I глава (1–123 стр.). Биографические сведения о преосвящ. Никаноре. Детские годы архиепископа Никанора. Первоначальное воспитание и обучение. Значение их для последующей деятельности будущего руководителя общества. Годы, проведённые в Могилёвском дух. училище. Оторванность от семьи и её последствия. Семинарское образование преосв. Никанора. Первая проба проповеднического таланта. Мысль о монашестве и отношение к ней отца святителя Никанора. Преосвящ. Никанор – студент Петербургской Академии, а потом бакалавр в ней. Проповедническая деятельность Никанора и причины, задерживавшие её развитие. Архиеп. Никанор во время управления его семинариями – Рижской, Саратовской и Витебской. Скорбь XIX в. и отношение к ней проповедей Никанора. Ректорство преосвященного в Казанской Дух. Академии. Его учёные и проповеднические труды. Никанор, Епископ Аксайский. Проповедническая деятельность и причины её застоя. Первая ревизия епархии и значение её для будущей самостоятельной деятельности. Никанор, Еп. Уфимский и Мензелинский. Его административная деятельность. Ревизия епархии и программа ревизии. Главный характер проповеднической деятельности. Отношение паствы к преосвященному Никанору, как проповеднику. Условия, определяющие выбор тем для проповедей этого периода. Никанор Епископ, а затем Архиепископ Одесский. Характеристика Одесского общества. Проповеди его, как ответ на запросы этого общества. Последние дни Архиепископа Никанора, его два послания и прощальное поучение. II глава. Пастырские и гомилетические воззрения высокопреосвященного Никанора. Высота пастырского служения. Обязанности пастыря: учительство, священнодействие и церковное управление. Детальное выяснение этих обязанностей. Пастырь, как учитель словом и делом. Значение примера проповедника для паствы. Виды словесного учительства: законоучительство, церковное учительство и домашнее. Постановка современной проповеди. Отношение проповедника —73— к слову Божию. Отношение его к современным запросам, к различного рода заблуждениям. Возможность в проповеди обличительного тона. Подготовка современных пастырей к проповедничеству. Духовная опытность, как необходимое условие успешности проповеди. Отношение к внешней стороне проповеди высокопр. Никанора (124–192).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общее число учащихся в миссионерских школах Уфимской епархии, с присоединением сюда трёх школ, которые содержатся на средства, ассигнованные из хозяйственного управления при Св. Синоде, простирается до 976 чел. Это дети татар, чуваш, черемис и вотяков, причём в показанном выше числе учащихся заключаются и 122 девочки. Главные предметы школьного преподавания: Закон Божий, церковное пение, русский язык и арифметика. По личным наблюдениям преосвященнейшего Уфимского Дионисия, а также по отзывам особых наблюдателей за миссионерскими школами, учащий персонал в этих школах в большинстве случаев вполне удовлетворяет своему назначению. Построение православных церквей в инородческих местностях Уфимской епархии, которым так озабочен нынешний Архипастырь Уфимский и которое, вместе со школами, имеет весьма важное, громадное значение для успехов православия в этом крае, и в отчётном году, с Божией помощью, подвигалось с успехом вперёд. В сем году совершенно окончены постройкою семь церквей в селениях Мензелинского, Белебеевского и Бирского уездов, причём некоторые из сих церквей уже освящены, а другие предположено освятить в текущем 1893 году. В Оренбургской епархии в ведении местного Миссионерского Комитета в отчётном году находились 4 миссионерские школы: в деревнях Кривле-Илюшкинской и Ново-Амекескинской Оренбургского уезда, деревне Бердяшах Орского уезда и в посёлке Требиатском Верхнеуральского уезда. Предметы обучения в этих школах: Закон Божий, чтение славянское и русское, письмо, арифметика и церковное пение. Число учащихся достигает 189 человек, которые почти все принадлежат к чувашам и нагайбакам. Учебное дело в общем идёт удовлетворительно. В Вятской епархии на средства местного Комитета в отчётном году содержались 27 миссионерских школ: 24 мужских и 3 женских. Учащихся было 945 мальчиков и 223 девочки, всего 1,168, в числе коих 81 язычник и 4 язычницы, более против предшествующего года на 338 чел. Особенно Комитет озабочен был образованием женской половины инородческого населения, как более склонной к увлечению магометанскою пропагандою и к возвращению к прежним языческим обрядам и верованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Не случайно в сентябре 1918 г. на выборах в Уфимскую городскую думу убедительную победу одержал надпартийный Уфимский союз приходских советов, получив 28% мест в думе, опередив кадетов (19%), эсеров (9%) и Союз трудовой интеллигенции (6%) (отметим, что от мусульман успешно на выборах выступил Уфимский временный мусульманский городской народный комитет, получивший 14% голосов). В октябре 1918 г. новый состав думы подавляющим большинством голосов избрал городским головой кандидата от приходов Григория Михайловича Курковского - бывшего кадета, учредителя ВРКПО; гласными думы стали также члены Общества бывший губернатор П.П.Башилов и преподаватель Духовной семинарии С.В.Песчанский. Однако к середине октября положение на фронтах стало угрожающим. Красная Армия взяла город Мензелинск, на западе Уфимской губернии. Всероссийское временное правительство переехало в Омск. По распоряжению епископа Андрея органы епархиального управления должны были выехать в Златоуст, хотя епархиальный журнал " Уфимский церковно-народный голос " продолжал выходить в Уфе (обнаружен 29 от 1/14 декабря). " Вследствие осложнений, вызванных перемещением фронта в район Уфимской губернии " , книгоиздательство Восточно-русского Общества 18 октября объявило о вынужденном временном прекращении издания газеты " Народ - Хозяин " , журнала " Заволжский летописец " , а также книжек, брошюр и листков. Деятельность Общества прекратилась (за исключением содержания двух приютов для детей-сирот, которые продолжали действовать, по-видимому, до лета 1919 г.). Многие из его членов ушли из Уфы вслед за армией на восток. В ноябре Всероссийское временное правительство было распущено, военный министр адмирал А.В.Колчак объявил себя Верховным правителем России и Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Преосвященный Андрей на Сибирском церковном совещании (Томск, ноябрь 1918) был избран членом Высшего Временного Церковного Управления; он возглавлял духовенство 3-й армии адмирала А.В.Колчака. 31 декабря 1918 г. большевики взяли Уфу, а к концу февраля 1919 г. - и южные районы Уфимской губернии. Однако весной наступление предприняли части Западной Армии. 13 марта колчаковцы вошли в Уфу, затем заняли всю губернию.

http://ruskline.ru/analitika/2005/07/22/...

В его время учебно-воспитательной работой Академии руководили следующие лица: 1887−1888 учебный год. Вольнослушатель. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский; из экстраординарных профессоров Киевской Духовной Академии; магистр богословия; впоследствии епископ Уфимский и Мензелинский: будучи уже на покое, пережил революцию и скончался после 1917 г. Инспектор: архимандрит Борис [Плотников]. Магистр богословия; выдающийся ученый; впоследствии – Председатель Училищного Совета при Святейшем Правительствующем Синоде; епископ Ямбургский; скончался от туберкулеза в 1901 г. Ему преемствовал архимандрит Антоний [Каржавин]; магистр богословия; знаток древних и новых языков, впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский; скончался в 1914 г. 1888−1889 учебный год. Студент I-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский. Инспектор: архимандрит Антоний [Каржавин]. 1889−1890 учебный год. Студент II-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский. Инспектор: архимандрит Антоний [Каржавин], затем ему преемствует архимандрит Петр [Другов], впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский; скончался после 1917 года. 1890−1891 учебный год. Студент III-ro курса. Ректор: Христофор [Смирнов], епископ Волоколамский, затем ему преемствует архимандрит Антоний [Храповицкий]; доктор богословия, впоследствии «знаменитый» иерарх, митрополит Киевский и Галицкий; скончался в Сербии в эмиграции, в 1936 г. Инспектор: архимандрит Петр [Другое]. 1891–1892 учебный год. Студент IV-ro курса. Ректор: архимандрит Антоний [Храповицкий]. Инспектор: архимандрит Петр [Другое], затем ему преемствует архимандрит Григорий [Борисоглебский]. В 1892–1896 гг., окончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, П. Ф. Полянский состоял на службе в ней же, в должности помощника инспектора. Это свое служебное поприще он проходил под начальством и руководством следующих лиц: 1892–1895 гг., при ректорстве архимандрита Антония [Храповицкого]. 1895–1896 гг., при ректорстве архимандрита Лаврентия [Некрасова]; магистра богословия; впоследствии епископ Тульский и Белевский; скончался в 1908 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Извините, любезный братец, не в силах более писать: опять чувствую прилив к голове, да и не имею ничего сообщить Вам, достойного Вашего любопытства. Повергаюсь к стопам Вашим, прося мира и благословения Божия. Кланяюсь до земли любезнейшей сестре моей, Александре Стефановне. Не оставьте молитвенным памятованием и братскою любовью, искреннейше преданного Вам Дионисия, недостойного епископа Якутского. 5 марта 1882 г. Якутск. XII. Любезный во иереях отец Иоанн Григорьевич! 66 Любезное письмо твое от 25 августа дошло до меня 19 октября, а сегодня, 22 октября, – в Воейкове торжество; хоть мысленно, и мне хочется поучаствовать в родственном празднике, поэтому и хочу побеседовать со всеми Вами. Весьма рад я, что страхи Ваши миновали Вас благополучно. Если мой совет не оскорбит Вашего великодушия, то я предложил бы Вам лишнюю копейку до времени вложить в Государ. Банк. 5% билеты продаются по 92 и по 93 к. за рубль, значит, за 925 или 930 руб. Вам выдадут билет в 1000 р. Когда встретится нужда в деньгах, этот же билет можете послать в Государ. Банк и просить, чтобы его продали; а деньги в руках трудно удержать. Впрочем, свой ум – царь в голове. Я монах – и мирских выгод не понимаю. Делайте, как знаете. 17 марта 83 года наступит срок и моим билетам. Буду ли я настолько счастлив, чтобы мог так же беспрепятственно получить, как и Вы. А деньги мне нужны в настоящую пору, но где их взять? – Вы первые не дадите, а о прочих и говорить нечего. 17 октября наша безбрежная река Лена прикрылась на зиму льдом, и чрез несколько дней предлежит мне немалый путь: проехать доведется до 3 т. верст. А что это за путь, что за экипажи, – Вы и представить себе не можете. Лошади, прямо из табуна загнанные в огород и пойманные арканом, к запряжке хомутовой неприученные, сначала понесут, как дикие звери, а потом, измучившись, делаются бессильными. Станции (если только можно назвать их станциями) отстоять одни от другой на 50 и на 70 верст, и доводится на старости лет мерить снег по-апостольски: красными ногами пешеходяще.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горе мне, если они и в дороге будут беспокоить меня. Ну, до свидания! Сестрицу, Александру Степановну, нежно целую. С братскою любовью и сыновним почтением к Вам, остаюсь покорнейшим слугою. Дионисий, Епископ Якутский. 7 января 1884 г. Якутск. XVI. Высокоуважаемый и многолюбезный братец мой, честнейший во иереях, отец Григорий Васильевич. Многомилостивое и многоблагоутробное письмо Ваше от 10 сентября дошло до меня 18-го того же месяца, а 3-го дня получил я и от Софьи Григорьевны приятный и необходимый для меня подарок – чулки и полотенца. Искренно и от сердца благодарю Вас и Софью Григорьевну за дорогую Вашу память обо мне, отчужденном от родины и родных, и за Вашу братскую любовь ко мне. С 4-го по 13-е сентября странствовал на пароходе по р.р. Белой, Каме и Волге. 6-го числа свиделся с Высокопреосвященным Вениамином в пределах оконечности моей епархии, в селе Челнах (на Каме, выше Елабуги в 25 верстах), и, немного думая, сел на его пароход и уплыл с ним в Казань. 7 сентября в 7-мь часов утра (воскресенье) прибыли мы в Казань. На пристани, которая отстоит от Казани в 7-ми верстах, нас ожидали две карсты и колымаги для багажу, и встретили архимандриты, протоиереи и ректоры с братскою любовью. Высокопреосвященный Вениамин здесь закончил высшее свое образование, здесь же облекся в монашеский чин. Здесь у него есть и наставники, у которых он слушал лекции, есть и товарищи современники по воспитанию, есть и бывшие его воспитанники, потому что он, по окончании курса, был несколько лет профессором академии. Я же счел долгом видеться с ним не потому, чтобы желал чрез него что-либо выпросить от Синода, а потому, что, по монашеству, он мой восприемный отец – старец, а по архиерейству – посвятитель купно с приснопамятным Митрополитом Иннокентием. Притом, мы были соседи по епархиям и жили, что называется, душа в душу, не пропускали ни одной почты, чтобы не написать друг другу что-либо. И при настоящем свидании было о чем поговорить. 7-го числа сентября были мы у обедни в соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он, действительно, трудился выше сил; но об нем жалеют только теперь; а в свое время только покивали главами, указуя и приговаривая: «к чему де и для чего эти затеи?» Напрасно говорите, что ревность не по силам не одобряется – не одобряется ревность не по разуму; а Василий Иванович действовал во всем разумно, и может, не обинуяся, сказать о себе: подвигом добрым подвизахся, течение скончах... прочее же соблюдается мне венец правды. 2Тим. 4 :7. Нельзя одобрить той ревности, которая ранее времени сводит людей в могилу от их бездельнической жизни, от их распутства, от их обжорства и пьянства; а более сея любви несть, да кто (жизнь) душу свою положит за други своя! Ей, и аминь! Затеял я для здешнего края многое, и во многом успел, но и многое еще остается недоконченным. Одно перестарело и обветшало, требует перемены, а другое вновь признается необходимым. Не так я зарывист, как покойный о. ректор Гаретовский, однако ж, не остаюсь праздным зрителем при виде каких-либо потребностей для блага епархии. И Господь помогает немощам моим: Св. Синод сочувственно относится к моим представлениям. Сравнивая Якутскую область с тем положением, в каком я нашел её в 1841 году, могу сказать, что она далеко подвинулась в религиозном и нравственно-гражданском отношении. Вот почему мне и тягостно становится расстаться со своим детищем. Не скрою и того, что и якуты, и русские привязаны ко мне, как к родному, и обращаются ко мне не по одним религиозным вопросам, но и по делам семейным: с одним поплачешь, с другим порадуешься, и так коротаю век свой, как бы в родной семье. О внучке Владимире весьма заботился покойный Вас. Ив. Гаретовский. Незадолго до смерти он писал мне, что Владимир был стипендиатом его имени, и что сделал это сколько по личному расположению к Владимиру, столько же по уважению к памяти его батюшки, у которого, говорит, бывал в доме и не может нахвалиться его радушием. Превозносит покойного похвалами за его честность и добродушие. К Владимиру тоже питает любовь, но прибавляет: «мне хотелось устроить его в Московской Академии, а он почему-то стремится в Питер».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Извини меня, любезный братец, что, проникнутый чувством благодарности к Промыслу Божию, я перенесся во дни юности моей всею жизнью, огляделся вокруг, и не могу удержаться от слез. Слишком много вынес я жалкой нищеты и не в меру вытерпел нравственного горя. Но, сводя все невзгоды к одному знаменателю, вижу, что те же лишения, усиливая мой труд, поставили меня на свою дорогу. Ну, довольно о сем. Много обяжете меня благодарностью, если обещанное лекарство поспешите прислать мне в Якутск. Я разумею бадягу или надошник. Мне кажется, средство это было бы гораздо действительнее, если бы им пользоваться тотчас по вынутии из воды. Разве на следующее лето не отправиться ли в с. Хитрово?! Если бы не был еже есмь, я бы теперь жил в той хате, где родился, и считал бы себя блаженным. Но теперь... не имею над собою ни единые воли: куда заключат, там и должен безмолвствовать. Целую и обнимаю любезную сестрицу, Александру Степановну. Поклон и Божие благословение Ивану Григорьевичу и достопочтенной супруге его. Божие благословение да будет со всеми Вами. Есмь неизменно любящий брат Ваш и покорнейший слуга, Дионисий, недостойный епископ Якутский. 1 июня 1877 года. Якутск. VI. Любезный и дорогой мой братец, Григорий Васильевич! 7 июля утром получил я два, драгоценные для меня, послания Ваши с изложением похождений моих от дня появления моего на свет и до сегодня. Искреннейше благодарю Вас за братскую любовь Вашу ко мне и за то внимание, которым Вы удостоили описать земное мое странствование по горам, вертепам и пропастям земным, и поставить меня в ряду тех несмертников, их же весь мир не бе достоин. Все принимаю с благодарностью; но похвалы, приписываемые моему не достоинству, не к лицу мне, потому что несогласны с истиною. Зачем говорить и приписывать мне качества, об которых я понятия не имею. Соль добрая вещь, но избыток её портит и хорошую пищу. Но во всяком случае, благодарю Вас за любвеобильное Ваше внимание ко мне и труд, который Вы предприняли из любви ко мне. В день получения письма Вашего, перенесся я мыслью к блаженной юности своей, и, вспоминая приснопамятную матушку свою, Марию Игнатьевну, вдоволь наплакался. В этот именно день она, обыкновенно, отправлялась на богомолье в Воейково, а я перевозил её в лодке через Дон, и с каким, бывало, нетерпением ожидал её возвращения оттуда в сегодняшний день (8 июля). Куда девалось это блаженное время? И зачем оно не вернется опять ни разу в жизни?! Упокой, Господи, душу рабы Твоей Марии со святыми Твоими!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот почему страшно и опасно ехать в этот ледяной край, где солнце в зимнее время около двух месяцев не является на горизонт, а в летнюю пору столько же времени не заходит. В первом случае, невозможно, при постоянной темноте, предпринять дальнего путешествия, а во 2-м, – невыносимый жар от солнца, накаливая землю и воздух целые два месяца, доводит путника до крайнего изнеможения. К тому же, безпредельные пространства тающих болот и грязей, над которыми тучами кишат комары, оводы и другие насекомые, а также проливные дожди, наводняющие ручьи и речки, опаснее и страшнее для путника, чем зимние жестокие морозы. Впрочем, летом и зимой в здешних местах много случаев неожиданной смерти. 2-го марта опять переезд был большой (80 верст), дул ветер, но попутный. К вечеру прибыли мы в Крестовую поварню, что на самом берегу моря. Здесь ожидал нас ночлег хуже прежнего, но я решился ночевать в поварне, а не в пологе. По распоряжению, сделанному нами в Колымске, здесь должны были сегодня встретить нас один или два проводника индигирские, но их нет. Это довольно опечалило нас, потому что едущие с нами проводники колымские отзываются не знаем дороги. Хотели остановиться в поварне и выжидать, когда явятся проводники; но, опасаясь потратить собачий корм в напрасном ожидании и пропустить благоприятную погоду, 3-го числа мы решились ехать далее, придерживаясь берега и пастей, настороженных для лову песцов. Двадцать верст проехали мы таким образом без всяких признаков дороги, имея только на виду берег и пастники. Вдруг собаки наши подняли к верху морды свои, залаяли и понеслись по гладкой поверхности моря, что есть духу. Минут через 15-ть перед нами остановилась встречная нарта, и на ней два седока. То были желаемые нами индигирские проводники. От них узнали мы, что на следующей поварне (Сергеевой) ожидает нас индигирский мещанский староста, а на Крупашечьей поварне – десять нарт собак. Это известие сильно обрадовало нас и освежило упавший от уныния дух наш. Через несколько часов прибыли мы к Сергеевой поварне и нашли тут ожидавшего нас старосту, которому обрадовались, как родному.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последнее время в Якутске жизнь стала особенно непривлекательна: каждую неделю, даже каждый день привозят сюда разных преступников, в особенности, так называемых социалистов и коммунистов, которые и здесь, конечно, рассеивают свои плевелы. Смотреть на их похождения сквозь пальцы, значит, поступать против совести; а вооружаться круто, надо неминуемо подвергнуть жизнь свою опасности. Безумцы и безбожники, не раз покушавшиеся на жизнь Помазанника Божия, задумаются ли убить нашего брата? По-ихнему это значит принести жертву Богу, к сожалению, Бога-то нет у них. У нас изменяются естества уставы. Бывало, с Введения наступят морозы в 40° и более, и держатся чуть не до марта; а ныне на один день появился морозец в 38°, и тот скрылся. В начале декабря были дни в 14°, чего прежде никогда не было, по крайней мере, старожилы не запомнят. Кажись бы оно и ко благу должно служить, потому что теплота приятнее для нас, чем холод; но на деле оказывается не так. При таких изменениях природы, появляются поветрия на людей, на скота и даже на собак. Иначе и быть не могло. По законам природы в нашей стране в зимние месяцы должны быть холода, а у нас, напротив, довольно тепло. Это так же вредно, как если бы среди лета было 5 и 10 градусов холода. Любезнейшей сестрице, Александре Степановне, и всей домашней церкви Вашей шлю мой нижайший поклон и призываю Божие благословение. Марья Григорьевна передает, что родители её не в меру состарились. Но я уверен, что, если бы она увидела меня, сочла бы старше своего батюшки. А что их сынок? Положительных сведений о завершении им своего образования я не имею. Сообщите мне. С достодолжным уважением и нелицемерною преданностью остаюсь преданный Вам покорный слуга, брат Ваш Дионисий, недостойный епископ Якутский. 22 декабря 1879 г. Якутск. P. S. Пришли, Бога ради, фунтов пять хрену поскорее. Хрен должен быть в корнях, натуральный. Закупорить в ящик и холст. Мне советуют, как лекарство в моей болезни. Не опоздайте. У нас он не родится. X. 1 ноября 1880 года. Якутск. Ну, как не припомнить прелюбезный праздник Космы и Дамиана? Воспоминаю и кур, и обреченных цыплят, и утят, и даже ногавки, нашиваемые на кур. Все, все припоминаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010