в губернские (областные) Отделы записей актов гражданского состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя думать, что через полицейское свидетельство и запись это подобобрачное сожитие сразу получает и религиозную санкцию. Оно получает только гражданскую санкцию, т.е. сожительствующие получают гражданские права супругов (мужа и жены) и их натуральные и дотоле – незаконные дети – свойство и права, – граждански – законных детей. Правда в этом мнении высказывается мысль и о нравственном элементе, образующем этот подобобрачный союз: «взаимное согласие, сознание святости, постоянства, и неразрывности союза»: но ведь едва ли можно и представить какой-либо подобобрачный человеческий союз, более или менее продолжающийся совершенно чуждым этого нравственного элемента. Тем более отнюдь нельзя отрицать этого элемента у гражданского брака в многих государствах Европы возведенного на степень обязательного. Итак раскольничий брак, установленный законом 1874 г. есть по всей справедливости только гражданский, но отнюдь не церковный и не вероисповедный брак. Против г. Розенблюма следует возразить только то, что он совсем неосновательно пытается доказать меньшую преступность нарушения его по сравнение с преступностью нарушения церковного брака. Закон1874 г. прямо говорит, что «брак записанный в метрической (т. е. полицейской) книге может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в ст. 45 законов гражданских (Х, ч. 1)» (прав. 12); отсюда ясно видно, что закон усвояет этому раскольничьему браку одинаковое начало нерасторжимости с браком церковным; следов. излишне и речь о неодинаковой уголовной преступности нарушения обоих с точки зрения нашего законодательства. Обер прокурор Сената, А. Ф. Кони пытается установить иной взгляд на раскольничий брак. Он желает видеть в раскольничьем браке нечто высшее гражданского брака. Опровергая мнение г. Розенблюма он говорит: «Прежде всего брак раскольников совершается вовсе не записью в метрические книги – он ею лишь узаконяется; закон в ст. 48, 1 ч. X т. прямо говорит, что брак раскольников через записание в метрические книги приобретает силу и последствия законного брака, при чем запись эта указывает самое существование брака, а ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Не имея под руками французского текста книги, я не мог поверить перевода. Непосредственное же впечатление от него благоприятное: перевод удобочитаем, термины употребляются точно. Имя редактора, – известного уже в педагогической литературе, – поставлено на обложке, очевидно, не только для украшения. Одно только в переводе изумляет читателя, – это глава десятая (стр. 423–474). Тут говорится о метрической системе. Но метрическая система вообще отнюдь не есть что-то общепризнанное в своей ценности, а у нас в России общественное значение метрической системы почти равно нулю. Даже научная система С. G. S.., принятая за международную для лабораторий есть дело слишком специальное, чтобы стоило занимать ей учащихся средних школ в особенных подробностях (сам Ж. Таннери посвятил ей 9 стран – см. § 357). Метрическая же система – это просто система французская, уместная во французской книги и вовсе не уместная в книге русской. Посвящать пол сотни страниц метрической системе, в книге, предназначенной для русской школы и не сказать ни слова о системе мер господствующей, – только потому, что французский автор для своей страны и на своем языке делает такт, – это промах, который необходимо должен быть исправлен в последующем издании. Но если излагать метрическую систему длин, площадей, объемов, весов и т.п. еще имеет некоторый смысл (хотя место ее – в руководствах к, производству физических измерений и т.п. книгах, а вовсе не в русском курсе арифметики), то §§ 6 и 7 этой, десятой, главы представляет уже решительный курьез. Тут учащийся узнает, что «монетная единица, есть франк (!). По закону 18 жерминаля III года (!) франк состоит из 5 граммов серебра пробы 9 / 10 ...», что «единственное подкратное франка, которое находится (!) в обращении есть сантим, или сотая часть франка». И, в довершении курьеза, – что «эта единица есть в настоящее время теоретическая: монеты в один франк не имеют пробы 9 / 10 ». Итак, учащемуся предлагается забыть о рублях и копейках, не знать ничего о их пробе, о их

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пуковский, как живущий в том же округе; б) в должности депутата священник Яновский. Помощник благочинного, по малости округа, здесь не нужен. Протоиерей же Сильванский не утверждается в должности благочинного потому, что имеет приход не в этом округе, и большая часть церквей этого округа отстоит от него – Сильванского – на значительном расстоянии, именно 27–60 верст, как видно из клировых ведомостей» 956 . До поступления преосв. Макария на кафедру Харьковской епархии и при нем в первое время здешнее духовенство обязано было лично представлять в консисторию метрические книги, исповедные н приходо-расходные росписи и другие письменные церковные документы. Оттого ежегодно в январе и сентябре все камеры консистории были переполнены различными членами причтов: протоиереями, священниками, диаконами, причетниками и церковными старостами, которые толпились здесь, в ожидании своей очереди, и нередко вынуждены были проживать в Харькове по нескольку дней и совершенно без нужды издерживаться. Нечего уже и говорить о том, что такой порядок вещей был необходимо сопряжен для духовенства, особенно отдаленных от г. Харькова уездов, с упущениями по приходу и хозяйству. Кроме того, преосв. Макарий во время частых своих ревизий церквей Харьковской епархии заметил еще некоторые другие недостатки, в отношении ведения причтами церковной письменной отчетности. В видах устранения всех этих недостатков, преосв. Макарий 14 октября 1867 года дал следующее предложение консистории относительно· выдачи из консистории для приходских церквей метрических исповедных тетрадей и приходо-расходных и обыскных книг и представления их в консисторию для ревизии: 1) «метрические приходские книги (по ст. 1562 т. IX свод. зак. о состоян. изд. 1857 г.) ведутся на печатных с пробелами листах. Консистории или духовные правления (по ст. 1563 того же тома), каждое место по своему ведомству, должны изготовлять по наступлении года из сих листов особые для каждой части приходских книг тетради, за шнуром и скрепою одного из присутствующих (а ныне, по указу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010