В июне 1916 года Михаил Соловьев был мобилизован. " После многих скитаний по военным дорогам в начале 1919 года я оставлен был на работе в Чембарском уездном военном комиссариате в качестве помощника делопроизводителя мобилизационного отдела " , - рассказывал владыка. Это горькое испытание войной повторится в его жизни еще раз. Он будет мобилизован в начале Великой Отечественной войны и в звании лейтенанта прослужит до ее окончания начальником планово-оперативного отдела при штабе одной из воинских частей на Урале. За отличное выполнение служебных заданий будущий иерарх получил награду - медаль " За победу над Германией " . Памятуя участие архиепископа Мелитона в двух войнах митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) называл его " владыка-воин " . В 1920 году Михаил Соловьев женится на благочестивой девушке из духовного сословия, студентке историко-филологического факультета Вере Михайловне Звездочетовой (†1958), а через год его демобилизуют из рядов армии. Вступив в брак и расставшись с военной службой, он получил возможность вернуться к своему призванию - к служению Церкви Христовой. 24 ноября 1921 года по старому стилю, в день памяти великомученицы Екатерины, за Божественной Литургией в Боголюбском храме в Пензе он был рукоположен во диакона епископом Борисом (Лентовским), а через два месяца, 23 января 1922 года, тем же Преосвященным хиротонисан в сан иерея в Никольском храме города Пензы. Священническое служение отца Михаила в Пензенском крае проходило на двух приходах: с 1922 по 1924 год в селе Белозерках, а с 1924 по 1928 год в селе Сентяпино. Владыка отмечал красоту этого места своего служения: " Село было замечательное, все утопало в вишневых садах, тянулось вдоль опушки соснового бора " . Начало пастырского делания будущего святителя совпало с широкомасштабным наступлением безбожников на Православную Церковь. По решению Центрального исполнительного комитета от 20 июля 1921 года Агитпроп и его региональные отделения должны были приступить к всесторонней антирелигиозной пропаганде.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Владыка Мелитон, вопреки предсказаниям врачей, умирал тихо и без особых болей, но он переживал последнее и самое трудное испытание христианина – богооставленность, когда человек остается один на один со своей скорбью и своей болью и познает свою человеческую немощь. По словам одной из дочерей, Владыка переживал это огненное испытание и очень страдал нравственно. Посещения митрополита Алексея приносили ему облегчение, и он становился бодрее. Скончался Владыка Мелитон   в день осеннего празднования Казанской иконе Божией Матери, 4 ноября 1986 года, и был похоронен на Большом Охтинском кладбище, у алтаря Храма Святителя Николая. На поминальной трапезе его друг архимандрит Клавдиан свою речь закончил словами: «Я любил его и пользовался его любовью. Владыка перешел в тот мир, где все земное теряет свою значимость. Если мы будем его хвалить, он не порадуется, будем   поносить – не обидится. Он ждет от нас одного – искренней и сердечной молитвы, на что мы и ответим». Читайте также: Священномученик Владимир Амбарцумов Моли Бога о нас… Воспоминания о священномученике Владимире Амбарцумове Русская Голгофа. Воспоминания о священномученике Владимире Амбарцумове Благодатные встречи. Воспоминания об архиепископе Мелитоне (Соловьеве) Воспоминания о жизни и смерти архиепископа Мелитона (Соловьёва) Бутовский полигон — Русская Голгофа Литература 1. ЖМП, 1970, 2. Житие священномученика Василия Московского. Изд. Православного Свято – Тихоновского Богословского института. М, 2001. 40 с. 3. Каледа – Амбарцумова Л.В. Соломенная сторожка. Московский журнал. 1992,     С. 57 – 59. 4. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты.     Изд .- во «Institut Glaube in der 2.welt Küshacht (SCHWEIZ) –   Крутицкое     Патриаршее подворье», 1996. 5. Каледа – Амбарцумова   Л.В. Воспоминание об отце – священнике Владимире     Амбарцумове. Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения    Священного Писания в России. М, 2000.   (24). С. 243 – 262. 6. Шик Е.М. Воспоминание об отце/Альфа и Омега. М, 1997.   (12. С.175 – 188.

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

       В 1958 году скончалась матушка Вера, а в 1959 году отошла ко Господу мать Владыки, Мария Григорьевна, которая воспитала его в любви к Православной Церкви и направила на нелегкий священнический путь. Скорби свои Владыка Мелитон переносил с удивительным терпением и покорностью воле Божией. В это время к его священническим обязанностям прибавились многочисленные обязанности благочинного. В 1963 году отец Михаил заочно окончил Ленинградскую Духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию. Отец Михаил Соловьев Луга, 1956 год        Время было сложное, начались хрущевские гонения на Русскую Православную Церковь. Отца Михаила вызывали уполномоченные Совета по делам религий и требовали закрытия большинства приходов Лужского благочиния. Отец Михаил категорически отказывался подписывать какие-либо документы о закрытии храмов, за что подвергался резким нападкам местной прессы. Вскоре власти спровоцировали смуту в его приходе, и Священноначалие вынуждено было в 1965 году вывести его за штат.        В этот период своей жизни отец Михаил жил в семье своей дочери Нины в Гатчине и часто наведывался в Москву. Бывая в Москве, он обязательно навещал семью своего покойного друга отца Василия Надеждина, а также Николая Евграфовича Пестова с которым, по-видимому, обсуждал его труды по нравственному богословию. В 1950–1970-х годах эта работа Николая Евграфовича, основанная на святоотеческой литературе, распространялась через «самиздат» под названием «Пути к совершенной радости». Впоследствии, в пору своего ректорства в ЛДА, Владыка Мелитон говорил, что многие студенты изучают «Добротолюбие» по работе Николая Евграфовича. Николай Евграфович Пестов        Достаточно долго прожив в деревне Бородухино Калужской области, отец Михаил проникся любовью к Калужской земле, поэтому нет ничего удивительного в том, что, оказавшись за штатом, он предпринял попытку перевестись в Калужскую епархию, которую вплоть до своей кончины в 1963 году возглавлял его друг – епископ Стефан (Никитин) 7]. Побывав в Калуге и получив благословение правящего архиерея, отец Михаил обратился к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову, † 1978) с просьбой о переводе в Калужскую епархию.

http://pravmir.ru/pominajte-nastavnikov-...

Хиротония архимандрита Мелитона во епископа " богоспасаемого града Тихвина " состоялась 26 июля 1970 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в городе на Неве. Архипастырское рукоположение совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов; † 1978), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко); архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев; † 1988), архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонтий (Гудимов; † 1992); епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Процюк; † 2016), епископ Дмитровский Филарет (ныне - почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси), епископ Черниговский и Нежинский Владимир (Сабодан; † 2014) (будущий Митрополит Киевский и всея Украины). Возглавлявший хиротонию митрополит Никодим перед вручением архиерейского жезла новопоставленному епископу Мелитону обратился к нему с обширным напутственным словом. " В те дни, когда течением естественных законов твоя человеческая жизнь приближается к закату, Промыслитель о всем мире и Спаситель всего создания Своего Многомилостивый Господь и Бог наш призвал тебя к апостольскому служению и освятил Своей благодатью нашествием Святого Духа через рукоположение и молитву сего освященного собора епископов " , - так начиналось это слово. Говоря о трудностях и высокой ответственности архипастырского делания, владыка митрополит сделал акцент на утешении новорукоположенного епископа, ставшего преемником апостолов в преклонном возрасте: " Ныне ты стал духовным вождем народа Божия в его заветном стремлении к блаженному единению с Богом и к радости в жизни вечной во Христе. Великий труд предстоит тебе, но не смущайся и будь тверд, ибо не от людей, но от Самого Бога принял ты ныне благодатное освящение. Сила благодати Божией выше сил человеческих, и невозможное для человеков возможно для Бога, ты же принеси смиренно к подножию алтаря Господня все твои лучшие чувства, твой разум, жизненный опыт, горячее желание служить Христу безраздельно, и тогда, укрепляемый свыше, ты будешь благоуспешен на столь трудной стезе. Непонятное для человека, чуждого духу Христову, но ободряющее слово для верного Ему сказал святой апостол Павел: " Когда я немощен, тогда силен " (2Кор. 12:10). Ему, молившемуся об избавлении от немощи, было сказано Господом: " Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " (2Кор. 12:9). И тогда апостол за лучшее стал считать хвалиться немощами своими, чтобы обитала в нем сила Христова (2Кор. 11:30), и тогда-то и сказал он, " когда я немощен, тогда силен " . Будь же, возлюбленный брат и сослужитель, силен и в своих немощах благодатию и силою Божиею " . Полностью это поучение опубликовано в Журнале Московской Патриархии (1970 год, 9).

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Если к вере меня приобщили простые добрые люди, то на выбор жизненного пути повлияли священнослужители Вятской епархии . С благодарностью вспоминаю их имена. Кроме уже упомянутого протоиерея Иоанна Евдокимова наставником моей юности был настоятель Троицкого храма села Быстрица протоиерей Константин Гулин. Церковь в Быстрице не закрывалась даже в годы самых тяжелых гонений, здесь никогда не прекращалось совершение Божественной литургии. Отец Константин — человек интересной судьбы. Он прошел всю войну, был серьезно ранен. Батюшка имел только начальное образование, но благодаря стремлению к знаниям и живости ума стал довольно грамотным человеком. Дома у отца Константина была хорошая по тем временам библиотека духовной литературы — помню катехизис и другие книги святителя Филарета (Дроздова), жития святых и даже произведения апологетического характера, например, священника Григория Дьяченко. С неизменной осторожностью он давал их мне читать. — В 1975 году Вы поступили в духовную семинарию города на Неве. Какие люди оказали наибольшее влияние на Вас в этот период Вашей жизни? — Хотел бы особо упомянуть имя старца-святителя — приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева). Обучаясь в духовной семинарии города на Неве, мне посчастливилось исполнять у него послушание иподиакона. В то время архипастырю было почти восемьдесят. За плечами у владыки была долгая жизнь, исполненная скорбей и лишений. Но людское горе, которое он видел вокруг себя, и те испытания, которые он перенес, не ожесточили его сердце, а, напротив, наполнили душу святителя состраданием к ближним. Это был один из людей, одаренных Богом талантом общения, особым даром внимания к собеседнику. Владыка Мелитон не раз вспоминал историю о своей детской встрече с великим праведником — святым пастырем Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн сказал маленькому Михаилу (так в миру звали будущего архиепископа Мелитона): «Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла». Эти слова, которые владыка Мелитон пронес через всю свою жизнь, стали его духовным завещанием для меня. Помню еще одно его мудрое высказывание: «Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям». Мне доводилось бывать вместе со святителем в поездках по разным храмам и городам обширной Ленинградской епархии. Запомнились поездки в Великий Новгород и Карелию. Здесь тогда служили замечательные пастыри, опытные духовники и яркие проповедники — протоиерей Анатолий Малинин и протоиерей Иосиф Потапов — ученик священноисповедника епископа Афанасия (Сахарова). Благодаря владыке Мелитону состоялась моя первая встреча с будущим епископом Хрисанфом. В те годы он в сане архимандрита нес послушание благочинного в городе Петрозаводске.

http://patriarchia.ru/db/text/6049739.ht...

В 1900–1914 г. – настоятель Воскресенской церкви при институте принцессы Ольденбургской. 08/V-1915–1917 гг. – ректор Уфимской духовной семинарии. 08/VI-1915 г. принял монашеский постриг, 14/VI-1915 г. архимандрит. 30/VII-1917 г. хиротонисан во еп. Лужского. В 1922 г. ненадолго арестовывался. С июня 1922 г. признал обновленцев, участвовал в обновленческом поместном соборе 1923 г. Управлял обновленческой Петршрадской епархией, 04/Х-1923 г. возведён ВЦУ в сан архиепископа, а затем митр. Петроградского и Ладожского. 04/Х11–1923 г. после покаяния принят в Патриаршую Церковь в сане епископа. В 1923–1928 гг. жил в Луге на покое. Арестован, в 1924–1928 гг. в ссылке. С 19/V-1928 г. – еп. Олонецкий, с 03/I V-1930 г. – еп. Тобольский. 07/I-1937 г. возведён в сан архиепископа. Арестован в апреле в Тобольске, 23/VIII-1937 г. приговорён Тройкой УНКВД по Омской области к высшей мере наказания. Расстрелян 30/VIII-1937 г. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 33, 74, 92–94.] АФАНАСИЙ (Вечерко) Архиепископ Мелитопольский Родился 11/VIII-1863 года. В 1886 г. окончил Минскую духовную семинарию. С 1886 г. священствовал в Минской епархии. Был наблюдателем церковных школ, 2/V-1911 г. пострижен в монашество. С 1911 г. в сане архимандрита – настоятель Слуцкого СвятоТроицкого монастыря. 12/IХ-1923 г. уклонился в обновленческий раскол и обновленческими епископами хиротонисан во еп. Екатеринославского. С 1924 г. – еп. Каменец-Подольский. С 1925 г. – еп. Мелитопольский. В 1933 г. возведён в сан архиепископа. С 20/VI-1935 г. уволен от управления Мелитопольской епархией (ввиду закрытия постановлением Первоиерарха) и назначен настоятелем собора г. Мелитополя. С 28/VII-1938 г. уволен за штат. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 40. Кат-АМ 62. Кат-ЯВ С. 27. [Кат-ГУБ. С. 964.] Арестован 28/VI-1937 г. В октябре 1937 г. приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 01/XI-1937 г. [ПСТБИ] БОРИС (Лентовский [Владимир Иванович]) Епископ Пензенский и Саранский Был кафедральным протоиереем г. Пензы. В 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Отзывчивость к чужим страданиям всегда была характерной чертой Владыки Мелитона, но он не просто успокаивал скорбящего человека – он помогал ему увидеть духовный смысл происшедшего, разглядеть сквозь мрачные тучи отчаяния и горя сверкающие дали Царства Небесного, понять не умом, но сердцем великое милосердие Божие, неиссякаемую любовь Божию к Своему творению.   Вот что он писал своему знакомому, узнав о смерти его жены: «А вот о том, что умерла Ваша супруга Зинаида Фаддеевна, что же очень-то переживать. У меня скончалась жена в 1958 году в возрасте 64-х   лет. А затем мама скончалась в возрасте 83-х лет. Жили мы все хорошо. Я сам и хоронил их. Меня спрашивали: как это вы нашли в себе силы их отпевать? А для меня странным казался этот вопрос. Ведь я провожал их в Жизнь Вечную. Они для меня не мертвые. Это я чувствую и в это верю непреложно. Даже постигаю разумом своим. И я чувствовал общение с ними, и до сих пор ощущаю руководство мною моей мамы. Они ведь ближе к Господу, и их можно просить о своих нуждах. Вот так и Вы отнеситесь к этой «мнимой» потере Вашей супруги. Просите ее молитв, и она помолится за Вас. Это очень верно, дорогой Евгений Васильевич». До последних лет своей долгой жизни Владыка Мелитон поражал родных и знакомых своей неутомимостью в служении, легкостью передвижения, удивительной бодростью духа. Он мог, например, совершив Литургию в Боровске Калужской епархии, в тот же день приехать в Москву, а затем отправиться в Троице-Сергиеву Лавру. Видимо, Господь укреплял его силы, необходимые для служения и молитвы. В конце июля 1986 года Владыка Мелитон занемог, свою последнюю Литургию он совершил 21 июля, в день празднования обретения Казанской иконы Божией Матери, которую почитал с особенным благоговением.   После этого дня он уже не мог посещать храм, но ежедневно причащался Святых Христовых Таин дома. Врачи определили у него рак поджелудочной железы и предрекли мучительную смерть. Однако во второй половине августа ему неожиданно стало лучше, и в сентябре он даже принимал друзей и знакомых. Когда митрополит Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси), получив назначение на Ленинградскую кафедру, он с сердечным вниманием и истинно христианской любовью отнесся к умиравшему Владыке и навещал его каждый день. И это было поистине Небесным Даром страждущему архипастырю.

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

3155. МИТРОПОЛИТУ Смоленскому и Калининградскому Кириллу – 50 лет. – 1997, 4, 44. -------- 3156. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Кирилла (Наконечного) во епископа Богородицкого. – 1998, 5, 15. -------- 3157. ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫЙ архиепископ Климент (Перестюк). Некролог. – 1986, 11, 25. -------- 3158. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Корнилия (Якобса) во епископа Таллиннского. – 1991, 8, 18. -------- 3159. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Константина (Хомича) во епископа Пинского, викария Минской епархии. – 1987, 10, 13. -------- 3160. МИТРОПОЛИТ Рижский и Латвийский Леонид. Сообщение о кончине. – 1990, 11, 13. 3161. АБАШЕВ Л., прот. Митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков). Некролог. – 1991, 4, 37. -------- 3162. ЛИЩЕНОК В., прот. Кончина митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондарь). – 1999, 3, 66. -------- 3163. СЕВЕРИН Г., прот. Юбилей архипастыря. (25 лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова). – 1987, 8, 27. -------- 3164. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Льва (Церпицкого) во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. – 1988, 5, 7. -------- 3165. ВЕРНАДСКИЙ Г. История Церкви. ( О митрополите Макарии (Булгакове) . – 1998, 7, 72. -------- 3166. APXIEPEЙCKAЯ хиротония архимандрита Максимилиана (Лазаренко) во епископа Вохотодского и Великоустюжского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3167. ИОАНН, архиеп. Жизнь и труды Высокопреосвященного митрополита Мануила (Лемешевского) . – 1988, 4, 20. -------- 3168. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Мануила (Павлова) во епископа Петрозаводского и Олонецкого. – 1991, 3, 16. -------- 3169. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Марка (Петровцы) во епископа Кременецкого. – 1989, 1, 6. -------- 3170. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Марка (Тужикова) во епископа Хабаровского и Приамурского. – 1995, 11, 11. -------- 3171. APXIENUCKON Тихвинский Мелитон (Соловьев). Сообщение о кончине. – 1986, 12, 11. 3172. СОРОКИН В., проф. прот. Архиепископ Тихвинский Мелитон. Некролог. – 1987, 4, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Без всякого сомнения, лицо духовной школы определяла его преподавательская корпорация. Некоторые преподаватели такие, например, как профессор догматического богословия протоиерей Ливерий Воронов, прошли большой жизненный путь и на своем личном опыте знали, что такое репрессии и гонения. Отец Ливерий был очень искренним человеком, но вместе с тем осторожным, взвешивающим каждое сказанное слово. Запомнились уроки Библейской истории Игоря Цезаревича Мироновича — прекрасного знатока Священного Писания Ветхого Завета. Его живые, увлекательные лекции светились глубокой любовью к Священному Писанию, привить которую слушателям он ставил своей задачей. С благодарностью вспоминаю пережившего Ленинградскую блокаду профессора Николая Успенского — известного литургиста, серьезного ученого и крупного специалиста в области истории и искусствоведения, профессоров — протоиереев Владимира Сорокина, Иоанна Белевцева, Георгия Тельписа и многих других. — Как-то вы рассказывали, что вашим духовным наставником в годы обучения в семинарии и академии стал старец-святитель архиепископ Мелитон. Чем особенно он вам запомнился? — У архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьев) я в течение пяти лет был иподиаконом, когда обучался в духовных школах города на Неве. В то время старцу было уже за восемьдесят. За плечами у него была долгая жизнь, исполненная скорбей и лишений. Но то людское горе, которое он видел вокруг себя, и те испытания, которые он перенес, лишь наполнили душу святителя еще большим состраданием. Это был один из людей, одаренных Богом редко встречающимся ныне даром общения. Владыка Мелитон не раз вспоминал историю о своей детской встрече с великим праведником земли Русской, святым Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн сказал мальчику: «Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла». Эти слова, переданные владыкой Мелитоном, навсегда вошли в мою душу. И еще запомнилось его замечательное высказывание: «Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям». Этим принципом стараюсь сам руководствоваться в жизни и призываю окружающих использовать такой подход в общении.

http://patriarchia.ru/db/text/5507904.ht...

Жизненная стезя архиепископа Мелитона, отошедшего в вечность на 90-м году жизни, по сути совпала с трагическим путем Русской Православной Церкви в ХХ столетии. В свои школьные годы он жил и воспитывался еще в царской России, а затем каждая веха его пастырского служения, начиная с рукоположения в 1921 году, будет наполнена трудностями и отмечена испытаниями, которые переживала вся Церковь Христова в России в эпоху гонений и преследований. Когда владыка принимал меня в своей скромной квартире в семинарском флигеле, и после обсуждения текущих вопросов оставалось время для беседы, то небольшая комната превращалась в кабинет истории, а в рассказах архипастыря раскрывались сила духа православного народа, мудрость и стойкость в вере священников и иерархов, явленные в годину огненного испытания. Родился владыка Мелитон (в миру - Михаил Дмитриевич Соловьев) 14 октября (по старому стилю) 1897 года в большом торговом селе Свищевка Пензенской губернии. Таинственным образом начало и завершение земной жизни архиепископа Мелитона было связано с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Мать будущего Тихвинского святителя, Мария Григорьевна, еще до его рождения посвятила Царице Небесной свое дитя в молитве перед чтимой Казанской иконой Божией Матери. О своей маме владыка будет вспоминать как о первой духовной наставнице: " Покойная моя мама Мария была глубоко верующим человеком. Скажу более, она была строго церковным человеком. Ей я и обязан своим религиозным воспитанием " . Еще одним наставником юности стал для Михаила Соловьева священник Николай Болоховский (†1926) - выдающийся пастырь и духовный просветитель, ученик праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского. Мария Григорьевна была духовной дочерью отца Николая и стала водить на исповеди и беседы к нему своего сына. " Отец Николай весь смысл жизни христианина видел в частом причащении Святых Христовых Таин. По его благословению я с детства ежемесячно причащался Святых Таин, с его благословения пошел учиться в духовную школу " , - рассказывал о своем наставнике архиепископ Мелитон. Отношение к частому участию в Таинстве Причащения, как средоточию всей духовной жизни останется у владыки до конца его земных дней. Будучи священником, а затем и епископом, он всегда стремился как можно чаще совершать Божественную Литургию и приобщаться Святых Даров. Если владыке приходилось бывать в других епархиях, он обязательно посещал храмы, молился в алтаре и причащался Святых Христовых Таин.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010