Выйдя за штат, папа работал научным сотрудником в ряде научно-исследовательских учреждений, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, о чем имел авторские свидетельства. У папы были золотые руки, он любил выдумывать всякие мелкие приборы. Помню, он что-то паяет, а потом ходит дует куда-то в трубку. Так он сделал мне маленькую железную чернильницу “невыливайку”, так как в школе не было чернил и мы носили их из дома в пузырьках или стеклянных чернильницах, и, опрокидывая их, вечно обливались чернилами. Вместе с владыкой Мануилом он увлекался инкубаторами и курами. У меня с Женей были свои куры, для которых папа сделал специальный курятник из фанеры с гнездами и поилкой из перевернутой бутылки. Но, находясь на гражданской службе, он не оставлял духовную работу, особенно среди молодежи, что ему всегда инкриминировалось. В свое время будучи “лишенцем” и зная всю тяготу жизни оставленных без отцов семей, он организует постоянную им помощь. Он прикреплял к таким семьям более обеспеченных людей и требовал от них строгой и неукоснительной поддержки в определенные числа месяца, чтобы семья знала, когда она получит фиксированную сумму. Значительную часть своего заработка он отдавал другим, оставляя своей семье лишь самый минимум, не допуская никакого излишества ни в пище, ни в одежде. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне синие резиновые тапочки, папа их у меня отобрал и отдал нуждающейся семье. Среди семей, опекаемых моим отцом, была семья отца Михаила Соловьева (впоследствии архиепископ Тихвинский Мелитон; †1987), семья отца Сергия Сидорова (расстрелян в Бутово 27.09.1937). Помню как мы с ним вдвоем в начале 30-х годов ходили по Сергиеву Посаду и искали семью отца Владимира Медведюка 10 , с которым папа, видимо, был достаточно хорошо знаком, так как они одно время служили в соседних храмах — в то время, когда папа служил у Соломенной Сторожки, отец Владимир Медведюк служил в храме святителя Митрофания Воронежского на 2-й Хуторской улице.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

«Помню, у меня были туфли, — пишет Л. В. Каледа, — а кто–то подарил мне синие резиновые тапочки, папа их у меня отобрал и отдал нуждающейся семье». Своих духовных детей, имеющих достаток, он благословлял помогать семьям лишенцев, требуя, чтобы помощь поступала регулярно в договоренном объеме и в четко определенный срок. Среди семей, которым помогали отец Владимир и его духовные дети, были семьи отца Василия Надеждина; отца Михаила Соловьева, впоследствии архиепископа Тихвинского Мелитона (U 1986 г.); отца Сергия Сидорова, принявшего мученическую кончину в Бутове 27 сентября 1937 года, и др. Дочь вспоминает, как в начале 30–х годов они с отцом ходили по Сергиеву Посаду и искали семью отца Владимира Медведюка,«с которым папа, видимо, был достаточно хорошо знаком, так как они одно время служили в соседних храмах». 5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ как»активный участник Всесоюзной контрреволюционномонархической организации»Истинно Православная Церковь». На допросе он дал следующие показания: «…Формулу, введенную Сергиевским Синодом, о поминовении властей я считал для себя неприемлемой (как новшество) и поэтому ее не употреблял. Это, в частности, было одним из мотивов моего ухода от священнической деятельности. Как верующий человек я, естественно, не могу разделять политики соввласти по религиозному вопросу… Фамилии своих знакомых предпочитаю не называть, дабы не навлечь на них неприятностей… Ведя организованную работу среди молодежи, я ставил перед собой задачу удовлетворения их личных запросов, в духе христианского понимания жизни. Это были частью из числа прихожан церкви Соломенной Сторожки, частью — не прихожане. Организованной эту работу понимать следует в том смысле, что отношения эти были результатом личного доверия, дружбы. Постепенно эти люди от меня отошли — в силу моей загруженности и намерения оставить эту деятельность. По социальному признаку это были, главным образом, советские служащие, преимущественно женщины. Повторяю, что назвать персонально этих людей я отказываюсь по моральным и религиозным причинам…«В обвинительном заключении, составленном в июне 1932 года, ему инкриминировалась»контрреволюционная работа среди молодежи». Фактически же арест был связан с непризнанием декларации митрополита Сергия. По этому делу было арестовано более ста человек духовенства и мирян, не поминающих митрополита Сергия, в том числе и большая группа прихожан Соломенной Сторожки.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В те же годы возникло «обновленчество» с которым отцу Михаилу также пришлось вступить в борьбу. Он бесстрашно обличал «обновленцев» с амвона, но их поддерживала советская власть, и они захватывали один храм за другим. Большинство прихожан всегда было против «обновленцев», поэтому для захвата храма необходимо было в первую очередь изолировать священника. По этой причине отца Михаила трижды арестовывали и сажали в тюрьму, но прихожане дважды добивались его возвращения на приход. В третий раз его лишили регистрации и предъявили обвинение в антисоветской пропаганде, припомнив, очевидно, его выступления на диспутах. Между тем в его приходе «обновленцы» взяли верх, и отца Михаила выпустили из тюрьмы, но приказали   покинуть пределы Пензенской области, угрожая новым арестом. Отец Михаил по совету и протекции отца Василия Надеждина перебрался в Москву. Здесь он вошел в тесный круг православных верующих, священников и   прихожан Никольского, что у Соломенной Сторожки, храма, которые группировались вокруг будущих священномучеников и исповедников Василия Надеждина, Владимира Амбарцумова и Михаила Шика 3, 5 — 7],.   Отец Владимир Амбарцумов в начале 20-х годов был одним из руководителей Русского Христианского Студенческого Движения (РХСД), а после принятия священства служил в московских храмах святого равноапостольного великого князя Владимира в Старых Садех и Святителя Николая у Соломенной Сторожки Несмотря на разгон РХСД советскими властями и аресты некоторых руководителей и кружковцев, между членами этого движения сохранились и поддерживались тесные связи во все последующие годы. Отец Михаил Шик до 1931 года также служил в храме св. Николая у Соломенной Сторожки. Отец Михаил Соловьёв получил приход в селе Ильинском на Бодне Можайского района Московской области. Частыми гостями в Ильинском у отца Михаила были его московские друзья. Известная православная поэтесса Надежда Александровна Павлович в тот период всегда снимала дачу в Ильинском и духовно окормлялась у отца Михаила. В 1933 году она привезла в Ильинское Сергея Алексеевича Никитина, будущего епископа Стефана 7], незадолго до того освобожденного из лагеря. Бывшим заключенным в те годы не разрешалось жить в пределах ста километров от Москвы, и какое-то время Сергей Алексеевич жил и был даже прописан у отца Михаила.

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

7. Епископ Стефан Никитин/Московский журнал. 1996. С. 40 – 49. 8. Торопцева Н. Т. Поэзия Н.А. Павлович/Альфа и Омега. М, 2000. (24).   С. 311 – 320. 9. Гоманьков В.И. Воспоминания об о. Евгении Амбарцумове/Записки Семинара     по истории Церкви памяти святителя Стефана, просветителя Пермского. М. 2002.     Вып. 9. С. 29 – 43. 10. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт       построения христианского миросозерцания. СПб, «Сатис», 1994. 319 с. 11. Гоманьков В. И. Протоиерей Глеб Каледа/Журнал Московской Патриархии.       1995.   С. 60 – 64. 12. Гоманьков В.И. Научные и библейские представления о возникновении и       эволюции Вселенной/Сб. «Той повеле, и создашася». Клин, фонд «Христианская       жизнь», 1999. С. 129 –148. 13. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Свято – Троицкая      Сергиева Лавра, 1998. 224 с. 14. Богословские труды. С.157. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

Грузинскими рукописями занимались на Синае учёные профессора Цагарелли и Марр, ездившие туда также не без помощи нашего правительства и благотворительных обществ. Профессор арабского языка в Иерусалимской Крестной школе Н. Сарруф, бывший спутник в путешествии на Синай о. арх. Антонина и, при его материальной и нравственной поддержке, составивший каталог сирийских рукописей, также доселе не обнародовал в свет свой труд. Следовательно, описание греческих рукописей, принадлежащих Синайскому монастырю, составленное учёным епископом Порфирием Успенским в 1845 и 1850 годах во время его двукратного там пребывания, не теряет своего значения даже и в настоящее время. Во-первых в этом описании мы видим научное исследование и описание таких рукописей, которые некоторое время находились в пресловутом синайском подворье в Каире, именуемом «Джуваниею». Ян В. Гардтгаузен, ни другие ученые этих рукописей не видели и не описывали их в своих учёных трудах. Во-вторых, это описание рукописей представляет громадный интерес автобиографический, для уяснения того любопытного факта, как еп. Порфирий в короткое сравнительно время мог выполнять весьма обширные научные предприятия, и почему эти его замыслы и предприятия не всегда отличались тою тщательностью и аккуратностью, какие предъявляет к подобного рода трудам наше требовательное время. В-третьих, из этого описания мы можем извлекать весьма интересные черты для характеристики сотрудников еп. Порфирия – Феофана, епископа тамбовского, затворника, Петра Соловьева и Николая Крылова, служивших некогда под начальством еп. Порфирия в русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из рукописей бывшей Джуванийско-Синайской библиотеки еписк. Порфирием описаны в его труде более или менее обстоятельно: 1) «Ветхий Завет», рукопись на пергамине XIII в., содержащая в себе книгу Бытия (с 5 стиха 16 главы), книгу Исход и книгу Левит (только перечисление глав) с толкованиями Иосифа Флавия, Фил Акиллы, Симмаха, Федотиона, Иринея, еп. Мелитона Сардийского , еп. Филона, Дидима, Оригена , Григория Нисского , Евсевия, Василия епископа, Сукенса Диокессарийского, Епифания Кипрского , Иоанна Златоуста , Акакия Кесарийского, Феодорита Киррского (по преимуществу), Диодора, Евсевия Емесского, Кирилла Александрийского (довольно часто) и Севира Антиохийского; 2) Псалтырь (в двух списках) с Новым Заветом без Апокалипсиса с миниатюрами, рукопись на пергамине, писанная разными почерками, из коих один принадлежит чтецу Феодору Триха 1242 года; 3) Новый Завет на пергамине XI–XII в.; 4) Избор евангельских Чтений (Εκλογ τν εαγγελων) на Пергамине 1119 года; 5) Стихирарь нотный 1333 года, писанный рукою священника Георгия Фускала; 6) Стихирарь ΧV; 7) Πανηγυρικν рукопись XI–XII в.в.; 8) Слова Григория Богослова (51) XIII в.; 9) Слова, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«К 49-ти годам владыка Никодим был уже тяжело больным человеком, перенесшим шесть инфарктов. Врачи прописывали ему покой и лечение, но даже находясь на больничной койке, он переживал за свою паству. Вот какие строки он писал Святейшему Патриарху Пимену: " Во время моей болезни в минувшем году более активнее совершать богослужения в храмах епархии и принимать посетителей пришлось викарному епископу преосвященному Мелитону, ко мне же часто приезжал секретарь, и мы регулярно имели контакты по телефону " . Последнее богослужение в городе на Неве митрополит Никодим совершил 5 августа в храме Святой Троицы " Кулич и Пасха " . Через месяц, 5 сентября, он отошел ко Господу. Завершая небольшой экскурс в жизнь этого удивительного человека, хотелось бы сказать, что своим примером и беззаветным служением Русской Православной Церкви он вошел в ее историю не только как видный общественный и церковный деятель, но и архипастырь, который по слову Господа нашего Иисуса Христа полагал свою душу за людей», — заключил митрополит Варсонофий. Затем была представлена литературно-музыкальная композиция памяти митрополита Никодима, сопровождавшаяся демонстрацией фото- и видеоматериалов. В композицию вошли видеоинтервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, протоиерея Павла Красноцветова, протоиерея Богдана Сойко, протоиерея Николая Тетерятникова, протоиерея Александра Ранне, протоиерея Василия Стойкова, архидиакона Андрея Мазура и другие материалы. Церковные песнопения исполнили мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер И.А. Соловьев), женский хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер И.О. Андрякова), смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер монахиня Ксения (Каньшина)), сводный хор Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер А.А. Максимов). В завершение вечера с кратким словом выступил Святейший Патриарх Кирилл: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Дорогие братья архипастыри! Дорогие преподаватели, профессора, студенты и все, кто сегодня участвует в этом замечательном вечере!

http://patriarchia.ru/db/text/5262471.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 30 декабря 2007 года скончался известный петербургский священник, клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Виктор Грозовский. Виктор Иосифович Грозовский родился 27 февраля 1934 года в Ленинграде. Обучался в индустриальном техникуме, затем в цирковой студии, писал стихи, работал актером в Александринском театре и театре Комиссаржевской, режиссером на Ленинградском телевидении. Свой церковный путь отец Виктор начал в качестве церковного сторожа при Ленинградских Духовных школах, где затем и получил духовное образование (решением ректора Духовных школ архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева), ныне – митрополита Смоленского и Калининградского, был зачислен сразу в третий класс семинарии). 18 мая 1980 года был рукоположен архиепископом Кириллом во диакона и служил в храмах преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Спасо-Парголовском и Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 1985 году окончил Духовную академию, а 6 января 1986 года в Николо-Богоявленском соборе рукоположен викарием Ленинградской епархии архиепископом Тихвинским Мелитоном (Соловьевым) во пресвитера и назначен в Князь-Владимирский собор, в котором прослужил с января 1986 по сентябрь 1987 года. Затем, до 1999 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1999 года и до конца дней своих – снова в Князь-Владимирском соборе.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-01-02/3...

С» (Втор. 32:7), — говорит ветхозаветный пророк. Совместное служение Литургии и живое общение молодых епископов и священников с опытными, убеленными сединами святителями служит добрым уроком благочестия, помогает обрести подлинную любовь к Церкви, учит жить для Бога и людей. Не теряется, что очень важно для нормальной религиозной жизни — преемственность поколений. — Владыка, Вы сказали о преемственности в церковной жизни. Кого Вы можете назвать своими учителями и наставниками? — В духовной жизни есть то, чего не прочитаешь ни в одной книге, то, что не преподадут ни в одном учебном заведении. Это живущая в праведных, в благочестивых людях благодать Божия. Всякому человеку, желающему идти дорогой спасения, важно встретить в жизни таких людей, которые не словами только, но всем своим существованием служат Господу. В житии преподобного Антония Великого рассказывается, как к нему приходили за советами люди. Среди них находился один человек, который никогда ни о чем не спрашивал старца. Авва Антоний сказал ему: «Уже столько раз ты приходишь ко мне, а ничего не спрашиваешь». Тот ответил: «Мне достаточно просто видеть тебя, отче». Так, настоящие праведники, благовествуют «не в премудрости слова» (1 Кор. 1:17), а смиренным несением Креста. Моими учителями были и стяжавшие известность и народную любовь святители и тихие сельские пастыри, и благочестивые миряне. В течение 5-и лет во время обучения в Духовной семинарии и академии города на Неве мне довелось быть иподиаконом у архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева). В то время старцу было уже за восемьдесят. За плечами у него была долгая жизнь, исполненная скорбей и лишений. Но то людское горе, которое он видел вокруг себя, и те испытания, которые он перенес, лишь наполнили душу святителя еще большим состраданием. Это был один из людей, одаренных Богом редко встречающимся ныне даром общения. Владыка Мелитон не раз вспоминал историю о своей детской встрече с великим праведником земли Русской святым Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн сказал мальчику: «Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3762661...

Замечательно сказано. Лучше, пожалуй, и не требовалось. Законы совдепии просты и эффективны: лишних людей необходимо лишать легальных способов существования. И как объектов белковых тел, и как субъектов общественных отношений. Нас и лишали. Назвав лишенцами, поражали нас в основных гражданских правах. Ладно, когда лишали «прав» эфемерных, вроде избирательного. Но отлучали и от самых насущных, необходимых. Скажем, мы, дети лишенца, не имели права поступать в институт. Или мы — дети! — не получали продуктовых карточек! Поверить ли, но тогда это означало отлучение от права питаться. В Сергиев Посад папа возил нам продукты из Москвы. Голодая сам, он отдавал нам то, что собирали на пожертвование на приходе церкви в Соломенной сторожке: хлеб, сахар, крупы. Вообще, выжить тогда можно было только помогая друг другу, хотя, чего уж греха таить, выжить лишенцам было ох как непросто. Не из полевых лилий плетён был венок их. Но, может, и отпускались нам испытания эти вполне Промыслительно. Ведь как Промыслительно: нас, лишенцев, лишали тех лишних богатств: квартир, вещей, денег, — которые-то как раз и не пускали наследовать богатств истинных. Небесных. Взять нас. Не имея постоянного жилища, естественно, не имели мы и сколь-нибудь сносной мебели. И одежда была только самая необходимая, обиходная. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне еще синие резиновые тапочки, которые мне очень нравились. Но папа убедил меня отдать их в более нуждающуюся семью. Никогда не было и лишних денег. Даже когда папа зарабатывал вдруг что-то по научным договорам (все-таки физик с университетским образованием), то все «лишние» деньги уходили на помощь другим лишенцам. Среди опекаемых папой семей, была семья отца Михаила Соловьева, впоследствии архиепископа Тихвинского Мелитона; семья отца Сергия Сидорова, расстрелянного в 37-м в Бутове. Помню, как мы с папой в начале 30-х годов обошли чуть не пол Сергиева Посада в поисках семьи отца Владимира Медведюка, тоже расстрелянного позже на бутовском полигоне.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Астанайской епархии под управлением К. Быкова. Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За Литургией возносились молитвы о упокоении духовного наставника митрополита Александра — приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева), который преставился ко Господу в праздник Казанской иконы Божией Матери в 1986 году; о приснопамятных строителях, жертвователях и благоукрасителях храма и священнослужителях и мирянах, погребенных у алтаря Казанского собора. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов. По окончании Литургии были совершены славление перед Казанским образом Божией Матери и заупокойная лития по погребным в некрополе у алтаря Казанского храма. Глава Казахстанского митрополичьего округа тепло поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником, а затем обратился к ним с архипастырским словом. «Из множества икон Пресвятой Богородицы, известных в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. По всему миру она свято чтится, миллионы верующих обращают к ней свои взоры. Человеческая жизнь исполнена скорбей, печалей и испытаний, но для христианских сердец всегда есть неиссякаемый источник утешения — находясь в стесненных обстоятельствах, испытывая трудности или подвергаясь опасности, мы всегда с верой и упованием прибегаем к молитвенному предстательству Пречистой Богоматери. И в ответ на наши просьбы и воздыхания, на чаяния сердец Она своей материнской любовью согревает наши хладные сердца, избавляет от бед и искушений, направляет нас к вечному Небесному Царству. " Дева Мария всячески слышит нас. Потому что в месте светлом, в стране живых пребывает Матерь Спасения " , — учит нас святитель Иоанн Златоуст. Однако, важно помнить, что все благодеяния, получаемые нами от Казанского образа Пресвятой Богородицы, совершаются Богом и Его благодатию, невидимо подаваемой нам по молитвам Царицы Небесной посредством иконы. Получение просимого, исполнение наших желаний и свершение надежд возможно лишь при наличии в наших сердцах искренней веры в Бога, упования на Его милость. Святой апостол Павел учит нас об этом так: " Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает " (Евр. 11:6).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010