Кого Библия называет «священником по чину Мелхиседекову»? иеромонах Иов (Гумеров) Эти слова взяты из 109-го псалма. Псалом этот – мессианский, т. е. содержит пророчество об Иисусе ХристеМессии (евр. Машиах). В начале Бог Отец обращается Богу Сыну: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Это подтверждается еврейским текстом. Употреблены два имени Божия: в первом случае тетраграмма (Господь), во втором – Адонай (Господеви): То, что речь идет о Сыне, видно из дальнейших стихов: С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя(3). Понять, как Бог говорит Богу, можно только приняв учение о Пресвятой Троице. Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову (4). Мелхиседек, как иерей (священник), является ветхозаветным прооброзом Первосвященника Христа. Как Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победою, так Иисус Христос на Тайной вечере причастил апостолов под видом хлеба и вина. Мелхиседек, по умолчанию книги Бытия, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр. 7:3 . Так и Иисус Христос не имеет по Божеству ни начала дней, ни конца жизни. Священство Его вечно. Как правильно раскрыть смысл изречения: «Мне отмщение, и Аз воздам»? иеромонах Иов (Гумеров) Смысл этих слов становится ясным из текста, когда мы прочтем стих полностью: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь( Рим. 12:19 . Св. апостол Павел, по-видимому, ссылается на Второзаконие: У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них ( Втор. 32:35 . Как с точки зрения православного богословия оценивать описание ада у Данте? иеромонах Иов (Гумеров) Комедия Данте, по выражению академика Александра Веселовского, – «поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания». Одновременно это – литературный шедевр, для характеристики которого одних мировоззренческих оценок недостаточно, ибо он имеет общечеловеческую эстетическую и этическую значимость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? ( Иак.2:5 ). Действительно, хотя среди первых христиан и встречались люди богатые (см.: Мф.27:57 ; Рим.16:23 ), в своем подавляющим большинстве верующие во Иисуса Христа были малообеспеченными людьми. И здесь, слова апостола Иакова: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою , перекликаются с наставлением апостола Павла: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1Кор.1:26–28 ). О богатых сказано в Евангелии: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ( Мф.19:24 ). С другой стороны, можно ли спокойно наслаждаться богатством видя, как собратья по вере в Обнищавшего нас ради (см.: 2Кор.8:9 ) страдают в тисках социальной несправедливости? когда одни люди – бедные – должны в поте лица обеспечивать своим трудом сверхприбыль для других – богатых? А ведь в настоящее время господства транснациональных корпораций не только отдельно взятые мужчины и женщины батрачат на благо шести процентов населения земного шара, но и целые страны вынуждены в ущерб интересам национального предпринимательства работать на транскапитал. При таком соотношении материальных сил и заведомо несправедливом распределении капиталов и ресурсов говорить о справедливой конкуренции достаточно наивно. Транснациональные корпорации уже захватили власть над планетой и рычаги их господства в современном мире – это разные ипостаси пресловутой глобализации, такие как «международный суд», «международный банк» и «международное правительство», ожидающие прихода своего «машиаха» 35 . А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? ( Иак.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Произнес ли Иисус Христос опознавательно непроизносимое имя? Некоторые указания на это можно найти в Евангелии и в апокрифической литературе. Вся земная жизнь Иисуса происходила вполне в рамках иудейской традиции того времени. В Гефсиманском саду Иисус, зная все, что с Ним будет ( Ин. 18:1–8 ), т.е. когда настал час открыть Себя и совершить все, что было написано о Мессии, спрашивает пришедших с Иудой воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, ведавших предания старцев: кого ищете? Ему отвечают, что Иисуса Назорея. Тогда Иисус говорит им: Это Я, или по-еврейски (ANI HU). После этого пришедшие отступили назад и пали на землю. Почему? Что повергло их в ужас? Не то ли, что служители первосвященников прекрасно знали о запрете раввинов использовать фразу ANI HU? Это выражение вполне соотносилось с неизреченным именем ! Результат – связанного Иисуса ведут к первосвященникам. Иисус на суде синедриона. Согласно Талмуду, богохульство только тогда может быть достаточным для вынесения смертного приговора, если будет произнесено вслух неизреченное имя Божие. При остальных видах богохульства наказания меньшие, без смертной казни. Если кто-то обвиняется в достойном смерти богохульстве, то свидетели должны разодрать на себе одежды. Каиафа спрашивает подсудимого Иисуса: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос [Машиах, Мессия], Сын Божий ( Мф. 26. 63 )? Иисус на это отвечает: Я [ANI HU]; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мк. 14:61–62 )! Иисус вполне удостоверил Свое Мессианское достоинство и вновь произнес запрещенное: ANI HU! Тогда Первосвященник сам разрывает на себе одежды, ибо он свидетель того, что Иисус произнес непроизносимое , и восклицает: на что еще нам свидетелей? Одежды свидетеля разорваны, казнь определена. 20 Произнеся ANI HU, а может и само имя, Иисус сделал то, что и следовало сделать, согласно иудейской традиции, но... пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 )! Современная библейская наука, христианская в особенности, склонна считать, что имя Божие сначала произносилось всеми израильтянами и лишь после вавилонского пленения законнический крен вернувшихся иудеев привел к запрету произношения священного тетраграмматона, оставив это право только за первосвященником, входящим во Святая Святых в день очищения (йом киппур). В таком случае к этому времени относится и происхождение верования, что Мессия должен будет произнести это имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Судьёй () здесь назван царь. Это обычное название царей Йенуды ( Ис.16:5 ) и царей других ближневосточных государств ( Пс.2:10, 148:11 ). А в предмонархическую эпоху судьями в Исраэле называли вождей, харизматических правителей (см. книгу Шофтим). Собственно, «судить» в приложении к монарху или вождю значит «править» (ср. 3Цар.3:9 ; 4Цар.15:5 ). Древняя церковная экзегеза усмотрела в этих словах мессианский смысл – увидела в них предсказание об издевательствах римских воинов над Йешуа на-Машиахом. «Разумеется Господь наш, истинный Пастырь Израилев, который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение» 232 . «Римляне били по главе тростью Судию Израилева» 233 . Завершим комментарий к этому отрывку небольшой цитатой из Донателлы Скайолы: «Главный замысел этой перикопы, как кажется – связать прошлое и будущее. Настоящее описывается как тяжёлое, несчастное время, время бесчестия и плена, которое, однако, открыто к некоей надежде» 234 . Надежда эта – мессианская, и о ней говорит следующая перикопа книги Михи. Мессианская надежда. Мих.5:1–5 235 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир. Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Бесспорно, эта перикопа, тематически перекликающаяся с пророчествами Йешайяну об Иммануэле ( Ис.7:14, 9:5–6 236 , 11:1–9), имеет мессианское значение. Предвозвещается рождение в Бэйт-Лэхэме, на родине Давида, чудесного царя-избавителя ( Мих.5:1 ), который установит мир и безопасность до краёв земли ( Мих.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Сами слухи были опасны для Ирода. Но почему же и весь Иерусалим вместе с ним встревожился? Потому что люди привыкли жить без Бога. Они привыкли в субботу ходить в храм на молитву, они привыкли давать десятину от своих дел, они привыкли к своему греховному образу жизни. И все их молитвы, и все их десятины - это были попытки откупиться от Божьего гнева, справедливо на них движимого. И вдруг они услышали о том, что приблизились времена Машиаха. Хотя именно Иаков - древний патриарх в Торе в Пятикнижии Моисея предсказал, что это произойдет тогда, когда над вами будет царь, который не еврей. Что делает Ирод? Собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу. Он собирает всех книжников народных, он собирает всех первосвященников, в общем-то, людей разных, и он у них спрашивает, где должно родиться Христу? Он знал, что евреи ожидают Машиаха, но он не знал, что речь о Машиахе будет происходить прямо в его дни, во дни его правления, и будут говорить, будут спрашивать какие-то иноземцы, пришедшие из Вавилона, где родился царь иудейский. Они, эти книжники народные, первосвященники сказали ему: в Вифлееме иудейском. Ирод спрашивает: «Где должно родиться Христу?». И они правильно, по Писанию, эти первосвященники и народные книжники отвечают:  « В Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Теперь Ирод знает тайну, теперь он знает, где должен родиться Мессия (Машиах) – истинный, законный царь Израиля. И мы читаем далее: « Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» . Какое же время он выведал? Это время - два года. Вы, наверное, помните, что далее говориться о том, что Ирод повелит избить всех младенцев от двух лет и ниже. Два года добирались из Вавилона волхвы до Иерусалима, и вот это было то время, которое выведал Ирод. Но это не значит, что Христос родился за два года до этих событий, нет.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Так в Ветхом Завете описана смерть Мессии. Всё это в точности исполнилось на Иисусе Христе, как свидетельствуют о том очевидцы, составившие писания Нового Завета. Раз Сам Бог за столетия до Своего воплощения через Своих истинных пророков предвозвещал об этом, причём не раз и не два, но десятки раз и в мельчайших деталях – то как можем мы не доверять Богу, когда Он через сбывшиеся пророчества даёт нам ясное знамение? Наконец, третья причина – это здравый смысл. Только христианство может объяснить личность Иисуса Христа, в том числе даже то, что говорится о Нём в Коране. Например, имя Иисус (Иешуа, Иса) в переводе означает «Спаситель». Почему именно такое имя дано Ему? Исходя из исламских представлений, на этот вопрос нет ответа, а христианство отвечает: он называется Спасителем, потому что Своею жертвою спас человека о греха и воссоединил с Богом. О смысле имени Его прямо говорит Ангел, явившийся Иосифу, обручнику Марии: [Мария] родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). Далее, слово Христос (Машиах, Масих) означает «Помазанник». Какой смысл оно имеет применительно к Иисусу? Ислам никак этого не объясняет, а в христианстве ответ есть: это слово отражает Его служение после Воплощения. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей возводили на служение через помазание освящённым маслом, и они назывались помазанниками. Так, например, когда пророк Самуил увидел юного Давида, ему сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар.16:12–13 ). То, что Иисуса казнили как Царя Иудейского, и это официально написал в обвинительной табличке представитель римской власти в Иудее, мы уже упоминали. Но христиане почитают Его как Царя помазанника над всем миром, как вечного Главу Царства Небесного, куда призваны все люди, но достигают лишь те, кто откликнулся на призыв и потрудился войти в него. В исламе же нет совершенно никакого понятия царственности Христа, и название «Масих» становится совершенно бессмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

8, 9) страдают в тисках социальной несправедливости? когда одни люди — бедные — должны в поте лица обеспечивать своим трудом сверхприбыль для других — богатых?А ведь в настоящее время господства транснациональных корпораций не только отдельно взятые мужчины и женщины батрачат на благо шести процентов населения земного шара, но и целые страны вынуждены в ущерб интересам национального предпринимательства работать на транскапитал. При таком соотношении материальных сил и заведомо несправедливом распределении капиталов и ресурсов говорить о справедливой конкуренции достаточно наивно. Транснациональные корпорации уже захватили власть над планетой и рычаги их господства в современном мире — это разные ипостаси пресловутой глобализации, такие как " международный суд " , " международный банк " и " международное правительство " , ожидающие прихода своего " машиаха " [ 4 ].А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? (Иак. 2, 6).Первая часть стиха: А вы презрели бедного — относится прежде всего к неприятию Христа еврейским народом, который в пришествии Мессии ожидал для себя прежде всего преимуществ в земной материальной жизни. Но услышав в проповеди Господа нашего призыв к самоотречению, они ощутили в ней угрозу самому своему существованию. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Соборное послание апостола Иакова. М., 2000. Т. 2. С. 545. Там же. С. 546. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). Мессии. Беседа четвертая Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1).Человек, который лицеприятен (смотрит на внешнее), — таковой грешит не только против другого, но и против себя самого. Блаженный Феофилакт поясняет: ...потому что обхождение с подобным препосылается и самому делающему [ 1 ]. Мера того, как мы относимся к другим, есть мера того, как Бог отнесется к нам.Сам Господь, смотрит прежде всего на сердце человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

Ведь проблема иудеев заключалась в том, что они ожидали чувственных благ в чувственном царстве Машиаха (Миссии). Они были и остаются уверенными в том, что Миссия освободит их от их врагов и поставит их царями и священниками над всеми гойм (народами мира) и ам ха гаарец (людьми земли). Но истинный Миссия (Христос) пришел ко всем народам и племенам, населяющим нашу планету. И это был вызов их (еврейскому) религиозному и националистическому эгоизму. Они не смогли преодолеть местечковое, общинно-родовое и племенное самосознание и, таким образом, сами отреклись от миссии стать народом-светочем для всего человечества. Сказано: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» ( Лк.11:52 ). Племенной эгоизм – пережиток первобытно-общинных времен. Утонув в тисках собственного эгоизма, иудеям оказалось невозможным исполнить свое предназначение, и они утонули в гедонизме и нигилизме. Но и сами апостолы, как мы видим, в своей среде сохранили эту узколобую племенную теорию, продолжали верить в чувственные преимущества своего биологического вида. Сыновья Зеведеевы хотели получить свои министерские портфели (должности) в грядущем… Ведь намечался триумфальный акт вхождения Иисуса из Назарета в Иерусалим. И далее мы читаем: Мф.20:22 . «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Христос отвечает не матери сыновей Зеведеевых, но им самим, из чего и видно, что мать пришла по их просьбе, но не наоборот. Златоуст, пишет: « Как же, скажешь ты, евангелист говорит, что приступила мать? И то, и другое справедливо. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа. А что сказанное мною справедливо, т. е., что эта просьба больше принадлежала им, и что они от стыда взяли с собою мать, – это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово ». И Блаженный Иероним пишет: « Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иаков сподобился созерцания небесной лестницы, «удостоился дивного видения», лестницы, которая соединяет небо с землей, потому что проявил смирение. Итак, мы видим, что отцы по-разному оценивают поведение Иакова: целая группа отцов настаивает, что это была закладка камня. Причем Иаков, на что обращают внимание отцы, потом возлил и освящающий елей на этот камень. Что значит: возлить елей на камень? Это значит – камень помазанный. А что такое «помазанный», «помазанник»? Это слово «Христос»! Слово «Христос», на иврите «Машиах», означает «помазанник», «тот, который помазан»! «Иаков – образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: «всякому мужу глава Христос» ( 1Кор. 11, 3 ). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень. Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает помазанник» 318 . В наше время – это место к востоку от современного центра Иерусалима, находящееся в так называемом «Старом Городе». На горе Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный дворец из бирюзы. Это мечеть халифа Омара или «Купол скалы» в Иерусалиме. Когда-то там был Первый храм – храм Соломона. Потом был Второй храм, который был отстроен Иродом Великим, и в этом храме Дева Мария отроковицей была возведена первосвященником по ступеням во Святая Святых, и там Сын Божий проповедовал будучи 12 отроком. «И взял один из камней того места» – он мог взять любой! Он взял единственный камень! Отцы настаивают, что это – Христос. Этот камень – символ Христа. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем» ( Быт. 28:11 ) – основанием! Что значит: «лег на том месте» ( Быт. 28:11 )? Да, лег, но это тоже было символическое действие! Он на этот камень что положил, ноги? Нет, голову! Это теперь означает, что все его помышления будут об этом святом месте! Читаем: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но даже проведенного насилия над текстом Блаватской недостаточно. Эти слова, утверждает она, “переведенные в эзотерическом смысле”, означают — “пока вы не найдете Христоса в себе, как ваш единственный путь”. Итак, Христос от века находится в глубинах души наподобие полезного ископаемого. Копни поглубже, помедитируй повнимательнее — и ты заметишь, что в тебе давным-давно лежит уже готовенькое божество. Именно пути-то и не надо. Нет такой внешней цели, внешнего Бытия, к которому мог бы привести тебя путь. Все — в тебе. Но апостол Павел из послания в послание повторяет: “Никто не может быть спасен сам собою”. Наконец, стоит обратиться ко второму месту ап. Павла, где у него есть корень “hrest”. Это Римл. 16,17: “Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных”. Красноречие — это hrestologia. Буквальная этимология здесь действительно такая. Но, давайте попробуем “эзотерически” прочитать это место. Пусть hrestologia означает “слово о хрестосе”. Тогда это место становится прямой полемикой ап. Павла с Блаватской, и апостол предупреждает против тех, кто гностически понимает Христа как “хрестоса” и прельщает рассуждениями о мистериальной “чистоте” и полной “очищенности”. Попытка Блаватской сыграть на игре слов hrestos — hristos изначально безосновательна по той причине, что в еврейском языке этой игры слов нет. На языке Библии “помазанник” (машиах; в греческой транскрипции мессия) — это первоначально человек, сугубо благословленный Богом, затем же — это уже собственно эсхатологический Избавитель. Это — не имя. Это — именно служение . И формула “Иисус есть Христос” (Деян. 18,5) — это исповедание веры. Эту формулу ап. Павел свидетельствовал иудеям — а те “противились и злословили” (Деян. 18,6) — именно потому, что к иудеям Павел обращался явно не по-гречески и для игры слов не оставалось места. Наконец, Павел расстался с ними — “отрясши одежды свои, сказал к ним; кровь ваша на главах ваших, я чист; отныне иду к язычникам”. И вновь мы не видим (в греческом тексте), чтобы Павел выразил мысль “я чист” словами “я хрестос”. Нет — katharos ego.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010