- подготовка клириков и церковных специалистов в сфере образования; - доработка концепции духовного образования Русской Православной Церкви; - теологические факультеты светских вузов; - проблема финансирования духовных учебных заведений; - вопрос о рукоположении лиц, не имеющих законченного духовного образования; - выработка мер по более эффективному использованию в Церкви священнослужителей, обладающих фундаментальной богословской подготовкой; - возможности государственного финансирования духовных учебных заведений и православных общеобразовательных школ (гимназии, лицеи и т.п.); - миряне в области религиозного просвещения; - введение ОПК, преподавание религии в системе общего светского образования, - подготовка соответствующих учебных пособий и педагогических кадров; - обобщение имеющегося опыта и методов работы в сфере катехизации с целью создания практических рекомендаций; - подготовка приходских катехизаторов. Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности: - создание концепции социальной и благотворительной деятельности Русской Православной Церкви; - поддержка семьи, материнства и детства; - благотворительность и социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях; - разработка подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих; - борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью; - роль мирян в социальном служении Церкви; - духовное и благотворительное присутствие Церкви в домах престарелых, детских и молодежных учреждениях (детских домах, приютах, исправительных колониях); - Церковь и медицина; - разработка юридических оснований и механизмов финансирования социальных церковных программ; - создание материальной базы для осуществления социальных проектов. Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества: - позиция Церкви по проблемам, волнующим современное общество; развитие социального учения Русской Православной Церкви; - вопросы общественной морали;

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В конце концов, наркомания — это и болезнь, и грех, как и каждая болезнь есть отражение некоего беспорядка, нарушения Божиего плана о мире и человеке. В каком-то смысле каждая болезнь является следствием греха, но в наркомании, как и в алкоголизме, эти следствия особенно очевидны. Поэтому Церковь и употребляет присущие ей способы и средства воздействия на духовную жизнь человека, чтобы закрепить в нем те положительные перемены, которые были достигнуты медикаментозно или путем иных медицинских технологий. Поэтому я предложил бы сделать особый акцент на сотрудничестве — в сфере, где медицинский фактор может сочетаться с фактором духовной реабилитации. Я хотел бы выразить благодарность Вам, Виктор Петрович, за то, что Вы отметили высокий процент людей, которые получают исцеление в церковных реабилитационных центрах. Как человек, призванный говорить от лица Церкви, я хотел бы, вне зависимости от убеждений здесь присутствующих, сказать, что все это достигается не только нашими скромными человеческими усилиями. Это достигается силой Божией. Как человек не может освободиться от греха самостоятельно, но только благодатью Божий, так и человек, даже очень сильный, не в состоянии сам освободиться от наркозависимости. Но когда молитвой, аскетическим деланием, духовным подвигом привлекается Божественная сила, тогда человек получает исцеление. Сегодня мы очень серьезно нацелены на расширение нашей работы с наркозависимыми. В настоящее время уже подготовлен проект концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. Это солидный теоретический документ, который был разработан Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви — постоянно действующим органом, который подготавливает соборные решения; и мы надеемся, что эта концепция будет принята одним из Соборов Русской Православной Церкви. Не могу сказать, произойдет ли это на будущий год или, может быть, несколько позже; хотя мне хотелось бы ввести эту концепцию в действие как можно скорее. Хотел бы попросить Вас, Виктор Петрович, чтобы Ваши профессионалы посмотрели этот документ, пока он находится в стадии обсуждения. Мы были бы благодарны за любую коррекцию, которую Вы сочли бы возможной сделать.

http://patriarchia.ru/db/text/1346535.ht...

Слова благодарности Патриарх выразил и представителям власти, «которые понимают важность духовного развития народа, укрепления нравственных начал личной, семейной и общественной жизни». «Дай Бог, чтобы совместными усилиями мы работали для того, чтобы человек становился лучше, чтобы просветлялось его сердце, чтобы укреплялся он доброй волей, чтобы чище становились его чувства», — сказал Предстоятель . На богослужении собрались представители власти, а также сотни епископов Русской церкви, которые прибыли в Москву для участия в Архиерейском Соборе, который состоится 2-3 февраля. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на кафедру Московских Первосвятителей на Поместном Соборе 27-28 января 2009 года. Интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви состоялась 1 февраля 2009 года. 1 февраля Патриархия  перечислила наиболее важные мероприятия и проекты, осуществленные РПЦ за прошедшие семь лет. К значимым делам, осуществленным Русской Православной Церковью под руководством Патриарха Кирилла, можно отнести  реформу органов церковного управления, в том числе образование новых структур, таких, как Высший Церковный Совет. Проведена работа по разукрупнению епархий. Количество епархий увеличилось со 159 (на начало 2009 г.) до 293. Образованы 57 митрополий (для координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе). В 2009 году образовано Межсоборное присутствие, которое в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов подготавливает решения, касающиеся наиболее важных вопросов церковной жизни. Будучи главой РПЦ, Патриарх Кирилл проявил большое внимание к развитию православного образования. Так, в 2009 году была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Благодаря усилиям Церкви в 2015 году теология утверждена в России как научная специальность. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России. Патриарх Кирилл регулярно посещает епархии Русской Православной Церкви. Всего за 7 лет состоялось 168 поездок в 87 епархий.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-godo...

19 октября 2011 В продолжение дискуссии о церковнославянском языке редакция портала предлагает оттзыв Епархиального совета Псковской епархии Русской Православной Церкви на проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века». Вопрос о переводе богослужения с церковнославянского языка на русский не теряет своей остроты. В продолжение дискуссии по теме высказывается магистр богословия, докторант Фрибургского университета Игорь Петровский. В продолжение дискуссии о церковнославянском языке профессор МПГУ А.М. Камчатнов делится с читателями портала «Богослов.ру» своими размышлениями о путях развития богослужебного языка Русской Церкви. Статья протоиерея Сергия Точеного продолжает ряд статей, посвященных вопросу перевода богослужения на русский язык. Свои критические замечания к проекту документа «Церковнославянский язык в жизни РПЦ XX I века» предлагает протоиерей Константин Буфеев. В качестве дополнения к дискуссии вокруг употребления церковнославянского языка портал " Богослов,ру " публикует статью сотрудника Издательства Московской Патриархии Медведевой Людмилы Павловны. В продолжение дискуссии об использовании церковнославянского языка портал «Богослов.ру» предлагает вниманию читателей статью священника Владимира Зелинского, посвященную рассмотрению богослужебного языка с точки зрения онтологии Таинства. Представляем вниманию читателей ответ к.фил.н., старшего научного сотрудника Института Русского языка РАН Александра Геннадьевича Кравецкого на Отзыв на документ «Проект научного переиздания Триодей...» протоиерея Валентина Асмуса. Вниманию читателей портала предлагается статья преподавателя Свято-Филаретовского института Кирилла Мозгова, посвященная размышлению на вопросом: почему в России распространено мнение, что обращаться к Богу можно только на церковнославянском языке? На портале «Богослов.ру» публикуется еще один отклик на проект документа комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», автором которого является священник Алексий Агапов (г. Жуковский).

http://bogoslov.ru/prisutstvie/?page=3?p...

На заседании были также утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и их состав. Комиссию по вопросам богословия возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, заместителем председателя назначен архиепископ Верейский Евгений, секретарем комиссии - протоиерей Владимир Шмалий. Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий утвержден председателем комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви. Заместителем председателя избран секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, секретарем - секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Савва (Тутунов). Работу комиссии по вопросам церковного права возглавит архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, протоиерей Владислав Цыпин утвержден секретарем комиссии. Председателем комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, заместителем председателя - наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, секретарем - священник Михаил Желтов. Управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан избран председателем комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики, секретарем утвержден протоиерей Александр Сорокин. Комиссию по вопросам организации церковной миссии возглавит архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, секретарем назначен протодиакон Андрей Кураев. Наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност назначен председателем комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, секретарем избрана настоятельница московского ставропигиального Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа). Работу комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения возглавит ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий (сопредседатели). Секретаря комиссии утверждены первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) и руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/29/pa...

Доклад на тему «К вопросу о проблемах толкования канонических правил Православной Церкви (на примере Ап. 55 и Ап. 6)» сделал протоиерей Алексий Балакай. В качестве примера для рассмотрения автором были взяты два Апостольских правила, одно из которых (Ап. 55) довольно широко применяется в современной практике, другое (Ап. 6) — напротив, практически не применяется. Докладчик делает вывод, что в науке церковного права на в настоящее время можно признать актуальным формирование современной традиции комплексного, системного толкования канонов. С докладом «Религиозная проблематика XVI книги Codex Theodosianus: тематика, вопросы, решения. Заметки на полях» выступил священник Игорь Иванов. Докладчик отметил, что XVI книга отражает методы регуляции государственно-религиозных отношений в условиях выработки христианского законодательства как основного закона Римской империи конца IV — начала VI вв. по Р. Х. Протоиерей Александр Задорнов сделал доклад на тему «Опыт кодификации церковного права в Русской Православной Церкви за последние 50 лет». Отец Александр отметил, что сложности с формированием кодекса нормативно-правовых актов связаны с расплывчатостью критерия, выявляющего актуальность канонического материала, что непросто сделать уже в силу самого характера церковного законодательства. Например, правило, казавшееся недействующим долгое время, снова становится актуальным (пример — 34-е Апостольское правило об этническом принципе церковной организации). Кроме того, полезным опытом кодификации стал документ, подготовленный в рамках деятельности Всеправославных совещаний 1961-1968 гг., который был составлен по инициативе митрополита Никодима (Ротова), возглавлявшего делегацию Русской Православной Церкви. Также актуальную работу по созданию единого свода законов и постановлений, охватывающего церковно-правовые документы Русской Православной Церкви и государства, ведет комиссия по церковному праву Межсоборного присутствия. Протоиерей Константин Костромин в своем докладе «Князь как ктитор митрополии: исторические и правовые аспекты» отметил, что понятие ктиторства, включавшее в себя права основателя церковной структуры, установителя церковно-правовых условий и донатора, ранее применявшиеся в отношении монастырей и недавно распространенное и на древнерусские епископии, нужно применять и к митрополиям Древней Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5326188...

Состав Присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха раз в четыре года. Кроме того, если это необходимо, Синод может дополнительно ввести новых членов, как это было сделано в марте этого года, когда в комиссию по вопросам организации жизни монастырей и монашества были включены представители прославленных обителей русской земли — Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, Серафимо-Дивеевского монастыря. — А как работа Межсоборного присутствия может повлиять на жизнь простых верующих? — Знаете, такой вопрос можно задать относительно деятельности любого Синодального учреждения. Структура Русской Православной Церкви такова, что есть Патриарх, Священный Синод, правящие архиереи, благочинные, настоятели и простые прихожане. Последние видят, как влияет на их жизнь настоятель, но вряд ли осознают, как влияют на их жизнь благочинные. Пожалуй, эта схема применительна ко всей системе церковного управления. Межсоборное присутствие готовит решения священноначалия по принципиальным направлениям бытия нашей Церкви. Присутствие — это экспертная дискуссионная площадка, позволяющая Церкви дать оценку важным современным процессам, которые затрагивают, волнуют церковное общество. Безусловно, в конечном итоге эта работа повлияет на жизнь каждого прихода и каждого верующего. В Церкви многие процессы поэтапны: различные решения принимаются на Поместных и Архиерейских Соборах, Священном Синоде, епархиальных собраниях и советах, а потом находят свое применение на уровне благочиний и приходов. Безусловно, не всегда эта схема работает «сверху вниз», нередко инициативы с мест поддерживаются сначала епархиальной властью, после чего перенимаются в соседних регионах и, затем, воспринимаются всей Церковью. Мне кажется, что Межсоборное присутствие будет не только способствовать созданию новых проектов, но и расширению в общецерковном масштабе уже существующих успешных программ, эффективных практик. Для наглядности приведу пример из работы комиссии по вопросам церковного управления и механизмов соборности в Церкви, в которой я являюсь секретарем.

http://patriarchia.ru/db/text/1193550.ht...

В ходе консультаций многие выступающие поднимали вопрос о формах христианской проповеди в современных условиях. Представитель Русской Православной Церкви также поделился своим видением этой задачи: «Евангелизация должна приводить к приобщению людей к живому опыту богообщения и укреплению в их сознании христианских ценностей. Опыт перенесения тяжелых гонений в XX веке еще раз убедил православных верующих Русской Церкви в принципиальной важности сохранения чистоты веры, благодаря чему и произошло чудо воскрешения Церкви и ее рост. Поэтому с болью и тревогой воспринимаются в Русской Православной Церкви действия других христиан, которые по собственной инициативе привносят новшества в проповедь и церковное устройство. Как известно, Православные Церкви придают большое значение соборности в организации христианской жизни. Поэтому наряду с развитием иерархической и административной системы Русская Церковь считает важным укрепление соборного начала в своей жизни. С этой целью было создано Межсоборное присутствие , объединяющее архиереев, клириков и мирян. На данный момент оно насчитывает 144 человека и состоит из 13 комиссий. Этот орган призван проводить предварительное обсуждение актуальных вопросов церковной жизни и готовить заключения и рекомендации для формирования решений Архиерейских Соборов и Священного Синода. Чрезвычайно важно научиться применять принцип соборности в межхристианских отношениях. Прежде всего, это могло бы означать, что церкви, вступившие в диалог, не должны принимать в отрыве от других церквей каких-либо изменений в своем вероучении, церковном строе и нравственных нормах. Именно так поступают Православные Церкви, которые никогда не вводили ничего нового в вероучение и нравственные нормы. С темой новой евангелизации тесно связан вопрос о ее методах. Усилиями Святейшего Патриарха Кирилла в Русской Церкви сейчас происходит масштабная работа по развитию системы катехизации и религиозного образования, усилению христианской проповеди в современных средствах коммуникации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394274...

Эксперты Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике заявили, что «позиция Церкви о репродуктивных технологиях, выраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г., и её понимание, должны быть оставлены без изменений». Другую позицию озвучил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который в рамках передачи «Церковь и мир» рассказал о подготовленном в недрах Межсоборного присутствия и предложенном к общецерковному обсуждению проекте документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». «Это документ для дискуссии, причём в нем констатируется, что внутри Русской Православной Церкви существуют разные точки зрения на этот вопрос. Имеется мнение, что ЭКО недопустимо вообще ни в каких формах. Есть точка зрения (она нашла отражение в этом документе), согласно которой, при определенных условиях экстракорпоральное оплодотворение возможно», - сказал митрополит Иларион. Вместе с тем, у этой позиции есть много противников как среди духовенства, так и среди мирян. Так о недопустимости принятия проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», предложенного Межсоборным Присутствием говорил в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов. «Есть не только богословская оценка и определённые теоретические схемы, а есть простой биологический, медицинский факт, который является общепризнанным, что при ЭКО всегда запланирована массовая гибель эмбрионов. Сегодня и в ближайшем будущем не появятся технологии, способные обойти эту проблему», - подчеркнул отец Максим. Пастырь заявил, что «защитники жизни убеждены, что благословение на ЭКО создаёт лазейку для отмены принципов защиты жизни до рождения». Документ также раскритиковал в интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/14/ce...

Важной темой обсуждения на прошедшем заседании назвал В.Р. Легойда случаи разглашения конфиденциальных сведений клириками или монашествующими, несущими послушание в общецерковных или епархиальных структурах. «Священный Синод постановил определить, что разглашение без благословения Святейшего Патриарха или епархиального архиерея клириком или монашествующим, несущим послушание в общецерковной или епархиальной структуре, третьим лицам, включая представителей средств массовой информации, канонических или церковно-административных сведений (Ап. 39) влечет за собой: для клирика: запрещение в служении на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет); для монашествующего: отлучение от причащения Святых Христовых Таин на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет). Теперь Межсоборному присутствию надлежит учесть настоящее определение при работе с проектом " Положения о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей " », — отметил В.Р. Легойда. «Также члены Священного Синода постановили учредить Комиссию Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества, утвердить Положение о Комиссии по развитию православного паломничества, а также Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви. Председателем Комиссии по развитию православного паломничества было решено назначить епископа Бронницкого Фому , поручив ему представить к следующему заседанию Священного Синода предложения по персональному составу Комиссии», — добавил представитель Церкви. В.Р. Легойда также рассказал о том, что на заседании было принято решение о включении в сферу пастырской ответственности Сингапурской епархии  государств Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.  Изменения претерпел состав Синодальной библейско-богословской комиссии . «По итогам доклада председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона было постановлено включить в ее состав епископа Звенигородского Феодорита , ректора Московской духовной академии и епископа Петергофского Силуана , ректора Санкт-Петербургской духовной академии », — разъяснил В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/db/text/5682494.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010