В день памяти пророка Божия Илии глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Троицкой церкви Христорождественского собора Алма-Аты 2 августа 2018 г. 16:20 2 августа 2018 года, в день памяти пророка Божия Илии, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Троицкой (нижней) церкви собора в честь Рождества Христова — храме Христа Спасителя города Алма-Аты. Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), благочинный приходов города Уральска, личный секретарь управляющего Уральской епархией архимандрит Дионисий (Козулев), руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане,  настоятели и духовенство храмов Алма-Атинской епархии. Для молитвенного поклонения верующих в Христорождественский собор к началу богослужения был доставлен ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением С. Шкуриной. За Литургией молились настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, секретарь Митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, студенты Алма-Атинской духовной семинарии, благотворители епархии и прихожане. За богослужением были вознесены заупокойные молитвы о митрополите Вятском Хрисанфе  и приснопамятных казахстанских иерархах, в числе которых митрополит Иосиф (Чернов) и архиепископ Софония (Сокольский), и обо всех ради утверждения Православия в Казахстане потрудившихся. Также поминались почившие духовные наставники митрополита Астанайского Александра — архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), настоятель Троицкой церкви села Волково протоиерей Иоанн Евдокимов и настоятель Троицкого храма села Быстрица протоиерей Константин Гулин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рассказывая об окружении иерарха в 1971 году, протоиерей Владимир Сорокин представил фотографию президиума собрания в актовом зале ЛДАиС. Рядом с владыкой запечатлены ректор ЛДАиС епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), будущий Патриарх Кирилл, сам отец Владимир и уполномоченный облсовета по делам религии Григорий Жаринов, известный непримиримой борьбой с Церковью. В стране шла кампания по закрытию духовных школ и семинарий. Владыке Никодиму удалось спасти ленинградские духовные школы от закрытия. Он подбирал преподавателей, абитуриентов, контролировал учебный процесс. Профессор СПбДА и РПГУ Сергей Фирсов в докладе «Образ митрополита Никодима (Ротова) в современной церковной исторической науке» отметил, что будущий архипастырь с детства мечтал о пастырском служении, в молодости втайне от родителей принял постриг. Он был чрезвычайно одаренным и все свои таланты направил на служение Церкви. С одной стороны, бесстрашно вступал в борьбу за Церковь, с другой — дипломатично находил компромиссы. О служении митрополита в Ленинградской епархии в 1960-х годах рассказал профессор СПбДА, главный архивист ЦГА Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский. К моменту, когда владыка занял Ленинградскую кафедру, многие храмы были закрыты, епархиальное управление лишилось помещения. Его заслуга в том, что епархия выстояла в сложное время антицерковных гонений второй половины 1960-х. Нововведением, спасшим ЛДАиС от закрытия, стало формирование факультета иностранных студентов. Возобновились монашеские постриги, было отменено цензурирование проповедей. Консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Валерий Чукалов рассказал о деятельности владыки на посту главы Отдела. Он уделял особое внимание системе образования в аспирантуре. Лекции аспирантам читали работники Министерства иностранных дел, профессора Института международных отношений. При ОВЦС были созданы группы аспирантов, участвовавших в налаживании внешних церковных связей, они работали с иностранными делегациями, выступали на богословских международных конференциях.

http://patriarchia.ru/db/text/5513518.ht...

Важной темой, которую в своей беседе обозначил архипастырь, стала подготовка к пастырскому служению. Обращаясь к учащимся, митрополит Александр, в частности, отметил: «Вы — будущие пастыри, и от каждого из вас зависит, какой станет наша Церковь через некоторое время. Святителю Иоанну принадлежат величественные, глубокие и сильные слова, которые священнослужителям и семинаристам необходимо носить в своем сердце: " Священник должен быть украшением Церкви, надежной опорой для своих и непреодолимой преградой для чужих " . Чтобы стать достойным пастырем, недостаточно овладеть богословской терминологией или заучить наизусть перечень дат церковной истории. " Аудиторией номер один " в духовных школах является храм. Желающий воспринять священный сан должен сделать молитву, предстояние перед Богом, участие в таинствах исповеди и причащения неотъемлемой частью своего существования. " Богослов — тот, кто много молится " , — говорили святые отцы. Усвоенной теории для священнослужителя недостаточно, и здесь можно вспомнить слова святителя Григория Богослова, который предупреждает: " Прежде чем учить других, важно научиться самому, прежде чем просвещать других, важно просветить себя, прежде чем врачевать чужие болезни, необходимо самому стать здоровым " . Очень важно в юном возрасте найти для себя духовника — мудрого и опытного пастыря, который мог бы своими советами и молитвами помогать на непростых путях духовной жизни, наставлять, вразумлять, предостерегать. Мне посчастливилось в студенческие годы, во время обучения в духовных школах города на Неве, найти для себя замечательного духовного отца — им стал владыка архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). Этому старцу-святителю в юном возрасте довелось пообщаться с праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Из уст этого великого светильника Православия он услышал следующие слова: " Всем сердцем люби Церковь Божию! " Этот призыв хотел бы адресовать начальствующим, учащим и учащимся Алма-Атинской духовной семинарии. Только полюбив Церковь Христову, можно открыть Бога людям, явить красоту и силу родного Православия всем ищущим спасения».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вот однажды пришли они в комнату к моему брату, к тому времени тяжко занедужившему, и начали с ним такой разговор: - Дядя Вася, а ты ведь тяжело болеешь и, наверное, скоро умрешь? - Да, - отвечает мой брат, - наверное, скоро это случится. - А, есть там что-то, на том свете? - не унимаются дети. - Конечно, есть, - говорит мой верующий брат, - там Божий суд, и по добрым делам и грехам или рай, или ад. - А нам в школе говорят, что нет ни рая, ни ада, и души тоже никакой нет. Ты нам дай знак какой-нибудь оттуда, тогда мы и поверим, а если не дашь, то верить не будем. - Не знаю, отпустят ли меня, получится ли. А какой знак вам дать, если смогу? - Придумай какой! - настаивают дети. - Хорошо, давайте договоримся вот о чем, на сороковой день по моей кончине пригласят священника совершить по мне панихиду, и когда запоют " Со святыми упокой " старые сломанные напольные часы, что стоят в углу, громко пробьют три раза. Самого то меня Вы увидеть не сможете, душа - он невидимая, а вот знак такой, что я жив и рядом с вами постараюсь, если Господь сподобит, вам подать. Вот такой был у Василия с детьми уговор. Об этом разговоре вскоре после смерти брата как-то все позабыли, а тут - такое чудо случилось. Часы-то не просто поломанные, там механизма совсем нет - так, корпус один " , - закончил свое повествование брат почившего Василия. Тогда я понял, что почивший сдержал свое слово, данное детям, и почему они так радостно кричали и прыгали. Таким чудесным образом Господь помог детям не утратить веру и укрепил взрослых, которые знали об этом разговоре, в реальности духовного мира и посмертного существования души " . 60-е годы начинались для будущего архипастыря новыми благими трудами и свершениями - 22 сентября 1962 года отец Михаил Соловьев, удостоенный протоиерейского достоинства, назначается настоятелем Казанского собора в Луге, а на следующий год он заочно окончил Ленинградскую Духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию " Святой Димитрий Ростовский и его религиозно-нравственные воззрения " . Зная на личном опыте, как тяжело служить и молиться в холодных или сырых храмах, владыка провел масштабную реконструкцию отопления в Казанском соборе - обветшавшие печи были заменены паровыми котлами.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Из своего служения в Луге отец Михаил вынес страшную и поучительную историю, которую ему рассказали прихожане одного из храмов благочиния. Неподалеку от города Луги, к востоку от насыпи Петербургско-Варшавской железной дороги, находился святой источник,  связанный с именем преподобного Нила Столобенского. В начале ХХ столетия рядом с источником усердием местных жителей была возведена часовня, в которой находился старинный скульптурный образ преподобного Нила. Издревле сложилась особая традиция изображать Столобенского подвижника в виде резной деревянной скульптуры, сидящим, со склоненной на грудь головой. Часовня и святой источник были местом паломничества для жителей города Луги, окрестных сел и деревень, а резное изображение преподобного старца почиталось как чудотворное. Наступили годы богоборческого разгула, и ватага обезумевшей от атеистической пропаганды молодежи разгромила часовню. Один из участников разорения святыни, комсомолец-железнодорожник придя домой, стал насмешливо хвастаться перед своей престарелой набожной матерью: " Я вашему старику деревянному, что в часовне сидел, башку топором снес! " . Мать, в ужасе посмотрев на сына, ответила ему: " Безумный, теперь и твоя голова будет отрублена " . Ее слова сбылись через два дня. Этот молодой человек трагически погиб: обходя железнодорожные пути, он не заметил мчавшейся на большой скорости дрезины, не успел увернуться, и металлической конструкцией, закрепленной на транспортном средстве, ему отрезало голову. Пересказывая этот трагический случай, владыка всегда обращал внимание на горькие и неотвратимые последствия сознательного богоборчества, кощунства над святынями и издевательства над родителями. В должности благочинного отец Михаил прослужил до 20 марта 1962 года. В этот период его постигают два испытания - в 1958 году скончалась его супруга, матушка Вера, а через год отошла ко Господу мама Мария Григорьевна. Он искренне любил и супругу, и маму, но расставание с ними перенес мужественно, с полной покорностью воле Божией. Он сам совершал отпевание родных сердцу людей, и когда владыку спрашивали, а как ему хватило на это сил, он отвечал: " Я чувствовал и верил непреложно, что они для меня не мертвые. Я провожал их в жизнь вечную " . Владыка рассказывал, что ощущал особое руководство усопшей матери и даже просил ее в некоторых сложных обстоятельствах о помощи. " Она ближе к Господу, а поэтому можно попросить " , - говорил святитель.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В Агитпропотделе ЦК для координации антирелигиозной борьбы возникла специальная Антицерковная комиссия. В качестве одной из действенных мер по ликвидации религии в стране, а самое главное уничтожению авторитета Православия среди крестьянского населения, по мнению идеологов должна была стать пропаганда " научного атеизма " . Ненавидевшие Церковь большевистский идеолог А.В. Луначарский и руководители Союза воинствующих безбожников Е.Н. Ярославский и А.Т. Лукачевский подчеркивали необходимость руководствоваться в этой " работе " ленинским положением " борьбу с религией надо поставить научнее " . В Пензе первая богоборческая организация была образована в 1922 году. Ее членами велась пропаганда на страницах местных печатных изданий и организовывались уличные шествия с антирелигиозными лозунгами и карикатурами в преддверии церковных праздников. С 1926 года активистами антирелигиозного кружка начинается " работа на местах " : на фабрики, предприятия и в крестьянские хозяйства стали приезжать специально приглашенные лекторы-агитаторы. Формой " научного просвещения " и " борьбы с религиозными предрассудками " были выбраны диспуты, споры пропагандистов с представителями Церкви. Отец Михаил, получивший хорошую миссионерскую подготовку, оказался активным участником многих диспутов с безбожниками в Пензенской епархии. По рассказам владыки, диспуты проходили в переполненных народом помещениях. С некоторой долей иронии вспоминал он о научной беспомощности, а то и полной безграмотности докладчиков-атеистов. " Они стремились меня распропагандировать, но сами ничего не понимали. Когда мне нужно было рассказать о происхождении Солнечной системы как части мироздания, я излагал теорию Канта - Лапласа в переработке французского астронома. Они, конечно, не знали системы Канта - Лапласа и с открытыми ртами слушали меня. Они даже отказались продолжать диспут и уехали. Им это просто оказалось очень невыгодным, так как диспуты превращались в религиозную агитацию " , - рассказывал святитель. " Ведь как рассуждали тогда: " Что такое попы? Ведь это народ темный, суеверный и стоит нам в диспутах " раскрыть " их невежество, так и религии конец " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

По телефону поздравил меня владыка со священнической хиротонией, напомнив мне завет праведного Иоанна Кронштадтского: " Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла. Больше всего на свете люби Церковь " . В числе наставлений старца-святителя, которые мне не раз приходилось от него слышать, еще одни слова, услышанные владыкой от святого Кронштадтского пастыря: " Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям " . Владыка учил нас, молодых людей, начинавших свои труды на ниве Христовой, во всех жизненных обстоятельствах надеяться на милосердия Божие и верить в Его спасительный Промысл. " Милосердие Божие беспредельно, - повторял он, - Бог, Отец Наш Небесный не может не исполнить наши просьбы к Нему, раз Сам обещал. Не человек ведь Он, а Бог, любящий нас и желающий только нашего спасения. Откройте Евангелие от Иоанна и прочитайте, что там написано: " О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам " (Ин. 16:23) " . Напоминал архипастырь и слово, сказанное святителем Димитрием Ростовским: " Если мы делаем к Богу один шаг, то Он навстречу к нам делает десять шагов " . До последних дней жизни владыки мы поддерживали с ним связь, но, к сожалению, проводить в последний путь моего духовного наставника и отца не удалось. Почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, еще до рождения посвященный Богу своей матерью перед Казанским образом, свою последнюю Божественную Литургию владыка совершил в день явления этой чудотворной иконы Царицы Небесной, а отошел в вечность, когда в храмах в честь праздника Божией Матери вновь зазвучал тропарь " Заступнице усердная " - 4 ноября 1986 года. Заупокойную Божественную литургию и отпевание почившего архипастыря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси). Митрополит Алексий, прибывший на Ленинградскую кафедру в 1986 году, проникся особым чувством к владыке Мелитону, дни жизни которого шли уже к своему завершению. Заупокойные богослужения будущий Первосвятитель совершил лично, и при гробе усопшего святителя он произнес проникновенное слово. Почтить отошедшего в путь всея земли архипастыря собрались священнослужители всех благочиний епархии, огромное число верующих, многочисленные духовные чада со всего Советского Союза.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Во-вторых, от агитации православного общества о вреде и враждебности Патриаршей Церкви, от грубых выпадов против православных иерархов, во главе с митрополитом Сергием, от безумной дискредитации монашества, они переходят к решительному и наглому акту: объявляют Православную Церковь раскольничьей с элементами ереси. Это – ход конём, тем больше отсев верующей массы. В третьих, интересы Церкви заведомо отданы низкопробным элементам, случайным людям, пришедшим в церковную ограду ради разрушения. Эти люди и фамилии носили такие, которые отпугивали верующих. Вот, например: Архиепископ Николай НАГАНОВ, бывший Щегловский, затем Зиминский. Митрополит Василий СМЕЛОВ, бывший Владивостокский. Митрополит Даниил ГРОМОВЕНКО, бывший Белорусский. Митрополит Пётр БЛИНОВ, бывший Сибирский. Архиепископ Димитрий ЛОБАНОВ, бывший Рыбинский. Протоиерей Николай КУЛАКОВ, из Иркутской епархии. Протоиерей Савелий ЗАБИЯКО, из Каменец-Подольской епархии. Епископ Николай КОБЛОВ, бывший Ташкентский. Священник Михаил БИТИН, из Ставропольской епархии. Священник Иоанн СТУКАЛОВ, из Тобольской епархии. Священник Феодор ДРАКИН, из Гомельской епархии. Протоиерей Николай МЕРИНОВ, из Ленинграда. Протоиерей Феодор ОЧКУРОВ, из Ленинграда. Диакон Петр КОЛОТИЛОВ, из Кустанайской епархии. Диакон Иоанн НЕГОДЯЕВ, из Ростовской епархии. Диакон Петр КОЗОРЕЗ, из Мелитополя. Белинский говорил, что когда писатель А. Измайлов в романе «Евгений» задумал выставить напоказ продувных героев, он и фамилии для них придумал такие, чтобы «их запутанные и неестественные похождения» сразу были видны 644 . Так появилась галерея продувных бестий: Негодяев, Лицемеркин, Ветров, Тысячников, Бездельников, Простаков, Воров, Подлянков, Развратин, Вороватин, Ножов. Вероятно, существует какой-то психический критерий, указывающий на причинную связь между нравственным содержанием человека и его фамилией. По крайней мере, в нашем случае история подтвердила эту связь. Глава IX У каждого века Вечность вопрошает: Чем кончилось дело? Кольцов После решительных наступлений на Православную Церковь в 1934 году, когда, казалось, обновленцы могли пожинать плоды своих успехов на этом фронте, неожиданно, как-то вдруг, в обновленческом штабе произошли необычайные события, ускорившие начало раскольничьего конца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

83 . Всрхне-Удинский архиепископ Гавриил (Асташевский) 84 . Забайкальский архиепископ Михаил (Орлов) 85 . Могилевский митрополит Владимир (Кириллов) 86 . Витебский епископ Александр (Щербаков) 87 . Высочанский епископ Михаил (Свидерский) 88 . Харьковский митрополит Пимен (Пегов) 89 . Киевский митрополит Иннокентий (Пустынский) 90 . Одесский митрополит Иувеналий (Машковский) 91 . Днепропетровский архиепископ Андрей (Одинцов) 92 . Черниговский архиепископ Сергий (Иванцов) 93 . Изюмский архиепископ Иосиф (Крсчетович) 94 . Артемовский архиепископ Александр 95 . Первомайский архиепископ Иосиф (Михальчук) 96 . Николаевский архиепископ Рафаил (Прозоровский) 97 . Мелитопольский епископ Иов (Сахновский) 98 . Конотопский епископ Михаил (Митрофанов) 99 . Черкасский епископ Иосиф (Ясковский) 100 . Старобельский епископ Мелетий (Фомин) 101 . Мариупольский епископ Августин (Разумовский) Епископы с совещательным голосом: 102 . Петергофский архиепископ Макарий (Торопов) 103 . Нижнеломовский епископ Иоанн (Ягодинский) 104 . Уржумский епископ Филарет (Домрачев) 105 . Епископ Николай(Рубцов) 106 . Нерехтский епископ Андрей (Смирнов) По должностному положению иерархи-участники Собора распределялись так: митрополитов – 16 архиепископов – 58 епископов – 32 Всего – 106 человек. Программа III Всероссийского Поместного Собора 1 октября 1925 года следующая: I. О мире в Церкви а) Современное положение православия (докладчик митрополит Александр Введенский ). б) О деятельности Священного Синода за все время его существования и в частности о мероприятиях к умиротворению церковной распри (докладчик протопресвитер П. Н. Красотин). II. О церковном благоустройстве а) Об устроении церковной жизни в условиях современной государственности (докладчик митрополит Александр Введенский ). б) Об организации Центрального и местного церковного управления: 1. Об историческом и каноническом обосновании Священного Синода (докладчик проф. прот. Н. Г. Попов). 2. Организация Высшего Церковного Управления (докладчик митрополит Московский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Бывали уполномоченные удивительные. В Ташкенте, например, владыка Гурий пытался открыть в одном месте церковь — уполномоченный не разрешает. Владыка пытается открыть молитвенный дом — опять нет разрешения. В конце концов Владыка его допек, и тогда уполномоченный говорит: “Ну что вы, Гурий Иванович, все вам храмы нужны, молитвенный дом хотите открыть. А почему бы вам не открыть молитвенную беседку?” Ну что же, молитвенную беседку, так молитвенную беседку. Дело было весной, в Средней Азии тепло и жарко, в храме даже душно бывает, а тут хорошо! Сделали крышу от солнца, сделали алтарь, и получилась “молитвенная беседка”. И беседка — не храм и не молитвенный дом, не предусмотрена ни законом, ни инструкцией, и поэтому официального разрешения администрации на открытие не требуется. А когда наступил ноябрь месяц — холодно, беседку и обили фанерой. После революции Церкви была запрещена всякая благотворительность. Несмотря на это, деяния благотворительности и милосердия Церковь осуществляла. Это была индивидуальная помощь отдельным людям и семьям, уход за больными и инвалидами. Но иногда священниками организовывалась и направлялась более широкая благотворительность. Православные не афишируют свою деятельность. Они стараются во всем поступать так, чтобы правая рука не знала, что делает левая. В тридцатые годы очень многие семьи могли выжить только благодаря такой благотворительности. Священник Владимир Амбарцумов прикреплял своих более состоятельных духовных чад к семьям репрессированного духовенства. Были установлены суммы и сроки, в которые должна была поставляться помощь. Сроки не могли увеличиваться, суммы — сокращаться: семьи репрессированных должны были планировать свои расходы и быть спокойными, что помощь в таком-то объеме и в такой-то день придет. О. Владимир также организовал поиск семей репрессированных священников 22 . Кстати, на такую помощь жила семья о. Михаила Соловьева (будущего архиепископа Тихвинского Мелитона) и многих других. Между некоторыми семьями так установились дружеские отношения на несколько поколений и даже родственные связи.

http://pravmir.ru/ocherki-zhizni-pravosl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010