Синодальные учреждения Священный Синод заслушал доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в комиссию и касающихся прославления Новомучеников и исповедников Российских. Постановлением Священного Синода решено включить в Собор Новомучеников и исповедников Российских ХХ века имя протоиерея Василия (Холмогорова; 1875 — 16 января 1938) и сообщить имя новопрославленного святого Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы. По итогам доклада Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, и рапортов Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, о планах работы возглавляемых ими отделов на 2011 год члены Священного Синода постановили одобрить представленные планы. Советы при Патриархе Московском и всея Руси и общецерковные учреждения Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла о первом заседании патриаршего совета по культуре и работе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. Было принято решение поддержать такие инициативы патриаршего совета по культуре, как проведение выставки-форума «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991–2011 годы», телепроект «Патриарший совет по культуре представляет», создание социальной рекламы, а также культурно-образовательный проект Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, предполагающий создание кабельной системы телевидения для мест заключения. Постановлено епархиям Русской Православной Церкви, включая епархии самоуправляемых Церквей, оказать содействие в проведении выставки-форума «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991–2011 годы», подготовив экспозиции о церковной жизни своих регионов.

http://e-vestnik.ru/church/447_sostoyalo...

Священный Синод постановил провести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви со 2 по 4 февраля 2011 года, а также в преддверии Архиерейского Собора с 28 по 30 января 2011 года провести пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил избрать епископом Якутским и Ленским протоиерея Николая Быкова, благочинного Кстовского округа Нижегородской епархии. Заслушав доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, Священный Синод избрал викарием Санкт-Петербургской митрополии с титулом Лодейнопольский архимандрита Лукиана (Куценко), наместника Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской митрополии. Заслушав рапорт архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина с прошением о назначении викарного епископа во Владивостокскую епархию, Священный Синод избрал викарием Владивостокской епархии с титулом Уссурийский игумена Иннокентия (Ерохина), секретаря епархиального совета Владивостокской епархии. Священный Синод постановил: принимая во внимание насыщенность графика визитов в епархии Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и учитывая сложившуюся традицию участия Предстоятеля Русской Православной Церкви в епископских хиротониях, оставить на усмотрение Патриарха места совершения наречений и хиротоний избранных епископов. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о критериях установления празднования епархиального Собора святых, Священный Синод включил в состав епархиального Собора святых подвижников, основным местом подвигов, либо местом погребения которых является данная епархия. Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о материалах, поступивших в Комиссию по канонизации святых, Священный Собор включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имя монахини Елены (Коробковой; 1879 — † 7 июня 1938), материалы о которой представлены Московской епархией.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

дополнительный пункт: инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного присутствия; а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами; исключить (полномочия Архиерейского Собора) б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия; исключить (полномочия Архиерейского Собора) в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела; утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления. , касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела; г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству; исключить д) канонизирует святых; исключить (полномочия Архиерейского Собора) е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; (прим.: процедура избрания — отдельный документ, разработанный Межсоборным присутствием) ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством; исключить (включено в новый пункт выше) з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. исключить (включено в новый пункт выше) Глава III, статья 1 Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви… Архиерейский Собор осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в вопросах поддержания отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными церквами и нехристианскими религиозными общинами, а также государственными властями и светским обществом.

http://bogoslov.ru/article/2603328

Таким образом, биоэтическая проблематика рассматривается Православной Церковью сквозь призму богословия личности и христианской антропологии. Базовые принципы православной биоэтики обсуждались в ряде фундаментальных работ и статей 5; 15], а также в таких значимых церковных документах, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (раздел XII, 2000 г.) «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.) Вместе с тем их обобщенное, лаконичное и восполненное выражение, на наш взгляд, способствовало бы лучшему пониманию со стороны общества и государства мировоззренческих мотиваций и позиции православных христиан при построении конструктивного диалога, а также при подготовке новых документов в рамках дискуссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Таким образом, применяя методы анализа и синтеза, постараемся тезисно сформулировать базовые принципы православной биоэтики. 1) Христианская картина мира принципиально двойственна: с одной стороны, вселенная описывается классической наукой в рамках безличных закономерностей, установленных экспериментально. Это – материальный мир. С другой – она испытывает постоянное влияние свободной воли различных разумных сущностей: Бога, святых, ангелов, в том числе и падших. Это – духовный мир. «Все сотворенное отстоит от Бога не местом, но природой», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин с. 111]. Во всей полноте сказанное относится и к двусоставной (духовно-телесной) природе человека. Мнимое противоречие вполне разрешимо в рамках гносеологического принципа дополнительности, позволяющего совместить детерминизм, индетерминизм и личностную свободу, если трактовать фундаментальную «случайность», начиная с квантового уровня, как прямое, или попустительное, действие Творца и Промыслителя. Наглядной иллюстрацией данного подхода являются слова молитвы, читаемой священником за болящего перед «хирургическим действом», где он просит Бога «управить ум и руку лекаря, да нужную хирургию совершит благополучно» с. 419-420]. Таким образом, чудо исцеления испрашивается как благоприятная возможность в соответствии с естественными закономерностями, однако при активном участии свободной воли Бога, врача, пациента и всех молящихся об успешном исходе лечения.

http://bogoslov.ru/article/5998365

С 2001 года Валерий Павлович является постоянным автором и ведущим «Православного часа» на радио «Слово», где им подготовлено уже более 700 авторских радиопередач из цикла «Современность в свете учения Слова Божия». С середины 90-х годов по настоящее время его регулярно приглашают для выступлений на радио «Радонеж», «Народном радио», радио «Голос России», радиостанции «Говорит Москва», «Русском радио», в прямом эфире программы «Колокол» Санкт-Петербургского телевидения и православных телеканалах «Союз» и «Спас», где он освещает проблемы, связанные со спасением души в современном мире, а также ведет передачи о святых Земли Русской. В.П.Филимоновым написан ряд книг, посвященных самым актуальным проблемам современности: «Но избави нас от лукавого», «Архипастыри, пастыри и монашествующие Русской Православной Церкви о глобализации и цифровом кодировании людей», «Святое Православие и тайна беззакония – XXI век», «Человек должен оставаться человеком», «Исполнение пророчеств», «Греция против!» и «Шаги Апокалипсиса». В рамках культурно-просветительских чтений Валерий Павлович регулярно выступает с лекциями в Александровском Императорском лицее Санкт-Петербурга. Постоянный автор информационно-аналитического портала «Русская народная линия» и ряда других известных интернет-ресурсов. С 2004 года Валерий Павлович регулярно принимает участие в работе Международных Рождественских чтений. В июне 2008 года, по приглашению председателя ОВЦС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, выступал на Предсоборном Совещании в Свято-Даниловом монастыре с докладом, основные положения которого были использованы при подготовке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 года. В 2010-2013 годах Валерий Павлович Филимонов в качестве эксперта принимал участие в заседаниях Комиссии по взаимодействию Церкви, государства и общества Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви при подготовке документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных», принятого Архиерейским Собором 2013 года.

http://ruskline.ru/author/f/filimonov_va...

По милости Божией, в 2001 году мне довелось встречаться и беседовать по поводу цифровой идентификации личности и попыток внедрения электронных «документов» с Предстоятелем Элладской Православной Церкви Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом во время его визита в Петербург, а в 2002-2004 годах удалось совершить несколько поездок на Украину, где я обсуждал эти проблемы с Владыками - Белоцерковским и Богуславским Серафимом, Почаевским Владимиром и Одесским и Измаильским Агафангелом. В июне 2008 года, по приглашению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, я выступал на Предсоборном Совещании в Свято-Даниловом монастыре с пленарным докладом по проблемам глобализации и электронной идентификации личности, основные положения которого вошли в Документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 года. В 2010-2013 годах я участвовал в качестве эксперта в заседаниях Комиссии по взаимодействию Церкви, государства и общества Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви и принимал непосредственное участие в подготовке Документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных», принятого Архиерейским Собором 2013 года. За 2003-2018 годы мною был написан ряд книг, посвященных самым актуальным проблемам современности: «Но избави нас от лукавого», «Архипастыри, пастыри и монашествующие Русской Православной Церкви о глобализации и цифровом кодировании людей», «Святое Православие и тайна беззакония - XXI век», «Человек должен оставаться человеком», «Исполнение пророчеств», «Греция против!», «Шаги Апокалипсиса» и «На краю цифровой бездны». Проблемы, которые мы сегодня рассматриваем, имеют, прежде всего, значение духовное и непосредственно касаются спасения человеческой души. Правильную оценку процессам глобализации, внедрению новых систем идентификации граждан и так называемых «электронных документов» можно дать только в свете учения Слова Божия и в контексте построения глобальной системы тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом в целом, а также сопутствующих этому строительству явлений нравственного разложения человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

«За этот год, кажется, все мы еще лучше осознали необходимость информационной работы и теперь продолжим ее уже в штатном режиме», — отметила главный редактор «Монастырского вестника». Далее Екатерина Орлова напомнила, что портал продолжает работу над наполнением электронной базы данных монастырей Русской Православной Церкви, в которой в настоящее время созданы страницы 33 ставропигиальных монастырей и 532 монастырей 159 епархий 60 митрополий, и попросила монастыри проверять и при необходимости обновлять свои страницы в базе «Монастырского вестника». Затем напомнила о предстоящих в 2021 году событиях церковной жизни, в которых планируется участие представителей монастырей, и предложила следить за публикуемыми на сайте анонсами этих событий. Предваряя обсуждение тем проекта документа профильной комиссии Межсоборного присутствия «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», Екатерина Орлова рассказала, что именно монашество в последние годы явило народу Украины пример непоколебимого желания сохранения чистоты православной веры и единства Русской Православной Церкви, о чем свидетельствовал тот факт, что ни один из монастырей Украинской Православной Церкви не перешел во вновь созданную раскольничью структуру «Православной церкви Украины». Примеру Священноначалия и монастырей следовали и церковные люди, нередко узнававшие об истинном положении Церкви в своей стране из социальных сетей, так как официальные средства массовой информации лишили их такой возможности. Далее редактор «Монастырского вестника» перечислила ставропигиальные монастыри, чьи страницы в соцсетях имеют наибольшее число подписчиков, и предложила тем, кто занимается информационной деятельностью в монастырях, посещать страницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивевского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, чтобы перенимать опыт качественной работы.

http://radonezh.ru/2021/04/21/otvetstven...

— «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» — «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» — «Временное положение о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта и их семей» — «Об упорядочении практики совершения Таинств, уставного богослужения и иных священнодействий» — «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» — «О научном переиздании Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде» — «Условия участия в Таинствах. Практическая подготовка к Причащению» — «Роль мирян в социальном служении Церкви» — «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» — «О ситуации, сложившейся в связи со сверхвысоким потреблением алкоголя в странах, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви» — «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов» — «О мерах по преодолению последствий церковного разделения XVII века» — «Церковь и политические партии» — «Взаимодействие Церкви и мира науки» — «Проблемы, связанные с идентификацией личности и сбором персональных данных» — «Участие Русской Православной Церкви в межхристианском диалоге» — «Отношение Церкви к богохульству в СМИ» А также ряд других документов. Кроме того, сегодня обсуждаются обновлённые составы комиссий Присутствия. Напомню, что Межсоборное присутствие состоит из 13 комиссий: — по вопросам богословия — по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви — по вопросам церковного права — по вопросам богослужения и церковного искусства — по вопросам приходской жизни и приходской практики — по вопросам организации церковной миссии — по вопросам организации жизни монастырей и монашества — по вопросам духовного образования и религиозного просвещения — по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности — по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества — по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления

http://pravmir.ru/sobornaya-interaktivno...

По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды, «за время пребывания мощей святителя Николая в России святыне смогли поклониться почти два с половиной миллиона верующих из России, Украины, Беларуси, Молдовы, стран ближнего и дальнего зарубежья». «Священный Синод вознес молитвенное благодарение Господу за великую милость, явленную в принесении мощей святителя Николая в Россию и выразил надежду на то, что их пребывание в нашей стране будет способствовать духовному укреплению паствы Русской Православной Церкви и дальнейшему возрождению веры на всем пространстве, входящем в ее каноническую ответственность», — добавил он. Святейший Патриарх Кирилл проинформировал членов Священного Синода о совершенных им в мае, июне и июле визитах в Касимовскую, Вятскую, Тверскую, Новгородскую и Санкт-Петербургскую епархии, а также о посещении им Киргизской Республики. В рамках заседания Предстоятель Русской Православной Церкви также выступил с сообщениями о работе Высшего Церковного Совета в первом полугодии 2017 года, о работе Межсоборного Присутствия и о завершении VII премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как отметил В.Р. Легойда, в ходе заседания Священного Синода его членами были рассмотрены и утверждены документы о порядке признания Русской Православной Церковью эквивалентности светских дипломов кандидата или доктора теологии дипломам кандидата богословия или доктора богословия соответственно, а также нормативные документы, касающиеся подготовки регентов церковных хоров. «Священный Синод освободил епископа Богородского Антония, руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата, выразив ему благодарность за понесенные труды. Синод также постановил епископу Антонию иметь титул " Звенигородский " », — сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Управляющим приходами Московского Патриархата в Италии с титулом «Богородский» Священный Синод назначил епископа Скопинского и Шацкого Матфея, с освобождением его от управления Скопинской епархией. В свою очередь, епископам Скопинским и Шацким избран игумен Феодорит (Тихонов), клирик Скопинской епархии», — добавил он.

http://sinfo-mp.ru/v-sankt-peterburge-za...

в. Собор судебный (высшая апелляционная инстанция, а также первая и последняя инстанция для суда над Патриархом) – в составе правящих и части викарных архиереев. г. Избирательный собор (для выборов Московского Патриарха) – в смешанном составе (епископов, клириков и мирян) с особым представительством духовенства и мирян Московской епархии. Относительно последнего пункта напомним, что чрезвычайный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. проектировал особое представительство столичного града на избирательном соборе в силу того, что Московский Патриарх является правящим архиереем Московской епархии и поэтому ее духовенство и паства должны иметь возможность выразить свое мнение в преимущественном порядке. Согласно определению Собора от 13 августа 1918 г., Москва должна была посылать на избирательный собор делегацию равную по числу представителей десяти делегациям других епархий. Думается, сейчас есть возможность поставить вопрос о возвращении данного принципа в нормативные акты и в практику Русской Православной Церкви. 4. Сохранить собор смешанного состава в виде собора пяти(семи-)летнего цикла и в виде избирательного собора представляется чрезвычайно важным хотя бы в силу следующих причин: а. В современной практике Русской Православной Церкви пока отсутствуют иные механизмы актуализации соборного голоса народа Божия и его представительства как на приходском, так и на епархиальном, а тем более – на общецерковном уровне. б. Необходимость представительства клира и мирян на смешанном соборе вместе с правящим архиереем диктуется также обширностью епархий Русской Православной Церкви и удаленностью правящего епископа от большинства приходов. Это, к сожалению, не дает достаточных оснований считать, что правящий преосвященный уже сейчас в полной мере является представителем своего духовенства и своей паствы и выразителем ее чаяний. Проблема сугубой удаленности епископа от большинства приходов является хронической проблемой Русской Церкви. Если когда-то в будущем типичная наша епархия будет совпадать в своих размерах с двумя–тремя (а где-то и с одним) районом, если епископ будет появляться в приходе не один раз в год или в два, если он будет действительно знать нужды и болезни своих прихожан, а они будут знать его, мы с полной уверенностью сможем сказать, что он является их представителем не только юридически, согласно букве канонов, но и фактически. Тогда, может быть, вопрос о смешанном представительстве на Поместных соборах потеряет свою актуальность. Сегодня же до этого еще далеко.

http://religare.ru/2_85065.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010