2. Ныне блаженный Давид, видя псалтирь свою в руках младенцев, радуется радостью, ликует духом и торжествует с ними, как некогда пред ковчегом Божиим, сливает стройные песни свои с их песнями и радостно взывает: благословен грядущий во имя Господне! Спросим же его; скажи нам, пророк: кто этот грядущий во имя Господне? «Ныне, отвечает он, не мое дело научать; младенцам предоставлено от Того, Кто из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу, сделать безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8,3 ), дабы и чрез это чудо возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников (Лук, 1, 17), – Скажите же нам, дети, откуда у вас это прекрасное усердие и радостная песнь? Кто внушил, кто составил (ее)? Кто собрал (вас)? Из каких книг, от каких наставников вы заимствовали (ее)? «Примите, отвечают они, участие в нашем торжестве и песнопении, и вы узнаете то, что желал знать Моисей и прочие пророки ( Лук. 10, 21 ).» – И так, когда приглашение нам сделано, и дети подали нам руки в знак общения, приидите, возлюбленные, с усердием примем и мы участие в священном ликовании, и вместе с Апостолами будем сопутствовать возшедшему на небо небес на восток ( Пс. 67, 5. 34 ) 109 , и на земле благоволившему возсесть на сына подъяремной (Мат. 21, 5). Возмем ветви вместе с отроками и восплещем масличными отраслями, чтобы и нас осенил Дух Святый, и нам стройно воспеть Богодухновенную песнь: благословен грядущий во имя Господне! осанна в вышних (Мат. 21, 9)! Ныне и Патриарх Иаков, видя совершившимся свое пророчество, торжествует духом, и с верными поклоняется Отцу: ибо привязавший к виноградной лозе осленка свого ( Быт. 49, 11 ) возсел на молодого осла. Ныне приготовляется осленок, безсловесный образ безсмысленных некогда язычников, в знак покорности народа из язычников, и младенцы изображают младенчество их в богопознании и последующее за тем совершенство в боговедении. Ныне, согласно с пророчеством, Царь славы прославляется на земле, и земнородных делает участниками торжества небесного, дабы показать, что Он есть Господь тех и других, как там и здесь согласно воспеваемый. Посему горьше, возвещая о спасении, совершающемся на земле, пели: свят, свят, свят Господь Саваов: вся земля полна славы Его ( Псал. 6, 3 )! А дольше, принимая радостное участие в небесном торжестве, взывали: осанна в вышних! осанна сыну Давидову (Мат, 21, 9)! Горьние славословили: благословенна слава Господня от места своего (Иез, 3, 12)! А дольние восклицали: благословен грядущий во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Что же означают слова его? Нужно решить сперва одно, а потом другое. " Все сии " , - говорит, - " умерли в вере " . " Все сии " , - говорит он здесь не, потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: " не получив обетований " - справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. 2. О каких же обетованиях он говорит? Исааку, и Иакову была обещана земля; а Ной, Авель и Енох какие получили обетования? Он говорит здесь или о последних троих, или вместе и о тех. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселён, Ной спасся от потопа; всё это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего. Бог, от начала зная, что человеческий род имеет нужду в великом снисхождении, дарует нам не только то, что в будущем, но и настоящее. Так и Христос говорил ученикам: " И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мат.19:29); и еще: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мат. 6:33). Видишь ли, что и это даётся от Него в виде приложения, чтобы мы не унывали? Ратоборцы, хотя получают облегчение и в то время, когда находятся в борьбе, но, подчиняясь законам, не имеют полного отдыха, а пользуются им впоследствии; так, и Бог здесь не дарует нам полного успокоения, но, хотя отчасти и дарует, сполна сберегает его для будущей жизни. А что это так, (апостол) сам объяснил, прибавив следующее: " а только издали видели оные, и радовались " . Здесь он намекает на нечто таинственное; указывает, что они предчувствовали всё, сказанное о будущем, о воскресении, о царствии небесном и о прочем, о чём проповедовал Христос, пришедши на землю, - это именно он разумеет под обетованиями. И так, или это он говорит, или то, что они, хотя не получили таких обетований, но окончили жизнь, уповая на них; а уповали по одной вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1624...

Чтобы иметь правильный взгляд на него, возьмите Библию и прочтите во Второзаконии (гл. 28) пророчество Моисея, сказанное еврейскому народу почти за четыре тысячи лет до нашего времени и с изумительною ясностью изображающее современное его положение. За неверность завету Божию „рассеет тебя Господь Бог твой по всем народам от края земли до края земли... Но и между этими народами ты не успокоишься, и не будет места покоя ноге твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаяние очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей“. Просвещение народов христианских доселе смягчало некогда страшные, особенно в средние века, бедствия рассеянных евреев; но снова появляются „еврейские побоища“, составляются партии антисемитов; еврейские переселения на покупаемых для них землях не удаются, правительства от них отрекаются; известные еврейские капиталы, единственная их надежда, дрожат в их руках, в виду возрастающей ненависти к ним других народов... Возьмите в руки историю и в ней увидите, что в четвертом столетии по Рождестве Христовом император Юлиан богоотступник вздумал восстановить храм Иерусалимский и возвратить евреев в Палестину, но это предприятие разрушено чудесным явлением гнева Божия. И так, только обращение ко Христу, Которого евреи отвергли, и слияние их с христианскими народами есть единственно верное решение еврейского вопроса. Это, к утешению нашему, и предсказывает им Апостол Павел ( 2Кор. 3, 15 . Рим. 11, 25 –29 ). Господь сказал: „не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник,– Христос“ (Мат. 23, 14). „Если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам“ (Мат. 24, 25). Как это пророчество ясно определяет наше время, и какая попечительность и любовь дышат в этих словах Спасителя: „вот Я наперед сказал вам!“ Сколько мы видим ныне наставников, старающихся заменить нам Спасителя нашего, и сколько лжехристов и лжепророков готовых руководить целое человечество и перестроить весь мир! Но самые злокачественные знамения нашего времени, это распространение материалистических учений и смешение христианства с языческими религиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

23:2, 3). Они имеют, говорит, достоинство, но нечисты по жизни. А вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова, их; отповедения же (других) никто не получит вреда. Почему? Потому, что оно явнодля всех, и такой (человек), хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить (других). Также слова: " Не судите, да не судимы будете " (Мат. 7:1), относятся к жизни, а не к вере, как показывают следующие за ними: " что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь " (Мат. 7:3)? " Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте " относится к деятельности, а не к вере, - " по делам же их не поступайте " . Видишь, что здесь идет речь не о догматах, а о жизни и делах? Впрочем Павел наперёд представил ихсо стороны (достоинства), а потом и говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет " . Пусть выслушают не только подчинённые, но и начальники, что как подчинённые должны быть послушными, так и начальники должны быть бодрствующими и неусыпными. А ты что говоришь? Начальник бодрствует, навлекает опасности на свою голову, подлежит наказаниям за грехи твои, испытывает такой страх из - за тебя, а ты ленишься, противишься, тщеславишься и не хочешь повиноваться! Потому (апостол) и присовокупляет: " чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно " . Видишь, что начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слезы и воздыхания его служат лучшим мщением? И справедливо. Так и врач, встречая неуважение отбольного, не должен мстить, но плакать и воздыхать. Если твой начальник будет воздыхать, то отмстит за тебя Бог, потому что если, воздыхая о своихгрехах, мы располагаем к себе Бога, то не тем ли более, воздыхая о гордости другихи презрении отних? Видишь, что Он не попустит начальнику терпеть обиды? Видишь, какое любомудрие? Должно воздыхать тому, кого не уважают, презирают, плюют.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1635...

е., чтобы люди окружающие учеников Христовых светом их добродетелей были привлекаемы к общению с ними, или в Церковь Христову. Но нельзя окончательно установить правильные понятия ни о борьбе верующих с заблуждениями и пороками известного века, ни о способах этой борьбы, не изложивши общего учения Иисуса Христа о борьбе, или брани верующих с врагами веры, предуказанной Им на все времена и для всех народов. Господь говорил ученикам Своим пред Своими страданиями: „мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам: да не смущается сердце ваше, и да не устрашается “ ( Иоан. 14, 27 ), т. е. не тот мир даю вам, непрочный и недолговечный, какой заключают между собою люди, и за который нельзя поручиться, но „мир Мой“ вечный и невозмутимый, так что сердце ваше навсегда будет успокоено и свободно от страха. Но когда этот благодатный, божественный мир будет достоянием верующих? – Только после решительной победы над врагом Самого Господа и Его последователей. И с какою силою Господь изрек Свое пророчество о брани предстоящей христианам! „Не думайте, говорил Он, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч (Мат. 10, 34). „Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он скорее возгорелся» ( Лук. 12. 49 ). Как подвигоположник и предводитель своего духовного воинства ( Евр. 12, 2 ), Иисус Христос Сам начинал и имел окончить победою брань с диаволом, виновником всех бедствий рода человеческого и со всеми силами ада ( Иоан. 12, 31; 16, 10 ). И Он желал, чтобы скорее наступила для Него эта брань, подобно тому, как мужественный, искусный и знающий свои силы полководец, уверенный в победе, с нетерпением ожидает начала сражения. Господь готовился к победе, и сатана собирал свои силы для сопротивления. Симоне, Симоне, говорил Иисус Христос Петру пред Своими страданиями, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу; Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, ты же, обращся, утверди братию твою ( Лук. 22, 31, 32 ). Другой стороне Он дал имя: „царство Божие, царство небесное“ (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Разломы проходят между коллегами, членами семей, и, увы, даже членами Церкви. На фоне общей взвинченности позиция каждого человека представляется ему нравственно самоочевидной, а несогласие с ней — признаком законченного, безнадежного негодяя, с которым можно только громогласно и публично порвать всякое общение. И здесь нам важно вспомнить слова Господа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мат.5:9) Мы не можем быть миротворцами на международном уровне — у нас нет таких возможностей — но мы можем быть ими в семье, на работе и в Церкви. Мы должны сохранять отношения с другими людьми, даже если мы испытываем острое, болезненное несогласие с тем, что они говорят. Церковь не есть политическая партия, и пребывать в церковном общении — не значит разделять чьи бы то ни было политические убеждения. Сверхъестественная реальность Церкви выходит далеко за рамки любых текущих политических событий. Нам важно помнить слова Господа «Не судите, да не судимы будете, Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мат.7:1-2) Конечно, эти слова не воспрещают нам иметь свое суждение о тех или иные событиях или взглядах; но они воспрещают нам укоризненный суд над людьми — особенно теми людьми, с которыми у нас есть отношения, которые мы можем разрушить или сохранить. Мы все — немощные люди, склонные грешить и ошибаться, особенно оказавшись под психологическим давлением. Мы все остро нуждаемся в снисходительности и понимании — и поэтому не должны скупиться на снисходительность и понимание в отношении других. Не нужно пытаться использовать против человека каждое его слово. Прокуроров в этом мире хватает и без нас. Не стоит кидать виртуального камня — даже если вы уверены, что это справедливо. Апостол заповедует «плачьте с плачущими» (Рим.12:15). Как частные лица, мы не можем остановить горе и страдания людей — как на Донбассе, так и на Украине. Но мы можем хотя бы скорбеть и воздыхать об их бедствиях. Это не так мало — ненависть и даже злорадство растут сами, как сорняки, и мы можем хотя бы не дать им захватить наши души.

http://radonezh.ru/2022/03/09/gde-nam-is...

21). И не сказал Он: разрушьте это тело, но " храм " , чтобы показать Бога, обитающего (в нём), - разрушьте церковь, много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законодателя; тот - букву убивающую, а этот - дух животворящий; тот - жезл Ааронов, а этот - жезл Иессеев. 3. В другом опять месте, по совершены Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: " смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской " (Мат. 16:6). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев. Так как иначе Он сказал, а иначе они предполагали, то смотри, как Он исправляет это, говоря: " что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали " , но об учении фарисеев, чтобы внимать (Мат. 16:8-10; 16:11-12)? Видишь ли, что как евангелист относительно храма, так здесь Он сам исправляет предположение заблуждавшихся? Так и в том, что Он делает Себя равным Богу: если бы Он не делал Себя равным Богу, а иудеи это предполагали на основании сказанного, то евангелист исправил бы это предположение, и сказал бы, что иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он не делал этого и не давал повода. Чтобы ты узнал из самого изречения, что это (богоравенство) особенно Он желал укоренить в умах людей, обратимся к прежнему слову и узнаем, в каком некогда обвинении Он так защищался. Что (такое) некогда было, за что Он обвинялся? Что в субботу совершал дела: " искали убить Его за то " , - сказано, - " что Он делал такие [дела] в субботу " (Ин. 5:16). Что именно " такие " ? Что Он исцелил расслабленного, повелел ему взять свою постель и отойти в свой дом. Потому и говорили, спрашивая его: кто приказал ему делать это в субботу? А он говорил: " Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и " иди в дом твой (ст. 11). Преследовали Его, сердясь за это, - что Он приказал в субботу то, что казалось преступлением и разрушением закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1645...

Последнее расположение духа в высшей степени обнаружилось в поведении благоразумного разбойника на кресте. Можно думать, что подведенный к кресту для пригвождения на нем и смертной казни, он с изумлением увидел, что вместе с ним и товарищем его по разбойничеству приведен для той же казни и невинный Иисус. Его внимание было возбуждено, его взор был обращен с жалостью и состраданием к кроткому, светлому лицу Иисуса, грядущего принести Свою спасительную жертву для искупления мира. Пригвоздили распинаемых ко крестам; кресты подняли, и с высоты их открылось несметное множество народа, волнующегося, шумящего, с ненавистью и злобою обращенною особенно к распинаемому царю Иудейскому. Из той толпы понеслись громкие насмешливые возгласы: „э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого, и сойди со креста» ( Марк. 15, 29 – 30 ). „Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Матф. 27, 42 – 43 ). И это вопил тот народ, которому Он оказал сколько благодеяний, который недавно возглашал Ему: осанна Сыну Давидову (Мат. 21,9)! Жалость к невинному Страдальцу превозмогала в душе благоразумная разбойника его собственные страдания. Притом ему слышны были и слова Иисуса, произносимые в смертельной скорби: „Боже Мой! Боже Мой! почто ты Меня оставил? ( Марк. 15, 34 ), и слова прощения врагам и распинателям: „Отче, прости им; ибо они не знают, что делают» ( Лук. 23, 34 ). На все это благоразумный разбойник отвечал безмолвным состраданием; но когда и закоренелый злодей начал злословить и говорить Иисусу: „если Ты Христос, спаси Себя и нас», он в негодовании возгласил: „или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же! И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим принимаем; а Он ничего худого не сделал». И если римский сотник и стражи, видев все происходившее, говорили: „воистину Он был Сын Божий» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

17:3). Итак очевидно, что они называли себя странниками в этом смысле. Положим даже, что они называли себя странниками по чужой земле: тогда что говорит Давид? Разве он не был царём, не был пророком? Разве он жил не в своём отечестве? Почему же он говорит: " странник я у Тебя [и] пришлец " ? Как " пришлец " ? " Как " , - говорит, - " и все отцы мои " . Видишь ли, что и они были пресельники? У нас, говорит, ныне есть отечество, но не истинное отечество. Как - " пришлец " ? Земли; следовательно и они были пришельцы земли. Как они, так и он, и как он, так и они. 3. Будем же странниками и мы, по крайней мере ныне, чтобы Бог не стыдился называться нашим Богом. А для Него было бы стыдно, если бы Он назывался Богом людей порочных; таких Он и сам стыдится, и напротив считает честью для себя быть Богом людей добрых, честных и упражняющихся в добродетели. И мы отказываемся называться господами наших дурных рабов и отвергаем их; когда кто-нибудь, пришедши, скажет нам: такой-то сделал много дурного, не твой ли он слуга? - тогда мы тотчас говорим: нет, чтобы отклонить от себя позор, потому что есть отношение между рабом и господином, и бесславие переходит с первого на последнего; тем более (стыдится) Бог. Но те мужи были так славны, так много имели дерзновения (перед Богом), что Он не только не стыдился называться их (Богом), но и сам говорил: " Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова " (Исх. 3:6). Будем, возлюбленные, и мы странниками, чтобы не стыдился нас Бог, чтобы не стыдился и не предал геенне. Таковы были те, которые говорили: " Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? " (Мат. 7:22). Но Христос, смотрите, что говорит им: " Я никогда не знал вас " (Мат. 7:23), как поступили бы, чтобы отклонить от себя позор, и господа дурных слуг, прибегающих к ним. Не знаю вас, говорит Он. А как же Ты наказываешь тех, которых не знаешь? Не знаю - говорит Он в другом смысле, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1625...

О страшных знамениях, возвещающих самое наступление дня последнего суда Господня, указанных в Евангелиях Матфея и Луки (Мат. гл. 24, Лук. 21 ) мы не смеем рассуждать, не почитая себя сильными проникать в тайны веры. Для нашего вразумления довольно указания на те бедствия, которые видим в современной неестественной и искусственно осложненной жизни человечества, и которые назревают, как прямые последствия развития эгоизма и своекорыстия не только в частных людях, но и в целых народах, как сказал Господь: в озстанет язык на язык и царство на царство. Обратим внимание на то, что знамения нашего времени не примечаются, не обсуждаются и не обращаются в поучение и предупреждение народов их руководителями, людьми науки, светилами знания. Им некогда этим заниматься; они погружены в изучение природы, в извлечение из ее недр всего, что можно добыть для удобств и украшения жизни. Всем поклонникам науки, чуждой наблюдения за путями Провидения и нравственными законами жизни человеческой в лице фарисеев говорит Господь: „Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамения времен не можете“. И как ясно эту картину беспечности и страшного пробуждения в наступающем бедствии изобразил нам Господь в сравнении дня Своего второго пришествия и кончины мира со всемирным потопом! „Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и в пришествии Сына Человеческого“ (Мат.24, 37–39). А этому самовосхвалению, этим восторгам при описании успехов, приобретенных нашим просвещенным временем, всем этим блестящим надеждам на возрастание благосостояния человечества, с забвением нравственного преуспеяния, св. Апостол Павел произносит такой приговор: „когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба“ ( 1Сол. 5, 3 ). Обратимся к знамениям третьего рода. Промысел Божий для спасения людей при невнимании нашем к этим постоянным знамениям времени, или при трудном положении истинно верующих в борьбе с враждебными силами века, во свидетельство своей близости к людям и непрестанного попечения о них, являет особые действия своего правосудия, благости и всемогущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010