2. Если соборы различного состава равночестны по своему каноническому статусу, то они тождественны и как органы власти церковной полноты. В связи с этим кажется странным предлагаемое комиссией Межсоборного присутствия различение «Поместного» Собора как органа «представительства», а «Архиерейского» — как органа «власти и управления» Русской Церкви. Представительство не существует само по себе, оно реализуется для осуществления властных полномочий и в противном случае не имеет смысла. Вместе с тем власть церковной полноты может быть дифференцированна. Она может быть законодательной, избирательной, судебной, контролирующей. Соответственно каждое из этих властных полномочий церковная полнота может делегировать Поместному Собору того или иного состава, закрепив за конкретным составом определенную функцию собора. 3. Указанное выше различение соборов по составу и функции может быть сделано следующим образом: а. Собор двухлетнего (как предлагается в проекте Межсоборного присутствия) цикла с законодательной и контролирующей функцией — в составе правящих и части викарных архиереев. б. Собор пятилетнего (вариант: семилетнего) цикла с законодательной и контролирующей функцией — в смешанном составе (епископов, клириков и мирян). Чрезвычайный Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов предполагал, что соборы Российской Церкви будут собираться по двум временным циклам: каждые четыре года и каждые девять лет, при этом собор девятилетнего цикла созывался бы в расширенном составе. Таким образом, каждый второй Поместный Собор должен был носить, так сказать, пленарный характер. Думается, это положение вполне может быть адаптировано к сегодняшнему дню, если, например, рядовые Поместные Соборы будут собираться каждые два года в епископском составе, а каждый второй или каждый третий Поместный Собор (что с практической точки зрения было бы, наверное, удобнее) — в смешанном составе. в. Собор судебный (высшая апелляционная инстанция, а также первая и последняя инстанция для суда над Патриархом) — в составе правящих и части викарных архиереев.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_i_sinod...

«Другой доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона был посвящен поступившим обращениям относительно перехода нескольких клириков в другие Поместные Православные Церкви, в связи с чем вышеуказанным клирикам был благословлен переход и даны соответствующие отпускные грамоты», — указал В.Р. Легойда. Важная кадровая перестановка, по словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, произошла в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства . «Заслушав рапорт ее председателя протоиерея Димитрия Смирнова с сообщением о затруднительности для него продолжать исполнять эту должность по состоянию здоровья, Священный Синод постановил освободить его от должности председателя, согласно поданному прошению, выразив благодарность за понесенные труды по созданию и организации деятельности Комиссии. Протоиерей Димитрий Смирнов был назначен почетным председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а председателем стал священник Феодор Лукьянов, клирик города Москвы», — рассказал В.Р. Легойда. Еще одно назначение  было произведено в Синодальном отделе по тюремному служению на основании рапорта председателя Отдела епископа Красногорского Иринарха . На должность заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению был назначен священник Алексий Алексеев, временно исполнявший обязанности заместителя упомянутого Отдела. «Обсудив работу Межсоборного присутствия, Священный Синод постановил : с целью укрепления взаимодействия комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству с церковным научным и образовательным сообществом назначить: председателем комиссии — ректора Коломенской духовной семинарии епископа Зарайского Константина ; секретарем комиссии — священника Михаила Желтова, клирика города Москвы. Выразить благодарность митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку , а также протоиерею Георгию Крылову за труды, понесенные на должностях председателя и секретаря упомянутой комиссии, освободив их от указанных должностей», — сказал В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/db/text/5682494.ht...

Некоторые считают, что ювенальная юстиция — это некое нововведение, и раньше ювенальной юстиции ни в России, ни СССР не было. Документ утверждает прямо противоположное. В большинстве стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой стороны действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства. Однако признание этого факта не означает, что сложившаяся система не нуждается в гражданском контроле и совершенствовании. Кстати, в дискуссиях на пленуме Межсоборного присутствия упоминалось, что в Российской империи ювенальные суды, тогда они назывались суды по делам малолетних, возникли уже в 1910-1912 годах, и Православная Церковь поддержала их создание. Что же тогда вызывает нашу тревогу? Прежде всего, тревогу Церкви вызывает неоправданное вмешательство государства и других внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и семейные конфликты. Но и здесь надо сделать оговорку: институт семьи пребывает в кризисе, зачастую такое вмешательство необходимо. Ряд известных и авторитетных пастырей, членов Межсоборного присутствия, приводил примеры того, как при окормлении детских домов подтверждается это правило: даже изъятие ребенка из семьи очень часто бывает оправданным. Вместе с тем, известны факты изъятия детей из семьи государством на основании расплывчатых и необъективных критериев, например, «недостаточный уровень материального благосостояния», «низкое развитие ребенка» или «ненадлежащее воспитание». Здесь Церковь предостерегает, что необъективные критерии, где возможен волюнтаризм органов опеки, недопустимы. Расплывчатые нормы должны быть заменены на конкретные. Субъективной интерпретации закона быть не должно. Закон должен предельно четко прописывать и критерии, и механизмы изъятия детей. Далее документ говорит о том, что передача негосударственным организациям властных полномочий в семейной сфере считается недопустимой. Только государство должно принимать решение, изымать ли ребенка из семьи и в каких случаях.

http://pravmir.ru/itogi-plenuma-mezhsobo...

Общественная деятельность не должна вносить в души православных христиан ненависть и уныние. Следует отметить, что главной целью христианской жизни является, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжание в своем сердце благодати Духа Святаго: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Комментарии ( 6): Кирилл Фролов, Москва 22 декабря 2010г. 22:09 Опубликованы проекты документов Межсоборного присутствия. Меня, как человека, вовлеченного в церковно- общественную работу, в частности, в Совет православных общественных организаций, более всего интересуют документы, касающиеся общественно- политической деятельности православных христиан , а также документ о принятии из раскола- он напрямую касается Украины. Вот эти документы:   http://www.patriarchia.ru/db/text/134317 4.html   http://www.patriarchia.ru/db/text/134315 2.html   http://www.patriarchia.ru/db/text/134316 2.html   Отличные тексты. Документ о возвращающихся из раскола – это изложение точной православной догматики, прекрасно изложенной св. Иларионом (Троицким) в таких его работах, как «Христианство или Церковь», «Христианства нет без Церкви», «Очерки по истории Догмата о Церкви». Короче, прочитать этот документ достаточно для того, чтобы убедиться, что нет в Русской Церкви никаких ересей. Я считаю, что этот документ должен быть окончательно принят без изменений. Документы об общественной и выборной деятельности православных христиан также очень хороши- они предоставляют православным мирянам максимальную свободу и возможности для осуществления общественно- политической деятельности с целью христианизации этой деятельности и деятелей, миссии в общественно- политической сфере. Более того, в исключительных случаях  допускается участие священнослужителей в выборах по партийным спискам. Это допущение очень важно и должно быть поддержано, ибо такие исключительные случаи существуют. Например, на Украине, где раскольнические «попы» прут в представительные органы власти. А людей в рясах могут опровергнуть только люди в рясах, к мирянам прислушаются меньше.

http://bogoslov.ru/article/1304188

Да, мы стараемся в том числе такими методами, о которых я сейчас сказал, помогать людям в понимании богослужения. Но на самом деле проблема ведь не столько языковая, проблема намного глубже: большинство текстов богослужения дают такие ссылки или говорят о таких вещах, которые незнакомы современному человеку. Возьмем пример замечательного канона святого Андрея Критского, который читается в первые четыре дня великого поста, и еще раз читается полным текстом на пятой неделе Великого поста. Этот канон содержит в себе множество отсылок к Ветхому завету, он очень поэтически говорит о покаянии с отсылками к ситуациям в Ветхом завете. И современный человек, который, как правило, плохо знает писание Ветхого завета, просто не понимает: на что идет ссылка, о чем говорится в этом каноне? Не потому что текст непонятен, а потому что ему плохо известен или неизвестен первоисточник. Главная проблема — именно в этом, и одним из способов разрешения ситуации является работа по просвещению людей: о чем говорится в этом вот каноне. Издаются, например, книжечки с подробным подстрочником к каждому тропарю, к каждой части этого великого канона, чтобы понять, к чему ссылается данный текст. Понятно, что когда человек стоит на богослужении, он не может одновременно слушать канон и читать этот подстрочник — нужно к этому готовиться. Чтобы понимать богослужение, нужно в первую очередь знать житие святого, о котором поется в этом богослужении, знать Ветхий завет, Новый завет. Без этого понимание богослужения будет затруднено по умолчанию. — Так может быть, есть смысл рассматривать перевод самого богослужения как просветительскую работу? — Нет. Мы это многократно и подробно обсуждали. В частности, когда рассматривались предложения Межсоборного присутствия (совещательный орган, содействующий высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений о церковной жизни — ред. ), связанные не с переводом богослужения, а именно с работой по приближению славянского текста к тем лингвистическим формам, к которым мы привыкли. Что я имею в виду? Древние богослужебные тексты нередко были переведены с греческого оригинала подстрочно, методом кальки. А в греческом языке, например, подлежащее может отстоять от сказуемого очень далеко, быть разделено несколькими подчиненными предложениями, и это осложняет понимание текста. Что можно с этим сделать: например, поменять местами слова в славянском тексте, чтобы, например, глагол был ближе к подлежащему. Так вот, когда эти рекомендации Межсоборного присутствия были опубликованы, участники открытой дискуссии, с пониманием относясь к идее корректировки стилистики славянских текстов, говорили и о том, что не хотят собственно перевода богослужения на современный русский язык.

http://radonezh.ru/2021/05/26/episkop-ze...

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы. На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии ( журнал 4 ) и наместником Новоспасского ставропигиального монастыря (журнал 9). Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. назначен на должность первого викария Патриарха Московского и всея Руси, а также назначен управляющим Центральным викариатством с освобождением от должности управляющего Юго-Восточным викариатством г. Москвы и председателем Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете г. Москвы. Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. ( журнал 114 ) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 29 октября 2019 г. ( журнал 132 )  назначен  управляющим делами Московской Патриархии. 20 ноября 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решениями Священного Синода от 26 декабря 2019 г. назначен на должность секретаря Межсоборного присутствия ( журнал 153 ), освобожден от должности секретаря Высшего общецерковного суда и членства в Высшем общецерковном суде (журнал 154). Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 122 ) назначен (по должности) председателем новоучрежденной Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. ( журнал 63 ) назначен председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 90 ) определено быть Преосвященным Омским и Таврическим, главой Омской митрополии , с освобождением от обязанностей: управляющего делами Московской Патриархии, постоянного члена Священного Синода, члена Высшего Церковного Совета; от должности: первого викария Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Центральным викариатством г. Москвы, секретаря Межсоборного присутствия, председателя Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, и наместника Новоспасского монастыря.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198761...

Опыт Предсоборного присутствия и полагается в наше время в основу деятельности Межсоборного присутствия. Почему присутствие назвали «Межсоборным»? А потому, что на Соборах невозможно принимать решения, касающиеся важных сторон церковной жизни, без всестороннего обсуждения с широким привлечением не только богословов-специалистов, но и всех заинтересованных людей, всего народа Божьего. Никакие скороспелые решения на Соборах не могут сегодня помочь реально решить те проблемы, которые существуют в церковной жизни и которых, как оказалось, очень много, — потому что все эти проблемы должны решаться исключительно на основе тщательного богословского анализа, с последующей апробацией Полнотой Церкви. Мы не ставим никаких временнЫх рамок: мы не говорим, что эта проблема должна быть решена через столько-то лет, а другая — через столько-то лет. Мы запускаем механизм соборного осмысления. Постоянно действующее соборное начало — это уникальный орган, которого никогда не существовало в Церкви. Мы не собираем время от времени Собор, а учреждаем постоянно действующий орган соборного осмысления проблем, стоящих перед Церковью и перед родом человеческим. Первые же встречи в рамках Межсоборного присутствия показали, какой огромный перечень проблем существует. Мы разделили эти проблемы на темы, на «кластеры», и в связи с этой классификацией создали 13 постоянно действующих комиссий. Должен сказать, что в течение всего этого года комиссии работали достаточно интенсивно и уже наработан большой материал. Надеемся, что часть этих документов будет уже в ближайшее время представлена в Интернете — для собирания отзывов и рекомендаций. Возможно, некоторые из этих документов будут одобрены или, по крайней мере, изучены Архиерейским Собором, который в начале февраля месяца соберется в Москве. Другой проект, имеющий важное богословское значение, который сейчас осуществляется в Русской Церкви, — это подготовка современного Катехизиса. Мы также считаем, что работа, которая ведется в этой области, должна не только осуществляться на уровне деятельности отдельных богословов или рабочих групп, но и стать предметом широкого общецерковного обсуждения. И мы рассчитываем на то, что дискуссия, которая состоится на настоящей конференции, внесет полезный вклад в те соборные процессы, о которых я сейчас только что сказал.

http://patriarchia.ru/db/text/1319634.ht...

На состоявшемся в Троицком подворье заседании Комиссии были утверждены Регламент и план работы Комиссии. Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, его члены избираются сроком на четыре года: соответственно было необходимо определить приоритетные темы для рассмотрения в 2010 году.  После активной дискуссии было принято решение в первую очередь рассмотреть положение о монастырях и монашестве (с включением вопроса критериев открытия монастырей); далее – внутренний устав монастырей, а также чрезвычайно актуальные вопросы поступления в монастырь и случаев оставления монастыря и монашества. По каждому из вопросов были назначены ответственные исполнители, которым необходимо к следующему заседанию Комиссии уже предоставить на рассмотрение материалы предварительного изучения вопроса. Второе заседание Комиссии по организации жизни монастырей и монашества планируется провести в Киево-Печерской Лавре. На следующий день, 24 февраля, в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание другой комиссии — богословской, работу которой возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии. Перед комиссией также стояли вопросы как организационного, так и содержательного характера. В составе комиссии — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, другие архипастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ, а также известные своей научно-исследовательской деятельностью миряне. В результате продолжительного обсуждения членами комиссии было принято решение рассмотреть в 2010 году все четыре темы, предложенные Президиумом Межсоборного присутствия, а именно: богословское осмысление творения мира и человека; соотношение науки и веры; отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Очевидно, что каждая из тем требует основательного изучения с участием самого широкого круга специалистов как в области собственно богословия, так и смежных наук. Для реализации такой задачи было предложено провести семинары на базе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Института философии РАН.

http://pravmir.ru/pervye-zasedaniya-komi...

12 января 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория " Крапивенский 4 " . С докладом на тему " Православие в Африке. Проблемы и перспективы " выступил кандидат богословия, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Георгий Максимов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что принятому в конце 2021 года синодальному решению о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийского Патриархата из восьми стран Африки и об образовании Патриаршего экзархата Африки логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общения с Александрийским Патриархатом после его вступления в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. Иерей Георгий Максимов призвал расценивать эти синодальные решения как восстановление канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте, ставшее ответом на просьбы клириков Александрийской Церкви, желающих оградить себя и свою паству от общения с расколом, в который вступила их иерархия. " Внимание множества людей по всему миру привлекло решение декабря 2021 года, хотя самое главное решение было принято еще два года назад в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке " , – полагает священник. " До ХХ века Александрийский Патриархат не претендовал на весь Африканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол Александрийского Патриархата занимал Патриарх Мелетий (Метаксакис). Он добавил к своему титулу слова " Патриарх всея Африки " и стал претендовать на распространение юрисдикции своей Церкви на весь Африканский континент. До этого традиционно принятой в Православии канонической территорией Александрийской Церкви считалась территория Египта, Ливии и Эфиопии. Между тем, еще до того момента как Патриарх Мелетий провозгласил притязание на все весь Африканский континент, в ряде африканских стран существовали приходы Русской Православной Церкви: в 1920 году был освящен и начал действовать храм святителя Павла исповедника в городе Бизерта (Тунис), в 1922 году – Воскресенский приход в городе Тунис и русский православный приход в Алжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в Рабате и Касабланке (Марокко), в 1914 году был открыт православный приход в Египте. Юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке – не есть нечто принципиально небывалое. Уже после Второй мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики Русской Церкви стали поминать Александрийского Патриарха. Поэтому юрисдикции Русской Церкви в Африке уже более 100 лет " , – подчеркнул отец Георгий Максимов.

http://religare.ru/2_121441.html

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010