XXI:34 – 36), Господь открыл им то, что полезно знать для того, чтобы сохранить благоразумную осторожность и не увлечься общим потоком беспечной чувственности. Якоже бо бысть во дни Новвы: тако будет и пришествие Сына человеческого; якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется; две мелюще в жерновах; едина поемлется и едина оставляется (Матф. XXIV:38 – 41). О такой внезапности приществия Своего на страшный суд Господь предупреждал учеников еще раньше, указывая им на времена не только Ноя, но и Лота (Лук. XVII:26 – 30, 35, 36). В настоящий раз, повторив предсказание, Он присоединил к нему увещание Свонм верным последователям о постоянной и неослабной бдительности в ожидании последнего дня мира: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет, – и чтобы яснее представить слушателям необходимость бдительности в ожидании пришествия Своего и горестные последствия небрежности в важнейшем деле спасения души, Господь напомнил ту притчу о рабах ожидающих пришествия господина, которую произнес прежде (Лук. XII, 39, 40, 42 – 46). – (Извлеч. с опущ. нек. мест из кн. „Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем И. Христе», прот. П. Матвеевского. С.-Пб. 1890 г. стр. 603 – 7).   2. Библейские тексты о втором пришествии Иисуса Христа    Второе пришествие И. Христа произойдет на облакох: тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все пленена земные, и увидят Сына человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мат?. XXIV, 30);    во славе Отца: придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. XVI:27);    во славе Своей: когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей (Матф. XXV:31);    с силою и славою: и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   1. Учение Слова Божия. Совместно с воскресением мертвых, имеющим положить конец владычеству в людях смерти, по учению откровения, последует подобное обновление и во всей видимой твари, „покоривщейся суете, как гозорит ап. Павел, не добровольно, но по воле покорившего ее“ (человека), и потому совместно с человеком чающей „освобождения от рабства тлению» (Римл. VIII:20, 21).    Еще пророк Давид ясно предуказывал на то, что некогда мир прекратит свое настоящее существование и изменится или получить иной вид, так выразившись в своем обращении к Богу о созданных Им небе и земле: та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают и яко одежду свиеши я, и изменятся (Псал. CI, 26, 27).    Правда, отрывочно взятыя здесь слова: та погибнут могут приводить к той мысли, что небо и земля некогда совершенно уничтожатся или исчезнут, но их подлинный, а именно тот смысл, что небо и земля только прекратят настоящий образ существования и получать иной вид, вполне определяют и оправдывают дальнейшие слова полустишия: и яко риза обетмают, и яко одежду свиеши я, и изменятся.    Сам И. Христос прямо и ясно учил о кончине мира (Мат. XXIV:6 и 14; Марк. XIII:7; Лук. XXI:9), характерно называемой Им кончиною века (Мат. XIII, 39; XXIV, 3; XXVIII, 20), но под кончиною мира, с которою должен прекратиться и нынешний век, разумел тоже отнюдь не уничтожение мира, а только прекращение нынешнего его образа и порядка бытия, подтверждением чему между прочим служат Его выражения о небе и земле, сравнительно с Его учением: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мат. XXIV:35), каковые выражения, подобно словам ап. Павла: преходит образ мира сего (I Кор. VII:31), обозначают только изменчивость мира по образу его бытия, а отнюдь не уничтожение самой его сущности. Так поняли Своего блаженного Учителя и согласно с Ним о кончине Мира учили апостолы – Петр, Павел и Иоанн.    Ап. Петр в следующих чертах изображает самый последний и окончательный переворот в мире: нынешняя небеса и земля темже Словом сокровена сут: огню блюдома (содержимые тем же Словом, сберегаются огню) на день суда и погибели нечестивых человек...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

VIII:20, 21), он между прочим говорит следующее: „рассуждая о рабстве (твари), Павел показывает, от чего оно произошло, и причиною его почитает нас самих. Итак что же? Ужели тварь, терпящая за другого, терпит обиду? Нимало... Ей не сделано чрез это никакой обиды: потому что чрез тебя же (человека) она опять будет нетленною, что означает: на уповании«. Затем, останавливаясь на словах апостола: яко и сама тварь свободится, св. Иоанн Златоуст так продолжает речь свою: „что значит сама? Не ты один, но и что гораздо тебя ниже, что не имеет ни смысла, ни чувства, и то будет с тобою участвовать в благах.    Свободится, говорит апостол, от работы истления, т. е. не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда тело твое стало тленным; так когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и соделается соответственною ему.    Как кормилица, воспитывавшая царского сына, когда взойдет он на отеческий престол, имеет свою долю в царственных его благах; так и тварь, по словам апостола, будет причастна блаженной участи человека...    У людей также есть обыкновение одевать слуг в богатое платье для чести сына, когда ему надобно показаться в свете прилично своему роду; так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад“. (In. homil. 8 п. 20 ет. 21. Снес. слово к Феодору падшему. „Хр. Чт.“ ч. 1, стр. 372. Петерб. 1844).    Между тем в конце четвертого века стало весьма заметно распространяться ложное мнение о будущем совершенном истреблении огнем настоящего материального мира, что, понятно, должно было вызвать вистретившихся с ним пастырей церкви как на прямое его опровержение, так и на упрочение противоположного ему церковного учения о кончине мира.    Иномыслящие возражали, что в самом же Св. Писании говорится: небо и земля мимо идут (Мат. XXIV:35), погибнет небо, яко дым, и земля, яко риза обетшает (Ис. LI:6).    На это св. Епифаний, указав на слова апостола: преходит бо образ мира сего (1 Кор. и II, 31), а не самый мир, отвечает тем, „что писаниям обычно назыйать уничтожением обращение формы (мировой) в лучший и благообразнейший вид; подобно тому, как если бы кто назвал уничтожением (или погибелью) изменение прежнего в человеке его младенческого вида в совершенного мужа, когда перемена с возрастом младенца касается только его величины и красоты“.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   2) Второй признак – проповедание Евангелия во всем мире. Проповестся Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком (Матф. XXIV:14. Снес. Лук. XXIV:47), или всем без исключения живущим на земле народам, следствием чего будет вступление в царство Христово всех из существующих на земле народов, к нему способных и к принятию его готовых, которые несомненно пред кончиною мира будут, и окончательно закончат собою определенный круг избранных Божиих (Мат. 22).    3) Третий признак приближения второго пришествия И. Христа – уменьшение веры и любви между людьми. Исконный враг (диавол), посеевая между добрым семенем слова Божия плевелы лжи и обмана, пред кончиною мира направит все свои силы и средства к тому, чтобы, если бы оказалось возможным, безусловно всех призываемых ли только в царствие Божие, или уже вступивших в него, отторгнут отсюда и подчинит своей губительной власти. Тогда, наставлял учеников Своих Иисус Христос, аще кто речет вам: се зде Христос, или онде; не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные. Се прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се в пустыни ест: не изыдите; се в сокровищах (во внутренних комнатах), не имите веры (Матф. XXIV:23 – 26. Снес. Марк. XIII. 21 – 23). Последствием же сего будет то, что тогда прельщены будут (Матф. XXIV:5, 11, Снес. Марк. XIII, 6), соблазнятся мнози (Мат. XXIV:10), – за умножение беззакония (по умножению беззакония) иссякнет любы многих (Мат. XXIV:12), – последует мерзость запустения, реченная Даниилом пророком, стояща на месте святе (Матф. XXIV:15), – и Сын человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли (Лук. XVIII:8).    4) Дальнейшим признаком второго пришествия И. Христа будет обращение ко Христу иудеев. Так, ап. Павел в своем послании к Римлянам, изображая особенную в отношении к язычникам, привившимися чрез веру от дикой к доброй маслине, милость Божию, равно как, наоборот, особенную строгость суда Божия в отношении к иудеям за то, что они отняли от сей родственной им маслины, при этом заметил, что для иудеев, не смотря на это, отнюдь не потеряна возможность и надежда опять привиться к своей родной маслине (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

С.-Петербург. университ. Ч. XXIV. Спб. 1891, стр. 175) Косма назван даже попом. 40 П. С. З. XI, 8175. «Отраз. писан. о самоуб. смертях», стр. 99, 110. Спб. 1895. «Сказ. о обращ. раск. заволжских». М. 1875. «Ист. Выг. пуст.», стр. 129, 315, 371. Спб. 1862. 41 Дионисия называет «История о бегств. священстве» Ионы Курносого (Раск. дел. XVIII в. Есипова, II, 185). О времени возникновения скита Онуфриева – Собр. пост. по в. п. и. IV, 162; ср. Опис. док. и дел. Син. I, 584. О значении Онуфриева скита: Мат. для ист. раск. VIII, 246. 42 В исследованиях по расколу не дается определенных сведений о старце Сергии, жившем на Керженце. Одни, повторяя слова «Пращицы» (л. II, изд. 1721), называют Сергия нижегородцем, причем, по-видимому, отличают его от другого старца Сергия, который был виновником появления на Керженце догматических писем Аввакума (Макарий. История раскола, стр. 288. Спб. 1855). Другие отожествляют Сергия со старцем Сергием, которого судили на соборе 1666 года (Нижегор. Епарх. Вед. 1865, 15, стр. 14), без всяких – прямо видно – оснований (Мат. для ист. раск. II, 13; ср. 118). Есть данные, чтобы поставить этот вопрос иначе. По свидетельству «Сказания» о керженских спорах, в начале 90-х годов XVII века на Керженце жил инок Сергий – ученик Аввакума и защитник догматических писем его (Мат. для ист. раск. VIII, 238–40). Другой памятник – «Отразительное писание», писанный иноком Евфросином в 1691 году, также упоминает, что в то время на Керженце жил инок Сергий – ученик Аввакума и защитник писем его в защиту самоистребления (стр. 110, 114; сн. 104). Так как оба памятника говорят об иноке Сергии, жавшем в ските Онуфрия, то ясно, что они разумеют одно и то же лицо. Теперь спрашивается: кто же этот инок Сергий? По всем признакам не кто иной, как тот любимец Аввакума Сергий, который по посланиях протопопа известен под именем игумена Сергия. Уже то одно, что игумен Сергий спрашивал Аввакума и получал от него ответы о таких предметах веры (Мат. для ист. раск. VIII, 107–12), споры о которых начались на Керженце по вине инока Сергия, занесшего туда письма Аввакума и бывшего их защитником (VIII, 221, 238), дает основание думать, что игумен Сергий и инок Сергий – распространитель и защитник догматических писем Аввакума есть одно лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Земля в противоположении с Небесами, знаменующими невидимый мир, означает первоначальное вещество, и как бы семена всего мира видимого» 681 . Вот причина, почему еврейское: schammaim в настоящем случае (срав. также ст. 9 и II, 1) переведено у Филарета словом: небеса, тогда как то же слово в других случаях (как напр. I, 8; VII, 19 и др.) он переводит и словом: небо. I, 5. И был вечер, и было утро: день один. Заслуживает особенного внимания при этом последнее выражение. В объяснение своего перевода святитель Филарет говорит следующее: «день первый Моисей называет одним аа) или просто, полагая имя количества вместо имени порядка 682 ; бб) или с особенным намерением, для означения того, что, не смотря на беспримерную его ночь 683 , он не был более, как один день обыкновенный; вв) или наконец для того, что по сей первоначальной ночи, он был единственный« 684 . Или, как он же в своей Библейской истории говорит: «первый период сего (т. е. светового) движения, вместе с предшествовавшим ему мраком, составил то, что в Св. Писании в первый раз наименовано вечером и утром, и днем не только первым, но единым, и как бы единственным» 685 . I, 14. Для знамений и времен. »аа) для знамений: а) не только разумевательных, вместе с прочими тварями, являющих Божество, Puм. I. 19, 20 ; но и б) проразумевательных о действиях естественных, Мат. XVI, 2, 3 и в) указательных на действия промысла в роде человеческом, Мат. XXIV, 29. Лyk. XXIII, 45 , Дeяh. II, 20 . Только в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих. бб) Для времен постоянных: moadim. Таковые времена суть: а) естественные, как то четыре времени года, время сеяния, время жатвы; и б) общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности, по приспособлению Моисея к Евреям, праздники 686 . I, 21: и сотворил Бог рыб великих, и все животныя живыя пресмыкающияся. Это перевод еврейского: vajibrah Elohim eth hattanninim ha-ggedolim ve eth ehol nephesch ha – chajah ha-romeseth, что LXX-ю передано в таких словах: κα ποησεν θες τ κτη τ μεγλα κα πσαν ψυχν ζων ρπετν, откуда в славянском: и сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов. Перевод Филарета не вполне точен; но автор Записок на кн. Бытия поясняет его, а тем и оправдывает себя в толковании, где говорить: «Виды тварей пятого дня суть: аа) пресмыкающияся, или; по точному знаменованию слова, которое употребляет здесь Моисей, многородящее. Сие имя преимущественно приличествует рыбам и насекомым; в употреблении дается не только водяным, но некоторым и земным животным, Лeb. XI, 20. 29 . В сем месте конечно знаменует живущие в водах и земноводные... вв) в особенности: tanninim. Слово сие значит змей и рыб великих» 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Интересным археологическим подтверждением принадлежности ранних жителей Ханаана к хамитам можно считать находку в пещере Схул, на горе Кармил (Кармел), останков людей с явно выраженными негроидными чертами. Период патриархов События священной истории периода Патриархов начинаются там же, где разворачивались и события предыдущего, – в Междуречье (см. рис. 7). Здесь лучше всего хранились предания о прошедших временах: Призма царей (ок. 2170 до Р.Х.), обнаруженная в 1922 г. около Ларсы, рядом с родиной Авраама – Уром, – не только говорит о всемирном (правильнее – всечеловеческом) потопе, но и сообщает имена десяти допотопных. Для нас важно то, что праотцы выросли в окружении культуры, основы которой были заложены шумерами (см. рис. 8), и очень многое в повествовании об Аврааме, Исааке и Иакове не просто становится понятным при рассмотрении истории, религии, культуры и права древних обитателей Междуречья, но и подтверждает историчность истории праотцев. В XXIV в. до Р.Х. население южной части Месопотамии в основном говорило по-шумерски, в то время как в центральной и северной части региона звучал также и восточносемитский язык. Он же преобладал в Верхней Месопотамии. Между носителями языков этнической вражды, судя по имеющимся данным, не было. Все жители Месопотамии называли себя одинаково – «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-семитски цаль-мат-каккади). Единого государства не было, однако центром шумерского племенного союза еще в догосударственный период был Ниппур, находившийся в центре Нижнеевфратской долины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», здесь же, предположительно, возникла первая известная нам система письма. В остальных шумерских городах-государствах также были свои храмы, являвшиеся центрами религиозной, культовой, научной и государственной деятельности. Урожай с земли храма шел в запасной страховой фонд общины, на обмен с другими странами, на общественные работы. Об этом рассказывает один из древнейших в мире письменных памятников – архив Ура халдейского, отчизны праотца Авраама. В этом архиве в конце III тысячелетия до Р.Х. был создан так называемый Царский список – перечень царей, последовательно правивших в различных городах Месопотамии «от начала мира». Все династии делятся на допотопные и послепотопные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Подчиненная Новгороду территория была основным источником его благосостояния. Опорными пунктами для освоения земель были основанные новгородцами погосты — судебно-податные центры. Отдаленные территории, как правило населенные неслав. народами, могли сначала не включаться непосредственно в адм. плане в состав Новгородской земли, с них лишь собиралась дань (Пермь, Печора, Югра, Терский берег, часть территории современных Эстонии и Финляндии) (Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос_ва: Ист.-геогр. исслед. М., 1951. С. 69–115). Под властью Новгорода или в даннической зависимости от него оказалось значительное финноязычное население, среди которого были карелы, водь (вожане), ижора, саамы, вепсы, на какое-то время — эсты. Имена с фин. этимологией нередко встречаются в новгородских берестяных грамотах: по данным на 2007 г., их известно от 40 до 60, что составляет 4–5% всего именослова этих документов (Saarikivi J. Finnic Personal Names on Novgorod Birch Bark Documents//Slavica Helsingiensia. 2007. Vol. 32. P. 196–246). С сер. VIII в. значительное скандинавское присутствие отмечается в низовьях Волхова, где возникло поселение Ладога (в сканд. сагах: Aldeigja, Al deigjuborg). Скандинавы жили там и позднее, в XI–XII вв., что подтверждается археологическими и антропологическими данными. Исключительно богато сканд. находками основанное уже в IX в. в 2 км южнее Новгорода Рюриково городище. Их обилие и разнообразие свидетельствуют о том, что скандинавы селились там целыми семьями (Носов. 2012. С. 102–118). Вероятно, именно это поселение скандинавы называли Holmgardr, позднее они перенесли это название на Новгород. Первые новгородские князья охотно нанимали варяжские дружины, существенно усиливая этим свои войска. Начиная с XII в. в источниках фиксируются тюрк. имена, носителями к-рых были, вероятно, люди из княжеского окружения — выходцы из Юж. Руси (Гиппиус А. А., Михеев С. М. Заметки о надписях-граффити новгородского Софийского собора. Ч. 3//ДРВМ. 2011. 2(44). С. 46; Гиппиус А. А. «Ильдятино селище»: Коммент. к новгородской берестяной грамоте 71//Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Мат-лы XXIV междунар. науч. конф. М., 2012. С. 231–234; Новгородские грамоты на бересте. 2015. Т. 12. С. 99–100). Проживали в Новгородской земле и выходцы из Литовского великого княжества. Никаких данных о дискриминации неславянского населения нет, напротив, в XIV–XV вв. по являются сведения о проникновении представителей карел в новгородскую элиту и о довольно крупном землевладении карел. знати («корельских детей») (Lukin. 2017. Р. 297; Чибисов Б. И. «Дети корельские» в контексте этнической истории Сев.Зап. Приладожья XV в.//ДРВМ. 2017. 2(68). С. 18–25).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

IX:17). Ибо Бог есть Отец Его до естеству, а наш – по благодати; и Богом Его сделался по домостроительству, поколику Он сделался человеком, а наш Он Владыка я Бог по естеству» (св. Афанасий, слов. против ариан., Хр. чт, 1840, III, стр. 17). Та же мысль у св. Кирилла Иерус. (Оглас. поуч. XI, п. 19, стр. 200 в русск. перев.) и св. Григория Богослова (Твор. св. отц. III, стр. 86). small> ); г) когда сказал: „о дни том, или о часе никтоже весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» (Марк. XIII:32; Мат. XXIV:36), – сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии проиавольного самоуничижения („Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Ту же мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно в безотносительно, т. е. без присовокуплении: чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение в смысле более сообразном с благочестием, и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (св. Григорий Богослов, в Твор. св. отц. III, стр. 94). То же говорят св. Афанасий (соптг Arian. огат. 4), Матф. XXVI:39), – показал в Себе две воли: человеческую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы стра-дание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть ( „Как человек, сделавшийся подобным человекам, Он молился, чтобы Его миновало страдание; а как Богь, по Божескому существу непричастный страданию, Он готов был принять страдание и смерть“ (св. Афанасий, слово против ариан., в Хр. чт. 1840, III, стр. 207). );) когда воззвал на кресте: ,Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 46) то воззвал Он, от лица нашего: ибо не за Себя страдал Он, а за нас, в не Сам Он был оставлен Богом Отцом (это и невозможно по единству и нераздельности Их существа), но мы были оставлены, для примирения коих с прогневаннык Божеством Он и восходил на крест (Св. Григор. Богосл. слово 30, в Твор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Пусть, по изречению Псалмопевца, «исчезает... душа его: она» исчезает «во спасение» ( Nc. CXVIII. 81 ). Вы видите, слуш., каким образом Вифлеемское знамение родившегося Спаса дано не одним Вифлеемским пастырям, но и каждому из нас, дабы управлять нашим духовным путем ко Христу Спасителю. Вопросим еще единожды; прешли ли мы до Вифлеема, и то, чего естественно ищет душа наша, обрели ли столь же неукоснительно, беспрепятственно, верно, как сии верные в простоте своей пастыри – «приидоша поспешшеся, и обретоша» ( Лyk. II. 16 )? О, Иисусе младенчествующий! Как трудно нам кажется сократиться в сию скудную меру Твою! Мы любим не малитися с Тобою, но расти в себе самих – расти своемудрием, расти вожделениями, расти ложною славою. О, животе, повитый в погребение! Как часто мы без внимания попираем и дерзновенно раздираем пелены Твои! Мы желаем лучше жить, дабы умереть, нежели умирать, дабы жить! О, мудросте и Слове Божий, поучающий нас ныне из яслей Твоих! как мало мы внимаем великой проповеди Твоего немотствования! Как будто знамения Сына Божия на земли для нас малы и низки; как будто мы ждем, чтобы для нас «явилось знамение Сына человеческаго на небеси» (Мат. XXIV. 30)! Оно «явится»; но тогда уже не время будет ни праздновать, ни поучаться: «тогда восплачутся вся колена земная» (Мат. XXIV. 30). Поспешим, христиане, проходить примрачный путь веры, дабы свет судного дня внезапно не ослепил нас. Сретим любовию Христа нисходящего с небес, дабы Он сретил нас милосердием, восходящих на небо. И если кто уже пришел к нему с пастырями, да возвращается тот всегда с ними от славных знамений к простоте верования, восписуя славу единому Богу. Если же кто с волхвами притек в сокровенный Вифлеем от шумного Иерусалима: «да не возвратится тот ко Ироду» (Мат. II. 12) похвалиться своим обретением; да не соделается тайна Царя славы оружием миродержителя тмы века сего, который «ищет Отрочате, да погубит Е» (Мат. II. 13). Аминь. 926 В отд. изд.: «каждое вожделение связано и повержено: «не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи» (2 Кол. II. 21)». Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010