В нашей современной жизни вопрос единого крещения вновь стал актуальным, так как многие люди, родившиеся в годы советской власти, просто не знают, были ли они крещены в детстве. Если человек хочет быть полноценным членом Церкви, но не уверен, крещен он или нет, то об этом необходимо сказать священнику, так как существует специальный чин Крещения с оговоркой: Аще не крещен, крещается. Об одиннадцатом члене Символа веры На протяжении веков люди пытались разгадать тайну смерти: есть ли загробная жизнь? куда уходит душа после смерти? как к этому подготовиться?.. Христианство отвечает на эти вопросы так: смерть не является концом жизни человеческой души, ибо она бессмертна. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения. Для того и умер Христос, чтобы победить смерть. Смерть побеждена Христом, поэтому все воскреснут. Апостол Павел пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор. 15, 12–14, 20 ) 42 . Всеобщее воскресение наступит, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной славе. Воскресение – это основа, тот стержень, на котором держится христианство , и в то же время – это камень преткновения для многих, ибо еще со времен апостольской проповеди людям сложнее всего было принять и понять именно учение о воскресении. О двенадцатом члене Символа веры Двенадцатый член продолжает тему одиннадцатого. Жизнь будущего века, о которой здесь говорится, наступит после всеобщего воскресения и суда. 37 Термин «ипостась» означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность». 38 Еврейское слово «машиах» с тем же значением в греческой транскрипции звучит как «Мессия». В Евангелии это слово также встречается. 39 В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея содержится подробное описание Второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ими уже почти не пользуются для чтения, почти все они хранятся в музеях. Зато копии со старинных иллюстраций часто помещают в новых изданиях Пасхальной Агады. Первая чаша На Пасху пьют четыре чаши вина. Каждая чаша имеет свое особое название. Первая чаша называется Кадеш или чаша Освящения. Вторая чаша — Казней. Третья чаша — чаша Искупления, и четвертая — чаша Галлель или чаша Хвалы. Когда мы пьем первую чашу, чашу Освящения, мы посвящаем наше служение Господу и молимся о благословении всех присутствующих. Обычай наполнять пять бокалов основан на отрывке из Торы, который упоминает о пяти ступенях освобождения из египетского рабства (Исх. 6:6):«И выведу вас из Египта» — Первый Бокал — за физический Исход. «И избавлю вас от служения им» — Второй Бокал — за духовный Исход. Его выпивают после рассказа об Исходе. «И спасу вас мышцею простертою и судами великими» — Третий Бокал — за спасение от преследования. Выпивают после «Благословения после трапезы».«И Я приму вас к Себе в народ» — Четвертый Бокал, который мы пьем после «Галлель», — в память о даровании Торы, как ключевого события, в котором заключен смысл Исхода. Таковы четыре обязательных бокала. Однако в следующем стихе в Торе говорится: «И Я введу вас в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову». Поколение, вышедшее из Египта, не дожило до этого, оно умерло в пустыне, и в землю Израиля вошли только их сыновья. Что касается нас, то все мы, евреи, находящиеся в Израиле или в диаспоре, тоже ждем освобождения, то есть прихода Машиаха и установления Его царства, восстановления Храма и соответствующей духовной жизни. Мы не знаем, произойдет ли это при жизни нашего поколения или нет, но мы должны постоянно надеяться и ждать этого прихода и стараться сделать все, чтобы его приблизить. И мы наливаем, хотя и не пьем, Пятый Бокал — один на всех, и называем его «Кос шэль Элия» (Бокал пророка Илии), так как этот пророк призван был возвестить о приходе Мессии. На последней вечере перед распятием Иисус Мессия поднял первую чашу, сказав:«Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божье» (Лк. 22:17–18). ХЛЕБ ПЕЧАЛИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев… По принятии же проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в Святом Евангелии: Илия “приидет и устроит вся” (ср.: Мф.17:11 )» (блаженный Феодорит). Амвросиаст пишет: «ослеплением поражены иудеи только на время, и из них только те, которые, ревнуя о законе, не увидели, что обетованные Богом блага пришли во Иисусе Христе Господе и возвещаются. Так они ослепились неразумною ревностию… Таким преткновением они ослеплены отчасти, чтоб помучились за неверие свое, видя, как язычники с радостию пользуются их неверием и вступают в наследие обетования Авраамова. Когда же внидет полное число язычников, тогда спадет ослепление с очей ума их, и они возмогут уверовать, и уверуют. Дух отступления, наводящий на них слепоту, отступит от сердца их и возвратит свободу доброму произволению их. Неверие их не от зловолия, а от заблуждения: исправятся и спасутся» 2 ( Феофан Затворник , XIX век). Но почему евреи прежде примут антихриста? А потому, что они до сих пор ждут пришествия Христова. Они говорят о нашем Христе: «это не Христос, это лжепророк, настоящий еще придет». А Иисус Христос говорил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.5:43 ). Они ожидают своего «мессию», своего «машиаха», и это будет как раз сын дьявола антихрист. Антихрист выйдет из колена Данова, он будет зачат от проститутки, страшной блудницы, иногда она называется в Писании «вавилонской блудницей», хотя вавилонской блудницей называется еще и вся лукавая система вещей, которая будет господствовать в мире. Зачатие будет совсем не непорочное, оно будет очень даже порочное. Дьявол примет образ козла в пустыне, и будет акт скотоложства. Бесовский козел, который страшно распалится похотью с этой проституткой из колена Данова… Это будет очень порочное соитие. Святые Отцы по-разному описывают противоестественное зачатие антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Добро и зло, зло и добро в своем исконном противоборстве – и есть ли этому конец? И есть ли в этом смысл? Пророк зрит конечные судьбы народа Божия и нечестивого дома. О народе Божием пророк поет: Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Под помазанным – (машиах), τος χριστος в этом тексте оправдано понимать не столько царя, как весь народ Божий. Так, к народу Израильско­му относится слово «помазанник» в Пс. 88, 39. 52 , а также в Пс. 83, 10 . Бог помазал народ Свой среди всех народов. Это не исключает олицетворение народа Божия в своем царе-помазаннике. Пророк Аввакум изображает шествие Божие – это Бог выступает для спасения народа Своего, для спасения помазанного Своего. Так было во дни Моисея, так было во дни Иисуса Навина. Кончилось рабство в Египте, народ вошел в землю, обетованную отцам его. Наступило время правды Божией и исполнения Его слов. Это же провидит Аввакум и для иудеев, разоренных и полоненных халдеями. Под водительством Зоро вавеля, при Кире Персидском, иудеи вернутся в пределы своей земли. И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священни­ки и левиты, всякий в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Ягве, который в Иерусалиме 652 . Тогда сбылись пророче­ские слова песни Аввакумовой. Так было и так будет всегда. Господь выступает для спасения народа Свое­го. В благодатные времена евангельской проповеди эти слова относятся уже не столько к избавлению христиан от внешних бедствий, хотя и это имеет место, сколько к спасению верных Божиих, крещенных во имя Христа, от греха и по­рока. Происходит внутреннее избавление и шествие Божие в сердцах и душах христиан, то есть помазанников Божиих. Духом Святым во Христе оправды­вается человек, бывший некогда чадом гнева Божия, а теперь – Его благоволе­ния. Когда Бог шествует в душе, тогда помазанник (=христианин) становится праведником. И оправдана Премудрость чадами ее 653 . Когда душа оправдывается Божьим прощением через Ходатая Иисуса Христа, тогда исче­зают мучающие душу вопросы о внешней справедливости и несправедливос­ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

При. Ефрем раскрывает и смысл слов Моисея, что имеющий быть воздвигнутым Пророк будет, как и он: пророка... как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой. Только через Моисея был дан Завет и закон, он – ходатай и посредник Ветхого Завета. Никакой другой пророк ничего подобного не делал. Вновь это произошло уже через Христа. Христос дает Новый Завет людям и новый закон – благую евангельскую весть. Христос – Посредник и Ходатай Нового Завета. Так что кроме Христа не было Пророка такого, как Моисей. О том, что Христос подобен Моисею именно в посредничестве при заключении Завета, но при этом Моисей – лишь образ и подобие Христа, говорит св. Кирилл Александрийский : «И сам Моисей в своих делах видел образ и подобие посредничества Христова, когда говорил сынам Израилевым: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве в день собрания ( Втор. 18:15–16 ). Таким образом то, что совершено через Моисея, и сила его посредничества было образом и подобием; но гораздо неизреченнее способ посредничества во Христе. Ибо тот был служителем закона и тени и передавателем вышнего детоводительства, а Христос, как Владыка закона и пророков, законополагает угодное Ему и стал посредником в силу того, что в Нем божество и человечество сближаются и как бы сходятся в одно, т.к. во Христе мыслится вместе то и другое» с. 175, О поклонении и служении в духе и истине, кн. 2]. Христианин говорит, что верит в Бога и Сына Его Господа Иисуса Христа. Подобное было и в Ветхом Завете. После того, как Ягве Бог провел израильтян через Чермное море, а египтян погубил, убоялся народ Ягве, и поверил Ягве и Моисею, рабу Его ( Исх. 14:31 ). Такова была вера народа Божия. Израильтяне поверили Ягве и Моисею, рабу Его. Естественно, ничего подобного не происходило в те времена относительно любого другого пророка. Верили Ягве, как единому Богу, и Моисею, как посреднику и ходатаю между Богом и ними. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой, – Его слушайте! Этими словами Моисей передает свой народ иному Пророку, грядущему Мессии. Весь Израиль со всем его священством, царством, пророками – всё это детище Моисеево. Следующий после Моисея – Мессия, после Моше – Машиах. Ему и препоручается всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Неправильно понимать слова «что Он Назореем наречется» в том смысле, что Господь Иисус Христос был назареем. Он был из Назарета , но не назарей в ветхозаветном понимании этого слова (см.: Числ. 6: 1–23). Скорее всего, апостол Матфей, называя Христа Назореем, подчеркивает Его самоуничижение, ибо Назарет считался у иудеев презренным городом. Сказано было некогда в поспешности Нафанаилом: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46) Поистине, как и древние пророки говорили о Пришествии Мессии (Христа): «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 2–5). Спаси Вас Христос! 1  Числ. 22. 2  Их звали Каспар, Балтазар и Мельхиор. 3   Лев Великий , святитель. Проповеди. 34. 2. 4   Цезарий Арльский , святой. Проповеди. 113. 2. 5  DeTrin. XIII, 13. 6  Иудеям достаточно сложно обойти это пророчество, хотя Рамбан и пытался доказать, что родиться и прийти – это разные вещи, косвенно соглашаясь, что Мессия действительно родился в I веке. Об этом более подробно мы говорили на прошедшей беседе. Иудеями делались попытки оспорить и само слово «Примиритель», но тут они опять наталкиваются на комментарий раби Шломо Ицхаки (Раши), непререкаемого авторитета в современном иудаизме, который однозначно истолковал это пророчество – Быт. 49: 10 – словами: «“пока (не) придет Шило (то есть Примиритель. – прот.  О.С. )” – Царь Машиах, которому царство принадлежит». Кстати, у Иакова говориться «придет», а не «родится» – на это иудеи совершенно не обращают внимания. Рамбан также истолковал этот стих. Он пишет: «Ведь слово “скипетр” (шевет) указывает на Давида, который был первым царем, обладавшим царским скипетром, а “Шило” – это его потомок, которому “будут повиноваться народы”».

http://pravoslavie.ru/93278.html

В таком значении понимали это выражение (Сын Человеческий) иудеи времен Иисуса Христа. В таком понимании следует разуметь и всё сказанное в Евангелии, особенно у Матфея, о Сыне Человеческом. Нелишне заметить, что Матфей писал свое Евангелие на еврейском языке для евреев, а потому именно у него так отчетливо и во множестве текстов раскрыт образ Сына Человеческого. Господь Иисус, говоря о Себе, редко обращался к образу Мессии (Машиаха), потому что это слово означало царя Израилева, а иудеи Его времени составили себе ложный образ Мессии-царя и Его царства, слишком всё заземлив и политизировав. Можно сказать, что Иисус при жизни даже несколько избегал это наименование, по причине его заземленного восприятия иудеями. Уверовавшие из язычников, полностью свободные от таких иудейских мессианских чаяний, наоборот, именно это наименование – Христос – и сделали основным, а в Антиохии Великой (Сирийской) и сами стали именоваться христианами ( Деян. 11:26 ). Но зато Господь Иисус любил именовать Себя Сыном Человеческим (Бар Энаш), ведь именно этот образ возводил иудеев к понятиям небесным, эсхатологическим и напоминал им о суде и о правде. Иисус, говоря Своим ученикам о грядущем воздаянии, вполне в образах пророка Даниила и других апокалипсисов, возвещает: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). Такие же слова Иисуса на суде первосвященника Каиафы послужили окончательным поводом к Его осуждению. На вопрос Каиафы: Ты ли Христос, Сын Божий? т.е. Машиах, Бен Элогим, положительный ответ Подсудимого звучал бы дерзко, но не богохульно. Мессию, сына Божия, царя Израилева и избавителя ждали все иудеи. Иисус и не отрекается от этого, Он подтверждает это словами, обращенными к Каиафе: ты сказал. В принципе, хотя и необычно, но всё нормально. И если бы Иисус на этом замолчал, то и Каиафе сказать было бы нечего, разве лишь, осмеяв, прогнал бы. Но Иисус говорит дальше: даже сказываю вам... Из этих слов видно, что дальнейшее будет больше и поразительнее первого, Он имеет о Себе сказать нечто большее, чем то, что Он Христос, Сын Божий! Что же может быть больше?!.. Иисус говорит дальше, несмотря на нарастающее напряжение судей синедриона:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, мы видим и лжепророчества Талмуда о дате пришествия Мессии, и разных лжехристов, колдунов-каббалистов, которые явились виновниками гибели многих своих последователей, доверчивых иудеев. И кровавые бойни, самоубийства, которые организовывали все эти «машиахи» с их ложными пророчествами. И, как ни странно, многих из них евреи считают героями, «великими мистиками», «поэтами» и «теологами», изучают их труды и пишут о них книги. И в тоже время в Законе Божием сказано: «И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» ( Втор.18:21–22 ). Их (иудеев) неприятие Истинного Христа обусловлено другими причинами, чем те, которые они выдвигают; все это скорее применимо к их собственным лжехристам и лжепророкам с их ложными талмудическими датами, чудесами и предсказаниями. Христос неприятен им именно потому, что Он проповедовал, говоря: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ); и еще: «Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… Блаженны кроткие… Блаженны алчущие и жаждущие правды… Блаженны милостивые…» ( Мф.5:3–7 ); и еще: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Лк.18:25 ). – Все это не укладывалось в их представление о гедонистическом (полном чувственных наслаждений) хилиазме (тысячелетнем мессианском царстве), когда они, иудеи, будут священниками и царями над гоями, и все богатства мира будут принадлежать только им. Христос называл подобное гедонистическое мировоззрение «закваской», а, как известно, «малая закваска заквашивает все тесто» ( Гал.5:9 ). Опасаясь, что старая закваска проникнет в сердца апостолов и Новозаветная Церковь уподобится Ветхозаветной, Он предупреждал учеников: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» ( Мк.8:15 ). В те времена закваска фарисейская являлась синонимом религиозного ханжества и безудержного стремления к обогащению; закваска Иродова означала политические интриги, коррупцию и полную беспринципность в отношении нравственных принципов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Славьте Бога! . 149. (1) Славьте Бога. Воспойте Богу новую песнь, славословье Ему – в собрании благочестивых. (2) Да веселится Израиль о Творце своем, сыны Сиона да радуются о Властелине своем. (3) Да славят имя Его на на тимпане и арфе пусть играют Ему. (4) Ибо благоволит Бог к народу Своему, смиренных спасением украшает. (5) Восторжествуют благочестивые в почете, воспоют на ложах своих. (6) Величие Богу [исходит] из гортани их, меч обоюдоострый в руке их. (7) Чтобы свершать мщение над язычниками, наказание – над народами, (8) заключить царей их в узы, вельмож их – в оковы железные, (9) чтобы произвести над ними приговор записанный. Великолепен Он для всех благочестивых Его. Славьте Бога! 150. (1) Славьте Бога! Славьте Бога в святости Его, славьте в небосводе могущество Его! (2) Славьте Его во всемогуществе Его, славьте Его во множестве величия Его! (3) Славьте Его трубя в рог, славьте Его на лире и арфе! (4) Славьте Его с тимпаном и махолем, славьте Его на струнах и органе! (5) Славьте Его на звучных кимвалах, славьте Его на кимвалах громогласных. (6) Каждая душа да славит Бога! Славьте Бога!  Примечания переводчика. Сначала Тора называется «Законом Бога», но когда человек усердно занимается Торой, открывая в ней новые законы, она становится его учением (Раши). Всевышний опекает праведников. Мудрецы наши говорят, что в этой главе идет речь о Машиахе, но согласно контексту правильнее будет сказать, что речь идет о событии, связанном с самим Давидом, в соответствии со сказанным: «И услышали филистимляне, что помазали Давида на царство над Израилем, и пришли все филистимляне, чтобы убить [его]...» (Шмуэль II, 5:17). И Давид нанес им поражение (Раши). «Ты – сын Мой. Тебя Я поставил царем над Израилем, который называется в Торе " Моим первенцем " (Шмот, 4:22). Благодаря тебе они сохранятся, как написано: " Так сказал Бог: " Через Давида Я принесу спасение народу Моему, Израилю " " (Шмуэль II, 3:18). Поэтому и ты считаешься Моим сыном, ибо весь Израиль зависит от тебя». «Я сегодня родил тебя» – «в день, когда ты был помазан на царство над Израилем, ты стал Мне дорог, как сын» (Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Стих 26 Когда, по истечении первых семи седмин, пройдут ещё шестьдесят две седмины (7+62=69), «потребится помазание (греч. χρσμα [хрисма]), и суд же не будет в нем»; в РБ «предан будет смерти Христос (евр. Машиах – Помазанник), и не будет». Слав. «потребится помазание» имеет то же значение, что и рус. «предан будет смерти Христос». Слав. «суд же не будет в нем»=рус. «и не будет», слова «суд» нет. Смысл обоих выражений тот, что Христос будет предан смерти безвинно и без справедливого суда, и уже не будет принадлежать еврейскому народу, как первоначально (ср. Мф.15:24; 10:5–6 ), а будет принадлежать всем народам (ср. Мф.8:11–12 ; Лк.13:30 ; Кол.3:11 ). Следствием этого будет то, что «град же и святое» (рус. святилище=храм) будут разрушены «со старейшиною грядущим» (РБ «народом вождя, который придёт»), и это разрушение будет сопровождаться неописуемыми бедствиями, о которых говорится во второй половине стиха. Здесь содержится пророчество о судьбе Иерусалима и храма, исполнившееся в 70 г. по Р.Х. Это событие хронологически не входит в период 70-ти седмин, но является следствием указанных в них событий. Стих 27 Последняя, семидесятая седмина назначена для заключения завета со многими и для отмены ветхозаветного богослужения в середине этой седмины, вследствие чего иерусалимский храм потеряет своё прежнее значение и запустеет. «И утвердит завет мнозем седмина едина (рус. и утвердит завет для многих одна седмина): в пол же седмины отимется жертва и возлияние (рус. а в половине седмины прекратится жертва и приношение), и во святилищи мерзость запустения будет (рус. и на крыле/святилища/будет мерзость запустения), и даже до скончания времене скончание дастся на опустение», т.е. окончание этому запустению положено будет к концу времени, в последние времена мира (в МТ и РБ конец стиха другой: «и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя»). В середине последней седмины, через 3 1/2 года после крещения, кровью Христа Спасителя утверждён Новый Завет ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ) «для многих», т.е. для уверовавших, а не для всех. Вместе с установлением таинства Евхаристии отменены ветхозаветные «жертвы и приношения», составлявшие сущность ветхозаветного богослужения. Видимым свидетельством отмены ветхозаветного богослужения и храма явилось раздрание завесы, отделявшей Святое святых от святилища, в момент крестной смерти Искупителя; недоступное Святое святых потеряло своё значение и таким образом исполнились слова Спасителя, сказанные не уверовавшим в Него иудеям: «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010