В конце января состоится пленум, который соберет всех членов Межсоборного присутствия – около 150 человек. После этого, скорее всего, опубликованные восемь документов будут вынесены на рассмотрение Архиерейского Собора, если, конечно, у участников пленума не будет другого мнения. На сегодняшний момент можно смело сказать, что инициатива Патриарха о создании Межсоборного присутствия более чем оправдала себя. Комиссии весь год вели активную дискуссионную работу. Это еще раз подтверждает, что Церковь – живой организм. Как писал святой апостол Павел: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Структура органов управления Русской Православной Церкви Поместный Собор высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Состоит из: архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Архиерейский Собор высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви. Состоит из: епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса. Священный Синод Орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Состоит из: Председателя – Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них, а также созывает заседания Священного Синода. Межсоборное присутствие Совещательный орган, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_83044.html

Бывший церковный клерк сокрушается, что был изменён состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви: «из него удалили яркие фигуры и ввели вместо них тех же церковных бюрократов». Говоря о «ярких фигурах», уж не себя ли любимого имеет в виду Сергей Чапнин? Ведь когда-то он был секретарем комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия. Чапнин всегда был главным другом необновленцев, кочетковцев, в целом представителем либерального крыла Русской Православной Церкви. Оставшись не у дел, он уже в открытую выступает против консервативного курса, взятого Патриархом Кириллом после известных событий 2012 года. Тогда попытка толкнуть Русскую Православную Церковь в «либеральное болото» была пресечена, в том числе лично Святейшим Патриархом Кириллом, разоблачившим «предателей в рясах». Ныне Чапнин пытается убедить общественность в том, что у Русской Православной Церкви вовсе не было и нет никаких врагов. Пресловутые «бешеные матки» ( Pussy Riot ), полуголые девицы из «Femen» , спиливавшие православные кресты, и, самое главное, их вдохновители, оказывается, «виртуальные враги». Вымышленные персонажи, которых придумали церковные чиновники, чтобы пугать Патриарха Кирилла! Такое впечатление, что сам г-н Чапнин пребывает в виртуальной реальности. Любопытна и проговорка Чапнина: «Не менее серьезные проблемы у РПЦ в области богослужебной практики, организации приходской жизни, семинарского образования, богословских исследований и т.д.». Не вполне ясно, что именно хотел сказать бывший церковный бюрократ, но зная его либеральные симпатии и его близость к необновленческим кругам, можно предположить, что речь идет о вульгарном эксперименте по приданию русскому языку статуса богослужебного языка, по отказу от юлианского календаря и переходу к т.н. новоюлианскому календарю, вероятно, главным образом для того, чтобы праздновать Рождество вместе с милыми сердцу Чапнина католиками и прочими «западными христианами». Большая часть статьи бывшего церковного клерка посвящена доходам Русской Православной Церкви. Оно и понятно, эта тема наиболее близка читателю «Новой газеты». Либералы вообще очень обеспокоены доходами Церкви. Чапнин пытается убедить читателей, что большая, если не основная, часть доходов Церкви расходуется на содержание епископата. Но ведь это же враньё! Ну вспомнил бы хотя бы ради приличия благотворительную деятельность Церкви. К примеру, только на оказание помощи пострадавшим в Крымске летом 2013 года Церковь выделила более 50 миллионов рублей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/17/se...

Ну, а последнего участника опроса вообще трудно представить в обществе православных людей, - настолько стал «нерукопожатным» среди верующих из-за своего агрессивного мракобесия телеведущий Александр Невзоров. Как же без Невзорова обсуждать вопрос – существует ли раскол в Русской Православной Церкви?! Только воинствующий безбожник может адекватно судить о ситуации в Церкви! Удивительно, что два члена Межсоборного присутствия (один из них, Сергей Чапнин, является к тому же высокопоставленным чиновником Московской Патриархии) согласились принять участие в опросе, в котором участвует и такой пещерный мракобес. Возможно, конечно, Чапнина и о.Митрофанова подставили ушлые журналисты, не уведомив, что рядом с ними будет опубликовано и «компетентное» мнение скандального телеведущего. Но суть не в этом. Самое печальное другое - тональность выступлений отца Георгия и С.Чапнина ничем особенно не отличается от тональности Невзорова. По сути, они смотрят на процессы, связанные с кощунственной выходкой против Православной Церкви, примерно с одинаковых позиций. Это просто потрясает! Это не может не возмущать любого православного человека! Конечно же, и Чапнин, и о.Митрофанов, и Левинская согласны с тем, что в Русской Православной Церкви существует идеологический раскол. Они пытаются сформулировать альтернативный официальной церковной позиции взгляд и придать ему некую легитимность. В частности, Левинская напоминает о том, что один не вполне вменяемый священник - Вячеслав Винников - выступил публично на портале «Кредо» против позиции Святейшего Патриарха и священноначалия Русской Православной Церкви в деле кощунниц. Священник Винников назвал этих кощунниц «святыми». Левинская, разумеется, солидарна с этим мнением и пытается представить его как чуть ли манифест некой части Церкви, придерживающейся другой позиции в деле кощунниц. Отец Георгий Митрофанов рассуждает хитрее, как человек, поднаторевший в умении прятать мысли в пышных словесах. «Панк-молебен» он ставит в один ряд с такими явлениями, как отсутствие практики причастия мирян в Храме Христа Спасителя на Пасху и Рождество, а также сдачей в аренду некоторых залов комплекса Храма Христа Спасителя. Поразительно, для протоиерея хула и кощунство тождественны таким вещам! Более того о.Митрофанов заявляет, что ему гораздо больше стыдно именно за то, что в храме Христа Спасителя на Пасху и Рождество не причащаются миряне, а некоторые помещения сдаются в аренду, чем за «безвкусную акцию, которую позволили себе несколько лахудр». По сути, за внешним осуждением скрывается очевидное оправдание кощунства. И это позволяет себе протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После такого, доверие к Межсоборному присутствию вряд ли будет расти.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/24/se...

Добрые импульсы, которые дает работа новых учреждений, уже хорошо восприняты и обществом, потому что ряд учреждений работают как раз на стыке церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Сегодня нам предстоит рассмотреть результаты перемен, которые были произведены в структуре церковного управления, а также целый ряд документов, которые необходимо проанализировать и принять решения, касающиеся совершенствования нашей церковной жизни». На заседании Священного Синода в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл информировал членов Священного Синода о подготовке заседания Президиума Межсоборного присутствия и Архиерейского Совещания. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил, в частности, что 29 января состоится заседание Президиума Межсоборного присутствия. Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви было принято на заседании Священного Синода, проходившем 27 июля 2009 года в Киеве. На том же заседании были утверждены состав и Президиум этого органа и определен круг вопросов, входящих в его компетенцию (журнал 55). Святейший Патриарх Кирилл также сообщил, что 2 февраля, на следующий день после празднования годовщины Патриаршей интронизации, в Москве пройдет Архиерейское Совещание. Предстоятель отметил, что намерен обратиться в связи с этим ко всему епископату Русской Православной Церкви с Патриаршим посланием. «Богу содействующу, мы сможем не только литургически отпраздновать радость нашего общения, но и поразмышлять о церковной жизни и обсудить ряд важных задач», — заключил Святейший Владыка. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир

http://pravoslavie.ru/33323.html

20 апр. 2009 г. И. возведен в сан архиепископа. Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей. С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства. С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир». 1 фев. 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита. С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии. Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2012 г. назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви. С сент. 2009 г. И. ведет еженедельную передачу «Церковь и мир» на телеканале «Вести-24». Литературно-богословская деятельность И.- автор более 700 публикаций, в т. ч. 20 монографий по патристике, догматическому богословию, литургике, истории Церкви, совр. церковно-общественной проблематике, музыковедению. Пишет на рус. и англ. языках. Книги И. переведены на англ., франц., нем., итал., греч., чешск., укр., серб., болг., македон., румын., венг., фин., польск., япон. и кит. языки.

http://pravenc.ru/text/389169.html

С 2000 года и по 2009 год возглавлял редакцию Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия» в должности ведущего редактора (в настоящее время — куратор той же редакции). Автор ряда научных публикаций, кандидат богословия. В 2005 году рукоположен во диаконы; в 2008 году — во священники; с 2005 года и по настоящее время — клирик храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках. C 2009 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви включен в состав Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года 55 и 63). Секретарь Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Библиография работ автора: 1. Статьи в журналах и сборниках Желтов  М.С. Паремии Рождества Христова//Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92. Желтов  М.С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века//Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111–126. Желтов  М.С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения//История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71. Желтов  М.С. Особенности анафор египетских литургий//Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46. Желтов  М.С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы//Богословский сборник. М., 2001. С. 184–192. Желтов  М. С. Богослужение египетского монашества//История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116. Желтов  М.С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122. Желтов  М.С. Православное чинопоследование освящения храма в истории//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.

http://bogoslov.ru/person/254049

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам со вступительным словом, посвященным целям и задачам Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. " Сегодня мы имеем возможность впервые встретиться как рабочая группа, задача которой заключается в том, чтобы подготовить Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви, относительно существования которого было выражено совершенно конкретное пожелание последнего Поместного Собора. Хотел бы вас проинформировать, что Священный Синод рассмотрел 31 марта тему Межсоборного присутствия и сформировал рабочую группу для того, чтобы создать этот очень важный орган церковного управления " , - сказал Патриарх. " Нужно сказать, что на последнем Поместном Соборе были подняты очень важные вопросы церковной жизни, в том числе касающиеся церковного управления, межрелигиозной и межхристианской деятельности, литургические вопросы. Поскольку эти темы были затронуты в пленарной дискуссии, то в таком большом собрании, как Поместный Собор, было практически невозможно не только тщательно обсудить эти темы, но даже наметить пути их решения. Именно поэтому Поместный Собор высказался за создание некоего органа, который мог бы с привлечением иерархов, духовенства, богословов, представителей православной общественности, мирян осмыслять такого рода темы и предлагать каноническим структурам церковного управления проекты решений, касающиеся разрешения этих проблем " , - отметил Предстоятель Русской Церкви. " В период от Поместного Собора до Синода 31 марта проходила работа по изучению самой возможности создания такого органа. В частности, было еще и еще раз обращено внимание на опыт создания Предсоборного присутствия в 1905 году. Как вы помните, тогда указом Святейшего Правительствующего Синода было образовано Предсоборное присутствие, которое включало в себя иерархов, богословов, мирян, сыгравшее очень важную роль в подготовке исторического по своему значению Поместного Собора 1917-1918 годов " , - продолжил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/02/sv...

В память о совершенном богослужении Святейший Патриарх посадил у стен новоосвященной часовни лиственницу. В тот же день Патриарх Кирилл посетил скит во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх посетил возрожденный верхний храм в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В беседе со схиигуменом Серафимом Предстоятель интересовался особенностями монашеской жизни в скиту, в котором действует строгий устав, близкий к Афонскому. Епископ Троицкий Панкратий ознакомил Святейшего Патриарха с ходом ремонтно-реставрационных работ во Всехсвятском скиту. Затем Патриарх Кирилл совершил молитву на месте погребения монахов, подвизавшихся в скиту и погребенных за алтарем собора. Святейший Патриарх посетил также самый дальний скит Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря — возрожденный скит во имя святого пророка Божия Илии на острове Лембос Валаамского архипелага. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали скитоначальник иеродиакон Илия (Руднев) и насельники скита. Святейший Патриарх посетил храм и совершил молитву у поклонного креста. 10 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, состоявшееся в центральной усадьбе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. В президиуме также находились: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; епископ Зарайский Меркурий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Русской Православной Церкви; епископ Нарвский Лазарь.

http://e-vestnik.ru/church/monasheskij_o...

3) В связи с исключительным характером Поместного Собора и его нерегулярностью не вполне логично требовать от него «попечения о хранении единства Русской Православной Церкви» (доп.пункт к гл. 2, ст. 5). Этого попечения можно требовать только от регулярного органа. Предлагаю заменить «имеет попечение о…» на «служит выражением единства РПЦ и имеет своей главной задачей его сохранение». 4) В контексте всеправославного сотрудничества в рамках по вопросам предоставления автокефалии и автономии (ΙΙΙ Всеправославное предсоборное совещание 1990 г., Межправославные подготовительные комиссии 2010 и 2011 гг.), предлагаемый 2 доп. пункт к гл. 2, ст. 5 необходимо дополнить выражением «в согласии с всеправославными решениями по этим вопросам». 5) Последний доп. пункт к этой же главе и статье говорит об инициировании рассмотрения значимых вопросов Межсоборным присутствием. Но нигде не видно, чтобы Поместный Собор утверждал решения, подготовленные этим присутствием. Необходимо отдельным пунктом прописать: «Поместный Собор утверждает решения, подготовленные Межсоборным присутствием по его инициативе». 6) В поправке к главе 3 ст.4 слово «ликвидация» предлагаю заменить на стилистически подходящее «упразднение». 7) Тема суда над Патриархом и его низложения явно не доработана: в поправках Архиерейский Собор лишается права суда (о низложении – вообще нигде не говорится, как будто для Патриархов бывает только почисление на покой), им наделяется Архиерейское совещание в составе Поместного Собора (не совсем понятно, чем второе более канонически весомо, чем первое), но Поместный Собор созывается тем же Архиерейским Собором «по мере необходимости». Таким образом, чтобы архиереям судить первого среди них, необходимо Архиерейским Собором под председательством Патриарха созвать Поместный Собор и в его рамках судить его Председателя. Это абсолютно абсурдно, если особо не проговорить право Синода инициировать Архиерейский Собор вопреки мнению Патриарха. Кроме того, Поместный Собор не уполномочен утверждать решение Архиерейского совещания о низложении Патриарха, но только – об его уходе на покой. Получается папистическая модель, при которой Патриарх неподсуден и не может быть низложен.

http://bogoslov.ru/article/2755223

«Я неслучайно сказал о возможной подготовке Архиерейского Собора уже через год или два, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. - Одно из предложений, выдвинутых Межсоборным присутствием и передающихся на общецерковное обсуждение, касается уточнения места Поместных и Архиерейских Соборов в системе управления Русской Православной Церкви. Так, сформулировано предложение сократить срок между очередными Архиерейскими Соборами с четырех до двух лет. Это может стать существенным шагом в развитии соборности и церковного управления. Поскольку в рамках Межсоборного присутствия и в других церковных органах теперь ведется активная работа по подготовке соборных документов, регулярные Архиерейские Соборы необходимы для подведения итогов и принятия соответствующих решений. Действуя таким образом, мы будем развивать общецерковное участие в обсуждении насущных вопросов современности, сочетая его с иерархическим принципом, согласно которому полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов». По словам отца Алексия Дарашевича, антицерковные, а, значит, и антиобщественные силы в мире будут ужесточаться. «Те, кто нас обвинял в консервативности, медлительности, самоустранении, сейчас вдруг станут нас обвинять в чрезмерном влиянии на мир, в том, что мы, Церковь, «влезаем» в их дела. Но это просто необходимо самому обществу – для укрепления его уверенности и надежности», - подчеркнул священник. Говоря о работе Межсоборного присутствия, он отметил, что весьма удовлетворен его работой и считает, что эта структура себя оправдала. «Идет очень интенсивная, интересная, важная, нужная работа. Поднимаются не какие-то отвлеченные второстепенные вопросы, а жизненно важные для Русской Православной Церкви», - заключил иерей Алексий Дарашевич. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/03/ie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010