Тем временем на всей территории Византийской империи монофизитство получило широкое распространение. Его адепты, абсолютизируя некоторые утверждения Кирилла Александрийского и противопоставляя их учению Нестория, в определении божественной природы Христа полагали, что Его человечество растворялось в Его Божественности, «как капля меда в океане». На «разбойничьем» соборе в Эфесе (latrocinium Ephesinum) монофизитство под давлением властей было признано официальной доктриной церкви. Собор также сместил православного Константинопольского патриарха Флавиана. Все эти события привели к тому, что в дальнейшем определения собора были отвергнуты. 2. Армянская церковь и Халкидонский собор Автор жития Месропа Маштоца Корюн свидетельствует, что «в Армении появились привезенные лживые книги, пустословные предания некоего ромея по имени Феодорос» (речь шла о сочинениях Феодора Мопсуестийского). Узнав об этом, свв. Саак и Месроп осудили поборников этого еретического учения и уничтожили их писания. IV Вселенский собор, принявший новое вероопределение о «двух естествах» Христа, прошел без участия армянских епископов. Причиной тому стала обострившаяся в середине V в. политическая обстановка, приведшая к жесточайшей в армянской истории Аварайрской битве с персами. Некоторые исследователи высказывали предположение, что Армянская церковь не была даже приглашена на собор из-за того, что император Маркиан незадолго до этого отказал армянскому посольству в помощи в борьбе с персами. Собор отверг монофизитство и учение Нестория, признал две природы Христа, соединенные в одно лицо (ипостась) «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно», и утвердил, что обе природы Христа сохраняют в этом соединении свои свойства. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, «единосущный Отцу по Божеству» и «единосущный нам по человечеству», «подобный нам во всем, кроме греха». Представители некоторых конфессий полагают, что это было повторное утверждение учения Нестория, опровергнутого Кириллом Александрийским и осужденного Эфесским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Второе крещение» А. К. имело место при св. Григории Просветителе в нач. IV в. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому еп. Фоме из г. Саталы (М. Армения). Согласно арм. источникам, в 30-е гг. IV в. внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (ок. 338); его гробница находится в Амарасе . К этому же времени относятся сообщения груз. источников о Крещении Эрети св. Нино ( Нины ), к-рой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом (КЦ. Т. 1. С. 125). В документах Соборов персид. Церкви Востока (410, 420) Аран (А. К.) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне , но это подчинение было, видимо, чисто номинальным. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Возобновление проповеди христианства среди народов А. К. ок. 420 г. связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля , к-рым источники приписывают создание албан. алфавита (см. ниже раздел Язык и лит-ра). Судя по материалам I Двинского Собора (506), албан. являлся офиц. языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Арм. католикос Бабген писал о христианстве кавк. стран к своим персид. единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке». Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в груз. палимпсесте. С VII в. интенсифицируется процесс арменизации Албанской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на арм. языке. Впрочем, албан. письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албан., так и арм. надписи сер. VII в.).

http://pravenc.ru/text/64030.html

Отдел изучения истории искусства и письменных центров занимается исследованием деятельности средневек. центров создания и переписки арм. книг (к-рых известно более тысячи), искусства арм. средневек. миниатюры (представленные тематически) и истории средневек. арм. музыки. Особое внимание уделяется отображению в рукописях ремесел и быта средневек. Армении, театральных и танцевальных сцен, актеров в масках, муз. инструментов арм. театра, история к-рого насчитывает более 2 тыс. лет. Отдел изучения средневек. арм. медицины и естественнонаучной истории готовит критические издания источников по арм. традиц. медицине и их переводы на др. языки. В отделе также исследуют и математические, астрономические, географические издания, в т. ч. работы из фондов, относящиеся к составлению календарей. Важным направлением работы этого отдела является деятельность лаборатории, где изучают, расшифровывают и восстанавливают средневек. рецепты из лечебников и лекарственников; на основе фармакологии и фитотерапии готовятся противовоспалительные, противогрибковые и другие природные лекарственные средства, способные лечить нек-рые заболевания и предотвратить грибковую коррозию манускриптов. Отдел описания и изучения рукописей и документов, написанных араб. алфавитом, занимается исследованием и подготовкой публикаций арабских, персидских, османских манускриптов, число к-рых в М. в наст. время превышает 3 тыс. ед. хр. В М. хранятся довольно ценные документы на этих языках, к-рые исследованы и изданы факсимильно. Готовится к изданию полное описание хранящейся в М. коллекции Коранов на армянском, английском и арабском языках. Продолжается подготовка публикации имеющихся в М. грамот и купчих на персид. языке (опубл. 5 томов). В отделе хранения и научной обработки архивных документов насчитывается более 100 тыс. различных оригиналов патриарших окружных посланий, указов, грамот и российских указов (напр., Екатерины II, Павла I, Александра III, Николая II) и императоров др. стран. Отдел сформирован на основе собрания оригиналов документов, переданных из Эчмиадзинского католикосата Армянской Апостольской Церкви (всего 42 тыс.). Кроме того, в отделе хранятся и архивные материалы личных фондов, их число превышает 500 тыс. Они являются бесценным источником для изучения исторической, экономической, политической, социальной, религиозной и культурной жизни не только Армении, но и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2562572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг IV (Керестеджян Григор; 5.07.1813, К-поль - 6.12.1882, Вагаршапат), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1866). Получил образование в к-польском лицее Жарангаворац. В 1835 г. возведен в сан священника, в 1841 г.- архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. архиерей епархии Брусы, с 17 окт. 1858 г. занял арм. патриарший престол К-поля. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако ввиду несогласия с рядом ее статей 21 апр. 1860 г. подал в отставку. С окт. 1861 г. вновь архиерей в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Г. издал послание, в к-ром подчеркивалось, что доктрина Армянской Апостольской Церкви должна оставаться неизменной, применение новоарм. языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеарм. (грабаре). Велика заслуга Г. в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, к-рая занималась устроением школ во всех городах и селах с арм. населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. В 1874 г. Г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впосл. названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный ж. «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. В 1879 г. построил церковь на могиле Месропа Маштоца в Ошакане. Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Г. осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певч. книг. Пригласив в 1873 г. из К-поля видного церковного музыканта-теоретика Н. Ташчяна , он способствовал распространению и обучению новой арм. безлинейной нотации, изобретенной в 1813 г. в К-поле А. Лимонджяном . Одной из наиболее ценных инициатив Г. является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской Апостольской Церкви, входящих в Литургиарий (Патараг, изд. 1874 и 1878), Гимнарий (Шаракноц, изд. 1875) и Бревиарий (Жамагирк, изд. 1877). По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певч. наследия Армянской Церкви, подвергшегося ряду искажений в XV-XVIII вв., и для дальнейшего его изучения. Как источниками этими изданиями пользуются и в наст. время. Г. продолжил и довел до логического завершения систему обучения певч. искусству, внедренную католикосами Мовсесом Сюнеци и Симеоном Ереванци. Лит. (на арм. яз.): Абегян М. Геворг IV, Католикос всех армян. Вагаршапат, 1899; Орманян М. История нации. Бейрут, 1961. Т. 3. Ч. 2. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161824.html

В дальнейшем канон расширялся, в разное время включая в себя различные сочинения (включая Иосифа Флавия и целый ряд апокрифов). Это, впрочем, не является спецификой именно армянских средневековых книжных собраний: по сходному принципу составлены, например, Четии-Минеи св. Макария Московского , собрание рукописей Соловецкой библиотеки и т.п. Здесь надо принять во внимание гибкость средневекового канонического мышления, которое делило все книги не только на безусловно принимаемые и отвергаемые, но и на сомнительные – принимаемые и отвергаемые. Сам термин «πκρυφος» у древних авторов может употребляться в различных значениях: то, что скрывают еретики; то, что скрывают от непосвященных сами христиане (разновидность предания) 636 ; то, что надлежит скрыть в земле как содержащее в себе примесь опасной лжи (аналогично тому, что иудеи «хоронили» в генизах); то, что может читаться без опасения, но как бы негласно (см., напр.: Фотий. Амфилохии CLI). Армянская Библия ценна как источник по сравнительному изучению древних версий Ветхого Завета; она позволяет восстановить некоторые возможные в древней Церкви экзегетические ходы, увидеть, как понимались те или иные обороты порой нелегко поддающегося интерпретации языка Септуагинты. Единственным научным ее изданием по сей день остается предпринятое в 1805 г. Ованнесом Зограбом, членом конгрегации мхитаристов из монастыря св. Лазаря в Венеции, на основе рукописи 1319 г. 637 Его недостатки с точки зрения соответствия подлинному тексту св. Месропа отмечали еще в XIX в. В частности, указывали на то, что «будущий издатель армянской версии должен перешагнуть киликийскую эпоху и дать нам текст древнейшей версии. Лишь такой текст может претендовать на полное внимание ученых и считаться работою переводчиков пятого века» 638 . Однако практика средневековых справщиков, обращавшихся, как правило, в первую очередь к своей же рукописной традиции, не дает оснований считать, что во время второго расцвета армянской литературы в Киликийском царстве перевод Маштоца был изменен кардинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа. Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь ) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III. Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/153815.html

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства ( Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони). При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» ( Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили , С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе ). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа ( Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Нагую, бесславную в кресле, Облаченную во вретище мрака. С власами вырванными, словно плешивая. С грудями тощими, как у бесплодной... Вздохнув из глубины сердца, Великая царица отвечает: «Это я – Эчк Миадзин...» (т.е. «Сошел Единородный» – название кафедрального собора в Вагаршапате, построенного, согласно преданию, на том месте, где Григору Лусаворичу явился Христос). Царица – это аллегория Армянской церкви, а окружавшая царицу свита плакальщиц – обезлюдевшие церкви и монастыри, дочери кафедрального собора. Катохикэ покинута, оставлена в пустынной, безлюдной степи. Разрушен стольный город Вагаршапат, его окрестности превратились в пастбища. Вдова–царица – покинутая Церковь – рыдает и скорбит, плачет по былому – политической независимости армянских княжеств: Вот так и пресеклись они, Низвергнуты ушли навечно, Подобно теням нет их более, Воображенья сну подобны. Словно летние цветы, Увядшие под знойным солнцем, Как распустившиеся на древе листья, Иссушенные губительным ветром... Их более нет, не видно их, Исчезли призраку подобно. Оставшись одна, царица горестно взывает, зовет вернуться к матери-стране и матери–Церкви и позаботиться о ней: Где вы, дети мои святорожденные, Придите к вашей исконной матери, Как то положено сынам, Заботиться о престарелых родителях. Однако этот зов не услышан, положение царицы–вдовы остается прежним: ее топчут иноплеменники. И тогда она, наконец, обращается к своим «первородным дочерям» (церквам и монастырям Армении), к тем, кто откликнулся на ее зов и находился при ней, а также ко всем знаменитым в то время монастырям, армянским центрам и населенным армянами областям, говоря: Довольно горестных рыданий, Хватит слез, Не следует вовсе отчаиваться. Такова главная идея этого патриотического творения Орбеляна. 296 Рабуни составил толкования сочинений Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), Порфирия («Введение»), Псевдо–Аристотеля («О мире»), Григория Нисского («О строении человека»), Псевдо– Дионисия Ареопагита и др. Рукописи этих сочинений находятся в Матенадаране им. Месропа Маштоца (Ереван). См.: Григорян Г.О. Комментарии Ваграма Рабуни к «Категориям» Аристотеля/Крит, текст, пер. с др.–арм., предисл. и прим. Г.О. Григоряна; под ред. С.С. Аревшатяна. Ер., 1967; Антология мировой философии. В 4–х т. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 2/Ред. коллегия: В. В. Соколов и др. М, 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАГАРШАПАТСКИЕ СОБОРЫ [Валаршапатские] (IV-V вв.) Армянской Апостольской Церкви. Созывались в столице Армении, Вагаршапате , для обсуждения вопросов вероучения и церковного устройства. 1-й (325), согласно Мовсесу Хоренаци, был созван свт. Григорием Просветителем после возвращения с I Вселенского (Никейского) Собора (325) его сына Аристакеса . На Соборе приняли Никейский Символ веры и каноны с дополнениями св. Григория Просветителя. 2-й Собор (366), о к-ром сообщает Ованнес Драсханакертци (Х в.), состоялся по инициативе арм. царя Аршака II под председательством католикоса Нерсеса I Великого . Он провозгласил независимость арм. Католикосата от кафедры Кесарии Каппадокийской, после чего арм. католикосы стали рукополагаться в Армении. 3-й Собор (402 или 403) был созван по инициативе Месропа Маштоца и католикоса Саака I . Собор постановил заменить использовавшиеся в Армении греч., сир. и персид. книги на арм. С этой целью царский посол Вахрич Хадуни был отправлен в Эдессу за т. н. Данииловыми письменами - древнейшим вариантом арм. письменности. 4-й Собор (426), также созванный Месропом Маштоцем и Сааком I, рассмотрел и утвердил каноны, принятые на 1-м Соборе, к-рые были записаны арм. письменами. Утвердил также Вселенское послание католикоса Саака I, регламентирующее обязанности епископов, священников и монахов. По мнению ряда историков, 5-й Собор (491) был созван католикосом Бабгеном I для обсуждения и принятия «Энотикона» имп. Зинона. Согласно Ованнесу Драсханакертци, в заседаниях участвовали католикосы и епископы груз. и албан. Церквей. Мн. исследователи, однако, считают, что постановления, осуждавшие несторианство и халкидонский орос, были приняты не в 491 г. в Вагаршапате, а на Двинском Соборе 506 г., также созванном Бабгеном I. Лит.: Мхитарян А. История Соборов Армянской Церкви. Валаршапат, 1874 (на арм. яз.); Акопян В. Армянская книга канонов. Ереван, 1964. Т. 1 (на арм. яз.); Гарсоян Н. Г. Был ли созван Собор в Валаршапате в 491 году?//ХВ. 2001. Т. 2 (8). С. 116-120. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/153817.html

назад Отношения с Древними Восточными Церквами В 2010 и 2011 гг. состоялись Первосвятительские визиты Святейшего Патриарха Кирилла в Армению. 16-18 марта 2010 г. Патриарх Кирилл совершил первый официальный визит в Армению и освятил закладной камень русского кафедрального собора в честь Воздвижения Креста Господня в Ереване, при котором планируется создать представительство Русской Православной Церкви в Армении. Состоялась презентация книг Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря» и «Свобода и ответственность», изданных на армянском языке. По итогам визита была подписана совместная декларация , в которой изложен план двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. 26 апреля 2010 г. в ходе Всемирного саммита религиозных лидеров в Баку Патриарх Кирилл, Католикос Гарегин II и глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде подписали декларацию о сотрудничестве по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. 28 ноября 2011 г. состоялся второй официальный визит Патриарха Кирилла в Армению, где он, в частности, на заседании президиума Межрелигиозного совета стран СНГ совместно с Гарегином II и Аллахшукюром Паша-заде подписал новую декларацию о мирном урегулировании карабахского вопроса и о намерении содействовать сохранению культурного наследия народов Южно-Кавказского региона. Указом Президента Армении С.А. Саргсяна Патриарх Кирилл был представлен к высшей государственной награде Армении — ордену св. Месропа Маштоца. Со своей стороны, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II посетил Россию в 2010 , 2013 , 2016 и 2017 гг. 17 сентября 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на совершенной Гарегином II церемонии открытия Армянского храмового комплекса в Москве и освящения кафедрального собора в честь Преображения Господня, самого большого храма Армянской Церкви за пределами Армении. В заключение церемонии Святейший Патриарх Кирилл, Гарегин II и Президент Армении С.А. Саргсян открыли памятник, символизирующий братские отношения Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви.

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010