О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы — священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое — Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было — разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Борисова по ево веленью р.п. 131. По выбору Лучан и Пустожерцов Микита Сумороков р.п. 132. Чебоксаренин выборной посадцкой человек Мишка Иванов Тверитин вместо Можайского города выборнаго посацкого человека Герасимка Иванова сына Горошкова по ево веленью р.п. 133. Стареченин Семен Бахтеев и вместо Режевитина князя 134. Дмитрея Путятина по ево веленью р.п. 135. Зубченин Захарей Новосилцов р.п. 136. Зубцов Александр Пусторослев р.п. 137. Тверитин Петр Давыдов р.п. 138. Кузмодемьянец Мирослав Топорнин р.п. 139. Тверитин Иван Гостенов р.п. 140. Вязмитин Григорей Извеков р.п. 141. Алатарец Обида Нестеров и вместо Данила Ахматова по 142. ево веленью р.п. 143. Чебоксаренин Данило Колцов и вместо Цивиленина Ивана 144. Дмитреева по ево веленью р.п. 145. Углеченин Иван Трусов и вместо Бауша Маракушева по 146. ево веленью р.п. 147. Казанец Степан Змеев р.п. 148, 149. Белгородец Кондратей Свищов и вместо Осипа Маслова р.п. 427 150. Атемарец князь Андрей Болховской и вместо Ядринца 151. Якова Лутогвекова по ево веленью р.п. Князь Андрей же Болховской вместо Царева Санчуринина 152. Дмитрея Молотенина по ево веленью р.п. 153. Яранец Семен Бибиков р.п. 154. Торопчанин Иван Веригин р.п. 155, 156. В Уфинцов вместо Юрьи Оничкова да Ондрея Суморокова по их веленью Пусторжевец Микита Сумороков р.п. 157. Вязметин Яков Буноков р.п. 158. Володимерец Самойло Беречинской вместо Новоторжца Пимина Лвова по ево веленью р.п. 159. Федор Шокуров вместо отца своего Данила р.п. 160. Новосилец Онофрей Головин вместо Ливенцов Романа 161. Теряева, да Романа Воробьева по их веленью р.п. 162. Бежеченин Семен Заборовской р.п. 163. Свияженин Иван Колодьин р.п. 164. Стареченин Семен Бахтеев и вместо товарища своего 165. Стареченина ж Степана Измайлова по ево веленью р.п. 166. Вместо Вереитина Григорья Левшина племянник ево Кузма Пиров р.п. 167. Новосилец Анофрей Головин вместо Воронежцов Бог- 168. дана Конинскова да Ивана Поринова по их веленью р.п. 169. Вместо Дмитровца Федора Чеплина Федор Шокуров р.п. 170. Козмитин Иван Щербочов р.п. 171. Казанец Сава Аристов р.п. 172. Курмышенин Яков Арбузов и вместо товарыща своево 173. Курмышенина Осипа Спешнева по ево веленью р.п. 174, 175, 176. Елчанин Денис Шилов и вместо товарыща своего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад «Об упорядочении богослужения»//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. 174. Л. 214–221. Машинопись. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.)/отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 302. Правила при совершении Божественной Литургии//Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград: Издание Общества Православных приходов Петрограда и его губернии в лице прот. И. И. Заборовского, 1921. С. 15–16. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.)/отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 311.   Источник: Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в наследии священномученика Вениамина Петроградского//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. 1 (18). С. 107–118. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_1_107. Комментарии ( 1): протоиерей Василий Шауэрман, Владикавказ 12 мая 2023г. 14:58 Сердечно благодарю за публикацию.... Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6191916

Экстракт о доходах Новгородского архиерея ДОХОД В каком оные от Новагорода расстоянии За Новгородским архиереем деревень и в них душ мужеска полу Сколько где душ В Паозерской волости » деревне Пальцовой горе » Демянской » Опоцкой вотчине » деревне Подборовье » Пидебской волости » Креченской » Полянской » Тесовско » Зверинской » деревне Видогощи » Холынской » Семёновской » Невской » Подлютовской » Боровенской » Теребуновской » Заборовской » деревне Починку » деревне Шабаноть » Каменской » Черницкой » Заболоцкой » Высоцкой » Танбальской и Загубской » Папороцкой » Горнецкой » Еглинской » Шугозерской » Озерской » деревне Бели с деревнями » Полижской волости » Николаевской Гостиноского монастыря » Васильевской Ивановского монастыря Зеленецкого монастыря В Прусынской » деревне Бурге » Сермажской » Владыческой » Каномской и Яндебской волостях » Надпорожской и Вонозерской » Хмелезерской » Косинской » Звацкой » Немчиновской » Хлавицкой » Маринченской » деревне Рышкове и Дубровке » Кулибацкой волости » Плеской » Спасо-Клинской » Никицкой Троицкого монастыря Николаевского пустынного монастыря В Пятницкой, что на плоту » Московском уезде » селе Ильинском 15 767 Сверх того показано мужеска полу душ, которые в вышеписанных вотчинах не числятся: Домовых градских бобылей Градских Чудиновцы и Легощи улицы крестьян В подмонастырских слободках приписных монастырей: Видогожского Верендовского Шилова Ковалёва Китецкого Колмова В деревнях: В Городенском погосте » выставке Вычелобке » деревне Любеховичах » сельце Пустоши » Любынском погосте » Ширском погосте » Сабельском погосте » Шегринского погоста в деревне Талцах » Буховском погосте » Коломенском погосте в деревне Борискове » Олонецкого уезда Важенского погоста в деревнях Пертозере и других Того ж уезда в Пиркинском погосте в деревнях Трошенице и Даншиной Горы 16 648 Со оных вотчин показано доходов, которые и Синод рассуждает за настоящие, – в 1735 году собрано: Оброчных За дрова Вместо выдела пятинного хлеба за сенокосцев » сеновозцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Княжна Мария Михайловна младшая, за боярином князем Никитою Петровичем Прозоровским КОЛЕНО XV: Князь Алексей Васильевич, боярин, женат на Марие Исаевне Квашниной Князь Михаил Васильевич, женат на Татияне Степановне Нееловой Княжна Ирина Васильевна Княжна Анна Андреевна † 1734; за князем Иваном Алексеевичем Урусовым Княжна Мавра Дмитриевна, рождение 1673 † 21 сентября 1743, за князем Михаилом Ивановичем Куракиным † 1696 Княжна Прасковья Дмитриевна, † 4 января 1703; 1. за кравчим Фёдором Кириловичем Нарышкиным † 1691; 2. за фельдмаршалом князем Аникитою Ивановичем Репниным Князь Алексей Борисович, полковник, рождение 4 февраля 1674 † 4 марта 1713; женат на Анне Ивановне Сукиной, † 8 февраля 1672 † 7 октября 1738 Князь Василий Борисович, рождение 1681 † 2 августа 1710; женат 1. на Анне Алексеевне Ржевской, рождение 1680 † 1705; 2 на Екатерине Григорьевне Заборовской, рождение 1688 † 2 августа 1710 (от каждого брака по 2 сына) Князь Сергий Борисович, статский советник, рождение 20 сентября 1688 † 7 декабря 1758; женат 1. на графине Прасковье Фёдоровне Головиной, рождение 7 октября 1687 † 10 января 1720; 2. на Марие Александровне Милославской, рождение 17 января 1698 † 31 декабря 1767 (от 1-го брака 5 сыновей в 2 дочери; от 2 брака 4 сына) Княжна Евдокия Борисовна Княжна Анастасия Борисовна † 1743, за князем Андреем Михайловичем Ромодановским Княжна Мария Борисовна, за князем Петром Михайловичем Черкасским Княжна Марфа Борисовна † 1716 за князем Александром Бековичем-Черкасским † 1716 Княжна Аграфена Борисовна, рождение 1704 † 1772, за князем Михайлом Ивановичем Хованским Княжна Анна Борисовна, за князем Александром Никитичем Прозоровским Князь Фёдор Иванович, генерал-майор, рождение 29 января 1700 † 5 октября 1769; женат 1. на Марие Львовне Нарышкиной † 1727 (брак безплодный; 2. на Анне Петровне Измайловой, рождение 1712 † 2 июня 1749 Князь Алексей Иванович, рождение 3 марта 1707 † 5-го июня 1739; женат на княжне Дарье Васильевне Гагариной, рождение 1708 † 17... Князь Василий Петрович, рождение 7 апреля 1682 † 17...; женат на Наталие Мартемьяновне Нарышкиной

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Relandi, De religione mohamedica libri duo. Trajecti ad Rhenum, 1717. Духовный вестник, 1865 г. т. X, ст. «Магоммед. Происхождение ислама ». М. Петров. Хилиазм первых трех веков христианства. Я. Алфионова, Казань, 1875. Theologische studien und kritiken, ст. Iesusmythen des Islam. Gustav Rösch, 1876. Иисус Христос и Его время. Пресансе. СПб. 1869. Православный Собеседник, 1872 г. ст. «Мухаммеданское учение о Пресвятой Троице вообще и Ипостаси Св. Духа». Н. Остроумов . 1875. ч. I. Характер и влияние ислама , Арнольда. Пер. с англ. А. В-в. ч. III. Библия и Коран, Арнольда. Пер. с англ А. В-в. 1878 г. ч. I–III, Апология исламизма новейшей английской работы. П. Заринский. Миссионерский противомусульманский сборник. III выпуск Н. Ильина. Доказательства не поврежденности книг священного Писания Ветхого и Нового Завета. IV выпуск Н.И. Остроумова. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. VI выпуск Историко-критическое введение в Коран, Вейля, пер. с нем. Е. А. Малова. VII выпуск А. Заборовского. Мысли Аль-Корана, заимствованные из христианства; Я. Фортунатова. Места Корана, благоприятные для обращения мухаммедан в христианство. Что Мухаммед заимствовал из христианства, Арнольда. Пер. с англ. А. В-в. VIII выпуск Св. А. Светлакова. История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана. XI выпуск Н. Разумова. Историческое значение Мухаммеда. XIV выпуск Е. Н. Воронца. Мировоззрение мухаммеданства и отношение его к христианству. XVII выпуск М. А. Машанова . Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Происхождение и характер ислама. Н. Ильина, 1876. Духовная Беседа. Краткий очерк вероучения и практики магометан и о душеспасительных отношениях их к христианству. Т. XIII, 28 и 29. Еврейские тайны. Зарецкий. Одесса, 1873. Что такое Коран? Н.И. Остроумова. Ташкент. 1883. Исторический очерк отношений между христианством и мухаммеданством. Н.И. Остроумова. Петербург. 1888. Simon, Histoire critique du V et N. Testament. Происхождение и характер коранических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Купчая Ивана Федорова сына Волынского, что он продал вотчину свою, в Московском Уезде, в Горетове стану, сельцо Княжее, на речке на Бане, 165 году, Апреля в 19 день, а в Приказе не записана. Купчая Патриарша Боярина Бориса Нелединского, Дьяков Ивана Кокошилова да Лукьяна Голосова, что они продали из Патриарша Розряду Василью Семенову сыну Волынскому, по духовной дяди его, Семена Волынского, Московского Уезду, Горетова стану, на село Чернево, на речке на Бане, да на жеребей пустоши Кондаковы, 165 году, Апреля в 1 день, на девяти столбцах, за Патриаршею печатью и за их, Ивановою и Лукьяновою, приписьми; печать у той купчей попорчено и в Поместном Приказе та вотчина за Васильем Волынским по купчей в книги записана, а помета о записке Дьяка Степана Шишкина, 165 году, Апреля в 21 день. Купчая Михайла Алексеевича Ртищева да гостя Володимера Семенова сына Борзово, Московского Уезду на село Кузяево, да на пустошь, что была деревня Воронцово, да на пустошь Детелдино, 165 году, за их руками, на трех столбцах, а на купчей помета о записке в книги Дьяка Степана Шишкина. Купчая, что дали из Поместного Приказу, по подписной челобитной, за пометой Думного Дьяка Семена Заборовского, Окольничий Федор Кузмин Елизаров, да Дьяк Иван Владычкин, да Степан Шишкин, да Иван Фомин, вдове Княгине Татьяне Князь Борисове жене Хилкова, на ее вотчину, что ей продано прожиточное ее поместье; по сему челобитью, Вологодского Уезда, Воздвиженской волости, на село Воздвиженское, да на сельцо Евлашево с деревнями и с пустошми, 165 году. Купчая Романа Федорова сына Боборыкина, Московского Уезду, Горетова стану, на сельцо Ивановское, а Кашино тожь, на речке на Песочне, за его рукою, 165 году, Июня 2 числа, на трех столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкина, 165 года, Февраля в 5 день. Купчая Василья Семенова сына Волынского, Московского Уезду, Горетова стану, на речке на Бане, на село Чернево, да на жеребей пустоши Кондаковы, за его рукою, 165 года, Июня 3 числа, на пяти столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Степана Шишкина, 195 году, Июня в 16 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Нарушая академические каноны, художники раскрасили лепных ангелочков, корзинки с цветами, свисающие полотенца вокруг ниш. На последних, кроме того, засиял пестрый украинский орнамент. Детали портала были покрыты растительными мотивами – листьями и цветами в народной манере. Удивительно, что заказчики одобрили чуждое классике разноцветье, впрочем вполне объяснимое с точки зрения народного искусства: украинские крестьяне щедро расписывали свои дома, посуду, игрушки, питая пристрастие к ярким вышивкам. К XIX веку патриотические чувства киевлян угасли, и лепнина колокольни вновь обрела спокойный белый цвет. Нижние этажи колокольни Софийского собора представляют собой образец старинной украинской архитектуры. В них нет нагромождения лепнины и сюжетных барельефов, зато заметны авторская фантазия и мастерство исполнения декоративных элементов. Плоскости стен обработаны мощными угловыми пилястрами. На уровне капителей проходит фриз, расчлененный густо поставленными невысокими выступами, а само поле стены заполнено поясом, составленным из мелких ниш, обрамленных наличниками сложной формы. Над ними проходит ряд небольших треугольных фронтонов, изящно соединенных между собой и украшенных лепниной. Нижняя часть дворового фасада украшена фигурами гениев славы, изображенных в виде… украинских парубков. Скульптор облачил античных героев в жупаны, подпоясал широкими кушаками и не забыл поместить в руки пальмовые ветви с гирляндами цветов. Более правдоподобными представляются сюжеты рельефов третьего этажа: апостол Тимофей и архангел Рафаил – небесный покровитель митрополита Заборовского. Несмотря на отдельные недостатки, колокольня Софийского собора является выдающимся произведением великого зодчего. Иоганн Шедель работал самозабвенно и творчески, хотя отчасти старался угодить новым вкусам. Силуэт прекрасного здания не только обогатил монастырский ансамбль, но и придал своеобразие панораме Старого Киева. Блеск золотого купола, сияние белоснежной лепнины на бирюзовом фоне стен создавали ощущение праздника, почти забытое киевлянами за столетия чужеземного гнета.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Сочинение открывается введением (стр. 7–13), в котором прекрасно, хотя и кратко разъясняются обстоятельства происхождения Киевской Академии, указываются периоды в её истории и намечается план всего исследования. Соответственно трем главным периодам исторической жизни Киевской Академии, и сочинение делится на три части, из коих каждая, в свою очередь, распадается на три главы. В первой части изображается судьба Академии в течении времени от 1589 до 1631 года, когда она была школою, или училищем; во второй – обозреваются судьбы Академии в течении времени от 1631 до 1701 года, когда она была известна под именем Киево-Могилянской Коллегии, а третья часть посвящается описанию жизни Академии с 1701 до 1819 года, когда она называлась Киево-могило-заборовской Академией. Частнее, в первой главе каждой из этих частей изображается внешнее состояние Академии, во второй – внутренняя жизнь её и в третьей – заслуги Академии на пользу отечественного просвещения и православной Церкви. В заключении кратко описывается начало нового (4-го) периода в истории Киевской Академии (1819–1842 г.). Рассматриваемое со стороны общей композиции, плана и внутренних качеств, сочинение весьма явственно обнаруживает в авторе все задатки истинного историка. Он видимо всесторонне и основательно изучил обширнейшую и при том совершенно неразработанную литературу своего предмета. Ему не только были известны все печатные произведения, в которых заключались хоть какие-либо сведения о Киевской Академии, но и обширный архивный материал был хорошо изучен им. Он видимо весьма тщательно пересмотрел академический архив, перечитал в нем не только более или менее важные для него дела, но даже все маленькие письма и записочки разных лиц, как-либо случайно попавшие сюда; перебрал он также и всю наличную академическую библиотеку, прочитал и сличил как печатные, так и рукописные, большею частью латинские учебники, употреблявшиеся в старой Киевской Академии по разным предметам; разобрал он и воспользовался даже всеми заметками и надписями на библиотечных книгах для определения места и времени их происхождения и для других соображений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010