Ст. 360, п. 18. Вопрос об участии раскольников в расходах на содержание православных церквей и содержание духовенства неоднократно восходил на рассмотрение Правительствующего Сената, при чём Правительствующий Сенат в решении по 1 Общ. Собр. 19 Ноября 1903 г. преподал нижеследующие разъяснения по указанному вопросу: постановляемые крестьянскими обществами приговоры об установлений сборов на поддержание местных православных церквей и содержание духовенства не должны почитаться обязательными для проживающих в сих обществах иноверцев, в том числе и раскольников, разумея под последними таких лиц, которые записаны в установленные для раскольников метрические книги, при чём единственным признаком принадлежности того или другого лица к расколу на законном основании должно служить рождение его в расколе, и в сём отношении лишено всякого значения то обстоятельство, значится ли, или же не значится данное лицо записанным в установленные для раскольников метрические книги. Высочайше утверждённые 19 апреля 1874 г. правила о метрической записи браков раскольников ввели гражданскую форму брака между раскольниками и установили регистрацию сих браков и родившихся в них детей, но отнюдь не регистрацию самих раскольников, вследствие чего в метрические книги вносятся дети раскольников в таком лишь случае, если брак их родителей записан в сию книгу, а дети, родившиеся до издания означенных правил, записывались в эти книги, если происхождение их от брачного союза, впоследствии записавшего, и время рождения были удостоверены свидетелями. Вместе с тем, надлежит принять во внимание, что не записанными в упомянутые метрические книги осталось немало таких лиц, принадлежность коих к расколу закон, однако не отвергает вовсе, причём число таковых, первоначально не зарегистрированных раскольников, с течением времени значительно возросло, так как раскольники, пренебрегая предоставленным им законом 19 апреля 1874 года средством узаконить свои браки и родившихся в оных детей, весьма часто и после издания закона этого не заявляли и поныне не заявляют для внесения в сии книги ни о заключаемых ими браках, ни о рождении детей, в браках записанных. (Ук. 2 Деп. 18 февраля 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Прихожане могут получать от священника с причтом метрические выписи о касающихся до них и членов их семейств случаях рождения, брака или погребения. (Зак. о сост. ст. 1052, Уст. Дух. Консистории ст. 1071 299 . Желающие подучить от приходского причта метрическую выпись или справку из метрик должны лично просить его о том, иначе причт, основываясь на буквальном смысле закона (ст. 107 Уст. Дух. Конс. и ст. 1051–1052 Зак. о сост.), может и имеет право не исполнить заочной письменной просьбы, тем более, что священник, как и всякое должностное лицо, не обязан тратить свои деньги на пересылку метрической выписи, если они не высланы, и что заочная письменная просьба какого-либо частного лица может подлежать сомнению. По просьбе частных лиц метрические выписки или справки от приходского священника могут быть истребованы правительственными установлениями. Правительственные учреждения и официальные лица в своих требованиях от приходского причта метрических справок о чьем-либо рождении, равно и по другим предметам в метрические и обыскные книги вписываемым, обязаны показывать все нужные к таковым справкам потребности или обстоятельства (ст. 227 т. II Св. Зак.). В противном случае причт имеет право оставить без последствий всякое требование метрической выписки, как скоро в нем не указаны обстоятельства, необходимый для справки 300 . Об одном и том же лице должно быть выдано только одно метрическое свидетельство (Зак. о сост. ст. 1049 и 1050), но это лишь из Консистории. В случае же требования у причтов метрических выписей частными лицами или начальствующими, присутственными местами и пр., эти выписки должны быть выдаваемы в неопределенном количестве, так как подобная выдача не воспрещена законом, тем более, что метрические выписи выдаваемые приходскими причтами, не могут заменять Консисторского метрического свидетельства, а должны служить только предохранительным документом, полную же силу они могут получить, когда будут представлены к Консисторию и утверждены подписью в том, что оказались верными с метрической книгой, хранящеюся в Консистории (Зак. о сост. ст. 1053).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Примечание. По совершении брака временно проживающих, в известном приходе лиц, приезжающих и состоящих на службе, выдаются им свидетельства о совершении брака, для представления местному причту, по принадлежности, или подлежащему начальству и сверх того делается надпись на паспортах. (Инстр. благ. § 41.) Глава 49. О выдаче метрических свидетельств и выписок из метрических книг и о порядке собирания и опубликования сведений из церковных документов 1 О выдаче метрических свидетельств и выписок Метрические свидетельства выдаются только из Консистории. (Ст. 270 Уст. Дух. Конс. Ст. 1047 Т. 9 Зак. Сост. изд. 1876 г.) Примечание. Читинскому Духовному Правлению, в уважение местных обстоятельств, предоставлено право выдачи метрических свидетельств; эти свидетельства имеют равную силу с подобными актами, выдаваемыми из Консистории. (Ст. 270 прим. Уст. Дух. Конс.) Метрические свидетельства выдаются из Консистории беспрепятственно всем лицам, а именно: 1) каждому – о времени его рождения и крещения; 2) родителям – о рождении крещении и кончине детей; 3) опекунам – о рождении и крещении детей, не имеющих родителей и состоящих под их опекою. (Ст. 271 Уст. Дух. Конс. Ст. 1048 Т. 9. Зак. Сост.) Примечание 1. Епархиальным начальствам разрешено выдавать метрические свидетельства во всех случаях, в каких они могут быть испрашиваемы. (Ст. 271 прим. Уст. Дух. Конс.) Примечание 2. В случаях просьб о выдаче свидетельств отнюдь не должно требовать от просителей объяснения на какой именно предмет просимые свидетельства им нужны, и без малейшего затруднения надлежит выдавать свидетельства всем лицам свободного состояния об их рождении и браке, родителям, родственникам и опекунам о рождении малолетних, о погребении же умерших – детям или родственникам погребенного. (Указ. 22 Мая 1848 г. ср. Указ. 7 Сентября 1835 г. 31 Декабря 1845 г.) Примечание 3. Свидетельства о рождении, крещении и других событиях, вносимых в метрические книги, должны быть выдаваемы всем лицам свободного состояния по просьбам их и требованиям присутственных мест на точном основании указ. 22 Мая 1848 г., без малейшего промедления под строжайшей за противное тому ответственностью по законам, которая и возложена на членов и Секретарей Консистории и других заведующих делопроизводством лиц. (Указ. 16 Октября 1851 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

С.-Петербургский окружный суд в иске Снетковой к Захарову отказал. По принесенной поверенным Снетковой на решение окружного суда апелляционной жалобе, судебная палата нашла: Снеткова предъявила иск к Захарову о признании подлежащим расторжению брака ее с ответчиком Захаровым, совершенного 6 мая 1896 года по старообрядческому вероисповеданию, приемлющему священство, вследствие нарушения супружеской верности мужем ее, причем объяснила, что брак их не записан в метрические книги, установленные для записей браков раскольников; вследствие этого возникает вопрос о силе и значении браков раскольников, совершенных по обрядам их вероучения, но не записанных в метрические полицейские книги. По закону (78 ст. т. X ч. 1), браки раскольников приобретают, в гражданском отношении, чрез записание их в установленные для этого особые метрические книги (т. IX зак. о сост., изд. 1876 года, ст. 1903, прилож.), силу и последствия законных браков; существование брака раскольников считается доказанным со дня записи в означенной метрической книге; брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду (1356 ст. уст. гражд. суд.) и в случаях, определенных в законе (45 ст. т. X ч. 1, зак. гражд.). Способы доказывания законности браков, установленные в 35 и 36 ст. т. X ч. 1, зак. гражд., не могут быть распространяемы на браки раскольников, по отсутствию в законе точных указаний на возможность такого распространения. Из вышеизложенного следует, что брак Снетковой с Захаровым, совершенный по обрядам их раскольничьего вероучения, но не внесенный в метрические книги, установленные для записей браков раскольников, не может считаться браком, законно совершенным. За недоказанностью же совершения своего брака с Захаровым в установленном порядке, Снеткова не вправе обращаться в суд с ходатайством о расторжении такого брака, не завершенного и не имеющего силы и значения законного брака. Вследствие этого, признавая иск Снетковой к Захарову о расторжении их брака не могущим подлежать удовлетворению, за недоказанностью самого существования законного брака их, не входя в рассмотрение прочих доводов и соображений поверенных сторон и руководствуясь 339, 366, 774 п 868 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Во всех этих и подобных выражениях закона уже предполагается о существовании брака прежде внесения его в метрическую книгу. Поэтому г. Кони совершенно справедливо делает вывод, что «брак раскольников совершается вовсе не записью в метрические книги, он ею узаконяется» (Рус. Ведом. 1894. 291). В 4 п. мнения Госуд. Совета 19 апр. 1874 г. допускается возможность узаконения посредством записи в метрические раскольнические книги детей, рожденных от раскольнического брака, не записанного в метрическую книгу по случаю смерти одного или обоих супругов, если этот брак был заключен по обрядам верования раскольников, имел характер постоянного супружеского союза, и не против правил, изображенных в законах гражданских (ст. 4. 5. 12. 20. 21. 23). Проф. Заозерский упрекает г. Кони, будто он неправильно прилагает к сожитиям раскольников до внесения их в метрическую книгу название брака, и предлагает вместо того употреблять термин «подобобрачное сожитие мужчины с женщиной» (Бог. Вестн. 1895. февр. стр. 275–277) 2 . Но г. Кони употребляет в своей речи термин «брак» по отношению с супружеским сожитием раскольников на точном основании закона, как это мог видеть читатель из приведенных выше выражений закона. К ним нужно прибавить, что закон наш знает еще «брачные союзы, заключенные раскольниками после десятой народной переписи» (и до закона 19 апреля 1874 г.) и говорит о них, что и они «записываются в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников». Тут же – рядом в законе говорится еще: «раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женой, признаются состоявшими в законном браке супругами, доколе действительность брака не будет опровергнута по суду» (X. ч. I. ст. 78 прим.), Здесь запись раскольнических супружеских сожитий в ревизские сказки имеет значение, аналогичное с тем, какое усвояется записи в метрические книги по правилам закона 19 апр. 1874 г. Записаны известные супруги в ревизские сказки мужем и женой, они признаются законом состоящими в законном браке; не записаны, они не существуют для закона в качестве законных супругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

(3 – 11 Октября 1884 г., 2050. Ц. В. 42.) Состоящим при российских миссиях в иностранных государствах священникам поставлено с 1835 г. в непременную обязанность вести метрические книги; с того времени и отсылаются туда графопечатные листы и представляются от них метрические книги в С.-Петербургскую Консисторию ежегодно. (Опред. 29 Ноября 1839 г.) Примечание. Всем, находящимся за границей при посольствах наших, священникам поставлено в обязанность доставлять по заведенному порядку и в установленной форме, каждогодно метрические книги в С.-Петербургскую Консисторию; но если где случилось, что ни одной требы, долженствующей быть записанной в метрики, совершено во весь год не было, то об этом рапортовать по истечении года 261 . (Указ. 19 Июня 1833 г.) Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие в приходах записываются в метрические книги по данной форме, не на память или с показания семейств, но не медленно по исправлении каждой требы, как то: молитв при рождении и крещении младенца, венчания и погребения; прихожане же об умерших в семействах их немедленно должны извещать приходских своих священников. (Ст. 1038 там. Ст. 99 Уст. Дух. Конс.) Записка производится самими священниками или чрез диаконов и причетников со всевозможной верностью и исправностью. Всякие подчистки в метрических документах строго запрещаются, и если бы случилась погрешность писца, то погрешительно написанное надлежит оградить со всех сторон чертами и потом продолжать писать что должно. (Ст. 1040 Т. 9 Зак. Сост. изд. 1876 г.) Когда приходского священника по каким-либо обстоятельствам не будет на лицо, то случающиеся в это время браки, рождения и крещение младенцев и погребение умерших записываются в книги на том же основании местным или сторонним священником, исправлявшим требу, или также диаконом и причетниками, но с точным означением священника совершавшего требу. (Ст. 1041 там.) Примечание. Священник, который совершал крещение младенца другого, прихода, обязан дать о том письменное свидетельство с означением, под каким именно числом месяца и номером записано священнодействие в церковных книгах. Этот документ доставляется прихожанами приходскому причту для хранения при церковных актах. (Там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Духовенство всех православных церквей без замедления и беспрепятственно обязывается выдавать свидетельства незаконнорожденных детей, вкладывая такие свидетельства в конверты с надписью: метрическое свидетельство незаконнорожденного младенца (имя рек, но без фамилий), выданное (такой-то) губернии, (такого-то) уезда, (такого-то) города, или села, священником (такой-то) церкви (имя рек). Конверт этот непременно должен быть запечатан церковной печатью. (Указ. 18 Января 1868 г. 3.) Главному священнику Кавказского военного округа предоставлена выдача, по просьбам разных лиц и требованиям присутственных мест, свидетельств из метрических записей, не подлежащих никакому сомнению; а о выдаче метрических свидетельств, требующей исследования, он предоставляет на законное рассмотрение Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. (Ст. 1091 Т. 9 Зак. Сост. изд. 1876 г.) Если метрическое свидетельство о каком-либо лице выдано из Консистории, по требованию какого-либо начальственного места и лица, и в Консисторию поступила частная просьба о выдаче свидетельства о том же лице, то свидетельство вторично не выдается; но просителю предоставляется испрашивать себе обратно, откуда следует, то свидетельство, которое из Консистории выдано, или копию с него от того места, в которое это свидетельство сообщено. (Ст. 274 Уст. Дух. Конс. Ст. 1049 Т. 9.) Новое метрическое свидетельство о лице, о котором выдано уже такое, выдается не иначе, как по представлении законных доказательств об утрате прежнего. Если о таком лице требуется присутственным местом сведение из метрических книг, то при сообщении этого сведения, уведомляется, что свидетельство было выдано и когда именно. (Ст. 273 Уст. Дух. Конс. Ст. 1050 Т. 9.) Прихожане могут получать от приходского причта свидетельства из метрических книг о касающихся до них и членов нх семейств случаях рождения, брака или погребения. Эти свидетельства должны быть не иное что, как выписка слово в слово известной статьи метрической книги, без всякой перемены и упущения. Они подписываются всеми на лице находящимися членами причта и утверждаются церковной печатью и подлежат гербовому сбору. (Ст. 101 Уст. Дух. Конс. Ст. 1052 Т. 9.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

ст. 24). Статья 39 (43) принята без изменения. Ст. 40 (44). Запись производится особо избранным общиною для сего лицом или его заместителем (см. ст. 35 нашей редакции). Ст. 41 (45). Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются в книги немедленно по совершении соответственной требы. Браки, воспрещённые гражданскими и уголовными законами, не могут быть совершены и внесению в книги не подлежат. Примечание . Всеже прежде совершённые, до издания сего закона, образования общин и выдачи книг, акты рождения и смерти могут быть внесены в соответствующие особые книги и иметь законную силу; но за точность записей в эти книги лицо, ведущее их, не должно быть ответственно. Ст. 41 (54). В настоящих правилах ничего не сказано о внесении в метрические книги общины рождений, бракосочетании и смертей, состоявшихся до издания сего закона и выдачи общинам метрических книг. Между тем есть тысячи лиц, из так называемых штундистов, молокан и других сектантов, которых браки и происходящие от них дети не внесены ни в какие метрические книги, потому что штундистам власти совершенно отказывали в записи их браков и рождений, а молокане часто пропускали, вследствие полицейской волокиты, записи рождений в годичный срок, назначенный законом для записи детей раскольников. Смешанные браки, т. е. крещёного в детстве в православии, но потом отпавшего лица с сектанткой по рождению тоже не могли быть записаны в метрические книги, потому что закон 1874 г. допускает только записи рождённых в расколе.Отсюда происходит такое явление, что масса сектантских браков является нелегальными, и дети, происходящие от сих браков, считаются незаконнорождёнными, вследствие чего сии последние подвергаются без всякой вины с их стороны множеству стеснений и даже терпят материальный ущерб. Так, они не могут поступить ни в какое учебное заведение, следовательно, лишаются просвещения: они не могут быть наследниками своих родителей, пользоваться наделами земли, получать виды на жительство, льготы по воинской повинности и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Вследствие этого узаконения, и указу св. синода 455 и по распоряжениям епархиальных архиереев, церковное обручение велено было соединять с венчанием, которое совершалось после обыска и оглашения. Между тем, в течение XVIII века, учреждение венечных памятей стало представлять разнообразные, сложные и тяжелые затруднения для брачущихся, духовенства и даже правительственных установлений 456 . К тому же, с начала XVIII века стали вводиться в приходах метрические книги, в которые должны были вноситься записи о бракосочетавшихся. С 1726 года организация ведения метрических книг получила некоторую определенность 457 . Внесением браков в метрические книги еще более усложнялось установление браков. Сложность состава установления брака и соединенные с нею многочисленные затруднения были причиною того, что св. синод, при содействии государственного законодательства, с 1765 года начал стараться упрощать порядок заключения брака. В 1765 году, по именному указу, вследствие „попечения государыни об облегчении народном», венечные памяти были упразднены и было установлено: желающие вступить в брак обязаны заявлять о своем намерении приходским священникам; священники, по тому объявлению, должны чинить о желающих браком сочетаться обыск и, если не окажется препятствий вступить им в брак, венчать их с одною обыкновенною в метрические книги запискою 458 . В состав обыска, о котором говорится в упомянутом указе, должно входить и троекратное оглашение в церкви о предполагаемом браке. В пунктах наказа синодскому депутату Екатерининской комиссии для сочинения уложения было предположено узаконить порядок установления брака в следующем виде: желающие венчаться, за три недели и не менее как за неделю до бракосочетания, должны повестить о себе священнику – с кем предполагают вступить в брак; „по оным объявлениям, чинить три публикации в церквах, где жених и невеста находятся; обручения, положенного в требнике о тайне супружества, в домех не совершать, кроме церкви, и то пред самым венчанием, и прежде венчания положенные вопросы как жениху, так и невесте чинить пред обручением, а не пред венчанием, дабы, в случае несоизволения которого бо лица брачущегося, не суетное было обручение, прежде учиненное; а в домах, хотя б и с молитвословием священническим и с родительским честными иконами благословением чинимо было, за недействительное вменять» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Законом 19 апреля 1874 года положен конец прежнему неопределенному и стеснительному порядку вещей относительно брака раскольников. До этого закона раскольники были лишены возможности вступать в законный брак и иметь законных детей без перемены своих религиозных убеждений или по крайней мере без временной измены им. Упомянутым законом дана им такая возможность. Теперь каждый из раскольников, к какому бы толку ни принадлежал, может иметь семью, признаваемую законом; для этого от него требуется заявить о заключенном им браке полиции для внесения сведения о нем в особо установленные метрические книги. Существование брака раскольника считается доказанным со дня записи его в метрической книге. Закон 19 апр. 1874 г. имеет силу не только в отношении случаев бракосочетаний раскольников после его издания, но и относительно раскольнических браков, заключенных прежде него, после десятой ревизии; и эти браки должны быть записаны в метрические книги, если живущие в них желают, чтобы закон признавал их сожитие законным браком. Что касается до лиц, вступивших в брак до десятой ревизии, то и они признаются состоящими в законном браке, если записаны мужем и женой в сказках десятой ревизии (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 78 и прим. по изд. 1887 с прод. 1891). Таким образом закон 1874 г. дает норму для узаконения всех раскольнических браков, заключенных не только после, но и до его издания. В силу этого закона полиция освобождена от прежней обязанности «вести именные списки о рождающихся и умирающих раскольниках» (Уст. о пред. и прес. прест. 1807 г. ст. 67. Изд. 1876. ст. 55). а обязана вести метрические книги о рождении, браке и смерти раскольников по правилам закона 1874 г. (Уст. о пред. и прес. прест. по Прод. 1880. ст. 55). Казалось бы, что после закона 1374 г. семейная жизнь раскольников должна быть упорядочена с юридической стороны. Казалось бы, теперь должен был бы наступить конец сомнениям и колебаниям насчет значения раскольнического брака как в сфере юридических отношений, так в практике церковной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010