Подле амвона с левой стороны погребено тело действительного тайного советника и разных орденов кавалера Ивана Александровича Заборовского, который родился 1735 года мая 18 дня, день тезоименитства его мая 25 числа, в супружество вступил 1776 года февраля 3 числа, скончался 1817 года сентября 17 числа; жития его было 82 года и 4 месяца. По левую сторону подле покойного действительного тайного советника и разных орденов кавалера Ивана Александровича Заборовского погребено тело супруги его Елизаветы Феодоровны Заборовской, урожденной Лопухиной, которая родилась 1743 года апреля 4 числа, день тезоименитства ее апреля 24 числа, в супружество вступила 1776 года февраля 3-го числа, скончалась 1820 г. марта 23 числа; жития ее было 76 лет, 11 месяцев и 11 дней. Против сей доски положено тело покойного действительного статского советника Николая Ардалионовича Лопухина, скончавшегося в Москве 1821 года июня 29 числа на 66 году своей жизни. Рождение его было 1755 года февраля 26 дня, в супружестве он был 23 года. Против сей надписи покоится тело младенца Татианы Александровны Бальш. Родилась 1860 года марта 28, скончалась 19 июля 1861 года. В сей же церкви погребен епископ Дионисий 1846 года апреля 27 дня (см. XIX век). б. В палатке под лестницей в Архангельскую церковь : На месте сем почивает тело усопшего в Бозе гвардии капитана и кавалера Сергея Петровича Мусина-Пушкина, родившегося 1783 года октября 5 дня, а скончавшегося 1821 года июля в 17 день; жития его было 36 лет, 9 месяцев и 13 дней. Здесь похоронено тело генерал-маиорши Марфы Петровны фон-Мертенс, урожденной Голохвастовой, скончавшейся 1833 года сентября 18 дня, поживе на сем свете 69 лет. Мир праху твоему! Воспитываемые сироты в училище св. Екатерины, в доме Трудолюбия и других богоугодных заведениях и призреваемые на твой капитал молят Отца Всевышнего о упокоении души твоей. Сей памятник устроен в 1838 году. III. а. Надписи над боярами Лопухиными, виденные в конце XVIII века Новиковым (Вивлиоф. т. XIX) за алтарем, 184 но которых уже теперь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(На столбцах по склейкам скрепа): У молебна был и те речи слышал астараханской соборной дьякон Феодор Михайлов и руку приложил. У молебна был и те речи слышал преосвященного Иосифа архиепископа астараханского и терского стряпчей и сии речи писал Михайло Красулин и руку приложил. И против сей записки Воскресенского монастыря черные попы и дьяконы допрашиваны, а кто что в допросе сказал, и те их сказки писаны под прежними их роспросными речами. 7. Список духовным и светским лицам, находившимся в собрании у царя Алексея Михайловича, когда получено было донесение от боярина князя Никиты Одоевского из Воскресенского монастыря. 610 20 июля 1663 года 171-го Июля в 20-й день, как писал боярин, князь Никита Иванович Одоевской с товарыщи из Воскресенского монастыря, и в то время у великого государя были власти, после вечерни, а разошлись в 3-м часу ночи. Митрополиты: Казанский – Лаврентей. Крутицкий – Питирим. Сербские земли Варшатцкой – Феодосий. Архиепископы: Смоленский – Филарет. Рязанский – Иларион. Сибирский – Симеон. Поганиянской. Епископ: Вятский – Александр. Архимандрит: Чудовский – Павел. Игумен: Александроневского – Симон. Протопопы: Собора Успения Пресвятой Богородицы – Михаил. Собора Благовещения Богородицы – Лукиан. Бояре: Князь Яков Куденетович Черкаской. Илья Данилович Милославской. Князь Борис Александрович Репнин. Князь Иван Андреевич Хованской. Князь Юрий Алексеевич Долгорукой. Петр Михайлович Салтыков. Окольничие: Богдан Матвеевич Хитрой. Князь Дмитрий Алексеевич Долгорукой. Федор Кузьмич Елизаров. Князь Иван Дмитриевич Пожарской. Иван Федорович Стрешнев. Федор Михайлович Ртищев. Иван Михайлович Милославской. Думный дворянин. Прокофий Кузьмич Елизаров. Казначей. Афанасий Самойлович Нарбеков. Думный дьяк Семен Заборовской. 8. Ответные грамоты от царя Алексея Михайловича 1) газскому митрополиту Паисию и астраханскому архиепископу Иосифу и 2) боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому и окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу на донесения их из Воскресенского монастыря о патриархе Никоне . 611

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И всего Попова, и Дьяконова, и Дьякова, и Пономарева, и Просвирина дворовых мест, вдоль от мостовой улицы подле Алексеева двора Шеина, тридцать одна сажень, поперек от старого кладбища подле мостовой улицы подле Алексеева двора Шеина, четверы сажени с четвертью; в другом поперечнике от проезжего переулка шестнадцать сажень с полусаженью. И по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, Указу, и по Указу Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Великие, и Малые и Белые России, и по памяти из его, Государева Патриарша Разряду, за приписью Дьяка Ивана Калитина, Думной Дворянин Прокофей Кузмин Елизаров, да Дьяки Федор Иванов да Авраам Кощеев Нового Воскресенского монастыря, что на реке на Истре, Игумену Стефану с братьею, церкви Воскресения Христова, что в Панех, на церковную землю, дали даную. А с подлиной даной Государева Царева и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, печать приложена, орел двуглавый на черном воску. А у подлинной даной Земского Приказу припись Дьяка Аврама Кощеева. Справа Подьячего Самоила Черняева. Примеч. Устроенным на сем месте подворьем Воскресенской монастырь владеет и доселе. В прошлом столетии попечением бывшего Архимандрита сей обители, Амвросия Зертис-Каменского, устроен на подворье большой каменный трехэтажный корпус, с домовою церковью внутри оного во имя Воскресения Христова, но он в 1812 году сгорел; при возобновлении церковь упразднена. IX. Список с даной на вкладные лавки, что на Москве в Китае городе Лета 7166, Декабря в 10 день (1657), по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, имянному Указу, и по подписной челобитной за подписью Думного Дьяка Семена Заборовского, Окольничей Родион Матвеевич Стрешнев, да Дьяки Александр Дурнов, да Томило Истомин, дали даную Воскресенского монастыря, Нового Иерусалима, Архимандриту Стефану с братьею на лавки гостиные Ивановы жены Юдина вдовы Оксиньи, в Китае городе, в верхнем москотильном ряду, на деревянные на четыре лавки без четверти да в медовом верхнем ряду на каменные на две лавки, да в ветошном ряду на деревянные на полторы лавки, да в новом овощном ряду на поллавку каменную.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Штат монастыря не был утвержден Императрицей. Св. Синод, по словесному указу Ее Императорского Величества, сделал распоряжения о возобновлении только школы на основании, показанном в штате. Духовное начальство, по силе Высочайшего повеления, должно было озаботиться собранием детей священно и церковно-служительских в школу и приисканием им наставников. Для этого здешнее духовное правление в 1733 г. составило подробную ведомость всех священнических, диаконских и пономарских детей С.-Петербургской губернии, от 7 до 18 лет, которые подлежат определению в школу. В эту ведомость включено 79 человек. Синодским указом от 10 сентября предписано было отобрать их у отцов и доставить в семинарию. Отцы являлись с детьми в монастырь неохотно, так что, по синодским указам, духовное правление не раз должно было возобновлять свои требования. Многих, записанных в ведомость, трудно было отыскать, потому что они поопределились, кто–пономарями при церквах, кто – писцами в окружных конторах и присутственных местах. Сбор шел медленно: в марте 1736 г. явившихся было только 19 человек, а неявившихся – 60. К полугоду доставлены еще 24 человека, но, по освидетельствовании их, только трое оказались удобными к учению. Насчет учителей архимандрит Петр представлял св. Синоду, что можно найти хороших наставников в Киевской академии. Вследствие этого св. Синод поручил Киевскому митрополиту Рафаилу Заборовскому избрать и выслать в Невскую семинарию четырех учителей. Между тем, до времени учителем латинского языка и смотрителем семинарии определен иностранец Адам Селлий. Этот благородный муж, послуживший духовному образованию в нашем отечестве и известный своими учеными трудами для российской истории, был родом датчанин из шлезвигского города Тондера и по первоначально принятому им исповеданию– лютеранин. Славный богослов своего времени Франциск Буддей, которого Селлий слушал в Иенском университете, своими уроками заронил в его душу сомнение в истине лютеранского учения; с того времени вопрос веры сделался для него живым вопросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Там кормились до 16 священников. Какие бои разыгрались около этого храма при его защите от наседавших «живцов». Милиция проявила дикое насилие. Она считала этот храм гнездом контрреволюции. Не давали верные производить передачи имущества. Не позволяли его описывать. Не давали «живцам» служить. Три раза и не в один день милиция ходила в атаку. Все разбивалось об энергию христиан. Терпение у исполкома (исполнительного комитета рабочих и солдатских депутатов) лопнуло. В третий раз — это было летом, когда народ живет вне Петрограда — дошло до того, что районный начальник милиции на лошади въехал в храм. Тут он был встречен свистками. Его приспешники, очищая храм от верных, избивали их замкнутыми револьверами. Раздавались ругательства, крики, плач, истерики. Этот храм уже был последним, который отбивали у «тихоновцев». Оставались в этом районе только маленькие церкви, которыми владела Патриаршая церковь. Слезы, стон и горе. О, Церковь моя родная, до чего ты дожила! Сенновская Спасская церковь, руководимая умным «живцом» Боярским, давно стала обновленческой и переход этот совершился безболезненно. Причин тому много. Обновленец Боярский учел, что Сенновские торговцы, во-первых, не станут из-за непонятных им богословских учений копья ломать, ибо им некогда заниматься церковными делами — с утра до ночи торгуют, покупают и продают; во-вторых, люди, материалистически настроенные, не желали подвергать себя риску, когда провалился «военный коммунизм», и после Кронштадтского восстания стала работать свободная торговля-конкуренция; в третьих, духовенство Сенновской церкви совсем не стояло на высоте боевых задач момента: оно тоже работало только кадилом да кропилом. Был там о. Алексий Заборовский, враг своего родного брата Иоанна Заборовского — обновленца, настоятеля закрытой теперь Иоанно-Предтеченской церкви, древнейшей в Петрограде. Священник А. Заборовский с семинарским образованием, сравнительно авторитетный проповедник, но он умер очень молодым, и его похороны ярко свидетельствовали о силе Патриарших течений.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

испытания, но в приеме их в число студентов Академии отказать за недостатком помещения в академических зданиях, исключая Леонида Багрецова, волонтера из Вифанской семинарии, значащегося под 56, которому дозволить жить в доме отца его, священника Христорождественской церкви Сергиевского посада. 4) Прибывших в качестве волонтеров: священника Павла Воскресенского, Михаила Якубюка, Ивана Адамантова, Пантелеймона Никитина, Иосифа Доорохольского, Александра Пономарева, Николая Ромаскевича, Валентина Металлова, Александра Шамие, Ивана Воронцова, Виктора Лебедева, Николая Волнина, Павла Попова, Александра Старицына, священника Михаила Заборовского, Валентина Лебедева, Якова Калинникова и не окончивших полного испытания: Николая Шиманского, Баграта Вирсаладзе, Павла Краева, Николая Гугливского, Сергея Курова, Ивана Котова, Николая Махаева, Ивана Нечаева, Георгия Свиридова, Якова Соенкова, Сергея Соловьева и Рафаила Бандова, признать недостаточно подготовленными к слушанию академических лекций и выдать всем, кроме Бандова, под расписки их документы, а о Бандове как рекомендованном Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода представить чрез о. Ректора на благоусмотрение Его Высокопревосходительства. 5) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении принять в число студентов I курса Академии воспитанника класса Вифанской духовной семинарии сирийского уроженца Александра Шамие по вниманию к тому, что не вполне достаточные познания его в предметах семинарского курса могли зависеть от недостаточного знания им русского языка и могут быть восполнены в течение академического курса. 6) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом, чтобы в случае разрешения принять Александра Шамие в число студентов академии, ассигнована была на его содержание в Правление Академии особая сумма из кредита, назначенного на содержание воспитанников в духовно-учебных заведениях. 7) Из принятых в Академию студентов, значащихся в списке под 1–31, зачислить на казенные стипендии, за исключением студента князя Алексея Ухтомского, отказавшегося от казенного содержания, 5-ти студентам предоставить частные стипендии, освободившиеся после ныне окончивших курс студентов Академии, именно. Михаилу Стеблеву, Павлу Доброленскому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в Москве сильно ошибались. Приехал к послам Ганделиус проститься, причем извинялся: «Не подосадуйте, что на съезде говорил я с вами не пословно, с сердцем; мне и самому от литовских послов было великое бесчестье; вашу правду и сходство к доброму делу, а литовских послов упрямство я расскажу государю своему». Потом Ганделиус дал знать, что литовские послы стоят на прежних условиях и уезжают; Воротынский вопреки наказу послал требовать съезда, но ему отвечали, что литовские послы уже уехали. В Москве приписывали поруху доброму делу дьяку Петру Третьякову, который медлил отсылкою указов царских к послам под Смоленск. Но во всяком случае трудно предположить, чтоб перемирие могло состояться при тогдашних условиях: поляки требовали слишком многого, потому что предшествовавшие события возбудили слишком большие надежды; а Москва не была еще в таком положении, чтобы могла согласиться на все для краткого и ничего не обеспечивавшего перемирия. Ганделиус не мог ничего тут сделать, да и не хотел, как видно. Вообще сношения с австрийским двором при царе Михаиле не имели прежнего дружественного характера; австрийский двор счел нужным переменить тон в сношениях с государством, которое уже не могло более присылать богатых мехов в Вену; притом здесь не были убеждены, что новый царь может утвердиться на престоле после таких смут, и потому не хотели смотреть на него, как смотрели на его предшественников. Еще в июне 1613 года государь велел дворянину Степану Ушакову да дьяку Семену Заборовскому идти к Матьяшу (Матвею), цесарю римскому, в посланниках. Путь был дальний: вследствие войны с Литвою и Швециею послы должны были ехать чрез Архангельск. Посланники получили наказ: говорить, чтоб Матьяш цесарь, ведая братскую любовь и дружбу предков своих с предками великого государя, был с ним в братской любви, дружбе и ссылке и прежде всего любовь свою показал, послал бы к польскому королю от себя посла или посланника нарочно, в его неправдах его пообличить и выговорить, чтоб он перед великим государем Михаилом Феодоровичем и перед российскими государствами в своих неправдах исправился, крови христианской не разливал и учинил бы мир и покой, чтоб враги креста Христова – турки и иные государи мусульманского закона христианской розни не радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В алтаре замечателен Престол кипарисовый; устроенный мерой с Иерусалимского Гроба Господня, вышиной в 1 аршин и шесть вершков, шириной с юга на север в 3 аршина и 6 вершков, а с запада до востока 2 аршина и 2 вершка. Он обложен весь медными густо позлащенными досками с накладными чеканной работы серебряными штуками. Нынешний иконостас, и в нем серебряные царские врата, и пред ними серебряное паникадило над амвоном устроены иждивением Преосвященного Рафаила Заборовского, митрополита Киевского, и других вкладчиков, но окончены уже митрополитом Тимофеем Щербацким. Нижний пояс становых четырех икон и верхняя икона над царскими вратами обложены серебром уже после в разные времена. Но входные западные в Собор двери медные, оборонной работы с изображениями, приметно старинного искусства. Глава VI. Описание святых мощей, чудотворных икон, драгоценнейших утварей, облачений, замечательнейших книг печатных и рукописей, и гробов, находящихся в Киево-Софийском Соборе Собор сей без сомнения снабжен был от создателя своего Великого Князя Ярослава Владимировича гораздо большим числом святынь и сокровищ, нежели сколько имеет их ныне. Пролог церковный в житии блаженной Ольги (июня 11) говорит, что здесь в алтаре на правой стороне стоял и крест ее, из Константинополя принесенный с надписью: обновися Российская земля святым крещением, его же приять Ольга Благоверная княгиня, но его уже нет. Нынешние святыни все собраны со времен митрополита Петра Могилы . Из святых мощей первое место здесь занимают святого Священномученика Макария, митрополита Киевского, в 1497 году мая 1 убиенного татарами в деревне Стриголове на реке Припети, во время проезда его из Вильны в Киев. Они находятся под сенью в правой стороне Софийского Собора в раке, серебром обложенной, при южной стене придела св. архистратига Михаила. В соответствие им на левой стороне Собора при северной стене против придела трех Святителей Московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, находится под волоченой также сенью в раке большой ковчег со святыми мощами, в 1824 году устроенный, и в нем: I.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По совершению обычного молебствия, беседовал с прихожанами и, к сожалению, удостоверился, что не только нецыи, как это было между Коринфянами, но все до единого, и стар и млад, неведение Божие имут ( 1Кор.15 ). Да и откуда произойти ведению, когда нигде и ничему не учат? И чем глубже пред очами открывается Сибирь, тем больше приложения к обитателям ее находят слова Евангелия: Бяху смятени и отвержени, яко овцы не имущие пастыря ( Мф.9 ) Довольно обширная здешняя церковь существует с 1788 года. Строена она по одному с виденными уже церквами манеру, только при замечательной неопытности ктиторов. Воздвигнутое ими пред входом крыльцо едва ли имеет где-нибудь подобное себе. А в самой церкви, обыденный скарб сторожа раскидан как дома. У него тут и столовая и спальня! Лена близ селения делает большую извилину, иначе луковину. Дугу лука считают в семь верст, а тетиву его в полторы. Я коснулся пункта сего единственно ради этимологии Криволукского, в котором нахожусь теперь. В селе 25 домов, а во всем приходе, состоящем из 17 деревень, 231 дом. Прихожан муж. пола 707, жен. 670 душ. Приход тянется не только вверх и вниз по Лене, но и по Киренге. Расстояние селений от церкви восходит до 69 верст. Ближайшими церквами считаются – Марковская в 130 и Киренский собор в 58-ми верстах. Мера эта относится к водному пути, зимний же путь короче. Часа в три по полуночи оставили Криволукское. Смотритель Заборовской станции, с ямщиками ее, пеклись об удобствах нашего плавания. В 6-ть часов утра сделан причал к устью небольшой речки, чтоб спутников освежить чаем. Часов в 9-ть ощутили такой зной, какого никто из нас не ожидал и не предполагал. Способствовали же к усилению зноя сколько глубокая тишина в воздухе, столько же и заключенная местность между гор, всплошь покрытых лесом. Между деревнями Кулебакинскою и Чертевою, верстах в 20 от Киренска, гладкий камень устилает собою косогор и живо напоминает подобный помост у Гусельных гор. Разность лишь в том, что там камень сплошной, а здесь он сложен из продолговатых плит, длиною аршина в два. Настилка идет в несколько рядов и камни прилегают один к другому плотно и правильно. Будь клад этот поближе к населенному миру – давно бы сумели воспользоваться им, а на пустынных берегах Ленских долго-долго лежать ему в забытье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

В этом доме Платон устроил крестовую церковь во имя Св. Апостола Петра и Павла, возобновил и украсил Чудовские церкви, снабдил их священными утварями. Сверх того, попечениями его построены на Заборовском и Хамовническом подворьях деревянные хоромы, со службами и каменными оградами, а на первом – с церковью; возобновлён заброшенный дом Митрополита Тимофея Щербатского в селе Черкизове, любимом летнем приюте Московских Святителей, начиная с древнейшего его владельца Св. Алексея Митрополита. Там, позади древней церкви Св. Пророка Илии на холме, возобновлённый сад обнесён был каменною оградой; около него, вновь насажены берёзовые рощицы; при подошве холма расчищен большой, обильный рыбою пруд и укреплён плотиной, на коей построена мельница. Следя за течением дел нашего Архипастыря, мы встретим ещё в Троицкой Лавре, Вифании и других местах и при других случаях его хозяйственную деятельность и плоды созидательного духа. У него всё было устроено более для существенной пользы, нежели для щегольства по внешности, в духе благоразумной экономии и с большою расчётливостью. С такою ревностью по вере православной и просвещению, с такою же попечительностью о внешнем и внутреннем устройстве Московской паствы, началось и потом продолжалось его управление, так что первый год его служения удостоен особенного благоволения Императрицы и ознаменован многими ему наградами и милостями. В календаре на 1775 год им записано так: «Благодеяния Божии, в сем году на меня излиянные: 1) пожалован в Московские Архиереи, 2) оставлена Лавра при мне, 3) дана панагия в Твери, 4) дано 5000 руб., 5) дана мантия бархатная, 6) дана панагия от Государыни, 7) даны часы бриллиантовые от Государыни, 8) дано 1000 р. Лавре от Государыни, 9) Их Высочества пожаловали два куска «парчи, 10) пожалован сервиз серебряный в 5000 р., 11) пожалован Наместником в Чудов монастырь, 12) даны иподиаконы, 13) дано протодиакону жалованье, 14) прибавлено жалованье служителям, 15) Семинария Перервинская учреждена, 16) на две Семинарии Сав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010